Артиллерийская армия 10.1 Носители автоматов. Начало

1 сообщение в этой теме

Опубликовано:

Если не упоминать попытки повышения подвижности автомата на поле боя за счёт конной тяги, то нужно сказать, что с момента возникновения самодвижущегося экипажа военным ведомствам было подано великое множество прожектов по данной тематике. Однако те немногие из них, исполнение которых было столь простейшим соединением пулемёта с самобеглой коляской, что могло быть реализовано средствами самого автора, казались неубедительными.  Неубедительными настолько, что общественное ожидание стало тяготеть к прожектам ощетиненных десятками стволов «сухопутных линкоров» более, нежели к рациональным конструкциям. Военные же постепенно приобрели иммунитет к растущей как на дрожжах эпидемии изобретательства боевых машин. Столь стойкий, что в последствии, когда наконец всё же появятся достойные образцы, перебороть этот иммунитет составит большого труда.

Особенно характерно это было для американского государства с его крайне ограниченным интересом к армии. Если в конце 19го века американские военные ещё проявляли некоторую инициативу в деле оснащения пулемётами самобеглых колясок, то в первых годах 20го вследствие идеологической усталости Военного Департамента от всех этих изысканий, энтузиазм в данном направлении стал большей частью ограничиваться лишь теоретическими пассами. Поэтому появившиеся уже до Первой Мировой достаточно рациональные бронеавтомобили, несмотря на широкую огласку, по-прежнему представлялись генералам лишь очередными участниками эдакого механического цирка.

Но вот грянула Великая Война. В последние дни 1914го из Европы стала приходить информация о массовом поступлении бронеавтомобилей в британскую армию. Сам лишь этот факт, даже без какого-либо подтверждения их реальной боевой эффективности, возымел столь значительное действие в напряженной проблемой подвижности автомата американской военной среде, что решение о принятии на вооружение аналогичной машины возникло незамедлительно. Дело оставалось за малым - создать её.

В начале 1915го представительство Отдела Механизации Департамента Вооружений во главе с майором Раймондом Е. Карлсоном отправилось в Британию для ознакомления с сутью вопроса и с полномочиями приобретения принятого там на вооружение образца.

Майор Карлсон нашёл британскую машину гораздо более готовой для практического использования, нежели все предыдущие. По мнению майора это следовало из двух моментов. Во-первых, британский образец был создан на базе довольно прочной и надёжной машины, да ещё и с одним из мощнейших на это время двигателей. Во-вторых, машина получила весьма совершенный бронекузов: простой практичной конструкции довольно низкого силуэта, что уменьшало раскачивания и позволяло увеличить толщину брони при сохранении приемлемой массы. Также отмечался не пострадавший от общей компактности объём для размещения пулемёта с расчётом, особенно размер башни.

Сравнивая методы создания бронеавтомобилей предыдущих и Rolls-Royce АС, майор Карлсон пришёл к выводу, что указанными положительными чертами последний обязан тем, что создан не далёкими от нужд армии гражданскими производителями, а группой военных специалистов. Майор сделал из этого соответствующие выводы.

В то же время майор отметил и некоторые качества предыдущих бронеавтомобилей, недостающие новой машине: полного привода Daimler, небесполезного для разбитых американских дорог, или более совершенного сопряжения вооружения с амбразурой, как у Ehrhardt BAK, делающего стрелка более защищённым, а машину более универсальной вследствие возможности стрельбы по аэропланам.

В общем же ничего экстраординарного в британской машине майор не обнаружил. И рассудил, что выпуск подобной машины для американских производителей не составит труда даже без закупки образца, хотя наличие его может помочь делу. Однако в приобретении именно стандартизированного Rolls-Royce АС представительству было отказано под предлогом острой нужды в них самой британской армии. Взамен, с уверениями в абсолютной идентичности свойств, был предложен экземпляр не ставшего стандартным Lanchester AC. И вот когда майор увидел его, он понял, что можно построить машину гораздо лучше британской.

Представительство вернулось в апреле, и тот час же было преобразовано в комиссию по изучению закупленного образца. Вскоре комиссия представила отчёт, отмечавший удовлетворительные характеристики бронеавтомобиля. Однако указывались два момента, по мнению комиссии требовавшие изменений.

Во-первых, британская машина была выполнена на базе хотя и надёжного, но легкового автомобиля. Этого было вполне достаточно для рейдерских задач с использованием дорог, для которых она предназначались в RNAS. Однако американцам требовалось средство перемещения автомата по бездорожью поля боя. Да даже и американские дороги требовали более мощного и вездеходного шасси.

Во-вторых, британская машина несла относительно малогабаритный 18икилограмовый пулемёт и 6000 патронов общим весом 150 кг. Machine gun с боезапасом была габаритнее, сама весила 56 кг, а 2000 патронов к ней – 650 кг. Поэтому наряду с еще большим упрочением шасси требовался также достаточный внутренний объём. Вобщем, американскую машину нужно было делать на базе полноприводного грузовика.

В конце мая 1915го года на Абердинском полигоне было собрано расширенное совещание с представителями фирм-поставщиков армейских транспортных средств повышенной проходимости. Причём приглашенных попросили заранее подготовить свои соображения о перспективах производства машин-носителей пулемётов. Программа совещания занимала три дня. Первый день был отведен на ознакомление с британской машиной. Майор Карлсон со стороны с беспокойством следил за представителями. Практически все они были главами-основателями фирм и конструкторами высочайшего класса, и их непосредственная реакция могла обрисовать положение дел лучше, нежели слова, которые они скажут впоследствии, и в которых уже будет подмешана и финансовая политика и частные интересы. А майору важно было прочувствовать их настроения и при необходимости повернуть всё в нужное русло, ибо многое сейчас зависело от верного восприятия предстоящей задачи, от того, какую стартовую позицию займут эти люди.

У кого-то из приглашённых машина вызвала живейший интерес, кто-то проявлял к ней почти нарочитое равнодушие. Но поведение одного человека, худощавого, с выцветшими инженерскими усами, действовало на майора определённо обнадёживающе – до того деловито и тщательно осматривал он экспонат, что казалось, будто ни малейших сомнений в перспективах будущей машины у него нет, и прикидывал он только, что из увиденного может сгодиться для её воплощения.

На второй и третий дни были назначены доклады участников. Общий тон докладов был следующим: несмотря на некоторые достижения европейских коллег, американское производство шасси повышенной проходимости по уровню и по размаху значительно превосходит европейское. Что касается собственно бронеавтомобиля, то, опять же, американские производители в частном порядке уже создали ряд их, значительно превосходящих британский образец. И что особенно важно, созданы они на базе освоенных массовых и отработанных уже машин местного производства. Так что не стоит изобретать велосипед.

С заключительным словом выступил помощник начальника Департамента Вооружений подполковник Олден. Он подтвердил высокий уровень и размах американского автомобилестроения. Однако, - сказал он далее, - до сих пор цели, преследуемые производителями и армией, были простейшими – всего лишь перевозка грузов разухабистыми американскими дорогами – и в этом цели наши были совпадающими. Теперь же перед нами стоит цель совершенно иного характера. И дело не в том, что цель эта сложнее. И даже не в том, что цель эта уже целиком лежит вне области коммерции, вследствие чего интересы производителей и армии тут просто обречены на конфликт. А дело в том, что облик будущей машины всецело, до последнего винтика, должен определяться единственно лишь задачами, для которых она создаётся – это не просто вопрос выгоды, эффективности или тонно-миль. Это вопрос человеческих жизней. Если бы не это, действительно достаточно было бы провести конкурс среди предлагаемых уважаемыми отечественными производителями машин и выбрать для производства наиболее достойную. Но теперь мы вынуждены с сожалением констатировать, что ни одна из них не соответствует требованиям сего дня. В том нет недочёта производителей – просто ещё вчера считалось, что для создания боевой машины достаточно всего лишь чисто механически объединить автомобиль с пулемётом. Но сейчас нужно уже понять, что всё несколько сложнее, что машина, построенная для одной цели, будет в корне отличаться от машины, построенной для другой цели. И понять, что цели эти могут определяться исключительно лишь армией. И понять, что впредь, если производители будут пытаться строить боевые машины, сообразуясь именно со своими – конструкторскими ли, производственными ли, коммерческими ли, любыми другими самыми благими соображениями, то вряд ли они смогут предоставить армии сколь-нибудь приемлемый образец. А вот если мы, армия, сочтём например, что шасси уважаемого мистера Захова, - подполковник учтиво кивнул головой в сторону присутствующего, - должно быть снабжено, допустим, трансмиссией Панар, в том будет не каприз какого-то экзальтированного генерала, а жизненная необходимость. Поэтому мы получим требуемое любой ценой – можете быть уверенными. Вот, собственно, и все наши условия. Не тешась надеждой, что таким образом удастся получить машину идеальных свойств, мы, однако, будем к тому стремиться. И, надеюсь, господа производители нам в том помогут. Во всяком случае, другого способа действий мы не видим. Прошу учесть – времени у нас не так уж много. Все вы в курсе событий седьмого дня, и, боюсь, армии придётся-таки принять участие в европейском деле. И необходимо, чтоб к тому моменту как минимум начались поставки машин. Поэтому дивиденды будут на руках у первых решившихся. Не секрет также, что именно этот контракт на ближайшее время станет важнейшим для армии, и участие в нём даст определённое преимущество в борьбе за другие. В общем, господа, слово теперь за вами. С завтрашнего дня комиссия продолжит работу в качестве Gun Carrier Committee. И те из вас, кто готов дать положительный ответ уже завтра, приглашаются с утра на его координационное заседание.

Ведущие производители сослались на необходимость обдумать предложение. История умалчивает о том, каким именно образом ведущие производители оказались единодушны в своих дальнейших действиях, однако все они приняли решение обратиться к лоббистским методам по продвижению собственных конструкций. Забегая вперёд, скажем – не возымевших ни малейшего успеха. А на заседание следующего дня явилось лишь несколько второстепенных производителей, которым армейские заказы были выгодны на любых условиях. В том числе и худощавый человек с выцветшими инженерскими усами. Он занял за столом место, отделённое от всех остальных группой пустующих кресел. Армия в лице майора Карлсона смотрела только на него – заседание в ожидании других возможных представителей пока не начинали. Человек своим уже запомнившимся насмешливым взглядом исподлобья также глядел только на майора. А потом, видимо поняв недвусмысленность ситуации, с ещё более насмешливой улыбкой спросил:

- Ну, а что я, по-вашему, могу сделать для шасси мистера Захова?

- Мотор, – улыбаясь в ответ, сказал майор. – Какой умеете только Вы. Вот для такого капота, - майор постучал костяшкой пальца по лежащему перед ним чертежу Ланчестера.

- А если мистер Захов не пожелает делать шасси для моего мотора?.. – худощавый многозначительно скосился на пустующие кресла.

Майор непонимающе воздел брови.

- ...я могу сделать его сам, - решительно довел худощавый до логического итога. 

- Ни мгновенья сомнений, мистер Кристи. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас