Авианесущие линкоры типа "Центурион"

129 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Эта техническая альтернатива посвящается твердой уверенности американских моряков 1920-ых в том, что коварные британцы непременно должны были установить летную палубу на свои линкоры типа "Нельсон". И их искреннему негодованию, когда коварные британцы этого так и не сделали. :)

2564_900.jpg

Авианесущие линкоры HMS "Центурион" и HMS "Марс" были второй серией британских линкоров, построенных после Великой Войны 1914-1918. Подобно предшественникам - "Родни" и "Нельсону" - их дизайн основывался на проекте линейных крейсеров G3, разработанных но не реализованных в начале 1920-ых. Первоначально предполагалось, что следующая пара британских линейных кораблей (замещающая в составе флота старые линкоры типа "Король Георг V") будут представлять собой несколько оптимизированную и более быстроходную версию "Нельсонов", но еще до закладки их проект был радикально пересмотрен.

2983_900.png

Рост возможностей палубной авиации в конце 1920-ых породил вполне обоснованное стремление задействовать возможно больше самолетов в составе действующих эскадр. В то же время, конкретное тактическое применение палубной авиации все еще оставалось предметом дискуссий. Многие адмиралы полагали, что небольшое число специализированных авианосцев не будет оптимальным способом организовать взаимодействие авиации с боевыми кораблями.

Решением проблемы, с точки зрения ряда адмиралов, могло бы стать оснащение артиллерийских кораблей - линкоров и крупных крейсеров - летными палубами и ангарными мощностями для оперирования некоторого количества самолетов. Подобные гибридные корабли могли бы обеспечивать более эффективное рассредоточение палубной авиации в составе эскадры, затрудняя для неприятеля установление господства в воздухе путем обезоруживающего удара.

Британское первоначально адмиралтейство отнеслось к этой идее скептически, однако аргументы ее сторонников выглядели достаточно убедительно. Соглашаясь с тем, что гибридные корабли будут не слишком эффективными авианосцами, и, скорее всего, будут иметь недостатки и как артиллерийские корабли, они, тем не менее, постулировали, что они будут способны более эффективно взаимодействовать с артиллерийскими кораблями в боевом построении. Наличие "нескольких пригодных для взлета и посадки палуб" в линейной эскадре позволило бы обеспечить таковую непосредственным воздушным прикрытием и разведкой, не вынуждая при этом двигаться в строю линкоров уязвимые авианосцы.

Ключевую роль в итоге сыграла информация из-за океана. В 1925 году, до британского адмиралтейства дошли сведения о экспериментах американского флота с установкой летных палуб на свои "стандартные" линкоры. Вашингтонское морское соглашение подобные акции не запрещало - ибо определяло авианосец только как корабль, специально предназначенный для оперирования самолетов. Обеспокоенное возможным отставанием в технических вопросах, Адмиралтейство по настоянию Третьего Морского Лорда одобрило переработку проекта следующей пары линкоров.

3218_900.png

Конструкция:

Концептуально, линкоры типа "Центурион" представляли собой несколько удлиненные и более быстроходные "Нельсоны". Длина по ватерлинии составляла 225 метров; выступ летной палубы увеличивал общую длину до 236,5 метров. Стандартное водоизмещение при этом выросло за 35000 тонн, на что британцы постарались не обратить внимания.

Корабли сохранили ту же базовую архитектуру, с расположением всех орудий главного калибра "пирамидой" в носовой части. Принципиальным отличием от предшественников была компоновка кормовой части. Большую ее часть занимала массивная октагональная надстройка, служившая основанием для расположенной поверх нее летной палубы. Башнеподобная надстройка, служившая также основанием для дальномеров главного калибра, была сильно заужена и смещена к правому борту. Единственная труба была выведена за левый борт.

3567_900.png

Общая длина летной палубы линкоров составляла 108 метров. Так как высказывались сомнения, что столь небольшие размеры летной палубы будут достаточны для перспективных самолетов, конструкторы установили в передней части летной палубы две пневматические катапульты. Чтобы сделать взлет более безопасным (и избежать цепляния самолетов за крышу возвышенной башни "B"), передний край палубы был приподнят, формируя подобие трамплина. Также, впервые в мировой практике, на авианесущем корабле была установлена угловая летная палуба, облегчающая посадку самолетов.
Ангар был рассчитан на размещение 15-18 самолетов. Обычно, авиагруппа состояла из шести истребителей, трех-шести разведчиков и шести торпедоносцев со складывающимися крыльями. Для подъема самолетов из ангара на палубу использовались два самолетоподъемника: крестообразный основной в передней части, и прямоугольный вспомогательный в кормовой.

Основное вооружение кораблей осталось прежним - девять 406-мм/45-калиберных орудий Mark I, в трех трехорудийных башнях, сгруппированных в носовой части. Управление огнем осуществлялось с помощью пары дальномеров с базой 4,57 метра.

Вспомогательное вооружение также было аналогично исходному проекту - двенадцать 152-мм/50-калиберных орудий Mark XXII в шести двухорудийных башнях. Конструкция орудийных установок вспомогательного калибра была переработана в попытке увеличить скорость вертикального и горизонтального наведения, и сделать их более пригодными для предполагаемого "универсального" применения; однако, в противовоздушной роли установки по-прежнему были малоэффективны.

Расположение вспомогательных башен было, однако, пересмотрено. Так как ширина надстройки не позволяла сгруппированным в кормовой части башням 152-мм орудий вести огонь в носовых углах, конструкторы, по настоянию адмиралтейства, переместили две из шести вспомогательных башен в переднюю часть. Это улучшило возможности противоминной артиллерии - но с другой стороны, существенно ограничило возможности ведения огня орудиями главного калибра на кормовых углах.

Зенитное вооружение по изначальному проекту было представлено только 2-фунтовыми автоматами.

Мощность силовой установки была повышена до 50000 л.с. За счет совершенствования технологий, ее удалось уместить приблизительно в прежние массогабаритные характеристики. Скорость кораблей за счет более вытянутых обводов и прироста мощности силовой установки увеличилась приблизительно на 1 узел по сравнению с прототипом, и на мерной миле составила 24,5 узла.

3828_900.png

Строительство:

HMS "Centurion" - заложен на верфи "John Brown & Company" в Клайдбэнке, 11 августа 1926 года. Спущен на воду 5 мая 1928 года, вошел в строй 1 октября 1930 года.

HMS "Mars" - заложен на верфи "Palmers Shipbuilding and Iron Company" в Ярроу, 14 ноября 1926 года. Спущен на воду 30 апреля 1928 года, вошел в строй 8 мая 1931 года.

4044_900.png

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Наконец то у этих несиммертричных чудищ появилось изящество)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Наконец то у этих несиммертричных чудищ появилось изящество)

Спасибо) Кстати, янки действительно в начале 1920-ых были уверены, что "Родни" и "Нельсон" будут гибридами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Красивые корабли получились. А для какого они мира?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Красивые корабли получились. А для какого они мира?

Изначально замышлялись просто, но думаю подключить к Gateworld.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Следующий вопрос: уберут ли полётную палубу со временем? Или она доживёт до появления вертолётов и линкоры станут вертолётонесущими (понимаю, что не сильно большая вероятность, но всё же)?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Следующий вопрос: уберут ли полётную палубу со временем? Или она доживёт до появления вертолётов и линкоры станут вертолётонесущими (понимаю, что не сильно большая вероятность, но всё же)?

Это придется перестраивать всю кормовую часть... дешевле поддерживать летную палубу (хотя бы для катапультных истребителей), чем демонтировать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Следующий вопрос: уберут ли полётную палубу со временем? Или она доживёт до появления вертолётов и линкоры станут вертолётонесущими (понимаю, что не сильно большая вероятность, но всё же)?

Пепелацы из Белого Крыма!;)))от господина Сикорского

Красивые корабли получились

Красивы не то слово

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Красивы не то слово

Спасибо)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это придется перестраивать всю кормовую часть... дешевле поддерживать летную палубу (хотя бы для катапультных истребителей), чем демонтировать.

А не ограничивает ли это возможности по модернизации корабля как линкора? Особенно после появления ракетного оружия?

 

Пепелацы из Белого Крыма!;)))от господина Сикорского

;)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

;)))

Можно и из Миров Болдырева/Колчака)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Можно и из Миров Болдырева/Колчака)

До сих пор не осилил, хотя в списке на прочтение Болдыревкая Россия занимает одну из верхних строчек. :)

 

Кстати, а ведь вполне можно с автожиром поэкспериментировать.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А не ограничивает ли это возможности по модернизации корабля как линкора? Особенно после появления ракетного оружия?

Эм... Вы уверены что 24-узловой линкор постройки начала 1920-ых будет иметь особую ценность в век ракетного оружия?

Кроме того, если уж рассуждать про век ракетного оружия - то как раз наличие кормового ангара и пустой палубы чрезвычайно облегчает установку любых форм ракетного вооружения... ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо)

Вам спасибо, коллега)
 

До сих пор не осилил, хотя в списке на прочтение Болдыревкая Россия занимает одну из верхних строчек. :)

Ну так, такой России и по АИ-Вашингтону квоту дадут. И не надо будет ничего мудрить;)

Кстати, а ведь вполне можно с автожиром поэкспериментировать.

Как вариант. В конце концов не можешь построить пароход - проложи туер. Не можешь заставить вертолет крутиться, ставь автожир. Главное не делать кувырок

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А не ограничивает ли это возможности по модернизации корабля как линкора? Особенно после появления ракетного оружия?

Башня ГК остаётся одна носовая, заместо возвышенной башни -- мощная ракетная установка, полётная палуба продлевается "на размер" "задней" башни, которая демонтируется.

Для вертолётов и СВВП типа "Харриер" -- вполне потянет.

Такой себе мега-корапь поддержки десанта вырисовуется...

Граф,
;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В 1935+ можно попробовать самолеты-снаряды пускать с катапульт по вражеским ЛК в пределах видимости. Как подспорье в артбою. Бо обычный ероплан оттуда уже плохо запуститься, плохо сядет а на подъемник и вовсе не влезет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Граф, ;)

Спасибо!

Башня ГК остаётся одна носовая, заместо возвышенной башни -- мощная ракетная установка, полётная палуба продлевается "на размер" "задней" башни, которая демонтируется. Для вертолётов и СВВП типа "Харриер" -- вполне потянет.

Хм... А не будет ли киль слишком выгибаться, если снять такую нагрузку? Две башни, как-никак...

В 1935+ можно попробовать самолеты-снаряды пускать с катапульт по вражеским ЛК в пределах видимости. Как подспорье в артбою. Бо обычный ероплан оттуда уже плохо запуститься, плохо сядет а на подъемник и вовсе не влезет.

Мысль)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эм... Вы уверены что 24-узловой линкор постройки начала 1920-ых будет иметь особую ценность в век ракетного оружия?

Так жалко, если на металл порежут, да и девять шестнадцатидюймовых орудий тоже не абы что. :)

 

Кроме того, если уж рассуждать про век ракетного оружия - то как раз наличие кормового ангара и пустой палубы чрезвычайно облегчает установку любых форм ракетного вооружения... ;)

Точно, не подумал. Хотя про проекты модернизации авианосцев с использованием ракет "Регулус" вспомнить следовало.

 

Ну так, такой России и по АИ-Вашингтону квоту дадут. И не надо будет ничего мудрить;)

Что весьма интересно будет. :)

 

Как вариант. В конце концов не можешь построить пароход - проложи туер. Не можешь заставить вертолет крутиться, ставь автожир. Главное не делать кувырок

:good:

 

Башня ГК остаётся одна носовая, заместо возвышенной башни -- мощная ракетная установка, полётная палуба продлевается "на размер" "задней" башни, которая демонтируется. Для вертолётов и СВВП типа "Харриер" -- вполне потянет. Такой себе мега-корапь поддержки десанта вырисовуется...

Такому, на мой взгляд, ракеты потребуются, прежде всего, зенитные для самообороны. Хотя, в принципе, наличие серьёзного ЗРК позволит сэкономить эсминец эскорта...

 

В 1935+ можно попробовать самолеты-снаряды пускать с катапульт по вражеским ЛК в пределах видимости. Как подспорье в артбою. Бо обычный ероплан оттуда уже плохо запуститься, плохо сядет а на подъемник и вовсе не влезет.

А в нашей истории проекты подобные как выглядели? Прошу хотя бы название, не слышал про подобное, интересно. :)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В 1935+ можно попробовать самолеты-снаряды пускать с катапульт по вражеским ЛК в пределах видимости. Как подспорье в артбою. Бо обычный ероплан оттуда уже плохо запуститься, плохо сядет а на подъемник и вовсе не влезет.

Этк Немцы будут пускать свои Фау класса земля - море - помойная лужа, а японцы начнут камикадзе целиться в авианосцы американцев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А в нашей истории проекты подобные как выглядели

Larynx.png

https://ru.wikipedia.org/wiki/RAE_Larynx

Изменено пользователем чукча

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так жалко, если на металл порежут, да и девять шестнадцатидюймовых орудий тоже не абы что.

Медлителен... даже по меркам 1930-ых уже медлителен, вот в чем проблема.

Такому, на мой взгляд, ракеты потребуются, прежде всего, зенитные для самообороны. Хотя, в принципе, наличие серьёзного ЗРК позволит сэкономить эсминец эскорта...

Теоретически, места достаточно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Такому, на мой взгляд, ракеты потребуются, прежде всего, зенитные для самообороны.

Не, тама вместо башни надо "мега-типа-град" ставить... :crazy:

_________________________________________________

То есть -- именно шо корабль для поддержки десанта, взламывания мощной береговой обороны...

Так жалко, если на металл порежут, да и девять шестнадцатидюймовых орудий тоже не абы что. :)

 

Медлителен... даже по меркам 1930-ых уже медлителен, вот в чем проблема.

Продайте в третий мир, а они уж пущай в мега-универсал модернизирують... Во, аргентинцам, например. :grin:

Изменено пользователем Неисторик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

я бы от командования сим пепелацем отбрыкивался бы до последнего

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Продайте в третий мир, а они уж пущай в мега-универсал модернизирують... Во, аргентинцам, например.

Ну, это зависит от того, переживут ли "Центурион" и "Марс" бурные 1940-1950-ые... ;)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо! :)

 

Медлителен... даже по меркам 1930-ых уже медлителен, вот в чем проблема.

Коллега Неисторик предложил выше сделать мега-корабль поддержки десанта. У американцев в ходе войны на Тихом Океане старые линкоры как раз в таком качестве и работали, а тут корабль ещё более подходящий.

 

Не, тама вместо башни надо "мега-типа-град" ставить... :crazy:

С ядерными боевыми частями. :grin: Весело, конечно (обороняющимся на берегу грустно, но недолго), но не лучше ли вместо РСЗО полноценную орудийную башню поставить?

 

Во, аргентинцам, например. :grin:

Израилю - интересно, как на местные войны повлияет. ;) Или Индии/Пакистану - противоположную сторону кошмарить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас