Черный август. Культура

108 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Первые послевоенные годы отмечены чередой националистических восстаний. Мятежи вспыхивали не только из-за внутренних противоречий и перегибов при разборках с националистами, сыграла роль  и иностранная поддержка в рамках обострившейся Большой Игры. Британия после войны с тревогой отнеслась к угрозе для своих евразийских владений. Россия укреплялась на украинах, усиливала свои позиции в спорных районах континента. Соответственно возникала угроза владениям Короны.

Средств для войн в бюджете короны в 20-е годы не было. Приходилось работать на территории противника малыми силами, опираясь на местные ресурсы. Ключевой момент – открыто поддерживать инсургентов Британия тоже не могла. И так, Петербург после войны слишком близко сошелся с Берлином. Нормальная джентльменская игра. Россия претензий не выставляла, отвечала на удары в том же стиле спецопераций.

К примеру, в качестве контригры русские специалисты поддерживали известного пацифиста и националиста Ганди. Мутили воду в мусульманской Индии. Ирландское национально-освободительное движение в свое время получило немалую помощь от славных ребят из далекой северной страны.

В России наиболее резонансным и кровавым было турецкое восстание. Мощнейшее националистическое выступление, приведшее к гибели 7 354-х человек, включая женщин и детей. Это не считая потерь регулярных войск на втором этапе подавления мятежа (620 человек) и жертв среди туземцев. Последние не поддаются подсчету. Восемь тысяч человек жертв за неполные две недели это очень много.

Лондон сильно заботило резкое усиление позиции России на Средиземноморье. Пробка проливов выбита русским кулаком. Хуже того, Россия укрепилась и на азиатском берегу Дарданелл. Решить проблему дипломатическими методами не удалось. Оставалось ослаблять противника непрямыми действиями.

Уже с 1918го года англичане плотно работали с турецким населением Константинопольской губернии. Как не удивительно, но больше всего этому способствовали русские. По отчетам агентов, Петербург проводил бездарнейшую политику на новых землях. Управленческие ошибки неминуемо должны были привести к мощному восстанию. Оставалось только подогревать регион, вербовать агентуру, забрасывать через контрабандистов оружие и взрывчатку патриотам.

Другое дело, Петербург намеренно вел безграмотную политику в губернии, прямо провоцируя восстание. Дело в том что, среди приближенных к Корнилову людей нашлись умные головы, понимающие опасность наличия в критическом регионе огромной массы враждебного населения. В случае войны, местные турки если и не восстанут, то займут враждебную позицию, в провинции резко усилятся грабежи, бандитизм, налеты на учреждения власти, госпитали, склады. Удары по тылам ослабят оборону губернии.

Территорию надо заселять лояльными гражданами, а для этого желательно расчистить место. Операция «Содом и Гоморра» стала первым крупным делом Третьего Отделения и генерала Петра Врангеля. Куратором и инициатором операции выступил генерал Крымов. Он же и взял на себя вину за последствия восстания. Сам Врангель хоть и защитил Крымова, но лично оказался слишком впечатлен жертвами, хотя умом и понимал, что получился далеко не самый худший вариант. Впоследствии Врангель старался придерживаться куда более гуманных и не таких экстремистских методов работы.

Первое – переселенческая программа в константинопольскую губернию шла весьма умеренными темпами. Переселенцев принимали только крупными партиями, землю им выдавали компактными районами вдоль границ с Грецией и Болгарией.

Сразу после окончания войны в губернии поменяли военную администрацию на гражданскую. Дело правильное, но получилось так, что большинство постов заняли выходцы с Кавказа и Закавказья. Все из лучших соображений – старались ставить людей знакомых с восточной спецификой.

Третье. После ротации войск, оказалось что, в губернии большую часть контингента частей составляют кавказцы. Кроме них на постоянную основу разместили третью горскую «дикую» дивизию. А вместе с ней и три текинских кавалерийских полка.

На практике это вылилось в постоянные притеснения и унижения аборигенов. Особенно отличались армяне и грузины. Впрочем, горцы от них не отставали, только делали акцент на вымогательстве и грабеже. Терпение населения иссякало, ропот возрастал. Все жалобы на произвол властей и грабежи ложились на стол губернатору князю Нахичеванскому. Кроме того деловые качества и интеллект чиновников оставляли желать лучшего. Из всех вариантов они стабильно выбирали не лучший.

Возмущения подогревались английскими агентами и немногочисленными, но энергичными марксистами. Последние пытались отыграть реванш в новой губернии. По обе стороны проливов создавались подпольные ячейки боевиков, закладывались схроны с оружием. Прибывали и специалисты по народным восстаниям.

4 июня 1919го года Константинополь заполыхал. Восставшие толпами хлынули в европейскую часть города. По дороге грабили и убивали всех подвернувшихся: русских, кавказцев, евреев и греков. Дворец губернатора взяли штурмом. Губернатора и всех кого нашли во дворце, разорвала толпа. Женщин насиловали толпой, а потом сажали на кол. Детям отрезали головы.

Одновременно, расквартированные на окраине города, пехотные батальоны блокировали в казармах. Штурм казарм шел по всем правилам. Мятежники обстреливали окна, двери, держали под прицелом внутренние дворики. При возможности подрывались водопроводы.

Широко применялась артиллерия. Из захваченных арсеналов. Использовались динамитные шашки в виде ручных гранат. В первый день мятежники получили преимущество благодаря внезапности и массовости выступления. Немногочисленные очаги сопротивления блокированы. Вырваться из города невозможно.

Из столицы восстание распространилось по всей стране. Уже 5 июня восстал азиатский берег. Восставшие везде грабили и убивали представителей администрации, купцов, иностранцев. Воинские части попадали в осаду и блокаду мест квартирования. Были попытки захвата фортов, все безуспешные.

В Константинополе войска и ополчение удержали порт. Костяком обороны послужили два батальона пехоты и военные моряки. К ним присоединились добровольцы из портовых, заводских рабочих и администрации. Оружия и боеприпасов хватало. С продовольствием и пресной водой проблемы тоже не было. Хуже с лекарями, их мало. Полевые госпитали развернули на кораблях. В первую очередь на предмет возможной эвакуации. Да и с оборудованием и условиями на кораблях лучше.

Переселенцы, благо они размещались компактно, сформировали ополченческие дружины и обороняли свои земли. Костяк переселенцев – ветераны. Люди прошедшие огонь и воду. Оружия у крестьян достаточно. Обычно стандартные мосинские винтовки и «Арисаки». Конечно, дружины немногочисленны. Но организация, опыт и плотный ружейный огонь почти всегда перемалывали и рассеивали неорганизованные толпы погромщиков.

В тех случаях, когда турки все же врывались на хутор или в деревню, живые завидовали мертвым. Над пришельцами погромщики расправлялись с чисто азиатскими жестокостью, выдумкой и беспощадностью.

Порт Константинополя при поддержке огня «Кагула», «Пантелеймона» и эсминцев отбивал все атаки. Береговые форты держались в осаде. При возможности крепостные гарнизоны брали под защиту прилегающие поселения. Или зачищали селения от турков. Выбор зависел от самого местного населения.

7го июня в порт вошел первый транспорт со свежими частями из Севастополя. В этот же день защитники порта предприняли атаку на город. Зачистка шла в жестком режиме. Любое сопротивление давилось огнем корабельной артиллерии. Белые флаги старались не замечать. А после того как солдаты наткнулись на следы развлечений мятежников над некомбатантами,…. Европейцы тоже умеют быть безжалостными.

С 9-го числа умиротворение провинции приняло организованные черты. Казаки, пехота и дикие части вытесняли аборигенов на полуостров Галиполи. Впрочем, после перелома сопротивление уже носило спорадический характер. Первый отчаянный натиск не принес успеха и сменился апатией и паникой.

В Турции в эти дни шли гражданская война и борьба с греческой агрессией. Так что, помочь своим, а уж тем более замахнуться на возврат Стамбула, там не могли. Английская эскадра продемонстрировала флаг за пределами досягаемости береговых батарей. Жестко давить на русских британцы не могли. У самих сильные антивоенные настроения в обществе и шатания в кубриках.

Мятежники оказались предоставлены сами себе. Сопротивление закончилось. Началось умиротворение. На Галиполи беженцев сбивали в лагерях в организованные орды и перевозили в Азию. Для перевозки срочно мобилизовали десантные корабли, лихтеры, паровые шхуны и прочее мелкосидящее. Перевозка шла под орудиями эсминцев и протекала мирно без попыток захвата судов.

В Азии беженцев гнали до турецкой границы. Так же от населения освобождалась и азиатская часть губернии. К августу все было закончено.

Разумеется, жесткое подавление мятежа породило газетный скандал. Постарались англичане. Со своей стороны Россия опубликовала фотоматериалы и выпустила в прокат фильм, снятые по горячим следам в Константинополе. Красочные кадры с жертвами погромов, с растерзанными телами и детскими трупами несколько остудили защитников «несчастных турок». Газетная компания по большому счету сошла на нет. Первые послевоенные годы. Сил и возможностей для вмешательства во внутренние дела не самой слабой державы ни у кого не было.

Шум и был и в России. Граждане требовали от Диктатора принять меры, найти виновных в гибели людей, жестко пресекать в дальнейшем мятежи подобные турецкому, не доводя дело до кровопролития. К чести Корнилова, выводы были сделаны, но головы не полетели. Назначать стрелочников не стали. Вину возложили на турецких инсургентов. Власть сама спровоцировала мятеж, но признаваться в этом слишком круто, ответственные и так наказаны самим фактом неудачи. Но зато, после событий константинопольскую губернию включили номером один в переселенческую программу. Кавказскую администрацию и туземные части разумеется из губернии вывели. В Туркестане обнаружилось много вакантных мест.

Кроме турецкого, в начале 20-х годов прокатились националистические мятежи среди поволжских тюрок, киргизов, кара-кайсаков, были волнения на Восточном Кавказе. Волнения в среде башкир быстро вылились в стандартный эксцесс древней башкиро-татарской дружбы.

В Одессе в 1923м году полиция организовала масштабную облаву против криминала. Облава обернулась еврейским мятежом городского масштаба. Причиной здесь был не национализм, а чисто местные особенности и контингент воровских притонов. После подавления воровского мятежа криминогенная обстановка в городе стабилизировалась. К сожалению, при этом культура потеряла нескольких ярких и талантливых деятелей искусства из Одессы.

Хуже обстояло дело в Туркестане. Инспирированное иностранными агентами басмаческое движение удалось закатать в асфальт только к 30м годам. Попутно исчезли Хивинское и Кокандское ханства с остатками суверенитета, как не справившиеся с управлением своей территорией.

Постепенно налаживалась система антибасмаческой борьбы. На финальном этапе широко применялись местные племенные ополчения и силы самообороны русских переселенцев. Власть играла на национальных противоречиях местных жителей и стремлении простых людей жить спокойно, по понятным законам и правилам. А после серии рейдов пластунов в Афганистан по районам обеспечения повстанцев, басмачи сошли на нет.

Конец 20-х отмечен серией конфликтов вокруг КВЖД. При формальном наличии национального движения хунхузов, конфликты являлись своего рода китайской войной. Рассматриваться будет отдельно.

 

 

 

Не надо думать что, диктатура с опорой на национальную партию привела к тотальному подавлению инородцев в России. Наоборот, 20-е годы это начало периода расцвета национальных культур малых народов. Горький опыт революции, мятежей на украинах и роста национализма не был забыт. Заботу об инородцах передали в ведение Третьего Отделения. Для чего в недрах госбеза родилось отдельное «Управление по национальным культурам».

Очень быстро «Управление» обзавелось мощными филиалами на базе Казанского и Красноярского университетов. Не смотря на грозную крышу, работали в управлении люди образованные, гуманистического склада. К работе привлекались серьезные специалисты, с интересом разбирали работы по этногенезу и культурологии.

В начале 30-х годов в Поволжье взошла звезда великого мишарского просветителя Минтемира Халилова. Халилов много сделал для популяризации мишарской национальной культуры, языка, обычаев. Просветитель поспособствовал росту национального самосознания своих собратьев по крови.

Будучи весьма разносторонней личностью, Халилов интересовался не только жизнью современников, но и историей своего народа. Написанная им на мишарском языке книга «Корни травы» была переведена на русский, английский, немецкий и другие европейские языки. Книга повествовала жизнь маленькой мишарской деревеньки, рассказывала о простых крестьянах и окрестьянившихся лапотных мурзах, свято хранивших заветы, обычаи и честь предков. Немало страниц посвящено противостоянию мишар и казанчи, людям сохранившим в сердце историческую память своего народа.

Судьба самого Халилова трагична. Образованный человек, сын торговца был не удачлив в семейном деле. Он долгое время преподавал в медресе, и постоянно конфликтовал с духовенством, поддерживавшим идеи пантюркизма. При этом Минтемир-абы испытывал личную неприязнь к русской администрации, с болью в сердце и негодованием относился к неумолимой русской экспансии в Прикамье. Он стремился к автономии своего народа, но при этом понимал, что при его жизни это недостижимо.

Халилов был умным человеком. Он видел, что за многими пожертвованиями, выгодными сделками, помощью в работе над книгой стоят неизвестные ему, влиятельные люди. Он понимал, что это скорее всего игра неких могущественных сил. Его используют в чужой игре. Однако, со временем Халилов пришел к выводу, что эта игра может быть полезна его народу.

Халилов это пример работы «Управления по национальным культурам». В среде любого этноса существуют как центробежные, так и центростремительные процессы. Сложный разнонаправленный процесс этногенеза. Интеллектуалы управления не шли против течения, не пытались раскалывать и склеивать народы по искусственным критериям. Нет. Они выявляли нужные течения и тихо негласно помогали национально мыслящим авторитетам и творческим личностям.

Одновременно выявлялись и дискредитировались носители вредных идей. Зачатую дискредитация осуществлялась силами соплеменников. Часто приходилось идти против духовенства. Слава Богу, Россия начала 20го века формально светское государство. А в доминирующей на идеологическом фронте РНП сильны антиисламские и антисионистские настроения. При необходимости офицеры Управления не стесняясь обращались к партийным органам. В основном помощь касалась поддержки авторитетных служителей культа, вступивших в конфликт с иностранными центрами их религии. Была даже идея создания нового центра ислама в Самарканде или Хиве. Но затем решили не спешить и больше работать над расчленением российского ислама на национальные секты.

Управление поддержало и неоднократно спасало бакинского имама Риваза Амирова. Святого человека, в общем-то. По происхождению кавказский татарин, Амиров недолюбливал напыщенных арабских и турецких учителей, заезжих религиозных авторитетов. Он скептически относился к догматам, заявлял, что Аллах милосерден ко всем Верным, заветы Всевышнего настолько глубоки и мудры, что читать их надо с переосмыслением, дескать, для каждого народа должно быть свое понимание Корана.

У имама Риваза Аминова нашлось немало последователей. Многим пришлись по вкусу рассуждения о национальных особенностях ислама. Особенно близко к сердцу это было воспринято в Закавказье и на Кавказе, где овеянные веками дедовские обычаи вступали в противоречие с нормами классического ислама.

Врагов у Риваза тоже нашлось немало. Однако, человек быстро понял, что и кто ему покровительствует, без стеснения обращался за помощью к жандармам. За материальной помощью он тоже не стеснялся обращаться. Деньги ему давали. Прекрасный оратор, умеющий зажигать толпу, проповедник стоил дорого, но и окупался на все сто.

Не все был у Аминова гладко. Когда он набравшись гордыни вознамерился нести свет ислама арамейским и картавельским народам, его не стали останавливать. Мешать или помогать ему тоже не стали. Миссия завершилась закономерным провалом. Аминов попал под встречный вал христианизации Закавказья.

Подобные процессы шли в Сибири и Туркестане. Расцвет национальных культур. Малые народы получали свой шанс на благожелательное отношение к своей культуре, защиту от поглощения средними народами, одобрение национальным промыслам и особенностям. Немало народов получили письменность на базе кирилицы.

Кроме того в России изменился подход к малым народам. Министерство народного просвещения не вело работу среди нацменьшинств. Культура и национальная школа инородцев таким образом защищались от подавления мощным валом русской культуры и образования. Земские и государственные больницы тоже были больше распространены в районах обитания европейских народов.

Это справедливо. Земские больницы существовали за счет средств земств и обслуживали земства. Государственная же медицина финансировалась за счет налогов, но при этом учреждения выполняли инструкции министерства. Политика государства же заключалась в том, что квалифицированную врачебную помощь должны получать в первую очередь русские.

Национальные меньшинства зачастую финансировали свои больницы по принципу земства, но акцент делался на традиционную национальную медицину, исторические методы лечения и профилактики. В стране ощущался дефицит врачей и медицинского персонала. За счет государства и земств медицинская помощь для многих граждан была бесплатной, но при этом этой помощи и ее качества не хватало. Лучшие врачи вели частную практику. Но далеко не каждый мог позволить себе оплатить их услуги.

Наблюдавшийся в 20е годы дефицит врачей, при постоянном росте спроса привел к тому, что даже врач государственной больницы в дальнем провинциальном уезде был человеком обеспеченным. Министерство здравоохранения держало жалование на очень высоком уровне. За государством тянулись земства, предлагая специалистам жалование на 10-15 процентов выше государственного и переманивая к себе хороших врачей.

Успешность же частной практики оказывалась величиной непостоянной. Нормально зарабатывали врачи, сделавшие себе имя, практикующие в столицах и больших городах. В провинции же куда лучше было работать в государственной больнице, а не пытаться практиковать на свой страх и риск.

Высокий уровень жалования привел к устойчивой миграции врачей в Россию. Особо много врачей уехало из бедных стран Центральной Европы. Уезжали и из веймарской Германии. Камнем преткновения являлась необходимость сдачи экзамена на русском языке и подтверждение диплома. Зачастую первое было сложнее второго. Проще было полякам, они чаще и уезжали в Россию. Благо жалования врача провинциальной больницы хватало не только на жизнь, но и на помощь родственникам в новообразованном гособразовании.

В народном образовании после революции наблюдался бардачок-с. Мало того что школ и учителей катастрофически не хватало, так еще наличествовали самые разнообразные разновидности школ. В 26м году реформу начали с утверждения нового образовательного стандарта. Стандарт обязателен для всех государственных, земских и церковно-приходских школ. Не у всех хватало ресурсов соблюдать стандарт, но к этому стремились.

Частные школы старались дать образование уровнем выше стандарта. Но такая разновидность частных школ, как национальные работали по своим стандартам. Преподавание там зачастую велось на родных языках, предметы давались на базе неутвержденных, но принятых в данной среде, учебников. Уровень знаний в итоге соответствовал не стандарту, а требованиям конкретного социума. Государство намеренно закрывало на это глаза. С одной стороны так снималась часть дефицита бюджета. С другой стороны соблюдалась государственная политика защиты национальных меньшинств и сохранения малых культур.

Кадровая проблема решалась как за счет увеличения выпуска университетов, так и путем привлечения к работе учителями образованных дам. Последнее практиковалось и до революции, но в 20е годы приобрело массовый характер. Учителями младших классов брали и выпускниц корниловских приютов. При желании министерство давало своим людям бесплатные направления в ВУЗы на заочное или вечернее отделения. Так готовили кадры.

К концу 30-х церковно-приходские школы почти вымерли как класс. Их вытеснили или поглотили государственные. К этому времени утвердился общий стандарт 8 классов образования. Следующий этап три класса верхней школы. До 50-х годов в большинстве школ старшие классы платные. Альтернатива ремесленное училище. Последнее во многих регионах финансировалось земствами.

Высшее образование платное. Число университетов и академий (технические ВУЗы) росло. Приоритет отдавался инженерному образованию. Конечно, далеко не каждый мог себе позволить заплатить за обучение. На практике это нивелировалось государственными, земскими и меценатскими стипендиями для талантливой молодежи. Оплату обучения в академиях молодых смышленых рабочих с перспективой широко практиковали крупные заводы. Этому способствовало распространение практики вечернего и заочного обучения. Так же заводы финансировали вечерние школы для рабочих, переехавших в город из села.

 

Савинков один из немногих, вовремя понявший силу массового искусства. Акцент делался на кино. Партией уделялось внимание такому явлению как лубок. Яркие наглядные картинки с коротким смысловым текстом как нельзя подходили для внутренней агитации.

В сфере кино в 20-е взошла звезда Николая Кочергина. Николай Петрович с 1926го работал на созданной в этом году московской кинофабрике. Первый же его фильм «Просторы» снятый в 1927м году, получил не только широкий прокат, но и признание общественности, и внимание властей. Кино повествовало о жизни переселенцев в Сибирь.

Ветеран войны, рано поседевший унтер Кондратий Парфенов вернулся в родную деревню. Полный надежд на лучшее будущее ветеран столкнулся с мелочностью односельчан, завистливостью, бедами малоземелья, драками за каждый клочок земли.

Однако унтер Парфенов не унывает. Вместе с другими ветеранами он идет в земельный комитет, достает кровные земельные чеки. Ошалевший от таких цифр на чеках отставной офицер в комитете встает, отдает честь солдатам и предлагает им переселиться в Сибирь, кратко расписывает, что там ожидает товарищей, и какие доли им положены по всем программам.

Солдаты возвращаются в деревню, собирают сход. На сходе Кондратий заявляет о своем решении. Рядом с ним плечом к плечу встают его фронтовые товарищи. К ватаге присоединяются трое справных, но задавленных общиной мужиков с семьями. Этим же летом товарищи собирают скарб и уезжают.

Дальше следуют пейзажи Сибири. Сцены обустройства на новом месте. Широким планом показаны пашни, луга, огороды. Картины больших бревенчатых домов с палисадами и резными наличниками. Ребятишки на улице. В финале проникновенная речь Кондратия Парфенова.

Сценарий простенький, но кино трогающее душу обывателя. Следом за «Просторами» Кочергин снимает другие фильмы. Не все удачные. Известность ему приносит снятый в 1935м «Моонзунд». Это уже всемирная слава. Фильм вышел вовремя, как раз после известных событий в Германии.

Любовь зрителей снискала и комедия господина Катаева «Двенадцать стульев», снятая по мотивам малоизвестного романа. Кино о незадачливых кладоискателях, ищущих наследство эксцентричной княгини. Зрителям особо полюбился образ главного героя, неунывающего мошенника Сергея Телицина.

Вообще, в 30-е годы отечественная киноиндустрия облюбовала подмосковный Реутов, постепенно превратившийся в город кино. В Реутове открывались филиалы кинофабрик. Там набирали актеров. В Реутов стекались таланты и амбициозные истероидные индивиды, желающие сыскать себе славу.

На литературном фронте. В 1939м году вышел и сразу приобрел скандальную известность роман отставного капитана Дениса Андреевича Рюрикова «Черное солнце. Синее небо». Произведение, рисующее странный мир гипертрофированных диктатур. Читатели и критики закономерно отмечали противоречивость, фантастичность описанного мира, при этом мира живого и правдоподобного.

Замечалась яркая, болезненная, скорее характерная для западного малороса, а не городского жителя антисемитская настроенность автора. Хотя в России еврейский вопрос давно уже отодвинулся на десятое по важности место. С усилением роли полиции и земского самоуправления подавляющее большинство евреев отказались от неправедных заработков и жили своими общинами, промышляя ремеслом и мелкой торговлей.  С этим снизились и антиеврейские настроения в обществе, как уже отмечалось, более характерные для западных губерний, чем для развитых регионов. В культуре евреев тоже особо заметно не было.

В романе яркими мазками рисовалась мрачная и завораживающая гипертрофированно-диктаторская Россия. Такая, какая, по мнению критиков, могла вырасти только при крайне редком стечении обстоятельств, после неисчислимых бедствий и попущением Господним, чудом провалившегося бы августовского Триумфа Диктатуры. Диктат партийных структур, превращение партии в параллельную вертикаль власти. Подавление свободомыслия и репрессии в отношении либерально настроенных интеллектуалов. Фантастическое превращение Церкви в рыцарский орден, со своими боевыми структурами Охранных Отрядов (замечалось, что это калька со штрассеровко-тельмановских СС), монастырями особого режима для грешников и своим отдельным правосудием, более похожем на инквизицию, чем на суд.

Еще более фантастичны внутренние законы. Так, например, законный брак для всех взрослых граждан является не правом, а обязанностью. Партия внимательно следит за молодежью и принуждает холостяков и девиц к женитьбе после определенного возраста. Удивительна идея распределения квартир среди заслуженных уважаемых граждан, более похожее на раздел награбленного у противников режима и неполноценных. Странна для внешне правого режима левая социалистическая идея бесплатного и льготного распределения благ.

Еще более фантастично выглядит в романе Германия. В стране побеждает Рабочая Социалистическая Партия во главе с харизматичным и мудрым вождем. Некий Адольф Гитлер, ветеран Великой Войны и талантливый художник, в нашей реальности убитый спартаковскими боевиками. Автор отзеркаливает реальность. У него гитлеровская Германия развитое и справедливое государство. Справедливое для граждан, разумеется. Лояльных граждан, справедливо дополнить.

Надо заметить, у Рюрикова Германия в романе получилась симпатичнее России. Хотя в обоих странах прорисована гипертрофированная партийная диктатура, жесткая идеологическая составляющая, хоть и не такая подавляющая, как в реальной коммунистической Германии. Опять же, еврейский вопрос. Если в России из романа евреев выселяют в изолированные гетто, где им позволяется жить своим трудом, то в Германии Гитлера евреев, коммунистов и мужеложцев сажают в специальные лагеря на подобие английских, где намеренно создают им нечеловеческие скотские условия существования.

Так же, что возмутило читателей, герои романа ни мало, не стесняясь, используют арестантов в научных экспериментах, намеренно доводя их до смерти. Неслыханная жестокость! Как вообще можно додуматься до такого, когда все цивилизованные белые люди проводят опыты только над душегубами, на которых клеймо ставить некуда и кафрами, которые, как доказал британский ученый Розенберг, только похожи на людей, но таковыми не являются!

Вообще, для автора характерны симпатии к социалистическому устройству общества. В его условно положительных Германии и России, значительная доля благ распределяется бесплатно через партийные службы контроля, государство, а не общество берет на себя заботу о сирых и убогих. Государство регламентирует жизнь граждан вплоть до мелочей. Но государство и жестко карает, пытающихся выйти из-под отеческого контроля. Кажется, идеалом для Рюрикова служит коммунистический режим Бенито Муссолини в Италии с его патерналистским государством.

Отмечалось и специфичное устройство в романе «западных плутократий»: Франции, Британии, США. В этих странах при формально демократических режимах власть принадлежит крупному капиталу и прессе. Пресса сплошь еврейская, капитал в значительной мере еврейский. Общественное мнение, правительства, граждане являются игрушками в руках немногих князей мира сего. При этом политические задачи сиюминутны, все нацелено на моментальное извлечение прибыли. Честь, совесть, благородство служат товаром.

Спрашивается: как вообще могут существовать страны, построенные по принципам варшавского гетто?! Однако, у автора «Плутократии» процветают, хоть и служат местом притяжения, Меккой всевозможных извращений и пороков. По авторской мысли, виной всему захватившие власть евреи и выкресты. Захватившие власть обманом, разумеется. В реальности такое невозможно.

В первой части книги описывается жизнь в России и Германии, рассказывается история становления режимов. Автор кратко касается устройства «западных плутократий». Основное действие происходит на полях сражений гражданской войны в Испании. Если в нашем мире это незначительный эпизод, обычный переворот в латиноамериканском стиле. Тем кто не следит за событиями напоминаю, генерал Франко очень быстро установил свою власть по всей стране, не смотря на помощь социалистам со стороны Германии и Испании.

В мире романа несчастная Испания превратилась в арену столкновения между Германией, Италией, Россией с одной стороны и Францией с Британией с другой. Война быстро дошла до предельного ожесточения. Ужасающие сцены пыток и расстрелов госпитальных колон, массированные бомбардировки городов. Смакование людоедства в исполнении негритянских комбатантов. Страшные во всей своей реалистичности (реалистичности бездн больного рассудка авангардистов) картины коммунистического террора. Массовые казни, изнасилования, убийство детей.

Появляется ощущение, что господин Рюриков писал роман не о выдуманной войне нашего времени, а о баталиях грядущего. Когда читаешь книгу, кажется, что страницы прилипают к пальцам и сочатся кровью. Даже ужасы боксерского восстания и стамбульского мятежа меркнут перед жутью авторской фантазии.

Одна только сцена, когда герои книги, прекрасные, светлые душой, добрые люди, привязывают к авиабомбам живых комиссаров. Страшна не сама сцена, а с какой обыденностью это происходит. Или рассуждения антигероя, о справедливости, воздаянии, долге и мести на фоне горящих заживо детей. Рассудочные, без эмоциональные и от того еще более жуткие рассуждения не человека, но машины смерти.

Во втором томе романа господин Рюриков рисует войну ближайшего будущего. Грандиозные баталии в Северном Китае. Смятая ударом с двух сторон Польша. Танковые клинья, вспарывающие французские фронты. Масштабный воздушный десант на Тулон. Фантастическое многодневное воздушное сражение над Англией.

В книге наши побеждают благодаря не столь доблести и умению, а больше за счет технического и численного превосходства над врагами. Автор как и многие последователи господина Беляева выдает желаемое за действительное. Хотя в действительности уровень оснащения армий цивилизованных стран примерно одинаков. Какого либо подавляющего превосходства нет ни у одной стороны.

Как справедливо замечают осведомленные господа «из-под Арки», невозможно построить в тайне от всего мира воздушный флот неуязвимых гигантских бомбардировщиков, обгоняющих истребители. Потенциальные противники и союзники выкрадут секреты и быстро разработают сверхмощные и сверхбыстрые перехватчики, или тяжелые зенитные орудия высокой точности и разрушительной силы. Это справедливо для всех линий военно-технического противостояния.

Смешно надеяться, что удастся добиться такого превосходства над теми же Англией или Германией, что война с ними покажется рейдом пластунов против хунхузов. Это беда не только господина Рюрикова, но и многих других авторов военно-фантастической прозы. Желание потрафить своим приводит к шапкозакидательству. А последнее не способствует адекватному восприятию противника и ведет к горькому разочарованию при столкновении с грубой прозой жизни.

Сочинение господина Рюрикова прославилось благодаря своей неординарности. Однако это далеко не единственное яркое событие в литературной жизни межвоенного периода.

Известен роман есаула Шаповалова «Тихий Дон» о судьбах простых казаков в переломную эпоху отмены сословных привилегий и переселения части донского казачества на дикие окраины страны.

Публике пришлись по вкусу циклы рассказов господина Андрея Жданова о борцах национального сопротивления Германии и Ирландии. Работавший журналистом Жданов много лет провел в Германии и Ирландии, сам лично встречался с борцами сопротивления, писал свои рассказы на основе личных наблюдений и впечатлений.

Известна проза Корнея Чуковского, которого по силе и выразительности текстов сравнивали с Ремарком и Хемингуэем.

В 30-е поднялась звезда Аркадия Голикова. Талантливый автор, написавший несколько сильных подростковых повестей. Наиболее известна его повесть «Ратмир и его команда», рассказывающая о подростках из дачного поселка Парголово, превративших игру в полезное и доброе дело. Началось все со спора: кто больше всех поможет одиноким старикам и ветеранам войны в поселке.

Маленькая повесть дала толчок серьезному делу. Школяры по всей стране спонтанно в форме игры брали пример с героев Голикова. А затем идею подхватили активисты Корсомола, и «Ратмировское движение» захлестнуло всю страну.

Сам Голиков больше ценил другое свое произведение: «Тени тайги» роман о крестьянской колонизации Забайкалья. Книга сильная, серьезная, но по популярности уступавшая «Ратмиру и его команде».

Последняя повесть Голикова «Гроза по курсу» увидела свет в начале 41го года. Довольно таки мрачная книга с оптимистичным финалом. Автор остро чувствовал приближающуюся войну, понимал, что без большой крови не обойдется.

В мае 41го Аркадий Голиков пошел в армию добровольцем. Попал рядовым в 19-й пехотный полк 3-го мехкорпуса. Погиб в бою в августе 41го при неудачной операции по прорыву мехчастей на Броды.

События 30-х годов и хлынувший в Россию поток иммигрантов из Германии не могли не сказаться на самой России. Приезжали не только аристократы, но и промышленники, инженера, рабочие, деятели искусства.

В Реутов перебралась известная Лени Рифеншталь. На тот момент уже известный режиссер легко получила государственное и партийное финансирование фильма «Триумф воли». Документальный фильм об августе 1917. Сценарий писался по воспоминаниям участников событий. Немало живых свидетелей привлекалось к съемкам. Разумеется, работа шла под контролем Органов. Ничего личного, немке пока не доверяли. Разумеется, неудобные моменты в фильме не упоминались и замазывались.

Результат получился великолепный. Один из самых талантливых режиссеров эпохи сняла гениальнейший фильм. «Триумф воли» прокатился по экранам России, западной Европы, США и европейских колоний. В Германии, Польше и Италии фильм был запрещен. После того как о фильме публично хорошо отозвался запрещенный в Германии Эрих-Мария Ремарк, фильм собрал почти все награды и призовые места на фестивалях. Хотя другие критики отзывались весьма сдержанно, особенно англичане.

После «Триумфа» Рифеншталь сняла не менее талантливый «День свободы». Фильм о судьбе маленького человека, простого рабочего попавшего под удар коммунистической системы тельмановцев, потерявшего все, даже сгинувших в концлагере жену и детей, и вынужденного эмигрировать. Показаны мытарства эмигранта, тщетные попытки найти новую родину, в финале как последняя попытка паром в Россию, одну из немногих стран принимавшую беженцев из Германии. Только в России Клаус Майер не только обретает новую родину, получает долгожданное гражданство свободной страны, но и встречает свою судьбу – такую же горемычную эмигрантку Хелен Штайнбринк.

Следующим фильмом Рифеншталь стали «Моторы над облаками». Оптимистичный фильм о военных летчиках. Красивые русские волевые лица героев. Масштабные съемки. Сильные характеры. Серьезное отношение к музыкальному фону. Чистый светлый лучащийся оптимизм картины. Именно за это «Моторы» и полюбились зрителю.

Уже в 50-х годах Лени Рифеншталь поручили съемки киноэпопеи «Освобождение». Грандиозного цикла о главных событиях Третьей Отечественной. Отдельными фильмами в рамках единого замысла были показаны: трагедия приграничного сражения май-июнь 1941го, героическая оборона Либавы и Риги, грандиозные Смоленское и Волынское оборонительные сражения, беспримерная по дерзости Минская зимняя наступательная операция, масштабная битва между Бугом и Вислой 42го года, ожесточенный штурм Берлина апреля 1943го.

Картину не зря получили немке. Рифеншталь сумела показать ужас и подвиг войны без прикрас и очернительства врага. Умело жизненно показаны не только героизм русских, но и трагедия немцев, вынужденных проливать кровь за чуждые им интересы партийного руководства, ради красивых и благородных идей, которыми выстлана дорога в ад.

Одна из сильнейших сцен эпопеи, получившая весьма противоречивые отклики, это бой юных ополченцев в окопах под Бреслау. Сцена, при просмотре которой, зритель невольно симпатизировал не только, идущим вперед на броне за огненным валом русским, но и отстреливавшимся до последнего, погибшим, но не сдавшимся немецким мальчишкам. Юноши, погибшие пусть на не праведной войне, но защищая свой дом.

В реальности этот бой был. Один из незначимых эпизодов войны. С одной стороны батальон ополченцев с противотанковыми ружьями, пулеметами и четырьмя пушками. Против них рота закаленных в боях гренадеров и взвод штурмовых САУ. За спиной русских гаубичные батареи. Что могли сделать ополченцы?! – Только умереть. Они и погибли все, отразив три атаки и задержав русское наступление на целый световой день.

Последний фильм Рифеншталь «Мох на камнях» бытовая картина о конфликте города и деревни на примере вымирающей латгальской деревни. Древний миф. За околицей села лежат три древних валуна. Камни зарастают мхом и травой, но люди неустанно чистят камни. От дедов идет предание – когда все три камня зарастут мхом, мир провалится в бездну.

Послевоенная эпоха расцвета страны. Жизнь бьет ключом. Однако, старое село вымирает. Молодежь уезжает в города. Остаются одни старики. С каждой весной все меньше и меньше остается жителей, и уже некому снимать с камней дерн. На граните появляются лишайники. За ними от земли тянется мох. Постепенно, сантиметр за сантиметром, год за годом.

В деревне остается один древний седой старик. Он почти не видит и еле ходит. Но когда сходит снег, старый Уно выползает из избы, опираясь на клюку, идет к древним камням и каменным ножом соскребает с них мох. Мир не рухнет пока есть кому чистить старые камни, кости земли. Но что будет, когда умрет последний старик?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

:clapping:

Хотя на мой взгляд слишком непоследовательное описание мира.

 

Изменено пользователем Смольный

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

генерал Франко очень быстро установил свою власть по всей стране, не смотря на помощь социалистам со стороны Германии и Испании.

Вероятно, не Испании, а Италии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Рад что понравилось. Надоедает бравурное описание баталий и великих строек. У меня сейчас настрой на чисто бытовые описания и реалии. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

кокандское ханство?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

любопытно! :good:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

кокандское ханство?

упразднено. Не справились с управлением

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

бухрский эмират остался. Развилка в 19 веке...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Риваза Амирова

кавказский татарин

классического ислама

напыщенных арабских и турецких учителей

Вы тут часом не путаете? Кавказский татарин это я так понимаю азербайджанец? Какие у него могут быть турецкие и арабские учителя? Он с вероятностью в 100% шиит, все учителя у него живут в Персии да и с классическим исламом (ортодоксальным) у него должны быть совсем не простые отношения (вы их взаимную любовь (шиитов и суннитов) ведь и сейчас можете видеть по всему ближнему и среднему востоку эта любовь сейчас цветет махровым цветом;)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кавказский татарин это я так понимаю азербайджанец? Какие у него могут быть турецкие и арабские учителя? Он с вероятностью в 100% шиит, все учителя у него живут в Персии да и с классическим исламом (ортодоксальным) у него должны быть совсем не простые отношения (вы их взаимную любовь (шиитов и суннитов) ведь и сейчас можете видеть по всему ближнему и среднему востоку эта любовь сейчас цветет махровым цветом;)))

Ну азербайджанцы-сунниты тоже есть и в количествах...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

тоже есть и в количествах...

30%(значительная часть из них горцы восточного кавказа), 70% - шииты

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Он с вероятностью в 100% шиит, все учителя у него живут в Персии да и с классическим исламом (ортодоксальным) у него должны быть совсем не простые отношения

Гут. Принимается

Можно доработать

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Можно доработать

Короче - новый "российский" ислам с большой вероятностью будет татарским (поволжским), с возможной экспансией на среднюю азию. Азербайжан он как регион преимущественно шиитский да еще и в значительной мере промышленный (с преобладанием городского населения) как и в РИ возможно в значительной мере деисламизируется (в свое время в Баку мечетей было меньше чем в Уфе или Казани - 1(одна шт.))

Если поволжцы смогут возглавить реформированный ислам, то возможно они смогут пробить и мысль о единой "внутрироссийской" исламской тюркской нации - благо даже язык готовый есть - средневековый тюрки (фактически золотоордынское тюркское койне), на различных вариантах которого создается вся тюркская исламская литература в дореволюционной России (от поволжья до средней азии). До создания национальных языков (проведенное в РИ большевиками) может и не дойти....

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

новый "российский" ислам с большой вероятностью будет татарским (поволжским),

Это почти реал. В 19м веке откололась своя региональная форма светского ислама. В матчасти плаваю. Но суть в том, что это течение развивалось среди казанчи.

В теме суть - благожалательный режим по отношению именно к местным кадрам с понтами реформаторов, продавливающих примат национальной культуры над единой религиозной идеей. То есть, 

Он скептически относился к догматам, заявлял, что Аллах милосерден ко всем Верным, заветы Всевышнего настолько глубоки и мудры, что читать их надо с переосмыслением, дескать, для каждого народа должно быть свое понимание Корана.

При должном подходе это должно привести к глубокому расколу между российскими и южными мусульманами. А затем к отпочкованию десятка национальных исламов. Формально, все почитают Магомеда пророком Аллаха, но реально догматы веры и обрядность отличаются. К примеру, на Кавказе и в Закавказье сильны национальные обычаи винопития. Значит местный ислам будет запрещать неумеренное пьянство, а не алкоголь вообще. 

В Туркестане муллы благословят педогомосексуализм, с пониманием отнесутся к национальным обычаям в деле потребления природных психостимулятров и алкалоидов. А на севере с определенной широте имеет смысл подкорректировать уразу и не явочным порядком, а с благословения богословов. Дескать, Аллах на этой земле разрешает есть и пить до заката, но с отдельными ограничениями. И так далее.

(в свое время в Баку мечетей было меньше чем в Уфе или Казани - 1(одна шт.))

Баку тогда был европейским городом. Это не критерий. Мусульман там было мало.

то возможно они смогут пробить и мысль о единой "внутрироссийской" исламской тюркской нации - благо даже язык готовый есть

Вот это не взлетит. В Управлении по национальным культурам" наоборот работают над проектом превращения максимального числа субэтносов в народы. Апологетов исламской нации в этом мире шельмуют и маргинализируют на все 146%. И уж тем более, у тюрков поддерживают не пантюркистов, а националов. У других инородцев аналогично. 

До создания национальных языков (проведенное в РИ большевиками) может и не дойти....

Наоборот, не будет титульных республиканский (частенько искусственных наций), а языков на выходе получится гораздо больше чем в реале. Многим ли известно, что даже сейсчас существует три диалекта татарского языка? В Мире Черного Августа это будут полноценные языки тюркской группы. И будет считаться, что эти языки образовались чуть ли не до Чингисхана. Об Кавказе и Закавказье и не говорю, там в каждой долине свой отдельный народ, ведущий родословную от предков Адама. 

  Спокойная тихая работа интеллектуалов, поддерживающих националистов. Не слишком затратная в общем-то работа, но с очень хорошим результатом. Плюс не препятствование национальным школам, защита инородцев от европейской (русской) культуры. Одновременно и защита от европейской медицины, увы, жестокая необходимость. 

Изменено пользователем Андрей Каммерер

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Об Кавказе и Закавказье и не говорю, там в каждой долине свой отдельный народ, ведущий родословную от предков Адама. 

А с калмыками что?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Занятно-занятно. Но АИ в АИ слишком много места уделено. Про мир было бы интереснее почитать. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А с калмыками что?

Ничего особого. Анклав кочевой Азии на далеко не самом хорошем для земледения участке Поволжья. Основа экономики племен - продукты животноводства. Молодежь по возможности высасывается в дикие кав.части для фронтира. Для Министерства народного просвещения - белое пятно. Для этнографов раздолье. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

даже сейсчас существует три диалекта татарского языка?

ЕМНИП больше гораздо (казанский (их несколько), мишарский, как минимум 2 или 3 сибирских(некоторые по сути самостоятельные языки близкие к казахскому и алтайскому), астраханский, 2 крымско-татарских), крещенский (в связи со спецификой можно считать диалектом) и есть диалекты еще нескольких мелких групп (нагайбаки, тептяри и т.д.)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А можно осветить вопрос распространения русской культуры, здесь в мире "Черного" Августа положение русских будет явно иным чем в РИ. 

Еще вопрос по украинцам - в состав России попала Галиция со своим украинством, как вообще будет решаться украинский вопрос, как будет протекать этногенез украинцев? 

Какова карта этносов/ народов Российского государства в этом мире?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ЕМНИП больше гораздо 

Я считал только поволжье.

А можно осветить вопрос распространения русской культуры, здесь в мире "Черного" Августа положение русских будет явно иным чем в РИ. 

Малоотлично от других цивилизованных стран. Я прописывал единый образовательный стандарт. В целом нормальное развитие национальной культуры развитого народа. Тем более, победа во Второй Отечественной позитивно сказывается на настроениях. Уровень западопклонничества сильно ниже реала, а адепты Азиопы балансируют на грани маргинальности. Плюс сильное влияние РНП, соседняя тема, с весьма правым настроем.

в состав России попала Галиция со своим украинством

Коего в Галиции тогда не существовало, а наоборот были очень сильные прорусские настроения. Почему они должны измениться? особенно если вспомнить, что жители Галиции предпочитали именоваться русинами, а не окраинцами.

как вообще будет решаться украинский вопрос, как будет протекать этногенез украинцев? 

Никак. Вообще. Единый образовательный стандарт подразумевает обучение на русском литературном. Все остальное остается на своем законном месте сельской экзотики и региональных чудачеств. 

Какова карта этносов/ народов Российского государства в этом мире?

Это отдельно буду прописывать. Необходима серьезная работа с прорисовкой динамики по всем крупным этническим группам хотя бы на конец 30-х годов. 

 

А

Коллега, именно в этой теме любопытна Ваша оценка ситуации с казачеством. Интересно какие именно привилегии и обычаи будут сохраняться наиболее бережно и яростно, а что отомрет после снижения статуса (связано с уменьшением значения казачьих частей, на фоне индустриализации армии). 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега, именно в этой теме любопытна Ваша оценка ситуации с казачеством.

Зависит от того, как будет решаться земельный вопрос в казачьих регионах. Все остальное - производные.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нарезка по демографии 

На 1939й год ориентировочно население 219 млн человек. Из них городское 80 млн. (Финляндию не учитываем, с этой территорией пока не определился, но при любом раскладе Россия удерживает за собой Выборг и Печенгу.)

Нац состав:

Русские – 162 млн.

Сарты, огузы, кураминцы, мангиты, локайцы и т.д. (узбекские племена) – 4,9 млн

Киргиз-кайсаки, сибирские киргизы, кара-кайсаки – 4,5 млн

Немцы 4,6 млн

Кавказские татары, шемахинцы, мугинцы, шехинцы и т.д.  – 2,2 млн

Казанча, мишары, крящены, мэшля, сибирча, ногайцы, крымчаки (татарские народы) – 4,3

Армяне и карабахцы - 2,5

Согды, персы, памирцы, тажи -1,2

Картли, мегрелы, сваны, аджарцы, хевсуры и т.д -  2,3

Валахи, бесарабы, цыгане, гуцулы -  2 млн

Литвины. жмудины 2.2 млн

 эрсарыйомуды,языры, салырычовдурыгоклены и текинцы -  0,8

Киргизы 0,8

Тури, анат енчи, анатри – 1.3

Ливы, курши, земгалы, латгалы – 1,4

Башкирские племена – 0,8

Евреи 3 млн

Поляки и другие славяне  –1,1 млн

Эсты- 0,9

Финно-угорские народы до 4,5  млн человек

Горские народы – 1,9 млн

Калмыки (торгуды, дербет, хошоут, зенгар) – 0,13 млн

Буряты -0,2 млн

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зависит от того, как будет решаться земельный вопрос в казачьих регионах.

А какие были проблемы с землей у казаков в начале 20го века? Мне реально любопытно. Считал, что на фоне нечерноземья, там малоземелья не наблюдалось. А что касается азиатских казачьих войск, то проблема не в земле, а в руках и саблях. 

Да, по теме предполагается в начале 30-х запустить расселение Донского войска на дальние украины. Как это можно решить мирно, не в стиле Екатерины Великой и чтоб перебросить свежую кровь в Забайкалье и Туркестан? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

А какие были проблемы с землей у казаков в начале 20го века?

У казаков особых не было. Были у иногородних, которые составляли в той же Кубанской области большинство населения, но землю у казаков или арендовали или тупо батрачили на ней. Это главный вопрос на Кубани и достаточно острый.

А что касается азиатских казачьих войск, то проблема не в земле, а в руках и саблях. 

Я могу говорить только за Кубанское казачье войско.

Как это можно решить мирно

Никак.

Изменено пользователем Каминский

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Были у иногородних, которые составляли в той же Кубанской области большинство населения, но землю у казаков или арендовали или тупо батрачили на ней

А в чем вопрос? земля частная или в бессрочной аренде у государства. субаренда, найм рабсилы и продажа земли достаточно либеральны. 

Вопрос ведь не о крестьянах, а только о казаках. Какие проблемы у казаков, если у них есть земля и сохраняются сословные привилегии?

Никак.

Почему? Разве мало буйной молодежи, готовой идти к черту на кулички за зипунами и богатыми землями? Разве мало амбициозных полковников и старейшин, готовых поднять своих людей за определенную выгоду? 

Вопрос не о переселении, а отселении части казаков. Все равно со временем застрявшие посреди цивилизованных губерний казачьи войска превратятся музейных фрименов (нет особых задач, нет необходимости поддерживать боеготовность, нет угроз, постепенно отнимаются привилегии и льготы). Тогда как на фронтире казачество будет сохранятся достаточно долго. Фактически в качестве иррегулярных частей быстрого реагирования и жесткого буфера на границах с дикими племенами. а это: Терек, Кубань, Семиречье, Сунгари, Амур, Дальний Восток. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас