Каким образом? Где? Когда? Русская мифология, могла бы быть записана?


89 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Из "Слова" очевидно(тм), что мог и был. Иначе: 0) Или он пел "в стол". :crazy: 1) Или он пел подпольно, а слушали его на кухне с магнитофона. 2) Или всё "Слово" - талантливая литературная мистификация то ли самого Мусина-Пушкина, то ли того, кто его протроллил.

А почему, собственно, он обязательно должен быть открытым язычником, чтобы вплетать в "Слово" языческие мотивы?

 

Если, опять же, сравнивать с Англией - ситуация очень похожа на того же "Беовульфа", где тоже оснвоа чисто языческая, но "приправлена" христианскими мотивами.

При этом наверняка автор и того, и другого вполне искренне считали себя христианами. Просто христианство они понимали довольно своеобразно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А вот это явный анахронизм - или позднейшая вставка, или "ляп" мистификатора. Не лепится с остальным текстом от слова "совсем". В татарские времена оно бы было к месту, а до монголов - воюют "земля Русская" с "землею Половецкой", религиозной составляющей и не пахнет.

Хм...

У меня всегда от концовки "Слова" было такое ощущение, что автор (формально христианин, но с полуязыческим сознанием) сочинил вполне себе полное язычества произведение, но при этом сам осознавал, что здесь что-то не так, и, на всякий случай, присочинил вот такое благочестивое завершение

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И сказать про него "он принадлежит к элите Руси" - не сказать ничего, а то и ещё меньше.

я специально оговорился «военно-политической элите» (была еще и религиозная элита, к которой автор явно не принадлежал)

разумеется, в тогдашней Руси такого понятия не было - оно появилось в 20-м веке

было понятие - «гридь», старшая и младшая и «мужи градские». К эпохе Слова эти две корпорации уже тесно между собой перемешались, но еще не слились.

 

разумеется, «боярин» 11 века (старшая гридь) не тождественен боярину 16 века. Но я этого вроде и не заявлял.

извиняюсь перед коллегой Круксом - мне показалось, он открыто троллит и я не захотел продолжать с ним общаться. Но если и Вы придерживаетесь мнения, что «нельзя понять, что такое военно-политическая элита Руси», я просто теряюсь.

 

ну ладно я, бестолковый Незнайка.

но и ДИН, профессор ВШЭ Стефанович вполне нормально употребляет этот термин.

даже толстую книжку про это написал

Стефанович Петр - Бояре, отроки, дружины. Военно-политическая элита Руси в X–XI веках

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если, опять же, сравнивать с Англией - ситуация очень похожа на того же "Беовульфа", где тоже оснвоа чисто языческая, но "приправлена" христианскими мотивами.

да и на Эдду похожа, которую записывал христианин Снорре через двести лет после крещения Исландии (столько же прошло и между крещением Руси и написанием слова)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Автор "Слова", имхо, из черниговской элиты. Не Мурома или отдаленного села. Ну откуда в одном из главных центров в сливках мог быть язычник? Спустя 2 века после христианизации?

ЗЫ. И почему он не мог быть из духовенства? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А почему, собственно, он обязательно должен быть открытым язычником, чтобы вплетать в "Слово" языческие мотивы?

Потому что:

1) "Вплетать" - изящный, но передерг, оно состоит из "языческих мотивов" чуть меньше чем на 100%. Так что что там во что вплетено. :) 

 

2) Как выше писано, но как-то не отрефлексировано читателями, он пел не " в стол". Он пел как минимум всей дружине и князю до кучи. И, скорее всего, это было его профессией - или, как минимум, работой по совместительству (скальд-воин или воин-скальд, рутинное дело). 

То есть все эти "языческие мотивы"(тм) были близки и понятны слушателям. То есть всему двору князя, и, скорее всего, не Игоря одного, князь-диссидент, тайно держащий насквозь языческий двор на Святой в целом Руси -  это к сказочникам, не верю, несерьёзно. Такого ХХХL-размера шило наверняка и не пыталось таиться. 

 

На самом деле как раз самое интересное - эти вот слушатели, аудитория автора "Слова". Их же, блин не могло не быть много. Очень много. Включая, до кучи, и грамотеев (монахов?) всё это записавших с любовью и уважухой. Записавших для кого-то, то же ж не "в стол". 

 

=======

Итого: "скрытое язычество" тут просто не лепится в ситуацию.  Это вариант настолько не рабочий, что... в общем, отбрасываем.

 

Пока я вижу более и менее рабочими следующие:

 

1) Открытое язычество при почти 100% веротерпимости. Тогдашняя церковь - не нынешняя, не путаем. Не важно, какой веры кошка.. татарин... боярин - главное, чтобы рубился за меня.

 

2) Поголовное двоеверие. О "веротерпимости" вообще речи нет: у все в головах более-менее крутая каша из христианства и язычества.

 

3) "Гусары-интеллектуалы" или "боярское Возрождение": христиане-то они христиане, но ту самую утраченную нами рОдную мифологию знают, любят и воспринимают привычно, как в Европах и у нас после Петра всех этих Марсов и девок-Венерок, коими полны поэмы хоть Пушкина хоть Державина с Ломоносовым. Таки добрых христиан.

 

Который вариант вероятнее?

 

Ну, или забытый мною выше вариант, сечас его туда допишу: 4)  Таки мистификация.

Изменено пользователем Крукс

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ЗЫ. И почему он не мог быть из духовенства? 

+1

Присоединяюсь к вопросу.

P.S. И прошу приобщить к делу, что автор-то автором, но "издатель" рукописи однозначно (ну, процентов на 90%) как раз был из духовенства, - и у него ТОЖЕ этот весь языческий пантеон (местами так вообще с прозрачным таким уклоном в шаманизм)  видимого протеста не вызывал.

Да и продали её Мусину-Пушкину из монастырской библиотеки, где до того вполне себе века хранили отнюдь не в отделе запрещенной литературы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ну откуда в одном из главных центров в сливках мог быть язычник? Спустя 2 века после христианизации?

Ещё раз подчеркну: МНОГО язычников. Ну, или, по крайней мере, крайне :) хорошо расположенных к язычеству и крайне хорошо в нём разбирающихся христиан.

К автору, не забываем. прилагается аудитория. Публика. Те самые "братие", к которым он обращается. Сколько у автора было "подписчиков"? И они явно не крестьяне...

 

P.S. в стандартной "школьной" трактовке "Слово" - вообще публицистическое произведение, обращенное ко князъям и боярям всей Руси.  Почти "пролетарии милитарии всех княжеств, объединяйтесь!". :)  

То есть цель автора - широкое распространение "Слова". Для того, видимо, и списки делались: не мог же он сам объехать все княжества и везде спеть лично. 

 

===============

Ну, или забытый мною выше вариант, сейчас его туда допишу:

4)  Таки мистификация.

Изменено пользователем Крукс

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Пока я вижу более и менее рабочими следующие: 1) Открытое язычество при почти 100% веротерпимости. Тогдашняя церковь - не нынешняя, не путаем. Не важно, какой веры кошка.. татарин... боярин - главное, чтобы рубился за меня. 2) Поголовное двоеверие. О "веротерпимости" вообще речи нет: у все в головах более-менее крутая каша из христианства и язычества. 3) "Гусары-интеллектуалы" или "боярское Возрождение": христиане-то они христиане, но ту самую утраченную нами рОдную мифологию знают, любят и воспринимают привычно, как в Европах и у нас после Петра всех этих Марсов и девок-Венерок, коими полны поэмы хоть Пушкина хоть Державина с Ломоносовым. Таки добрых христиан. Который вариант вероятнее?

По мне так в отношении автора наиболее вероятен вариант 2 - причём сам он своё двоеверие воспринимает как христианство.

В отношении же записавших всё это - скорее 3. Тут, опять же, можно провести аналогию с ирландскими и англосаксонскими монахами, которых язычниками никак не назовёшь, однако записывать языческие сказания они зазорным не считали.

Да и, к примеру, в Империи духовенство изучало и переписывало древнегреческую мифологию. Это же не значит, что византийские монахи и епископы верили в Зевса и Афродиту

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, или забытый мною выше вариант, сейчас его туда допишу: 4) Таки мистификация

Вот тут, как раз, всё вышеперечисленное эту версию скорее опровергает.

 

Ибо если у скальда XII века ещё можно представить в голове языческо-христианскую кашу, то у писателя XVIII - уже вряд ли. Он написал бы либо чисто языческое, без всякого упоминания христианства, либо - чисто христианское

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

то у писателя XVIII - уже вряд ли. Он написал бы либо чисто языческое, без всякого упоминания христианства, либо - чисто христианское

Или мистификатор - гений.

Засада в том, кто же это мог быть??? Даже подозревать как-то некого.... 

Хотя целом литмистификации были в моде и в тренде. 

По мне так в отношении автора наиболее вероятен вариант 2 - причём сам он своё двоеверие воспринимает как христианство. В отношении же записавших всё это - скорее 3. Тут, опять же, можно провести аналогию с ирландскими и англосаксонскими монахами, которых язычниками никак не назовёшь, однако записывать языческие сказания они зазорным не считали.

Ну, логика  за Ваш вариант... Но уровень крутизны "каши" в головах  как-то рвёт шаблон. И чисто эмоционально толкает к варианту с мистификацией.

Получается, что тогдашняя Русь христианская весьма условно. 

Двоеверие, оно, конечно, двоеверие - но чтобы настолько.  К этому надо привыкнуть. 

 

Надо бы на выходных выкроить время перечитать "Слово"...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

но чтобы настолько

Настолько, это насколько? ;) Про реально функционирующие языческие капища в городах северо-востока уже после монгольского нашествия вы же в курсе?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Про реально функционирующие языческие капища в городах северо-востока уже после монгольского нашествия вы же в курсе?

я не в курсе

можно поподробней?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

северо-востока

1) Это где? И каким боком к Чернигову?

2) Впечатление, как я уже несколько раз талды... повторял выше, производит  не присутствующее язычество, а блистающее своим отсутствием христианство. Его с лупой приходится выиискивать - причем в моменты "экшена" даже с лупой не найти. В бою, да и перед боем о нём как-то вообще не вспоминают.

 

Изменено пользователем Крукс

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас