УТС ТАМ-05/08 "Бу" (Сова) и легкий истребитель ТАМ-05/11 "Бутхуз" (Пузанчик) в МПВГ

1 сообщение в этой теме

Опубликовано:

У фирмы ТбилАвиаМшени (ТАМ) был опыт удачной разработки учебного самолета ТАМ 79 Зарнашо (Филин) и легкого дозвукого истребителя на его базе ТАМ 79/83 Марджани (Чеглок), однако модернизационный ресурс этого самолета со временем был исчерпан.

Новые истребители поколения 4+ стоили недешёво и решено было пойти путем аналогичным концептуальному развитию идеи легкого истребителя. Впрочем как и с Northrop F5 например, который был результатом развития учебного Т-38.

В 1992 году командование ВВС Республики Корея (РК) пришло к выводу о необходимости разработки учебно-тренировочного и легкого боевого самолетов. После того как это решение одобрило правительство, началась реализация программы, получившей название КТХ-2 (Korean Trainer, experimental, корейский экспериментальный учебный самолет).

Эскизный проект новой машины был разработан при участии американской авиастроительной корпорации «Локхид-Мартин» и первоначально представлял собой высокоплан с двойным хвостовым оперением. К середине 1995 года рабочий облик самолета обрел новые очертания, и в сентябре 1997-го между компаниями «Самсунг» и «Локхид-Мартин» было подписано соглашение о дальнейшей разработке самолета.

В августе 1998 после проведения ряда переговоров как на государственном так и на уровне фирм, к участию в программе разработки самолета присоединились фирма ТАМ и правительство Грузии.

Финансирование программы осуществлялось при участии правительства РК (40 проц.), правительство Грузии (30 проц.), совместного предприятия «Самсунг» - «КАИ» (10 проц.), фирмы ТАМ (10 проц.), и концерна «Локхид-Мартин» (10 проц.).

В июле 1999 года был утвержден предварительный облик самолета, и к декабрю того же года проведено 4 800 ч продувок в аэродинамической трубе. Решение об окончательном дизайне было принято в августе 2000 года, в начале которого проект КТХ-2 получил индексы Т-50 и А-50.

 

Первый опытный образец был собран в январе 2001 года, а первый полет он совершил в августе 2002-го. В феврале следующего года был выполнен первый полет на сверхзвуковой скорости (М = 1,05 на высоте 12 200 м), в апреле в ходе 100-го испытательного полета была достигнута скорость М= 1,2. Третий и четвертый опытные образцы под обозначением А-50, оснащенные пушечным вооружением и бортовой РЛС, были включены во вторую фазу программы испытаний соответственно в июле и августе.

В июле 2003 года завершились заводские испытания (105 полетов), после чего программа вступила в фазу войсковых испытаний, которая была завершена в августе 2005 года. Наземные статические испытания начались в январе 2002 года и закончились в августе 2003-го, к концу которого суммарный налет четырех опытных образцов составил 235 ч в 241 вылете. В октябре того же года начались наземные испытания пушечного вооружения. Стендовые исследования на усталость конструкции (300 ч) проводились с июля 2002-го по июнь 2004 года. 80 полетов на испытание РЛС APG-67(V)4 были выполнены с декабря 2003-го до середины 2004 года. В 2004 году были также проведены следующие этапы испытаний и исследований:

  • Март. Запуск двигателя в воздухе. Полеты с подвеской средств поражения.
  • Июнь-июль. Полеты на предельных углах атаки.
  • Октябрь. Применение подвесных средств поражения.
  • Декабрь. Полеты на максимальной приборной скорости и числе М1,5, а также с максимальной нормальной аэродинамической перегрузкой. Климатические исследования, в том числе в условиях обледенения.

 

С октября 2004-го по январь 2005 года десять испытательных полетов на применение пушечного вооружения, в том числе на сверхзвуковых скоростях.

 

К середине марта 2005 года программа основных летных испытаний была выполнена на 70 проц. (800 полетов), а завершена в мае того же года (1 146 полетов).

В июле 2005 г. один из опытных образцов и техническая документация была передана на фирму ТАМ для освоения в производстве. Первоначально работы велись по освоению учебной модификации получившей в Грузии название ТАМ 05, после проведения рада испытаний и подготовительных работ в 2008 г. началось производство УТС под наименованием ТАМ 05/08 «БУ» (Сова), всего в 2008-2010 г.г. было произведено 37 ед.

T-50-640x1141.jpg

7_93-640x215.jpg

Параллельно в Грузии велась разработка чисто боевого самолета. Самолет получивший название ТАМ 05/11 «Бутхуз» (Пузанчик), стал одноместным и был оснащен импульсно-доплеровским радаром EL/M-2032, системой предупреждения об облучении и приборами ночного видения. Он может нести боевую нагрузку массой до 3,8 тонны. В состав номенклатуры вооружений самолета входят управляемые и неуправляемые ракеты, свободнопадающие и корректируемые бомбы, также вооружен 20-миллиметровой пушкой.

Производство легкого истребителя началось в 2011 г. к осени 2016 г. было поставлено 85 ед.

FA-50-640x1168.jpg

 

8_91-640x220.jpg

3_128-640x219.jpg

6_109-640x221.jpg

 Модификация

  TAМ-05/11

 Размах крыла, м

  9.11

 Длина самолета,м

  13.13

 Высота самолета,м

  4.90

 Площадь крыла,м2

  26.60

 Масса, кг

 

  пустого самолета

  6441

  нормальная взлетная

  8890

  максимальная взлетная

  11975

 Тип двигателя

  1 ТРД General Electric F404-GE-402

 Тяга, кгс

  1 х 78.7

 Максимальная скорость, км/ч

  1650

 Крейсерская скорость, км/ч

  986

 Практическая дальность, км

  2400

 Боевой радиус действия, км

  1000

 Практический потолок, м

  14630

 Макс. эксплуатационная  перегрузка

  8

 Экипаж, чел

  1

 Вооружение:

  одна 20-мм пушка
 Боевая нагрузка - до 3800 кг на 7 узлах подвески
 На 2 узлах подвески на концах крыльев размещены 2 УР AIM-9L/M Sidewinder
 На 5 остальных размещаются различные
 УР класса воздух-воздух и воздух-земля , легкие управляемые и неуправляемые бомбы, контейнеры с
 пушечным вооружением.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас