Обсуждение тайм-лайна Третьего Рима


85 сообщений в этой теме

Опубликовано:

В разделе "История Российской империи" указаны следующие цифры производства паровозов:

О: 19000 за 1890-1915

Р: 1000 с 1892 по ? (это чистая альтистория, в реале паровоз выпускался с 1899 по 1911)

Н: 2600 паровозов в 1892-1912

А: 1900 паровозов в 1892-1907

За исключением паровозов Р взяты реальные даты выпуска локомотивов, поэтому я уточню, что в период 1908-1915 было выпущено всего 100 паровозов О, так как к этому времени уже имелись боле мощные и современные товарные паровозы Щ, Таким образом, выпуск паровозов О, в основном, ложится на 1894-1907 гг. 

Аналогично, паровозы типа Н только с 1896 года разрешили выпускать для иных железных дорог, кроме Николаевской, в то время как в 1892-1896 году построили всего 28 паровозов этого типа, и их эксплуатация носила опытный характер (сама схема пассажирского паровоза с тремя сцепными осями была новаторской для начала 90-х годов, поэтому задержка в широком внедрении паровозов такой схемы закономерна). Паровозы А также были выпущены в 1892 году только в количестве 6 штук для одной железной дороги, а серийный выпуск начался только в 1894 году.

С учетом этих нюансов получается следующий среднегодовой выпуск паровозов: 1350 паровозов О, 160 паровозов Н и 135 паровозов А. А всего, в период 1896-1907, по 1645 паровозов только этих трех моделей ежегодно.

Между тем, в реале Россия не была в состоянии выпускать такое количество паровозов. В 1896 году производством паровозов занимались четыре завода: Коломенский, Невский, Путиловский и Брянский. В 1896 году они сумели произвести всего 462 паровоза. В следующем 1897 году -- 530. Только в 1898 году, с подключением к производству паровозов Харьковского и Сормовского заводов, удалось увеличить выпуск до 740 паровозов, а в 1899 году -- до 875 паровозов. Максимум в 1225 паровозов был достигнут в 1901 году. При этом, кроме указанных заводов, к производству паровозов подключились Камско-Воткинский и Луганский (Гармана) заводы. Причем, нужно учитывать, что в это число входят все паровозы, включая паровозы узкоколеек. В 1906 году было выпущено 1266 паровозов. Это максимум, который более превзойти не удалось. Даже в советское время, только в 1934 году вышли на выпуск 1256 паровозов, а в 1935 выпустили 1638 паровозов. В 1936-1939 годах выпускалось всего по 1011-1216 паровозов в год.

Таким образом, указанные цифры выпуска паровозов представляются необоснованно завышенными. Даже если допустить, что в целях поддержания заводов, государство производит закупки паровозов в мобзапас, производство более 1266 паровозов ежегодно в 1902-1907 годах сомнительно. Это дает прибавку всего в 1130 паровозов. То есть, примерно 10000 паровозов О, 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

За исключением паровозов Р взяты реальные даты выпуска локомотивов, поэтому я уточню, что в период 1908-1915 было выпущено всего 100 паровозов О, так как к этому времени уже имелись боле мощные и современные товарные паровозы Щ, Таким образом, выпуск паровозов О, в основном, ложится на 1894-1907 гг.  Аналогично, паровозы типа Н только с 1896 года разрешили выпускать для иных железных дорог, кроме Николаевской, в то время как в 1892-1896 году построили всего 28 паровозов этого типа, и их эксплуатация носила опытный характер (сама схема пассажирского паровоза с тремя сцепными осями была новаторской для начала 90-х годов, поэтому задержка в широком внедрении паровозов такой схемы закономерна). Паровозы А также были выпущены в 1892 году только в количестве 6 штук для одной железной дороги, а серийный выпуск начался только в 1894 году. С учетом этих нюансов получается следующий среднегодовой выпуск паровозов: 1350 паровозов О, 160 паровозов Н и 135 паровозов А. А всего, в период 1896-1907, по 1645 паровозов только этих трех моделей ежегодно. Между тем, в реале Россия не была в состоянии выпускать такое количество паровозов. В 1896 году производством паровозов занимались четыре завода: Коломенский, Невский, Путиловский и Брянский. В 1896 году они сумели произвести всего 462 паровоза. В следующем 1897 году -- 530. Только в 1898 году, с подключением к производству паровозов Харьковского и Сормовского заводов, удалось увеличить выпуск до 740 паровозов, а в 1899 году -- до 875 паровозов. Максимум в 1225 паровозов был достигнут в 1901 году. При этом, кроме указанных заводов, к производству паровозов подключились Камско-Воткинский и Луганский (Гармана) заводы. Причем, нужно учитывать, что в это число входят все паровозы, включая паровозы узкоколеек. В 1906 году было выпущено 1266 паровозов. Это максимум, который более превзойти не удалось. Даже в советское время, только в 1934 году вышли на выпуск 1256 паровозов, а в 1935 выпустили 1638 паровозов. В 1936-1939 годах выпускалось всего по 1011-1216 паровозов в год. Таким образом, указанные цифры выпуска паровозов представляются необоснованно завышенными. Даже если допустить, что в целях поддержания заводов, государство производит закупки паровозов в мобзапас, производство более 1266 паровозов ежегодно в 1902-1907 годах сомнительно. Это дает прибавку всего в 1130 паровозов. То есть, примерно 10000 паровозов О, 

Изменения, в соответствии с реальными цифрами внесены. Спасибо за ценную книгу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Стране элементарно землемеров не хватает, чтобы провести земельную реформу, которая уже в 1880-е годы назрела и перезрела. И агрономов не хватает, чтобы прогрессивные методы ведения сельского хозяйства внедрять. И, по тайм-лайну, ничего по этим вопросам не делается, 80-е годы потеряны, как и в реале.

Юридическая, кадровая и др. подготовка земельной реформы проводится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Юридическая, кадровая и др. подготовка земельной реформы проводится.

А Николай I готовился к освобождению крестьян всю жизнь, в результате освобождать крестьян пришлось его сыну.

Столыпин запустил реформу безо всякой подготовки. И она заработала, по крайней мере позитивная динамика была. Но у России уже не осталось времени на то, чтобы насладиться результатами. Такая реформа не проводится одномоментно, это процесс, который начинает давать результаты через десятилетия после запуска. Поэтому в 80-е годы было бы в самый раз.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Поэтому в 80-е годы было бы в самый раз.

80-е годы были посвящены укреплению вертикали власти, органов внутренних дел и конституционной реформы, а также накоплению средств.

По разработанному мной тайм-лайну начало реформы запланировано на 1894 год. Вы считаете это уже поздно?

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это не военный вопрос, но придется продумать.

Посты, касающиеся крестьянской реформы можно перенести обратно в "Обсуждение тайм-лайна".

По разработанному мной тайм-лайну начало реформы запланировано на 1894 год. Вы считаете это уже поздно?

1894 год лучше, чем 1906, это уж точно. Но если учесть, что реформа была рассчитана на 30 лет, то её завершение - 1924 год. То есть, по крайней мере, до начала 1920-х России противопоказано лезть в любые войны, равно как и предпринимать провоцирующие войну действия наподобие вмешательства во внутренние дела Балкан.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Столыпин запустил реформу безо всякой подготовки

ну нет

курсы агрономов были расширены, их количество значимо с начала царствования Н2го увеличилось

у межевателей вообще училище межевое открылось - в 1880х выпускалось 25 (!) землемеров гражданских в год, в 1900поздних 1000 (тысяча) в год

ничоси без подготовки

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

у межевателей вообще училище межевое открылось - в 1880х выпускалось 25 (!) землемеров гражданских в год, в 1900поздних 1000 (тысяча) в год

??? https://ru.wikipedia.org/wiki/Константиновский_межевой_институт

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ага

>> С 1836 по 1878 год Константиновский межевой институт выпустил на службу 1172 человека, с 1879 по 1897 год — 455 человек.

делим одно на другое во вторых цифрах, получаем в среднем 26 человек

т.е. в 1880ранних он ВПускал по 25 человек, ВЫПускал чуть меньше

в 1890средних впускал и выпускал несколько больше, имея в виду будущие реформы

а в 1900поздних годовой выпуск землемеров больше тысячи

 

что открылось в 1880х - да, мой косяк, помнил из читанного на память, что оный межевой только-только слепили тогда

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

т.е. в 1880ранних он ВПускал по 25 человек, ВЫПускал чуть меньше в 1890средних впускал и выпускал несколько больше, имея в виду будущие реформы

Это надо тогда принять, что эти реформы планировали уже в 1890-е, что, несколько, сомнительно. Скорее просто нарастили выпуск, естественным ходом событий. 

а в 1900поздних годовой выпуск землемеров больше тысячи

Возможно, наоткрывали училищ, в том числе благодаря выпускникам Межевого института.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это надо тогда принять, что эти реформы планировали уже в 1890-е, что, несколько, сомнительно. Скорее просто нарастили выпуск, естественным ходом событий.

планировали

не "такие", но рост потребности в землемерах прогнозировать могли

его, кстати - землемерный выпуск - наращивали военными топографами, которых в мирное время иногда для задач обмера привлекали

но в целом да, любой вариант реформы с индивидуальным управлением землёй крестьянином за пределами общины в массовом порядке - подразумевает резчайший рост числа землемеров

планировать КАКОЙ-ТО вариант именно этой реформы начал Н2й сотоварищи в конце 1890х

 

озможно, наоткрывали училищ, в том числе благодаря выпускникам Межевого института.

именно так

я собственно потому и указываю, что для того, чтобы провести альтСтолыпинскую в конце 1890х, надо начать в 1880х, ПРИЧЁМ уже иметь выстроенную ЖД и элеваторную инфраструктуру для экспорта зерна

причём ещё и надо знать, что земство разложится после окончания освобождения крестьян (в реале это емнип 1883й, когда последних крестьян освободили, т.е. доразмежевали их и барскую землю и сняли ограничения на передвижение), где-то к 1880ранним же, иначе реформу пустят не РеИ-путём, а втупую либерализуют земельный оборот в общинах, что в конце 1880х даст при первом же неурожае такой голод, что РеИ-1891/2й покажется цветочками

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

планировали не "такие", но рост потребности в землемерах прогнозировать могли

А источники можно? А то я вот прямо противоположное читал. Что наша элита была социалистами покруче наших революционеров, и в общине души не чаяла, считая, что это спасение от ужасов капитализма. И только Витте на неё покусился. Источник: М.А.Давыдов "Двадцать лет до Великой войны (Российская модернизация Витте-Столыпина)"

я собственно потому и указываю, что для того, чтобы провести альтСтолыпинскую в конце 1890х, надо начать в 1880х,

В общем, да.

ПРИЧЁМ уже иметь выстроенную ЖД и элеваторную инфраструктуру для экспорта зерна

Ну это Вы хотите всего и сразу.

что в конце 1880х даст при первом же неурожае такой голод, что РеИ-1891/2й покажется цветочками

Так он и был цветочками. Не Поволжье 20-х.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Так он и был цветочками. Не Поволжье 20-х.

: ( ну мы вроде не эксперименты "новой элиты" рассматриваем, а какое-никакое человеколюбивое государство ж

 

наша элита была социалистами покруче наших революционеров, и в общине души не чаяла, считая, что это спасение от ужасов капитализма

и такое было

правда, они это чуть с другого разреза видели - только в общине земли в таком достатке, что она может быть коллективно-хозяйственно планируема, так видели

и стремились оные коллективизацию (емнип в 1862м придуман термин) и коллективизм насаждать

 

прогнозировали рост землемеров - так вы выпуск по годам гляньте

он растёт

хотя, конечно, рост среднего приёма с 25 до 31 человека : ) такое : )

Изменено пользователем Женя

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну мы вроде не эксперименты "новой элиты" рассматриваем, а какое-никакое человеколюбивое государство ж

Даже в человеколюбивом государстве бывает головотяпство. Я думаю, что отсутствие зернохранилищ по всей стране не будет считаться препятствием к запуску реформ. Вполне могут этот риск недооценить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

отсутствие зернохранилищ по всей стране не будет считаться препятствием к запуску реформ. Вполне могут этот риск недооценить

надо копать глубже - насколько рассчитывали на зерновые магазины в реале - и как они работали в экономическом смысле

мои знания о них исчерпываются тем, что головотяпство при их наполнении перед голодом 1891/2 и стало его причиной - каковое головотяпство массово со времён наполеоники (когда система была создана) не проявлялось, т.к. мощный фактический демонтаж общины - это то самое "окончательное освобождение крестьянства" 1880ранних, ВИДИМО (моё предположение) и послуживший тому, что "мир" перестал заполнять магазины

 

судя по тому, что до 1891/2 информация о том, что объём торгуемого через магазины зерна и остатки в них упали, до правительства не доходила (иначе меры были бы приняты раньше - магазинная система втч рассчитана на снабжение армии во время конфликтов, и в русско-турецкую ещё работала), рассчитывали по умолчанию

и да, могли бы заложиться на них и недооценить, вы правы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На Крит уже высадился корпус греческой армии, значит Греция дэ факто начала войну с Турцией. Россия как союзница Греции должна начать войну.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Таймлайн «Третьего Рима» с 1897 года

 

Примечание:

1. Исторические события, происходившие в реальной истории и имеющие объективный характер (обусловленные политикой других государств вне зависимости от внесенных изменений), отражены черным цветом.

2. Исторические события, рассматриваемые в альтернативном варианте и имеющие субъективный характер (обусловленные внесенными изменениями в ход истории), отражены темно-синим цветом.

 

1897 год

 

Март-июнь

Славяно-Греко-Турецкая война.

Поражение Османской Империи.

Овладение войсками Балканского Союза Константинополем, проливами Босфор и Дарданеллы, а также территориями, населенными христианами (Эпир и Фессалия, Косово и Метохия, Македония, Фракия, Иония, Западная Анатолия, Армения, Ассирия).

Занятие экспедиционными корпусами Италии территории Ливии и Албании. Боевые действия Итальянской Армии в Ливии.

Занятие Египетской Армией Великобритании Палестины и Трансиордании, Индийским экспедиционным корпусом – Месопотамии.

Высадка французского экспедиционного корпуса в Леванте, занятие французами Сирии.

Результаты войны:

Раздел Османской Империи. Константинопольская конференция.

Присоединение к Российской Империи зоны проливов, Трапезунда и Западной Армении. Создание Константинопольского, Армянского и Грузинского Царств в составе Российской Империи. Присоединение к Греции Эпира, Северной Фессалии, Ионии, островов Лемнос, Лесбос, Хиос, Крит и Южные Спорады. Присоединение к Черногории земель Скутари, Печ, Джаковица. Присоединение к Сербии Новипазара, Косово и Метохии. Присоединение Фракии к Болгарии. Включение Боснии и Герцеговины в состав Австро-Венгрии.

Создание Македонского Царства под протекторатом России.

Провозглашение монархами Балканского Союза Ромейской Империи (конфедерации) со столицей в Константинополе с включением в ее состав Царства Константинопольского, Царства Болгарского, Царства Македонского, Королевства Сербского, Королевства Греческого, Княжества Черногорского. Принятие Российским Императором титула "Император ромеев, эллинов и славян".

Создание Албанского Королевства под протекторатом Италии.

Получение мандата на управление: Италией – Ливией, Великобританией – Трансиорданией и Месопотамией, Францией – Левантом. 

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

2 ноября 1897 года

Германская эскадра внезапно захватила область Цзяочжоу на юге Шаньдунского полуострова с портом Циндао (Киао-Чао). Китайское правительство обратилось к России, как союзнику, за помощью, но Российское правительство, не прореагировало на Китайскую просьбу.

В Царском Селе состоялось особое совещание, которое должно было определить дальнейшие направления дальневосточной внешней политики России в изменившихся условиях.

 

1 декабря 1897 года

Утверждена пятилетняя кораблестроительная программа «для нужд Дальнего Востока», в соответствии с которой запланировано построить для эскадры Тихого океана 5 эскадренных броненосцев, 16 крейсеров, 2 минных заградителя и 36 миноносцев.

 Программа дополняла уже существовавшую – 1895 года. В соответствии с программой планировалось построить: для Балтийского флота – 12 эскадренных броненосцев, 5 броненосных крейсеров, 10 крейсеров I ранга, 10 крейсеров II ранга, 59 миноносцев, 10 транспортов; для Черноморского флота – 1 эскадренный броненосец, 2 броненосных крейсера, 2 крейсера I ранга, 16 миноносцев. 

 

29 ноября 1897 года

Командир эскадры Тихого океана контр-адмирал Ф.В. Дубасов получил приказ на основании полученного разрешения китайского правительства направить отряд из трёх кораблей в Порт-Артур и не допустить возможного захвата его англичанами.

 

3 декабря 1897 года

Отряд кораблей под командой контр-адмирала М.А.Реунова в составе крейсеров «Адмирал Нахимов» и «Адмирал Корнилов» и канонерской лодки «Отважный» занял внешний рейд Порт-Артура и остался там зимовать. Второй отряд в составе: крейсера «Дмитрий Донской» и канонерских лодок «Сивуч» и «Гремящий», занял рейд города Талиенван (Даляньвань).

 

17 декабря 1897 года

Два английских крейсера прибыли на внешний рейд Порт-Артура, но китайские власти запретили им вход в гавань. Несмотря на это, один из них зашел на внутренний рейд и покинул его только через три часа.

 

18 декабря 1897 года

Английская эскадра заняла рейд Чемульпо. Японский флот приведен в состояние боевой готовности. Из состава русской эскадры Средиземного моря на Дальний Восток немедленно отправлены эскадренные броненосцы «Сисой Великий» и «Наварин». 

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1898 год

 

22 февраля 1898 года

Порт Циндао вместе с 50-километровой полосой вокруг залива был сдан в аренду Германии на 99 лет, с правом на сооружение военно-морской базы. Китай был вынужден предоставить немецкому капиталу монопольные права на железнодорожное строительство и разработку естественных богатств Шаньдунского полуострова.

 

26 января 1898 года

Эскадра Тихого океана под флагом контр-адмирала Ф.В.Дубасова собрана на рейде Порт-Артура.

 

24 февраля 1898 года

На совещании у Генерал-адмирала Великого Князя Алексея Александровича было принято окончательное решение об аренде Квантуна. Но Китай, затягивал переговоры по уступке полуострова. В связи с этим в распоряжение контр-адмирала Ф.В.Дубасова был направлен военный десант для занятия Квантуна силой. Высадка десанта намечалась на 15 марта 1898 года.

 

11 марта 1898 года

Русскому посланнику в Китае А.И.Павлову удалось добиться уступки Квантунского полуострова мирным путём.

 

15 марта 1898 года

В Пекине подписана Русско-Китайская конвенция, согласно которой территория Квантунского полуострова с прилегающими островами Эллиот, Блонд, Саншантао, Роунд, Кепп, Мурчисон и др., передавалась России в аренду на 25 лет. Конвенция закрепляла за Россией приобретение портов: Порт-Артур и Талиенван и давала право на строительство южной ветви Китайско-Восточной железной дороги (К.В.Ж.Д.) — Южно-Маньчжурской железной дороги (Ю.М.Ж.Д.) от Харбина к Порт-Артуру. Морские силы России в Тихом океане получили на побережье Желтого моря незамерзающую (в отличие от Владивостока) базу.

 

16 марта 1898 года

Десантный отряд русской Эскадры Тихого океана занял Порт-Артур. Над Золотой горой под гром приветственного салюта и раскатистое «Ура!» взвился Андреевский флаг.

Занятие крепости позволило отказаться от использования русскими кораблями в зимнее время японского порта Нагасаки. Политическое и военное руководство России решило сделать Порт-Артур основной военно-морской базой Морских сил в Тихом океане, а недалеко от города Талиенван построить коммерческий порт Дальний (кит. Далянь, яп. Дайрен), который будет открыт для широкой международной торговли.

 

22 марта 1898 года

По предварительному согласованию с Японией Англия заняла порт Вэйхайвэй с установлением своего контроля над бассейном реки Янцзы.

 

29 марта 1898 года

Франция завладела морской базой Гуанчжоу на побережье провинции Гуандун (близ о. Хайнань) (99-летняя аренда) и железнодорожными концессиями в приграничных с французским Индокитаем китайских провинциях.

 

13 апреля 1898 года

В Токио подписано новое Русско-Японского соглашения по Корее, по которому из Сеула официально отзывались русские финансовые и военные советники, а японский капитал получал возможность широкой промышленной и торговой экспансии. Соглашение признавало независимость Кореи и обязывало обе державы (Япония и Россия) воздерживаться от вмешательства в её внутренние дела.

 

18 мая 1898 года

Англия получила право аренды порта Вэйхайвэй («до момента окончания аренды Россией Порт-Артура»).

 

28 мая 1898 года

Лондон добился от Пекина 99-летней аренды значительной части полуострова Цзюлун (окрестности года Сянгана), расположенного на материке напротив британской островной колонии Гонконг на юге Китая.

 

13 августа 1898 года

Япония заручилась обязательством Китая не отчуждать в пользу третьей державы территории в провинции Фуцзянь (напротив о. Формоза). 

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1899 год

 

16 августа 1899 года

На территории Квантунского п-ова учреждена Квантунская область Приамурского Генерал-губернаторства, введено гражданское управление в лице генерал-адъютанта вице-адмирала Е.И.Алексеева.

 

2 ноября 1899 года – 7 сентября 1901 года

Китайский поход Российской Императорской Армии. Оккупация Маньчжурии.

 

6 декабря 1899 года

Командующим эскадрой Тихого океана назначен вице-адмирал С.О. Макаров.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1900 год

 

1 июня 1900 года

Завершено строительство Туркестано-Сибирской железной дороги Верный – Новониколаевск.

 

21 июня 1900 года

Империя Цин объявила войну союзным государствам.

 

22 июня 1900 года

Объявлена мобилизация войск Приамурского военного округа, на основе которого сформирована Маньчжурская армия.

Командующим Маньчжурской армии назначен генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин.

Состав Маньчжурской армии:

I-й Сибирский корпус (1-я, 2-я, 3-я Восточно-Сибирские стрелковые бригады, 1-я Восточно-Сибирская артиллерийская бригада, Уссурийская казачья бригада) под командованием генерал-лейтенанта Н.П.Линевича;

II-й Сибирский корпус (4-я, 5-я, 6-я Восточно-Сибирские стрелковые бригады, 2-я Восточно-Сибирская артиллерийская бригада, Амурская казачья бригада) под командованием генерал-лейтенанта А.В.Каульбарса;

Забайкальский отряд (1-я, 2-я Забайкальские пешие бригады, 1-я, 2-я Забайкальские казачьи бригады);

Охранная Стража К.В.Ж.Д.

 

1 сентября 1900 года

Утвержден новый Мобилизационный план, Планы на случай войны с Германией, Австро-Венгрией, Японией и Дислокация Российской Императорской Армии и Флота.

В соответствии с утвержденной дислокацией для своевременного развертывания группировок войск на Дальневосточном ТВД 6 пехотных дивизий и 2 корпусные артиллерийские бригады передислоцированы из Варшавского и Киевского военных округов в Казанский и Омский военные округа. В Казанском военном округе сформированы управления XXIII и XXIV армейских корпусов, в Омском военном округе – XXV армейского корпуса. В Квантунской области Приамурского Генерал-губернаторства из войск Приамурского военного округа сформирован III Сибирский корпус.

Замыслом военных действий предусматривалось сосредоточение главных сил русских войск на линии Мукден–Ляоян–Хайчен и оборона военно-морских баз: Владивостока и Порт-Артура. До развертывания главных сил русские войска должны были вести оборонительные действия и только после создания численного превосходства перейти в наступление. Морские силы должны были вести борьбу за господство на море и помешать высадке японских десантов. Главное командование вооруженными силами на Дальнем Востоке с началом войны было возложено на адмирала Е.И. Алексеева, которому подчинялись командующий Маньчжурской армией генерал от инфантерии А.Н.Куропаткин и командующий Тихоокеанской эскадрой вице-адмирал С.О. Макаров.

По Плану войны с Японией на Дальневосточном ТВД планировалось развернуть группировку войск: на первом этапе (М14) – 4 армейских и 1 конный корпус (9 стрелковых дивизий, 3 Сибирские резервные пехотные дивизии, 3 пеших, 6 казачьих, 1 конная пограничная бригады, 3 отдельные и 1 резервная артиллерийские бригады), на втором этапе (М60*) – 9 армейских и 3 конных корпуса (27 стрелковых и пехотных дивизии, 3 пеших, 17 казачьих, 1 конная пограничная и 9 отдельных артиллерийских бригад).

Примечание: * Отмобилизование армейского корпуса (67800 по штатам военного времени) завершалось на 14 сутки мобилизации. Для перевозки армейского корпуса требовалось 60 воинских поездов (по 30 вагонов: 24 нормальных товарных вагона (платформы) и 6 пассажирских вагонов). После завершения строительства второго пути Сибирской железной дороги при средней скорости движения 300 км в сутки и темпе 24 воинских поезда в сутки на перевозку армейского корпуса требовалось до 25 суток. В зависимости от места дислокации и удаления от ТВД перевозку планировалось осуществить в следующей последовательности: войска Иркутского, Омского, Казанского, Туркестанского военных округов. Всего на мобилизацию и перевозку войск требовалось до 50 суток. С учетом совершения марша, войска, предназначенные для ведения военных действий против Японии должны были сосредоточены на 60 сутки мобилизации.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1901 год

 

9 января 1901 года

Высочайшим указом Государя императора Николая II на основе охранной стражи К.В.Ж.Д создан Заамурский округ Пограничной Стражи (4 бригады общей численностью 25 тысяч человек). Командующим округа назначен Военный губернатор Приморской области генерал-лейтенант Н.М.Чичагов.

 

21 мая 1901 года

Сибирская флотилия и эскадра Тихого океана объединены в Тихоокеанский флот под командованием вице-адмирал С.О. Макаров.

В состав флота включены: морские силы (Порт-Артурская эскадра, Владивостокский отряд), военно-морские базы (Владивосток, Порт-Артур), морские крепости (Владивосток, Порт-Артур, Николаевск-на-Амуре), береговые войска (вновь сформированные 3-я Тихоокеанская морская пехотная дивизия, 3-я Тихоокеанская инженерная бригада, Порт-Артурская морская крепостная пехотная бригада – в Порт-Артуре; Владивостокская морская крепостная пехотная бригада, Николаевский морской крепостной пехотный полк).

 

21 октября (3 ноября) 1901 года

Завершено строительство Китайско-Восточной железной дороги. 

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1902 год

 

 

17 января 1902 года

Япония и Англия официально подписали союзный Англо-Японский договор.

Стороны признавали право друг друга вмешиваться в дела Кореи и Китая и обязывались соблюдать нейтралитет, если одна из них будет с кем-либо в состоянии войны из-за Кореи или Китая. В случае войны одного из союзников с несколькими державами другая сторона должна была выступить на помощь с вооружёнными силами. Япония получала сильного союзника и кредитора.

 

3 марта 1902 года

В ответ на англо-японский договор подписан Русско-Французский Договор, в соответствии с которым Франция обязалась оказать военную помощь России в случае вступления в войну с Японией других стран.

Переговоры с французской стороной проходили с большими трудностями. Первоначально Париж категорически отказывался от обязательств о вступлении в войну на стороне России. Только после ультимативного заявления российской стороны о разрыве союзного договора с Францией и сближения с Германией в случае отказа удалось добиться согласия французского правительства.

 

26 марта 1902 года

В Пекине подписано Русско-Китайского соглашения по Маньчжурии.

В условиях резко враждебного отношения С.Ш.А., Англии и Японии к русско-китайским переговорам и революционным настроениям в Китае, российское правительство вынуждено было пойти на значительные уступки в маньчжурском вопросе. В новом соглашении были учтены все поправки китайцев и Россия обязывалась вывести свои войска из Маньчжурии в течении 18 месяцев.

 

24 сентября 1902 года

Завершен 1-й этап вывода русских войск из Южной Маньчжурии. Русские войска оставили западную часть Южной Маньчжурии от Шанхайгауня до р. Ляохе.

В Японии завершено выполнение второй кораблестроительной программы (с опережением на 2 года).

 

23 ноября 1902 года

Правительство Японии на парламентской сессии, начало обсуждение вопроса о принятии «Третьей программы расширения флота», но из-за политического кризиса во власти и недостатка средств, она не была принята.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1903 год

 

1 января 1903 года

Российское правительство предложило китайским властям новую схему разрешения проблемы с Маньчжурией.

К установленному соглашением от 26 марта 1902 года сроку от присутствия русских войск будет освобождена только одна Мукденская провинция. Эвакуация войск из Гиринской провинции должна осуществляться по мере выполнения Китаем русской ноты (третьей) от 24 марта 1903 года В ней содержались требования о неотчуждении ни под каким видом — уступки, аренды, концессии и прочее — территории в тех регионах, откуда были эвакуированы войска, о не предоставлении иностранной торговле новых пунктов в Маньчжурии и о недопущении в них иностранных консулов без согласия на то России; о недопущении иностранцев в администрацию Маньчжурии.

В переговоры опять вмешались Англия, С.Ш.А. и Япония, заявившие Санкт-Петербургу решительный протест. Китаю-же они дали совет не принимать никаких условий, касающихся Маньчжурии. Китайское правительство заявило России, что оно будет обсуждать любые вопросы о Маньчжурии лишь после эвакуации русских войск.

 

26 марта 1903 года

Вышел второй срок для вывода русских войск из Маньчжурии, но по распоряжению начальника Квантунской области адмирала Е.И.Алексеева вывод войск остановлен.

 

7 мая 1903 года

Особое совещание в Царском Селе о политике Российской Империи на Дальнем Востоке.

На совещании Николай II сообщил о новом курсе политики на Дальнем Востоке. Министрам было разъяснено, что сам по себе договор от 26 марта 1902 года означает «открытые двери» в Маньчжурии, а при «открытых дверях» иностранцы «скоро убьют те зародыши русской торговли и промышленности, которые появились в Маньчжурии». К.В.Ж.Д. и Русско-Китайский банк будут служить иностранным интересам, а деятельность их будет ограничена конкуренцией Шанхайгуаньской железной дороги, уже находящейся в руках англичан, и отделений иностранных банков, которые, вероятно, будут открыты в Инкоу (Ньючжуань) и Дальнем. Если не отказываться от решения не допустить проникновения в Маньчжурию иностранного влияния в каком бы то ни было виде и точного исполнения договора от 26 марта, то необходимо в «минимальный срок и не останавливаясь перед нужными расходами, поставить нашу боевую готовность на Дальнем Востоке в полное равновесие с нашими политико-экономическими задачами, дав очевидное для всех доказательство решимости отстоять наше право на исключительное влияние в Маньчжурии». Этим самым царь дал понять, что Россия вообще не собирается уходить из Маньчжурии и готова отстаивать свои интересы силой оружия.

Принято решение об усилении Тихоокеанского флота отрядами кораблей из состава Балтийского и Черноморского флотов (срок прибытия на Дальний Восток – 1 октября 1903 года).

 

1 июня 1903 года

Завершено выполнение кораблестроительной программы 1895 года с дополнением 1897 года «для нужд Дальнего Востока».

Всего построено:

11 (из 13) эскадренных броненосцев («Ослабя», «Пересвет», «Победа», «Ретвизан», «Цесаревич», «Бородино», «Император Александр II», «Князь Суворов», «Орел», «Слава*» (БФ), «Князь Потемкин Таврический*» (ЧФ));

7 броненосных крейсеров («Россия», «Громобой», «Святослав», «Владимир», «Баян» (БФ), «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов» (ЧФ));

10 (из 12) крейсеров I ранга («Светлана», «Диана», «Паллада», «Аврора», «Варяг», «Аскольд», «Богатырь», «Олег» (БФ), «Очаков*», «Кагул*» (ЧФ));

5 (из 10) крейсеров II ранга («Новик», «Боярин», «Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз» (БФ));

1 минный крейсер («Абрек» (БФ));

76 миноносцев («Бдительный», «Бедовый», «Безупречный», «Беспощадный», «Бесстрашный», «Бесшумный», «Блестящий», «Бодрый», «Боевой», «Бойкий», «Бравый», «Буйный», «Бурный», «Быстрый», «Видный», «Властный», «Внимательный», «Внушительный», «Выносливый», «Грозовой», «Подвижный», «Поражающий», «Послушный», «Прозорливый», «Пронзительный», «Прочный», «Пылкий», «Резвый», «Ретивый», «Ръяный», №№ 127-142, 212-223 (БФ), «Жаркий», «Живой», «Живучий», «Жуткий», «Заветный», «Завидный», «Свирепый», «Сметливый», «Стремительный», «Строгий», №№ 268-273 (ЧФ), «Разящий», «Расторопный», «Решительный», «Сердитый», «Сильный», «Скорый», «Смелый», «Статный», «Стерегущий», «Сторожевой», «Страшный», «Стройный» (ТОФ));

6 (из 10) транспортов (минные транспорты «Амур», «Енисей», «Волга», грузовые транспорты «Бакан», «Самоед», учебное судно «Океан»);

1 канонерская лодка («Гиляк» (ТОФ)).

Расходы морского бюджета России за 1895–1903 годы составили 738 млн рублей (против 480 млн йен японского). При этом на судостроение в эти годы (без учета Черноморского флота) было потрачено 300 млн рублей (в Японии 212 млн йен).

 

10 июня 1903 года

В Токио под председательством Императора состоялось совещание по вопросу принятия принципов и целей, которые нужно будет преследовать в переговорах с Россией.

Результаты совещания 15 июля 1904 года были телеграфированы бароном Ю.Комура японскому посланнику в Санкт-Петербурге — Синичиро Курино. Ю.Комура просил своего протеже в предстоящих переговорах с Россией, объяснить российской стороне, что «правительство Японии желает удалить из отношений двух Империй любую причину недоразумения в будущем» по вопросам Дальнего Востока, «где их интересы встречаются, с целью определить соответствующие и специальные интересы в тех областях».

 

1 июля 1903 года

Началось регулярное движение по Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской железным дорогам.

Дорога передана в ведение Эксплуатационного управления. Тем самым в России была открыта новая железнодорожная линия Москва — Тихоокеанское побережье, кратчайший путь из Европы в Азию. Всего на линии было построено 92 станции и 9 туннелей. Недоделок на дороге к моменту начала эксплуатации было еще много, всего на сумму в 57 млн. руб. Тем не менее это было завершение грандиозного для того времени по размаху и срокам исполнения железнодорожного предприятия. Затраты на строительство К.В.Ж.Д. и Ю.М.Ж.Д. за 1897-1903 годы составили более 375 млн. руб. золотом.

Завершено строительство второго пути на всем протяжении Сибирской железной дороги (с опережением на 2 года). Планируемая пропускная способность 24 пары поездов в сутки. Установлено регулярное железнодорожное сообщение от Санкт-Петербурга до Владивостока и Порт-Артура.

 

30 июля 1903 года

С целью более ясно представить себе дальнейшие действий русской дипломатии на Дальнем Востоке, Токио открыто сорвал переговоры с Россией по Китайско-Корейскому вопросу, направив в Санкт-Петербург проект соглашения, заведомо неприемлемый для России. Помимо признания преобладающего влияния и фактического протектората Японии в Корее, японцы требовали от России согласия на продолжение корейской железной дороги от Сеула до Южной Маньчжурии и соединения её с Ю.М.Ж.Д. и с железной дорогой Инкоу-Шанхайгуань-Таку, а также соблюдения условия: «войска, высылаемые для «подавления беспорядков» (из Японии в Корею и из России в Маньчжурию) не должны превышать необходимой для этого численности и выводиться немедленно после выполнения своей задачи».

 

1 августа 1903 года

Пересмотр плана вывода русских войск из Маньчжурии.

По новому плану войска вывести предполагалось не на территорию России, а на полосу отчуждения вдоль КВЖД. Также Китаю вновь рекомендовали не пускать в эту область иностранцев, и просили оградить торговые интересы К.В.Ж.Д. Это была 4-й по счету проект соглашения, но, по совету «мировых держав» Китай вновь его отверг. Стало понятно, что дальнейшую работу в этом направлении вести бессмысленно.

 

20 сентября 1903 года

Предложение Правительства Российской Империи к Японии о разграничении сфер влияния в Китае и Корее.

Российская сторона признавала японский протекторат над Кореей с условием: «Территория Кореи не должна использоваться для «стратегических целей» и для строительства фортификаций, угрожающих судоходству в Корейском проливе», а также требовала создания нейтральной зоны к северу от 39-ой параллели и решительного заявления со стороны Японии о том, что «Маньчжурия находится за пределами японских интересов».

 

26 сентября 1903 года

Истёк последний срок эвакуации российских войск из Маньчжурии, но войска с места не тронулись, напротив, всем видом российская сторона демонстрировала, что никуда уходить не собирается, как и выполнять чьи-то требования. Были взяты на себя управление дорогами, заняты стратегически важные пункты. К этому времени численность Российских войск в Маньчжурии достигла 30000 человек, и еще 24000 человек охранной стражи К.В.Ж.Д.

 

1 ноября 1903 года

В Порт-Артур для усиления Тихоокеанского флота прибыл отряд кораблей Балтийского и Черноморского флотов в составе:

эскадренные броненосцы – 9 («Сисой Великий», «Ослябя», «Князь Суворов», «Император Александр II», «Бородино», «Орел» (БФ), «Три Святителя», «Ростислав», «Князь Потемкин-Таврический» (ЧФ));

броненосные крейсера – 4 («Святослав**», «Владимир**» (БФ), «Адмирал Нахимов**», «Адмирал Корнилов**» (ЧФ));

бронепалубные крейсера I ранга – 5 («Олег», «Аврора», «Светлана» (БФ), «Кагул», «Очаков» (ЧФ));

бронепалубные крейсера II ранга – 2 («Жемчуг», «Изумруд» (БФ));

вспомогательные крейсера – 6 («Днепр» («Петербург»), «Рион» (Смоленск), «Урал» («Мария Терезия»), «Дон» («Фюрст Бисмарк»), «Терек» («Колумбия»), «Кубань» («Августа Виктория») (БФ));

эскадренные миноносцы – 22 («Буйный», «Бедовый», «Бравый», «Быстрый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Грозный», «Громкий», «Прозорливый», «Пронзительный», «Резвый» (БФ), «Жаркий», «Живой», «Живучий», «Жуткий», «Заветный», «Завидный», «Свирепый», «Сметливый», «Стремительный», «Строгий» (ЧФ));

транспорты – 4 («Камчатка», «Анадырь», «Иртыш», «Корея»)

 

Состав Тихоокеанского флота на 1 ноября 1903 года:

16 броненосцев («Цесаревич», «Ретвизан», «Победа», «Пересвет», «Петропавловск», «Полтава», «Севастополь» (ТОФ), «Сисой Великий», «Ослябя», «Князь Суворов», «Император Александр II», «Бородино», «Орел» (БФ), «Три Святителя», «Ростислав», «Князь Потемкин-Таврический*» (ЧФ));

8 броненосных крейсеров («Громобой», «Россия», «Рюрик», «Баян» (ТОФ), «Святослав**», «Владимир**» (БФ), «Адмирал Нахимов**», «Адмирал Корнилов**» (ЧФ));

10 бронепалубных крейсеров I ранга («Богатырь», «Аскольд», «Варяг», «Паллада», «Диана» (ТОФ), «Олег», «Аврора», «Светлана» (БФ), «Кагул*», «Очаков*» (ЧФ);

4 бронепалубных крейсера II ранга («Новик», «Боярин» (ТОФ), «Жемчуг», «Изумруд» (БФ));

3 клипера, которые числились как крейсера II ранга («Разбойник», «Джигит», «Забияка»);

8 вспомогательных крейсеров («Лена» («Херсон»), «Ангара» («Москва») (ТОФ), «Днепр» («Петербург»), «Рион» (Смоленск), «Урал» («Мария Терезия»), «Дон» («Фюрст Бисмарк»), «Терек» («Колумбия»), «Кубань» («Августа Виктория») (БФ));

2 минных транспорта («Амур», «Енисей»);

7 мореходных канонерских лодок («Кореец», «Манчжур», «Сивуч», «Бобр», «Гиляк», «Гремящий», «Отважный»);

2 минных крейсера («Всадник», «Гайдамак»);

47 эскадренных миноносцев («Разящий» («Дрозд»), «Расторопный» («Дятел»), «Решительный» («Кондор»), «Сильный» («Баклан»), «Сердитый» («Бекас»), «Смелый» («Горлица»), «Сторожевой» («Грач»), «Стерегущий» («Кулик»), «Скорый» («Перепел»), «Страшный» («Скворец»), «Стройный» («Стриж»), «Статный», «Боевой», «Бдительный» («Кит»), «Бесстрашный» («Дельфин»), «Бесшумный» («Касатка»), «Беспощадный» («Скат»), «Внимательный» («Форель»), «Выносливый» («Стерлядь»), «Внушительный» («Осётр»), «Властный» («Кефаль»), «Грозовой» («Лосось»), «Бурный» («Макрель») «Бойкий» («Акула»), «Лейтенант Бураков» («Хай-Хоа»), «Буйный», «Бедовый», «Бравый», «Быстрый», «Блестящий», «Безупречный», «Бодрый», «Грозный», «Громкий», «Прозорливый», «Пронзительный», «Резвый» (БФ), «Жаркий», «Живой», «Живучий», «Жуткий», «Заветный», «Завидный», «Свирепый», «Сметливый», «Стремительный», «Строгий» (ЧФ));

10 малых номерных миноносцев (№201 («Янчихэ»), №202 («Сучена»), №203 («Уссури», «Наргэн»), №204 («Сунгари», «Гогланд»), №205 («Свеаборг»), №206 («Ревель»), №208, №209, №210, №211);

8 транспортов («Алеут», «Камчадал», «Тунгуз», «Якут» (ТОФ), «Камчатка», «Анадырь», «Иртыш», «Корея» (БФ)).

 

28 ноября 1903 года

Японская сторона отказалась от российского предложения, мотивируя тем, что существует угроза их национальной безопасности, в свою очередь поставили в известность Россию, что как-то ограничивать свое пребывание в Корее, они отныне не намерены. Россия в ответ, согласилась пойти на уступки, кроме «корейского вопроса», продолжая настаивать на пункте «не пользоваться никакой частью корейской территории для стратегических целей».

 

10 декабря 1903 года

Япония в ультимативной форме направила России новые ответные предложения относительно Южной Маньчжурии, отклонив и договорённость о нейтральной полосе.

Адмирал Е.И.Алексеев запросил у Николая II разрешения объявить мобилизацию на территории Дальнего Востока и в сибирских губерниях, ввести военное положение в Маньчжурии, Владивостоке и Порт-Артуре и выдвинуть часть войск прикрытия на рубеж реки Ялу.

 

15 декабря 1903 года

В связи с постоянными задержками Российских ответов на Японские предложения, а также явное затягивание переговоров, на особом заседании кабинета Министров Японии было принято решение: «несмотря на продолжающиеся дипломатические переговоры, действовать так, как будто их результат представляется несомненным». С этого времени на Японских островах началось планомерное сосредоточение транспортов и скрытая мобилизация.

 

16 декабря 1903 года

В Царском Селе под председательством Государя Императора Николая II состоялось особое совещание с участием: Министра Иностранных Дел В.Н. Ламздорфа, Военного Министра, Начальника Главного Штаба Российской Императорской Армии, Генерал-адмирала Великого князя Алексея Александровича, Управляющего Морским Министерством, Начальника Главного Морского Штаба. Военный министр доложил о готовности Японии начать войну с Россией в январе 1904 года.

 

20 декабря 1903 года

Объявлена мобилизация войск Приамурского, Иркутского, Омского, Казанского, Туркестанского военных округов. Начата перегруппировки войск на Дальневосточный ТВД. Введено военное положение в Маньчжурии, Владивостоке и Порт-Артуре. Войска прикрытия выдвинуты на рубеж реки Ялу. 

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Факторы, оказывающие влияние на ход и исход Русско-японской войны 1904-1905 годов

 

Объективные факторы обусловлены произошедшими в альтернативном варианте событиями.

Субъективные факторы обусловлены докладом предложений и принятием должностными лицами решений, отличающихся от реальной истории.

 

Боевые действия
 на сухопутном ТВД

Боевые действия
 на морском ТВД

Объективные факторы

Более высокий уровень подготовки командного состава и войск, обусловленный изменениями в комплектовании и прохождении службы.

Более высокий уровень подготовки командного состава и флотов, обусловленный изменениями в комплектовании и прохождении службы.

Наличие боевого опыта в условиях применения современного вооружения (скорострельных орудий, пулеметов и магазинных винтовок) в ходе Славяно-греко-турецкой войны 1897 года. совершенствование тактики, инженерной подготовки.

 

Накопление мобилизационных ресурсов на Дальневосточном ТВД на основе ускорения переселения на территорию Омского, Иркутского и Приамурского генерал-губернаторств.

Заблаговременное завершение Кораблестроительной программы 1895 года с изменениями 1897 года благодаря усиленному финансированию за счет репараций с Турции и требованиям Морского Министерства по прямому указанию Государя Императора

Возможность перегруппировки войск Туркестанского военного округа на Дальневосточный ТВД в связи с завершением строительства Туркестано-Сибирской железной дороги.

Возможность перегруппировки эскадры Черноморского флота на Дальний Восток в связи с обеспечением безопасности юга Российской Империи путем овладения проливами Босфор и Дарданеллы.

Завершение строительства Сибирской железной дороги до начала военных действий и увеличение ее пропускной способности до 24 пар поездов в сутки благодаря усиленному финансированию за счет репараций с Турции, использованию бесплатного труда военнопленных и по прямому указанию Государя Императора.

 

Субъективные факторы

Назначение в 1900 году командующим Маньжурской армии генерала от инфантерии А.Н.Куропаткина

Назначение в 1899 году командующим эскадры Тихого океана (Тихоокеанского флота) вице-адмирала С.О. Макарова.

Заблаговременное создание группировок войск на Дальневосточном ТВД на основании Предложений Военного Министра, Наместника на Дальнем Востоке, Командующего Тихоокеанским флотом.

Усиление береговых войск Тихоокеанского флота и ускоренное строительство морских крепостей.

Размещение резервов на территории Казанского и Омского военных округов, позволяющее в более короткие сроки осуществить их перегруппировку на Дальневосточный ТВД.

Заблаговременное перебазирование части сил Балтийского флота для усиления Тихоокеанского флота.

Заблаговременная подготовка Дальневосточного ТВД

Заблаговременная подготовка Тихоокеанского ТВД

Заблаговременное приведение войск в боевую готовность

Заблаговременное приведение флота в боевую готовность

 

 

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас