Черный август. Армия и флот.


104 сообщения в этой теме

Опубликовано:

К 19-у году армию сократили до 550 тысяч штыков. У Республики не было средств на содержание большой армии. На западных границах спокойно. Защиту южных и восточных рубежей можно было обеспечить небольшими маневренными силами. В мире тенденции аналогичны. Послевоенная усталость, пацифистские настроения, пустые бюджеты. И надежда на долгий мир. На флоте ситуация еще хуже. Верфи только достраивают корабли с высокой степенью готовности. Большая часть заказов анулирована. Закладывают только эсминцы и сторожевые корабли.

Достраиваются крейсера типа «Светлана». Сложная ситуация с линкорами. В 1919м принято решение модернизировать линкоры «Измаил» и «Бородино» с учетом опыта войны, в особенности Ютланда. Усилено горизонтальное бронирование, заменена котельная группа, полностью перестраивалась носовая оконечность, с расчетом на увеличение мореходности, поставлены новые системы управления огнем.

«Измаил» вступил в строй в 1923м, «Бородино» на следующий год. Благодаря новым котлам, корабли дали ход в 28 узлов. Состав основного вооружения проектный. Зенитное вооружение усилено.

Следуя мировой моде, «Наварин» уже на стапеле переделали в авианосец. Сразу соорудили одну полетную палубу от носа до кормы, под палубой обширный ангар, надстройку и трубы сдвинули к правому борту. Ориентировались на данные по новейшим английским проектам «Игл» и «Гермес». От новомодной идеи отдельной взлетной палубы для истребителей русские отказались. В первую очередь из-за затянувшегося проектирования палубных самолетов.

У авианосца скорость 28 узлов. Бронирование поставили крейсерское. Пояс 150 мм, палуба до 100мм. В ангар вмещалось 66 самолетов. Вооружение корабля соответствовало популярной концепции – тяжелый авианосец это полноценный боевой корабль, способный отбиться от крейсера. На корабль установили шесть двухорудийных башен калибра 203 мм. Две башни в носу, под свесом палубы. Четыре перед и за надстройкой, решение аналогичное «Лексингтону». В бортовых спонсонах 18  76мм противоаэропланных пушек.

«Наварин» вступил в строй в 1927м году. Перестраивали его долго, сказывалось отсутствие опыта строительства палубных авианосцев. Первоначально на корабле базировались самолеты английской постройки, в начале 30-х авиагруппу заменили на отечественные машины.

«Кинбурн» разобрали на стапеле.

С 20-го года флот планомерно избавлялся от металлолома. На слом отправлялись угольные эсминцы за исключением 750-тонных кораблей. Последние переквалифицировались в сторожевые и эскортные корабли. Списали все броненосцы кроме последних додредноутов типов «Андрей Первозванный» и «Евстафий». Эти отправились на слом во второй половине 20х. «Евстафий» переоборудовали в учебный корабль. На Балтике специализированным учебным стал «Рюрик».

Сразу после войны из состава флота вывели все крейсера постройки 19го века. Более новые корабли отправляли на слом по мере ввода в строй «Светлан». Повезло «Баяну» и «Макарову», их перевели на Северный Флот. А в 30-е вернули обратно на Балтику, но в качестве учебных.

По итогам раздела флотов центральных держав Россия удержала «Гебен» переименованный в «Афон», благо он и так был захвачен русскими. Удалось получить два немецких крейсера, взамен реквизированных в начале войны «Эльбинга» и «Пилау», несколько больших эсминцев и подлодок.

Неоднозначна ситуация с линкорами. Фактически у России в 25м году было только три полноценных линкора, это трофей и два достроенных 14 дюймовых корабля. При  этом «Афон» отличался качеством постройки, скоростью, достойным бронированием, но 11” артиллерия убивала напрочь все достоинства корабля. Оставшиеся 7 двенадцатидюймовых кораблей русской постройки, мягко говоря, не соответствовали времени. Списывать их было жалко, особенно новый «Николай», держать в строю затратно. Но и невозможно было объяснить финансистам необходимость замены новых кораблей.

Ко всему прочему наложились ограничения Вашингтонского договора. Пошли путем бесконечных модернизаций. Балтийские линкоры пережили трансформацию носовых оконечностей, что должно было повысить мореходность. Черноморские получили чуть более глубокую модернизацию. Кроме переделки носов, на кораблях модернизировали башни, увеличив угол подъема орудий.

После мировой войны Черноморский флот приобрел стратегическое значение и новые задачи. Россия стала средиземноморской державой. Флот был обязан оборонять Проливы и защищать интересы страны в Средиземноморье. Резко расширился круг потенциальных противников. Колчак пытался выбить средства на строительство новых кораблей, безуспешно. Гучков не подписывал увеличение бюджета.

Балтийский флот в 20-е стал донором для Севера и Сибирской флотилии. Кроме старых крейсеров на Северный флот перевели два крейсера типа «Светлана» и дивизион нефтяных эсминцев. Следом ушли полудивизион старых эсминцев и бригада подплава. Во Владивосток отправились трофейные крейсера, с ними три «Новика».

Рассматривался вопрос переброски «Измаилов» в Константинополь, но решили отправить новые линкоры на Север, а в Николаеве строить более современные корабли. Вопрос с последними откладывался на неопределенный срок. В Мурманске только расширяли базу и строили судоремонтный завод в Североморске. Таким образом, линкоры остались на Балтике.

Только в 1928м году заложили новую серию крейсеров. Русская концепция отличалась от мировых трендов. Если все штамповали серии «вашингтонцев», то в России оказался востребован универсальный легкий крейсер для действий при эскадре. И только для Тихого океана разрабатывался большой крейсер «вашингтонского типа».

Крейсера первой послевоенной серии «Опричник» ничем не выделялись фоне кораблей других стран. Водоизмещение 7600 тн. Скорость 33 узла. Броневой пояс до 102мм. Вооружение 3х3  152мм орудий, 8 – 102 мм зениток, + скорострельные автоматы. На палубе ставились 2х3 ТА.

Черноморские крейсера серии отличались дополнительной парой ТА. Вступили в строй эти корабли в 31-32м годах.

1930 год. Заложены 4 крейсера для Дальнего Востока. Корабли качественно усиленные. В военном ведомстве посчитали, что не стоит загонять себя в рамки соглашений, надо сразу строить полноценные корабли для океанских баталий. Водоизмещение «Пересвета» уже 14 300 тонн. Скорость 32 узла. Дальность хода 9000 миль. Пояс 130 мм Палуба до 102мм. Вооружение 3х3 – 203мм, 8 -102мм 4х3 ТА. 2 гидроплана.

Русские тяготели к трехорудийным башням. Пояс на крейсерах ставили максимальной длины. При заказе оборудования старались ориентироваться на свои заводы. Сказался горький опыт предвоенного периода.

Впрочем, на новом заводе в Николаеве выпускались вполне приличные турбины. Котлы делали в Харькове и Смоленске. Системы управления огнем выпускались в Подмосковье. Об артиллерии и речи не было. Обуховский завод сумел выбить госфинансирование на реконструкцию и успешно доводил до серии свои собственные разработки. На Урале не отставали. Екатеринбург сделал ставку на артиллерию среднего калибра, чисто из ограничений по перевозке. Пусть качество оборудования не всегда соответствовало уровню, но зато верфи не зависели от политики и иностранных поставщиков.

С начала 20-х годов строились новые эсминцы. После долгих споров в морском ведомстве решили рискнуть и выдали задание на качественно улучшенный корабль, без оглядки на достраивавшиеся «Новики».

Получившийся в итоге проект «Дерзкий» вышел дороже «Изяславов», но зато его состав вооружения впечатлял. Разумеется, на момент закладки. Корабли по одному проекту строили и на Балтике, и на Черном море. У серийных эсминцев водоизмещение около 2000т. Скорость 36 узлов. Вооружение – 4 х 127мм орудий на открытых площадках. 2 х 76мм и 4 х 47мм зенитных. На палубе 2х3 торпедных аппарата 456мм. Следующие серии эсминцев росли в водоизмещении, получали новые рубки и оборудование. Орудия получали щиты. На проектах конца 30-х годов дошли до нормальных двухорудийных башен. С 30-х годов корабли вооружались новыми 533мм торпедами. По настоянию моряков ограниченно строились лидеры. Увеличенные серийные эсминцы с 5-ю орудиями.

Для Тихого океана запустили в серию океанские сторожевики. Проект «Тюлень». Первый корабль вошел в строй в 26м году. С небольшими изменениями серию строили до 38го года. Всего в состав ТОФ вошли 27 таких кораблей. Крупные универсальные корабли с отменной мореходностью и дальностью плавания. Водоизмещение 1600 т. Скорость до 23х узлов на дизелях. Вооружение 4 х 102 мм универсальных орудий. 8 х 47 мм зениток, 8 пулеметов. В перегруз могут брать на борт 40 мин.

Для Севера построены 12 сторожевиков «Шуга». 900 т. 18 узлов. 2 х 102 мм, 2 х 47мм и 4 пулемета. Корпуса усилены по ледовому классу. Подобные корабли строились и для Балтики.

Долог и тернист путь развития подводных сил. Развивали проект весьма приличной подлодки «Барс». В Николаеве строили свои подлодки на основе американского Холланда. Однако, в начале 30х стало ясно, что из старых проектов уже ни чего не выжать. Попытка совершить прорыв с помощью нового проекта большой подлодки вышла, скажем, не впечатляющей. Только к середине 30х, путем проб и ошибок пришли к достаточно приличным проекту 12 средней подлодки и проект 9 большой океанской подлодки.

В 30-х годах пришло понимание необходимости кардинально поменять морскую стратегию. Четыре несвязанных между собой флота – это полный ужас и катастрофа. При этом рамки задач каждого флота требуют концентрации на ТВД всех ВМС Диктатуры. То есть надо строить одновременно четыре флота равных французскому, не меньше. Понятно, бюджет такое не потянет.

После передачи всего флота в ведение Военного Министерства, новое руководство творчески подошло к решению проблем взаимодействия с армейцами. Все тянут одеяло на себя. Генералы требовали подчинить флот своим интересам и перекроить бюджет. Министр формально пошел на встречу. Начали с сокращения. Но специфического. Громко, с помпой сокращали Балтийский флот, но при этом усиливали другие.

Задачи по флотам. Перед Тихоокеанским стоит необходимость защиты Владивостока, Николаевска-на-Амуре, Камчатки и протяженных, но малонаселенных берегов восточных рубежей, это включая прилегающие моря. На мирное время важной является задача охраны промыслов, борьба с браконьерами и контрабандистами. Для политики требуется сильное военное присутствие для утверждения статус-кво. Основными потенциальными противниками видятся Япония, США и Британия. Борьба с первыми двумя на равных явно за пределами возможностей флота.

Базирование слабо. Только один полноценный порт с ремонтными мощностями. Зона ответственности огромна. Реально ТОФ может только обороняться с опорой на береговые батареи и аэродромы и проводить крейсерские операции.

От сюда, нет осмысленной необходимости держать на ТВД силы меньше 6-10 линкоров и 4-6 авианосцев с соответствующей свитой. А значит, и пытаться не стоит перегонять во Владивосток меньшую эскадру. Которой все равно нет. Акцент делается на океанских крейсерах, легких силах и многочисленных патрульных кораблях. Оборона Владивостока и устья Амура возлагается на батареи и базовую авиацию.

Специфика ТВД требует кораблей с большой дальностью плавания. Малые крейсера без линейных эскадр мало полезны. В итоге на Тихий океан идут только крейсера типа «Пересвет», новые эсминцы и сторожевики типа «Тюлень». Кроме этого малые патрульные корабли, катера, тральщики и прочая флотская мелочь с подходящей мореходностью. Старые немецкие крейсера использовали до полного устаревания, в конце 30-х на этих кораблях усилили зенитное вооружение и переквалифицировали в «корабли охраны района».

Проектировались крейсера «Улучшенный Пересвет».  Прорабатывались и эскизы больших океанских рейдеров. Весьма оригинальное ТЗ, но при этом логичное как дальнейшее развитие крейсеров. Закладывались дальность плавания 12-15 тысяч миль. Скорость на форсаже 35 узлов. Бронирование до 200 мм пояса. Вооружение 9 – 305 мм орудий, плюс универсальная и зенитная артиллерия. Торпедные аппараты в палубных установках. Все варианты предусматривали не менее 6-и гидропланов.

Штаб ТОФ слезно молил Адмиралтейство об авианосцах, но до конца 30-х эти мольбы разбивались о глухую стену. Кораблей мало и размазывать их тонким слоем Петербург не желал.

Если ТОФ хотя бы получал новые крейсера и патрульные корабли, то балтику ждала незавидная участь третьестепенного ТВД. Не смотря на рост напряженности и явную немецкую угрозу, Балтийский флот попал под сокращение. Все новые корабли переводились на Север и Тихий океан. БФ превратился в учебную часть, хоть и с весьма развитой и богатой системой базирования. Корабельный состав чистая кунсткамера обломков былых эпох.

С момента ухода линкоров, бессменным флагманом флота числился «Рюрик». Крейсер в 30е годы оказался самым современным капитальным кораблем флота. Благодаря этому факту «Рюрик» пережил многих своих ровесников. Модернизациями старика не мучали, только убрали казематные пушки и заменили их зенитками. Новые системы управления огнем и оборудование само собой разумеется. Ядро флота это 6 новых эсминцев и 8 старых «Новиков». Дивизионы подплава представлены старыми и неудачными подлодками.

Оборона восточной Балтики полностью держалась на железнодорожной артиллерии, базовой авиации, легких силах и минных заградителях. Активные действия флота в случае войны не предполагались. Максимум поддержка приморских флангов и тактические десанты.

Интереснее с ЧМФ. После войны задачи флота сильно изменились. К ним можно отнести оборону Дарданелл и противодесантную оборону, плюс давление на коммуникации и базы противника в Средиземноморье. И если первая задача решалась опять же москитными силами, базовой авиацией, минами и береговой артиллерией, благо, оборонительный фронт не велик, то для активных действий требовались серьезные эскадры.

Потому старичок «Афон» постоянно модернизировался и ремонтировался. Это был хоть и слабый, но быстроходный линкор. Для флота строились крейсера и эсминцы. Готовились к закладке авианосцы. Старые корабли сохранялись в составе флота до полного износа. Считалось что даже черноморские «Императрицы» могут успешно работать в греческом архипелаге. Эти линкоры модернизировались. В середине 30-х три корабля естественным путем эволюционировали в неплохие линкоры второго ранга.

Николаевские корабелы вывернулись, но превзошли самих себя. Практически линкоры полностью перестроили. Итогом водоизмещение выросло до 27 тыс. т. Корпуса нарастили, носовые оконечности подняли, обеспечив достаточную мореходность. Корабли получили противоторпедные були. Модернизация турбин и замена котлов позволили выжать 25-26 узлов.

Серьезно усилить бронирование не получилось, только нарастили палубы и скосы. Но зато весь противоминный калибр заменили на шесть двухорудийных башен с универсальными 127мм орудиями. На палубы и надстройки втиснули по 20-30 автоматов. Даже башни главного калибра доработали, увеличив угол возвышения орудий. По деньгам это получилось очень дорого, но иного пути не было. Хотя светлые головы в Адмиралтействе предлагали воспользоваться находкой Тегетгофа, вырезать из «Екатерины» кусок киля и пристроить к нему новый корабль. Решение интересное, на Балтике так и поступили с «Полтавой».

В итоге в конце 30-х ЧМФ представлял из себя довольно таки неплохой флот, способный поддерживать баланс в восточном Средиземноморье.

Север другое дело. С 20-х годов вкладывались серьезные деньги в расширение баз Мурманска и Северодвинска. Перестраивалась передовая база в Печенге. Строились сначала судоремонтные, а потом судостроительные заводы в Североморске и Архангельске. Одновременно расширялась до двупутной железная дорога на Мурманск.

По всем планам, в случае большой европейской войны, Север становится основным путем торговли с возможными союзниками. Товаропоток увеличится на порядки, а значит нужно заранее расширить пропускную способность сухопутных линий. В связи с этим расширяют пути на Мурманск, улучшают пропускную способность дороги на Архангельск. Так же строятся новые терминалы в северных портах. Ведь после улучшения подъездных путей, Архангельск и Мурманск становятся привлекательнее для коммерсантов. Реконструкция портов окупается уже в мирное время.

К костям прирастало мясо. На север переводились корабли с Балтики. Сначала крейсера и эсминцы. За ними после сдачи доков пришли «Измаил», «Кинбурн» и «Наварин». Для севера строились новые авианосцы.

Линкоры типа «Севастополь» устарели, но отправлять их на разделку не давали финансисты. Чистой воды бюджетные игры и попытка сократить расходы. С другой стороны моряки прекрасно понимали, конструктивные дефекты кораблей не исправить. Однако, приходилось выкручиваться.

С «Гангутом» помог случай – в 1929м на корабле вспыхнул пожар. После обследования поврежденный корабль решили перестроить в авианосец. К 1934му году работы завершили. Результат вышел не особо впечатляющим. При водоизмещении 22 тыс. т. после реконструкции паро-турбинной установки удалось получить только 25 узлов хода.

На корабле сняли броневой пояс, демонтировали башни и минный калибр. Носовую оконечность нарастили. На палубе соорудили ангар. Полетная палуба на всю длину корпуса со свесами. Надстройка островного типа. В получившийся корабль удалось вместить 46 самолетов. Вооружение  8 х 127 мм, 34 х 47 мм. Корабль изначально предназначался для взаимодействия со старыми линкорами. А таковых осталось два.

«Петропавловск» и «Севастополь» безуспешно подтягивали под новые требования. Кораблям прирастили були. Задрали и настроили носовые оконечности. В 30е избавились от пушек в плутонгах, поставив универсальные установки в башнях. Переделывали надстройки, меняли системы управления и оборудование.

Получилось нечто красивое, но мало полезное. Водоизмещение 26-27 тыс. т. Скорость подняли до 25 узлов. Усилили бронепалубы. Вооружение как на черноморцах – 12 х 305мм, 12 х 127 мм в башнях, 24 х 47мм, 36 пулеметов. Представления о применении этих кораблей весьма смутные. Бой с нормальными линкорами они не выдержат, для крейсерства тихоходны, остается защита баз и обстрелы берега. Корабли второго ранга, со всеми их недостатками.

Зато с «Полтавой» под видом модернизации прокрутили интересный финт. От корабля оставили название, башни главного калибра и часть оборудования. Корпус строили заново. Результат вернулся в строй в 1936м году. Получился интересный линейный крейсер. Водоизмещение 34 500 т. Скорость 31 узел. Дальность плавания 12 000 миль. Пояс 250 мм, палубы до 180 мм. Главный калибр те же исходные четыре трехорудийные башни с 305х52 орудиями, но уже по линейно-возвышенной схеме. 16 х 127мм универсальных пушек в двухорудийных башнях. 34 х 47 мм автоматов и 14 пулеметов. Так как линкор планировался для рейдов в Атлантику, в корме установили 2х3 533мм торпедных аппарата. На катапульте 2 гидроплана.

Корабль интересный. Фактически противовес немецким линейным крейсерам и костяк рейдерской эскадры. При этом прекрасная баллистика орудий и высокая огневая производительность 12-и стволов в купе с приличной защитой позволяли «Полтаве» осмысленно участвовать в линейном бою. Но развития проект не получил. В середине 30-х понимали, что калибр 305мм достаточен только для больших крейсеров. Концепция линейных крейсеров устарела.

Основная задача СФ – защита коммуникаций в северной Атлантике, крейсерские операции и оборона северных рубежей России. Последнюю задачу предполагалось решать исключительно наступательными методами. До баз ближайшего потенциального противника не меньше тысячи миль. Ударный флот вынужден действовать на удалении от своих баз, в сложных условиях крайнего севера, тащить за собой транспортный караван. В таких условиях даже меньший по численности, но опирающийся на базы и береговую авиацию флот способен разгромить сильного противника.

Из условия задачи, малые подлодки на севере считались бесполезными, а средние ограниченно годными. Строились и большие и средние. Последние больше для действий к северу от Шотландии.

С 1936го года флоты стали получать новые крейсера типа «Аскольд». Строилось несколько близких серий. Водоизмещение 11-12 тыс тн. Скорость 33 узла. Бронирование: пояс 102 мм, палубы до 76мм. Вооружение: 4 х3 – 152мм установки. 6-8   102мм зениток; 10-18  47мм и 37мм автоматов. На всех сериях 2х3 533мм ТА.

После переделки старых кораблей настал черед авианосцев специальной постройки.

В 1934м году введен в строй «Князь Воротынский». Легкий авианосец 18 тыс тн водоизмещения. Скорость 30 узлов. Бронирование только палубы над машинными и котельными отделениями. Вооружен 8 – 102мм; 16 – 47мм зениток. Авиагруппа 56 самолетов. За ним построили похожий «Соколик». В 1939м «Соколик» перевели на Тихий океан. Вооружение заменено на 127мм установки.

После «Воротынского» заложили пару новых авианосцев для ТО. «Гамаюн» и «Сирин» строили без оглядки на ограничения и договора. Ключевые требования – мореходность, дальность плавания, большая авиагруппа. Получились большие корабли в 29 тыс тн водоизмещения. Скорость 32 узла. Ангар и палуба вмещают 83 самолета. При этом в состав авиагруппы могут включаться даже двухмоторные торпедоносцы (но только при палубном размещении).

Корабли несли пояс 87 мм напротив машинных и котельных отделений, приличную ПМЗ, бронирование палуб до 100мм.  Вооружение чисто зенитное: 16-127мм в бортовых спонсонах, 64 – 47 мм и 36 -20мм автоматов.

Оба авианосца отправились на Тихий океан. Пока они строились, в Североморске заложили третий корабль серии - «Двенадцать апостолов». Авианосец для севера. Автономность ниже, чем у тихоокеанцев, но зато корпус усилен, палуба с встроенными трубами подогрева, катапульты арктического исполнения. Авиагруппу пришлось сократить до 76 самолетов. Скорость 30 узлов.

Тихоокеанские крейсера. После четверки «Пересветов» и четырех кораблей серии «Мурманск» (улучшеный «Пересвет») настало время новых проектов. ТЗ на перспективные крейсера рождалось в муках.

С одной стороны предлагалась умеренная идея постепенного улучшения старых проектов: усилить зенитное вооружение и бронирование. В пику этому решению другой группой продвигался вариант качественно нового большого крейсера, превосходящего немецкие крейсера типа «Дойчланд» и перспективные крейсера США.

В итоге победил компромиссный вариант. Крейсера с 305 мм орудиями посчитали слишком дорогими и узкоспециализированными. Проект отложили до лучших времен. Улучшать «Пересветы» и «города» тоже нельзя бесконечно. У потенциальных противников подобные крейсера, но в большем количестве.

В итоге родился средний вариант «Адмирал Эссен». Таковых сразу заложили 6 кораблей. Водоизмещение 18 тыс тн. Скорость 32 узла. Бронирование пояса 127 мм, палуба до 127 мм суммарно. Вооружение 4х3 – 203 мм орудий. 6х2 – 127 мм и 32 – 47 мм. Плюс 14 – 20мм. 2х3 533мм ТА. На двух катапультах 4 гидроплана.

С одной стороны качественное улучшение, с другой – пока еще не слишком революционно. И не так дорого, чтоб крейсер превратился в маленький линкор. Если сравнивать с японцами, у «Эссена» 12 орудий против 10-и, броня толще. Русские корабли больше, а значит устойчивее и должны дольше тонуть. Зато у японцев традиционно мощнее торпедное вооружение. Тогда как «под шпилем» скептически относились к идее сражений на близкой дистанции.

Торпедное вооружение русскими рассматривалось в первую очередь как средство быстрого утопления транспортов и оружие последнего шанса. Большие крейсера по всем планам должны бить равного противника главным калибром и на большой дистанции. Для ночных атак существуют эсминцы. С появлением же радаров, а с конца 30-х они ставились на все крупные корабли, резко сократилось число адептов жарких свалок на пистолетной дистанции. Все понимали, что радары есть не только у нас.

Строительство новых крейсеров породило некоторый международный скандал. Невозможно было скрыть, что эти корабли явно выходят за рамки соглашений. Но конец 30х предгрозовое время. На договоренности все давно положили с прибором. Газетные истерики и громкие заявления третьестепенных политиков быстро сошли на нет. Разумеется, конкуренты приняли информацию к сведению и озадачили своих проектировщиков суперкрейсерами.

В дополнение к «Адмиралам» заложили шесть легких крейсеров. Проект «Леший». Вполне приличные эскортные корабли в 6700 тн водоизмещения. Скорость 33 узла. Хорошая мореходность. Броня 45 мм пояс и 76 палуба. Вооружение 4х2 - 127мм универсальных орудий, 24 – 47 мм, 12 – 20мм. Плюс 2х3 533мм ТА. Катапульты в проект не влезли. Еще 4 таких корабля проекта «Кикимора» строили для Севера. И опять с учетом местной специфики.

Проектирование новых линкоров с конца 20х шло энергично, упорно, деятельно. Изначально планировалось строить корабли для Севера и ТО. Прорабатывались варианты и средиземноморского корабля. Диапазон состава вооружения от 12 х 356 до 8 х 457 мм. Бронирование по всем вариантам не меньше 356 мм. Водоизмещение до 70 тыс тн.

Прорабатывались эскизы и линейных крейсеров (акцент на скорость). Проектировщики работали не покладая рук. Однако, эскизными проектами дело и ограничивалось. Бюджет до середины 30х не тянул новые линкоры. А затем уже все деньги съедали авианосцы, крейсера и корабли сопровождения.

Только в 1938м году волевым решением Кутепова с подачи адмирала Вадима Макарова выдали задание на рабочий проект линкора. К закладке планировали два корабля. Имена «Волин» и «Радегаст». Проект утвержден к лету 1939го года. При проработке ТЗ ориентировались на перспективные корабли главных конкурентов. Так как одним из главных требований была мореходность, то много внимания уделили изучению новейших линкоров США и Германии. Британские «утюги» при всех их достоинствах обладали отвратной мореходностью. По японцам данные отрывочны. Весьма неплохие итальянские корабли не рассматривались, ибо это линкоры чисто для Средиземноморья. Французские «Ришелье» не устраивали в виду их слишком революционного устройства.

Получилось водоизмещение 58 тыс тн. Длина корабля 270 м. При осадке 9,5 м. Скорость рассчитывалась 30 узлов. Бронирование пояса 356мм. Три палубы суммарно 230 мм. Барбеты и башни до 406мм. ПМЗ американского типа. Вооружение 3х3 406 мм.  8х2 127мм. 48 – 47 мм. 46 – 20мм. Две катапульты и 4 гидроплана.

Закладку линкоров запланировали на осень 1939го. Договор с верфями заключили (Санкт-Петербург). Уже летом выдали заказы на артиллерийские установки, машины, часть оборудования. Однако, в октябре закладку отложили до весны. Потом перенесли на неопределенный срок. В Европе резко ухудшилась обстановка. Запахло большой войной. Адмиралтейство посчитало, что время ушло, даже если успеют построить корабли, они уже не смогут прорваться в океан через Датские проливы.  А после войны многое изменится, и не факт что корабли не устареют к тому моменту. Была идея перенести строительство в Северодвинск, но на севере все подходящие стапеля заняты. Строительство отложили до лета 41го года. А там уже стало не до линкоров.

Первая партия из заказанных орудий, 6 - 406мм стволов пошла на усиление обороны Дальнего Востока. 127мм зенитки нашли свое место на крейсерах и эсминцах. Машинную установку законсервировали, достраивали после войны и приспособили к новому авианосцу. Остальное оборудование тоже без дела не простаивало. Верфи и заводы во время войны работали в три смены.

Крейсера, авианосцы и линкоры это хорошо, но флот не может жить без простых работяг войны, транспортных судов. С конца 20-х все новые флотские транспорты заказывались исключительно с дизелями. Суда обеспечения строились для севера и ТО. На Черном и Средиземном морях покупали серийные коммерческие суда.

Для ТО заказали серию специализированных универсальных сухогрузов. Суда с увеличенной автономностью и скоростью хода 16 узлов, мощным крановым оборудованием, надежными навигационными системами. Уже на заводах палубы подкрепили под будущее вооружение. Всю серию передали государственной компании «Русский хлеб». В 30е фирма вышла за рамки оптовой торговли зерном и расширила свои операции на широчайший спектр товаров. Держала фирма и свой торговый флот.

Новые суда должны были окупать свою постройку на линиях «Русского хлеба», а в случае войны перевооружались в любом подходящем порту, перекрашивались и поднимали Андреевский флаг.

Однако более быстроходные 18-и узловые флотские танкеры и транспорты сразу включали в состав флота. Торговцы от них вежливо отказались. Слишком мощные дизеля и большие команды не выгодны на торговых линиях.

На севере флотские транспорты специализированной постройки работали на линиях СевМорПути. Дефицит судов ледового класса, однако. И здесь уже не высказывали претензий по поводу команд и двигателей. Однако быстроходные транспорты для Атлантики аналогично не нашли себе места в мирной жизни.

На русском флоте не уделяли внимания вспомогательным крейсерам. Россия не слишком зависела от морских коммуникаций, чтоб озаботиться их защитой любой ценой. Свои же рейдерские операции планировалось осуществлять исключительно полноценными крейсерами. Боевая устойчивость вспомогательного крейсера оценивалась крайне скептически. Считалось, что в случае обнаружения вспомогательный крейсер обречен.

Со стороны кажется странным для русского флота, исторически с большим интересом относившегося к крейсерским операциям. Однако, «под шпилем» были свои резоны. Флот затачивался под войну с конкретными противниками. Реальными считались два варианта: Война с Германией при дружественном нейтралитете Британии, либо серьезный конфликт с Британией.

На Средиземноморском ТВД не исключалась возможность войны всех против всех. Но на этом театре, крейсерская охота сулит хороший куш при огромном риске. Судоходство оживленное, и при этом линии короткие, большая часть ТВД перекрывается базовой авиацией и легкими силами противников. В таких условиях тихоходный слабо вооруженный вспомогательный крейсер из охотника превращается в легкую жертву.

В Средиземном море крейсерство возможно только сильными и быстроходными кораблями, способными огрызнуться на стаю эсминцев и отразить налет авиации. То есть, крейсерство только для крейсеров.

Балтика еще хуже. Здесь акцент только на базовую операцию, которая и без рейдеров закроет все вражеские линии в зоне своего действия.

Германия континентальная держава. Во время войны она быстро потеряет свои морские линии снабжения. Участие русского флота в войне выльется в работу по блокаде Северного Моря. Надо ли говорить, что это возможно при благоволении Британии и наличии своих передовых баз в Норвегии. Рейды же вооруженными транспортами к берегам Германии есть извращенный суицид.

Если же придется драться с англичанами, то хоть вспомогательные крейсера и кажутся интересным вариантом, но на самом деле это плохое оружие. Работать на оживленных коммуникациях, перехватывать конвои они не могут, ибо встреча даже со старым крейсером для рейдера фатальна.

Одиночная охота в дальних морях в стороне от транспортных коридоров дело рискованное. Приходится много времени тратить на поиск жертв. А бой с вооруженным транспортом должен привести к серьезным повреждениям рейдера, несовместимым с продолжением охоты. По-хорошему, для работы против английской торговли нужны крейсера типа «Дойчланд». Однако, таковых не строили. Но зато наличных сил Сев. Флота должно хватать на дерзкие удары по коммуникациям Сев. Атлантики, быстроходными и сильными крейсерскими соединениями.

Так же возникает проблема с выводом в океан и возвращением из рейдерства вспомогательных крейсеров. Трасса лежит в Сев. Атлантике, проходи в опасной близости от британских баз. Русские считали что, англичане сконцентрируют свой флот на севере, выделив сильную эскадру для Средиземноморья. Все операции с прорывом в Атлантику придется проводить с боем или при риске боя. То есть, проводка вспомогательных крейсеров в рейд превращается в целую флотскую операцию. А раз так, то проще запустить на вражеские коммуникации 3-4 «Опричника» или «Аскольда» с судами снабжения, чем обеспечить просачивание группы рейдеров. В первом случае результат ожидается лучше.

Тихий океан отдельная статья. Дело усугубляется тем что, все выходы из Японского моря перекрыты японцами. Если же речь идет о работе против Англии при нейтралитете Японии, то для удара по британским владениям нужны оперативные соединения боевых кораблей. Охота на транспорты превращается в дело третьей степени важности, ибо после падения портов или блокады, британские коммуникации повисают в воздухе.

Была еще одна причина отказа от идеи вспомогательных крейсеров. Кадровый вопрос. Для рейдеров требуются люди волевые и особого склада характера. Да еще с хорошим цензом дальнего плавания. Такие офицеры дефицит, и почему-то они очень быстро находили себе место на мостиках тяжелых крейсеров Тихоокеанского флота. А командование флота почему-то очень не хотело отпускать этих людей. Чудаки-с.

 

 

 

 

Мир. Настало время генералов искать старые ошибки, делать выводы и готовить ошибки будущие. Первая мировая война позиционная. Всем ясно, что и в будущем основную силу армии составляет пехота, поддержанная мощной артиллерией.

Кавалерия остается силами прорыва, но сама кавалерия может существовать только как драгуны – ездящая пехота. Драгунам нужны средства усиления, быстроходная артиллерия, мобильные тылы. При этом части прорыва с артиллерией должны быть способны быстро преодолеть перепаханную полосу прорванных укреплений. А для этого они должны быть не только мобильными, но и внедорожными, и усиленными саперами.

Отдельно легкая кавалерия, представленная туземными частями. Дикие полки и дивизии предполагается оснащать по критерию максимальной маневренности, с предельно облегченными тылами, без тяжелой артиллерии и усиления. Использовать диких планируется при чистом прорыве, для рейдов по вражеским тылам в режиме самообеспечения.

Изучая опыт союзников, русские сделали вывод, что танковые части это сила, но танки не способны держать оборону и успешно наступают только в сопровождении пехоты и под прикрытием артиллерией. Танкам нужно техническое обеспечение, желательно в ближнем тылу. Отставшие тылы останавливают и порыв танковых частей.

Свой собственный опыт говорит, что штурмовую артиллерию надо тащить сразу за первыми рядами гренадеров. Напрашивается простая идея – взять окопную пушку и поставить на гусеничное шасси. Пушки были. В конце войны пехоте передавали старые флотские скорострелки в 37 и 47 мм на легком лафете. Оставалось найти подходящее шасси. С этим проблемы. Но конкурс запустили.

Ключевое отличие от нашей истории – нет опыта гражданской войны. Нет опыта лихих маневров на самоснабжении и глубоких прорывов. Нет инспирированных восстаний в тылу противника. Военный опыт ограничивается баталиями Второй Отечественной. Но это серьезный опыт жесткой борьбы на грани возможного. Плюс в этом мире у России гораздо выше уровень генералитета. Серьезные грамотные люди понимают что армия это не только солдаты, но еще и снабжение.

К мобильным войскам нужны мобильные тылы. Скорость продвижения частей в прорыве зависит от скорости самой медленной повозки. Кроме того, быстро выяснилось, что насыщение армии техникой ведет к проблеме ремонта этой самой техники. Дивизиям нужны собственные мастерские. Круг вопросов разрастается как снежный ком. Тылы требуют квалифицированных кадров. И при этом попытка жить по-старому приводит к тому, что армия проигрывает любому противнику.

Шли годы, требования менялись, задача по механической штурмовой пушке оставалась прежней. В 1931м году на очередном конкурсе выиграл проект Харьковского механического завода. Вкратце, это машина массой 6,5 тн., вооруженная 47 мм новой пушкой, установленной в полуоткрытой рубке. Оборонительное вооружение: переносимый пулемет и карабины расчета. Бронирование лба до 20мм. Машина пошла в серию под маркой ОС-1. «Ослики» поступали на вооружение пехотных дивизий. На базе этих машин сразу формировались отдельные штурмовые батальоны.

Штурмбат получал 10-20 «Осликов», к ним шли полевые мастерские. Солдаты штурмовых батальонов вооружались пехотными пулеметами Гаврилова (ПГ-24), длинноствольными штурмовыми пистолетами, карабинами, огнеметами. В штат батальона входила батарея 75мм пушек, тяжелая рота оснащалась окопными пушками, крупнокалиберными и станковыми пулеметами.

Для кавалерийских корпусов закупили лицензию на французский «Рено» FT-17. Строили их малыми сериями на разных заводах. Поступали русские «Рено-17» и в пехотные дивизии. В качестве эксперимента купили 30 английских МК. Но в серию их ставить не стали. После войны «ромбы» считались устаревшими машинами.

В двадцатые годы шерстились не только армейские, но и флотские запасы. Много полезного снималось со списываемых кораблей. Техника не стояла на месте. На флоте настало время новых орудий и новых систем управления огнем. Старые же системы вполне устраивали армию. Многие помнили снарядный голод и дефицит тяжелой артиллерии.

Оригиналы выдвигали идею ударного бронепоезда. В армии она не нашла понимания. Считалось что, бронепоезд хорош для охраны путей от басмачей и хунхузов. Они и применялись только в Туркестане и Манчжурии. Для войны с серьезным противником бронепоезд слишком уязвим. А тащить рельсы через полосу прорыва задача еще та.

Однако, Деникин поддержал прожект артиллерийского поезда огневой поддержки. Суть не в прорыве во вражеский тыл по разбитым рельсам, а в маневренной тяжелой батарее. Специальные площадки с морскими орудиями. Легкобронированные вагоны для боекомплекта. Отдельный вагон с командной рубкой и дальномером. Вагоны для экипажа. В целом, это напоминало поставленный на рельсы крейсер. Состав вооружения предполагался – 4-6 орудий 120мм или 152 мм, пулеметы и скорострелки для самообороны. Отдельно поезд обеспечения.

Менялось пехотное вооружение. Классические Мосинские трехлинейки производились малыми сериями. В армию поставляли карабины, на базе той же винтовки. В двадцатые проводились конкурсы на новые пулеметы, скорострельное пехотное оружие, штурмовые пистолеты и револьверы.

Принят на вооружение пистолет-пулемет тульский ППТ-28. Для своего времени нормальная «окопная метла». Но машинка тяжелая, дорогая, ненадежная, только для ближнего боя. Особую популярность ППТ не приобрели.

В 30е военные заинтересовались серьезным автоматическим оружием. Требовался самозарядный карабин под винтовочный патрон. При этом в ТЗ указывалась возможность разработки на базе карабина целой линейки оружия. В идеале это должны быть: короткий и длинный карабины, ручной пулемет, пехотный пулемет.

Задание для 30-х сложное. Ни один завод не смог решить проблему в комплексе. Но приличный пулемет в итоге запустили в массовое производство на Челябинском и Царицынском заводах. При этом разработчики примитивно утянули и доработали немецкий МГ-34. Получившийся УП-36 даже внешне походил на немецкого папу.

А на тульском оружейном построили неплохую самозарядную винтовку. На вооружение ее приняли под маркой СВТ-38. Оружие дорогое, требующее серьезного подхода. Потому СВТ шли на вооружение «цветных» дивизий, танковых и пластунских частей, морской пехоты. Гренадеры (мотострелки обученные сопровождать танки) по достоинству оценили самозарядку. Хороша при обороне, неплоха при наступлении. Аналогичное мнение высказывали солдаты элитных дивизий и морпехи.

Пластуны (парашютисты) же принимали на вооружение СВТ с неохотой. В десант они предпочитали идти с более компактным личным оружием. Любовью личного состава пользовались дробовики, американские автоматы, артиллерийские и штурмовые пистолеты. Все то, с чем получается приземлиться без риска травмирования о свое же оружие, и при этом можно нормально драться.

Только после принятия на вооружение в 40м году СВТ-38У, десантники перестали саботировать перевооружение. Но все равно, даже укороченный вариант винтовки затруднял десантирование. Перенимать же мировой опыт и сбрасывать основное оружие отдельно в контейнерах русские пластуны категорически не желали. Они резонно замечали, что после приземления не всегда получается найти и спокойно разобрать все контейнеры.

Русских военных специалистов заинтересовала разработка танка Кристи. Быстроходная колесно-гусеничная машина идеально подходила для усиления частей глубокого прорыва. Техническое бюро военного ведомства отправила в США делегацию для всестороннего изучения машины и возможностей для ее производства на русских заводах.

Конструктор не ударил в грязь лицом. На делегацию произвели впечатление маршевые характеристики машины. Адаптация проекта к отечественному производству тоже не вызвала вопросов. Сам Кристи согласился не только продать лицензию, но и взять на себя работу по доработке танка под требования военного ведомства. Условия касались постановки ярославских моторов, русского вооружения, усиления бронирования.

Контракт подразумевал исключительную лицензию на конструкторскую разработку. Русские могли продавать готовые машины под своей маркой. Могли и дорабатывать конструкцию, но только оставив в названии слово «Кристи».

БТК-1 сразу пошел в серию. На последующих моделях усиливали бронирование, меняли моторы, дорабатывали механику и приводы, так БТК-7 стал чисто гусеничным. Башню заменили на коническую. С БТК-5 вместо 37 мм пушки ставили 47 мм. Специфика танка подразумевала использование его в составе отдельных танковых бригад и дивизий глубокого прорыва. Так же «Быстроходный Танк Кристи» шел на оснащение танковых батальонов кавалерийских частей.

Для своего времени танк хороший, но к концу 30-х из конструкции выжали все что возможно. Улучшить эргономику, увеличить экипаж и усилить бронирование уже не получалось. А развитие противотанковой артиллерии ставило крест на легкобронированных машинах прорыва.

Пехота долгое время обходилась без танков. Считалось, что ей хватает «Осликов». Такие и производились на самых разных шасси. Во второй половине 30-х в части пошли эрзацы на базе устаревших и экспериментальных танков. Главная черта всех ОС это полуоткрытая рубка с пушкой. Орудия ставили любые подходящие. Калибр от 37мм до 76мм. Для самообороны переносимые пулеметы. Бронирование постепенно наращивалось до 50мм последних серий.

В 1938м на основе переосмысления опыта в серию запустили САУ-76. Для России революционная машина. Закрытая рубка. Бронирование до 60 мм. Дизельный двигатель. А во второй половине 30-х мощности нефтепереработки дали ощутимый перекос в сторону соляра. В рубке монтировалось 76мм полевое орудие, позволявшее уверенно поражать танки, вскрывать полевые укрытия и давить пехоту фугасами. САУ сразу оснастили парой пулеметов, плюс третий носимый. Экипаж 5 человек.

Не удивительно, что пехоте, хотя создавалась машина для нее, САУ-76 не достались. Впечатляющие характеристики и приличная надежность на марше прямо таки заставили направлять все машины в танковые части. Где таковая заняла место универсального самоходного орудия, применявшегося для поддержки танков, сопровождения гренадеров и обороны.

Машина хорошая, но родилась в сложное время. В конце 30-х менялись концепции, разрабатывались и шли в серию новые танки. Танкисты не успели отхватить себе новую САУ, как тут же выкатили претензии к слабости вооружения. В полках сразу поняли, что для сопровождения танков нужно орудие мощнее, чем на танках. А так как, уже доводятся до серии тяжелые «Лавр Корнилов» с броней 85 мм и орудием 89 мм улучшенной баллистики, то и САУ к ним нужно соответствующее.

В Челябинске согласились с доводами Заказчика и за два месяца впихнули в рубку укороченную 102мм зенитку. Орудие хорошее, но несчастливой судьбы. Зенитка разрабатывалась для флота. Широко применялась на кораблях до крейсеров включительно. В 31м зенитку облегчили, упростили и предложили армейцам. И тут выяснилось, что пушка для армии слишком хороша. Точная, скорострельная, но тяжелая и дорогая.

Орудие закупалось ограниченными партиями для объектовой ПВО. Делались попытки облегчить и упростить артсистему, но не пошло. И вот последний вариант переработки зенитки в полевое орудие, а по факту в тяжелое ПТО вдруг выстрелил. Надо сказать, в русской армии не было понимания необходимости тяжелого противотанкового орудия. Имеющиеся 47мм и полковые 76мм считались вполне достаточными для борьбы с бронетехникой противника. Заводчане с горя работали на перспективу, и ухватились за шанс пристроить пушку на САУ сопровождения.

САУ-76 с 38го по 40й выпустили 270 шт. В 40м в серию пошла САУ-102. А после осмысления информации об успешном применении немцами 88мм ФЛАК-36 при поддержке пехоты и отражении танковых атак, армейцы резко захотели то же самое, в буксируемом варианте. Челябинск хватанул заказ и сообразно нарастил выпуск стволов. Как раз то самое орудие, от которого армия долгое время отказывалось.

Что же касается танков, армия быстро поняла ущербность «Кристи». Однако, При  всех его недостатках, это был танк способный выдержать марш и вступить в бой. Заводы освоили машину и спокойно гнали план, даже снижая цену, за счет роста технологичности. На базе БТК выпускались «Ослики», химические танки и машины обеспечения. Шасси не особо хорошее, но простое и отработанное в серии. Всего БТК разных серий построили 3000 штук. К 40у году в строю осталось 1800 машин.

Военную мысль в 30е бросало из стороны в сторону. Не было ясности с местом танка в армии и требованиями к таковому. Кавалеристы хотели нечто универсальное с хорошими маршевыми характеристиками. Пехота настаивала на танке прорыва усиленной огневой мощи. Части прорыва хотели получить машину с броней потолще и всеядную в плане обслуживания. В итоге военное ведомство продолжало закупать БТК, как хоть какой-то танк глубокого прорыва, способный действовать с драгунами.

Под Аркой свои извраты. Там пытались придумать танк способный обходиться без пехоты. Сами танкисты от этой идеи отбивались руками и ногами. Танкисты же требовали оснащать все танки поручнями для перевозки солдат. Немудренная метода, хоть как-то обеспечить прикрытие своих танков. Предлагались даже рацухи со складными скамейками за башней. Не прижилось. Зато танковые волокуши клепались прямо в частях. Транспорт специфический и травмоопасный, но за неимением массового тяжелого вездехода или бронетранспортера, приходилось извращаться как можно и нельзя.

А ведь поступал в армию и нормальный танк. Не одними БТК жила Россия. 1934й год после долгих попыток получить нечто человеческое, на вооружение приняли Т-19. Полностью отечественная разработка. К работе харьковских инженеров обратились после провала идеи приспособить под свои нужды английские и французские разработки. Генералы забраковали даже «Викерс». Для сопровождения пехоты выпускались «Ослики». Танки предполагались как силы глубокого прорыва. И здесь на первое место выступали цена, бронирование, надежность. Все предложенные на конкурсы машины давали только что-то одно.

В итоге выбрали нечто среднее. Весьма не выдающаяся машина, не выделяющаяся характеристиками. Но харьковчане сумели в 9 тонн полной массы втиснуть броню: 30 мм лоб и 20 борт, 47мм пушку  два пулемета. В экипаже 5 человек. Торсионная подвеска обеспечивала запас по нагрузке. Мотор и трансмиссия рассчитывались тоже с запасом. Да и цена оказалась приемлемой.

Завод получил заказ, но серийные машины пошли в части только на следующий год. Распределялись Т-19 большей частью в механизированные части. Некоторое количество получили пехотные дивизии, гвардейские и «цветные» естественно.

Попытка получить танк прорыва вылилась в средний Т-28. Бронирование до 45мм. Вооружен 76 мм пушкой в 30 калибров. Плюс 12,7мм  пулемет в правой башне, и 3 пехотных пулемета: один в левой башне, один спаренный с пушкой и один в корме главной башни. Экипаж 8 человек.

Машина громоздкая. Примитивное ТПУ затрудняло управление экипажем в бою. Пушечная башня, раздутая на 4-х человек оказалась громоздкой и габаритной. Рация тоже не отличалась надежностью, обеспечивала связь только в пределах прямой видимости. Машина плохая, но на фоне остального танкового парка это был  настоящий танк прорыва. Т-28 заказали партией 500 штук. Затем заказ порезали до двухсот. Все машины собрали в отдельные полки прорыва.

Из всех разработок тяжелых танков ни одна не прошла конкурс. В Петербурге рисовали ТЗ на многобашенные монстры с 2-3 пушками и до дюжины пулеметов. При попытке воплотить хотелки заказчика в металл, получалась масса за 100 тн, и размеры, выходящие за железнодорожный габарит.

С другой стороны, танкисты требовали обеспечить хотя бы марш в 500 км без поломок и хоть какое-то взаимодействие внутри экипажа. Получалось плохо. Слабые моторы на перегруженных машинах тянули с трудом, трансмиссии работали с перегрузкой. Расслышать что-то в танке в бою можно было только с большим трудом. Да и на испытаниях армейцы упорно браковали все, что делалось по ТЗ Генштаба.

Впрочем, одиночные и малосерийные машины доходили и до боевых частей. Логика финансистов – раз машина построена и продемонстрировала способность двигаться своим ходом, то ее надо выкупать и зачислять в состав вооружения танковых частей. Надо ли говорить, что армия с горя направляла всех этих монстров в отдельный 3-й тяжелый полк прорыва, базировавшийся под Барановичами.

Полковое начальство ставило подарки на учет, и даже иногда выводило на маневры. Каждому монстру полагался экипаж, который параллельно осваивал более практичные Т-19 и Т-28. Все прекрасно понимали, в случае войны половину сверхтяжелых придется бросить или передать командованию Брестского УРа в качестве мобильных дотов. Ведь с форсированием Буга у супертитанов будут проблемы. Да и с другими реками не лучше.

Наиболее яркий представитель титанов – «Кутеповская кувалда». Морская 203 мм пушка на гусеничном шасси. В комплекте еще три транспортера с боеприпасами и возимым имуществом.

И только в 38м году генштаб, танкисты и интенданты сумели свести свои желания воедино и выдали устраивающее всех ТЗ. В задание вписали броню 80-100 мм и мощное орудие в башне. Так как в армии уже было много тракторов с дизелями, решили, что и новые танки должны быть дизельными.

На конкурсе победила разработка Путиловского завода. Масса 50 тонн. Броня до 85мм. Пушка 89 мм (3,5 дюйма). Три пулемета, из них один зенитный. Рация уже достаточно надежная. ТПУ позволяющее разбирать речь. Башня с наклонными листами. Приводы башни механические. Коробка с синхронизаторами. Расположение двигателя кормовое.

Получившийся «Лавр Корнилов» пошел в войска в 40м. На заводе на его базе сразу начали разрабатывать серию САУ. Так же получен заказ на ЛК-2 с 102 мм пушкой. ЛК танк дорогой. Заказали их пока 200 шт. По ЛК потребовалось заказывать тяжелые тягачи. Полковые ремонтные части и батальонные мастерские тоже требовалось дооснащать и усиливать под обслуживание нового танка.

Почти одновременно закрылся конкурс на новый легкий танк. Отличился Царицын. Выдали сразу два танка: легкий и средний. Приемку устроили оба. По ТЗ на легкий танк предусматривались броня 45мм, длинноствольная пушка 47 мм, масса до 14-и тонн.

Царицынский Т-32 полностью вписался в задание, массу даже снизили до 13-и тонн. Экипаж 4 человека. Подвеска Кристи с катками большого диаметра. Ставшее уже традиционным кормовое расположение дизеля. Трансмиссия на базе промышленных серийных агрегатов. Сварной корпус с наклонным расположением листов. Башня рациональных обводов.

Со средним танком отдельная история. Предложенный в рамках инициативы завода, танк издали выглядел, как раздутый Т-32, но фактически это была самостоятельная разработка. При массе 28 тонн конструктора поставили 76мм пушку, три пулемета. Экипаж 5 человек. Броня лоб – 45 мм, борта 30мм. Дизель разместили в носу машины. Экипаж хоть и оказался разделен на два отделения, но новое надежное ТПУ обеспечивало хорошую связь. Топливные баки в корме за броневой перегородкой.

Так произвел на приемку такое впечатление, что заказ подписали чуть было не на полигоне. На вооружение машину приняли под маркой Т-34. Первоначальный заказ 500 машин на два года.

В целом по армии механизация шла крайне неравномерно. Наилучшее оснащение в первую очередь получали отдельные механизированные и «цветные» части. Последние при  статусе гвардейских формально числились пехотой, но фактически являлись полноценными танковыми с раздутыми штатами и постоянным высоким уровнем боеготовности.

Так «малиновый» Босфорский полк в 1940м году имел в своем составе полноценный танковый батальон, на половину укомплектованный Т-19, остальные машины – Т-32 и Т-34. Кроме этого штурмовой батальон «Осликов». Состав батальона весьма пестрый. Очень много мелкосерийных машин. Пехота полка это целых три батальона мотострелков. Бронетранспортеров всего 36 штук. Но зато даже в мирное время автобат укомплектован грузовиками на 100%. Средних и тяжелых «Ярославцев» и «Уральцев» хватает для переброски разом всех пехотных батальонов.

Разведрота полка оснащена бронеавтомобилями и мотоциклами. Силы ПТО это 24 – 47мм пушек на мехтяге. Кроме того у полка батарея 152мм гаубиц (8 шт) и и 14 – 76 мм полковых пушек. В батальонах 48 минометов. Полковая артиллерия механизированна. В штате автобата мощная ремонтная мастерская, обеспечивающая не только автобат, но и штурмовой с танковым батальоны. По всем пяти батальонам размазаны 18 - 37мм зениток на автомобилях.

Полк перегружен личным составом и техникой, требует минимального времени для перевода в режим полной готовности. Однако таких полков мало, штучный товар. Пехотные дивизии в основном кадрированные, у развернутых некомплект автотранспорта, тракторов и штатной бронетехники. Артиллерия и тылы на гужевой тяге.

У танковых частей ситуация лучше, но опять же не все гренадерские батальоны оснащены автомобилями. Вообще, переброска пехоты больное место русской армии. Технику забирают тылы, артиллерия, штабы. Личный состав, как и в прошлой войне, все больше пехом. Даже гужевая тяга в дефиците. Для маневра дивизией приходится нанимать лошадей и обозников.

Хорошо кавалеристам, у них не только лошади по штату, но и тылы с мехчастями полностью оснащены транспортом. Однако, в 1940м году во всей армии всего четыре кавалерийские дивизии. Как легко догадаться, из них три «восточные», то есть, оснащены и подготовлены для действий на бескрайних просторах Азии. Восточные кавдивизии отличаются акцентом на колесную технику. Танковый батальон дивизии это исключительно БТК. Гаубичные батареи буксируются колесными тягачами. Половина легкой артиллерии на конной тяге.

Единственная западная кав. дивизия таскает свою артиллерию быстроходными тракторами. Но танковый батальон у нее те же БТК. Силы обеспечения батальона укомплектованы тягачами и транспортерами на базе старых, разоруженных танков.

В 1935м году сформирована первая парашютная пластунская бригада. Первоначальный личный состав добровольцы казаки. Затем пришли к внесословному комплектованию, но принцип добровольности остался. Казачьи корни крепки. Пластунские бригады сохранили казачью форму и звания, личный состав перенял казачьи обычаи войсковой демократии, намертво держался за привилегию носить усы.

Пластуны сильно способствовали головной боли у авиационных начальников. Старая как мир проблема – обеспечение действий. Но с другой стороны, это же позволило выбить дополнительные средства на транспортную авиацию.

Военно-транспортная авиация – отдельная песня, местами бравурная, но больше слезливая. Вечный дефицит военного бюджета, постоянное вмешательство штатских наложили свой отпечаток на развитие транспортной авиации. Заказ на специализированный транспортный самолет не выдавали. Армии предлагалось заказывать переделки гражданских серийных машин. При этом деньги на новые машины выдавались эпизодически.

Благодаря такому подходу, транспортная авиация превратилась в паноптикум мелкосерийных отечественных и импортных машин. Попытка собрать из этого зверинца отряды с близкими летными и грузовыми характеристиками задача нерешаемая. Однако, эту задачу решали в меру сил и фантазии.

Появление пластунских бригад позволило поднять сакраментальный вопрос: «Доколе?!». Авиационные генералы категорически не гарантировали доставку хотя бы одной бригады к месту высадки за один рейс и без транспортных потерь.

Точку в споре поставил эксперимент полковника Валерия Чкалова. Известный летчик, прославившийся эксцентричностью, бесшабашностью и неуемной энергией. Командир истребительного авиаполка летал на всем, что теоретически могла подняться в воздух. Героический, а реально друживший с газетчиками, летчик предложил своим командирам устроить наглядную демонстрацию.

Утро. Полигон. На наблюдательном пункте греются многочисленные зрители. Над полигоном натужно воет моторами древний пассажировоз в армейской раскраске без опознавательных знаков. С запада появляется точка. Отметка растет, стремительно приближается и превращается в истребитель с черными молниями на крыльях. Перестук пулеметов. Трассера впиваются в консоль и фюзеляж транспортника. Старичок загорается в воздухе, клюет носом, из него сыплются две фигурки летчиков. Горящий неуправляемый самолет идет к земле и взрывается над лесом. Истребитель тем временем скрывается за горизонтом.

Демонстрация произвела впечатление. Для усиления эффекта зрителям рассказали, что в самолете должны были лететь 30 пластунов. Треть из них погибла или ранена при обстреле фюзеляжа. Остальные не смогли выбраться из падающего самолета. У летчиков не было шанса уклониться от атаки.

За кадром осталось что, перехватчик пилотировал сам Чкалов, транспортник шел с открытым нижним люком штурманской кабины, в грузовом отсеке после обстрела загорелась заранее разлитая солярка, покидая машину, сокращенный до предела, экипаж запалил бикфордовы шнуры к динамитным шашкам.

По итогам демонстрации решилась судьба старых бомбардировщиков. В 30е годы техника развивалась стремительно. Хорошие современные самолеты устаревали за считанные годы. По-хорошему требовалось перевооружать части на новые машины, но куда девать устаревшие самолеты?

В Петербурге хотели снимаемые с вооружения машины продавать гражданским и отправлять на экспорт. Идея хорошая, но не учитывает тот факт, что транспортников от этого больше не будет. Сейчас же военные под шумок протолкнули свое предложение. Под впечатлением от демонстрации его и приняли. Чиновникам объяснили, что старые бомбардировщики горят хуже старых лайнеров.

Так тяжелая бомбардировочная авиация 20-х, все эти монстры с гофрированной обшивкой пошли на переделку в транспортники. Переделка шла серьезная, включая оборудование транспортно-пассажирских отсеков, капремонт моторов, демонтаж части вооружения. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так как в армии уже было много тракторов с дизелями, решили, что и новые танки должны быть дизельными.

Тракторы с дизелями  конструкции   старообрядца Якова Мамина  ?

Он ведь как утверждается   ещё до начала ПМВ умудрился  на своём   заводе в Балаково  изготовить   более  100 или по  другим сведениям даже 150 дизельных тракторов  с моторами по 20--60Лс  !

Пишут об этом  так :

"1911 год. Я-В.Мамин изготовил трактор с двигателем мощностью 18 кВт собственной конструкции и дал ему название «Русский трактор-2». После испытания и небольшой переделки был создан трактор с двигателем мощностью 33 кВт. На Балаковском заводе было выпущено до 1914 года более 100 таких тракторов."

 

Которые быстро были  раскуплены .

И у него были именно дизели , а не нефтянки  или полудизели .

Какая-то конструкция  форкамерного дизеля с горячей форкамерой .

 

И не будь революции Яков Мамин  мог-бы  ещё как с его-то способностями  раскрутится !

Деньги-же ему на  его  машиностроительный завод дали его-же  богатые единоверцы и без  процентов  и потому денег на  расширение производства  он мог найти сколько угодно .

До  масштабов Форда или на худой конец фирмы Катерпиллер   вполне могло-бы у него  получиться .

Так что   он мог-бы и за  проектирование и изготовление танков взяться .

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тракторы с дизелями  конструкции   старообрядца Якова Мамина  ?

Любопытно. Благодарствую.

Все равно я планирую вытащить из главной темы экономику и политику в отдельную подтему. Так нагляднее и удобнее обсуждать.

И не будь революции Яков Мамин  мог-бы  ещё как с его-то способностями  раскрутится !

Рынок огромный, раскрутится. Хотя конкурировать ему придется с Царицынскими тракторами с дизелями на базе немецких прототипов. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Так что   он мог-бы и за  проектирование и изготовление танков взяться .

Для подписания контракта надо конкурс выиграть. А на конкурсе жесткие и противоречивые требования, да и конкуренты тоже очень хотят гарантированный госзаказ.

Хотя, на счет "Осликов", почему-бы часть поставок не перехватить заводу Мамина? Технически артштурм на базе любого подходящего гусеничного шасси не сложен. Производство тоже проблем не вызывает. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

На корабль установили шесть двухорудийных башен калибра 203 мм. Две башни в носу, под свесом палубы.

Да они же утонут!  Где, когда такое было?!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Уважаемые коллеги!

Думаю, что надо выделять отдельный мир в соответствующем разделе!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  В 30.07.2017,, Андрей Каммерер сказал:

На корабль установили шесть двухорудийных башен калибра 203 мм. Две башни в носу, под свесом палубы.

Может споносоны? И общий вес системы меньше? 2 башни - по одной в носу и в корме, а остальные орудия - батареей по 4 в середине корпуса в споносонах.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Да они же утонут!  Где, когда такое было?!

"Кага" и "Лексингтон"

Изменено пользователем Андрей Каммерер

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Думаю, что надо выделять отдельный мир в соответствующем разделе!

Дал заявку Тельсергу. Думаю, проблем не будет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

"Россия без РЕВОЛЮЦИОННОЙ СМУТЫ

(виноват - сейчас принят официальный термин "Великая Российская революция") -

ФЛОТ : 

 

На Чёрном море -

достроили бы "Николая" - 

было бы три дредноута - и примкнувший "Гебен" (не знаю - стали бы восстанавливать "Марию") -

подозреваю - что "Марию" - стали бы "собираться восстановить" -

и в таком состоянии ожидающая восстановления "Мария" - вместе с "Евстафием" и "Иоанном Златоустом" -

дожила бы до Вашингтонгского соглашения -

а потом - её вполне могли перестроить в АВИАНОСЕЦ.

 

Что бы стали делать с "Гебеном" - проблема -

больно уж он "не стандартный" - и уже устаревший -

и наверняка достался бы русским сильно повреждённым...

 

 

На Балтике -

достроили бы все четыре "Измаила" -

хотя бы для Северного и Тихоокеанского флотов -

первые два - с "проектным" вооружением 4*3=356 мм, 

последние два - с 4*2=406 мм (в Реал Ист - этот вопрос обсуждался).

 

Достраивать "Измаилы" как авианосцы (хотя бы вторую пару) -

ДО Вашингтонгского соглашения - РАНО !

Для этого нужен "попаденец с послезнанием"...

 

Разумеется - нет никаких сомнений - 

достроили бы все восемь "Светлан" -

по проекту, близкому к первоначальному

(перестраивать их в "башенные крейсера" - о чём мечтают абсолютно все "альтернативщики" - 

в 1917...1920 годах - РАНО)

 

Достроили бы максимально возможное количество эсминцев -

а то бы и новые ещё заложили - улучшенные.

 

Старые корабли - выводили бы из строя по мере постройки новых.

Я подозреваю - что долго продержались бы в строю "Аскольд" энд "Варяг" -

починили бы как следует.

 

Возможно - что на Балтике долго плавали бы пара "Баянов" и даже пара "Богинь" -

тогда - на Северном и Тихоокеанском флотах -

 "Измаилы",   "Рюрик-2", четыре "Светланы",  "Аскольд" энд "Варяг"

Изменено пользователем wps

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

  В 31.07.2017,, Стержень сказал:

Думаю, что надо выделять отдельный мир в соответствующем разделе!

 

Дал заявку Тельсергу. Думаю, проблем не будет

...

Хорошая тема :

"МИР ЧЁРНОГО АВГУСТА" -

"бело-коричневая Россия - развилка - август 1917"

Изменено пользователем wps

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

достроили бы "Николая" -

Достроили. В теме прописано - головная боль, ибо новый и устаревший одновременно.

её вполне могли перестроить в АВИАНОСЕЦ.

Мало вероятно, что ее вообще будут пытаться восстановить. С одной стороны технические сложности поднять одним куском. с другой корпус поврежден взрывом. А самая главная причина - в начале 20х банально нет денег. Флот урезают. Армию ужали до 550 тыс штыков и сабель. Плюс маловероятно, что сазу на двух заводах будут переделывать линкоры в авики. Сначала на Балтике испытают экспериментальный корабль, потом задумаются о новых кораблях.

Что бы стали делать с "Гебеном" - проблема -

Наоборот. Самый быстроходный и защищенный линкор ЧМФ. Он долго будет служить.

достроили бы все четыре "Измаила" - хотя бы для Северного и Тихоокеанского флотов - первые два - с "проектным" вооружением 4*3=356 мм,  последние два - с 4*2=406 мм (в Реал Ист - этот вопрос обсуждался).

Опять вопрос денег. Считаем, наскребли только на три корабля, наивысшей готовности. Переделка ГК это время на проектирование, заказ новых орудий. А у нас уже есть серийные 356мм стволы и башни разработаны. По деньгам выходит дороже, по времени дольше. А флоту уже сейчас нужны нормальные линкоры. Не забываем, и так "Измаилы" надо добронировывать и покупать для них котло-турбинные установки. В итоге, по ГК наскребают на одну пару линкоров, а "Наварин" переделывают в АВ.

Достраивать "Измаилы" как авианосцы (

Самое время. Перед глазами успешные британские опыты. Разведка докладывает об интересе всех ведущих держав к авианосцам. Надо и самим подсуетиться.

ДО Вашингтонгского соглашения -

Намеренно не прописываю участие в конференции России. Ибо на развитие русского флота не влияет. Только мораторий на замену не выслуживших срок линкоров. Русская делегация в любом случае выторгует себе право на достройку всех заложенных линкоров, либо откажется вообще что-то подписывать. Защищенные лимиты по кораблям мы в любом случае не выберем, кораблестроительная программа прописана весьма скромная. Чисто в рамках реального бюджета.

(перестраивать их в "башенные крейсера" - о чём мечтают абсолютно все "альтернативщики" -  в 1917...1920 годах - РАНО)

А потом поздно. Во время ВМВ станут эскортными кораблями. 

Первыми башенными крейсерами у нас будут скромные:

Крейсера первой послевоенной серии «Опричник» ничем не выделялись фоне кораблей других стран. Водоизмещение 7600 тн. Скорость 33 узла. Броневой пояс до 102мм. Вооружение 3х3  152мм орудий, 8 – 102 мм зениток, + скорострельные автоматы. На палубе ставились 2х3 ТА.

Достроили бы максимально возможное количество эсминцев - а то бы и новые ещё заложили - улучшенные.

Прописывал. Достройка всех "Новиков" а потом резкий качественный скачок - переход на 5-дюймовые эсминцы.

долго продержались бы в строю "Аскольд" энд "Варяг" - починили бы как следует.

Да. И вернули на Балтику. А все новые корабли на Север и Тихий океан. Скорее всего, спишут в 30е годы. 

 "Рюрик-2", 

Учебный крейсер "Рюрик" это бессменный флагман Балтфлота. как самый сильный корабль флота. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Учебный крейсер "Рюрик" это бессменный флагман Балтфлота. как самый сильный корабль флота. 

Рюрик по корпусу не очень. 2 подрыва на минах. Посадка на камни. При недостатке бабла спишут.

Учебный крейсер "Рюрик" это бессменный флагман Балтфлота. как самый сильный корабль флота. 

Рюрик по корпусу не очень. 2 подрыва на минах. Посадка на камни. При недостатке бабла спишут.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Рюрик по корпусу не очень.

А "Андрей Первозванный" и "Павел"? Кого из этой пары оставить вечным флагманом? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Атаки британских ТКА не было?

Надо смотреть кто садился на камни вроде Павел.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Учебный крейсер "Рюрик" это бессменный флагман Балтфлота. как самый сильный корабль флота. 

По идее Рюрик не должен пережить Вашингтонский договор. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Атаки британских ТКА не было?

Не было. На камни тоже не садились. Оба до жили до конца войны без повреждений

По идее Рюрик не должен пережить Вашингтонский договор. 

Какая связь между старым крейсером и Вашингтонским договором? 

Изменено пользователем Андрей Каммерер

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

зь между старым крейсером и Вашингтонским договором? 

Под ограничения они определенные попадали кстати, конкретику не помню

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Осенью 14го Андрей сел камни, снят через трое суток.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Осенью 14го Андрей сел камни, снят через трое суток.

У них вроде мореходность не очень. "Рюрик" в этом отношении лучше. 

Так, у меня в Моонзундской операции в 17 погибли "Слава" и "Цесаревич" + крейсер "Алайские зори". 

Состав флота на 17й год:

4 Севастополя,; 2 броненосца "Андрей" и "Павел". 8 крейсеров, из них только "Рюрик", 2Макаров" и "баян" относительно новые. остальное старье времен РЯВ. 

12 новиков (2 погибли в Моонзунде"); 15 угольных эсминцев 660-750 тн (3 погибли в Моонзунде); 18 -400тн эсминцев. 12 сторожевиков.

 

В 20м надо половину состава на иголки резать. остаются 4 линкора. "Баян" и "Макаров" точно. Все "Новики" обязательно. Из угольных эсминцев половину на слом, остальные перевооружить в сторожевики. Фактически для линкоров и пары новых "Измаилов" не остается свиты. Да еще на север придется корабли переводить. 

В качестве учебного надо оставить один тяжелый корабль. "Рюрик" более мореходен, но если корпус изношен, то ... увы. 

А если в качестве учебных оставить сразу "Андрея" и "Павла" переквалифицировав их в крейсера? 

Под ограничения они определенные попадали кстати, конкретику не помню

Как я помню, у итальянцев, греков и японцев старые тяжелые крейсера оставались чуть ли не до ВМВ. Японцы точно использовали пару "асамоидов" в Китае. И итальнянский "Сан-Джино" погиб в ВМВ. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Какая связь между старым крейсером и Вашингтонским договором? 

Прямая. Вашингтонский договор глава 1, статья 12: Никакие другие корабли и суда, кроме капитальных кораблей, не могут нести орудия калибром более 203 мм.

Где под капитальными кораблями имеются ввиду линкоры, линейные крейсера и броненосцы.

Как я помню, у итальянцев, греков и японцев старые тяжелые крейсера оставались чуть ли не до ВМВ. Японцы точно использовали пару "асамоидов" в Китае. И итальнянский "Сан-Джино" погиб в ВМВ. 

1. Япония. Крейсера типа Асама и ей подобные не нарушают Вашингтонский договор. То есть они меньше 10 000 т и максимальный калибр их орудий 203 мм. Поэтому они у японцев сохранились. Зато 4 крейсера типов Цукуба и Ибуки  японцам пришлось исключать из состава флота. Они в вашингтонские ограничения не влезали. 

2. Греция. Она не является субъектом Вашингтонского договора, и на неё вашингтонские ограничения не распространяются. Вашингтонский договор подписали: США, Британская империя, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды. Португалия и Китай. Так что за свой Георгий Авероф греки могут не беспокоиться.

 3. Италия. В 1921 крейсер Пиза переклассифицирован в  корабль береговой обороны, то есть попал в класс капитальных кораблей.  Сен-Джорджио и Сен-Марко итальянцы тоже переклассифицировали в корабли береговой обороны. И именно в таком качестве Сен-Джорджио и погиб в Тобруке в 1942 г.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Опубликовано:

Как думаете: на что может повлиять отказ России подписывать вашингтонский договор? Есть ли смысл встать в позу и тупо не подписать?

Никакие другие корабли и суда, кроме капитальных кораблей, не могут нести орудия калибром более 203 мм.

 

 Для России встает вопрос списания достаточно приличных, не старых, но устаревших кораблей. Возможно ли вывести из-под действия договора учебные корабли с калибром выше 8 дюймов? 

В 1925м в составе флота 10 линкоров на двух театрах. включать в число линкоров старые корабли нет смысла, за это придется платить уступками. 

Но и тяжелые корабли линии второго ранга в качестве учебных тоже нужны.На Балтике 2Рюрик" или "Павел", на черном море "Евстафий". 

Изменено пользователем Андрей Каммерер

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Конго был учебным кораблем

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как думаете: на что может повлиять отказ России подписывать вашингтонский договор? Есть ли смысл встать в позу и тупо не подписать?

А России в вашем мире вообще есть смысл участвовать в Вашингтонской конференции? Россия может на что-то рассчитывать в Китае в 1921-1922 г?

Если приехали - подписать придется. Россия должна дофига денег США и Франции, на неё надавят.  Россия может торговаться только за квоты водоизмещения, за качественные характеристики нет. Японцы за них пробовали поторговаться - их мнение на конференции проигнорировали и заставили подписать то, что хотел подписать американцы.

Возможно ли вывести из-под действия договора учебные корабли с калибром выше 8 дюймов? 

Возможно, переклассифицировав их в капитальные корабли. Но тогда они съедят русскую квоту водоизмещения для линкоров.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А России в вашем мире вообще есть смысл участвовать в Вашингтонской конференции?

Не участие на что-то повлияет?

Россия может на что-то рассчитывать в Китае в 1921-1922 г?

Только защита своих зон интересов в Манчжурии и внутренней Монголии.

Если приехали - подписать придется. 

Могут не подписывать. 

Россия должна дофига денег США и Франции, на неё надавят.

Это отдельная игра. После войны все всем должны, но платить не спешат. Так и Россия с вежливой улыбкой обещает все заплатить, когда жизнь наладится, но без процентов.

Японцы за них пробовали поторговаться - их мнение на конференции проигнорировали и заставили подписать то, что хотел подписать американцы.

 Немногоо не так, японцы выторговали себе "Муцу". 

Россия может торговаться только за квоты водоизмещения, за качественные характеристики нет.

И то, и другое по барабану. квоты не выберем, предельные характеристики Договора, это для нас предел возможностей верфей и целесообразности кораблей. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас