Давайте обсудим концепцию корабля из "Лунной радуги" С. Павлова.


33 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Если эту тему уже обсуждали, то прошу прощения. Тогда поделитесь ссылками, а тему давайте прикроем.

Но, надеюсь, что кого-нибудь заинтересует.

Сама концепция корабля следующая:

      Семь лет назад этот космотехнический монстр не был ФОБом, а назывался «Дунай» и представлял собой экспериментальный корабль — первый из кораблей класса МКК-ДВС (скоростной многокорпусный контейнероносец для Дальнего Внеземелья). Проект МКК вызывал ожесточенные споры: скептики опасались вибрации боковых корпусов. И, как показали ходовые испытания «Дуная», опасались не зря: вибрация на два порядка превысила допуск. Даже скептики не были рады своей правоте — в конце концов, Земле не нужна правота неудачи. Земле был нужен рентабельный космотранспорт для надежной связи с базами Дальнего Внеземелья. Рентабельный — значит более скоростной и более грузоемкий. То есть речь шла о строительстве многокорпусных сверхкораблей типа «люстра». Но результат испытаний «Дуная» кое на кого подействовал подобно ушату ледяной воды.

      Узел противоречий вокруг проекта МКК-ДВС затянулся туго. С одной стороны, экономически соблазнительные преимущества лайнеров типа «люстра» в сравнении с однокорпусными лайнерами типа «моно». В том числе — неслыханная простота погрузочно-разгрузочных операций. Принять на грузовой орбите Луны предварительно загруженные контейнерами корпуса, быстро соединиться с ними в компактную «люстру», быстро доставить по назначению и так же быстро освободиться от них — что может быть проще? С другой стороны, фиаско «Дуная». Чем больше увеличивали жесткость конструкции, тем сильнее «люстру» трепала вибрация. Дело дошло до того, что кое-кто из признанных авторитетов в области космического кораблестроения публично отрекся от идеи «люстровых» сверхкораблей. Дескать; идея опередила свой век. Стереотип ситуации, известной по притче о лисе и винограде…

…Тем не менее грозовая туча над проектом МКК-ДВС продолжала сгущаться. Комитет по освоению Внеземелья вынужден был притормозить финансирование проекта. Однако Сибирское отделение Главного конструкторского бюро УОКСа решительно этому воспротивилось. Проведя скрупулезный анализ ходовых испытаний «Дуная», оно объявило, что берет на себя всю программу нового проектирования и подготовки строительства «люстровых» кораблей. Финансовый тормоз был снят в мгновение ока. Во-первых, сибирякам по давней традиции доверяли, а во-вторых, и наверное в главных, Земля привыкла вкладывать средства туда, где берет верх правота удачи.

      И удача пришла. Причину вибрации устранили довольно просто: вообще отказались от жесткой конструкции. В результате новый экспериментальный МКК «Енисей» с его полужестким каскадно-люстровым сочленением трех концентрических ярусов вызвал в среде пилотов скорбное замешательство…

      …Летать на «люстровых» МКК надо было учиться. Простейшие маневры (скажем, коррекция в картинной плоскости), исполнить которые на конструктивно жестком кораблике — раз чихнуть, на полужесткой махине бросали пилотов в пот. «Енисей» казался игрушкой инерционных сил, и управлять его изменчиво-гибкой архитектурой казалось делом немыслимым — при любом маневре чувствуешь себя как в тарелке с колышущимся студнем. А на маневре глубокого торможения, когда гигантская «люстра» медленно выворачивалась наизнанку всеми тремя ярусами, возникало, чуть ли не ощущение катастрофы. Потом привыкли, появился опыт. И стоило наловчиться «свинчивать» трубки допустимых траекторий на заданных участках полета — сразу почувствовали себя королями Пространства (никто еще на таких скоростях не ходил). С удовольствием накатали на «Енисее» двенадцать астрономических единиц, приобрели навыки и дипломы пилотов-люстровиков.

 

ИМХО, некоторое рациональное звено в этой фантастической идее имеется. Вибрации существуют при движении любого тела. Если не от двигателей, то в результате, хотя бы, неравномерности нагрева.

Давайте обсудим, насколько фантастична идея "гибкой люстры" в качестве КК.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А трех ярусов не много для начала? Может стоило с одним поэкспериментировать?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, это автор так захотел.

Можно и с одним.

Меня больше интересует, насколько рациональна идея гибкого сочленения отсеков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Собственно... у автора непонятно, с чего вообще начали экспериментировать с монокорпусными контейнеровозами. Идея привязать контейнеры к центральной ферме и тащить их для Космоса более очевидна чем строить корпус, способный вмещать контейнеры. 

Не вполне понятны различия между полужесткой и мягкой конструкцией.

Меня больше интересует, насколько рациональна идея гибкого сочленения отсеков.

Для Космоса вполне рациональна, вопрос в том, что хотят конкретно получить от этого.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, решить тот же вопрос с вибрацией. Как я понимаю, такого опыта пока что у человечества нет. Где-то читал, что настоящее ограничение на размеры РН накладывает, как раз проблема тряски при старте.

Хотя с вибрациями много где борются. Можно вспомнить "танцующий мост".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А откуда берется вибрация-то? Это же не планетарный корабль, а чисто космический.

Вообще, похоже вся проблема в том, что они попытались применять для контейнеровозов двигатели очень большой тяги. Зачем им потребовалось быстро разгонять грузы - ума не приложу, большая часть пути все равно ведь инерциальный баллистический полет, и можно было бы обойтись двигателями малой тяги/большого удельного импульса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вы, случаем, Радугу не читали?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вы, случаем, Радугу не читали?

Читал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, если вы помните, у Павлова каким-то образом существуют корабли, способные буквально за месяц-два долететь от Земли до Юпитера. Видимо, какие-то фотонные игры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, если вы помните, у Павлова каким-то образом существуют корабли, способные буквально за месяц-два долететь от Земли до Юпитера. Видимо, какие-то фотонные игры.

Полагаю, импульсно-ядерные или термоядерные.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Павлова каким-то образом существуют корабли, способные буквально за месяц-два долететь от Земли до Юпитера.

у него там еще и очень компактные катера, с большим а-ля автомобиль, обозревательным стеклом, способные летать между спутниками планет-гигантов (видим тоже что-то термоядерное и компактное)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

(видим тоже что-то термоядерное и компактное)

Что-нибудь одно, или компактное или термоядерное. Одно исключает другое, или же фантастика ненаучная.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что-нибудь одно, или компактное или термоядерное. Одно исключает другое, или же фантастика ненаучная.

Реактор, тащемта, можно хоть в чайнике уместить без особого труда - просто он будет послабже тех, которые большие.

 

Что касается корабля - хотелось бы увидеть картиночку, хотя бы приблизительную, чтобы представить эту штуку вообще.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что-нибудь одно, или компактное или термоядерное. Одно исключает другое

почему? поясните пожалуйста поподробнее - я не разбираюсь в этой теме

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что касается корабля - хотелось бы увидеть картиночку, хотя бы приблизительную, чтобы представить эту штуку вообще.

Вот с этим сложнее. Каждый иллюстратор изгалялся, как мог. Фильм сняли только по первой части, до второй добраться не успели, поэтому канона нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Фильм сняли только по первой части,

что, и фильм есть?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

что, и фильм есть?

http://www.imdb.com/title/tt0089618/ ИМХО, фигня: как и другой фильм Ермаша по Азимову.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

что, и фильм есть?

Тот случай, когда можно сказать: "Увы, есть". Актерский состав шикарный, а режиссура полный отстой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Каждый иллюстратор изгалялся, как мог.

Ну так вот и давайте рассматривать их творения :3

 

Кстати, я так понимаю, что эти корабли задумывались конкретно для космоса, без необходимости работ в зоне выраженного притяжения небесных тел, и причаливают исключительно к грузовым станциям? Если да, то оные станции тоже хорошо бы рассмотреть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

почему? поясните пожалуйста поподробнее - я не разбираюсь в этой теме

Для термояда нужна требуется температура которую ни один материал не выдерживает. Поэтому стенки реактора должны быть на таком расстоянии от активной зоны реакции, где плотность теплового потока падает до приемлемых значений. Это как выбирая место у костра, не садятся вплотную к нему, а на некотором удалении от него. Поэтому для сантиметровой зоны термоядерного "горения", чтоб не повредились стенки от теплового излучения приходится делать "топку" вот таких размеров.

6168257.jpg

 А поскольку термодинамику на кривой козе не объедешь и материалы выдерживающие десятки тысяч градусов тоже не предвидятся, снизить плотность теплового потока до технологически приемлемого можно только увеличением размеров установки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, я так понимаю, что эти корабли задумывались конкретно для космоса, без необходимости работ в зоне выраженного притяжения небесных тел, и причаливают исключительно к грузовым станциям? Если да, то оные станции тоже хорошо бы рассмотреть.

Рад бы, но фантазии не хватает. ДОСы в книгах Павлова вообще не описаны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати там у него всего в нескольких строках описана хорошая система орбитальных "туеров-ускорителей" - КК с большим запасом тяги и топлива, для выкидывания из гравитационного колодца межпланетных кораблей.

 

Т.е. например КК с термоядерным двигателем на бороводородном топливе (по книге) имеет офигевший УИ но небольшую тягу. Ну или например современный КК с ионниками - смысл ему месяцы крутится в радиационных поясах?

При отправлении с ОИСЗ буксир с более тяговитыми ЯРД например разгоняет его до 2й космической, тормозит и летит домой на орбиту. Заправлять его можно и нужно жидким азотом, нафармленным атмосферными харвестерами типа PROFAC.

Планировал описать такую систему в "ЗП", но увы...А вот кусок из Павлова:

 

 А вот и он, озаренный солнцем помощник. Сперва это просто звезда, астероид, затем — серебристый восьмиугольник с погнутыми сторонами, и на сближении долго не удается высмотреть крохотный носик миниатюрного пилотажного корпуса туера на сверкающем силуэте его необъятной кормы. Наконец блеснули усики параванов стыковочного узла. Традиционный обмен приветствиями между пилотами и капитанами, последняя коррекция, алый свет транспаранта «Причаливание», мягкий, но увесистый толчок, заметно поколебавший огромную «люстру» «Байкала». «Есть касание! Есть механический захват, есть стыковка!» Дальше все по командам диспетчера: коррекция по оси в стартовом коридоре, выход восьми маршевых двигателей туера на режим принудительного разгона, согласование параметров действительной и запроектированной траектории, расстыковка. И в двух десятых астрономической единицы над эклиптикой: «Счастливого пути!» — «Синхронной безекции!» — «Удачного рейса!» Подарок с борта только что отвалившего туера — звуки марша «Прощание славянки», фейерверк и видеотрансляция готового к активному разгону «Байкала».

  0.2 а.е. - что-то круто, и нафиг эклиптику покидать? Но суть не важно, сама идея хороша...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я бы вообще сделал финт ушами и строил орбитальные грузовые станции из готовых кораблей, благо там с парковкой в невесомости, судя по всему, дело обстоит достаточно хорошо %)

 

А ещё было бы забавно представить звездолёт, который может при необходимости меняться с жёсткой конструкции на гибкую - реализовать сие можно множеством способов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

который может при необходимости меняться с жёсткой конструкции на гибкую

Ммм. Коллега, а Вы никогда не водили автопоезд? Или хотя бы фуру со сцепкой?

Изменено пользователем Treau Garold

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вы никогда не водили автопоезд

я лично не водил, но наблюдение за маневрами автопоездов, особенно на складах и тп всегда выхывало у меня смесь ужаса с восхищением

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас