Натиск на Восток


46 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Хотел бы обратиться к разбирающимся в данном вопросе коллегам...

 

Более десяти веков длилась борьба славянских и прибалтийских народов против «натиска на Восток». Яркими примерами мужества и героизма наполнена эта борьба с немецкими захватчиками.

Еще в VIII веке франкские и саксонские феодалы начали набеги на западнославянские племена бодричей и лютичей между реками Лабой (Эльбой) и Одрой (Одером). Захватчики убивали или порабощали местное население, разоряли города и села, угоняли скот, вытаптывали посевы. Враги, говорившие на непонятном языке, были жестоки и беспощадны.

Западные славяне упорно сопротивлялись завоевателям, отвечали массовыми восстаниями против захватчиков, но действовали разобщенно и после длительной борьбы терпели поражения. Немецкие феодалы захватывали земли полабских славян.

Особенно усилились набеги немецких феодалов на славянские земли после 962 г. когда германский король Оттон I был провозглашен императором «Священной Римской империи». Оттон I и его преемники считали себя наследниками древних римских цезарей и притязали на верховную власть над всей Европой. Походы немецких феодалов на Восток стали осуществляться под руководством германского императора. Но славянские народы не признавали верховной власти императора, и в 983 г. вспыхнуло мощное восстание лютичей и бодричей против угнетателей. После семнадцати лет героической борьбы славяне Полабья вновь завоевали свободу.

Продвигаясь на восток, немецкие захватчики встретили сопротивление молодого Польского государства. Первый польский князь Мешко I (960–992) объединил под своей властью земли от Одры до Вислы, подчинив мелких князей. Образовалось Польское государство.[2]

Чтобы помешать нападениям немецких феодалов и сохранить целостность Польши, Мешко признал себя вассалом императора Священной Римской империи, а в 996 г. принял христианство от римской церкви.

Вассальная зависимость Мешко от Германии[3] была чисто формальной и при его преемниках перестала существовать. Немецкие феодалы продолжали попытки захватить польские земли.

В ходе трех кровопролитных войн с германским императором Генрихом II польский князь Болеслав I Храбрый добился установления польско-германской границы к западу от нижнего течения Одры и ее притока Нейссе Лужицкой. В 1018 г. Будишинский мир между Польшей и Священной Римской империей утвердил эту границу,[4] ставшую исторической для польского народа.

Однако Польское государство еще не было достаточно сильным, и в 1034 г. немцы захватили земли мильчан и лужичан к западу от Одры, вновь подступив к западным границам польских земель.

* * *

В первой половине XII века немецкая агрессия на славянские земли возобновилась с новой силой. Её возглавили саксонские феодалы и католическая церковь.

Церковь являлась идеологической основой феодального строя во всех странах Западной Европы. Церковь прикрывала захватнические цели немецких феодалов проповедями христианства среди язычников-славян, она организовывала и вдохновляла крестовые походы в славянские земли. Священники и монахи возглавляли походы для расширения земельных владений светских феодалов и церкви, для порабощения славянских народов.

Распространение христианства сопровождалось истреблением «язычников». «Кто не желает креститься, тот должен умереть», — провозглашала церковь, напутствуя крестоносцев.

Во время Второго крестового похода на Ближний Восток в 1147 г. немецкие и датские феодалы во главе с саксонским герцогом Генрихом Львом и Альбрехтом Медведем снова вторглись в землю бодричей. Но захватчики встретили на славянской земле упорное сопротивление. Князь бодричей Никлот возглавил борьбу своего народа с врагом. Бодричи производили смелые вылазки из укрепленных городов и наносили большие потери немцам и датчанам. В одной из вылазок отряд датчан был полностью уничтожен. Земля горела под ногами захватчиков. Немецкие крестоносцы были вынуждены заключить мир с князем Никлотом и отступили в свои владения.

Вскоре Альбрехт Медведь захватил славянский город Бранибор на восточном притоке Лабы — реке Хавель — и присоединил его к своим владениям, назвав Бранденбургом. Альбрехт создал маркграфство[5] Бранденбургское, ставшее оплотом дальнейшей немецкой агрессии на Восток. На славянские земли в Бранденбург стали переселяться немецкие колонисты с Рейна, из Вестфалии и других германских областей. Местное славянское население попадало в крепостную зависимость, подвергалось насильственному крещению, онемечивалось или же варварски истреблялось завоевателями.

Генрих Лев продолжал борьбу с бодричами. В неравной борьбе погиб князь Никлот, и большая часть земель бодричей была покорена немцами. В славянских городах располагались немецкие гарнизоны, земли заселялись немецкими крестьянами. Владения немецких феодалов продвинулись далеко за Лабу и подошли вплотную к польским землям.

Польское государство к этому времени переживало феодальную раздробленность. Удельные князья перестали признавать власть великого князя. Немецкие феодалы не замедлили воспользоваться ослаблением Польши и начали захваты удельных княжеств. Генрих Лев завоевал польское Западное Поморье, включив его в состав Священной Римской империй.

Немецкие агрессоры захватывали польскую землю. Польские удельные князья, враждовавшие между собой, не могли объединиться для совместного отпора захватчикам.

* * *

По европейским странам продолжали раздаваться призывы римского папы к военным походам для крещения прибалтийских народов, захвата их земель и расширения владений католической церкви. Внимание немецких феодалов привлекли богатые земли на северо-восточном побережье Балтийского моря.

Здесь жили пруссы, жмудь, ливы, курши, латгалы и эсты. Эти племена в XII–XIII веках еще не имели своей государственности. У племенных вождей не было постоянных военных дружин. Население занималось земледелием, скотоводством, разводило лошадей. Были развиты ремесла, велась торговля с ближайшими соседями — княжествами Северо-Западной Руси.

Прибалтика в те времена была покрыта густыми лесами, озерами и непроходимыми болотами. По берегам рек, озер и Балтийского моря жители занимались рыболовством. Прибалтийские народы поклонялись божествам природы — леса, вод, дождя, скота. «Крестить язычников и включить их земли в состав Священной Римской империи» — таков был призыв католической церкви к священникам, монахам и светским феодалам.

Еще в 70-х годах XII века в Восточной Прибалтике появились немецкие купцы. Они стремились захватить в свои руки торговлю на Балтийском море. Парусно-гребные купеческие суда переплывали Балтийское море, входили в Рижский залив и по Даугаве (Западной Двине) поднимались в земли латгалов, ливов, в города Северо-Западной Руси. Немцы завязывали торговые отношения с местным населением, выменивали на металлические изделия и стеклянные украшения зерно, мед, меха, пеньку. Купцы строили здесь прочные деревянные крепости и стремились подчинить местных жителей, заставить их отдавать свои товары за бесценок. Наглые требования пришельцев встречали отказ и возмущение. Купцы не имели крупных военных сил, чтобы заставить подчиняться себе, и поэтому нуждались в помощи феодалов и церкви, чтобы утвердиться в новых землях.

Около 1184 г. голштинский монах Мейнард прибыл на купеческом судне в устье Западной Двины и начал распространение христианства среди ливов. Он получил сан епископа Ливонии, построил церковь, крестил ливов и принуждал их к соблюдению церковных обрядов, уплате десятины в пользу церкви.

Ливы оказывали упорное сопротивление, начав борьбу и с церковниками, и с немецкими купцами. Горели деревянные крепости пришельцев. Огонь пожирал церкви. Ливы видели в христианстве религию своих врагов и продолжали сохранять веру в древних языческих богов.

Чтобы заставить язычников принять христианство и подчинить их власти церкви, Мейнард с благословения римского папы организовал крестовый поход немецкого и шведского рыцарства в Восточную Прибалтику. Рыцари отплыли на кораблях с острова Готланд на восток. Сильный ветер прибил корабли крестоносцев к побережью эстов. В яростном бою эсты сбросили непрошенных захватчиков в море и сожгли их корабли. Крестовый поход провалился.

Но путь в земли Восточной Прибалтики был проложен, и церковь направила сюда новое «христовое воинство».

Римский папа выдал монаху Бертольду грамоту для сбора крестоносцев, обещая большую выгоду и «прощение грехов» всякому, кто поднимет оружие против язычников. Бертольд во главе немецких рыцарей отправился в Ливонию. В 1189 г. он высадился в устье Западной Двины и двинулся в глубь территории ливов. Но и этот отряд крестоносцев вскоре был разгромлен. Немногие рыцари спаслись бегством.

Неудача двух крестовых походов показала, что для подавления свободолюбивых народов Восточной Прибалтики нужны новые, хорошо организованные и вооруженные силы.

В крестовом походе 1199–1200 гг. руководителем был Альбрехт фон Буксгевден. Он прибыл в Западную Двину на 23 кораблях с большим отрядом хорошо вооруженных рыцарей. Рыцари бросились опустошать прилегающую местность; они огнем и мечом обращали население в католичество, захватывали земли и превращали ливов в данников и рабов.

На этот раз немецкие крестоносцы сумели прочно обосноваться в завоеванных землях. На месте старого поселения ливов, недалеко от устья Западной Двины, немцы построили замок Ригу. Каменные стены и башни крепости были неприступны для ливов, вооруженных копьями, мечами и луками.

Чтобы иметь постоянную вооруженную силу и окончательно покорить земли ливов, церковь создала в Риге особую организацию воинов-монахов — духовно-рыцарский Орден меченосцев.

Духовно-рыцарские ордена впервые образовались во время крестовых походов на Ближний Восток. Крестовые походы проводились под знаменем католической церкви. Римские папы и подвластное им духовенство призывали к «священной войне» против турок и арабов, захвативших святыни христианской веры и среди них «гроб господень» в Иерусалиме — каменный ящик, в котором когда-то, по легенде, покоилось тело Иисуса Христа.

Призывы церкви к истребительной войне против «неверных» — мусульман (последователей ислама) — прикрывали разбойничий, грабительский характер походов «за освобождение гроба господня». Пришельцы из многих стран Европы — феодальные сеньёры — захватили богатые и культурные земли на восточном побережье Средиземного моря. Здесь на рубеже XII столетия возникло несколько государств крестоносцев — Иерусалимское королевство, Антиохийское княжество, Яффское графство и другие.

Но не все феодалы смогли захватить земли. Многим ее не хватало, и они были вынуждены пойти на службу к богатым землевладельцам. Тогда-то и возникли духовно-рыцарские ордена. Их целью была охрана владычества западноевропейских феодалов на Востоке и война против «неверных» для расширения владений крестоносцев.

Первым образовался в начале ХЦ века Орден рыцарей святого Иоанна Иерусалимского (Орден иоаннитов или иначе — госпитальеров).[6] Почти в то же время возник Орден рыцарей храма (Орден храмовников или тамплиеров).[7] Третьим был основанный в 1128 г. немецкими феодалами Орден святой Марии Немецкой (или Тевтонской[8]). Этот орден обычно называли Тевтонским орденом.

Ордена были союзами воинов-монахов. Казарма для них была одновременно и монастырем. Рыцари Ордена приносили монашеский обет — обязывались блюсти послушание (т. е. соблюдать строжайшую дисциплину), целомудрие (не иметь семьи), нестяжание (не иметь личной собственности). Этот тройной обет, обязательный для всех монахов, дополнялся четвертым — рыцари принимали присягу верности католической церкви — обязательство вести войну против «неверных».

Железная дисциплина объединяла рыцарей орденов в грозную боевую силу. Орденская рыцарская конница была самой боеспособной частью войск крестоносцев. Не случайно ордена последними ушли из Палестины.

Рыцари орденов отличались особой одеждой, они носили плащ установленного цвета и вида с отличительным знаком — крестом. В те времена не существовало определенной воинской формы и только рыцари орденов ее имели.[9]

Ордена построили в Палестине и Сирии ряд мощных замков — величественные развалины их можно видеть и сейчас в Сирии, Ливане, Израиле. Ордена содержали больницы (госпитали) для крестоносцев, странноприимные дома (гостиницы), имели свои пристани, торговые и военные корабли; владели десятками тысяч крестьян. На орденских кораблях перевозились в Европу раненые и больные, а из Европы на Ближний Восток — толпы новых искателей приключений. Ордена ссужали феодальных сеньёров и даже королей и пап деньгами под огромные проценты, быстро накапливали богатства и становились сами могущественными феодалами. Верхушка орденов окружала себя неслыханной роскошью, орденские братья вели праздный и разгульный образ жизни.

По образцу этих старших духовно-рыцарских орденов и был создан в 1202 г. в Риге Орден меченосцев. «Братья ордена» носили белые плащи с изображением перекрещенных меча и креста красного цвета. Во главе Ордена стоял магистр, избираемый из самых влиятельных орденских братьев. Орден подчинялся римскому папе и должен был выплачивать в казну католической церкви часть своих доходов, получаемых от ограбления народов Восточной Прибалтики.

Рыцари Ордена меченосцев были вооружены мечами и копьями, носили защитное металлическое вооружение: шлем, панцирь, налокотники и поножи. Рыцарская конница превосходила по своему вооружению и военной организации местное население. Отряды рыцарей нападали на мирные деревни, убивали мужчин, захватывали в плен женщин и детей, грабили и сжигали поселения.

Прибалтийские народы вели героическую борьбу с завоевателями, выслеживали и уничтожали их поодиночке и мелкими группами, но поток рыцарей из Священной Римской империи все увеличивался. После длительной борьбы рыцари-меченосцы покорили ливов и латгалов, часть эстов.

Датские феодалы не остались в стороне от захватов в Прибалтике. В 1219 г. у эстонских берегов появились корабли датчан. Рыцари датского короля высадились на берег и основали замок Ревель на месте древнего поселения эстов Линданисе.[10] Близлежащие земли эстов были захвачены. Вскоре эсты были окончательно покорены немцами и датчанами.

Прибалтийские народы потерпели поражение в борьбе против иноземных захватчиков, так как действовали разобщенно и неорганизованно. Завоеватели построили замки Венден, Оденпе и другие, разделили землю на отдельные феодальные владения рыцарей и Церкви, закрепостили крестьян, обложив их десятиной в пользу церкви, и заставляли их отбывать барщину на орденских землях, строить замки, дороги, участвовать в военных походах рыцарей. Коренное население онемечивалось.

Продвижение немецких феодалов на Восток угрожало русским землям. Русь была раздроблена на отдельные феодальные княжества, они не имели крупных вооруженных сил и хорошей обороны. Только свободолюбие русского народа, его героизм и военное мастерство позволили отразить немецкую агрессию.

Полоцкие князья не смогли помочь латгалам и земгалам в борьбе с крестоносцами. Скоро и полоцкие земли подверглись набегам рыцарей и неслыханному опустошению. Немецкие захваты приостановили торговлю по Западной Двине, прервали старинный торговый путь русских купцов в Балтийское море.

Орден меченосцев получал пополнения из германских княжеств, Дании и Швеции. Силы захватчиков увеличивались. В 1224 г. рыцарям удалось захватить русский город Юрьев, расположенный западнее Чудского озера, и построить здесь замок Дерпт.[11] Но дальнейшее продвижение немецких феодалов на русские земли было временно приостановлено новгородцами и псковичами, нанесшими тяжелое поражение рыцарям на реке Эмбах в земле эстов.

Утвердившись в Ливонии и Эстонии, Орден меченосцев продолжал захваты, распространяясь к югу. Рыцари переправились через Западную Двину и вторглись в земли земгалов, куршей и жмуди (жемайтов).

Земля жемайтов входила в состав Литовского государства. Литовские князья боролись с напряжением всех сил против рыцарей-крестоносцев, опираясь на поддержку русского народа — ближайшего соседа Литвы. Литовцы в союзе с ливами совершали походы на Ригу, нападали вместе с русскими на занятую немцами крепость Кокнесе, угрожали немецкому замку Талава.

Сопротивление эстов и латышей долго не позволяло Ордену осуществить вторжение в Литву. Но Орден сумел закрепиться в земле куршей, которые заключили с немцами мир. Земгалы также были вынуждены признать власть Ордена. Восстания в Ливонии и Эстонии были подавлены.

Тогда рижский епископ Николай возглавил крестовый поход в Жемайтию. Он собрал большое войско из конных рыцарей и пеших наемников, обещая отдать завоеванные земли на разграбление. Навстречу захватчикам выступило объединенное войско жемайтов и литовцев под командованием князя Выкинта. 22 сентября 1236 года в битве при Сауле (Шауляй) войско крестоносцев было разгромлено. Магистр и 500 рыцарей Ордена погибли. В результате этого поражения Ордену угрожала полная гибель. Немногие уцелевшие орденские братья добрались до Риги.

Разгром Ордена меченосцев в битве при Сауле привел к кризису жестокий феодальный порядок, установленный немецкими феодалами и католической церковью в Ливонии. Начались восстания порабощенных народов против немецкого господства. Рыцарей было очень мало, чтобы подавлять восстания. Это заставило Орден меченосцев объединиться с другим немецким духовно-рыцарским орденом — Тевтонским.

 

«Натиск на Восток»

На время правления династии Штауфенов приходится бурный всплеск немецкой экспансии на Восток. Еще в VIII в. начинается распространение немецких поселений в славянских землях на Среднем Дунае и в Восточных Альпах. Однако вплоть до XII в. немецкие завоевания на славянском Востоке не были прочными, поскольку итальянская политика германских императоров поглощала их главные силы.

В эпоху Штауфенов это продвижение сменилось «натиском на Восток» ("Drang nach Osten"), ведущей силой которого стали германские князья и церковь. За счет славянских и иных прибалтийских земель князья стремились расширить свои владения как основу их положения в империи. Главную военную силу походов в восточные земли составляли мелкие феодалы — рыцари.

После неудач в Италии и в крестовых походах завоевание раздробленных прибалтийских территорий казалось им сравнительно легким и выгодным предприятием. В этом движении принимали также участие немецкие города, стремившиеся получить на Востоке значительные торговые выгоды.

Особенно значительную роль в колонизации Заэльбья сыграли немецкие крестьяне-переселенцы, получавшие на завоеванных землях большие земельные наделы и различные льготы. Обычно это происходило таким образом: феодал находил подрядчика, который вербовал переселенцев, а затем становился старостой деревни.

Переселявшимся крестьянам предоставлялись двойные гуфы на правах наследственного чиншевого держания. Повинности были фиксированы и взимались только с земли: сами крестьяне считались лично свободными, в частности, за ними сохранялась свобода передвижения. Иногда, вероятно, на еще более выгодных условиях их приглашали славянские князья, принявшие христианство, которые стремились за счет освоения новых земель увеличить свои доходы.

Колонизацию восточных территорий можно рассматривать как органическую часть общеевропейского процесса внутренней колонизации, преобразовавшей облик средневековой Европы. Ее важнейшей предпосылкой являлся демографический подъем. Рост народонаселения в экономических развитых регионах Западной Европы выталкивал на Восток его «излишки». Недаром в числе колонистов значительное место занимали выходцы из таких густонаселенных мест, как Фландрия и Голландия.

Но в большинстве случаев плугу прокладывал дорогу меч. Первоначально в основе «натиска на Восток» лежал захват славянских земель, сопровождавшийся германизацией славянских племен, их насильственной христианизацией или прямым истреблением. Обитавшие в нижнем течении Эльбы ободриты были подчинены Генрихом Львом. На их землях было создано зависимое от него Мекленбургское герцогство. Вслед за тем были покорены поморяне, населявшие прибалтийское Поморье. Их князья приняли христианство и признали себя вассалами Генриха Льва.

Наступление на лютичей, чьи земли находились на южном побережье Балтийского моря, возглавлял Альбрехт Медведь. Он и его преемники подчинили ряд славянских земель до Одера, на территории которых возникло Бранденбургское маркграфство, из которого впоследствии выросла Пруссия.

С конца XII в. немецкие феодалы приступили к завоеванию Восточной Прибалтики, населенной языческими племенами, принадлежавшими к балтийской и финно-угорской языковым группам, — ливами, латгалами, эстами, пруссами.

Покорение прибалтийского населения велось с целью христианизации. С этой целью в 1202 г. при активном участии папы Иннокентия III был организован новый духовно-рыцарский Орден меченосцев, который к середине XIII в. захватил территорию современной Латвии, затем южную часть нынешней Эстонии (эти земли немцы называли Ливонией, поэтому Орден меченосцев нередко называют Ливонским орденом).

В начале XII в. один из польских князей Конрад Мазовецкий обратился к рыцарям Немецкого (Тевтонского) ордена с призывом помочь в борьбе с пруссами, населявшими балтийское побережье между Вислой и Неманом. В 1226 г. Тевтонский орден, основанный еще в Палестине, по распоряжению папы был переведен в Прибалтику и начал завоевания земель пруссов.

К концу XIII в. после упорного сопротивления они были отчасти истреблены, отчасти порабощены и ассимилированы завоевателями. В 1237 г. Ливонский и Тевтонский ордена заключили между собой союз. К этому моменту немецкие владения охватывали почти все юго-восточное побережье Балтийского моря. В начале 40-х гг. XIII в. немецкие рыцари потерпели ряд ощутимых поражений от монголов и русских, что приостановило продвижение Ливонского ордена на Восток.

С 1243 г. восточной границей Ордена стала р. Нарва. Одновременно немецкая колонизация, более мирная по своему характеру, устремлялась на юго-восток, в придунайские земли, тоже заселенные славянами. Здесь, на Среднем Дунае, еще в конце X в. была образована Восточная, или Австрийская, марка, позднее преобразованная в герцогство. В XIII в. многочисленные немецкие поселения уже существовали в Силезии, Чехии, Венгрии.

Немецкая колонизация способствовала экономическому и культурному подъему оказавшихся в ее орбите территорий. Увеличивалась площадь культивируемых земель и совершенствовались способы их обработки, выросли новые города, усилились торговые связи.

В особенности преобразовалось Заэльбье, поделенное между тремя немецкими княжествами (маркграфством Бранденбургским и герцогствами Мекленбургским и Померанским), впоследствии сыгравшими, особенно первое из них, выдающуюся роль в истории Германии. Здесь быстро растут города, становящиеся крупными торговыми и ремесленными центрами, осваиваются торговые пути по Северному и Балтийскому морям, по которым шли товары из Англии, Германии, Дании и Швеции на Восток. Но этот подъем был достигнут ценой ассимиляции и частичного истребления местного населения.

 

 

В общем и целом немецкая колонизация шла по "южному" и "северному" направлениям,  что довольно любопытно, т.к. потом эти территории стали основой для Австрии и Пруссии, соответственно. Однако после непродолжительного периода вассальства Польского Короля по отношению к Германскому Императору, почему-то не предпринималось попыток широкомасштабной колонизации "центрального" направления. Фактически, вплоть до времён Грюнвальдского Сражения территории Чехии, Венгрии и Польши почти не подвергались атакам немцев.

 

Но что этому мешало? И что-бы поменялось если бы политика "Дранг нах Остен" распространилась бы и на земли Чехии, Венгрии, Польши? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Фактически, вплоть до времён Грюнвальдского Сражения территории Чехии, Венгрии и Польши почти не подвергались ат

не скажу за Венгрию, а Чехия и польша и без всяких атак неплохо германизировались.

более того, в Поморье/Померании, равно как и в Мекленбурге продолжали править славянские князья. равно как и в Чехии и в Силезии.

 

меня тоже давно интересует вопос - почему Чехия все таки чмогла удержаться от полной германизации (частичная все равно произошла - см Судетские немцы)

Сложилось впечатление, что основная причина - гуситы, повырезавшие нахрен немцев. После гуситов колонизацию пишлось начинать с чистого листа - и к 20-му веку не успели подностью германизировать.

а потом пришли "советские оккупанты" - и чехи с поляками быстренько выгнали немцев

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Еще в VIII веке франкские и саксонские феодалы начали набеги на западнославянские племена бодричей и лютичей между реками Лабой (Эльбой) и Одрой (Одером

саксонские феодалы в viii веке - отличная АИ :)

кто автор сего опуса?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

(частичная все равно произошла - см Судетские немцы)

То есть судетские немцы получается были потомками онемеченных чехов?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

То есть судетские немцы получается были потомками онемеченных чехов?

частично - чехов, частично - немцев изза Эльбы, частично - онемеченных полабских славян

 

какая разница. Главное - самоиндетификация, а не кровь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Любопытно, а немецкие учебники до 1945 г что писали о восточной европе и "драх нах ост". Ведь где готы, вандалы, бургуны, лангобарды, гепиды жили до начала ВПН более менее примерно представляли. Думаю скорей в плане реконститы и колонизации с приобщением к циливизаци востока акцент был. Все по Окуджаве  " кашдый пишет как он слышит, каждый слышит как он дышит ".

 Хотя конечно ВПН феномен, когда народы пусть и не полностью оседлые (занимающие подсечно-огневым ) снимались почти полностью и перли в более теплые края. Ведь даже если гнал их голод или более сильный противник в лице гуннов, то все одно  часть народа могла остатся в местах родных и прокормится и имела шансы уцелеть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

почему Чехия все таки чмогла удержаться от полной германизации

 

 

Вроде как в середине 19 века там по-чешски говорили только в дярёвнях.

А в городах - по-немецки.

 

А потом пошла урбанизация...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

меня тоже давно интересует вопос - почему Чехия все таки чмогла удержаться от полной германизации

1) Большая численность.

2) Относительно продолжительная собственная государственность.

3) Как следствие из всего вышесказанного- худо-бедно оформившееся осознание своей особости и этнического единства.

Как-то так, имхо.

а потом пришли "советские оккупанты" - и чехи с поляками быстренько выгнали немцев

оккупанты тут не причем, процесс стал необратим задолго до них.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Большая численность.2) Относительно продолжительная собственная государственность.3) Как следствие из всего вышесказанного- худо-бедно оформившееся осознание своей особости и этнического единства.

Однако силезцам это особо не помогло. Хотя Пясты там княжили до 17 века (местами). Я все ж склоняюсь к версии о гуситах. ЕМНИП я даже где-то в жж читал очень интересные статьи на этот счет. Щас поищу....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

оккупанты тут не причем, процесс стал необратим задолго до них.

имелись ввидусудетские и силезские немцы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Сложилось впечатление, что основная причина - гуситы, повырезавшие нахрен немцев. После гуситов колонизацию пишлось начинать с чистого листа - и к 20-му веку не успели подностью германизировать.

Не только. Во время 30-летней точно также нахрен вырезали почти всех славян в Померании, "Полабии" в целом. На пустое место пришли уже немцы. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Во время 30-летней точно также нахрен вырезали почти всех славян в Померании, "Полабии" в целом. На пустое место пришли уже немцы. 

насколько я  Понимаю, это существенно только для Померании

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ведь даже если гнал их голод или более сильный противник в лице гуннов, то все одно  часть народа могла остатся в местах родных и прокормится и имела шансы уцелеть.

Ну так кто-то и уцелел и ассимилировался уже потом, бывает, и века спустя, когда окрестное население еще 3-4 раза успело смениться.

Вон остготы в Крым заползли в III веке, а последних еще вроде светлейший князь Потёмкин-Таврический лично видел.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Однако силезцам это особо не помогло.

Так и Силезия никогда полностью германизована не была.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Литовские князья боролись с напряжением всех сил против рыцарей-крестоносцев, опираясь на поддержку русского народа — ближайшего соседа Литвы.

Советская агитка:

Грюнвальдская битва была «битвой народов». В ней немецким захватчикам и их западноевропейским наемникам противостояли объединенные силы поляков, русских, литовцев, чехов, моравов, силезцев. Исключительную роль в победе сыграли русские воины, составлявшие почти половину союзного войска. Единство народов в борьбе с немецкими захватчиками обеспечило победу над сильным врагом.

Об историческом значении Грюнвальдской победы говорил Никита Сергеевич Хрущев в 1959 году в своей речи во время пребывания Советской партийно-правительственной делегации в польском городе Щецине. Н. С. Хрущев сказал: «Грюнвальд навсегда останется в памяти народов как пример не только мужественного сопротивления иноземным захватчикам, но и того, что путь к победе над захватчиком — в единстве народов, которым он угрожает».[1]

Юбилей Грюнвальдской битвы был замечательным праздником польского народа. Этот праздник отмечался в Польской Народной республике как день боевой славы польского оружия, день единства славянских народов в борьбе с иноземными захватчиками.

Память о славной победе дорога и советскому народу, предки которого героически сражались в одних рядах с поляками на Грюнвальдском поле.

Велико значение Грюнвальдской битвы. Она является грозным предупреждением западногерманским империалистам, которые вновь зарятся на древние польские земли и пытаются идти по стопам тевтонских рыцарей и гитлеровских разбойников.

Нерушимое единство советского и польского народов, народов всех стран могучего социалистического лагеря — верная порука тому, что враг, который попытается напасть на социалистические страны, встретит сокрушительный отпор и будет окончательно разгромлен.

http://www.xliby.ru/istorija/bitva_pri_gryunvalde/p1.php 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так и Силезия никогда полностью германизована не была.

Практически полностью. Нижняя так вообще на 90%. В Верхнюю Силезию потом селюки польские на шахты и к мартенам понаехали уже со второй половины 19в. ЕМНИП

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Практически полностью.

силезия.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Хм, был несколько не прав. Хотя Верхняя Силезия это только треть от общей территории и населения.

Две остальные трети (Силезия нижняя) германизировались на 90%

Изменено пользователем sigulin.maxim

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Две остальные трети (Силезия нижняя) германизировались на 90%

Я вам конечно верю, но хотелось бы хоть какой-то статистики подтверждающей это утверждение. Так, для обшей эрудиции.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

но хотелось бы хоть какой-то статистики подтверждающей это утверждение

так там же - в вики есть.

К концу XIX века более 90 % населения Нижней Силезии считали своим родным языком немецкий.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%A1%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

К концу XIX века более 90 % населения Нижней Силезии считали своим родным языком немецкий

Хм, ну допустим. Но все равно в целом Силезия онемечена еще не была. Да и сравнивать ее с Чехией не совсем корректно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

так там же - в вики есть. К концу XIX века более 90 % населения Нижней Силезии считали своим родным языком немецкий.

Голословные утверждения русскоязычных википедов я бы на веру не принимал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но все равно в целом Силезия онемечена еще не была

я согласился.

Да и сравнивать ее с Чехией не совсем корректно

Ну в этом и вопрос. Почему некорректно?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Почему некорректно?

Ну польские силезцы это как бы часть этноса, субэтнос, возможно, но не этнос в целом. 

Да и традиций собственной государственности там толком нет, по крайней мере на уровне Чехии.

Голословные утверждения русскоязычных википедов я бы на веру не принимал.

Англовики примерно то же самое пишет. Правда тоже без указания источника.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну польские силезцы это как бы часть этноса, субэтнос, возможно, но не этнос в целом

Тут конечно в последнее время понапутали, но еще в средние века они были однозначно поляками.

Да и традиций собственной государственности там толком нет

Государственность, причем именно с коренной польской династией там сохранялась до 17 века. Наверно если бы силезцы приняли сторону гуситов, то все сложилось бы по другому?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас