Posted 22 Dec 2016 В начале 1950-х годов считалось, что существенную долю транспортных перевозок по воздуху возьмут на себя самолеты с короткими взлетом и посадкой (КВП), поэтому компания "Breguet" начала разработку демонстратора технологий, получившего обозначение Br.940 Integral. Компоновка ныне признана классической для транспортных самолетов, а конструкция Br.940 была выполнена, главным образом, из легких сплавов.Свойственные самолету КВП взлетно-посадочные данные обеспечены крылом и силовой установкой. Крыло малого удлинения снабжено по всему размаху щелевыми закрылками, внутренние секции - трехщелевые, внешние - двухщелевые. Закрылки создают эффект крыла переменной кривизны. Четыре двигателя с трехлопастными винтами распределены вдоль размаха крыла равномерно, отбрасываемый винтами воздушный поток практически не имеет паразитной составляющей, перетекающей вдоль крыла и не создающей подъемной силы. Редукторы двигателей связаны друг с другом синхронизирующими валами, поэтому в случае отказа одного из двигателей его винт все равно будет создавать тягу. Винты внутренних двигателей вращаются по часовой стрелке, внешних - против часовой стрелки.Первый полет Br.940 выполнил 21 мая 1958 года. Летные испытания самолет прошел успешно и продемонстрировал великолепные взлетно-посадочные качества: посадочная скорость 75 км/ч, взлетная дистанция до набора высоты 15м - 190 м, а посадочная от такой же высоты - 160 м. Успех самолета Br.940 дал "зеленый свет" проекту Br.941.На основе Br.940 компания "Breguet" спроектировала более крупный транспортный самолет КВП в надежде на получение военных и гражданских заказов.Проект получил одобрение со стороны Министерства авиации Франции, заказавшего 22 февраля 1960 года постройку прототипа. Силовая установка самолета состояла из четырех ТВД Turbomeca Turmo IIID с мощностью на валу по 1200 л.с. (895 кВт), приводивших во вращение винты большого диаметра с относительно небольшой частотой оборотов. В целом силовая установка не сильно отличалась от силовой установки самолета Br.940.Прототип поднялся в воздух 1 июня 1961 года, по результатам испытаний прототипа правительство Франции заказало постройку четырех серийных машин под обозначением Br.941S. От прототипа серийный вариант отличался более мощными двигателями Turmo, удлиненной носовой частью фюзеляжа с обтекателем большей площади и доработанной хвостовой рампой для сброса на парашютах тяжелых грузов. С экипажем из двух пилотов самолет мог перевозить до 57 гражданских пассажиров или до 40 военнослужащих с полной выкладкой, или до 24 раненых на носилках. Первый Br.941S поднялся в воздух 19 апреля 1967 года.На испытаниях самолет при взлетной массе в 22 000 кг показал длину разбега всего в 185 м. Все четыре серийных самолета поступили на вооружение ВВС Франции.В кооперации с "McDonnell Aircraft Corporation" компания "Breguet" организовала рекламное турне самолета по США в надежде получить заказы от американских компаний, но их не последовало.В 1968 г. грузинская фирма ТАМ арендовала один из серийных образцов Br.941S. На протяжении 1968-70 г.г. были произведены испытания опытного образца. Самолет показал великолепные взлетно-посадочные характеристики, однако эксплуатационные расходы оказались чрезмерно высоки, кроме того, технически самолет оказался сложным и в эксплуатации и в производстве. В 1970 г. в инициативном порядке КБ ТАМ начало разработку самолета на основе Br.941S с обычным крылом и 2 двигателями General Electric T64-GE-10 мощностью 2850 л.с.Первый опытный образец нового самолета совершил полет 24 августа 1972 г. под обозначением ЕхТАМ 68/72, в ходе испытаний выявилась недостаточная мощность и было принято решение оснастить самолет другими двигателями. 16 мая 1974 новая мк. самолета с двигателями General Electric CT64-820-4 мощностью 3155 л.с. совершила полет. Летом 1974 г. Министерством обороны Грузии был оформлен предварительный заказ на 3 опытных образца, первый из которых полетел 14 сентября 1974 г.В 1975 г. был оформлен заказ на 24 самолета, получившего обозначение ТАМ 68/75 Tomara (мешок, котомка). Производство было начато в 1976 г., и к январю 1978 г. заказ был выполнен.Самолет имел относительный успех и у зарубежных потребителей. Первой 9 ед. получила Армения в 1979-80 гг. Затем 3 ед. были поставлены частным компаниям. 4 самолета приобрела служба пожаротушения Грузии.Следующим относительно крупным заказчиком стал Тунис, приобретя в 1982-83 гг. 5 ед.В 1984-87 г.г. было поставлено:4 ед в Сомали3 ед. в Аргентину и4 ед в Перу.Всего в 1976-87 г.г. было произведено 56 ед. Размах крыла, м 29.30Длина самолета,м 23.75Высота самолета,м 9.65Площадь крыла,м2 83.80Масса, кгпустого самолета 13260максимальная взлетная 26500Тип двигателя 2- General Electric CT64-820-4 Мощность, л.с. 2 х 3155Максимальная скорость, км/ч 485Крейсерская скорость, км/ч 420Практическая дальность, км 4280Практический потолок, м 9500Экипаж, чел 2Полезная нагрузка: 60 солдат или 48 парашютистов с воор. или 9000 кг груза Share this post Link to post Share on other sites
Posted 23 Dec 2016 Коллега, у Вас, как всегда, всё красиво!Единственное, что глаз напрягло: а фигурка человечка точно в нужном масштабе? И ещё вопрос, - без претензий на замечание: у двухдвигательного варианта взлетно-посадочные характеристики на сколько снизились? Share this post Link to post Share on other sites
Posted 23 Dec 2016 Коллега, у Вас, как всегда, всё красиво!Спасибо Большое!\\Единственное, что глаз напрягло: а фигурка человечка точно в нужном масштабе? Вроде бы да, вот сравнил с масштабной шкалой в "легенде" получается приблизительно 1 м. 75 см. у двухдвигательного варианта взлетно-посадочные характеристики на сколько снизились?Ну несомненно те ВПХ что были у первоначального варианта с обычным крылом не повторитьно все таки я думаю на уровне (+-) DHC-5 Bufallo или C-123 Provider Share this post Link to post Share on other sites
Posted 23 Dec 2016 Вроде бы да, вот сравнил с масштабной шкалой в "легенде" получается приблизительно 1 м. 75 см.Возможно всё правильно, возможно просто бортовые двери непривычно (для меня) высокиено все таки я думаю на уровне (+-) DHC-5 Bufallo или C-123 ProviderПонял, спасибо. Share this post Link to post Share on other sites
Posted 23 Dec 2016 Возможно всё правильно, возможно просто бортовые двери непривычно (для меня) высокиеДвери не менял оставил как у оригинала Понял, спасибо.Вам Спасибо! Share this post Link to post Share on other sites