Мягкое проведение церковной реформы Никоном


17 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Вот подумалось, а если бы Никон оказался более креативным менеджером. Не стал бы рубить с плеча, а для начала открыл бы в Москве типографию при церкви, и начал бы ваять дорогие "подарочные"варианты Библий, Житий святых и прочей литературы... И менять их по курсу - 2 новенькие книжки за одну старенькую. Да, дорого, но войска посылать, что бы старообрядцев ловит - дороже...

Ну а лет через 10-15, когда старое духовенство, которое еще помнило как старые выглядели по большей части уйдет "на повышение",а их место заступит более молодое - и провести реформу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Учить историю!.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Учить историю!.

Это жестоко...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

если бы Никон оказался более креативным менеджером

люто возжигаешь, диавол!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

их место заступит более молодое - и провести реформу.

Аввакума и иже с ними в любом случае это неустроит. Так что максимум это меньшее кол-во старообрядцев. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Аввакума и иже с ними в любом случае это неустроит. Так что максимум это меньшее кол-во старообрядцев.

Такое медленное проведение реформы не устроит главного заказчика. Т.ч. или реформу или Никона отменят...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Такое медленное проведение реформы не устроит главного заказчика.

Да, есть риск. Ну дык можно втихую, на "черном рынке" начать лишние Библии выкупать. Пойдет ажиотаж - сдать старую Библию, получить 2 новых, и одну тут же продать...Профит!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Могу только повторить свое требование - учить историю!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

учить историю!

Вот именно. 

 

Коллеги, эта тема и в самом деле кому-то нужна, кроме топикстартера? Если нет, то я её закрою, за отсутствием развилки.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пойдет ажиотаж - сдать старую Библию, получить 2 новых, и одну тут же продать...Профит!

можно еще сделать Big short :-))

продавать новые Библии без покрытия

Коллеги, эта тема и в самом деле кому-то нужна, кроме топикстартера? Если нет, то я её закрою, за отсутствием развилки.

мне нужна

подозреваю, скоро начнется выпуск фьючерсов на новые и старые библии и торговля ими на Stock exchange of Starovers

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По аглицки это Ancient orthodox называется.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если бы это был сугубо богословский конфликт - может, и получилось бы. Но речь шла о сугубо административных вопросах. И поскольку "мягким способом" старых иерархов не убрать, он ни к чему бы ни привёл.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но речь шла о сугубо административных вопросах.

 

Вот именно. А поскольку топикстартер этого явно не понимает, а почитать что-нибудь по теме ему лень, снова спрашиваю - зачем нужна эта тема? В качестве ликбеза для ленивых и/или неграмотных?..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Хорошо известно ,что  подробные планы церковной реформы были выработаны в   грекофильском  окружении  Алексея  Михайловича  и Никон ни в коей мере не является ни её автором ,ни её инициатором .
Ещё  с 1646-1648 годов цар­ский духовник Стефан Вонифатьев , Федор Ртищев и сам  Алексей  Михайлович  наметили основные черты церковной реформы и подготовили для неё и почву и средства .
Замысел реформы появился у именно грекофила  Алексея  Михайловича  и именно ему принадлежит затея церковной реформы .
Причем после разрыва с Никоном и его ухода дело реформы продолжил уже  сам царь лично .
Ведь и сам  Алексей  Михайлович  воспитывался в  грекофильских  традициях своей семьи .
Уже патриарх Филарет начал исправлять книги и церковную службу  по греческим образцам .
Грекофильство  Стефана Вонифатьева , Федора Ртищева и самого   Алексея  Михайловича  было выражением их геополитических претензий на  всё византийское наследство и создания единого православного царства .
Вообще идея  церковного реформирования произошла из представлений грекофилов и самого царя ,   полагавших , что унификация церковных книг и обрядов должна  стать :
"идеологическим фундаментом для будущего единения всех православных государств под его державой в Великой Греко-Российской Восточной империи" .
Речь, таким образом, шла уже не только о политическом объединении с малороссами, но о   создании мировой православной империи (именно империи, а не национального  царства).

Церковная реформа имела  цель сближения с малороссами, греками и южными славянами, выражая тем самым космополитическую, мессианскую устремленность  новой государственной  идеологии.
Русская святоотеческая традиция  и будущая русская нация приносились в жертву  будущему "мировому царству".

Алексей Михайлович коренным образом меняет  всю политику Московского царства .
Алексей Михайлович  стремится к возрождению Византийской империи со всеми ее атрибутами, но с центром в Москве.
Поскольку для византийских императоров была очень важна законодательная деятельность, то наподобие Кодекса Юстиниана возникает Соборное Уложение 1649 года .
Т.е. даже  Соборное Уложение 1649 года  делали по образу и подобию  Кодекса Юстиниана .
Русский царь пытается во всех деталях вести себя так, как вели византийские императоры и требует этого-же  и от патриарха  и от церкви .
Алексей Михайлович хотел и весь придворный церемониал сделать точно таким-же , как  некогда у византийских императоров !
Соответственно и все богослужебные книги  ,чины и обряды должны были строго и точно  соответствовать греческо-византийским .
Начинается византизация и огречивание русской Церкви и русской культуры .
Никониане выступали в богословской дискуссии лишь как представители "греческой партии".
Попытка восстановления и реконструкции  византийской традиции при  Алексее  Михайловиче  заставляли искать хранителей этой традиции.
Но таковых  на русских землях можно было найти только на Украине  сохранявшей тесные церковные  связи с Константинополем .
Однако Украина была частью Польского государства и испытала сильное  влияние Западной Европы.
Сближение с греками , Балканами и Украиной вело не только к византизации и огречиванию , но и к европеизации в русской культуре.

Вот корни и причины "никоновой" церковной реформы .

Сам Никон в значительной степени был созданием царя и Стефана Вонифатьева.
Именно под влиянием Вонифатьева Никон постепенно пришел к  грекофильскому  направлению столичных реформаторов.
Этот же кружок доставил Никону и патриаршество.
Никон первоначально грекофилом не был и похоже ,  что он не был им  вовсе .
Его грекофильство кажется было только маскою ,  надетой для возможности достижения им патриаршества .
Для проведения реформы был нужен только новый патриарх , помоложе и поэнергичней .
Вот Никон и стал патриархом .

Столичные реформаторы Стефан Вонифатьев и Ко считали необходимым в первую очередь исправить русские книги и русскую церковную жизнь по греческим меркам , канонам и книгам .
Они хотели всю исправить всю русскую церковную жизнь и книги по греческим нормам .

Аввакум Петрович ,Иван Неронов и другие провинциальные ревнители благочестия требовали в первую очередь  очищение церковной жизни .
Они прежде всего хотели и это видно по их челобитным  :
правильного и чинного порядка в совершении служб духовенством ,
обязательного образовательного  ценза для кандидатов в церковный сан ,
искоренения пороков и нехристианских  обычаев среди народа и духовенства ,
чистки духовенства от негодных пастырей ,
изгнания пьяниц из духовенства ,
ограничения , а  по возможности  и запрета на кабаки и зелено вино .
Провинциальные ревнители благочестия  тоже требовали  неукоснительного исправления книг ,чинов и обрядов( но только  по древним русским и восточным книгам и рукописям )  , но  это не было для них главным  , а идея грекофилов о глобальной  неисправности и испорченности русских богослужебных книг ,чинов и обрядов была для  провинциальных ревнителей  благочестия абсолютно неприемлемой .
 Аввакум Петрович принадлежал к обществу ревнителей благочестия .
 Аввакум Петрович был особо скрупулёзно требователен  в соблюдении догматов и обрядов православия .
Он и его сторонники требовали  строжайшего исправления  всех богослужебных  русских книг только по старинным греческим и славянским  книгам ,а не по современным им печатным греческим  изданиям 17 века .
Он и его сторонники требовали исправления всей обрядовой практики по старинным установлениям  (в том числе и греческим ).
Он и его сторонники требовали строжайшего изгнания всех языческих предрассудков из церковных обычаев и обрядов .
Он и его сторонники неуклонно боролись с проявлением остатков язычества в русском народе .
Требовали извержения из сана все безграмотных и неграмотных попов и попов сомнительного нравственного поведения .
Требовали извержения из сана  всех неисправимых алкашей  попами и диаконами именуемых .
  Аввакум Петрович был ещё более нетерпим к безграмотным попам , чем  Никон , и позже Петр 1 и    Митрофаний с Димитрием .

С точки зрения практически всего духовенства провинциальные ревнители благочестия с  их настоящим пуританизмом и требованиями к прихожанам и духовенству быть действительными христианами ( а не последователями синкретического околохристианского культа именуемого "народным православием"  ) были   еретиками и ханжам :
"Заводите... вы, ханжи, ересь новую... и людей в церкви учите. А мы... людей и прежде в церкви не учивали, а учивали их в тайне (на исповеди, — А. Панченко), и протопоп-де благовещенский такой же ханжа".

К этому-же обществу принадлежал и Никон !
Общей программой для ревнителей благочестия было наведения порядка в церковных делах .

Нельзя, представлять никонианскую  партию ( а фактически Алексея Михайловича )  как реформаторскую, а старообрядческую ( партию провинциальных боголюбцев )  преподносить в качестве противников реформ.
Обе стороны конфликта признавали необходимость изменений, но вот только  программа реформ у них принципиально различалась.
Причем если никонианская партия была ориентирована фактически на византийскую древность , то провинциальные  боголюбцы были  можно так сказать ориентированы на будущее .
Провинциальные боголюбцы протестовали против культурного самодовольства  и надменности греков и римлян, против чьей-либо мегаломании, против  их претензий на интеллектуальную и духовную исключительность.
Провинциальные боголюбцы и их приемники старообрядцы на деле-то  были куда как большими новаторами , чем никонианская партия .

Неформальном главой ревнителей благочестия был духовник Алексея Михайловича благовещенский протопоп Стефан Вонифатьев .
Проблем  тогда в Церкви было превеликое множество .
Церковные службы велись беспорядочно с большими отступлениями от канонов .
Духовенство было в значительной малограмотным и даже вовсе  неграмотным, невежественным, большинство заражено гнусным пороком пьянства.

Богослужения совершались без всякого благоговения.

Такое духовенство не только не могло быть хорошим помощником своему архипастырю в просвещении паствы, но и оказывало самое отрицательное влияние на религиозно-нравственное состояние народа.
В богослужебных книгах творилось неведомо чего .
Богослужебные книги были разными .
Ошибки , описки ,опечатки , вставки неведомого происхождения ( часто еретического толка ) .
Еще патриарх  Филарет обратил особое внимание на исправление и печатание богослужебных книг.
Возобновлённая в 1620 г. типография на московском старом печатном дворе (на Никольской улице) выпустила при Филарете большое количество часословов, требников, евангелий и других изданий, которые пытались исправлять  в специальной «правильне».

Что кончилось тогда грандиозным скандалом ! 

В правке активно участвовал и сам патриарх, написавший также ряд церковных уставов и поучений.
Однако по причине недостатка опыта и отсутствия подготовленного для такого  сложного  дела персонала корректура книг  шла очень  плохо.
Исправление книг при Никоне не достигло своей цели , да книги вышли можно сказать идентичными ,но вместо старых  ошибок , описок ,опечаток  , вставок было добавлено новых и ещё больше , чем было до того .
Но Никон выпустил например  десять  (!!!)  изданий служебника которые все оказались разными , потом дело кое-как утряслось .
Собор 1654 года дал Никону полномочия на исправление книг только по древним греческим и славянским рукописям .
И это было теологически и с научной ,исторической точки зрения    абсолютно правильное решение .
А Никон в нарушение по становления собора стал править по новейшим новогреческим печатным изданиям .
Да и к тому-же венецианской работы .
Для исправления по древним греческим и славянским рукописям нужно было собрать множество древних книг и рукописей  с всего православного Востока , Балкан и Кавказа  .
На это ушло-бы лет 10-20 .
Нужно  было-бы подготовить кадры филологов и историков для проведения богословского , филологического и историко-критического разбора содержания книг и рукописей .
На всё исправление книг ушло-бы лет 30 .

Но времени у царя на это не было !

И самое главное при правке по древним книгам не получилось-бы идентичности с современным греческим православием .

А именно это было главной целью Алексея Михайловича !

Идея образования Нововизантийской греко-русской империи была у царя настоящей  мономанией .
Известно  что в 1666 году Алексей Михайлович  специальным посланием к грекам  просит прислать ему с Востока "Судебник" ( не церковный )  и "Чиновник всему царскому чину прежних царей греческих" .
Для чего ему стали нужны эти книги ?
Для   подготовки к ожидаемой коронации на византийский престол !
В таком случае надо уже говорить не о политической наивности царя и его окружения , но о слабоумии .
Вообще Алексей Михайлович был весьма неудачлив как политик , более того провалы у него были повсеместными и регулярными .

Более того на деле-то  оказалось ,что и  исправленный чин богослужения во многом отличался от тогдашних греческих обычаев ! 
Всякий кто-же  знаком с тогдашним  греческим  богослужением, тот не может не видеть  существенного  расхождения его чинопоследований с теми ,что приняты на России того времени .
А ведь задача была получить полную унификацию молитв , обрядов и богослужения !
И это при том,что став патриархом, Никон сразу начинает с подачи царя  рьяно копировать всю  греческую церковную практику.
Ведь действительно,Никон переносит на Русь греческие амвоны, греческий архиерейский посох, греческие клобуки и мантии, греческие церковные песнопения , приглашает в Москву греческих  иконописцев и живописцев, строит монастыри и храмы  по образцу греческих, приближает к себе разных греков, всюду выдвигает на первый план греческий авторитет и многое другое .

 

 В результате так называемой никоновой  пpавки появилось огромное количество погpешностей  pазного  pода — грамматических, лексических, исторических, даже догматических .
Большую роль в проведении никоновой реформы сыграла  церковная реформа Петра Могилы с его ползучей  латинизацией Русской Церкви .
Правку церковных книг первоначально вели украинские ученые монахи и греки .
Все те обрядовые различия которые раскололи верующих Московского царства появились так :
Постановления Стоглавого собора утвердили на Руси тот обряд , который  и был  при Крещении Руси  принесён из Византии .
Почему это было вделано ?
После Флорентийской унии обряды греческой церкви изменились под влиянием католицизма .
После этого уния на Востоке почти исчезла , но влияние католицизма сохранилось .
Троеперстие появившееся  как результат  католического влияния вытеснило на Востоке традиционное и древнее  двуперстие .
У греков появились  и другие нововведения .
А на Руси всё в целом  осталось как было .
Обряды изменились у греков ,но не у русских .
Троеперстие было известно на Руси задолго  до Никона.
Не позднее 15 века  уже  появляются сочинения, написанные в защиту двуперстия — против троеперстия.
Борьба с троеперстием становится важной задачей после принятия греками Флорентийской  унии с католиками .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Кто собственно занимался исправлением книг ?

Это например были :
Арсений Грек - воспитанник иезуитской коллегии в Риме, неоднократно переходил из православия в католицизм и даже в ислам !
Паисий Лигарид - якобы митрополит Газский  , униат и иезуит  , главный пропагандист и обоснователь идей восстановления Византии Московским царством .
Симеон Полоцкий -  униат , выпускник польской иезуитской коллегии в Вильно.
Епифаний Славинецкий - выученик Киевской Коллегии , где всё богословие преподавалось в строго католическим ,схоластическом  духе  и даже по католическим учебным пособиям .

И т.д.


Епифаний Славинецкий , как ныне  установлено даже не притрагивался к той массе книг, которая была собрана из русских и восточных библиотек и монастырей для выработки новых исправленных богослужебных книг .   .
Так, в основу нового "Служебника", вышедшего в свет в 1655 году, он положил венецианское издание греческого служебника 1602 года.
Общая прокатолическая направленность церковной реформы  отмечена многими исследователями.

Ещё Каптерев обосновано  утверждал , что для исправления использовали печатные греческие книги венецианской и римской и парижской печати .
Магистр богословия С. А. Белокуров в 80х  19 века годах разыскал  , те самые печатные греческие книги венецианской и римской и парижской печати .
Об одной из таких книг писал Сильвестр Медведев .
Медведев писал , что у той книги с которой велась корректура  был выдран титульный лист и один из монахов написал на ней хульные слова .
Белокуров  руководствуясь  рукописью Медведева  отыскал   греческий печатный  Евхологион венецианского издания 1602 года   и без первого титульного листа и с хульными словами .
Титульный лист выдрали  потому , что на нём было указано место издания .
Хульные слова были написаны неким монахом , потому ,что  в этой книге оказались самые явные признаки католической редактуры и правки .
Профессор  Ленинградской духовной академии Н. Д. Успенский проверяя утверждения Каптерева и Белокурова полностью подтвердил  их выводы и теперь неопровержимо доказал , что вопреки  утверждению никоновых правщиков о том ,что исправление проводилось согласно "с древними греческими и словенскими"  книгами и рукописями  , исправление  действительно велось однако  по  современным  греческим богослужебным  книгам , изданным в основном  в иезуитских типографиях Венеции и Парижа и прочих мест.
В предисловиях к книгам новой печати указывалось ,что они якобы изданы  согласно "с древними греческими и словенскими"  книгами и рукописями .
Например утверждали , что правка книг  якобы шла по  греческим  рукописным  книгам , которые монах  Арсений Суханов привёз с  Афона.
Когда историки и богословы 19-20 веков разобрали ,что собственно за книги привёз мних Арсений с Востока  , то оказалось ,что из 498 древних книг только  3 Евхологиона, 3 Типикона и 1 Часослов могли бы быть используемы при исправлении богослужебных книг .
Все-же  прочие рукописи не имели  ровно никакого отношения к исправлению богослужебных книг.
Но ведь официально Арсений Суханов посылался именно для сбора древних  богослужебных книг !

При правке Служебника правщики могли  использовать только  3 Евхологиона .
Но оказалось , что в новом Служебнике есть места , которых никогда не бывало в греческих рукописных  Евхологионах .
Не было их и в русских рукописных и  печатных служебниках до 1655 года .
Очевидно, что  правщики внесли эти места  в Служебник 1655 года из какого-то или из каких-то других источников.
Взяты эти места правщиками  исключительно  из  Служебников украинского  издания и  современных печатных   греческих богослужебных   книг европейской печати  .
А ведь полемисты со старообрядчеством всегда утверждали, что правка книг якобы велась по древним рукописям, привезенным монахом  Арсением Сухановым с Востока и рукописей этих было якобы  огромное количество.

Дело в том ,что реформаторов вовсе не интересовало насколько книги  новой печати будут соответствовать древней традиции , но только  достижение единообразия именно с современным греческим образцом .
Вот например история с появлением разных изданий Служебника .
Почему они вышли разными ?
Да их правили с разных печатных образцов !
Нашли и те печатные  образцы с которых и правили .
Вернее просто давали печатать с напечатанных на Западе и на Украине  образцов ! 

Те книги с которых правили или печатали были испорчены католическим влиянием  .
Само по себе исправление богослужебных книг даже и   по западным  печатным изданиям еще не опорочивало бы новые  книги, если бы печатные издания были пригодными "да во всем великая Россия православная со вселенскими патриархи согласна будет", но этой-то ортодоксальной доброкачественности в этих  западных и украинских  печатных изданиях не было .
Но вот это-то греческих консультантов при дворе Алексея Михайловича вовсе не волновало .

Никон полагался на добросовестность правщиков , но "исправленные" книги и без католического влияния были неважными .

 

Таким образом в том ,что церковная реформа получилась , что хотели как  лучше  , а получилась как всегда  и  надо винить  в этом не сколько Никона , а сколько  самого  грекофила  Алексея Михайловича и его грекофильское окружение .

Весьма  также сомнительно ,что Никон сам единолично и самовольно   в нарушении решений Собора 1654 года  начал править богослужебные книги по западным печатным изданиям вместо древних книг и рукописей .

Скорее всего он это сделал с ведома и с одобрения   Алексея Михайловича и грекофильского окружения последнего .

 

Ну и конечно самую дурную роль в том как собственно была проведена церковная реформа  сыграло полное отсутствие систематического высшего образования ( как богословского ,так и светского ) в тогдашней России .

В результате получилось ,что своих кадров для проведения церковной реформы и не оказалось .

И провести правку богослужебных книг по древним книгам и рукописям   было просто некому .

В результате пришлось привлекать  для этого дела  иностранцев  , часто весьма и весьма сомнительных .

Систематическая и правильная церковная реформа должна была-бы  начаться  с появления своей высшей школы , по типу хотя-бы Киевской коллегии , в которой добросовестные и преданные без изъянов православию  иностранцы из греков и славян  обучили-бы русских богословов , историков и филологов .

На это всё ушло-бы  никак не меньше  10-12 лет .

И вот эти-то новые кадры должны были-бы  выработать единообразные  критерии правильности и доброкачественности древних книг и рукописей , и затем отобрать из них  лучшие и самые правильные  и по ним уже править богослужебные книги .

Но один только сбор древних книг и рукописей  занял-бы не меньше 10 лет .

Затем следовала-бы долгая , нудная  и систематическая работа по изучению древних книг и рукописей  с выработкой на их базе  единых образцов богослужебных книг .

И это тоже заняло-бы не меньше 10 лет .

Таким образом вся церковная реформа при  её правильном  проведении заняла-бы не менее 20-25  лет до появления первых новых исправленных богослужебных книг .

И при таком подходе к делу не получилось-бы идентичности русских и греческих обрядов .

.

Но Алексей Михайлович так долго ждать не мог и хотел получить именно идентичность русских и греческих обрядов  !

В результате получилось всё очень и очень  плохо .

 

Изменено пользователем Абрамий

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Арсений Грек - воспитанник иезуитской коллегии в Риме, неоднократно переходил из православия в католицизм и даже в ислам !

Ого. А его за переход в ислам никак не наказали? А то я помню запереход из православия в ислам еще при Анне Иоанновне бывало казнили.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ого. А его за переход в ислам никак не наказали? А то я помню за переход из православия в ислам еще при Анне Иоанновне бывало казнили.

Он отделался за это  ссылкой в Соловецкий монастырь , откуда его на свою-же голову и забрал тот-же  Никон !

“Арсений был человек нравственно совсем искалеченный данным ему иезуитским воспитанием, человек, которому ничего не стоило менять свои религиозныя убеждения, смотря по требованию обстоятельств; с латинами он был латинин, с мусульманами — мусульманин, с православными — православный, с соловецкими иноками — горячий поклонник русскаго благочестия и хулитель греческаго... Понятно, само собою, что Никон поступил крайне неосторожно, когда взял Арсения из Соловок с собою в Москву и поручил ему здесь исправлять русския церковнобогослужебныя книги…”

Потом , через некоторое время после падения Никона ,   его Арсения Грека по разным интригам снова сослали на Соловки , но потом снова опять  простили !

И когда положение Никона начало рушиться  , то   Арсений Грек  сразу-же перешел на строну противников Никона и весьма  способствовал его падению .

Даже официальные  источники относятся к Арсению Греку весьма недоброжелательно .

http://www.pravenc.ru/text/76284.html

"Основной допрос состоялся 25 июля 1649 г. А. Г. признал факт перехода в ислам под угрозой мучений и возможной смерти, связь с униатами и католичеством отрицал категорически, однако убедить следствие не сумел; «для утверждения в вере» А. Г. сослали в Соловецкий мон-рь, куда он прибыл 1 сент. 1649 г. "

Изменено пользователем Абрамий

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас