Reply to Чудо на Днепре: История Третьей Украинской Республики

By Владислав,
Сразу после инаугурации было образовано новое правительство. Пост премьер-министра сохранил Валерий Пустовойтенко, полностью устраивавший Кучму. Первым вице-премьером вместо Романа Шпека, отправленного послом в ЕС, стал Анатолий Кинах. Вице-премьерами стали министр экономики Юрий Ехануров, министр образования Иван Вакарчук и министр обороны Валерий Москаленко. Из сенатских министров остался только Валерий Москаленко. Министром иностранных дел Украины стал Борис Тарасюк, что было воспринято как свидетельство прозападного крена Украины. Юрий Кравченко не прошел через Сенат из-за скандала, связанного с действиями его подчиненных. 6 мая 2001 года милиция Харькова ранила при задержании подростка, показавшегося подозрительным. Это вызвало значительный общественный резонанс и требования реформы ведомства со стороны общественности и политических партий. Преемником Кравченко стал генерал Юрий Смирнов. Экономический блок правительства претерпел мало изменений. Пост министра промышленности, оставленный Кинахом, получил член совета директоров ОАО Антонов Анатолий Мялица. Новым министром торговли стал Андрей Гончарук. Министерство аграрной политики вместо ставшего галицким губернатором Владимира Филенко стал Иван Кириленко. СНБО возглавил Василий Дурдинец. Литвин сохранил пост главы Канцелярии. Важным событием 2001 года был визит Папы Римского Иоанна Павла II в Украину, который состоялся 23-27 июня. Целью визита была поддержка католиков в их вере и помощь в налаживании дружеских отношений между конфессиями в Украине. Согласно программе визита, Иоанн Павел II посетил Киев и Львов. Хотя визит был согласован задолго до политических скандалов прошедшей весны, многие обвиняли Кучму в том, что он стремится использовать понтифика в своих интересах. Также данный визит вызвал недовольство Московского патриархата, что было связано с православными и греко-католиками в Западной Украине на рубеже 1980-90-х годов и опасениями католической экспансии. Папу Римского принял Президент Украины Леонид Кучма, который также принял участие в церемониях встречи и проводов Понтифика, и в литургиях в Киеве и Львове. Папа Римский также провел встречи с представителями политических, деловых и культурных кругов Украины, участниками заседания Всеукраинского Совета Церквей кроме Блаженнейшего митрополита Феодосия, который не присутствовал из-за болезни. Папа Римский преклонил колена на Аскольдовой могиле (в память Аскольда – первого киевского князя-христианина), возложил цветы к могиле Неизвестного солдата на Холме Славы в Киеве, в Мемориала жертвам в Быковне, в Бабьем Яру. Во время пребывания Папы Римского в Киеве в различных мероприятиях приняло участие более 200 тыс., а в Львове – более 2 млн. прихожан. Также Понтифика приветствовали вдоль всех маршрутов следования. Папа Римский отслужил в Киеве (на спорткомплексе «Чайка») и Львове (на ипподроме) четыре службы (две в латинском и две в византийском обряде), на мессах присутствовали более 1,6 млн. человек. Во время визита он произнес 11 проповедей и речей. Его речи характеризовались исключительной взвешенностью и доброжелательностью. Проповеди были произнесены на украинском языке. Украинские левые давно находились в кризисе. Первой жертвой вызванного победой Кучмы землетрясения стал Александр Мороз. Результаты на выборах стали для лидера социалистов приговором. Теперь он не мог лавировать между левым и правым крыльями партии. На прошедшем в мае 2001 года съезде партии Юрий Луценко попытался отправить Мороза в отставку, но он обратился за поддержкой к Винскому и добился принятия резолюции, осуждающей Луценко. В обмен на это он примкнул к левому крылу и согласился на курс на объединение левых сил. В свою очередь, Луценко и его сторонники покинули СПУ и присоединились к ЛТА, подорвав тем самым позиции социалистов в Национальном Собрании и местных советах. Украинских коммунистов тоже лихорадило. Ортодоксы Симоненко увидели в третьем месте Олейника на выборах возможность взять реванш за оттеснение от власти в партии в 1999 году. Олейник предвидел такое развитие событий и сделал ход конем. Он назначил съезд УКП на 2 июня 2001 года. На нем Олейник выступил с программным заявлением, основными положениями которого были объяснение таких обескураживающих итогов выборов раздробленностью левых сил, обращением к СПУ и УСДРП с предложением об объединении и обвинением ортодоксов во фракционности. Поражение симоненковцев, которые в свое время сами предлагали левым силам объединяться, разумеется, под своим началом, было зафиксировано в итоговом постановлении съезда и декларации-призыве к объединению. УСДРП также включилась в переговоры об объединении. Эсдеки рассчитывали занять в новой левой партии лидирующие позиции – социалисты были расколоты, а внутри УКП продолжалась фракционная борьба. Главным достижением, которого удалось достичь украинским левым, была первая с 1991 года совместная первомайская демонстрация. Попытка достичь объединения украинских левых закончилась на этапе, когда настало время делить должности – сразу же вспомнились идеологические различия идейных наследников «буржуазных националистов» Петлюры и Винниченко и «оккупационного тоталитарного режима» Ленина. Больше всего от попыток объединиться пострадала СПУ – все больше ее членов склонялись к более сильным соседям по идеологическому спектру. 16 июля 2001 года Конституционный суд признал декрет ВЦИК от 20.08.1918 «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах» антиконституционным и обязал Уряд разработать правила проведения реституции. Несмотря на протесты левых Национальное Собрание приняло в октябре 2001 года закон Украинской Республики «о восстановлении права собственности на объекты, отчужденные большевистским режимом». Этот закон урегулировал отношения, связанные с реституцией собственности, определил круг лиц, которые могут претендовать на соответствующую собственность и процедуру реституции. Также закон о реституции урегулировал коллизии, связанные с приватизацией государственной собственности и тем, что попадающая под этот закон собственность ушла в частные руки. Государство должно было выплатить компенсацию, исходя из рыночной стоимости соответствующих активов на 1 июля 2001 года. Всего за 2001-2015 года реституции подверглось имущество на 40 млрд. ₴. 11 сентября 2001 года произошла крупнейшая террористическая атака в истории США. Теракт был совершён членами террористической организации «Аль-Каида». Утром того дня четыре группы террористов общим количеством 19 человек, захватили четыре рейсовых пассажирских авиалайнера. Каждая группа имела как минимум одного члена, прошедшего начальную лётную подготовку. Захватчики направили два из этих лайнеров в башни Всемирного торгового центра, расположенные в южной части Манхэттена в Нью-Йорке. Рейс 11 American Airlines врезался в башню ВТЦ-1 (северную), а рейс 175 United Airlines – в башню ВТЦ-2 (южную). В результате этого обе башни обрушились, вызвав серьёзные разрушения прилегающих строений. Третий самолёт (рейс 77 American Airlines) был направлен в здание Пентагона, расположенное недалеко от Вашингтона. Пассажиры и команда четвёртого авиалайнера (рейс 93 United Airlines) попытались перехватить управление самолётом у террористов, самолёт упал в поле около боро Шанксвилл в штате Пенсильвания. Помимо 19 террористов, в результате атак погибло 2977 человек, ещё 24 пропали без вести. Большинство погибших были гражданскими лицами. Данная атака для американского общества была с атакой на базу Пирл-Харбор, приведшей к вступлению США во Вторую Мировую. Отношение к США в украинском обществе было традиционно теплым. В отличие от той же России, уровень потрясений 1990-х годов в Украине гораздо меньше, что мешало развиться т.н. «версальскому синдрому». К тому же украинцы воспринимали США как похожее в культурно-идеологическом плане государство – этому способствовали общие идеалы свободы и история колонизации фронтира, укоренившиеся в национальных культурах обеих стран. Поэтому никого не удивило то, что украинцы стремились выразить соболезнования американцам, а под стены американского посольства в Киеве и консульств США приносили цветы. Уже вечером 11 сентября последовала реакция Уряда Украинской Республики. Украина была партнером США в политической сфере, и в экономической – в украинскую экономику активно проникал американский капитал. В 22:30 по киевскому времени собрался СНБО, на котором были обсуждены меры в связи с терактами в США. В полночь Вооруженные Силы Украины были приведены в состояние повышенной боевой готовности. Было принято решение поддержать американских партнеров и оказать им любую необходимую помощь. Президент Кучма связался со своим американским коллегой, принес ему свои соболезнования и обещал помощь Соединенным Штатам. В 10:00 12 сентября 2001 года Президент Украинской Республики Леонид Кучма обратился к нации. В своем обращении он говорил об угрозе терроризма, нависшей над свободным миром и необходимости не повторить ошибки, приведшие к распространению чумы тоталитаризма и вновь, как шестьдесят лет назад, объединиться всем свободным миром в борьбе против сил зла. В конце своего обращения Президент заявил, что Украина, как государство свободного мира, фактически находится в состоянии войны с терроризмом. В этот день небо над крупными городами патрулировали ВВС. 11 сентября 2001 года стало началом новой эпохи. Впервые с 1991 года доминированию Соединенных Штатов Америки в мире был брошен вызов. Если на протяжении предыдущего десятилетия большинство считало, что после Холодной войны наступил период мира, связанного с победой либеральной идеи и растущей глобализацией, то теперь у многих возникли сомнения относительно справедливости предположения о «конце истории». Исламский фундаментализм нанес удар в сердце лидера свободного мира, приведя в движение силы, которые будут определять ситуацию в мире в период, предшествующий американо-китайскому столкновению. Впервые сочетание «Война с терроризмом» прозвучало во время обращения президента США Джорджа Буша к нации в 20:30 11 сентября 2001 года. Со временем этот термин употреблялся все чаще. 12 сентября на экстренной сессии Совета НАТО генсек альянса лорд Джордж Робертсон заявил о введении в действие впервые в истории Североатлантического блока ст. 5 Вашингтонского договора о создании НАТО, которая предусматривает коллективную оборону для всех государств блока в случае нападения на одну из стран – участниц. 14 сентября Конгресс США предоставил разрешение на использование военной силы против Аль-Каиды. Другие страны, такие как Китай, также объявили о поддержке США. Россия и Украина наперегонки рванули налаживать отношения с США и НАТО, предлагая союз против международных террористов. Россия уже вела войну против сепаратистов в Чечне, поддерживаемых движением Талибан. Украина стремилась укрепить свой статус «ассоциированного члена» Альянса, обеспеченного особыми отношениями Украины и возглавляемой ей CECSS с Польшей и Венгрией, вошедшими в НАТО в 2001 года, а также Хартией об особом партнерства, подписанной в июле 1997 года. Уже в сентябре 2001 года Украина предоставила свою транспортную авиацию для обеспечения операций в начавшейся Войне с терроризмом, а также свою территорию для транспортировки грузов. Первой жертвой Войны с терроризмом стал Исламский Эмират Афганистан – образованное движением Талибан государство, контролировавшее большую часть территории Афганистана. Военная операция против движения Талибан началась вечером 7 октября 2001 года. В нанесении первого удара принимали участие 40 боевых самолетов; с американских и британских кораблей было выпущено около 50 крылатых ракет. В течение первого месяца боевые действия сводились к ударам авиации США по военным объектам движения Талибан. Система ПВО талибов была выведена из строя почти сразу. Вся имевшаяся у них авиация была уничтожена на аэродромах. Также проводились и наземные операции с участием сил специального назначения стран коалиции. Талибы объявили об уничтожении нескольких вертолетов и десятков солдат противника, продемонстрировав в подтверждение этого видеосъемку вертолетного шасси. Их сообщения были опровергнуты американским Центральным командованием (CENTCOM). После месяца бомбардировок боеспособность движения Талибан снизилась – оно потеряло всю свою авиацию, наличие которой ранее было заметным преимуществом над Северным альянсом, тыловые линии снабжения были нарушены. 9 ноября 2001 года Северный альянс провел первую серьезную наступательную операцию с начала воздушной кампании, взяв крупный город Мазари-Шариф. При этом было убито много талибов, прекративших сопротивление, а город подвергся разграблению. Утрата Мазари-Шарифа нанесла Талибану серьезный удар. Многие поддерживавшие его полевые командиры предпочли перейти на сторону Северного Альянса после первого же поражения. 13 ноября талибы без боя оставили Кабул, находившийся под их властью с 1996 года Несколько дней спустя они контролировали лишь южную часть Афганистана, и город Кундуз на севере. Осада Кундуза продолжалась десять дней и завершилась25 ноября капитуляцией удерживавших город сил Талибана. Пленные были помещены в старинную крепость Калайи-Джанги, где подняли мятеж, который был подавлен Северным Альянсом при поддержке американских спецподразделений и авиации лишь через неделю. В ходе боев в Калайи-Джанги военные силы США понесли первую подтвержденную потерю от действий противника – погиб сотрудник ЦРУ Джонни «Майк» Спэнн. К концу ноября под контролем талибов оставался только один крупный город – Кандагар, колыбель движения Талибан. Здесь находился и лидер движения мулла Омар. 25 ноября в Афганистане высадился первый крупный воинский контингент США – около 1000 морских пехотинцев были вертолетами переброшены с кораблей в Аравийском море в район южнее Кандагара, где они создали передовую оперативную базу Кэмп-Рино (Camp Rhino). На следующий день к лагерю выдвинулась небольшая колонна бронетехники талибов, которая была уничтожена вертолетами AH-1W. Хотя морская пехота не участвовала в наземных боевых действиях, положение талибов в осажденном Кандагаре постепенно ухудшалось, и 7 декабря город пал. Часть боевиков сумела бежать в соседний Пакистан, часть, включая и муллу Омара, ушла в горы, остальные сдались в плен Северному Альянсу. Взятием Кандагара завершился основной этап боевых действий. Внимание американского командования теперь было обращено к горному району Тора-Бора на юго-востоке Афганистана. Здесь еще со времени советско-афганской войны располагался крупный пещерный комплекс, где, по данным разведки, укрывался Усама бин Ладен. Сражение за Тора-Бору продолжалось с 12 по 17 декабря. На комплекс наступали местные вооруженные отряды, при поддержке авиации США. После взятия пещеры были тщательно осмотрены. Как выяснилось, бин Ладен успел покинуть его накануне сражения. Несмотря на это, продолжавшаяся два с половиной месяца военная операция США и Великобритании увенчалась успехом – движение Талибан было отстранено от власти и практически утратило боеспособность. Во главе страны встал Хамид Карзай, назначенный главой переходной афганской администрации в декабре 2001 года и утвержденный временным президентом в июне 2002 года на Лойя джирга – совете старейшин. Для поддержания безопасности в Афганистане была развернута военная миссия НАТО, получившая название ISAF (International Security Assistance Force), созданная согласно резолюции Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 года. Поначалу ее зона ответственности распространялась только на Кабул. 31 марта 2002 года состоялись выборы в Национальное Собрание Украины и в местные советы. Это были первые выборы после переписи населения 1999 года, по результатам которой были проведены границы мажоритарных округов. Увеличилось представительство Галичины, Закарпатья и Надднепрянщины. Уменьшилось – Крыма[В1] , Слобожанщины и Черноморской земли. Главными темами предвыборной кампании были расширение регионального самоуправления, политика в отношении ЕС и России, война в Афганистане. У различных политических сил были свои взгляды на эти темы. Либерально-трудовой Альянс, бывший партией региональных элит восточной Украины, был главной оппозиционной партией страны. ЛТА выступал за увеличение полномочий регионов вплоть до фактической федерализации Украины. Главным пунктом предлагаемой программы ЛТА была ликвидация сложившегося дуализма, когда представители президента (губернаторы) контролировали деятельность земельных управ и их глав, избираемых земельными советами. Альянс предлагал отказаться от такой сложной схемы и перейти к прямым выборам губернаторов по американскому (читай российскому) образцу. Рух выступал против уничтожения сложившейся системы местного самоуправления, не позволявшей землям превратиться в «баронства» местных элит как в Российской Федерации. По внешнеполитическом вопросам ДНР и ЛТА также занимали разные позиции. Рух стоял на позициях «осторожной, но последовательной» интеграции с Россией и ЕС и укрепления связей внутри Центрально-Восточной Европы. Альянс же занимал гораздо более пророссийскую позицию. Он выступал за активную интеграцию с возрождающейся Российской Федерацией вплоть до создания единого экономического пространства. Малые партии стремились объединиться в преддверие выборов. На левом фланге украинской политики свою нишу занял блок Украинские левые, объединивший УКП, СПУ и Крестьянскую партию. Украинские левые выступали за переход к парламентской республике вплоть до отказа от института президента и призывали укреплять славянское братство с Россией. В социально-экономической сфере левые требовали отмены «антинародных реформ», проведенных Рухом. Хотя эсдеки также были одним из осколков КПУ, Украинская социал-демократическая рабочая партия занимала несколько более правую позицию. В качестве образца экономической политики УСДРП принимала скандинавские страны с их чрезмерно расширенным правительство. Именно с позиций «шведского социализма» Кравчук и Плющ критиковали Уряд. Также на выборах 2002 года был впервые заметен тренд на заигрывание УСДРП с меньшинствами, более явно проявившийся в 2010-х годах. Во внешней политике эсдеки выступают за скорейшую евроинтеграцию. Именно обещанием вступления в ЕС к 2010 году и запомнилась кампания эсдеков на этих выборах. На правом фланге произошло объединение умеренных националистов из УРП и КУН с ХДС в блок «Народный союз наша Украина». НСНУ занял правоконсервативные позиции. Национал-демократы скептически относились как к Москве, так и к Брюсселю, выступая за укрепление в противовес им Балтийско-Черноморского союза. Против участия Украины в Антитеррористической коалиции выступали только левые – остальные достаточно крупные, чтобы претендовать на попадание в парламент, партии были солидарны в поддержке украинского участия в ней, споря только из-за вклада в коалицию. Итоги парламентских выборов для Руха оказались обескураживающими. Хотя ДНР смогло получить первое место, как по партийным спискам, так и в мажоритарных округах, оно потеряло голоса не только по сравнению с президентскими выборами 2001 года, но и парламентскими 1998 года. Впервые с 1990 года Рух проиграл выборы в Львове и Киеве. Главной причиной провала партии власти была усталость избирателей от ее бесконечного правления и коррупционные скандалы, бившие по рейтингам Руха. Главным победителем выборов стал ЛТА. Хотя он занял второе место, разница между Альянсом и Рухом составила всего лишь 10,7 тыс. голосов. Украинские левые, несмотря на свое объединение, не смогли оправиться от поражения на президентских выборов, потеряв половину голосов по сравнению с прошлыми парламентскими выборами. В это же время УСДРП, смогшая изменить свою повестку по сравнению с началом 1990-х, сохранила свои позиции и претендовала на статус главной левой партии. Главным открытием выборов стала Партия свободных демократов. Она объединила в своем составе мелкие либеральные партии, выступавшие на прошлых выборах в рамках блока Свободные демократы. ПСД добилась успеха в крупных городах, играя на недовольстве либерально настроенных горожан политикой больших партий. По итогам выборов Палата выглядела следующим образом. 162 депутата входили в фракцию ДНР. Под флагом ЛТА объединился 151 депутат. В Объединенной фракции УКП-СПУ-СелПУ «Украинские левые» состояло 38 депутатов. Также в Палате было 24 свободных демократа, 20 эсдеков, 15 нацфронтовцев, 14 христианских демократов и 26 независимых депутатов. Из 90 сенаторов 44 входили во фракцию ДНР, 37 – ЛТА, а 4 – ПСД. Впервые с 1990 года украинский парламент не был под контролем Руха.  [В1]Это связано с тем, что для Севастополя и АРК в отдельности остатки от деления при определении количества округов позволяли претендовать на дополнительное место как АРК, так и Севастополю, когда как при суммировании их результатов остаток получается слишком меленький дл выделения доп. округа.