Военно-Транспортный Самолет ТАМ-68/75 "Томара" (мешок, котомка) в МПВГ

By ГОРЕЦ in Авиация военная и гражданская,
В начале 1950-х годов считалось, что существенную долю транспортных перевозок по воздуху возьмут на себя самолеты с короткими взлетом и посадкой (КВП), поэтому компания "Breguet" начала разработку демонстратора технологий, получившего обозначение Br.940 Integral. Компоновка ныне признана классической для транспортных самолетов, а конструкция Br.940 была выполнена, главным образом, из легких сплавов. Свойственные самолету КВП взлетно-посадочные данные обеспечены крылом и силовой установкой. Крыло малого удлинения снабжено по всему размаху щелевыми закрылками, внутренние секции - трехщелевые, внешние - двухщелевые. Закрылки создают эффект крыла переменной кривизны. Четыре двигателя с трехлопастными винтами распределены вдоль размаха крыла равномерно, отбрасываемый винтами воздушный поток практически не имеет паразитной составляющей, перетекающей вдоль крыла и не создающей подъемной силы. Редукторы двигателей связаны друг с другом синхронизирующими валами, поэтому в случае отказа одного из двигателей его винт все равно будет создавать тягу. Винты внутренних двигателей вращаются по часовой стрелке, внешних - против часовой стрелки. Первый полет Br.940 выполнил 21 мая 1958 года. Летные испытания самолет прошел успешно и продемонстрировал великолепные взлетно-посадочные качества: посадочная скорость 75 км/ч, взлетная дистанция до набора высоты 15м - 190 м, а посадочная от такой же высоты - 160 м. Успех самолета Br.940 дал "зеленый свет" проекту Br.941. На основе Br.940 компания "Breguet" спроектировала более крупный транспортный самолет КВП в надежде на получение военных и гражданских заказов. Проект получил одобрение со стороны Министерства авиации Франции, заказавшего 22 февраля 1960 года постройку прототипа. Силовая установка самолета состояла из четырех ТВД Turbomeca Turmo IIID с мощностью на валу по 1200 л.с. (895 кВт), приводивших во вращение винты большого диаметра с относительно небольшой частотой оборотов. В целом силовая установка не сильно отличалась от силовой установки самолета Br.940. Прототип поднялся в воздух 1 июня 1961 года, по результатам испытаний прототипа правительство Франции заказало постройку четырех серийных машин под обозначением Br.941S. От прототипа серийный вариант отличался более мощными двигателями Turmo, удлиненной носовой частью фюзеляжа с обтекателем большей площади и доработанной хвостовой рампой для сброса на парашютах тяжелых грузов. С экипажем из двух пилотов самолет мог перевозить до 57 гражданских пассажиров или до 40 военнослужащих с полной выкладкой, или до 24 раненых на носилках. Первый Br.941S поднялся в воздух 19 апреля 1967 года. На испытаниях самолет при взлетной массе в 22 000 кг показал длину разбега всего в 185 м. Все четыре серийных самолета поступили на вооружение ВВС Франции. В кооперации с "McDonnell Aircraft Corporation" компания "Breguet" организовала рекламное турне самолета по США в надежде получить заказы от американских компаний, но их не последовало. В 1968 г. грузинская фирма ТАМ арендовала один из серийных образцов Br.941S. На протяжении 1968-70 г.г. были произведены испытания опытного образца. Самолет показал великолепные взлетно-посадочные характеристики, однако эксплуатационные расходы оказались чрезмерно высоки, кроме того, технически самолет оказался сложным и в эксплуатации и в производстве. В 1970 г. в инициативном порядке КБ ТАМ начало разработку самолета на основе Br.941S с обычным крылом и 2 двигателями General Electric T64-GE-10 мощностью 2850 л.с. Первый опытный образец нового самолета совершил полет 24 августа 1972 г. под обозначением ЕхТАМ 68/72, в ходе испытаний выявилась недостаточная мощность и было принято решение оснастить самолет другими двигателями. 16 мая 1974 новая мк. самолета с двигателями General Electric CT64-820-4 мощностью 3155 л.с. совершила полет. Летом 1974 г. Министерством обороны Грузии был оформлен предварительный заказ на 3 опытных образца, первый из которых полетел 14 сентября 1974 г. В 1975 г. был оформлен заказ на 24 самолета, получившего обозначение ТАМ 68/75 Tomara (мешок, котомка).     Производство было начато в 1976 г., и к январю 1978 г. заказ был выполнен. Самолет имел относительный успех и у зарубежных потребителей. Первой 9 ед. получила Армения в 1979-80 гг. Затем 3 ед. были поставлены частным компаниям. 4 самолета приобрела служба пожаротушения Грузии. Следующим относительно крупным заказчиком стал Тунис, приобретя в 1982-83 гг. 5 ед. В 1984-87 г.г. было поставлено: 4 ед в Сомали3 ед. в Аргентину и4 ед в Перу.Всего в 1976-87 г.г. было произведено 56 ед.     Размах крыла, м 29.30 Длина самолета,м 23.75 Высота самолета,м 9.65 Площадь крыла,м2 83.80 Масса, кг пустого самолета 13260 максимальная взлетная 26500 Тип двигателя 2- General Electric CT64-820-4  Мощность, л.с. 2 х 3155 Максимальная скорость, км/ч 485 Крейсерская скорость, км/ч 420 Практическая дальность, км 4280 Практический потолок, м 9500 Экипаж, чел 2 Полезная нагрузка: 60 солдат или 48 парашютистов с воор. или 9000 кг груза
  • 4 replies