ВМФ Французского Государства, контрминоносцы (лидеры), эскадренные миноносцы, миноносцы.


9 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Краткий справочник по реальным и АИ корабльям Французского Государства (оно же "Режим Виши" потом в АИ - "Парижское правительство") в МФГ. По причине накопления материалов по этой теме будут по мере возможности заполнятся. 2-я часть. Контрминоносцы (лидеры), эскадренные миноносцы, миноносцы.

За основу взят справочник В. В. Иванова «Корабли Второй Мировой войны ВМС Франции» но естественно очень сильно дополненный и переработаный как по РИ так и по АИ корабльям. 

 

ALTERNATE UNIVERSE  World of the French State (État français)

Изменено пользователем Некромант 1488

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Контрминоносцы или лидеры (Contre-Torpilleurs)

 

Контрминоносцы появились в результате осмысления опыта эксплуатации английских и итальянских лидеров и как ответ на требования флотского командования иметь легкие скоростные и хорошо вооруженные корабли типа небольших крейсеров.

Важнейшую роль при их проектировании сыграл трофейный гер­манский ЭМ S-113 (во французском флоте "Amiral Series").

Для французских контрминоносцев характерно более-менее одинаковое водоизмещение, мощная энергетическая установка и сравнительно высокая скорость. Артиллерийское вооружение явно имело приоритет перед торпедным.

Бросается в глаза близость характеристик кораблей различных серий (кроме типа "Mogador") и их преемственность. Очередная серия заказывалась на основе испытаний и службы более ран­них единиц.

Предполагая использовать корабли на не слишком большом и относительно спокойном Средиземном море, французы могли пожертвовать запасом топлива и, отчасти, мореходностью ради скорости и вооружения. Этим и объясняется ограниченная даль­ность плавания. Но для действий в бурной Атлантике "средизем­номорская" дальность оказалась явно недостаточной, что при­шлось исправлять в ходе войны.

При общей нехватке во французском флоте крейсеров, против­ником лидеров должны были стать итальянские миноносцы и крей­сера, имеющие, впрочем, похожие черты.

В АИ этти корабли заняли важное место в ударном арсенале французского флота. Их боевой задачей как правило стало ближньая разведка при эскадре и истребление эскадренных миноносцев противника. В первом периоде войны большенство из лидеров редко выходили в море из за низкой активности главных сил французского флота и их потери до осени 1942 года оставались невелики. При этом они сиграли важную роль в трех крупнейших операциях французского флота этого периода в захвате Кипра, а также входе операций «Окончательный Герасим» и «Сосновий Лес». Однако несколько из лидеров в этот период действовали боле активно о чем будут сказано ниже.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Контрминоносцы типа "Jaguar" — 3 еденицы (из 6 единиц)

Chacal%202.JPG

 

"Panthere" AL 23.12.1922 27.10.1924 11.1926

lectle10.jpg

2ac97596176d.jpg

"Lynx" ACL 14.1.1923 24.2.1924 8.1927

image_12.jpg

"Tigre" ACB 15.9.1923 2.8.1924 12.1925

Кроме того.

"Jaguar" AL 22.8.1922 17.11.1923 6.1926 Погиб 23.5.1940

"Chacal" ACLP 16.8.1923 27.9.1924 6.1926 Потоплен 24.5.1940

"Leopard" ACL 8.1923 29.9.1924 10.1927 захвачен англичанами

2126/2700 т; 119,7/126,78x11,32x4,1 м; 2 ТЗА, 5 ПК, 50 000 л.с., 35,5 уз., 530 т нефти, 2900 (16) миль. Эк. 195 чел. 4x1 — 130-мм/40, 4x2 — 13,2-мм, 2x3 — 550-мм ТА, 4 БМБ и 2 БС (46 ГБ).

 

Строились по программе 1922 г. Первая серия "суперэсмин­цев" французского флота.

Предназначались для борьбы с итальянскими "разведчика­ми" и английскими лидерами. Должны были также выполнять функции малых крейсеров, хорошо показавших себя в Первую мировую войну.

Особенностью их стало применение продольной системы на­бора корпуса. Первоначально вооружались пятью 130-мм оруди­ями и двумя 75-мм зенитками. При этом скорострельность ГК со­ставляла всего 4 — 5 выстр./мин, что было явно недостаточно для эсминцев. Критиковался также слишком высокий силуэт, что облегчало обнаружение кораблей и приводило к резкому увели­чению влияния ветра на управляемость. К середине 1930-х гг. сня­то орудие ГК №3, а зенитные орудия заменены пулеметами.

К началу войны развивали не более 31 уз. Кроме того, выявил­ся недостаток маневренности на высокой скорости. Весной 1940 г. рассматривался вопрос о переоборудовании лидеров в корабли ПВО с перевооружением спаренными 100-мм установками. Этот план неуспели реализовать.

"Jaguar" в ночь на 23.5.1940 у Дюнкерка тяжело поврежден ТКА S-21 и S-23 и выбросился на мель. Оставленный корабль разру­шен немецкой авиацией.

"Chacal" 24.5.1940 потоплен пикировщиками в районе Булони.

"Leopard" 3.7.1940 в Портсмуте захвачен англичанами и 31.8.1940 передан "Свободной Франции". "Leopard" дополнительно по­лучил 102-мм зенитку (на позицию №3), одноствольный "пом-пом" и 6 пулеметов. Запас ГБ доведен до 52. Одновременно для разгрузки корабля сняли грот-мачту. В январе — марте 1942 г. корабль прошел ремонт. При этом было ликви­дировано носовое КО с дымовой трубой, запас топлива доведен до 780 т, для улучшения остойчивости добавлено 100 т балласта, установлены РЛС и ГАС. Добавлены еще 4 БМБ. Дальность плава­ния достигла 4200 миль на 13 уз., а скорость сохранилась на уров­не 30 — 31,5 уз. Зенитное вооружение, судя по всему, состояло из трех "пом-помов", четырех "эрликонов" и пулемета. Хотя во фран­цузских источниках приводятся иные сведения. 11.7.1942 совместно с английскими шлюпами потопил герм. ПЛ U-136.

В распоряжение Виши остались три кораблья этого типа - "Panthere", "Tigre" и "Lynx" на долю которих выпало много приключений.

Несмотря на все вышеупомянутие недостатки эти корабли оказались очень ценными для флота и прославились как бистроходные транспорты в операциях по снабжению французских войск в Сирии в 1941-42 г. Они совершили множество рейсов в промежутках между которими с них снимали часть штатного воружения на место которого устанавливались зенитки. Например "Tigre" получил 2 "бофорса" и 10 "эр­ликонов" при снятых ТА.

Все три корабля ухитрились пережить Сирийскую кампанию и в апреле 1942 года было принято решение модернизировать их по единому образцу. Как и англичане,  французы для разгрузки кораблей сняли грот-мачту и для улучшения остойчивости добавили 100 т балласта. А вот ликвидировать носовое КО, ради увеличения запаса топлива франки нестали. Оргинальное артилерийское воружение демонтировали полностю. Корабли вооружили  двумя новейшими спаренными 130-мм зенитными установками вместо 1-го и 5-го орудий ГК. Вместо 2-го, 3-го и 4-го орудий ГК установили по две спареные 40-мм "бофорса" (стабилизированные установки и СУО типа "Хаземейер" – голандская лицензия). Кроме того корабли получили по 16 - 25-мм "гочкисов". 4 БМБ и 2 БС (46 ГБ) сохранили но на корабльях установилши РЛС и ГАС. Вместо торпедных апаратов оборудовали места для грузов, установили мощные шлюпбалки и лебедки для десантных катеров. При надобности каждий корабль мог теперь нести стандартно 4 и максимум до 6 германских «больших штурмботов» образчца 1942 года (grosses Sturmboot 42) http://germania-figuren.com/gx2/images/product_images/original_images/60-17_-_400.jpg  (длина 14,7 метров, вес 9,5 тонн пустой и 12,5 тонн с грузом), каждий из которих мог брать на борт 40 солдат в полном воружение или до 3 тонн груза. Получившийся многоцелевой корабль мог применятся в качестве противолодочного, ПВО, бистроходного транспорта и десантного для высадки частей спецназа. То что эти старие корабли приоритетно получали новейших зенитных средств многое говорило о французских планах на 1943 год. 

Изменено пользователем Некромант 1488

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Контрминоносцы типа "Guepard" — 5 единиц (из  6 единиц)

Группа "А":

"Guepard" AL 14.3.1927 19.4.1928 8.1929

А также "Bison" AL 14.3.1927 29.10.1928 24.10.1930 Погиб 3.05.1940

Группа "В":

"Lion" ACF 27.7.1927 5.8.1929 5.2.1931

"Vauban" ACF 25.3.1929 1.2.1930 5.2.1931

066_001.jpg

"Verdun" ACL 10.8.1927 4.7.1928 19.4.1930 

"Valmy" ACLP 5.5.1927 19.5.1928 26.1.1930

 

2436/3200 т; 123,1/130,2x11,76x4,68 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 64 000 л.с., 35,5 уз. (на испытаниях 38,4-40,06 уз.), 572 т нефти, 3450 (14,5) миль. Эк. 230 чел. 5x1 — 138-мм/40, 4x1 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 2x3 — 550-мм ТА, 2 БС (32 ГБ).

 Строились по программам 1925 и 1926 гг. — по 3 единицы. Пер­вая серия 2400-тонных «четырехтрубников». Восемнадцать кораб­лей были построены по близким проектам и имели редкий (и ар­хаичный) для 1930-х годов четырехтрубный силуэт.

На них возлагалось ведение разведки, действия на коммуника­циях (защита своих и нарушение вражеских), борьба с легкими силами противника и поддержка собственных. Первоначально отличались слабостью средств управления огнем — всего 1 даль­номер. Лишь в 1935 г. установлен второй дальномер.

Основным недостатком считалась недостаточная скорострельность ГК (5 — 6 выстр./мин) и малая начальная скорость снаряда. Первона­чально несли еще 4 БМБ, но в 1932 г. их сняли для повышения остой­чивости. Слабость противолодочных средств не считалась существен­ным недостатком — корабли не предназначались для ПЛО.

В целом оказались неплохими ходоками. К началу войны большинство кораблей сохраняли 37-уз. скорость при полной нагрузке.

Внешне корабли групп "А" и "В" отличались незначительно.

В конце 1939 г. "Bison" получил англ. ГАС "Асдик".

"Bison" в ночь на 8.2.1939 столкнулся с ЛКР "Georges Leygues" и потерял носовую часть до второго орудия. Любопытно, что орудие вместе с расчетом оказалось на баке крейсера. Эсминец вернулся в строй перед самой войной. 3.5.1940 при эвакуации союзных войск из Намсоса (Норвегия) "Bison" потоплен пикировщиками.

Согласно некоторым источникам 30.1.1940 "Valmy" участвовал в потоплении герм. ПЛ U-55.

В июне 1940 г. "Lion" и "Vauban" (флагманский корабль 1-го дивизиона лидеров (капитан 1 ранга Шердано)) принималип участие в бомбардировке Генуи. Выведенные после перемирия в резерв оба корабля первоначально не модернизировались. Они сново были введены в строй 1-го дивизиона лидеров, перед операцией «Окончательный Герасим» и поставленны на модернизацию после операции «Сосновий Лес». При этом с кораблей сняли грот-мачту и кормовой ТА, вместо которого установили 90мм зенитную пушку. Также в дополнение к наличному зенитному воружению (по 10 - 25-мм "гочкисов" установлоенных после вывода кораблей из резерва вместо снятого к тому времени оргинального воружения) каждий корабль получил один  спареный 40-мм "бофорс" (стабилизированные установки и СУО типа "Хаземейер" – голандская лицензия). Кроме того корабли получили и РЛС.

На остальных же уцелевших кораблях 3-го дивизиона ("Guepard" (флагман командира дивизиона - капитана 1 ранга Жерве де Лафона), "Valmy" и "Verdun") которие активно участвовали в Сирийской кампании в апреле — октябре 1941 г. прово­дилось усиление зенитного вооружения. Добавлены по 1x2 37-мм и 2x1 13,2-мм. При этом с "Guepard" снят носовой, а с "Valmy" — кормовой ТА. Одновременно для облегчения кораблей и обеспе­чения действия зениток демонтирована грот-мачта.

В таком выде корабли прошли Сирийскую кампанию -  в частности "Guepard" и "Valmy" 9.6.1941 в районе Бейрута вступили в бой с англ, эсминцами и повредили "Janus". Сам "Guepard" при этом получил пробоину от 120мм снаряда с  британских эсминцев. 23 июня "Guepard" предпринял попытку прорвать британскую блокаду Бейрута. В ночном бою с британскими крейсерами он получил одно попадание 152-мм снаряда, но сумел оторваться благодаря значительному превосходству в скорости.

После завершения кампании корабли были модернизированны  с "Verdun" при этом сняли носовой ТА. Получили каждий по одной 90мм зенитной пушке, и дополнительно к наличным ещо 2x1 — 37-мм, 4x1 — 20-мм «эрликон», 2x2 — 13,2-мм. Зимой 1942-43 года корабли получили РЛС. Тогда же устаревших орудий ГК заменили на современые 130мм пушки одну из которих разместили на месато снятого носового ТА, а 90мм зенитную пушку от туда перенесли на позицию 4-го орудия ГК. 

Изменено пользователем Некромант 1488

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Контрминоносцы типа "Aigle" — 6 единиц

Группа "С":

"Aigle" ACL 8.10.1928 19.2.1931 1.11.1932

"Vautour" FCM 21.2.1929 28.8.1930 1.6.1932

1+002.jpg

"Albatros" ACL 30.1.1929 27.6.1930 25.1.1932

030_001.jpg

gerfaut-ct12425.jpg

"Gerfaut" ACB 13.5.1929 14.6.1930 15.3.1932

Группа "D":

"Milan" AL 1.12.193013.10.1931 18.5.1934

"Epervier" AL 18.8.1930 14.8.1931 18.5.1934

 

2441/3140 т; 122,4/128,5 (группа "С") или 129,3 (группа "D")x11,84x5,5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 64 000 (группа "С") или 68 000 (группа "D") л.с., 36 уз., 575 т нефти, 3650(18) миль. Эк. 230 чел. 5x1 — 138-мм/40, 4x1 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 2x3 (группа "С") или 1x3 и 2x2 (группа "D") — 550-мм ТА, 4 БМБ, 2 БС (44 ГБ), 20 мин (только группа "D").

 

Строились по программе 1927 г. Вторая серия лидеров "четы­рехтрубников", мало отличавшаяся от серии "Guepard".

Два последних корабля были перезаказаны по специальной программе и имели энергетические установки с повышенными параметрами пара. Оснащение двух кораблей котлами различных типов было предпринято с целью их сравнения. Как следствие повышенной экономичности новой силовой установки увеличилась дальность плавания. Лидеры группы "D" оказались и быстроход­нее. Так, "Milan" развил 41,94 уз. против 41,2 у "Gerfaut".

Имелись и некоторые внешние отличия между кораблями групп "С" и "D", к наиболее существенным относились иная форма кор­мы и надстроек.

Основным отличием от первой серии стало орудие ГК модели 1927 г. с увеличенной скорострельностью (теоретически до 12 — 15 выст./мин). Впервые во французском флоте лидеры группы "D" получили возможность приема мин.

"Vautour" в свое время прославился тем что застрял на стапеле и спуск его затянулся на три дня.

До конца 1932 г. корабли группы "С" несли 75-мм зенитное ору­дие перед 3-й трубой.

В 1936 г. появились кольцеобразные лотки вокруг орудий ГК и (впер­вые на 2400-тонниках) усовершенствованные стереодальномеры.

На "Gerfaut"  в 1935-1937 гг. испытывался экспери­ментальный центральный автомат стрельбы (ЦАС), сто­явший в кормовой надстройке, который позднее был установ­лен в качестве стандартного на два последних корабля, а так­же на последующие корабли из серии 2400-тонников.

До мая 1940 г. "Vautour", "Gerfaut" оснастили англ. ГАС "Асдик". "Albatros" получил ее в начале 1942 года.

«Aigle» под командованием капи­тана 2 ранга Ренона входил в состав 1-го дивизиона лидеров. В марте 1940 г. эс­кортировал из Тулона в Галифакс тяже­лый крейсер "Альжери" и линкор "Бре­тань", перевозившие в Канаду золото. В июне участвовал в бомбардировке Генуи. После перемирия временно выведен в ре­зерв.

     "Albatros", «Gerfaut»  и «Vautour» (флагман) составили 7-й дивизион контрминоносцев (командир - капитан 1 ранга Ребуль Эктор Берлиоз)  которий участвовал в бомбардировке Генуи 14 июня 1940 г. "Albatros" во время этой операции получил попадание 152-мм снаряда с ита­льянской береговой батареи в кормовое котельное отделение, погибло 12 человек.

"Milan" и "Epervier" в составе 11 дивизиона лидеров принимал участие в Норвежс­кой кампании. 19-27 июня 1940 г. сопровождали вспомога­тельные крейсера "Эль Джазер", "Эль Мансур", "Эль Кантара ", "Виль д'Оран" из Бреста в Дакар.

В 1940 — 1942 гг. на всех кораблях проводилось усиление зе­нитного вооружения. Перевооружение кораблей группы "С" (кро­ме "Aigle") проходило аналогично типу "Guepard" (добавлены по 1x2 -37-мм и 2x1 -13,2-мм), но при сохра­нении обоих ТА. "Aigle" не получил дополнительных пулеметов,(хоть и получил 1x2 -37-мм). "Vautour"  и "Gerfaut" в качестве флагманов эскортных групп с 1941 года периодически участвовали в сопровождение конвоев в Тунис и Алжир. Участвовали в потопление как минимум трех ПЛ противника. Правдо решаюшие удары во всех случиях наносили сторжевие корабли которим лидеры указивали цели при помощи своих ГАС. В составе 7-го дивизиона контрминоносцев «Aigle», «Gerfaut», «Vautour» приняли участие в операции «Окончательный Герасим» и в последующем захвате интернированных английских кораблей в испанских портах. "Albatros" в то время использовался для обучение подводников и команд эскортных кораблей.

Летом 1942 года все четверо кораблей прошли ещо одну модернизаци в ходе которой сняли носовой ТА вместо которого установили 4-е орудие ГК вместо которого в свою очередь установили 100мм зенитную пушку. Также добавили ещо 2x1 — 37-мм зенитных автоматов. Также «Aigle» получил 12x1 — 20-мм «эрликонов» а три остальных корабля – каждий по 8x1- 25-мм "гочкиса". 

Лидеры группы "D" - "Milan" и "Epervier" в 1941 г. дополнительно получили по 1x2 -37-мм на корме, 2x1-37-мм и 2x1-13,2-мм. Корабли действовали у западного побережия Африки в частности в качестве минных заградителей.

Во время операции по захвату Гамбии летом 1942 года "Milan" и "Epervier"  участвовал в потоплении англ, шлю­пов "Walney" и "Hartiand", пытавшихся доставить в колонию подкреплений и боеприпасов.

В 1942 году летом - осеню, входе второй модернизации были сняты носовие ТА вместо которих установили спарку 90мм зенитных пушек. Также корабли получили каждий по 2x1- 40-мм "бофорса" и 8x1- 25-мм "гочкиса". В январе 1943 года корабли получили РЛС. 

Изменено пользователем Некромант 1488

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Контрминоносцы типа "Vauquelin" —  5 единиц (из 6 единиц)

943_001.jpg

927_001.jpg

"Vauquelin" ACF 13.3.1930 29.3.1931 29.3.1934

      "Kersaint" ACL 19.9.1930 14.11.1931 14.1.1934

     "Cassard" ACB 12.4.1930 8.11.1931 6.10.1933

     "Tartu" ACL 14.9.1930 7.12.1931 8.2.1933

"Chevalier Paul" FCM 28.2.1931 21.3.1932 24.8.1934 Погиб 16.6.1941

А также:

"Maille Breze" ACLP 9.10.1930 9.11.1931 25.4.1934 Погиб 30.4.1940

 

 2441/3140 т; 122,4/129,3x11,84x4,97 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 64 000 л.с., 36 уз. (все развили на испытаниях более 38 уз.), 575 т нефти, 3650 (18) миль. Эк. 230 чел. 5x1 — 138-мм/40, 4x1 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 1x3 и 2x2 — 550-мм ТА, 4 БМБ, 2 БС (44 ГБ), 50 мин.

 

Строились по программам 1928 и 1929 гг. — по 3 единицы. Тре­тья и последняя серия "четырехтрубников" — группа "Е". На ис­пытаниях кратковременно развивали от 39,83 ("Chevalier Paul") до 42,85 ("Cassard") уз. При сборке корпусов этих кораблей впервые применили сварку.

В 1940 г. на "Chevalier Paul" был снят кормовой ТА, а вместо зенитных автоматов установлены 1x2 и 2x1 37-мм на кормовой надстройке; у третьей трубы — 2x1 13,2-мм пулемета. Мешаю­щую стрельбе зениток грот-мачту демонтировали.

В течение 1941 г. остальные сохранившиеся корабли прошли аналогичное перевооружение, но ТА на них сохранились (снимали кормовой центральный автомат стрельбы) и на "Vauquelin" одно­ствольные автоматы установили на бортовых ТА.

Кроме того, на "Kersaint" сохранились и старые зенитки, а в се­редине 1941 г. в корме были установлены еще 3x1 25-мм "гочкиса".

Только "Kersaint" успел получить "асдик" к июню 1940 г., а "Vauquelin", "Cassard" и "Tartu" оснастили ГАС до конца 1940 г..

 В январе 1943 года уцелевшие к тому времени корабли получили РЛС.

"Maille Breze" 30.4.1940 погиб в порту Гринок на реке Клайд (Ан­глия). Самопроизвольно разрядилась одна из труб правого ТА, последовали взрыв и пожар.

Остальные 5 кораблей вошли в состав флота Виши. Они активно воевали.

В ходе кампании в Сирии 16.6.1941 "Chevalier Paul" в районе Латакии был атакован пятью англ, торпедоносцами и получил попада­ние в КО; лишился хода и вскоре затонул. Один из "Суордфишей" был сбит зенитным огнем лидеров "Гепард" и "Вальми", которие также спасли 240 чело­век с затонувшего корабля, час спустя гидросамолет "Луар-130" эскадрильи 19S подобрал еще 1 раненого моряка. Потери составили 6 убитых и 9 раненых.

   "Vauquelin" входил в состав 5-го дивизи­она контрминоносцев, но затем был передан 9-му дивизиону. 16 июня 1941 г. вышел из Тулона с грузом боеприпасов и 21 июня прибыл в Бейрут. 22.6.1941 атакован в порту тремя бри­танскими бомбардировщиками Бристоль "Бленхейм" 11-й эс­кадрильи, корабль пострадал от 6 близких разрывов авиабомб, потерял 5 человек убитыми и 12 тяжело ране­ными (2 скончались в госпитале).  Зенитным огнем один из неприятельских самолетов се­рьезно поврежден. 9 июля, вме­сте с "Гепардом" и "Вальми" вышел из Сирии в Салоники, а 16 июля вернулся в Тулон.  Впоследствии являлся флагманским кораблем 3-го дивизиона

5-й дивизион контрминоносцев («Cassard», «Tartu» (флагман), «Kersaint») принял активнейшее участие в операции «Окончательный Герасим», где не понесли потерь.

Дальше в течение 1942-го -1943 года последовали  операции по захвату Гибралтара, блокаду Фритауна, штурму островов Зеленого миса, набеги на британские колонии в западной Африке. 

Изменено пользователем Некромант 1488

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Контрминоносцы типа "Le Fantasque" — 5 единиц (из 6 единиц)

38-227.jpg

"Le Fantasque" AL 15.11.1931 15.3.1934 10.3.1936

"L'Audacieux" AL 11.1931 15.3.1934 11.1935

"Le Malin" FCM 16.11.1931 17.8.1933 1.5.1936

ct-le-terrible-1942.jpg

"Le Terrible" CNF 8.12.1931 30.11.1933 15.4.1935

015_001.jpg

"L'lndomptable" FCM 25.1.1932 7.12.1933 10.2.1936

А также:

"Le Triomphant" ACF 28.8.1931 16.4.1934 25.5.1936 - захвачен англичанами

 

 

2569/3380 т; 125,4/132,4x12,35x5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 94 000 л.с., 37 уз., 650 т нефти, 3000 (14) миль. Эк. 310 чел. 5x1 — 138-мм/45, 2x2 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 3x3 — 550-мм ТА, 2 БС (16 ГБ), 50 мин.

 

Построены по программе 1930 г. Последняя РИ "полная" (из 6 ко­раблей) серия.

Стали вершиной развития французских "суперэсминцев". В этом проекте было достигнуто оптимальное (с точки зрения проекти­ровщиков) сочетание скоростных качеств и огневой мощи при при­емлемом водоизмещении. Хотя дальность плавания осталась "средиземноморской" и недостаточной для действий в океане.

Заметно отличались от предшественников и внешне: имели ти­пичный "крейсерско-миноносный" силуэт с двумя трубами. Основ­ным же отличием от предыдущих серий стало введение нового ору­дия ГК (модель 1929), впервые эсминцы получили систему цент­рализованной наводки для ГК с автоматом стрельбы. Бортовой залп весил около 200 кг — вдвое больше, чем у англ. ЭМ. Размещение в корме трех орудий ГК и сдвиг МО и КО в корму относительно миделя привели к тому, что на полном ходу возникал двухметро­вый дифферент на корму.

На испытаниях все развили свыше 40 уз. Самым тихоходным оказался "Le Fantasque" — 42,71 уз., a "Le Terrible" принадлежит не побитый до сих пор рекорд скорости для крупных надводных кораблей — 45,03 уз. "Рекордсмен" несколько отличался от со­братьев кронштейнами винтов. Возможно, что это повлияло на ско­ростные характеристики. Скоростные качества сохранились до конца службы — в конце войны изрядно перегруженные корабли легко давали 37 уз.

25.10.1939 в районе Антильских о-вов "Le Fantasque" и "Le Terrible" захватили герм, блокадопрорыватель "Santa Fe".

"Le Triomphant" 3.7.1940 был захвачен англичанами и уже 28 августа передан "Свободной Франции". Был перевооружен в Англии осенью 1940 г. Орудие ГК №4 заменено английским 102-мм зенитным орудием. Добав­лены 2x1 40-мм "пом-пома" на мостике и 1x4, 2x2 и 2x1 12,7-мм пулемета. Несколько позже появились РЛС и ГАС. Большую часть 1942 года лидер провел на ремонте в Сиднее где были добавлены 7 "эрликонов". В 1943-го на "Le Triomphant" были установлены 3x2 40-мм автомата, 10 "эрликонов" и возвра­щено орудие ГК №4.

Оставшиеся на стороне правительства Виши корабли 10-го дивизио­на лидеров "Le Fantasque", "L'Audacieux", "Le Terrible" и "Le Malin" из 8-го дивизиона в АИ в декабре 1941 года. участвовали в бою у Дакара в состав соединения "Y" контр-адмирала Буррагэ, которое 9-19 сен­тября совершило переход из Тулона в Дакар, где и находилось к моменту начала британской опе­рации "Угроза".

"L'Audacieux" в этом бою поврежден огнем ТКР "Australia". Был полностью разрушен носовой мостик, 80 человек убито, на корабле возник сильнейший пожар. Авизо "Сюрприз"снял с лидера 186 человек, из кото­рых около 100 имели ранения. "Одасье" был выброшен на мелководье у берега и горел в тече­ние 36 часов.

 

132_001.jpg

http://images.delcampe.com/img_large/auction/000/301/807/132_001.jpg 

Позже переведен дня ремонта в Бизерту которий продлился до сентября 1943 года. Во время ремонта получил РЛС и вместо оргинального зенитного воружения 3x2 40-мм автомата (стабилизированные установки и СУО типа "Хаземейер" – голандская лицензия), 10- 20-мм "эрликонов".

    "L'lndomptable" ("Неукротимый") входил в состав 8-го дивизиона лидеров (командир корабля и диви­зиона капитан 1 ранга Барт). После заключения перемирия передан в со­став 6-го дивизиона лидеров Флота Открытого моря. В 1941 г. корабль получил дополнительно к наличному зенитному воружению ещо 3x2 x 37-мм ав­томата на кормовой надстройке. В том же году был поврежден торпедой английской ПЛ во время прикрития конвоя в Сирию но сумел вернутся на базу. Ремонт до 27.11.1942, во время ремонта кораблья велись переговоры с немцамы о продажи его им в качестве флагмана эскортной флотилии - немцы формально даже зачислили его в состав своего флота как эскортный ко­рабль SG-9. Однако сделка так и небыла заключена и корабль после ремонта получив РЛС вернулся в состав своего родного флота.

В ноябре 1942 г. "Le Malin" был отправлен на ремонт и модернизацию. В январе 1943 г. к нему присойденились "Le Fantasque" и "Le Terrible".  В ходе ремонта (ноябрь 1943-го — август 1943 гг.) корабли получили РЛС и новую зенитную артиллерию — 1x4 и 2x1x40-мм "бофорса" (стабилизированные установки и СУО типа "Хаземейер" – голандская лицензия) и 8x1x20-мм (10 на "Le Malin") "эрликонов" при снятом кормовом ТА. Запас топлива увеличили до 730 т. 

Изменено пользователем Некромант 1488

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Контрминоносцы типа "Mogador" — 2 единицы 

file

  "Mogador" AL 28.12.1934  9.6.1937  10.8.1938 

901_001.jpg

"Volta" ACB 24.12.1934 26.11.1936 21.3.1939

 

2884/3954 т; 131/137,5x12,67x4,57 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 92 000 л.с., 39 уз., 720 т нефти, 4200 (15) миль. Эк. 264 чел. 4x2 — 138-мм/45, 2x2 — 37-мм, 2x2 — 13,2-мм, 2x2 и 2x3 — 550-мм ТА, 2 БМБ, 40 мин.

 

Строились по программам 1932 и 1934 гг. Логическое завер­шение эволюции французских суперэсминцев, окончательно сблизившихся с легкими крейсерами. Особенностью данного проекта стало увеличение температуры и давления пара — до 350° и 27 атм. Пред­ставители флота характеризовали силовую уста­новку как очень хорошую. На ходовых испытаниях развили почти 44 уз. ("Mogador" — 43,45 уз., "Volta" — 42,88 уз.).

Характерно размещение ГК в двухорудийных башнях. Однако именно эти слишком сложные и капризные установки значитель­но снижали боевую ценность кораблей. Особую озабоченность вызывали выявлен­ные сложности с подачей боезапаса главного калибра. Снарядные элева­торы страдали от многочисленных недоработок, в результате чего ско­рострельность снизилась с 12-14 до 6-7 выстрелов в минуту, чего было явно недостаточно для кораблей, со­зданных для интенсивных скоротеч­ных поединков. В результате по мас­се выпускаемого в минуту металла новые корабли уступали "фантаскам". Правда, к марту 1940 г. про­блемы с элеваторами удалось устра­нить.

К началу войны оба корабля составляли 6-й дивизион лидеров, входивший, вместе с 8-м и 10-м дивизионами, в состав 2-й легкой эскадры, ко­торая в 1939 году базировалась на Брест вместе с Рейдерским соединением (Force de Raid) адмира­ла Женсуля. Зимой 1939-1940 г. они действовали в Атлантике против германских рейдеров, а после перемирия в июле 1940 г. находились в Мерс-эль-Кебире, где встретили британское нападение.

     Во время сражения в Мерс-эль-Кебире "Mogador" нес флаг командующего легкими силами контр-адмирала Лакруа. Выходя из гавани под огнем британский кораблей, лидер получил попадание 15" снаряда и от детонации собственных ГБ лишился кормы. Погибло 37 или 38 человек. Но корабль, к счастью, остался на плаву,  пожар удалось потушить, и позже лидер отбукси­ровали в Оран. После восстановления мореходности, кое-как залатанный "Mogador" добрался до Тулона и встал на ремонт на верфи в Ля-Сене, которий закончили 5 но­ября 1941 г., после чего корабль зачислили в ре­зерв Тулонского военно-морского округа. За время ремонта разрушенная 4-я башня была заменена 3-й, а на ее месте установлено 2x2x37-мм/50 автомата М1933. Но в этой АИ после вывода кораблья в резерв зенитное воружение демонтировали для воружения эскортных кораблей и торгових судов. 

"Volta" тоже участвовал в сражении при Мерс-эль-Кебире, в ходе которого вместе с други­ми лидерами и эсминцами прикрывал линкор "Страсбург" прибыл в Тулон.

В отличие от своего "систершипа", он оставался в составе Флота Открытого моря и сохранил свой главный калибр в полном объеме.

В 1941 г. на "Volta" зенитное вооружение усилено 2x1x37-мм, 2x1x25-мм автоматами. Их дополняли 8x1x13,2-мм пулеметов "Браунинг" и "Гочкис". С таким воружением лидер принял участие в захвате Кипра.

В начале 1942 года оба корабля внов были отправлены на замену зенитной артилерии. После её завершения, в октябре 1942 года АИ зенитное вооружение лидеров было следующим.

"Mogador" - 1x2 — 100-мм/40 (на место 3-й башни), 4x2x 40-мм "бофорса" (стабилизированные установки и СУО типа "Хаземейер" – голандская лицензия), 4x2 и 12x1x25-мм.

"Volta" - 4x2x 40-мм "бофорса" (стабилизированные установки и СУО типа "Хаземейер" – голандская лицензия), 4x2 и 10x1x25-мм

Изменено пользователем Некромант 1488

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 Контрминоносцы типа "Kleber"— 4 единицы

 

 

 file

"Kleber" (Arsenal de Toulon) 1.5.1941  2.5.1942  8.3.1943?

 "Desaix" (Arsenal de Toulon) 13.5.1941  7.4.1942  9.5.1943?

 "Marceau" (FCM) 28.5.1941  16.4.1942  29.12.1943?

 "Hoche" (CAP) 26.6.1941  25.7.1942  30.11.1943?

 

 

3750/4180 т; 131/137,5x12,97x4,65 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 110 000 л.с., 39 уз., 850 т нефти, 3600(30) миль.  Эк. около 300 чел. 4x2 138-мм/45, 2x2 100-мм/45, 2x2x 40-мм "бофорса" (стабилизированные установки и СУО типа "Хаземейер" – голандская лицензия), 4x2 и 8x1x25-мм, 2x3 550-мм ТА, 2 БМБ, 40 мин.

 

Кораблестроительная программа 1938 года не предусматривала строительства новых лидеров, но в апреле 1939 г. приняли решение о постройке трех дополнительных кораблей этого класса: "Клебер", "Дезэ" и "Марсо". Однако, так как французские торпедные корабли сводились в дивизионы по три единицы, в апреле 1940 г. был заказан четвертый лидер ("Ош"), чтобы с "Могадором" и "Вольта" составить два полных дивизиона. Еще шесть лидеров задумывалось построить позже.

Новые корабли не были точным повторением "Могадора", проект долго дискутировался, особенно по части основного вооружения. Это было связано с проблемами, которые обнаружились при эксплуатации 138-мм башенных установок головного корабля, а также с желанием усилить зенитное вооружение. Предложение заменить два торпедных аппарата и 37-мм автоматы четырьмя одиночными 100-мм зенитными орудиями образца 1930 г. (аналогичными установленным на тяжелом крейсере "Альжери") не встретило поддержки. Было решено ограничиться двумя такими орудиями, но при этом установить более эффективные средства ближней ПВО. Также предлагалось заменить ненадежные 138-мм башенные орудия двухствольными 130-мм установками, ставившимися на новейшие эсминцы типа "Ле Арди". Тем не менее, несмотря на известные проблемы со 138-мм установками, предложения не встретили поддержки. Четыре лидера, заказ на которые был выдан в апреле, не успели заложить к началу войны, так как появились другие приоритетные задачи. В результате пересмотра целесообразности использования 138-мм калибра в феврале 1940 г. снова вернулись к 130-мм орудиям. По уточненному проекту вооружение кораблей должны были составлять четыре спаренных 130-мм универсальных орудия, один спаренный 37-мм автомат, два спаренных 13,2-мм пулемета и десять торпедных аппаратов. Ввести корабли в строй планировалось между сентябрем 1942 и декабрем 1943 г.

Затем, в свете полученного опыта войны, пришлось вносить доработки, заключавшиеся в усилении корпуса, увеличении боевого радиуса и мощности турбин. Запас топлива был доведен до 850 тонн, что сулило приемлемую дальность плавания. Основное вооружение оставлялось на прежнем уровне: восемь 130-мм универсальных орудий. Дополнительные трудности с ними были связаны со сложностью размещения боезапаса так, чтобы его удобно было использовать во всем диапазоне углов возвышения. В апреле 1940 г. было решено усилить зенитное вооружение четырьмя 37-мм автоматами в дополнение к двум первоначально планировавшимся, а также добавить три спаренных 13,2-мм или 25-мм установки, но ограничиться при этом шестью торпедными трубами.

Казалось, все уже решено, но в последние минуты перед капитуляцией Франции выяснилось, что указанные в проекте 130-мм универсальные орудия не будут готовы вовремя, поэтому 1 июня 1940 г. вернулись к 138-миллиметровому главному калибру (только угол возвышения был увеличен до 35° по сравнению с 30° у "Могадора"), четырем 100-мм зенитным орудиям и восьми 13,2-мм пулеметам.

Вобшем в последнем варианте проекта (на 1.6.1940) предусматривались следующие характеристики: 3750/4180 т; 131/137,5x12,97x4,65 м; 850 т нефти, 3600(30) миль. 4x2 138-мм/45, 2x2 100-мм/45, 4x2 13,2-мм, 2x3 550-мм ТА.

Это было последнее изменение. Перемирие полностью прекратило дальнейшие работы над проектом. Строительство кораблей этого типа в РИ так и не начали.

В АИ начало военного противостояния с Великобританией опять поставило на повестку дня вопрос об усиление флота. Так как проект был завершен то заказ на лидеров срочно выдали заводам Южной Франции. В ходе строительство вносились изменения по части зенитного воружения и корабли сразу же получили РЛС. Всех кораблей заложили в течение 1941 года и ввели в строй в 1943 году. 

Изменено пользователем Некромант 1488

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас