Перспективы дирижаблестроения


475 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Иллюстрация к тезису о сравнительной экономичности самолёта и дирижабля в связи с лобовым сопротивлением...

%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Иллюстрация к тезису о сравнительной экономичности самолёта и дирижабля в связи с лобовым сопротивлением...

На соревнованиях такое разрешено?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не знаю. Возможно, формального запрета нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да топливо то ладно, нагрев газа можно солнечными батареями запитать

Прикинем возможность.

Газовый баллон вмещает обычно 35 кг пропана, этого достаточно для 45-60 мин полета монгольфьера.

(по тексту статьи можно понять, что баллон 1500-2000 кубометров).

Принимая полёт около часа, получим, что в секунду расходуется 0.01 кг пропана, 360 кДж, 360 киловатт тепловая мощность. Для аппарата размером с "Гинденбург", соответственно, 36 МВт (тут два фактора, которые я учесть не могу в полной мере - с одной стороны, подъёмная сила нагретого воздуха вчетверо ниже водорода или гелия, с другой стороны, больший по размеру аппарат будет иметь меньшие относительно объёма теплопотери).

Солнечная постоянная 1367 Вт/м2 (в космосе и усреднённая за год). Для получения нужной мощности (принимая К.П.Д. 100%, погоду абсолютно ясной и унос тепла движением воздуха относительно дирижабля отсутствущим) нужно около 30 000м2, что примерно впятеро больше боковой поверхности названного дирижабля (опять же - принимаем, что курс перпендикулярен направлению на Солнце).

Впрочем, "солнечные стратостаты" существуют. Это вид техноспорта. Баллон делается из очень тонкой чёрной плёнки (как у мусорных пакетов, только более тонкой и прочной) и не несёт полезной нагрузки вовсе или нагрузку в несколько сот граммов (видеокамеру, фотоаппарат и т.п.)

Есть проекты дирижаблей с солнечными батареями, но подъёмная сила там гелиевая, батареи для питания двигателей, но реализовать задуманное (и оплаченное) не удалось. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В основном полужёсткие К-серии. 12 тысяч кубометров. 9-10 человек экипажа, 4 160-кг бомбы.

Blimp - это даже не полужесткий, а мягкий.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я уже упоминал "три степени невозможности" - не бывает в принципе, нереализуемо технически, нерентабельно экономически. И споры возникают там, где путают эти уровни, принимая принципиальную возможность за техническую, а техническую реализуемость за экономическую целесообразность. 

Дирижабль, разумеется, принципиально возможен. Технически нереализуемы некоторые амбициозные его проекты, наподобие "вечного наблюдателя" на солнечных батареях или большегруза для освоения Сибири, и невозможно утверждать, что не будут реализованы с развитием технологии и/или с неограниченным бюджетом. А вот для экономической целесообразности вопрос сложнее. Дело в том, что если на вопрос о принципиальной возможности можно ответить "да" или "нет", а для технической реализуемости для такого ответа надо уточнить "когда" и "за какие деньги", то для расчёта рентабельности нужно указать нишу применения. Которой может вовсе не быть, или она, пусть и существующая, закрывается имеющимися средствами, или же настолько узка, что вкладываться в разработку именно для неё невыгодно.

Принцип полёта аппаратов легче воздуха таков, что их размер не может быть существенно уменьшен (это "принципиально невозможно"). Заметное уменьшение размера за счёт новых материалов возможно, но "технически нереализуемо". А вот определение ниши... Большой размер это большое аэродинамическое сопротивление. То есть выгода от экономии на затраты топлива для подъёма на высоту тем выше, чем ниже скорость, и наивысшая, если скорость нулевая (свободнолетящий шар) или сила сопротивления воздуха компенсируется привязным тросом (привязной аэростат). При малых скоростях потери сравнительно малы, чем и объясняются существующие ниши - реклама (меееееедленный пролёт блимпа с надписью) и экстремальный туризм. Как только требуется приличная (ну, хотя бы выше поезда) скорость - рентабельность стремительно скукоживается.

Вариант ниши - лететь пусть медленно, но с большим грузом, доставляя на необорудованную площадку, нереализуем технически, хотя разговоры ведутся давно. Когда появится реализация - можно обсудить выгодность.

Что до электромобилей - их ниша городской транспорт. Экономия за счёт нерасходования топлива в пробке и меньшее загрязнение воздуха в городе (в предположении, что на ТЭЦ можно поставить лучший улавливатель и подобрать лучший режим горения топлива).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Blimp - это даже не полужесткий, а мягкий.

А это уже вопрос классификации. У K-class и M-class дирижаблей были и баллонеты, и ферменная конструкция, к которой крепился баллон.

K-Ship.png

Поэтому разные авторы числят их мягкими или полужёсткими. Официально, да, они приняты на вооружение, как ZNP-K и ZNP-M, где N - non-rigid. (c 1947 буква N не указывалась).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я придумал задачу, в которой дирижабли могут иметь преимущество перед самолетами. Это транспортировка космических ракет от завода к стартовой полощадке. Тут главное преимущество дирижабля - возможность легкие, но очень крупногабаритные грузы. Дирижабль может везти ракету даже в вертикальном положении (от этого существенно облегчается сама ракета и увеличивается выводимый в космос вес). Ни один другой вид транспорта на такое не способен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Или можно собирать недалеко от старта. Опыт Дискавери показал, что так лучше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Дирижабль может везти ракету

Вы забыли про площадь поверхности, как дирижабля, так и самого груза.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Дирижабль может везти ракету даже в вертикальном положении

Вопрос А.Вознесенского - "А на фига?". Смысл доставить в вертикальном положении от сборочного цеха до пусковой понятен. Проверили всё не под открытым небом, а в помещении, а потом доставляем, чтоб контакты не растрясти. А доставлять так по воздуху? Где тряска и качка. Всё равно же проверять надо.

Хотя полюбоваться, как ракету пытаются выгрузить с дирижабля на пусковую, я бы не отказался. Лучше с пивом и чипсами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Опубликовано: 9 часов назад

Мда, не судьба. 

Хотя теоретически наверное можно было нагревать газ еще на земле, а потом только поддерживать нужную температуру. Но что то я подозреваю что даже так выйти на замкнутый цикл с сол. батареями не получится. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Хотя теоретически наверное можно было нагревать газ еще на земле, а потом только поддерживать нужную температуру

И энергию на это дело тратить не надо? Хоть и опосредованно, но ведь надо. А значит, особой экономичности нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И энергию на это дело тратить не надо? Хоть и опосредованно, но ведь надо. А значит, особой экономичности нет.

Да Б-г с ней с экономичностью. 
Хотя бы принципиальная выгода была бы, и то уже хорошо. А так получается от нагрева газа мало того что толку нет, так еще и топливо придется тратить. Безысходность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, собственно, горелка монгольфьера всё время горит как раз для "поддержания температуры". Там же утечка тепла через оболочку.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Смысл доставить в вертикальном положении от сборочного цеха до пусковой понятен.

Не совсем верно. Основная причина, по которой ракету доставляют ракету из сборочного цеха, а не собирают на страрте - чтобы не надо было строить новый сборочный цех после каждого старта. Особенно неудачного. Для чего это делают в вертикальном плолжении - так можно не думать о горизонтальной жесткости при проектировании ракеты. Некоторые модули ракеты производятся довольно далеко от места старта - чтобы не строить новый завод на месте старта. И доставка их на к месту сборки - довольно нетривиальная задача. Американцы для перевозки сатрунов сделали самолет "Супергуппи". Но главное преимущество дирижабля перед самолетом - он может доставлять большие, но хрупкие модули в любом положении (в том числе в том, в котором они в самолет не влазят). 

Вы забыли про площадь поверхности, как дирижабля, так и самого груза.

Площадь дирижабля все равно на много больше, чем у вертикально подвешенной ступени ракеты. Так что лишним сопротивлением можно пренебречь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Супергуппи использовался не для Сатурнов (для них он та самая анекдотическая "сова на глобусе"), а для лунного модуля и прочих аполлоновских запчастей. "Большие но хрупкие и не лезут" довозили на ВМ-Т и на Мечте (хрупкие-то они хрупкие, а нагрузки от набегающего потока и на 15-20 км высоты при М3++  ой-ёй-ёй, так что выдерживали М0.5 в приземном слое).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ПЛ уже давно оснащают спас.капсулой

Лови попаданца!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасательная камера. "Хоть горшком назови"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так речь не о том, зачем сборочный цех, а зачем вертикальное положение при сборке. Чтобы при подъёме контакты и прочее не растрясти. То если если довезти в вертикальном положении с завода - всё равно на стенд и проверять. Тряска-то поболее, чем при подъёме на 90 градусов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Т. е. такая ПЛ не сможет остановиться?

Обычная ПЛ тоже крайне редко останавливается. Без хода относительно воды резко ухудшается управляемость и, ЕМНИП, остойчивость по дифференту.

ПЛ уже давно оснащают спас.капсулой.

Неиспытанную.

 

А по сути, кажется, Вы путаете. Я слышал про лодку с положительной плавучестью, которая держится на глубине с помощью гидрокрыла, а при остановке - всплывает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А по сути, кажется, Вы путаете. Я слышал про лодку с положительной плавучестью, которая держится на глубине с помощью гидрокрыла, а при остановке - всплывает.

Вот скорее всего - так. Потому что капсула - это все теории. Ну и к причалу малым ходом как подходить?

И все равно - а затаиться под водой без хода, если есть нужда в бою?

Изменено пользователем ДмитрийА

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А по сути, кажется, Вы путаете. Я слышал про лодку с положительной плавучестью, которая держится на глубине с помощью гидрокрыла, а при остановке - всплывает.

Такие используют для всяких наблюдений, но они небоевые.

 

Неиспытанную.

http://kuleshovoleg.livejournal.com/334151.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

http://kuleshovoleg.livejournal.com/334151.html

Капсула повторно используется?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну и к причалу малым ходом как подходить?

Кажется, я понял. У лодки просто увеличен вниз диапазон регулирования плавучести, и добавлено гидрокрыло, чтобы при отрицательной плавучести не тонуть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас