История магических университетов

5 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

 

1.

...Как всем читателям известно,  долгие тысячелетия обучение магии как и прочим ремеслам проходило - в рамках семей и кланов от отца к сыну - позже -  гильдий и цехов (в эпоху Симирской империи -коллегий). Маги сами отыскивали одаренных молодых людей и те проходили обучение под началом знатоков. Обучение это ничем, по сути, не отличалось от обучения шорников или пивоваров. Упор делался на устную традицию и личное ученичество. Если же опыт  и обобщался в книгах  - то книги эти были строго секретным  и редко выходили за пределы семьи или клана. Девять десятых наблюдений и открытий были безнадежно погребены под спудом профессиональных тайн. Все попытки создания школ -например в упоминавшейся Симирской империи - сводились к тому что один или несколько магов собирали вокруг себя не двух -трех -а дюжину или две учеников -но обучение проходило также бессистемно как и при традиционной методике.  Даже храмовые школы волшебства - вроде школы целителей при храме бога медицины Эскалопия  были устроены точно также.(Желающие могут найти подробную информацию в труде древнесимирского историка Скурлатия Магомы «О колдунах и ворожеях».). Теоретические  общемагические изыскания - то что называли чаромудрием было достоянием отдельных волшебников  которых считали оторванными от жизни чудаками -за всю историю магии до Нового Времени имеется лишь от силы около полусотни книг изучающих абстрактные вопросы волшебства (причем абстракции понимались достаточно смутно а двух согласных друг с другом сочинений пожалуй и не было).

Крах Симирской империи и  возникновение Великой Западной Империи со столицей в Юлианополисе а также множества варварских королевств на ее бывшей территории тоже ничего по сути не изменил - разве что ознаменовавшись утратой целого ряда достижений (Так были утеряны  открытия имперских бестиалистов - умевших приручать диких слонов и даже совсем немагических тварей вроде игуанодонов, использовавшихся в войнах, на охране рудников и в гладиаторских боях). Также не изменилось по существу ничего и с утверждением веры в Единого Творца как единственной религии. Ибо еще первые соборы постановили, что магия есть часть природы человека - своего рода дар Божий. (Об этом, например, классический  трактат отца церкви Дометия  Точильщика «О пьянстве, блуде  и черной магии как о злоупотреблении дарами Всевышнего»). Даже преследование малефиков от светских властей в ведение  кардинала-кастигатора и Коллегии Священных Сбиров состоялось лишь полтысячелетия спустя после судьбоносного эдикта Юлиана Святителя.   Так или иначе -но и порядки и взаимоотношения различных отраслей маги были до неразличимости схожи с межцеховыми.      Цех военных магов, например,  больше взаимодействовал  с гильдией инжениаторов  чем например с цехом целителей а алхимика скорее можно было встретить у металлургов и  ювелиров ежели нежели в цеху магов-погодников. С течением времени чародеи все более старались не совершенствовать мастерство, а стяжать жизненные богатства - любой ценой. Волшебники стремились в города - выслужиться перед богатым и сильными -а бедные захолустные деревеньки и целые области оставались без магической помощи... Составители любовных зелий и афродизиаков ценились намного больше, нежели сельские чародеи обеспечивавшие урожаи и приплод скота; а знатоки лечения непристойных болезней жили лучше честных целителей. Упадок постепенно охватывал все отрасли магии. Цеховая верхушка травила талантливых одиночек, старые мастера ставили палки в колеса молодым коллегам, нагромождение кастовых регламентов и запретов фактически остановили прогресс  в этой важной сфере. Судьбы мэтра Руферта Басса - открывшего заклятие  от холеры и умершего в нищете ибо растратил все деньги на опыты, или затравленного Горгунским Конклавом мистика -каббалиста Йоргена Тортулы  наиболее показательные но не единственные примеры. Все больше распространялись не имеющие отношения к магии способы недобросовестной конкуренции -такие как  совращение чужих охотниц на единорогов, или потрава садов с волшебным деревом для посохов у врагов (эта «наука» надо сказать достигла самых изощренных уровней - использовались самые разные живые существа -  от гусениц и зайцев до коров).          Дольше прочих продержалась друидическая магия Пириданских островов - помогшая  в свое время отразить  и десанты Симирской империи и  вторжение варваров - йюттов, сакасов, тризов; и два Святых похода. Но и ее не миновал  общий упадок - и легундийский граф Юбю Развратник (он же король всепиридианский  Юбю I Благочестивый) со своим навербованным кое как сбродом  и магами, изгнанными из гильдий за разные прегрешения (их он с присущим ему грубым казарменным юмором именовал:  «Моя личная рота разгильдяев»), достиг успеха  там где потерпели неудачу и вышколенные имперские легионы, и волосатые дикари-берсерки и фанатичные слуги Единого. Именно в ту эпоху маги становятся персонажами комедий и любимым мишенями фигляров и сочинителей дешевых пьесок.  

           За пределами нашего континента ситуация была аналогичной.  У шаркиинов и танисцев - стали обычными преследования «нечестивых зиндиков» - тех колдунов  кто не соответствовал представлениям улемов-богословов о должном (общий упадок культуры и развал халифата тоже сыграли свою роль). Ситуацию до какого-то предела облегчало более внимательное отношение к книгам  у поклонников Лунного диска и несколько большее их распространение -но ненадолго. Противоположная ситуация сложилась на Заокраинном Востоке. Каждый монастырь каждая школа и разрабатывали лишь отдельный узкий аспект Учения (как именовали тамошние мудрецы волшебство). И то  что записано, нельзя было  передавать устно, и наоборот - устную часть Учения  запрещено записывать, а лишь передавать от гуру к ученикам. Писанная же часть бесконечно комментировалась,   потом комментировались комментарии, потом комментарии комментариев…  И лишь единицы из постигавших тайны магии, записывали втайне свои мысли и достижения, - так называемые «тайные откровения». Но эти рукописи были доступны изучению лишь горсткой избранных. Именно поэтому «Черный ветер» - дикое шаманство кочевых орд Жэмгээчен-кагана и выиграло у утонченных, но непрактичных восточных волшебников. Впрочем оно выиграло и у магов  Маргиба и у кудесников Сурии, и чародеев Запада - чему примером знаменитые битвы при Опольно, Калине, Йошши, Кутре и разумеется Виене -после нее как все помнят головы ведущих магов континента - членов Белого Совета были насажены на колья вокруг походного капища богини Шульмы. Дело в том что  «Черный ветер», по сути, был продуктом синтеза знаний и традиций  множества поколений шаманов Вечной Степи совершенного во многом  по принуждению ханов - а также благодаря деятельности трех  великих волшебников - харизматических  фигур -  Кок-Эчу, Таян Дээрхе и Муур-Урхе.  Их  волей и волей кагана всякий степняк со способностями подлежал обучению и посвящению шаманскому ремеслу. Впрочем. уже во втором- третьем  поколении шаманское искусство претерпело алогичный прочим странам  упадок -синхронный с упадком великой Орды и крахом  империи потомков Жэмгээчена. Так или иначе - магия явно и повсеместно деградировала. Геоманты и архитектурные чародеи были погружены в вычисления наилучших дней закладки зданий, углов и ориентации к сторонам света и созвездиям - но эти магически исчисленные здания рушились иногда не простояв и двух-трех лет. Гадальщики всех мастей регулярно ошибались даже не в силах предсказать свою смерть. Боевая магия и без того играла сугубо подчиненную роль - всегда конечную победу в битвах приносили мечи и стрелы. А после изобретения пороха цынским алхимиком Тык Ва Ндо она окончательно стала анахронизмом. Близкородственные браки в рамках цехов не привели как ожидалось к  выведению породы наследственных магов а напротив - повлекли вырождения династий. Гильдии магов явно загнивали, мало было тех кто мог составить новое заклинание,  предотвратить засуху, остановить эпидемию, как то бывало раньше. Маги того времени за редким исключением – это заурядные личности, которые разве что могли бросаться огненными шарами и  летать -недалеко и недолго. Малопонятные и противоречивые символы каббалистов окончательно запутали дело погрузив сию науку в полный мрак.                    

     ...Алхимия перешла на фейерверки, примитивные фокусы, и массовое варение дурманных добавок для хмельных напитков. Ее адепты десятилетия проводили  за расшифровкой маловразумительных сочинений предшественников и тысячами безрезультатных экспериментов в лабораториях и если и достигали результатов то постаревшие и  изнемогшие - или не достигали, обнаружив, что в труды древних мудрецов вкралась изначальная ошибка. Единственным значимым успехом их за сто лет стал открытый заново в Великой Имудее Харабасом бар Аббасом  рецепт фарфора, впрочем, возможно просто украденный ушлыми имудеями в империи Цы. Ярчайшим признаком глубокого кризиса  великого некогда искусства  целительства (и магии вообще) стал триумф простой знахарки Черри - эта юная особа как все помнят спасла  короля овернийского Тория V которого признали обреченным лучшие маги-лекари страны. (позже она стала королевой Шерилин Доброй -которой  мы обязаны созданием знаменитой Школы травниц, пифий и лекарок). Казалось, просвета нет нигде.

 

2.

Новый этап развития магического искусства связан, как все знают с именем великого авзонийца - чародея Бруно Кардано. Но вначале сделаем довольно обширное отступление. Когда закончились Серые века и начала возрождаться цивилизация; выросли торговые города, и населявшие их торговцы, строители и прочие  не могли обойтись без образования. Варвары не признавали юридических тонкостей и обычно решали споры тем что рубились  на мечах или сходились в кулачном бою – но это не годились для горожан и купцов. Купцы решали свои дела в судах, действовавших на основе старого имперского права. Древние законы детально истолковывали важные для горожан споры о купле-продаже, о дарениях и завещаниях – и поэтому им продолжали следовать и в Новую  эпоху – хотя, конечно, многое было забыто. Так возникли юридические школы… Далее - по тому же образцу создались школы так называемых низших искусств.  Напоминаем читателям - низшим искусствами -сравнительно с Искусством -как именовались скопом магические дисциплины считались следующие. Арифметика (позже и алгебра) -как отражение нумерологии, астрономия -как низшая часть астрологии, геометрия - как основа начертательной магии, медицина - низшая относительно целительства, риторика - куда входила и юриспруденция…    В конце XХХ века ритор из Вомориса Корнелий Корнилий,  уйдя на покой и основал маленькую   школу в которой   обучали риторике и праву. К концу жизни в его школе стали обучать и другим «низшим искусствам» .  Со временем эта школа    -  после смерти основателя   получившая   его имя - разрослась, в Воморис стали приезжать сотни тысячи учащихся со всех концов известного тогда мира, и в конце ХХXI века школа «Корнелий» превратилась в «университет» - универсальную школу «низших искусств.» В университете было семь факультетов, на которых  изучали «семь низших  искусств» – это были «риторика» и «диалектика»,  «арифметики», «астрономии», «музыки» и «геометрии». К середине XХХII века в одной только Авзонии было восемь университетов. Tогда-то и взошла звезда Бруно Кардано - судебного мага Медиоланского королевства, великого реформатора чародейства. …О молодых годах мудреца известно  немного -  он вел обычную жизнь практикующего чародея на государственной службе -не отличаясь ни в лучшую ни в худшую сторону от коллег. Но в тридцать с небольшим лет он при расследовании дела шайки наемных убийц -«браво» рискнул провести сеанс некромантии -и сейчас довольно небезопасного занятия. Магический откат и прочие последствия привели к тому, что целители запретили ему вообще заниматься чародейством три года - в противном случае не гарантируя не то что сохранения способностей, но даже и жизни. Вынужденное безделье маэстро Бруно решил использовать своеобразно - он поступил в университет на юридический факультет - рассчитывая, что в будущем это ему поможет в  работе  мага-криминалиста - никем другим себя он пока что не мыслил. За означенные три года он прошел семилетний курс и с блеском защитил магистерскую диссертацию «О некоторых малоизученных  аспектах судебных дел по малефицистике» (она еще двести с лишним лет входила в корпус учебных пособий). Но, обогатившись университетским опытом, фра Кардано пришел к некоторым важным выводам - и уже через год, вернувшись  в судебное ведомство, он представил коллегам- волшебникам проект учреждения магической академии, взяв за образец университет. Несмотря на некоторый схематизм, в него были включены все основные  положения последующей реформы (разделение на факультеты,  двуступенчатая система подготовки - вначале общемагическая и последующая специализация, доступ всех желающих к испытаниям). Этот проект     Бруно Кардано прислал как тогдашнему  личному  королевскому магу Георгу  фон Лимбургу ( в истории оставшемся благодаря тому что отверг этот проект а заодно -благодаря оригинальному рецепту сыра) а заодно обеим магическим конгрегациям Медиолана - Магистериуму и Волшебному Двору. Какова же была реакция  магического сообщества Медиолана на проект? Его не обсуждали, и даже толком не отвергали - его просто дружно осмеяли. К чести фра Кардано, он не совершил обычную ошибку прожектеров - не принялся настойчиво вновь и вновь надоедать публике своими идеями, потратив всю жизнь и силы на тщетные попытки пробить стену косности. Он словно забыл о своем проекте - отложив до лучших времен. «Лучшие времена» наступили через три десятка лет когда фра Кардано - на тот момент уже Верховный судебный маг Медиоланского королевства снова представил его -на этот раз только что вступившей на престол молодой королеве Бранвен IV - более известной как Бранвен Великая. Проект этот королеве понравился - видимо магу удалось найти подобающие слова и вскоре появился указ о создании «Университета Великого Искусства» -местом пребывания для которого стал Медиолан. Проректором его стал, разумеется, маэстро Бруно. Экзамен его первым выпускникам пришлось сдавать на поле боя, отражая  армию нарбоннского короля  Луи ХХII, всерьез намеревавшегося присоединить Медиолан к своим и без того расширившимся владениям. Этот амбициозный монарх всерьез мечтал о мировой империи а щупальца его козней и интриг протянулись даже в Сурию – владыка которой – царь Ибан Добрый даже в сердцах обозвал Луи «Всемирным Пасюком». Как, думается, все помнят,  в знаменитом сражении при Павии  сформированный из студентов старших курсов магический отряд вызвал ураган с ливнем, буквально утопивший в грязи войско Луи. После чего увязших в грязи, измученных замерзших солдат, с подмокшим порохом, измотанными лошадьми  и одуревшими колдунами, окружили и легко  взяли в плен. «Увы, по воле Небес я был побежден школярами!» - так написал Луи из плена в письме свояку - тарраскому  королю Годою Жестокосердному. Монарх  вернулся в свою столицу Жеводанн спустя три года, выплатив огромную контрибуцию и передав Медиолану две пограничных области – на этом и завершились все его амбициозные планы.  А вернувшись - первым указом учредил «Нарбоннскую академию  чародейства и волшебства». Впрочем к тому времени аналогичные учреждения  появились уже в полудюжине королевств, а к моменту смерти фра Кардано, умершего в возрасте ста двух лет    на новую систему магического обучения перешла -последней  на нашем материке - Сурия,  и без того долго державшаяся за древние обычаи  - тамошними реформаторами волшебного обучения а, как все надеюсь, помнят, были волхв Лука и «urodliviy» (сурийский аналог шаркиинских дервишей) Лужок.                                                                                     

   Позже магические университеты появились и в других уголках мира в конечном итоге сделав его таким как мы знаем  -миром межпланетных (а скоро и межзвездных) кораблей на джинн-тяге и сверхмощных  генераторов файерболов являющихся гарантами мира на планете.

 

                                                                                   Бароний Луперк, для «Популярной школьной  энциклопедии»

 

 

При написании рассказа автор использовал как свои личные наработки так и материалы обсуждений на ФАИ. Использованы также  идеи, мотивы и образы из произведений О.Громыко, А.Уланова, И.Недозора,  А.  Чеснокова, М. Анчарова,  Г.Л.Олди, Н. Перумова, М.Семеновой, В.Камши,  А. Валентинова, В.Нефедова,  и других уважаемых и даровитых авторов.

 

Изменено пользователем Владимир Станкович

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересно. Продолжение будет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Вот буквально вчера читал обсуждение "Развитие науки в мире императора Германа", и подумал: а, что, если?

Изменено пользователем Гость№56

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересно. Продолжение будет?

ППКС

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот буквально вчера читал обсуждение "Развитие науки в мире императора Германа", и подумал: а, что, если?

Ну это скорее мир техники и магии -соответствующая тема(и не одна) есть на форуме

Интересно. Продолжение будет?

Не обещаю - сие - законченное произведение в жанре АИ-юмора - написано за несколько дней из старых заготовок...

 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас