Черный август. Армия и флот.


105 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Линкоры: новых кораблей нет, только достроенные и модернизированные корабли довоенных серий.

Север: Два «Измаила» 23-24й годы.

«Петропавловск», «Севастополь» - модернизация 30х годов. Перестроены носовые оконечности, добавлены були, усилены палубы. Противоминный калибр заменен на универсальные установки. Водоизмещение 26-27 тыс. т. Скорость до 25 узлов. Вооружение – 4х4 - 305мм, 6х2 - 130 мм в башнях, 24 х 47мм, 36 пулеметов.

«Полтава» перестроена в период 1932 - 1936. От корабля оставили название, башни главного калибра и часть оборудования. Корпус строили заново. Получился интересный линейный крейсер. Водоизмещение 34 500 т. Скорость 31 узел. Дальность плавания 12 000 миль. Пояс 250 мм, палубы до 180 мм. Главный калибр те же исходные четыре трехорудийные башни с 305х52 орудиями, но уже по линейно-возвышенной схеме. 8х2 - 130мм универсальных установок. 34 х 47 мм  и 14- 20 мм автоматов. Так как линкор планировался для рейдов в Атлантику, в корме установили 2х3 533мм торпедных аппарата. На катапульте 2 гидроплана.

Корабль интересный. Фактически противовес немецким линейным крейсерам и костяк рейдерской эскадры. При этом прекрасная баллистика орудий и высокая огневая производительность 12-и стволов в купе с приличной защитой позволяли «Полтаве» осмысленно участвовать в линейном бою. Но развития проект не получил. В середине 30-х понимали, что калибр 305мм достаточен только для больших крейсеров. Концепция линейных крейсеров устарела.

 

Средиземноморье. «Афон» модернизирован в 30е годы.

«Императрицы» три корабля модернизированы. Перестроены носовые оконечности, наращены були. Водоизмещение  до 27 тыс. т. Модернизация турбин и замена котлов позволили выжать 25-26 узлов.

Усилены палубы и скосы. Увеличен угол возвышения орудий ГК. Противоминный калибр заменен на шесть двухорудийных башен с универсальными 130мм орудиями. На палубы и надстройки втиснули по 20-30 автоматов.

 

 

Авианосцы.

«Наварин» Северный флот. Вступил в строй в 1927м. При перестройке соорудили одну полетную палубу от носа до кормы, под палубой обширный ангар, надстройку и трубы сдвинули к правому борту. Ориентировались на данные по новейшим английским проектам «Игл» и «Гермес». От новомодной идеи отдельной взлетной палубы для истребителей русские отказались. В первую очередь из-за затянувшегося проектирования палубных самолетов и технических сложностей.

У авианосца водоизмещение 27 тысяч тонн. Скорость 28 узлов. Бронирование поставили крейсерское. Пояс 120 мм, палуба до 100мм. В ангар вмещалось 66 самолетов. Вооружение корабля соответствовало популярной концепции – тяжелый авианосец это полноценный боевой корабль, способный отбиться от крейсера. На корабль установили шесть двухорудийных башен калибра 203 мм. Две башни в носу, под свесом палубы. Четыре перед и за надстройкой, решение аналогичное «Лексингтону». В бортовых спонсонах 18  76мм противоаэропланных пушек.

При модернизации 38го года. Носовые башни убрали, палубу удлинили, зенитную артиллерию усилили. Новый состав вооружения: 4х2 - 203мм, 16 – 130 мм, 48 – 47м и 32 – 20мм. Самолетовместимость увеличилась до 72х машин.

 

«Гангут» - северный флот. В 1929м году на линкоре вспыхнул пожар. После чего корабль решили перестроить в авианосец. Вновь вступил в строй в 1934м году. В 1938м переведен на Средиземноморье.

Вводоизмещение 22 тыс. т. после реконструкции паро-турбинной установки удалось получить 25 узлов хода. На корабле сняли броневой пояс, демонтировали башни и минный калибр. Носовую оконечность нарастили. На палубе соорудили ангар. Полетная палуба на всю длину корпуса со свесами. Надстройка островного типа. В получившийся корабль удалось вместить 46 самолетов. Вооружение  12 х 102 мм, 34 х 47 мм.

После переделки старых кораблей настал черед авианосцев специальной постройки.

Первый корабль заложен в 1931м. Легкий авианосец «Князь Воротынский». В строй вступил в 1934м.

Водоизмещение 18 тыс. тн. Скорость 30 узлов. Бронирование только палубы над машинными и котельными отделениями. Вооружен  8 – 102мм; 26 – 47мм зениток. Авиагруппа 56 самолетов.

Второй корабль серии «Соколик» вступил в строй в 36м году. В 39м переведен на Тихий океан. Отличался составом вооружения: 8 - 130мм и 32 -47 мм.

В 1934м году заложили пару новых авианосцев для ТО. «Гамаюн» и «Сирин» строили без оглядки на ограничения и договора. В строй вступили в 38м году. Ключевые требования – мореходность, дальность плавания, большая авиагруппа. Получились большие корабли в 29 тыс тн водоизмещения. Скорость 32 узла. Ангар и палуба вмещают 83 самолета. При этом в состав авиагруппы могут включаться даже двухмоторные торпедоносцы (но только при палубном размещении).

Корабли несли пояс 87 мм напротив машинных и котельных отделений, приличную ПМЗ, бронирование палуб до 100мм.  Вооружение чисто зенитное: 16-130 мм в бортовых спонсонах, 64 – 47 мм и 36 -20мм автоматов.

Третий корабль серии заложен в 1936м, уже для севера. «Двенадцать апостолов» строился в Северодвинске, вступил в строй в 1939м. ТЗ адаптировано для севера. Автономность ниже, чем у тихоокеанцев, но зато корпус усилен, палуба с встроенными трубами подогрева, катапульты арктического исполнения. Авиагруппу пришлось сократить до 76 самолетов. Скорость 30 узлов.

 

Эсминцы.

Эсминец «Буйный». Задание на проектирование 1920й год. Закладка 4-х кораблей серии 1921й год. Ввод в строй 1923-24.

Экспериментальная серия по протоколу совещания «Замена «Новика». Основанием к разработке проекта послужили сведения о строительстве в Англии серии эсминцев со 120мм орудиями, разработка новых французских эсминцев и вести из Японии о проектах эсминцев с 127 мм орудиями.

Водоизмещение 1700 тонн, скорость 34-38 узлов, вооружение 4х1 - 130х55 крейсерские орудия, 2 – 76 зенитные, 4 – 47 мм, 4 пулемета. 2х3 – 533 ТА

Корабли серии отличаются ГЭУ. Котлы у всех нефтяные Ярроу адмиралтейского типа отличаются рабочим давлением.

«Буйный» давление котлов 17 атм, 2 ТЗА Балтийского завода.  1923

«Бедовый» давление 23 атм 3 ТЗА Балтийского завода. 1924

«Бешенный» 23 атм три низкооборотные турбины 1923

«Боевой» 23 атм 2 турбины с гидроредуктором. 1924

Испытания проводились на Балтике в период 23-25 годы. По заключению комиссии турбозубчатые агрегаты выигрывают у низкоскоростных по удельной мощности и расходу топлива. Котлы на перегретом пару показали рост паропроизводительности при прежнем объеме. Самой лучшей признана ГЭУ у «Бедового», но в серию рекомендовано принять двухвальную установку.

Введенный в строй последним «Боевой» показал наилучшие маневренные качества, скорость и самый низкий расход топлива, но гидроредуктор оказался капризным и ненадежным. Кроме того, его ГЭУ дороже конкурентов.

Конструкция и вооружение нареканий не вызывали. Уже в процессе доработки над концевыми орудиями поставили защитные козырьки. Рекомендовано установить резервный дальномер, переделать штурманскую рубку, поднять мостик, усилить площадку зенитных орудий. Предложено после первой серии разработать специализированные торпедные и артиллерийские серии эсминцев.

Серийные балтийские эсминцы заложили в 1924м году, не дожидаясь завершения испытаний, турбины заказали после окончательного вердикта. Первая серия 12 кораблей. В строй они вошли в 1926-28 годах.

Следующая серия «Громкий»  8 кораблей заложены в 1928м году. Водоизмещение 1800 тонн, 37 узлов, 5х1  130 мм орудий, 2 – 76 мм, 4 – 47 зенитных. 2х3  533 ТА.

Серия «Дерзкий» - 6 эсминцев 1932й год.  1800 тонн, 37 узлов, 4х1  130мм, 2- 76 мм, 4 – 47мм, 4х3  533 ТА.

В этот же год заложена первая серия средиземноморских эсминцев тип «Злобный» 12 кораблей. 1750 тн, 36,5 узлов, 4х1  130мм, 2- 76 мм, 6 – 47мм, 3х3  533 ТА.

Специально для Тихого океана строится серия «Смелый». Закладка 12-й кораблей – 1932й год.  1950 тн, 38 узлов, , 5х1  130мм, 2- 76 мм, 6 – 47мм, 3х3  533 ТА.

Оборона Дальнего Востока и защита промыслов это головная боль морского штаба. Не удивительно, уже в 20м году выдано ТЗ на океанский сторожевик. Первый корабль серии «Тюлень» заложен в 1921м. Вошел в строй в 23м. Следующие корабли строились быстрее. В период до 34го принято 18 кораблей. Крупные универсальные корабли с отменной мореходностью и дальностью плавания. Водоизмещение 1600 т. Паровые машины. Скорость до 16и узлов. Вооружение 4 х 102 мм универсальных орудий. 8 х 47 мм зениток, 8 пулеметов, глубинные бомбы. В перегруз могут брать на борт 40 мин.

Следующая серия турбинные. Тип «Гагара». Первый корабль заложен в 1932м. Принят в строй в 1933м. Всего по 1938й построена 21 единица. Водоизмещение 1600 тн. Скорость 24 узла. Вооружение 4 х 102 мм универсальных орудий. 8 х 47 мм зениток, 6 пулеметов, 2х2  533 ТА, глубинные бомбы.

Для Севера построены в 28 – 36м годах  16 сторожевиков «Шуга». 600 т. Дизельные 18 узлов. 2 х 102 мм, 4 х 47мм и 4 пулемета. Корпуса усилены по ледовому классу.

Подобные корабли строились и для Балтики, но с более легким корпусом. Серия «Огниво» 12 кораблей с 32го по 38й годы.

Средиземноморская серия «Мигрень» 15 кораблей более крупные. 660 тн. 18 узлов. 3 х 102 мм, 6х47 мм, 4 пулемета.

Название серии связано с историческим анекдотом. Военный министр потребовал чтоб, от новых кораблей у наших противников голова раскалывалась и понос прошибал. Моряки ухмыльнулись и взяли под козырек. Над большими кораблями измываться не стали, но на серии сторожевиков оторвались по полной. «Мигрень», «Ботулизм», «Чахотка», «Проказа», «Гангрена», «Артрит»… названия брали прямо из фельдшерского справочника. В строю нашлось место даже для «Дизентерии», все в полном соответствии с пожеланиями министра. Говорят, один сторожевик хотели назвать «Люэсом», но побоялись получить очередной «Потемкин». Корабль благоразумно поименовали «Перитонитом».

Удивительное стечение обстоятельств, но все «язвы и болячки» большую часть службы провели в Средиземноморье, через Босфор они проходили редко, в Черном море не задерживались. Командование обожало держать сторожевики в дальнем дозоре и в качестве маневренных легких сил в портах союзников.

Эсминцы 30х годов.

После закладки тихоокеанской серии в МГШ хватились за голову. При сравнении с зарубежными аналогами русские эсминцы выглядели недопустимо слабыми. Наши корабли были сравнимы с британскими, но значительно уступали новейшим французским и японским.

Моряки провели большую аналитическую работу, сравнивали возможные варианты, эскизы, просчитывали возможности бюджета. В итоге отказались от идеи сравнимых с французскими суперэсминцев. Предпочтение отдали достаточно дешевым и технологичным кораблям, но на современной технологической платформе.

Проект разрабатывали заново, без оглядки на «Супер Новики» 20-х годов. Для облегчения корпуса и удешевления технологии приняли полностью сварную конструкцию. Машинная установка по зарекомендовавшей себя схеме – двухвальная, турбозубчатая, эшелонированная, с котлами Ярроу на 27 атмосфер. Для эсминцев разрабатываются облегченные башенные двухорудийные установки 130мм универсальных пушек. Выдано задание на проектирование 4-х и 5-и трубных торпедных аппаратов.

Первая серия «Коршун» заложена в 1935м году 4 корабля. Вступили в строй они в 37м. Водоизмещение 2300 тонн. Скорость – 38 узлов. 2х2 – 130 мм, 8 – 47мм, 6- 20мм, 3х3 – 533 мм ТА.

Рост водоизмещения пошел на улучшение мореходности, запаса хода и усиление торпедного вооружения.

Вторая серия «Сапсан» - 10 кораблей практически не отличалась от первой серии.

Третья серия суперэсминцы для Тихого океана, фактически новый проект. Тип «Орлан» - всего построено 4 корабля. Водоизмещение 2900 тонн. Скорость 38,5 узла. 4х2 – 130 мм, 8 – 47мм, 12-20мм. 2х4 ТА.

Одновременно строилась четвертая серия более скромных характеристик, но зато сразу 18 кораблей. Это тип «Рысь». 2 500 тонн. 38 узлов. 3х2 – 130мм, 8 – 47мм, 8 -20мм, 2х4 ТА.

Пятая серия дешевые мобилизационные корабли продолжение серии «Коршун». Тип «Неясыть» заложено 20 эсминцев. Водоизмещение 2200 тонн. Скорость – 38 узлов. 2х2 – 130 мм, 8 – 47мм, 8- 20мм, 2х4 – 533 мм ТА.

 

Крейсера.

После того как «Светланы» вступили в строй в 1921-1923м годах, возник вопрос о дальнейшем развитии крейсерских сил. Если не считать трофейных крейсеров, изображавших из себя Сибирскую флотилию, в русском флоте наблюдался серьезный перекос между основными классами кораблей. Есть соединения линкоров, есть дивизионы мощных современных эсминцев, но практически нет кораблей промежуточного крейсерского класса. Восемь относительно новых крейсеров (довоенный проект) размазаны тонким слоем по трем европейским театрам.

Если смотреть по иностранным флотам, то вроде бы это общая проблема, современные крейсера в достаточном количестве присутствуют только в британском флоте. Японцы, янки и французы только строят свои крейсера и проекты не лучше «Светлан». Проблема в том, что у России слабые линейные силы, флоту необходим недорогой и сильный универсальный корабль, для целого спектра задач.

В середине десятилетия проблема обострилась. После Вашингтонской конференции все ведущие страны бросились строить большие крейсера с 8” артиллерией. На этом фоне «Светланы» смотрелись достаточно блекло. После долгого обсуждения проблемы в МГШ пришли к выводу, что нет необходимости гнаться за калибром, русскому флоту куда нужнее универсальный легкий крейсер для действий при эскадре.

Проблему осознали, но в 20е годы флот испытывал проблемы с финансированием. Увеличение бюджета пошло только в конце десятилетия. 

В  1928м году на Балтике заложили новую серию крейсеров. Всего 6 кораблей. Это «Опричник», «Стрелец», «Драгун», «Гусар», «Скиф», «Гот». В строй они вступили в 31-32м годах.  Водоизмещение 7600 тн. Скорость 33 узла. Броневой пояс до 70мм. Палуба 50 мм. Вооружение 3х3  152мм орудий, 6 – 102 мм зениток, + скорострельные автоматы. На палубе ставились 2х3  533 ТА. Непримечательные корабли весьма средних характеристик. Крейсера строились на балтийских верфях, но служили на севере.

Черноморские крейсера серии отличались дополнительной парой ТА. Вступили в строй эти корабли в 33-34м годах. Четыре корабля: «Венд», «Ободрит», «Древлянин», «Кривич».

После закладки «Опричника» под Шпилем озаботились усилением Дальневосточной флотилии (так с 28го именовалась Сибирская Флотилия). В Петербурге справедливо посчитали что, невозможно создать на Тихом океане группировку способную на равных противостоять ведущим конкурентам, а раз кораблей у нас будет мало, то строить их надо сразу большими и сильными.

1930 год. Заложены 4 крейсера для Дальнего Востока. Водоизмещение «Пересвета» уже 14 300 тонн. Скорость 32 узла. Дальность хода 9000 миль. Пояс 120 мм Палуба до 102мм. Вооружение 3х3 – 203мм, 8 -102мм, 12 -47 мм, 12- пулеметов,  4х3 ТА. 4 гидроплана.

«Пересвет» вступил в строй в 1933м году. За ним до 35го последовали «Ослябя», «Коловрат», «Добрыня». Следующую серию заложили в 33м. В строй вторая четверка вступила в 35-36м годах. Это: «Илья Муромец», «Ставр Годинович», «Баян», «Вольга Всеславич». Крейсера отличались от первой серии перестроенной надстройкой, дополнительными зенитными автоматами и переносом катапульты с кормы в среднюю часть корпуса.

В 30е русскую кораблестроительную программу бросило в другую крайность, если бюджетный комитет стабильно рубил строительство линкоров, то более дешевые крейсера пропускали без возражений.

Обсуждение третьей серии тихоокеанских крейсеров началось сразу после закладки «Муромца». Выдвигалось несколько вариантов от умеренного до максимального. Минимальный вариант это последовательное улучшение старых проектов: усиление зенитное вооружение за счет замены 102 мм орудий на новые 130 мм, усиление бронирования, дополнительные зенитные автоматы, новое навигационное оборудование.

В пику этому проекту другой группой продвигался вариант качественно нового большого крейсера, превосходящего немецкие крейсера типа «Дойчланд» перспективные крейсера США, способного бороться с французскими «Страсбургами».

Весьма оригинальное ТЗ, но при этом логичное как дальнейшее развитие крейсеров. Закладывались дальность плавания 12-15 тысяч миль. Скорость на форсаже 35 узлов. Бронирование до 230 мм пояса. Вооружение 9 – 305х52 мм орудий, плюс универсальная и зенитная артиллерия. Торпедные аппараты в палубных установках. Предусматривалось не менее 6-и гидропланов. Все это в водоизмещении 35-38 тыс. тонн.

В итоге победил компромиссный вариант. Крейсера с 305 мм орудиями посчитали слишком дорогими и узкоспециализированными. Проект отложили до лучших времен. Улучшать «Героев» тоже нельзя бесконечно. У потенциальных противников подобные же крейсера, но в большем количестве.

В итоге родился средний вариант «Вещий Олег». Таковых в 36-37м годах сразу заложили 6 кораблей. В строй они вступили в 38-40м. «Вещий Олег», «Дмитрий Донской», «Святослав», «Рюрик» строились на Балтике. «Юрий Долгорукий» и «Свенельд» строились в Николаеве-на-Амуре.

Водоизмещение 18 300 тн. Скорость 32 узла. Бронирование пояса 127 мм, палуба до 127 мм суммарно. Вооружение 4х3 – 203 мм орудий. 6х2 – 130 мм и 32 – 47 мм. Плюс 14 – 20мм. 2х3 533мм ТА. На двух катапультах 4 гидроплана. На всех кораблях на заводе ставился радиодальномер.

«Князья» качественно превосходили новые японские крейсера, как по вооружению, так и по бронированию. О британских «Каунти» и речи не было. А с учетом новых приборов управления огнем, артиллерийского вычислителя и радара – превосходство подавляющее.

После средненьких «Опричников» настал черед больших крейсеров для Атлантики и Средиземноморья. Задание на проектирование выдали после докладов разведки о начале работ в Англии над большими 6” крейсерами и североамериканском проекте «Бруклин». Проектирование вели без оглядки на иностранные образцы, фактически увеличили корпус «Опричника» и добавили ему четвертую башню. При этом корабль получился похожим на британские «Тауны».

Первый корабль серии «Мурманск» заложили в 35м в Северодвинске. В строй он вступил в 37м. всего с 35 по 38й построено шесть крейсеров. Корабли сразу перебрасывались на север. Это «Мурманск», «Минск», «Вильно», «Киев».  «Челябинск», «Царицын» строились в Северодвинске.  Водоизмещение 11 300 тн. Скорость 33 узла. Бронирование: пояс 102 мм, палубы до 76мм. Вооружение: 4 х3 – 152мм установки. 8  - 102мм зениток; 12-  47мм и 14 - 20мм автоматов,  2х3 533мм ТА.

Черноморская серия вступила в строй в 36-38м годах. Четыре корабля – «Вятич», «Дрегович», «Полянин», «Северянин». Строились по одному проекту с балтийскими кораблями.

Вторая атлантическая серия тоже шесть кораблей: «Митава», «Верный», «Владивосток», «Львов», «Омск», «Хабаровск». Строились в Северодвинске, в строй вступали в 42-44м годах. Отличались от первой серии улучшеным бронированием, дополнительными зенитками и лучшей обитаемостью. Водоизмещение 11 800 тонн, Скорость 33 узла. Бронирование: пояс 102 мм, палубы до 76мм. Вооружение: 4 х3 – 152мм установки. 8  - 102мм зениток; 22-  47мм и 14 - 20мм автоматов,  2х3 533мм ТА.

Во второй половине 30х стало ясно, что флоту необходимы специализированные корабли ПВО соединения, крейсера способные сопровождать авианосцы. Для Тихого океана заложили шесть таких крейсеров второго ранга. В строй вступили в 37-39м годах. «Леший», «Болотница», «Водяной», «Кащей», «Встречник», «Обдериха».

Получились вполне приличные эскортные корабли. Водоизмещение 6700 тонн водоизмещения. Скорость 33 узла. Хорошая мореходность. Броня 57 мм пояс и 76 палуба. Вооружение 4х2 - 130мм универсальных орудий, 24 – 47 мм, 12 – 20мм. Плюс 2х3 533мм ТА. Катапульты в проект не влезли.

Еще 4 таких корабля строили для Севера: «Кикимора», «Русалка», «Лихо», «Шеликун» . С учетом местной специфики водоизмещение выросло до 6 900 тн. Усилен корпус, скорость упала до 32,5 узлов.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зачем вам Северный флот?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Зачем вам Северный флот?

Странный вопрос. Вообще-то Мурманск и Архангельск это прямой выход в Атлантику. Опыт ПМВ показал, что в случае большое европейской заварушки основной линией коммуникации оказывается как-раз север. Плюс, Северный флот может действовать в Атлантике не взирая на наличие вражеских баз в районе датских проливов. Да и свои порты защищать надо. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

непонимание матчасти детектед.

перечитайте ваш ответ на предмет внутренней логики.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Новые линкоры.

Старый «Афон», героический трофей, в конце 20х годов сослужил еще одну службу русскому флоту. Древний хорошо повоевавший корабль разваливался на глазах. Все проекты ремонта и модернизации оценивались в такие деньги, что проще было построить новый корабль.

При этом моряки настаивали, а армейцы их поддерживали, - на Средиземном море необходимы четыре линкора. Совместным натиском удалось продавить бюджет на новый

корабль через Минфин. Важным было и то, что у России как раз образовался лимит на постройку одного нового линкора.

Техническое задание больше ориентировалось на договорные лимиты, а не требования моряков. Все понимали, не удастся получить приличный линкор стандартным водоизмещением 35 ктн. Изначально строительство планировалось на верфях «Наваль». Потому, конкурс проводился формально. Проектирование велось на базе проработок «Наваля» с активным участием специалистов Адмиралтейского завода.

«Босфор». Стандартное водоизмещение по ТЗ 38 ктн, с требованием показать формальные 35 ктн. Главный калибр утвердили 406/50 мм орудия Виккерса. Скорость – 30 узлов. Бронирование должно было обеспечить способность противостоять 406 мм калибру. Дальность плавания 15 000 миль. Мореходность рассчитывается из условия работы в Атлантике или Тихом океане.

Втиснуть все требования в лимит водоизмещения не получилось. Инженеры «Наваль» пошли путем «обжимания» всех основных характеристик, дабы получить сбалансированный корабль.

Как итог. Водоизмещение 38 000 тн стандартное и 49 000 тн. полное. Скорость хода снизили до 28 узлов. Дальность плавания 10 000 миль. Котлы адмиралтейские давлением 27 атмосфер на жидком топливе. 4 ТЗА. Два руля.

Главный калибр разместили в четырехорудийных линейно-возвышенных башнях. Схема на основе балтийских проектов времен войны и данных о новейших французских линейных крейсерах. В башнях две пары орудий разделены броневой перегородкой.

Желание заказчика получить мощную батарею 152 мм орудий не вместилось в водоизмещение. Пришлось ставить универсальные башенные установки 130мм. Причем, на момент проектирования линкора, установки существовали только в эскизах. «Босфор» получил 8 таких спарок. Шесть по бортам и две линейно-возвышенные в корме. Кроме того на надстройках и мостиках разместились 32 – 47мм и 24 – 20мм зениток. Торпедные аппараты не ставили, в начале 3-х годов под Шпилем считали, что линкорам они бесполезны. Зато установили катапульту и два гидроплана.

Бронирование по принципу «всё или ничего». Пояс 300 мм + противоосколочная перегородка 70 мм до верхней палубы. Второй пояс 180 мм. Суммарная толщина палуб до 180мм. Подводная часть корпуса расширена за счет булей.

«Босфор» заложили в 1928м году. Очень удачно под всемирный кризис. Строился корабль быстро, так как попал в антикризисную программу «увеличенного госзаказа». В строй вступил в 1933м.

Оценка проекта умеренно положительная. Сбалансированный корабль в рамках договорного водоизмещения. К недостаткам можно отнести небронированные оконечности и слабое бронирование универсального калибра. Размещение артиллерии вызывало нарекания у моряков, считалось, что две башни слишком уязвимы. Пусть орудия размещены по схеме 2+2, но повреждение вращающейся части башни разом выводило из строя половину артиллерии. Так же моряки отмечали малое число универсальных орудий.

«Афон» вывели из состава флота в 1930м году. Заслуженный линкор 4 года стоял на приколе в ожидании очереди на разборку. Это официально. В реальности дипломаты и торгпреды искали кораблю нового хозяина. Долго велись переговоры с Польшей. Поляки очень хотели получить полноценный линкор по весьма скромной цене, но в начале 30х денег у них не было даже на такой корабль.

Греки сразу отказались от предложения, трезво оценив свой бюджет. Испанцы запросили полный капремонт с заменой артиллерии на 305 мм. Получившаяся смета их не устроила. Латиноамериканцы проявляли заинтересованность, но не более того.

В итоге сторговались с поляками. За 600 тысяч рублей Польша получила корабль с комплектом запасных стволов главного и вспомогательного калибров. Плюс «Наваль» заключил контракт с Варшавой на 300 тысяч рублей. За эти деньги «Круль Болеслав» (так покупатель переименовал «Афон») должен был пройти восстанавливающий ремонт и модернизацию котлов.

Ремонт завершили быстро. На мерной миле корабль показал 28,6 узла, как в молодости. Заказчика это полностью устроило. Летом 35го года бывший «Гебен» отправился на родную Балтику с польской командой на борту и под новым флагом. Не смотря на опасения русских, поляки довели линкор до Гдыни без происшествий. На ближайшие годы «Болеслав» стал флагманом польского флота, участвовал в парадах, служил угрозой шведскому и германскому флотам. Линкор использовался для торжественных визитов в Россию и Британию.

Все закончилось в сентябре 1939го года. В большинстве личных развилок «Болеслав» погиб под градом бомб у косы Хель. В одном из вариантов истории контр-адмирал Вильк Брановский вывел корабль в море и тем самым ускользнул из-под удара Люфтваффе. Прорыв в Англию заранее оценивался как фантастический. Хотя, эсминцы и минзаг проскочили Датскими проливами без приключений.

«Болеслав» в сопровождении эсминца пошел в Россию. Скорее всего, на решение Брановского повлияли воспоминания об отдыхе в Риге и уехавшая в Россию семья. Да, жена и дети Брановского успешно прошли пограничным переходом в Бресте. А сам контр-адмирал дошел на «Болеславе» до Ревеля, где и интернировался.

Это решение весьма благоприятно сказалось на судьбе экипажа линкора, большинство моряков сумели воссоединиться со своими семьями. В одном повезло, в другом нет. Политика штука неумолимая, государственное благо перемалывает людей как зерно в муку. После вступления России в войну лондонское польское правительство объявило контр-адмирала Брановского и всех офицеров «Болеслава» предателями. Увы, не на долго. После трагичных событий 41го года, приведших к резкой смене курса Британии, лондонское польское правительство и его решения потеряли актуальность.

Весной 1940го года по итогам ликвидации польского наследства, линкор вернули Германии. Круг замкнулся. Кораблю даже успели вернуть историческое имя, но в состав флота не вводили, хоть идеи задействовать ветерана в одной из многочисленных операциях возникали регулярно. Корабль простоял у стенки до конца 40х, когда и пошел на слом.

Возвращаемся к русскому кораблестроению. Приход к власти в Германии НСДАП привел к улучшению отношений между Берлином и Петербургом. Соответственно Россия в 30е годы перераспределила военный бюджет в сторону флота.

Линкоры «Измаил» и «Бородино». Этим кораблям не везло на модернизации. С момента перевода на Север они долгие годы оставались сильнейшими кораблями флота. Они были нужны в строю, не смотря на требования моряков, времени на серьезный заводской ремонт не находилось.

Как это ни смешно, но Адмиралтейство тратило большие деньги на кардинальную модернизацию устаревших двенадцатидюймовых линкоров. Куда более мощные корабли постоянно были заняты. Их категорически не удавалось вывести из линии.

Первую модернизацию они прошли еще на стапелях. Тогда же были усилены палубы, подкреплены пояса, низкооборотные турбины заменены на современные ТЗА. Время шло и могучие линкоры устаревали. В 20-е годы на крышах башен появились катапульты и гидропланы, на все свободные площадки ставились зенитки. Более-менее серьезную модернизацию «Измаил» и «Бородино» прошли во второй половине 30-х на мурманском заводе.

Силовая установка прошла капремонт. Окончательно ликвидированы угольные бункеры. Котлы заменены на более производительные. Поставлены новые системы управления огнем и баллистические вычислители. Фот-мачта усилена, перестроена носовая надстройка, добавились площадки и мостики. С корабля сняли старые 76мм зенитки. Взамен установлены современные спарки 102мм зениток. Всего 8 спарок. Мелкокалиберная зенитная артиллерия представлена 24 – 47 мм и 32 – 20мм автоматов.

С корабля сняты торпедные аппараты, демонтированы катапульты. Батарею противоминного калибра сократили до 16-и 130мм орудий. Носовая оконечность перестроена. Теперь линкоры получили острый атлантический нос. Корпус удлинился на 12 метров.

Заказчик хотел еще форсировать машины, усилить палубное бронирование, заменить средний калибр на универсальные 130-мм орудия в башнях, усилить ПМЗ булями и еще больше удлинить носовые оконечности для улучшения мореходности, увеличить угол подъема башенных орудий, усилить защиту погребов. Деньги на это были. Времени не нашлось.

 

Уже в 1936м году принято решение строительства новых линкоров для океанских флотов. Время сложное, мировая система сдержек и противовесов летела ко всем чертям. Умные люди понимали, Веймарский мир доживает свои последние годы. В Европе и Азии слишком много недовольных положением вещей, а в Вашингтоне слишком сильно заинтересованы в новой мировой бойне с обнулением всех старых обязательств.

В России одними из первых решили забить на Вашингтонское и Лондонское соглашение, строить новые линкоры без оглядок на договорные ограничения. Все равно, вскоре все договора не будут стоить бумаги, на которой они написаны.

Закладывать новые корабли решили на Балтике. На адмиралтейских верфях высвобождались стапеля, а завод был одним из немногих способных быстро и качественно построить тяжелые корабли.

В техзадании Адмиралтейства опять проявился цусимский синдром. После достаточно сбалансированного «Босфора» от новых кораблей потребовали в первую очередь максимальные ударные характеристики. То есть, после долгого перерыва вернулись к своей старой концепции,

реализованной в русских линкорах ПМВ. Хорошо, не стали возвращаться к постцусимской концепции бронирования с размазыванием защиты тонким слоем.

Всё же у Адмиралтейства были свои резоны. Свой и иностранный опыт говорил, практически невозможно кардинально усилить огневую мощь старого линкора. Башни можно только снимать, а не добавлять.

Ключевое слово ТЗ: «приделайте к «Босфору» третью башню». Кроме этого скорость 30 узлов гарантированно. Максимально возможное число стволов универсального калибра. Предельное усиление горизонтального бронирования.

После проработки, в рабочем проекте получился линкор полным водоизмещением 68 тысяч тонн. Скорость 30 узлов. 4 ТЗА суммарной мощностью 270 000 л.с. На корабль поставили три руля.

3х4 406/50 мм; 12х2 130мм универсалок; 44 – 47мм; 42 – 20мм, две катапульты и 4 гидроплана.

Пояс 305 + 70мм, в оконечностях 100мм. Верхний пояс 152 +70 мм. Палубы до 230 мм. ПМЗ увеличена булями. Главный пояс устанавливался с обратным наклоном. Барбеты главного калибра 432 мм. Лоб башен 432мм.

В проекте изначально предусмотрены РЛС и новомодные теплопеленгаторы. Мачты и мостики проектировались с учетом современного оборудования.

У кораблей очень высокая унификация по узлам с другими сериями. Так, 406 мм башни взяты с «Босфора», 130мм универсальные установки серийные, ставились на многие корабли флота. Котлотурбинная установка унифицирована с авианосцами «Гамаюн». Оборудование и оснащение линкоров серийное. Толщина бронеплит закладывалась с учетом уже имеющейся на заводах оснастки.

При строительстве удалось сохранить в тайне часть характеристик линкоров. До 1940го года все были уверены, что вторая башня будет двухорудийная. Броневой пояс считался толщиной 400 мм плюс подкрепление. Зато скорость «Радегаста» официально назвали 28 узлов, тогда как в полном грузу он показывал 30 узлов. До середины мировой войны бытовало убеждение, что российские радары сильно уступают британским и немецким. Русские не спешили развеивать это заблуждение.

Назвали линкоры назвали «Радегаст» и «Свентовид», так как первоначально корабли предназначались для Тихого океана. Однако, прославиться им выдалось в сражениях на атлантическом ТВД.

Корабли получились одними из сильнейших в мире. Ставка на максимальный вес бортового залпа оправдалась. 406мм орудия обеспечивали поражение целей на всех реальных дистанциях боя. Надежные системы управления огнем и радары гарантировали высокую точность огня. Недостаточным оказалось зенитное вооружение, но это общая проблема. Никто не мог в конце 30х годов предугадать, что вскоре моряки захотят еще две башни универсалок, а лучше четыре.

Отмечалась недостаточная толщина брони, но в целом защита обеспечивала боевую устойчивость в артиллерийском бою. В целом же акцент на наступательных характеристиках верный. Опыт войны показал, сверхтолстая броня не панацея, потопить можно любой корабль.

Главным недостатком линкоров типа «Радегаст» была их цена. За эти деньги можно было построить пару кораблей умеренных характеристик типа «Айова» или «Лайон» и тяжелый авианосец. Но зато большое водоизмещение и добротная постройка обеспечили хороший модернизационный потенциал. Служили эти корабли очень долго.

После спуска на воду «Радегаста» и «Свентовида», в Адмиралтействе родилась идея добавить кораблю еще одну башню. Этакий принцип последовательного усиления залпа от серии к серии. Рассматривались два варианта вооружения: 4х4 406мм, или 4х3 457 мм. Водоизмещение предполагалось около 80 тыс. тонн.

Идея широко обсуждалась. Многим импонировала идея заранее непобедимого линкора, однозначно превосходящего любого возможного противника. При этом сверхмощный бортовой залп должен был подкрепляться непробиваемой палубой и непроницаемым зонтиком ПВО. Предполагалось поставить на корабль 16 130мм спаренных установок и более 130 автоматов.

Дальше обсуждения концепции и эскизов дело не пошло. В 1940м году флоту требовались совсем другие. Адмиралтейство аннулировало заказ на вторую пару линкоров типа «Радегаст». Верфи загружались заказами на авианосцы, крейсера и эсминцы удешевленных военных серий.

Вместе с суперлинкорами, под сукно легли детальные проекты тяжелых крейсеров, пятибашенных легких крейсеров, авианосцев «супер Гамаюн». В Красном Замке не впадали в эйфорию от бешеных темпов роста промышленности в межвоенный период. Многие помнили, с какими трудностями столкнулась страна во время прошлой войны. В жизнь вступала неумолимая экономика военного времени: надо много и дешево.

Впрочем, «Радегаст» дал еще один побег неуемной инженерной мысли. В том же 1940м году серьезно обсуждались слабости береговой обороны. Если крупные ВМБ прикрыты башенными батареями, если для защиты неукрепленных позиций существует железнодорожная артиллерия, то что делать для защиты районов со слаборазвитой дорожной сетью?

Инженерная группа МГШ предложила поставить на гусеничное шасси линкорную башню. Даже не башню, а половинку башни с двумя 406мм орудиями. Естественно, на полноценное бронирование решили не закладываться, предложили обойтись противоосколочным.

К сожалению, в тот день, в штабе флота явно испытывали дефицит критического мышления. Только этим можно объяснить официальное задание на проектирование тяжелой самоходной установки береговой обороны. Проектировщики не ударили в грязь лицом и сделали проект.

На рассмотрении эскизов разум одержал верх над инженерным гением. Да, машину можно было построить, но лучше не пытаться. Нет агрегатной базы. Все надо разрабатывать с нуля. Машина даже в разобранном виде не влезет на железнодорожные площадки. Перевозка на большие расстояния возможна только морем, на специальном судне, выгрузка на берег и погрузка на судно только на пологих берегах, с насыпей. При движении своим ходом установка неизбежно будет уничтожать дороги, дамбы и прочие инженерные сооружения. Движение по пересеченной местности невозможно. Движение по слабым грунтам требует строительства дороги.

В большинстве случаев, строительство железнодорожной ветки и оборудование артиллерийских позиций выйдет быстрее. А построить под те же два орудия монитор будет дешевлее. Впрочем, от мониторов тоже отказались. Когда требовалось оборонять базы, на верфях

не было свободных стапелей, либо флот не мог найти подходящие готовые корпуса. А когда стапеля высвобождались, уже терялась необходимость в обороне берегов.

Последним не рожденным потомком «Радегаста» стал проект «Кащей». Разработка 60х годов. Очередная попытка приделать двигатель к сверхдальнобойной пушке со сверхмощным снарядом. Проект родился, как попытка гарантированно пробить объектовую ПВО. Дело в том что, ракетные комплексы 60х годов самолеты и ракеты перехватывали успешно, а вот с тяжелыми снарядами не получалось. Отсюда закономерное решение – добросить снаряд, если не получается с ракетой или бомбой.

По заказу армии и флота разрабатывалась сверхдальнобойная пушка калибром 508/140 мм. Дальность ведения снаряда 340 км с возможностью еще большего увеличения за счет реактивных снарядов. Начинка снаряда только ядерная, безусловно. Сразу было ясно, на суше такое орудие можно применять только в виде стационарной установки, что энтузиазма, ясно дело, не вызывало.

Выход: поставить пушку на корабль. Громоздкая установка должна была занимать половину длины корпуса корабля. Горизонтальное наведение +/- 15 градусов. Остальное за счет корпуса. Бронирование «Кощея» не предусматривалось. Вооружение только ближней самоообороны. Но скорость не менее 33 узла.

Предполагалось что, корабль сможет наносить удары из-за горизонта по походным ордерам соединений, базам, береговым объектам. Проект «заморозили» после начала испытаний орудия на полигоне. Как раз в 60е годы произошел прорыв в строительстве тяжелых баллистических ракет, и были приняты на вооружение сверхзвуковые самонаводящиеся крылатые ракеты корабельного и воздушного базирования.

Последние и поставили крест на идее сверхдальнобойной пушки. Всё же моряки понимали, без корректировщика в районе цели, пушка бесполезна. Вообще, обнаружение и сопровождение цели это основная проблема всех загоризонтных систем. А узкая специализация - ахиллесова пята большинства образцов чудо-оружия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас