Перспективы дирижаблестроения


475 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Но встреча с грозовым фронтом могла оказаться для дирижабля жесткой схемы гибельной.

А может не стать. Летали в грозу. Молния проходит через набор и уходит в море.

А учитывая его низкую скорость и состояние метеорологических служб в то время, избежать такой встречи было кране трудно.

На самом деле высота облегчает жизнь. Грозовые фронты - высокие. Дирижабль - то же не над самой землёй летит, горизонт большой. Соответственно, можно издалека увидеть наковальни грозовых облаков и принять решение на обход. А если у нас есть 100 км/ч относительно воздуха - то можно ещё и суметь этот обход выполнить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А может не стать.

Слабое утешение для тех, для кого станет.

Летали в грозу. Молния проходит через набор и уходит в море.

Дело не в молниях. Не все полеты в грозу заканчивались благополучно.

Соответственно, можно издалека увидеть наковальни грозовых облаков и принять решение на обход. А если у нас есть 100 км/ч относительно воздуха - то можно ещё и суметь этот обход выполнить.

Если грозовой фронт маленький. А если в сотни километров, и дирижабль вышел на центр? У "Графа Цеппелина" крейсерская скорость 117 км/ч, добавка "относительно воздуха" как раз имеет значение. Легкий встречный ветерок запросто снизит эту скорость до 100 км/ч и меньше.

Изменено пользователем Вандал

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

М.Зенкевич, "Гибель дирижабля Диксмюде"

— Лейтенант Плессис де Гренадан,
Из Парижа приказ по радио дан:
Все меры принять немедленно надо,
Чтобы «Диксмюде» в новый рейс
К берегам Алжира отбыл скорей.
— Мой адмирал, мы рискнули уже.
Поверьте, нам было нелегко.
Кровь лилась из ноздрей и ушей,
Газом высот отравлялись легкие.
Над облаками вися в купоросной мгле,
Убаюканы качкою смерти,
Больные, ни пить, ни есть не могли.
Пятеро суток курс держа,
Восемь тысяч километров
Без спуска покрыл дирижабль.
Мой адмирал, я уже доносил:
Нельзя требовать свыше сил.
— Лейтенант, вами дан урок не один
Бошам, как используют их цеппелин.
Я уверен — стихиям наперекор
Вы опять поставите новый рекорд.
— Адмирал, о буре в ближайшие дни
Из Алжира сведенья даны.
Над морем ночью вдали от баз
В такой ураган мы попали раз.
Порвалась связь, не работало радио,
Электрический свет погасили динамо.
Барабанили тучи шрапнелью града,
И снаряды молний рвались под нами.
Кашалотом в облачный бурун
Мчался «Диксмюде» ночь целую,
Боясь, что молнийный гарпун
Врежется взрывом в целлулоид.
Адмирал, в середине декабря
Дирижабль погубит такая буря.
— Лейтенант, на новый год уже
В палату депутатов внесен бюджет.
Для шести дирижаблей «Societe Anonyme
De Navigation Aerienne» испрошен кредит.
Рекорд ваш лишний не повредит,
Для шести ведь можно рискнуть одним...
И, слегка побледнев, лейтенант умолк:
— Адмирал, команда выполнит долг.
Улетели, а в ночь налетел ураган,
И вернуться приказ по радио дан.
Слишком поздно! Пропал дирижабль без следа,
Умоляя по молнийному излому
Безмолвно: «Диксмюде» всем судам...
На помощь... на помощь... на помощь...
После бури декабрьская теплынь.
Из пятидесяти двух командир один
В сеть рыбаков мертвецом доплыл
С донесением, что погиб цеппелин:
Стрелками вставших часов два слова
Рапортовал: половина второго!
С берегов Сицилии в этот час
Ночью был виден на небе взрыв,
Метеор огромный, тучи разрыв,
Разорван надвое, в море исчез.
Но на крейсере, как на лафете, в Тулон
Увозимый, в лентах, в цветах утопая,
Лейтенант Гренадан, видел ли он,
В гробу металлическом запаян:
Как вдали, на полночь курс держа,
Целлулоидной оболочкой на солнце горя,
На закате облачный дирижабль
Выплыл из огненного ангара.

Изменено пользователем sanitareugen

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Некогда я взял статистику по авариям и по пассажироперевозкам в 1920-е, 1930-е. У меня получилось, что для самолётов один труп на 200 тысяч пассажиро-километров(сейчас один на 50 миллионов), для дирижаблей на 2 тысячи. При этом прогресс к нынешнему времени у самолётов огромный, у дирижаблей реального, в общем-то, и не видно. Хотя, конечно, радар снизит вероятность столкновения с горой, гелий вместо водорода вероятность аварии не уменьшит, но сократит последствия и т.п.

Но главное останется - огромная парусность, то есть игрушка потоков и завихрений, малая энерговооружённость на единицу массы, недостаточная скорость, чтобы убежать и недостаточная высотность, чтобы перелететь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Подумаешь, требовалась наземная команда в несколько десятков человек

Это при хорошей механизации. Скажем, подвижная выщка на базе трактора (где-то даже из английского танка ПМВ сделали). Тогда десятка-другого хватит ловить и крепить тросы к вышке.

А я когда-то выкладывал схему из старого учебника, там 178 человек задействовано (похоже, это "Граф Цеппелин" в Ленинграде принимали)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А я когда-то выкладывал схему из старого учебника, там 178 человек задействовано

178 -- это тоже несколько десятков. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, и миллион - тоже "несколько десятков" ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Легкий встречный ветерок запросто снизит эту скорость до 100 км/ч и меньше.

Вспоминается история про мотодельтапланериста, которого шмякнуло о девятиэтажку.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, и миллион - тоже "несколько десятков"

Нет, миллион -- это очень много тысяч. Даже двести -- это уже несколько сотен, а не десятков. Но здесь двухсот нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А если в сотни километров, и дирижабль вышел на центр?

Так фронт и виден за сотни километров. Верхушки грозовых облаков упираются в тропопаузу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Процитирую себя, любимого, из 2011

СССР построил 4 больших дирижабля, которые летали на дальние расстояния: В-6, В-7, В-7бис, В-8. Из них 3 погибло, ни один не эксплуатировался дольше 4-5 лет.

Англия построила 2 для пассажирских перевозок (R100, R101), 1 разбился, другой разобрали, налет меньше года.

Германия - 3 пассажирских дирижабля (Граф Цеппелин, Граф Цепеллин 2, Гинденбург) - 1 катастрофа.

США - 5 больших военных дирижаблей(все или большей частью гелиевые) - 3 катастрофы

Для сравнения самолеты "Имперских Авиалиний" - они летали на дальних рейсах, из Лондона в Калькутту, Сидней итд.:

Handley Page H.P.42/45 - из 8 потерян 1 (пожар в пустом ангаре), служили 10 лет (остальные 7 погибли в войну)

Short Empire из 42 - 2 аварии за 10 лет и так далее: http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_aircr...mperial_Airways 

Самолеты 30ых: потери меньше 10% за 10 лет эксплуатации, дирижабли же: >50% в среднем за несколько лет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Заклепочный кусок худлита, ради которого задавался вопрос.

На западе над крышами домов блестел на солнце корпус "Ястреба". Если не знать заранее, то можно подумать, что в степях Затнайского края с непонятной целью решили заняться судостроением.
- А как вам эта вадама?
- Занятно. Но бесперспективно.
- Вы так безаппеляционно об этом говорите?
- Да. Как гигантские ящеры. Большие, скоро вымрут.
- Отец так не считает.
Ашев пожал плечами.
- В Кирну я прилетел на самолёте. Девять часов. На вадаме было бы двадцать. При попутном ветре. На воде - парусники, потом пароходы и теплоходы. В воздухе будет то же.
- Вода плотнее, а в воздухе самолёт должен дополнительно расходовать топливо не только для движения, но и просто, чтобы не падать. Он не может остановиться, не может плыть по течению. Ему нужна длинная полоса для взлёта и посадки. Над сушей, с регулярными посадками он лететь ещё способен, но вот перелёт через океан для обычного самолёта едва ли возможен. Помните, три года назад Лал Керец отозвал свой приз за первый трансокеанский перелёт? Он сделал это после того, как за три луны четыре самолёта погибли ещё на старте, один пропал без вести, а экипаж ещё одного чудом спасся. Керец сказал, что не хочет, чтобы его считали убийцей. А вадамы регулярно курсируют из Енеоны в Руиссо. И комфорт на них неизмеримо выше - просто не существует самолётов, способных нести достаточный вес. Вергийцы сейчас, кажется, собираются строить плавучие аэродромы. Но флотилия даже стальных вадам обойдётся дешевле одного такого сооружения. Да и расход топлива... Вы знаете, сколько дорогостоящего бензина пожирает самолёт за час полёта? А ведь запасы нефти ограничены.
Ашев что-то хмыкнул себе под нос.
- Далее. Вы можете возразить, что вадамы взрывоопасны и вспомнить про катастрофу "Чавенина". Но у "Ястреба" стальной корпус. Если в нём образуется отверстие, и даже если произойдёт воспламенение, нагретый водород будет просто выходить ровной струёй и сгорать. Дальше этого отверстия огонь не распространится. Воздух внутрь не попадёт из-за давления газа, а, значит, не случится и взрыва. Вадама будет терять высоту - не слишком быстро, и уж точно не свалится в этот ужасный штопор. Вы можете возразить, что вадамы легко гибнут под ударами стихии и вспомнить про катастрофу "Ории". Но даже тонкая сталь гораздо прочнее каркаса из отверждённого алюминия. А ведь прочность стали ещё и позволит в перспективе строить гигантов с огромной грузоподъёмностью, превосходящих и океанские лайнеры. Кроме того, раз стальной корпус не имеет пор, то "Ястреб" не теряет газ, как обычная вадама. А значит, он всегда может уйти от надвигающегося шторма, просто поднявшись над ним. Он не намокает и не тяжелеет. Не обледеневает, и потому не повторит судьбу "Ищущей". Он слабее нагревается днём и охлаждается ночью - для регулировки высоты его полёта не нужно стравливать газ, достаточно уменьшить или увеличить поток нагревающих его выхлопных газов. Его материал долговечен, при должной обработке - почти вечен. Значит, такой вадаме не нужны огромные ангары. Сталь, ушедшая на её постройку в пятьдесят раз дешевле прорезиненной ткани, которая потребовалась бы для аналогичной машины обычной конструкции. 
Ну, господин интериорист, что вы можете на это возразить?
"Впрочем, не слишком ли я резок с этим забавным иностранцем?"
- Вытеснение воздуха водородом не обеспечивает такой же подъёмной силы, как крыло.
Повисла пауза.
- И это всё?
- Этого достаточно.
Хвар повернул к нему своё узкое птичье лицо. Глаза его весело блеснули.
- Самолёт быстрее, подъёмная сила больше. У вадамы не так. Объём баллона не уменьшить. Удлинение сильно не увеличить. Растёт вес оболочки. Значит, большое сечение. Большое сопротивление воздуха. Из этого - выше расход топлива. На версту полёта. На ту же дистанцию самолёт экономичнее и дешевле. Уже сейчас. И всегда был быстрее. Осталось улучшить двигатели. Сделать экономичнее и безопаснее. 
- И когда же это, по вашему, случится?
- Лет десять.
- Всего-то?
- Да. Авиация развивается быстро. 
- Допустим. Но и тогда самолёт не сможет вытеснить вадаму. Они останутся для доставки несрочных, однако объёмных грузов. Это будут такие атмосферные корабли.
- Зачем? Для моря уже есть судостроение. Для вашего севера - ледоколы. Показывают себя неплохо. По суше - железные дороги. Прокладывать давно научились. И поезд перевезёт больше любой вадамы. Их дело - висеть и не спеша перелетать. Это пункт наблюдения. Или подъёмный кран. Не транспортное средство. Я закурю?
Ждан, несколько ошеломлённый столь обстоятельным возражением из уст человека искусства, молча кивнул.
Трканкхвар ловким движением извлёк из бокового кармана упаковку "Зивиги", щелчком выбил одну сигарету, провёл концом по боковине пачки и затянулся. Выдохнул дым длинной тонкой струйкой, внимательно пронаблюдал, как он растворяется в воздухе. Потом добавил, обращаясь как будто к небу.
- И ещё. Самолёты красивее.

(дизайнер из местного Баухауза расставляет точки перед сыном Стального Короля) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Да всё уже сказали. И что у реальных, а не фентезийных дирижаблей расходы на тонно- и пассажирокилометр в разы выше, чем у самолётов, и что аварийность на два порядка больше, и что грунтовая ВПП  дешевле вышки, а бетонная дороже, но выдерживает в десятки раз больший поток.

Для начала 1920х (судя по "первым попыткам трансокеанских перелётов") разговор естественен, но уже в 1930е картина поменялась.

И касательно "стальной оболочки". У реально летавшего "металклада" оболочка была алюминиевая 0.2мм. Сталь менее пластична, но даже если выйти на нужную толщину - это почти троекратный рост массы и веса оболочки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Для начала 1920х (судя по "первым попыткам трансокеанских перелётов") разговор естественен, но уже в 1930е картина поменялась.

Скорее конец 20х (и инерция мышления).

И касательно "стальной оболочки".

На "Дирижаблестрое" же пытались.

В общем, дирижабль тут и нужен, как бесперспективный, дорогостоящий, но хайповый (и для героев, и для читателя) проект

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, летать оно не летало. А то, что и сейчас можно видеть на "Маяковской", это не оболочка, это шпангоуты (вернее, то, что сделано на станках для выделки шпангоутов)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, нашёл картинку. В этом же треде, на 12 странице. И прошу прощения за ошибку памяти, там для посадки дирижабля задействованы не 178, как я сказал, а 304 человека.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сталь менее пластична

Погодите, наоборот же. Сталь перед разрывом тянется, а алюминий рвётся как есть. У алюминия - хрупкий тип разрушения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, летать оно не летало.

В 1931 году на комбинате «Дирижаблестрой» пытались построить дирижабль конструкции Циолковского, но это не удалось из-за низкого технологического уровня предприятия. Однако была построена и испытана модель дирижабля объёмом в 1000 кубометров. Инженеры убедились в работоспособности основных теоретических предположений Циолковского о преимуществах его цельнометаллического дирижабля.

Допустим, папА выписал заграничных инженеров со станками и т.д. И всё-таки сделал агрегат свой мечты.

А дальнейшее развитие проекта, как повод начать заниматься алюминиевой промышленностью, тоже неплох. :mda:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если я правильно оцениваю масштаб 

bolshaya_letayushaya_model_dirizhablya_c

То это не "модель дирижабля" объёмом в 1000 кубометров, а модель "дирижабля объёмом в 1000 кубометров".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так фронт и виден за сотни километров. Верхушки грозовых облаков упираются в тропопаузу.

А там с большого расстояния не поймешь: то ли просто облачный фронт, то ли грозовой. Будем шарахаться от каждого облачного фронта? Облетать -- это существенное увеличение времени в пути, нарушение графика и рост расхода топлива. Возврщаться -- срыв рейса. Замечательное транспортное средство, ничего не скажешь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А там с большого расстояния не поймешь: то ли просто облачный фронт, то ли грозовой

Поймёшь. По высоте верхушек облаков. Обычный облачный фронт - в тропопаузу не упирается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Поймёшь. По высоте верхушек облаков

А замерять как? РЛС только с 50-х в массы поехали, т.е. "самые жирные" годы возможного развития выпадают.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

РЛС только с 50-х в массы поехали

Так не факт, что в "самые жирные" годы про высоту облаков уже знали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

не факт, что ... про высоту облаков уже знали

С чего бы вдруг? Высотные полёты до 15 км в конце тридцатых (если не в середине) ещё начались, да и оптические замеры вполне себе были.

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С чего бы вдруг?

Ну, метеорология, всё-таки наука непростая. Я не изучал её историю.

Циклоны открыли сильно позже, чем научились измерять давление. Может и высоту облаков с мощностью метеоявления связали не сразу, как научились мерить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас