USS "Cheyenne" к Новому Году

13 сообщений в этой теме

Опубликовано:

С Новым Годом, уважаемые друзья и коллеги! Пусть Огненный Петух (хм, можно ли его считать фениксом?) принесет вам счастье и удачу в 2017!

И, традиционно - новогодний материал: на этот раз, у нас в распорядке дел мониторы)

28376_800.jpg

...История USS "Шайен" началась в 1863 году. Изначально, он был заложен как океанский двухбашенный монитор "Куинсигамон", тип "Каламазу". Не завершенный к окончанию Гражданской Войны в Америке, монитор с ноября 1865 так и остался на стапеле верфи ВМФ в Бостоне "до лучших времен". Это была стандартная практика времен американского парусного флота: оставлять недостроенные корабли для хранения на верфи, с намерением достроить их по необходимости.

Свернуть )

В 1868 году, под влиянием адмиралов Портера, Дальгрена и Фаррагута, военно-морской секретарь распорядился о достройке двух из четырех заложенных "Каламазу" по усовершенствованному проекту. Официальная мотивировка сводилась к замене сгоревшего в 1866 броненосца "Нью Айронсайдс" и признанного изношенным и негодным к службе большого монитора "Роанок". Чтобы убедить Конгресс профинансировать достройку, адмирал Дальгрен распорядился переработать проекты "Куинсигамона" и "Пассаконавы" в "бронебашенные раногутные фрегаты, равно пригодные и для дальних походов, и для обороны побережья". Как и большинство американских кораблей, в 1869 году мониторы были переименованы дважды: под влиянием Портера, "Куинсигамон" стал "Марсом", а затем, под влиянием Фаррагута - "Шайеном".

Конструкция: новый проект USS "Шайен" официально классифицировался как "рангоутный башенный фрегат". По проекту, он должен был обладать достаточной мореходностью и автономностью, для выполнения крейсерских операций в океане - что, по твердой убежденности адмирала Портера, требовало развитого парусного рангоута. При этом, его основное вооружение по-прежнему должно было располагаться в башнях.

Итоговый проект, утвержденный в 1869 году, явно создавался под влиянием британских рангоутных мониторов HMS "Монарх" и HMS "Кэптен" (хотя конструкторы и отрицали связь с последним, несомненное сходство между двумя кораблями было достаточно очевидно).

Спущенный на воду в 1870 году, могучий корпус деревянного монитора - усиленный при постройке диагональными креплениями - был дополнен приподнятыми полубаком и полуютом. Надстройки эти были построены из дерева, но для уменьшения веса в них использовались металлические крепления. Между надстройками, поверх башен, проходила навесная палуба, в центре которой имелось расширение капитанского мостика. Для обеспечения непотопляемости, корпус монитора был разделен четырьмя железными водонепроницаемыми переборками.

28418_800.jpg

Двигатели: двигательная установка USS "Шайен" была результатом серии экспериментов, проведенных в 1866-1869 годах над быстроходными паровыми крейсерами "Вампаноа", "Тускалуза" и их систершипами. Полученный опыт был использован в разработке горизонтальных компаунд-машин, передававших усилия на два винта через зубчатую понижающую передачу. Пар обеспечивали четыре котла Мартина; мощности в 4800 л.с. на пробе хватило для достижения 14 узлов (в повседневной эксплуатации скорость не превышала 12 узлов). Запаса угля хватало "на неделю крейсирования".

Первоначальный проект предусматривал трехмачтовое парусное оснащение фрегата. Однако, в 1870 году - вероятно, под влиянием гибели HMS "Кэптен" - проект был без официального уведомления переработан, и корабль получил парусное оснащение брига. Главная мачта, формально, числилась как "предназначенная к установке", но реально никогда не была смонтирована. Под парусами, "Шайен" показал себя не лучшим образом, с трудом развив 7 узлов, и 8,5 - под парусами и машинами.

Бронирование: слоистый пояс исходного проекта "Каламазу" был заменен сплошным поясом из катанных железных плит толщиной 6 дюймов (152 мм). К нижней кромке, плиты пояса сужались до 4,5 дюймов (120 мм). Броневая палуба оставалась прежней и имела толщину в 3 дюйма (75 мм).

Башенная броня должна была быть 12-дюймовой, но из-за неспособности промышленности США произвести выгнутые плиты такой толщины, башни "Шайена" в итоге были защищены двумя слоями 6-дюймовых плит, привинченными друг к другу на болтах. Крыши башен защищались трехдюймовыми плитами. Расположенная в передней части рубка рулевого защищалась 6-дюймовой железной броней.

Вооружение: основное вооружение располагалось в двух двухорудийных башнях конструкции Идса (исходный проект предусматривал башни Эрикссона, но в итоге было решено применить башни Идса ради экономии веса). Башни представляли собой развитие примененных на речных мониторах типа "Милуоки"; их вращение, подъем и наведение орудий осуществлялись с помощью пневматических приводов, питаемых от парового компрессора. Для перезарядки, платформа с орудиями опускалась под палубу монитора с помощью мощного пневматического домкрата.

Вооружение было комбинированным: в каждой башне "Шайена" стояло под одному 15-дюймовому (381-мм) гладкоствольному чугунному орудию Дальгрена, и по одной 12-дюймовой нарезной дульнозарядной композитной пушке. Последние были перестроены из 15-дюймовых гладкоствольных установок, путем рассверливания и внедрения в канал ствола стального нарезного лейнера. Такое оснащение соответствовало принятой на тот момент флотом доктрине "crasher & smasher" (рус. "ломала и крушила"): нарезная пушка ("ломала") пробивала плиты броненосца противника своим стальным снарядом, после чего гладкоствольная пушка ("крушила") разбивала уже поврежденные плиты, пробивая большое рваное отверстие. Скорострельность орудий составляла до 1 выстрела в 3-5 минут.

В дополнение к основным орудиям, на полубаке и полуюте "Шайена" было установлено по одному 100-фунтовому нарезному орудию Пэррота на центральном штыре (как погонные и ретирадные) а также четыре пулемета Гатлинга.

Чрезвычайно развитым было подводное вооружение корабля. В носовой части был установлен массивный бронзовый таран. Над ним, располагался подводный порт и шлюзовое устройство для выдвижения шестовой мины. Наконец, на корме был установлен слип для спуска на воду хранившихся под броневой палубой управляемых торпед Лэя, тип Mk.II. Броненосец мог нести до четырех этих эффектных - хотя вряд ли особо эффективных - четырехтонных чудовищ, управлявшихся по кабелю при помощи электрических сигналов.

Оборудование и оснащение: USS "Шайен" стал первым кораблем ВМФ США, на котором были применены электрические дуговые лампы. Ввиду их ненадежности, лампы располагались в специальных "световых шкафах", откуда свет распределялся при помощи системы зеркал и световодов по отсекам.

Отсеки корабля были соединены друг с другом при помощи развитой телеграфной системы и многочисленных индикаторов. Особый интерес представляла система "индикации направления", представлявшая собой систему установленных на мостике циферблатов, вращающиеся стрелки на которых указывали угол горизонтального наведения башен, и позволявших капитану контролировать вручную наведение орудий.

29130_800.jpg

Служба: спущенный на воду в 1870 году, USS "Шайен" вступил в строй в 1872 и был зачислен в состав Североатлантического Эскадрона в январе 1873. Будучи, официально, "фрегатом", он избежал судьбы многих броненосцев ВМФ США - помещенных в резерв сразу после приемки - и был почти немедленно назначен для трансатлантического перехода. Временно переведенный в состав Европейского Флота под командование адмирала Дэвида Фаррагута, USS "Шайен" в июне-сентябре 1873 года совершил большой круиз по европейским портам, посетив Ливерпуль, Бордо, Шербур, Копенгаген, Киль, Гамбург, Стокгольм и Санкт-Петербург с целью демонстрации боевой мощи американского военно-морского флота. Европейская пресса отзывалась о корабле с живым интересом, хотя - к вящему неудовольствию американцев - не преминула отметить "устарелость" его деревянного корпуса.

Первоначально предполагалось, что броненосец пробудет на европейской станции до декабря 1873, но обстоятельства вынудили прервать его визит. В октябре 1873, отношения США и Испании резко ухудшились из-за "инцидента "Вирджиниуса"" - захвата испанским военным кораблем американского парохода "Вирджиниус" (контрабандой провозившего оружие сражавшимся за независимость кубинцам) и казни части его экипажа испанскими властями под надуманным обвинением в пиратстве. ВМФ США спешно начал созывать корабли с отдаленных станций, готовясь к войне. Вернувшись в ноябре 1873, "Шайен" был спешно назначен флагманом "Операционной Эскадры", собранной в порту Нью-Йорка и следившей за испанским броненосцем "Арапилес", ремонтировавшимся в американском порту.

После того, как война Испании была объявлена в феврале 1874, "Шайен" перешел в Норфолк. Там, его парусное оснащение было заменено легким, типа шхуны, и он - вместе с большими мониторами "Диктатор", "Миантономо" и казематным броненосцем "Дандерберг" - был назначен на защиту побережья южных штатов от возможных рейдов испанских броненосцев.

Только в апреле 1874 года, после неудачного для американцев морского сражения при Флорида-Ки, броненосная эскадра была перемещена на юг, ближе к театру боевых действий. 11 мая 1874 года, "Шайен" вместе с крейсером "Тускалуза" дали бой испанскому казематному броненосцу "Мендес Нуньес" и паровому фрегату "Герона" у Ки-Уэст, и обратили испанцев в бегство. Позднее, американские броненосцы совершили большой выход в море для бомбардировки Гаваны и прикрытия высадки Экспедиционного Добровольческого Корпуса генерала Борегарда.

19 июля 1874 года, USS "Шайен" принимал участие во втором сражении при Флорида-Ки, будучи на этот раз флагманом адмирала Портера. В ходе решающего морского сражения войны, американский башенный фрегат успешно вывел из строя испанский флагман - броненосец "Витория" - пробив его борт у ватерлинии и вызвав затопление машинного отделения. Позже, в том же сражении, "Шайен" пытался атаковать сначала тараном, и затем управляемой торпедой Лэя испанский броненосец "Арапилес", но потерпел неудачу. Однако, 2 августа 1874 года ему удалось успешно применить торпеду Лэя в ночной атаке на броненосную плавучую батарею испанцев на входе в Гавану.

После войны, в 1875 году "Шайен" был помещен в резерв. Он был возвращен в строй в 1877 году, при этом его 100-фунтовые Пэрроты заменили четырьмя нарезными дульнозарядными 8-дюймовыми Дальгренами (переделанными из 11-дюймовых гладкоствольных). В 1878 году, он посетил Средиземное Море, защищая американские интересы в свете русско-турецкой войны. Российское правительство, предполагая возможность конфликта с Британией, предлагало американскому флоту выкупить корабль, но сделка не состоялась.

В 1879, американский флот принял решение отправить USS "Шайен" на Тихий Океан. В 1880, корабль совершил циркумнавигацию через Суэцкий Канал и Индийский Океан, и прибыл в Сан-Франциско. Здесь, на военно-морской верфи Мэр Айленд, он был вновь разоружен и поставлен на ремонт в 1881-1884.

В ходе модернизации:

- Вооружение главного калибра было заменено четырьмя 320-мм казнозарядными 30-калиберными нарезными орудиями Дальгрена.
- Вспомогательное вооружение теперь состояло из четырех казнозарядных 120-мм пушек и восьми 37-мм и 57-мм пушек.
- Аппарат шестовой мины заменили "торпедной пушкой" Эрикссона.
- Систему пуска торпед Лэя переоборудовали под более легкие и быстрые торпеды Лэя Mk.VIII.
- На корме установили 229-мм пневматическое динамитное орудие Залинского, питаемое от пневмосистемы башен.

Вновь введенный в состав действующего флота в 1885 году, USS "Шайен" провел большую часть кампании 1887-1889 в гавайских и китайских водах. В 1888 он был спешно отозван на Самоа в связи с германо-американским кризисом.

После возвращения в Сан-Франциско в 1889 году, USS "Шайен" был вновь разукомплектован. Осмотр деревянного корпуса продемонстрировал, что корабль слишком изношен для дальнейших морских операций. С 1890 года, он стал учебным кораблем и кораблем береговой обороны в Сан-Франциско. В 1892 было предложено срезать его полубак и полуют и превратить корабль в "нормальный" монитор, но Конгресс отказался профинансировать проект. Наконец, в 1899 году, старый монитор был продан на слом.

28824_800.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Занудным голосом Не бысть ему семиузловым под парусами -- винты затормозят. Пять -- максимум для предельной парусности с ветром.

А так норм и:

С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Занудным голосом Не бысть ему семиузловым под парусами -- винты затормозят.

Ну-у, если с проворачиванием винтов...

С Наступающим!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Изящно как всегда_)
всех с Новым Годом)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Это все неправда! В "Википедии про это ничего нет." (С)

С наступающим!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо! И вас с наступающим!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 А у оного инженерного чуда, часом,  "духа-машины" не было?:).

старый монитор был продан на слом.

За что ж его так. Оставили бы как экспонат для музея.

Всех с наступающим!!! 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А у оного инженерного чуда, часом, "духа-машины" не было?:).

А чего тут такого чудесатого? :) В реале, "монархо"-подобную конверсию планировали для "Миантономо")

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С Новым годом!

Полученный опыт был использован в разработке горизонтальных компаунд-машин, передававших усилия на два винта через зубчатую понижающую передачу. Пар обеспечивали четыре котла Мартина; мощности в 4800 л.с. на пробе хватило для достижения 14 узлов

Вот сомневаюсь я в зубчатой передаче тогда, для таких мощностей и для длительной эксплуатации. Просто нету ещё теории для нужных расчётов, нету станков и даже с материалами...

Так что, на мой взгляд, в очередную модернизацию машины реконструируют, убрав зубчатые излишества. И обязательно пару раз поменяют котлы. Со сменой типа. И отдельно - будут менять винты. Хотя бы раз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С Новым годом!

Спасибо, коллега!

Вот сомневаюсь я в зубчатой передаче тогда, для таких мощностей и для длительной эксплуатации. Просто нету ещё теории для нужных расчётов, нету станков и даже с материалами...

Хм. Разумно. В РИ, зубчатая передача использовалась на нескольких пароходах США еще с 1850-ых, но вот надежность...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Отлично! Спасибо за новогодний подарок :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Отлично! Спасибо за новогодний подарок :)

Спасибо! С праздником!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас