Ян Вайсс "Дом в тысячу этажей"/D?m o 1000 patrech


27 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Итак, следуя совету моего университетского товарища и творческого друга коллеги Deowar'a и разделяя высокое мнение коллеги Стержня, так же читавшим это очаровательное произведение, я открываю тему с рецензией на книгу, которую посоветовал бы почитать, и задно предложить к обсуждению мир из книги, которую лично я прочел сегодня за день буквально залпом

  Роман Дом в тысячу этажей (1929) самое известное произведение автора, чешского писателя Яна Вайсса https://ru.wikipedia.org/wiki/Вайсс,_Ян. Наряду с Карелом Чапеком этот человек вполне заслуженно  считается одним из патриархов научной фантастики в своей стране. Все его творчество отмечено печатью смелых поисков и яркой оригинальности.
 Живой и жизнелюбивый чешский темперамент Вайсса однако отличается от беззлобного бытового юмора Чапека - смех у Вайсса часто граничит с гротеском, с едкой иронией, а ирония нередко даже в реалистических произведениях сочетается с поэтической гиперболой и фантастикой. Роман «Дом в тысячу этажей» принадлежит к лучшим достижениям чешской научной фантастики, по мнению литературоведа и критика И. Бернштейна (автора предисловия к изданию 1966 года, по материалам которого подготовлен этот пост). Безудержный полет фантазии, романтически гротескные образы, полная свобода ассоциаций все это вызвало самые разноречивые отзывы критиков, не знавших, в какую «графу» зачислить это своеобразное произведение, готовы были отнести роман Вайсса к модному в свое время сюрреализму, видели в нем только мастерской анализ подсознательного, только изображение смятенного, болезненного сознания, перекашивающего действительность. Творчество Вайсса сопоставляли с кошмарными видениями Франца Кафки, причем Вайсс выглядит вменяемей и рациональней, и потому воспринимается легче.
  Если как следует всмотреться в фантастический, причудливый, полный потрясающих неожиданностей мир Мюллер-дома, то в нем можно обнаружить своеобразный порядок, характерный для любого общества, и удивительно отзывающийся в десятках совеременных книг и кинофильмов жанра фантастики-антиутопии. Прежде всего устройство Мюллер-дома — плод поразительных достижений технического гения человечества. Эта колоссальная башня без окон и дверей, построенная где-то на Острове Гордыни из необыкновенно легкого и прочного материала солиума, (как говорил рабочий номер 794, это некое сверхлегкое вещество, добываемое в недрах земли и обладающее весом близким к летучести и даже антигравитации: "Так называется вещество, которое обнаружено на этом острове глубоко под выработанным угольным пластом. Оно образует прежде неизвестный слой земной коры, примыкающий непосредственно к огненному сердцу Земли. Видимо, это последняя оболочка раскаленного ядра планеты. Солиум легче воздуха. Очищенный от примесей, он взлетает к Солнцу, чтоб никогда уже не вернуться", благодаря чему у Мюллера получается сделать ультрапрочный бетон и якобы космические корабли), обслуживается с помощью бесчисленных технических чудес: безупречные лифты безотказно летают на тысячу этажей вверх и вниз, летательные аппараты могут в любую минуту доставить желающих на самую отдаленную звезду. Рядовая же Человеческая жизнь же поддерживается с помощью универсальных питательных таблеток, а хозяин дома в тысячу этажей, Агасфер Мюллер, располагает чем-то вроде сложнейшей кибернетической машины, супер-компьютера, которая позволяет ему увидеть и услышать все, что происходит в любом уголке колоссального здания через систему наблюдения. И все это в 1929 году и написано языком, сохраняющим жизненную свежесть и гибкую образность.
   Но вся эта фантастическая техника предназначена отнюдь не для того, чтобы делать людей счастливыми - хотя они то думают, что счастливы. Над обитателями Мюллер-дома неумолимо властвует беспощадная темная сила, которая контролирует не только поступки, но и став, в соответствии с тезисами товарища Крупского, материальной силой подчинила себе и мысли людей, регламентирует и определяет каждый их шаг. Эта сила воплощена в таинственном владельце дома, всемогущем Мюллере. Обитатели дома всерьез относятся к нему, как к богу (что не мешает им сомневаться в нём), его имя вселяет трепет в сердца самых высокопоставленных граждан, существует религиозный культ, прославляющий его как как Мессию. Агасфер Мюллер — это, кажется, даже не вполне человеческое существо,  а скорее символическое воплощение темных сил, подавляющих людей в несправедливо устроенном обществе. Недаром всякий раз, когда Петру Броку кажется, что он уже добрался до страшного врага, ради уничтожения которого герой проник в Мюллер-дом, он сталкивается только с неким подобием, с чудовищной гротескной маской, куклой на троне, а за ней кроются все новые изменчивые обличья. Множество трудов, написанных ради восхваления великого Мюллера, и прочие формы преклонения перед земным богом, как и ритуальные действа в его честь, — все это только подчеркивает надчеловеческий, абстрактный характер силы, управляющей мрачным царством, основанным на страхе потерять жизнь и комфорт, лабиринтах лжи и сакрализации власти, которая думает за тебя. Но Вайсс рассказывает не страшную сказку, и не столько одергивает людей от призрака грядущего национал-социализма, - его интересует прежде всего не сам злой волшебник, а история и мир, который он создал. Мир который Петр Брок пришел освободить попадая в приключения под стать Джеймсу Бонду или Фандору с Жювом из Фантомаса Андре Юнибеля.
   Все это фантастическое государство основано на началах строгой иерархии. Строители, некогда воздвигшие эту новую Вавилонскую башню, замурованы в верхних этажах Мюллер-дома, это парии, изгои. Они ослеплены в буквальном смысле этого страшного слова, в них убиты сила и способность радоваться, желания и надежды, они утратили даже собственное имя и фигурируют под безликим номером. Но они не утратили чувства ненависти к тому, кто это сотворил с ними, как не утратили надежды, что Вошедший принесет спасение
   Следующую зону — Вест-Вестер — населяют всякого рода авантюристы: «торгаши, продавцы и перекупщики всевозможных вещей — старого тряпья и свечей, человеческих душ, чести и крови, ковров и богов, пудры и целомудрия, — все они ринулись сюда за счастьем». Здесь Мюллер вербует самых верных прислужников, осуществляющих жуткие преступления, с помощью которых только и можно сохранять абсолютную власть над людьми. Ян Вайсс не боится сгустить краски, изображая страшных, физически уродливых продавцов утонченных ядов, изобретателей различных губительных газов и прочих наемных убийц всех мастей. Мастерски рисует писатель жизнь привилегированных каст мюллердомовского общества: гротескных миллионеров и миллиардеров, руританизированных королей и жутких принцев откуда-то с других планет (?), банкиров и генералов. Они обитают в нижних этажах Мюллер-дома (очевидно, что Вайсс в своем авторском праве уподобил жуткий небоскреб-город Доходному дому 19-го века, где на бельэтаже самые роскошные квартиры, а чем выше, тем комнаты хуже), в хрустальном городе Гедонии, где все подчинено прожиганию жизни, удовольствию и изобретению новых видов наслаждений. Впрочем, наслаждения подчас изнуряют гедонийцев не меньше, нежели самый каторжный труд - ведь и среди них есть те, кому подобная плеяда развлечений покажется адом.
   Вайсс дает волю своей неукротимой фантазии, создавая на страницах гармоничную радужную симфонию цветов, ароматов, звуков. Изображая шумную, суетливую и пеструю жизнь в Вест-Вестере и Гедонии, писатель рисует картину, которая чрезвычайно напоминает крикливую цивилизацию преуспевающих «общества потребления» и даже его постмодернистское устройство. Яркие, ослепительные рекламы, навязчивость которых не позволяет сразу оценить их более чем подозрительное содержание (Продавцы снов, «Опиум — лучшая марка», «Фр. ИПС — фальшивые векселя, подписи, подделки банкнотов!», «Продавец ядов!»); множество самых разнообразных и, казалось бы, доступных для обывателя вещей, сводящих его с ума; развлечения, притупляющие способность мыслить, — и все это в бешеном темпе, в захлебывающемся от постоянной спешки ритме жизни. Можно сказать, что в гиперболизированной форме Вайсс воплотил многие черты, характерные не столько для Эпохи Ревущих двадцатых на кануне Депрессии, сколько для нашего времени, ознаменованного дальнейшим развитием технической цивилизации и — дальнейшим углублением противоречий и проблем цивилизации. Вообще в романе Вайсса можно найти немало предсказаний, предчувствий. Читая о бывших строителях Мюллер-дома, нельзя не вспомнить об узниках фашистских концлагерей с вытатуированными номерами. Сцена, в которой людей отправляют в нечто вроде газовых камер, а затем их тела сжигают в крематориях используя кости для производства косметической пудры, тоже воспринимается как страшное пророчество, предвидение людоедской практики нацисткой Германии. Балеринка - очаровательная азартная игра которой богатые обитатели дома с упоением предаются в казино, делая ставки где остановиться куколка-танцовщица - чем не прототип электронного игрального автомата или компьютерной игры, плазменные телевизоры под потолками, Система наблюдения за людьми при помощи камер и микрофонов, газ вызывающий ускоренное старение человеческого организма, пищевые концентраты и некие консерванты-добавки, способные подавлять эмоции и вызвать депрессию... кажется что Вайсс подслушал городские страшилки с канала РЕН ТВ и умело оттесав вплёл в канву своей книги
   Впрочем, не все так мрачно - в государстве, основанном на угнетении и подавлении самого духа и сознания человека, естественно, накапливается немало ненависти, которая прорывается в Мюллер-доме в грозном восстании строителей-рабов, возглавляемом Витеком из Витковиц, а затем в бунте негодяев в гостинице "Эльдорадо", отказывающихся подчиняться приказам Мюллера. Помощь восставшим вовремя оказывает Петр Брок и это позволяет ему добраться до Мюллера и восторжествовать над ним.
  Неисчерпаемая выдумка, увлекательная фабула и мастерство создания ярких и неожиданных образов предохраняют чешского писателя от напыщенности и прямолинейности. В его увлекательном повествовании много романтического пафоса, прежде всего - это благородное, но не доморощенное стремление потерянного в пространстве и времени человека, мучимого кошмарным ощущением нереальности происходящего Петера Брока спасти людей и разрушить их кошмарную тюрьму; сильно и лирическое начало, особенно в изображении любви Петра Брока и сказочной принцессы Тамары (чье крохотное королевство где то на берегах Балтики), которую герой должен освободить от злого чародея Мюллера и его преспешников. Романтическая сказка подобная современным компьютерным играм-квестам и явь переломного момента Истории, остроумные нетривиальные обличения и фантастические грезы, яркие картины настоящего и неосознанное предвидение будущего — все это переплетается в увлекательной фантасмагории Яна Вайсса.
   Роман Вайсса можно назвать многоплановым. Только очень внимательный читатель заметит по ходу произведения подсказки, а в конце любой читатель узнает, чем являтся Мюллер-дом и приключения в нем. Но этот второй план дает себя чувствовать все время. В минуты особенно мучительного напряжения Петру Броку видится вой пурги за окном, мерцающие огни керосиновых ламп, злобные великаны и красный треугольник. В лихорадочном бреду герой Вайсса как бы всплывает из мира воображения в мир реальности, среди которых успевают пронестись картины пасторальной идиллии где то на лоне природы в Богемии - лес, цветущие поля, часовенка, душистый цветущий луг, и неизвестная любимая девушка, кажется так похожая на Тамару не то глазами, не то своими духами.

   Таким образом в сложную партитуру романа вливаются реальные впечатления (а Вайсс как и Гашек попал в плен и Чехословацкий корпус). Конец романа глубоко символичен: торжество Брока над Мюллером во сне — это благополучное выздоровление наяву. Так в весьма своеобразную форму Ян Вайсс облекает серьезную социальную проблематику ушедшего века, полного фантастических противоречий, которые все ещё остаются рядом с нами в веке 21-м.

   Нам представляется, что знакомство читателя с одним из выдающихся мастеров чешской фантастики Яном Вайссом будет приятным и полезным.


Ну а теперь, отряхнув от громких слов суть, опишем в двух словах мир Муллер-дома:

- На острове, предположительно, где-то в Тихом океане, расположен колоссальный комплекс - дом-город, насчитывающий 1000 этажей (Бурдж халифа при высоте 828 метров имеет всего 163 этажей) и продолжающий строиться дальше вверх
- В доме проживает значительная часть населения, однако не всё население Земли, как было заявлено в Вики - это очевидно из того, сколько этажей принадлежит отдельным лицам и сколько занимают складские и промышленные помещения
- Вопреки словам №794 Муллер-дом связан с окружающим миром аэропортом и воздушными аппаратами, сильно подозрение, что есть и какой то док закрытого типа (возможно для Подводных лодок), в дом город привозят продукты
- Хотя представители бедных слоев и небогатые не часто покидают дом (видимо от того что ход платный), или не могут покинуть его вовсе, богатые вполне разъезжают по свету - публика в Казино и на Бирже судачила о своих приключениях и планах побывать в Египте, на Ривьере и т.д.
- Практически полное отсутствие того, что можно было бы назвать средним классом, исключая прослойку дельцов в Вест-Вестерне
- Существует некое правительство по типу ООН, которое наняло Брока для проникновения и изучения ситуации в Муллер-доме
- Политическая география мира чрезвычайно отличается от РИ, но какой упорядочной схемы в ней нет - так сам Петр Брок назван беглым принцем Андалузским, царство принцессы Тамары где то на Балтике, собиравшийся лететь в космос король и вовсе назван выдуманным именем и титулом
- Остается невыясненным вопрос о полетах к другим планетам и звездам - в разговоре негодяев в Гостинице Эльдорадо продавец сыворотки безумия горбун Чулков говорит, что Муллер вступил в конфликт с астрономом Галио, - Муллер выкупил у него остров, в замен подписал ничего не значивший договор, в котором уступал Галио "небеса". Когда стали открывать иные планеты, Галио востребовал права собственности, и Муллеру пришлось эти планеты и звезды выкупать. Чулков отравил Галио, от чего тот сошел с ума, и до скончания дней своих рисует нули, описывая насколько у него огромное состояние. Чулков же выкрал договор и передал Муллеру, за что был пожалован 50000 звезд. Однако тут же Чулков добавляет что не бывал ещё на тех мирах, а в конце книги восстовая против Муллера посылал к черту эти звезды. Учитывая поведение самого Чулкова, трудно судить вменяем ли этот человек, то и дело издающий непроизвольные звуки. Возможно вся история с планетами не более чем блеф или плод его больной фантазии, которая впитал в себя космическую ложь.
Компания Юниверсум/Вселенная занимающаяся космическими перелетами, на самом деле отбирает деньги за билеты, после чего переселенцев убивают в газовых камерах. Тех что остаются в живых, делят на рабов-рабочих и женщин, которых продают в дома увеселений Гедонии

Собственно, какие мысли возникают у коллег при взгляде на эту антиутопию, кто читал, может поделиться впечатлениями

 

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Когда-то читал. Надо бы перечитать.

Если рассматривать "анонимные тоталитарные системы", то мне понравилась концовка того романа, где диктатор вместо себя заставил маятниковые часы указы подписывать (название в очередной раз забыл, что-то там про яблоки).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 О, дошло и до этого..)

 Честно, я читал в лет 18-19, по-моему и воспринималось, как-то, навроде занятного такого трэшачка. Особенно, когда в конце выяснилось, что всё описываемое - глюки ГГ, застрявшего в полевом госпитале во время ПМВ.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Собственно, какие мысли возникают у коллег при взгляде на эту антиутопию, кто читал, может поделиться впечатлениями

Я читал пару раз в детстве, но так,просмотровым чтением.

Меня там графика привлекала:)))

Полностью прочитал только недавно.

Впечатления положительные-люблю сюрреализм. а здесь все же вполне цветет и пахнет, несмотря на то, что указано в рецензии.

Хотя в целом рецензия мне понравилась.

Впрочем, выяснился один очень интересный аспект-а именно про переводы.

В том переводе, который читал я, и судя по всему коллега ясмин джакмич главного злодея звали Огисфер Муллер.

А в том переводе, на который ссылается рецензия-Агасфер Мюллер!Что намного более прямолинейно и жестко.

Если рассматривать "анонимные тоталитарные системы", то мне понравилась концовка того романа, где диктатор вместо себя заставил маятниковые часы указы подписывать (название в очередной раз забыл, что-то там про яблоки).

"Силайские яблоки"У меня есть на бумаге, но кто автор-не помню.Опубликовано еще в советские времена и главный герой там коммунист-разведчик, но местами впечатление оставляет странное и я несколько не понимаю как его опубликовали в советское время (хотя у меня книжка из серии Мир фантастики уже перестроечных времен)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это не АИ в полном смысле, это трэш-антиутопия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это не АИ в полном смысле, это трэш-антиутопия.

Так никто же и не спорит

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Когда-то читал. Надо бы перечитать.

Поддерживаю)
http://royallib.com/read/vayss_yan/dom_v_tisyachu_etagey.html#0

О, дошло и до этого..) Честно, я читал в лет 18-19, по-моему и воспринималось, как-то, навроде занятного такого трэшачка. Особенно, когда в конце выяснилось, что всё описываемое - глюки ГГ, застрявшего в полевом госпитале во время ПМВ.

Концовка как раз и доставляет - вот что значит ненадежный рассказчик и двойной финал. При всей трешевости грамотное литературное содержание

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

"Силайские яблоки"

Во, спасибо. Да, странная книга для советских времен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В теме слишком много спойлеров; боюсь, так новых читателей не привлечь. 

 

А так книга великая, конечно. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В теме слишком много спойлеров; боюсь, так новых читателей не привлечь.

Знаете самый универсальный спойлер?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Никак нет. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В теме слишком много спойлеров; боюсь, так новых читателей не привлечь.

Самого главного то нет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Никак нет.

 

Все умерли...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Все умерли

Убийца - дворецкий! 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Убийца - дворецкий!

Все умерли...

:rofl:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Самого главного то нет

Да ладно, и фальшивые космические полеты, и тифозный барак, и внешность диктатора - почти никакой интриги не осталось. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да ладно, и фальшивые космические полеты, и тифозный барак, и внешность диктатора - почти никакой интриги не осталось.

А внешность Брока?) А судьба Принцессы Тамары?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

фальшивые космические полеты

я это только предположил, коллега, ведь четкого ответа на этот вопрос лично я не нашёл. И мне это понравилось. У чехов - писателей и кинематографистов - эта двойственность и недосказанность очень изящно отображена. У Карела Земана в его последнем игровом фильме "На комете" (1970) тоже интрига ломанная, зато как визуально решено, и какая светлая грусть и романтичное одухотворение в финале

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А внешность Брока?

Да она в первой или второй главе раскрывается. 

судьба Принцессы Тамары?

Между нами, не самый интересный эпизод. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Да она в первой или второй главе раскрывается.

Хехе, но ведь не в моем же посту) И потом он должен же из этого состояния выпутаться. Интрига? вполне

Между нами, не самый интересный эпизод.

Да, но грамотно выполнено - у Вайсса были все шансы слить эту линию, а он использовал её по максимуму грамотно, органично и без высасывания из пальца. Во всяком случае, если его Дом сравнить с Марсианской дилогией Леружа - у Вайсса все имеет логичное продолжение и переход из одного в другое, а у Леружа обрывается на середине и остается где то там, в прошлом, тьфу, плеваться хочется

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В теме слишком много спойлеров; боюсь, так новых читателей не привлечь.

А пусть коллега ясмин тему от спойлеров почистит...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А пусть коллега ясмин тему от спойлеров почистит...

Запросто

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В том переводе, который читал я, и судя по всему коллега ясмин джакмич главного злодея звали Огисфер Муллер. А в том переводе, на который ссылается рецензия-Агасфер Мюллер!Что намного более прямолинейно и жестко.

В оригинале - Ohisver Muller. А вечного жида по чешски зовут Ahasver. То есть, Вайсс изменил имя совершенно сознательно, и переводчик, которого читал Ясмин Джакмич (и я) был совершенно прав. С фамилией сложнее. Она безусловно немецкая (и самая простецкая, "мельник"), и по-немецки звучит как "Мюллер". Но в чешском языке такого звука нет, и Muller читается как "Муллер". Переводчик в данном случае спрятался за формальные правила произношения и, опять же, был абсолютно прав. Потому что "Мюллер" вызывал бы ненужные и незапланированные автором ассоциации. Тот самый Мюллер в 1929 году был безвестным полицейским чиновником и даже не состоял в НСДАП, так что Вайсс и знать-то про него никак не мог. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кстати, про распространённость (и вытекающая из неё безличность) фамилии Мюллер говорит забавное совпадение. Переводчиком "Дома в тысячу этажей" на немецкий был некто Гюнтер Мюллер. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 27.01.2017,, Стержень сказал: "Силайские яблоки" Во, спасибо. Да, странная книга для советских времен.

Меня больше поразила в книге, эпическая конструкция перекрывшая космическое пространство вокруг планеты.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас