Альтернативная Ангара

93 сообщения в этой теме

Опубликовано:

1) Пуски военных ракет проходят с Капустина Яра.

Вы не поверите, но Р-7 это, изначально, МБР, а не ракета-носитель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1) Пуски военных ракет проходят с Капустина Яра.

Байконур строился конкретно под Р-7 первый успешный пуск советской тяжелой МБР был как раз оттуда 21 августа 1957. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Байконур строился конкретно под Р-7 первый успешный пуск советской тяжелой МБР был как раз оттуда 21 августа 1957. 

1) МБР запускаются не по экваториальной траектории.

2) Ни что не мешает запускать с берега Каспия по траектории Байконура.

Изменено пользователем Mamay

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

_Нкоро_ писал 

 гадости от имени всех русских - пиши конкретные цифры 

Выход ниггера (любого цвета - от тайги до бразильских фавел) на сцену: Императивы с тыканием ("отдавай мобилу"). В данном случае вовсе безосновательные. На буй

на поплавок посреди водоёма, а вы о чём подумали

"от имени всего русского народа".. ..БлиИИн и вам - с коловратиком 

Mamay писал

Вот и хотелось бы подробностей почему нельзя так? 

Я например не вижу принципиальной разницы между 1ми ступенями Зенита, Ангары и предложенной вами Россиянки.

Её на глаз в этом практически не увидеть. График оптимальности очень резкий и при довольно небольших отклонениях ПН - вовсе обнулится. Но известно что оптимально распределение ХС по ступеням максимально близкое к равномерному. Учёт гравпотерь делает в оптимуме первую ступень несколько больше.

Что я ещё вспомнил (всё же с обсуждения на "НК" тогда почти синхронного решениям 12лет прошло): "Зенит" из-за бессмысленной технологически унификации с боковухой "Энергии" с РН бОльшего класса разопримизирован в ПЕРЕразмеренность 1ой ступени. С "Ангарой", у которой модуль 1ой ступени оптимиризовали под замену "Космоса" ситуация обратная.

В какой-то момент разработки, под смех сквозь слёзы на "НК" стартовая тяговооружённость "Ангары 5" приблизилась (правда - сверху) к 1.2. Важно НЕ что такое с тз советской школы летать неспособно (и её тз "Сатурн V" c её 1.3 - очень плохая, почти неспособная летать; совидеал Н-1 с 1.51), важно что от низкой тяговооружённости в начале ОЧЕНЬ растут гравпотери. Дальше (выше), в конце работы 2ой ступени (которая должна б это как-бы компенсировать) получали 7g - требование глубокого (30% няп) дросселирования движка; при котором чудеса от Энергомаша теряют и свой "сверхУИ" и устойчивость работы. ПН практически обнулилась, надо форсировать движки 1ой ступени. 

Но вобщем, первоначальное формальное ТЗ от военных на "Ангару 5" - из Плесецка доставить на ГСО тоже что "Протон" с Байконура няз так и не выполнено. 

И в действительности выполнить ТЗ  и не стремились, считая ТЗ формальным. (См далее) 

Вы считаете, что желание заменить Космос возникло на пустом месте?

Я же в первом посте в тему описывал ситуацию, о том что именно этот вопрос - КРАЙНЕ интересен для анализа (и очевидно "Адназначный" ответ на него СРАЗУ может быть только у ниггера).

Как виделась ситуация 12лет назад, когда почти синхронно с обсуждением на "НК" (времена ещё либеральные к инсайду) пошло финансирование и реальные работы: "Бумага" типа от госпатриотической шиншиллы - есть (и её изложение подробное настолько что ещё НЕ совсем уж под гриф даже при либеральности) в том треде было.

Начальство ЦиХ НЕ ниггеры, с одной стороны ПОНИМАЮТ Ходжу Насредина что за время разработки номенклатура ПН и ТХ изделий 100500раз изменятся.

 Но с другой (УЖЕ ПИСАЛ, повторяюсь)- "Ааа, миниатюризация, взрыв спроса на лёгкие РН, "Космос" и "Циклон" кончаются". Потому "бумагу шиншиллы" использовали в отсутствии госфинансирования как БЛАГОСЛОВЕНИЕ держимся на работу над ЛЁГКИМИ "Ангарой 1" и что ТОГДА важно, тогда так называемой "Ангарой 1.2" (с ТТУ вокруг 1ого УРМа 1ой ступени).

И в интервью - специально публичных хоть сколь специализированной прессе (типа того же "НК") говорили: "Летают параллельно  лёгкие "Ангара 1х", делающие деньги на рыночном буме лёгких  РН, и тяжёлый.. .."Протон" того же ЦиХ;  параллельно же к прекрасному далёко ПРОЕКТИРУЮТСЯ в замену "Протону" тяжёлые варианты "Ангары", для которых в ТАКОМ раскладе неспешно делаются ВОДОРОДНЫЕ 2ые ступени с которыми тяжёлая "Ангара" ВЫПОЛНЯЕТ ТЗ заменить "Протон". Сохраняя унификацию 1ой с лёгкими, которая НЕвыгодная физически оправдана ФИНАНСОВО если "лёгких" - "как сосисок" (как ДУМАЛИ)"   

В контексте треда сам ещё раз продумал вопрос: На месте ЛПР ("Лиц Принимающих Решения") я склонен был бы госпрофинансировать "тяжёлую" часть программы с "Ангарой" придуманной ЦиХом. Но два "подвопроса": 1 Из Филей ЗиХ выводить следует,- КУДА, приличных вариантов площадки нет, точно не Омск (туда с ВОВ отправляют "умирать" как "трамваи в трампарк" в тексте ОМИЧА Егора Летова) 2 Водородной 2ой ступени-то и нету.  

Хотелось бы напомнить, что этот двигатель (РД-170) изначально был многоразовым.

  Как связаны надёжность и "многоразовость". Памятник "надёжности" РД-170 в виде воронки на месте одного из стартов "Зенита" на Байконуре, названный "Байтерек" все тогда в отрасли помнили. 

РД-М каким боком к ним относится? С каких щей Энергомаш будет финансировать чужие проекты?

Энергомаш к РД-М действительно вроде бы не имел отношения. "Химавтоматика" ("Косберг") взяла идеи РД-М попробовав скрестить их с РД-0120   

А еще при грамотном подходе запчасти от ракет можно было возить по морям/рекам.

У меня странное ощущение что ракетчикам нравятся многодневные задержки из-за использования НЕ авиатранспорта. Но думая за Заказчика не склонен разделять с ракетчиками такую любовь к неспешности. 

 Например, Форт-Шевченко расположен южнее Байконура.

А вот это ОТЛИЧНАЯ ИДЕЯ для АИ!!! Пристань имхо важна не для перевозки самых РН и КА, но от воды СТРОИТЬ СК в разЫ дешевле и быстрее! Думали про западное побережье Каспия, про район устья КуМы, станции Артезиан, с восточным берегом - примечательно. 

Гляну, когда в РеИ принималось решение о ядерном центре в Шевченко. Для АИ без "кремлёвского феодализма" но с "АИ совнархозами" можно закомплексировать в эксперимент "футурополиса" в крайне неблагоприятной местности.    

А зачем вообще Байконур нужен? 

Насколько опытный з/к Королёв мог "обосновать" (туфтой) строительство СК на более низкой широте, настолько и сделал. Можно было уже тогда понять что при испытаниях на полную межконтинентальную дальность стрелять всё одно - в Океан. А при испытаниях ГЧ по Камчатке стрелять на уменьшенную дальность, то есть и из КапЯра можно.  

              

Изменено пользователем favorov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

с коловратиком

Цифры давай, соколик! Мантры про "рыночный бум легких ракет" это именно мантры, а объяснять для каких задач слаба Ангара надо с цифрами. Надо запустить вот это, это и это, а Ангара не может, надо строить новую ракету.

Её на глаз в этом практически не увидеть. График оптимальности очень резкий и при довольно небольших отклонениях ПН - вовсе обнулится.

Без вот этих отмазок что на глаз не увидеть, но стучу копытом в круп что надо строить новую ракету.

Изменено пользователем Нкоро_

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

2) Ни что не мешает запускать с берега Каспия по траектории Байконура.

Увы, но для этого нужна альтернативная семёрка: «Тогда взоры комиссии обратились ко второму варианту — западному побережью Каспийского моря (район Астраханской области и Дагестана). Однако выяснилось, что если новый полигон построить там, то некуда будет «приткнуть» пункты радиоуправления полётом. Из-за многочисленных гор и холмов радиолуч наземной станции управления не достигнет борта ракеты на отдельных участках её полёта и прежде всего на наиболее важном — в первую минуту после ее отрыва от стартового стола.»©А. Первушин. «108 минут, изменившие мир»

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 

некуда будет «приткнуть» пункты радиоуправления полётом

по поводу этого радиоуправления автор статьи к 50-летию Байконура в НК 2005-05 позволил себе альтисторично отвлечься https://imgur.com/a/4Kjnb

Изменено пользователем skylancer-3441

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

skylancer-3441 писал

по поводу этого радиоуправления автор статьи к 50-летию Байконура в НК 2005-05 позволил себе альтисторично отвлечься

Меньше чем сам БЕЧерток по которому и изложено 4 варианта. Борис Евсеевич писал "Надо БЫЛО Харабали" (третий вариант); на ФАИ рассматривался второй вариант (западное побережье Каспия). 

В статье намёк что без радиокоррекции прошёл бы именно второй вариант. Но всё равно и пунк радиоконтроля по трассе в начале нужен, и обломки - здОрово что бы были доступны для анализа а не тонули. Позднее - фигово лить в Каспий гептил.

Предложение Mamay' я снимает эти проблемы прикаспийского варианта (трасса не через море как с западного пробережья, но от моря); с этим вариантом  вопрос - ВОДА (пресная, капсой). Решается - комплексированием с ядерным центром. И пристань для строительства ракетного и ядерного центров  из сверхбольших блоков может быть одна. 

Любопытно, в РеИ принимая Тюра-Там сняли требование по как раз доставке блоков. А наиболее временное требование - расстояние до полигона на Камчатке. Стреляют в РеИ на максимальную дальность - в океан. Отдельно от пусков проверок ГЧ  по Камчатке.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Увы, но для этого нужна альтернативная семёрка: «Тогда взоры комиссии обратились ко второму варианту — западному побережью Каспийского моря (район Астраханской области и Дагестана). Однако выяснилось, что если новый полигон построить там, то некуда будет «приткнуть» пункты радиоуправления полётом. Из-за многочисленных гор и холмов радиолуч наземной станции управления не достигнет борта ракеты на отдельных участках её полёта и прежде всего на наиболее важном — в первую минуту после ее отрыва от стартового стола.»©А. Первушин. «108 минут, изменившие мир»

Все ни чего, только я предлагал построить космодром на восточном побережье Каспия.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

я предлагал построить космодром на восточном побережье Каспия

Там условия такие, что строительство потребной инфраструктуры съест всю экономию на пусках на 100 лет вперед.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Там условия такие, что строительство потребной инфраструктуры съест всю экономию на пусках на 100 лет вперед.

Можете рассказать подробнее? Что за условия?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Можете рассказать подробнее? Что за условия?

На Мангышлаке-то? Еды нет, воды нет, населен роботами. Летом до +50, грунт нагревается до +70. Да Тюратам по сравнению с ним курорт! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Curioz писал 

На Мангышлаке-то? Еды нет, воды нет, населен роботами.

Только вот решение всё равно строить там потому как УРАН (и ураном делать пресную воду) принято в РеИ к 63ему

   https://ru.wikipedia.org/wiki/Актау

 

2088px-Yacht_club_in_Aktau.jpg

Изменено пользователем favorov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

решение всё равно строить там потому как УРАН (и ураном делать пресную воду) принято в РеИ к 63ему

А то я не знаю. В том и дело, что космодром строить можно много где, а уран добывать можно только там, где он есть. Если бы к 1955 Форт-Урицк с его опреснителями уже был построен, можно было бы рассмотреть варианты. А в 1963 уже как бе поздновато.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Там условия такие, что строительство потребной инфраструктуры съест всю экономию на пусках на 100 лет вперед.

Как вариант размещения - Гурьев. По широте размещения почти тот же Байконур. Доступность морским транспортом - по Уральской бороздине.

Если же развивать Шевченко (наиболее северный не замерзающий порт на Каспии), не плохо бы замутить подводный водовод по дну моря Терек - Тюб-Караган.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как вариант размещения - Гурьев.

Все эти варианты имеют смысл если строиться под тяжелые спутники, под орбитальные станции, под Луну.

Но космодром строили для испытаний конкретной модели тяжелой МБР.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Но космодром строили для испытаний конкретной модели тяжелой МБР.

Полагаю, что когда строили Байконур в перспективе имели ввиду

под тяжелые спутники, под орбитальные станции, под Луну.

В противном случае запустили бы как обычно с КапЯра как делали до этого, и как делали после этого.

Изменено пользователем Mamay

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В противном случае запустили бы как обычно с КапЯра

Дальность 8000 километров получалась, но поля падения боковых блоков первой ступени приходились на населенные пункты, а один из РУПов попадал то на Каспийское море, то в Иран. 

(Ракеты и люди - 1) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

поля падения боковых блоков первой ступени приходились на населенные пункты, а один из РУПов попадал то на Каспийское море, то в Иран. 

Надо конечно смотреть более детальные данные, но полагаю размещение в Гурьеве исключала такую возможность.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

http://kik-sssr.ru/RUP-s.htm 
в тексте приводится фрагмент, где как я понимаю https://ru.wikipedia.org/wiki/Осташев,_Аркадий_Ильич альтисторично высказался на всё ту же тему расположения космодрома в связи с конструкцией РУП.
ссылка на rgantd.ru откуда взят фрагмент - мертва, но страница сохранилась в интернет-архиве (web.archive.org) и вот под спойлером текст оттуда целиком

Серия: "Дороги в космос".

"Начало космической эры".
Воспоминания ветеранов ракетно-космической техники и космонавтики.
Выпуск второй. Москва, 1994 г.

pxl.gif
Воспоминания по истории
отечественной ракетно-космической
техники посвящены всем тем,
кто самоотверженно трудился
над созданием первых ракетных
и космических систем
в нашей стране
pxl.gif

Глава 1.
О создании отечественной межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) и запусках первых космических объектов на орбиту ИСЗ.

[Абрамов Анатолий Петрович]
[Шабаров Евгений Васильевич]
[Осташев Аркадий Ильич]

Глава 2.
О создании полигона (космодрома) "Байконур".

[Максимов Александр Александрович]

Глава 3.
О создании командно-измерительного комплекса.

[Мозжорин Юрий Александрович]

pxl.gif

Осташев Аркадий Ильич
Лауреат Ленинской и Государственной премий, кандидат технических наук.
Родился в 1925 году в деревне Малое Васильево Ногинского района Московской области.
Прошел путь от инженера до руководителя комплекса подготовки и проведения натурных испытаний НПО "Энергия".

 

В 1947 году, еще дипломником МАИ, пришел в фирму С.П. Королева, в СКБ-3. Далее прошел путь от инженера-расчетчика, занимавшегося устойчивостью ракет, до руководителя испытательного комплекса, теперь отделения. Практически участвовала разработках всех изделий и космических аппаратов, начиная с 1947 года, и по настоящее время. В настоящее время являюсь научным консультантом испытательного отдела.

 

В этих воспоминаниях мне хочется рассказать о некоторых темах, являвшихся предметом забот фирмы Королева. Ныне это НПО "Энергия" им. академика С.П. Королева. Тогда оно называлось ОКБ-1, сначала в составе НИИ-88, а затем как самостоятельная организация при Министерстве вооружения, позднее при Государственном комитете оборонной техники и, наконец, MOM - Министерстве общего машиностроения. Предметом разговора будут следующие темы:

 

- "Герань" - тема по созданию первой ракеты на дальность полета 1200 километров, с вариантом для атомного заряда;

 

- создание и отработка ракеты Р-7,- первой межконтинентальной баллистической ракеты.

 

Начну с темы "Герань". В конце 1952 года - начале 1953 года Сергей Павлович Королев создал небольшую группу специалистов во главе с ведущим конструктором Николаем Александровичем Воронцовым. Задача была такая: дооборудовать ракету Р-2 под экспериментальный вариант головной части. Был подготовлен также вариант "на бумаге" под будущую ракету с дальностью полета 1200 километров - Р-5, но мой рассказ будет касаться варианта экспериментальной ракеты со специальной головной частью на базе ракеты Р-2. В целом тема продолжалась с 1953 по 1956 год, когда ее пришлось закрыть ввиду сложившейся ситуации с деньгами, ростом объема проектных работ.

 

Расскажу об одном эпизоде, показывающем лицо и возможности некоторых крупных работников, в частности Леонида Александровича Воскресенского - заместителя С.П. Королева по испытаниям. Он был назначен зам. главного конструктора по испытаниям в октябре 1953 года, когда меня из начальника группы перевели в зам. начальника отдела испытаний. Случай относится к стартовым работам с одной из ракет Р-2 (экспериментальный вариант). Как известно, при генеральных испытаниях на стартовой позиции воспроизводилась вся схема запуска и схема полета. Но во время этих испытаний нужно было обеспечить безопасность людей. Для этого проведение наиболее ответственных операций, связанных с запуском двигателя (прохождение команд от системы управления) и с отделением головной части, при генеральных испытаниях осуществлялось с использованием эквивалентных устройств. Но в этот раз при стартовой подготовке ракеты произошла ошибка: расчет подключил схему отделения головной части по боевому варианту. И когда пошли генеральные испытания, и пришло время подачи команды на отделение головной части, она прошла, и "головка" отделилась. С помощью толкателей она подскочила над корпусом верхнего спиртового бака и села обратно, села с перекосом, естественно заклинившись. Ситуация не из приятных. К счастью, в то время на полигоне находился сам С.П. Королев, который считал важным находиться лично при экспериментальных работах. Л.А. Воскресенский был приглашен на старт с предложением дать свои соображения, что делать. Ясно было, что ракету класть на установщик в создавшейся ситуации нельзя - головная часть может сорваться, упасть и устроить хорошую могилу на стартовой позиции.

 

Л.А. Воскресенский подъехал на старт на своей машине, вышел из нее, подошел к ракете и осмотрел се. Приехав в домик к С.П. Королеву, сказал:

 

- Энная сумма денег, три крана "январец", пять монтажников по моему выбору, но деньги "на бочку", на старт. Через три часа головка будет снята.

 

С.П. Королев понимал, с кем имеет дело, и, вернувшись, дал нужные команды. Когда с помощью ювелирной работы монтажников постепенно расклинили головку, потом отделили ее от корпуса ракеты и спокойно опустили на нулевую отметку, появилась не "бочка", а стол, и всем участникам работ были выданы деньги прямо на старте. Вот так завершилась операция по спасению материальной части и обеспечению безопасности работы на ракетах.

 

Следующий эпизод касается ракеты Р-5 (индекс, присвоенный ГАУ в то время 8А62). Это работы 1952 - 1955 годов. Основа разработки ракеты Р-5 была заложена в проекте ракеты Р-3, начатого еще в 1947 году. Р-3 была ракетой на дальность 3000 километров. С.П. Королевым было предложено нашему высшему руководству создать новую ракету Р-5 на базе ракеты Р-3 с дальностью 1200 километров. И в эту ракету было перенесено многое из того, что было заложено в проекте Р-3 и разработано в научно-исследовательских темах, которые к этому времени проводились в поиске лучших вариантов. Кстати, здесь к месту будет сказать о тех задачах, которые ставил перед собой С.П. Королев в любой разработке. Естественно, всего не охватишь и крупным специалистом по любой детали узла или агрегата ракеты не станешь. Он всегда говорил, что его заботят следующие вопросы: дальность, т. е. он должен обеспечить записанную (им придуманную) дальность, кучность, точность стрельбы, эффективность, которая оценивалась по "Мк" - это коэффициент отношения веса головной части к полному весу заправленной ракеты, и сюда же, как частный вопрос, - вес полезной нагрузки, потому что в "Мк" входит вес "сухой" ракеты плюс полезная нагрузка. Так вот эти четыре направления работ были постоянной заботой Королева. В этой связи на ракете Р-5 была предложена и реализована несущая конструкция обоих баков. Если на Р-2 несущим был только спиртовой бак, то здесь впервые несущим был и кислородный бак.

 

Естественно, у ракеты Р-5 была отделяющаяся головная часть, которая была опробована в 1949 году на ракете Р-1А, академической ракете, которая решала задачи научных исследований и параллельно позволяла решать некоторые проблемы ракетных разработок, в частности, принцип отделяющейся головной части. А прочность остальной части ракеты можно было рассчитывать только исходя из нагрузок при старте и на активном участке выведения. А ведь немцы придумали ракету А-4, где вся ракета летала до земли и из-за этого была переутяжелена. И "Мк" у нее был 0.27. А "Мк" Р-5 был 0.12. Забегая вперед, у Р-7 мы довели "Мк" до 0.07. Помимо этого были предприняты шаги с помощью организаций Н.А. Пилюгина и М.С. Рязанского по повышению точности работы системы управления. Появились интеграторы продольного ускорения не гироскопические, а уже с электролитическими элементами (БЭЛ). Из-за этого точность времени выключения двигателя была достигнута более высокая, что, естественно, обеспечивало точность достижения заданной дальности, и улучшалась кучность. Но тогда о стабилизации в боковом и поперечном направлениях только думали. Это будет реализовано в "семерке", когда появятся системы нормальной и боковой стабилизации, как органы системы управления.

 

Отстрел ракет был начат буквально в 1953 году, т. е. через год с небольшим после начала разработки. Это свидетельствует о высоких темпах работ. И надо пояснить, почему форсировались темпы. Потому что в 1953 году приступили к работам над вариантами ракет Р-5М.

 

Ракета Р-5 задумывалась для доставки головной части с атомным зарядом. К этому времени атомная бомба была уже создана.

 

В начале работ Сергей Павлович собрал всех основных исполнителей и выступил с программной речью. Это была встреча перед началом работ с атомщиками, со Средмашем (Министерством среднего машиностроения). Первая мысль, которую он выразил, была мысль о том, что мы с ними должны функционировать очень осторожно. Потому что они избалованы, во-первых, вниманием, во-вторых, считают себя корифеями выше всех, раз они достигли такого уровня, что умеют делать атомную бомбу в размерах, допускаемых для установки на ракету. С.П. Королев сказал, что мы должны начать с того, что уступать им во всем. Но уступать очень аккуратно и осторожно, имея в конце задачу доказать, что мы главные, а они пассажиры. Думайте об этом каждый раз, особенно при деловых, бытовых, любых встречах со средмашевцами.

 

И надо сказать, что такая вводная установка сыграла колоссальную роль во всех работах. Первые встречи со средмашевцами прошли натянуто, потому что нам показывали, что до нас снизошли высокие корифеи науки и техники. И позволили себе с нами функционировать. Но мы терпели. При этом старались в удобных случаях показать, что и мы не лыком шиты. И на любое предложение о посадке атомной бомбы в головку, а затем и на ракету, мы показывали их недостаточную компетентность в ракетных вопросах. Это постепенно создавало у них, людей разумных, понимающих технику, убежденность в том, что у нас тоже есть свои установки и заботы и незыблемые принципы и традиции. Более того, у нас есть места, где мы не менее заботимся о безопасности, чем они.

 

Мы повели переписку со Средмашем. Если на обычных смежных связях мы применяли полное раскрытие ведомства и организации, то здесь полагалось писать только фамилию. Так, например: "Товарищу Духову". И все. Соответствующие инстанции знали, куда послать письмо. Характерный штрих: гриф секретности был наивысший - четыре буквы: ССОВ, особой важности. Далее - методика испытаний. Естественно, поскольку мы получали в качестве пассажира атомную бомбу, то мы должны были согласовать свои постулаты методики испытаний с их постулатами, т. е. в конечном итоге пришлось рождать совместную методику подготовки, где, естественно, было много камней преткновения. Их принципы столкнулись с нашими принципами. У них был построен жесточайший многоступенчатый контроль каждой операции с обязательной записью исполнителя и контролера. Мы им предложили двухступенчатый контроль: есть исполнитель и есть один контролер, отвечающий не меньше исполнителя. Они долго сопротивлялись, но потом согласились, что многоступенчатость - лишняя возможность напортачить. Люди есть люди, и всякий раз очередная инстанция полагает, что работа была надежна. А у нас два человека. Две личности: один исполняет, другой контролирует, и оба одинаково отвечают. В конце концов ими это было принято, и они многоступенчатость стали убирать. А потом, в конце подготовки к "атомному пуску", в феврале 1956 года, они убрали совсем это, т. е. приняли нашу методику, наши традиции по подходу к контролю операций.

 

Очень интересный эпизод из области быта. Мы часто выезжали на Ахтубу (это был полигон в Капустином Яре) искупаться и поиграть в регби. Именно они предложили нам вариант регби, а мы регби до этого не занимались. Поскольку это происходило на берегу Ахтубы, то, естественно, куча-мала часто закатывалась в воду в желании отобрать мяч, а в это время мяч при закатившейся куче игроков в воду оказывался в другом месте. Была у нас тайная установочка: хорошо дубасить, физически показывать, что мы сильнее. Мы сыграли где-то 10 или 12 игр за все время, и каждый раз побеждали, в том числе силовым методом, т. е. в физическом отношении мы оказались сильнее их. Это доконало их, и они признали, что мы главнее.

 

Ну а что касается самого пуска ракеты Р-5М, то он прошел успешно, и задача была решена.

 

Пуск ракеты Р-5М с успешным подрывом атомной боеголовки над Землей на малой высоте повлиял, в частности, на поведение английского премьер-министра Макмиллана. Он долго не хотел приезжать в Советский Союз. А когда был произведен атомный взрыв, назавтра Макмиллан попросился к нам приехать.

 

Следующий рассказ будет касаться разработки и летной отработки первой межконтинентальной ракеты, названной Р-7. Прежде чем начинать рассказ об этой ракете, скажу о причинах, по которым разрабатывалась столь мощная ракета. Принятая для оснащения ракеты Р-7 головная часть с учетом конструкции и систем, которые должны обеспечивать контроль достижения земли головной частью, имела массу порядка шести тонн, а это уже близко к весу будущего первого спутника вместе с последней ступенью. Итак, средмашевцы невольно помогли нам - С.П. Королеву, его коллективу и всем коллективам-соисполнителям - сделать скачок в развитии ракетного дела.

 

Но хотелось бы вспомнить о заседании Политбюро ЦК КПСС 1947 года, на котором с подачи Сталина специально рассматривались ракетные дела.

 

У Сталина и его ближайших соратников сразу было хорошее понимание значения ракетных дел для обороны и обеспечения безопасности страны. Так вот на том политбюро наиболее активным выступающим был Г.М. Маленков. Речь шла о создании трансатлантических ракет, тогда так называли межконтинентальные ракеты. Я узнал об этом из закрытых выписок из протокола политбюро, помог мне в этом С.П. Королев, и там очень умно и толково обосновывалась необходимость не жалеть средств на то, чтобы такую трансатлантическую ракету создать.

 

И в этой связи я хочу напомнить многим участникам работ, что прежде чем начата была разработка эскизного проекта этой ракеты в 1953 году, были проведены НИРы: НИР первая - НЗ, вторая НИР - Т1, и третья НИР - Т2. НИРы НЗ и Т1 были начаты в 1951 году и закончены в 1953 году. А НИР Т2 пошла дальше с 1953 по 1955 год. НИР Т2 была связана с попыткой разработки ЭКР (экспериментальной крылатой ракеты), которая тоже могла обеспечить межконтинентальную дальность. Создание "семерки" прошло бы гораздо труднее и дольше, если бы не было НИРов. Итак, нам пришлось делать ракету, которая должна была выводить на баллистическую траекторию полезную нагрузку порядка 6 тонн на межконтинентальную дальность. Эскизное проектирование началось осенью 1953 года. И к весне 1954 года работы по созданию проекта шли полным ходом, именно в момент, когда я наконец сдался и согласился с должностью зам. начальника испытательного отдела.

 

Итак, к августу 1954 года был закончен эскизный проект "семерки". Впервые в истории развития эскизного проектирования фирмы С.П. Королева был создан том, получивший номер 14. Это эскизный проект по организации испытаний ракеты. К сожалению, он в свет не вышел, потому что не все руководящие работники ОКБ согласились с таким томом, а он был сделан на основе системного подхода, т. е. все вопросы испытаний были подняты. Назову некоторые вещи, которые были реализованы на основе эскизного проекта. Прежде всего, ПИК - полигонно-измерительный комплекс со средствами связи, измерений и наблюдения в ходе полета. Мне С.П. Королев посчитал важным доверить руководство по осуществлению специального решения правительства по созданию ПИКа, куда входили средства измерений, наблюдений, связи и единого времени. Все эти вещи были подробно разработаны в эскизном проекте, описаны как постановочная часть, и мне удалось по своей инициативе привлечь НИИ МО, крупных специалистов-офицеров, занятых ракетными делами. С.П. Королев сначала удивился этому, но потом согласился со мной в том, что военных полезно пригласить к работе по созданию гражданского эскизного проекта и реализацию ПИКа.

 

И я взял на себя руководство созданием этого тома. Мне принадлежит раздел ЭПСРП - экспериментальная подвижная станция района падения. Том 14 сохранен до сих пор, и его можно найти в нашем архиве. Что такое ЭПСРП? Были предложены два варианта: сухопутный и морской. Мы понимали, что на межконтинентальную дальность потребуется обеспечить наблюдение и измерения, а также поддержание связи и шкалы единого времени. В результате появилась ТОГЭ - Тихоокеанская особая географическая экспедиция. И корабли ТОГЭ начали с того, что обеспечивали поиск ракет в океане. Тем не менее сухопутная ЭПСРП еще до сих пор не создана. А она очень рекламировалась, особенно в варианте, когда нужно было применять стрельбу на разные промежуточные дальности. Так вот, подвижная станция района падения обеспечивала бы эти пуски без стационарного крупного строительства на промежуточных дальностях. Но поскольку потом отказались от стрельб на промежуточные дальности, то особого интереса к этому разделу не было проявлено, а, по-моему, зря, потому что можно было сделать универсальные не только для "семерок", но и для всех будущих МБРов промежуточные подвижные станции района падения. Итак, резюме такое: морские ЭПСРП появились, развились сейчас в могучий флот специальных кораблей, названных и в честь космонавтов, и в честь самого С.П. Королева.

 

Очень большой раздел работ связан был со стендовой отработкой "семерки". Надо сказать, что С.П. Королеву удалось на уровне разработок "семерки" добиться создания НИИ-229, это был НИИ по стендовой отработке всех вариаций ракет. Был сделан большой стенд, способный провести полностью испытания пакета "семерки". В создании такого стенда большую роль сыграл Георгий Васильевич Совков, который потом пришел к нам в качестве главного строителя. Такой стенд был построен. Естественно, немалую роль в создании этого стенда сыграли в то время директор НИИ-229 Глеб Михайлович Табаков и главный инженер Виталий Александрович Паликин. Сейчас оба на пенсии, иногда приезжают в фирму.

 

Я хотел бы отметить в этом рассказе два эпизода стендовой работы. Первый связан с приездом в Загорск Л.И. Брежнева - тогда еще секретаря ЦК КПСС по обороне. Он приехал по приглашению С.П. Королева на пуск бокового блока. Приехал он буквально за 30 минут до запуска, вошел в бункер и очень нежно, даже осторожно и с некоторым испугом здоровался с каждым присутствующим, и каждому называл свою фамилию. Пуск сорвался, потому что мы перестарались в блокировках. Сработали только зажигалки. А дальше клапаны не открылись, потому что прошли запреты. Естественно, Брежнева мы не ублажили, но у него хватило ума не ругать нас. Он только сказал, что пробные работы есть пробные работы, поэтому ваша неудача должна дать вам опыт. И действительно, были пересмотрены многие блокировки, упрощена схема запуска, и она в основном сохранена до сих пор, т. е. опыт срыва запуска первой "боковушки" помог исправить схему запуска, действующую до настоящего времени.

 

И второй эпизод. Это вскипание кислорода в центральном блоке. Центральный блок имеет особенность: кислородный бак размещен выше керосинового, поэтому внутри керосинового бака проходит большая тоннельная труба. Не сразу учли, что кислород будет прогреваться, а прогреваясь, может достичь уровня, когда может возникнуть обратный гидроудар, т. е. может возникнуть ситуация, когда количество паров прогретого кислорода оказывается достаточным для того, чтобы поднять столб жидкости в тоннельной трубе вверх. Это и есть гидроудар. Естественно, когда это первый раз произошло, это было ЧП. Характерно, что многие при этом сумели по "стакану" стартового стендового устройства, по трубам и кабелям подняться по стенкам вверх, настолько велико было желание избежать последствий. И одним из таких умельцев был Василий Матвеевич Пескарев, начальник двигательного сектора в отделе испытаний. Но я не стал подниматься таким способом, вышел в соседнюю комнату и услышал работающий подогреватель в помещении, где произошел гидроудар. Тоннельная труба лопнула, и началось выливание кислорода из ракеты. Естественно, малейшая искра - это взрыв. А подогреватель имеет тенденцию искрить. В.П. Мишин вышел вместе с нами, он был на пуске и спросил, как быть. Я сказал: "Выключить подогреватель". Мы трое: Мишин, Осташев и Пескарев, спустившийся вниз, очухавшись от испуга, пошли выключать подогреватель сквозь кромешную темень паров кислорода. За нами выстроилась цепочка, нам дали веревку на тот случай, что если будет ЧП, то хотя бы вытащить нас. Мы благополучно достигли подогревателя, отключили его и вернулись обратно своим ходом, веревка не понадобилась. В дальнейшем был придуман хороший способ избежать гидроудара, правда сначала его посчитали дикостью, но потом поняли, что это вполне реальная и нужная вещь: сделали так называемые дренажные отверстия на входе в насос двигателя и, начиная с заправки, включали слив кислорода, чтобы теплый кислород ни в коем случае не проникал ко входу в насос. И сейчас все "семерки" с начала заправки кислородом включают слив. Называется это дренажный слив.

 

Следующие эпизоды связаны с тем, как А.Н. Туполев приезжал смотреть "семерку". Надо сказать, что товарищ Глушко Валентин Петрович очень в то время кичился тем, что он мог поднять своими двигателями любой забор. Туполев осмотрел ракету, она была собрана в пакет специально для него в высотной части 39-го цеха, построенного к этому времени для вертикальных испытаний. После осмотра А.Н. Туполев пришел к С.П. Королеву и сказал:

 

- Все блестяще сделано, но я не очень уверен в том, что боковушки отойдут от центра, не пропоров центр.

 

Вот тогда для усиления надежности отделения было придумано сопло в кислородных баках. И схема разделения сейчас выглядит так: нижние связи ракеты рвутся, а в верхней части есть оголовок шарнирного типа, боковушки наклонены под небольшим углом к центру, т. е. продольная ось каждой боковушки наклонена к центру, а двигатель боковушки работает прямо, параллельно оси центра, и когда рвутся нижние связи, то тяга двигателя отводит их надежно только в сторону от центра, а дальше включается сопло, расположенное так, что выходящие газы наддува бака кислорода как бы отталкиваются от центра, и каждая боковушка надежно "отпихивается" от центра. И схема отделения получила окончательный вариант, работающий до сих пор. Придумал эту схему Семен Порфирьевич Пармузин, живущий до сих пор и работающий сейчас консультантом. Это его конструкция, его идея и исполнение. Естественно, схему автоматики было придумать довольно просто, хотя открытие сопла внутрь, а не наружу, это проблема. А сопло открывается внутрь бака пиротехникой и пружинными устройствами. Почему не наружу? Потому что она в этом случае ударит по центральному блоку, получалось компоновочно так, что на исполненной уже схеме, где обводы боковушки так близки к центру, открывать сопло наружу нельзя. Поэтому придумали открывать вовнутрь, т. е. преодолевая давление наддува. И это тоже предложил С.П. Пармузин, используя конструкцию механизма, управляющего пиротехникой и пружинами. Причем пиротехника только наружная, и она освобождает пружины, потому что пиротехнику применять нельзя, может подорваться бак, а снаружи можно. Кстати, пиротехника не обычная, здесь применены специальные пороха. Это тоже элемент очень важный.

 

Очень большое значение имела идея УСП - универсальных сборочных приспособлений. Эту идею "родил" С.П. Королев почти единолично. Раньше под каждый тип ракеты делали свои средства обслуживания ракеты, всякий раз загружая отдел главного технолога завода созданием новой оснастки. Так вот, вместе с технологами С.П. Королев много работал, и они совместно в конце концов по идее С.П. Королева сделали УСП, как детские кубики, т. е. элементы, нужные для компоновки устройства обслуживания заранее были увязаны, проработаны, изготовлены, а дальше - собирайте их, как вам угодно.

 

Очень важный вопрос - это переход на подвесной старт. Ракета, стоя на столе, принимает нагрузку заправленного варианта. Посчитали, и оказалось, что баки нужно делать не тонкостенными, а толстостенными. И возникла идея, автор ее С.П. Королев, когда ракета была уже почти на бумаге сделана под нижний старт, т. е. ломать нужно было много, в том числе - и прежде всего - В.П. Бармину, наземщику. Первая ступень плюс часть центрального блока ниже узлов верхних креплений боковушек является "юбкой" ракеты. В этом случае нагрузка идет только на оставшуюся верхнюю часть, и она стекает по опорным фермам. А чтобы ракета не болталась при этом, были созданы УНы - устройства направляющих внизу. По существу - это ласточкино гнездо, которое в начале движения освобождается, и УН падает вниз под собственным весом. И они от огня уходят хорошо. Т. е. огонь на них действует, но они выдерживают 20-25 пусков. Наконец, самое интересное - это этап отработки на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ). Было желание у всех сделать отработку с имитацией старта при новой схеме подвески ракеты. Оказалось, высотная часть цеха 39 задачку не обеспечивает: не хватает высоты и подкрановых путей. И возможностей кранов не хватает, чтобы поднять заправленную водой ракету.

 

Искали, и не без помощи директора завода был отделен пролет, где построили нормальную стартовую систему, представлявшую собой точную копию старта первой ракеты и всех теперешних стартовых устройств для Р-7 и ее трех- и четырехступенчатой модификаций. Подкрановые пути пришлось поднять, и были с помощью кранов обеспечены разрыв ракеты со стартовым устройством и подъем хотя бы на 100 мм кверху, чтобы посмотреть динамику работы опорных ферм, нижних направляющих, выходящих из ласточкина гнезда и уходящих в сторону от будущей струи двигателя. В общем, комплекс вопросов, который был отработан, трудно даже переоценить. По существу, мы получили полное представление о том, что динамика старта нам понятна.

 

Непосредственными руководителями на ЛМЗ были: А.П. Абрамов и Е.В. Шабаров. Их очень часто ругал С.П. Королев за промахи в работе, и они придумали песню себе на мотив известных мелодий и слов. Смысл песни в том, что как хорошо, когда орет далекий друг (которым был С.П. Королев), - тепло и радостно становится вокруг.

 

Этапной работой для ракеты Р-7 была экспериментальная ракета М5РД. На базе ракеты Р-5М была создана экспериментальная ракета, где отрабатывали элементы систем регулирования и управления. Вот тут впервые были применены боковая и нормальная стабилизация. И отработанный еще на "двойке" электролитический интегратор - более точный, чем гигроскопический. И появилась система регулирования опорожнения баков, которая обеспечивала всякий раз нужное соотношение компонентов на входе в двигатель. И на М5РД были поставлены элементы системы радиоуправления, а помимо М5РД - из-за того, что нужно было отработать радиосистему, применили ракету Р-5Р. Тогда еще не умели смотреть одним пунктом сзади в створе с плоскостью стрельбы за ракетой, мешала струя работающего двигателя. Еще на Р-2Р Б.М. Коноплев - главный конструктор радиосистемы - исследовал влияние струи.

 

Но, к сожалению, когда выбирали полигон (это последняя моя "песня" по Р-7), то из-за того, что РУПы были не "створные", а выносные и боковые, место размещения полигона на Кубани не получилось: один пункт попадал в Каспийское море. А был бы "семерочный" полигон на Кубани в цветущем краю! Был Крымский вариант, и тоже на пути пунктов вставали Азовское и Черное моря. Вариант створного РУПа был разработан фирмой Рязанского - Коноплева, еще до начала строительства полигона в Тюра-Таме. Но не решились пойти к тогдашнему министру обороны маршалу Г.К. Жукову и доложить, что нужно поменять место, выбранное комиссией для строительства полигона. Вот как влияют отдельные шероховатости в политсистеме социализма на такие решения, как место МБРовского полигона - первого в Советском Союзе. Выбрали Казахстан, "страну-лимонию", как мы ее называли, только потому, что не передоложили, что есть створный РУП, который будет работать надежно, и можно реализовать Кубанский вариант размещения полигона. Естественно, рекогносцировки были сделаны и там и там, и Кубанский вариант годился в этом смысле, но ... не передоложили, очень боялись Г.К. Жукова. Вот этим я и закончу рассказ о "семерке".

 

Надо сказать, что летная отработка ракеты Р-7 - это многострадальный период в деятельности всех организаций, участвовавших в создании Р-7. Как известно, первый пуск ракеты Р-7 состоялся 15 мая 1957 года. И был неудачен из-за того, что в боковом блоке "Д" возник пожар на старте из-за того, что не была продумана до конца система, обеспечивающая отвод пламени двигателя вниз. В момент отрыва ступеней вся ракета была в огне, а в блоке "Д" была небольшая течь, что тоже было предметом забот тех, кто обеспечивал герметичность всех магистралей двигательной арматуры. Ракета пролетела 93 секунды, и блок "Д" окончательно "сдох". И хотя сначала Алексей Богомолов, главный конструктор телеметрической аппаратуры "Трал", шумел, что 300 секунд идет прием борта, т. е. якобы ракета летела хорошо, С.П. Королев сразу поник и сказал, что она никуда не летела.

 

- Хотели удивить весь мир, а валяемся где-нибудь в 300 километрах от старта.

 

Ракета упала в 300 километрах от старта, т. е. он даже угадал ее дальность полета. Следующий пуск, просто можно сказать "ведьмовой", ракеты номер 6. Ее три раза ставили на старт, и три раза она не могла стартовать, заправленная, причем не уходила она со старта потому, что были "бяки" в двигателе. Важно то, что эту ракету убрали и не пускали, разобрали на части, и отдельными частями она улетела потом на других экземплярах ракет. Было страшное впечатление от того, что она не хочет стартовать. В одном месте стоял двигательный отсек с этого номера ракеты, в другом - баковый отсек, в третьем - система управления, приборный отсек и т. д. Как известно, в августе мы осуществили первый успешный пуск ракеты, но он был далеко не успешным, потому что головка разрушилась до достижения Земли. И хотя был общий фурор, все шумели, что МБР есть, ее еще не было, головная часть не умела доходить до Земли, конструкция разрушалась из-за неудачно выбранной системы теплозащиты. Эта проблема была затем решена, что позволило близко подойти к созданию обмазки спускаемых аппаратов будущих спутников. Но так или иначе, старт состоялся, активный участок прошел, полет ракеты прошел успешно. Первые данные о том, что головка неудачна по конструкции получили с помощью телеметрии. Хотя головка дала мало материалов. Мы не имели телеметрии с нисходящего участка траектории при прохождении головной частью плазмы: на плазменном участке связь терялась. Но по крохам, секундам, отдельным точкам записей удалось понять, почему головка разрушилась. Дело в том, что измеренцы догадались поставить датчики толщины обмазки. И показания их были получены: отдельные отсчеты, мизерные, не со всех датчиков (некоторые успели сгореть, когда плавилась обмазка), но все поняли, что надо всерьез заниматься обмазкой. И эта проблема была решена. Дальше действовал принцип С.П. Королева: минимум два успешных полета для достижения цели. И сделано было два пуска, т. е., помимо 21 августа, в сентябре была запущена еще одна ракета. Естественно, головная часть опять разрушилась, не успели принять меры, но на это пошли специально, чтобы подтвердить работоспособность всего остального оборудования, т. е. работоспособность аппаратуры в период активного участка. И это позволило в конечном счете успешно запустить первый спутник.

 

Как прошел запуск спутника, я расскажу ниже. А теперь о ракете Р-7А, или, как ее называли, Р-7М - модернизированная. Что было модернизировано? Все, что можно, включая и толщину стенки баковых отсеков. Применили химическое фрезерование, позволяющее тонко снимать доли миллиметра со стенок бака, тем самым уменьшить вес. И вот "Мк" = 0.07 было достигнуто на Р-7М или РК74. Начали модернизацию в 1958 году, т. е. сразу фактически после запуска спутника, и закончили сдачей на вооружение модернизированного варианта ракеты в 1960 году. Но чем оказались мы биты в результате модернизации. Из-за того, что применили в баках химфрезерование, вес конструкции изменился, более того: хотя система, обеспечивающая холодный кислород на входе двигателя устройством дренажа, начиная с заправки и до старта имела свой положительный эффект, все-таки из-за того, что изменилась собственная частота колебаний корпуса ракеты, а мы всегда наблюдали на входе в насос колебания давления из-за того, что постепенно, по мере выгорания топлива из баков меняется динамическая схема ракеты. И оказалось, что в районе 70-80 секунд полета на первой ступени возникает резонанс между колебанием конструкции и частотным контуром в системе управления. А раз резонанс, то резко возрастают колебания давления на входе двигателя, и в конце концов амплитудные колебания давления на входе в насос приводили к тому, что боковые блоки начинали разрушаться. И мы получили нелетающую ракету. Можно сказать - "домодернизировались". Привлекли силы свои, чужие для решения проблемы.

 

Решили поставить демпферы на входе в двигатель, которые в момент возникновения колебаний и прохождения резонансной частоты гасили колебания на входе двигателей. С демпферами ракеты летают до сих пор. Авторами этой конструкции были работники НИИ-1: Аккерман, Натанзон и Вальцифер Анатолий Николаевич из ОКБ-1 со своими помощниками, очень умные люди. Они предложили конструкцию демпфера, сразу дающую эффект. Его опробовали на стенде, где условия, конечно, не полетные. Но условия эксперимента были продуманы тщательно, реализована подвеска бокового блока "по-полетному", и это позволило понять, что эта конструкция пойдет и будет работоспособна в контуре ракета - конструкция системы управления. Так и получилось. Повторяю, что теперь на ракетах-носителях, базирующихся на ракетах 8К74 - трехступенчатых и четырехступенчатых - стоят демпферы разработки конца 1958 года.

 

Не могу не вспомнить еще один эпизод, связанный со стилем работы фирмы С.П. Королева. Долгое время товарищ Глушко Валентин Петрович отказывался делать рулевые двигатели для "семерки", заявляя, что эта работа не престижная, очень сложная, что нужно иметь систему связи с основными баками, потому что рулевые двигатели питаются от тех же баков с компонентами. Тогда Сергей Павлович применил обычный свой способ: "Сделаем сами рулевые движки". И Михаил Васильевич Мельников, пришедший из НИИ-1, и Борис Александрович Соколов, Вахтанг Дмитриевич Вачнадзе - начальник двигательного цеха сумели со своими коллективами создать рулевые двигатели, и уж потом господин Глушко В.П. принял его в связку своих двигателей и назвал его РД107. Как будто бы это была его разработка. И многие, не зная, как создавались рулевые двигатели, до сих пор считают, что он создал все двигатели - и боковые, и центральные, и рулевые. А на самом деле рулевые "подарил" ему С.П. Королев.

 

Что еще к Р-7А относится? Естественно, попытка сделать ее оружием, по максимуму возможного. Впервые были проведены в ОКБ-1 две работы. Первая: "стратегия применения межконтинентальных ракет" и вторая: "введение боеготовностей". После долгих мучений (с моим активным участием) были выбраны три боеготовности: первая - ракета сухая стоит на старте, время пуска от 24 часов было изменено на 16 часов; боеготовность вторая - ракета, подготовленная на установщике, лежит в МИКе, вывозится на старт, ставится, заправляется и запускается; третья боеготовность - ракета лежит разобранная на блоки в хранилище. Вот тогда были придуманы хранилища для поблочного хранения ракет, причем центральный блок лежит располовиненный. Он с самого начала из условий транспортировки был сделан в виде двух отсеков. На полигон два вагона везли две части центрального блока, а потом стыковались на технической позиции. Так и здесь: третья готовность предполагала, что центральный блок не собран, а находится на хранении.

 

Отработка боеготовностей - это предмет особой заботь! С.П. Королева, и он лично следил за всей этой работой. Более того, когда в 1960 году 31-я площадка, первая серийная площадка под будущую боевую эксплуатацию "семерки" была сдана на вооружение, и у маршала Неделина М.И. мой брат Евгений Ильич подписывал документы на прием в эксплуатацию 31-й площадки именно 24 октября, в день своей гибели, он ради утверждения документов приехал на 41-ю площадку по тамошним традициям подписывать документы, а потом остался для поддержки своего друга зам. начальника управления Р.М. Григорьянца. И хотя перед самой смертью он говорил, что надо уезжать, потому что, если погибать, то под своей ракетой, он не успел уехать. А фразу произнес. Это мне стало известно от спасшихся людей, слышавших эту фразу.

 

Итак, ракета Р-7М в серийное производство пошла с 1960 года, но широкого применения не нашла и для обороны значения не имела. Вариации блоков этой ракеты сейчас входят в состав всех носителей "семерочного" варианта, в том числе и 11А511У, которые сейчас запускают наши корабли - как "Союз-ТМ", так и "Прогресс". И выводят всякие "Молнии" и другие полезные нагрузки в четырехступенчатом варианте, а трехступенчатый вариант еще до сих пор выводит "Метеоры" - метеоспутники. Итак, можно сказать, что созданием "семерки" мы не только обеспечили полет первого спутника, но и создали базу носителей, которая позволила запустить не только Ю.А. Гагарина и последующих космонавтов, ной обеспечивать длительные экспедиции, возможность народнохозяйственного использования космических разработок в таких направлениях, как связь, метеоразведка, хотя метеоспутник делал коллектив Н.Н. Шереметьевского, но это нс имеет значения. Он сделал классный спутник и применил его на нашем носителе 8А92. А первый спутник полетел на носителе 8А91. Этот же носитель был использован в мае 1958 года для запуска третьего спутника, т. е. третий спутник запускался тоже в двухступенчатом варианте. Максимально сокращен сухой вес, снята система измерения с бокового блока, переделана была система контроля, чтобы максимально облегчить вес ракеты, и центральный блок нес на себе в том числе систему измерения боковых блоков. Это тоже заслуга измеренцев - сумели вывернуться. А когда запускался первый спутник - это был первый пуск варианта 8А91, так что двухступенчатая ракета имеет свой индекс носителя для спутников.

 

О том, как прошел запуск первого спутника, я скажу только одну фразу. Только после того как весь мир "ревел" от восторга, что русские запустили спутник и оставили слово "спутник" в русском варианте, только латинскими буквами, мы со своей прессой и общественностью тоже решили догонять Запад в состоянии эйфории от запуска и понимании того, что открыли космическую эру. А С.П. Королев сразу сказал после запуска спутника в своем кругу: "Дорога в космос открыта".

 

Следующий, дополнительный шестой раздел моего рассказа будет касаться поистине драматических событий, связанных с подготовкой запуска второго искусственного спутника с собакой Лайкой. В районе 10-11 октября, когда все участники первого запуска, кроме Королева, который остался в Москве, разъехались по санаториям, Сергею Павловичу позвонил Н.С. Хрущев и спросил, нельзя ли к 40-летию советской власти запустить еще один спутник, но уже какой-нибудь более научный. С.П. Королев сказал: "Мы подумаем". Собрал совет главных, что он всегда делал в таких случаях, и поставил задачку, что мы можем сделать, чтобы запустить более научный спутник до 7 ноября. А было, повторяю, 10-11 октября. В результате совета была выбрана такая схема. Носитель есть - 8А91, облегченный до предела. Посчитали баллистики, С.П. Королев доложил, что по энергетике, которую имеет 8А91, если отобрать двигатели с повышенной удельной тягой, можно выводить полезную нагрузку порядка 300-350 кг. Но надо облегчить и упростить задачку: не отделять спутник от центрального блока, а только сбросить обтекатель, который нужен для прохождения плотных слоев атмосферы. А на все механизмы отделения не тратить вес, убрать их с борта. Можно использовать такую схему, когда полет заканчивается выводом центрального блока вместе со спутником на орбиту, использовать систему "Трал" для контроля живого существа, посаженного в спутник. Но есть несколько проблем. Во-первых, надо отобрать нужное животное, естественно, собаку. Во-вторых, надо сделать так, чтобы информацию о жизнедеятельности собаки в полете можно было получить над Советским Союзом. Для контроля параметров животного надо применить облегченный и измененный вариант системы измерений на активном участке. Другие проблемы вряд ли кто мог придумать. А Виктор Иванович Кузнецов - разработчик гидроприборов ракеты сказал:

 

- А я возьму три будильника "Победа" и из них сделаю временной механизм, который обеспечит полуторачасовой цикл включения передатчика телеметрии. Орбита - 90 минут.

 

Но его тут же поправил С.П. Королев:

 

- Орбита же будет сдвигаться.

 

А тот отвечает, что ничего не может сделать, т. е. орбита не точно 90 минут, а 88-89, поэтому сдвиг пойдет, и в конце концов, если спутник будет долго активно летать, т. е. с работающим "Тралом" от батареи, которая поставлена на борт, - время включения передатчика "Трал" сдвинется. Подумали и решили: бог с ним, пусть американцы поснимают, а японцы все равно снимут информацию, они зону видимости с территории Советского Союза схватывают своими наземными пунктами. Решили делать, взяв за основу первый спутник, быстро сделать ферму, на которую посадить спутник. Из деятелей науки при этом присутствовал М.В. Келдыш и его соратник. Так было всегда, когда нужно было по линии министерства или академии наук что-то решать: приглашалось соответствующее лицо со своими соратниками этого направления. Ну а кабину для собаки можно было взять с ракет Р-5Аили Р-5Б, для которых делались кабины. Присутствовавший Алексеев, теперь его замещает Гай Ильич Северин, сказал, что кабина есть, но ее нужно немного дооборудовать и сделать кормушку, потому что кормить придется много, чтобы собака прожила время активного существования спутника. Мы сказали, что хорошо, добавим вам пару килограммов веса на автоматическую кормушку, потому что на ракете нужна была только кормушка для разового питания, чтобы проверить, будет ли есть собака в полете. И даже разработали автоматическое открытие кормушки, давали собаке почувствовать запах пищи и поесть, если она сможет. Решили запускать, всех из отпусков отозвать, бросить все силы на запуск. И работа завертелась.

 

Уже 19 октября ракета с нужными двигателями, подобранными из соображений максимальной удельной тяги, собранная в условиях завода, испытанная в схеме разобранного пакета (тогда на заводе-изготовителе не собирали пакет, предстоял цикл подготовки на технической позиции), была отправлена на полигон. На третьи сутки она прибыла на полигон. По частям доставили ферму, кабину животного и экземпляр первого спутника. Пробную сборку нового второго спутника сделали еще на заводе на макете, все получилось хорошо. Доработки нужные по ферме сделали еще до отъезда, поэтому когда стали собирать вместе утке на полигоне, все сошлось хорошо, и ЧП не было.

 

Было оригинальное ЧП, организованное Леонидом Александровичем Воскресенским. Схему управления часами мы взяли на себя. Ее не было, и надо было создать эту схему: когда включать и когда выключать передатчик. Разработчиком этой схемы  - начальником сектора Борисом Григорьевичем Шумаковым такая схема была создана. Схема "качалки", т. е. релейная схема, обеспечивающая то включение, то выключение. И так было рассчитано, что она в течение полутора часов один час пятнадцать минут молчит, а пятнадцать минут работает, чтобы заодно экономить электропитание, т. е. 15 минут излучения в каждые полтора часа. Так нот Воскресенский сказал:

 

- Схема хорошая, я идею вашу понял, должна работать, но давайте прождем полтора часа на борту ракеты при комплексных испытаниях.

 

Прождали. Схема включила "Трал", выключила и больше не включала его. Таким образом был найден "бобик", который срочно стали ликвидировать на полигоне. Решение, конечно нашли: тот же Б.Г. Шумаков первый понял свою ошибку, изложил идею доработки блока управления. Ее тщательно теоретически проверили, потом осуществили в металле, реле, кабелях, но когда все уже сделали, Воскресенский сказал:

 

- Давайте еще раз попробуем в реальном времени.

 

И попробовали: три цикла по полтора часа. Все работало, как задумали. Не будь Воскресенского с его настойчивостью, мы бы полетели и получили лишь один сеанс с борта, и схема замолчала бы.

 

Вот здесь я хочу подчеркнуть, насколько был проницательным Л.А. Воскресенский: выслушав одно мое сообщение о работе схемы, заколебался в моей уверенности; я не очень уверенно рассказывал одну часть, а раз так, решил он, то давайте попробуем вживую, потерпим полтора часа. Так из сомнения, которое у него возникло из-за моей неуверенности, получилась вся драматическая история, приведшая к тому, что доработали схему на ходу.

 

Подобный пример можно привести и в отношении Б.Г. Шумакова. Когда на борту отлаживали новую доработанную схему, ракета лежала на установщике (настолько было сжато время), и он с установщика, с высоты пяти метров, в запарке (нужно было схему посмотреть) спрыгнул на бетонный пол, отбив при этом ноги. Но он настолько был собран и целеустремлен, что явно отбив ноги, через полчаса начал ходить. Известно, что в военное время люди не болели, переносили дикие нагрузки, значит, запасы у организма есть, когда есть стимулы их расходовать. Так вот Шумаков был настолько заряжен тем, что было найдено решение в трудной обстановке, что не стал проходить по одному из уклонов железной конструкции установщика, чтобы спуститься, а спрыгнул, понимая, что ушибется. Но настрой на достижение цели был настолько велик, что он через полчаса стал ходить нормально, без видимой боли в ступнях.

 

Как известно, запуск спутника прошел нормально, правда, был еще один эпизод. Как везти собак на полигон? Отобрали собак, это было заботой В.И. Яздовского, Е.И. Генина и О.Г. Газенко, т. е. трех наших "китов", которые занимались академическими ракетами не только в части экспериментов с насекомыми, мышами и прочим, но и с собаками. Они себе и сделали карьеру на этих ракетах.

 

Так вот, был зафрахтован самолет Ту-104. По непонятным мне причинам (Ту-104 мог садиться в то время на "ласточке", но было сымитировано, что опасно садиться на "ласточке"), в Ташкент перелетели на Ту-104, а далее мы сел и на ИЛы-14и частями перелетели к себе. И кто-то придумал, что Ту-104 не сядет, ему не хватит полосы. Но когда мы сели в Ташкенте, за нами шло очень много любопытных, потому что за нами шли три собаки. Люди и познакомились с собаками, а одну, которая полетела, звали Лайка. Люди поняли, что они встретились с участниками запуска, хотя никто не признавался в этом. Больше того, экипаж Ту-104 не очень понимал, кого он везет. И, наконец, самый большой риск состоял в том, что всех участников, фаворитов этого запуска, отправили в одном самолете, чего С.П. Королев никогда не делал. Единственное, что он сделал, это подошел к командиру и сказал:

 

- Слушайте, везете цвет науки и техники. Разобьетесь - погубите весь цвет. Тот ответил:

 

- Будет сделано, дойдем.

 

Самолет дошел до Ташкента хорошо.

 

Ну и последний "драматический" эпизод - это наше короткое пребывание и Ташкенте. Как его использовать? Мы сели в такси и попросили, чтобы нас покатали по городу, потому что мы были первый раз здесь. А это город хлебный, интересный, базары большие. Шофер оказался гидом шикарным. Он прекрасно знал город, хотя, как мы поняли, был русским по национальности. Провел экскурсию за один час. При расплате он сказал: рубль сверху, помимо счетчика, понимая под рублем сто рублей. А мы сделали наивный вид, заплатили ему по счетчику плюс рубль. Он ничего не сказал, но был разъярен до предала.

 

И последний эпизод. Все основные участники на уровне главных конструкторов и их заместителей - участников эпопеи были приглашены в Кремль. И вот Л.А. Воскресенский и его жена Елена Владимировна рассказывали мне, что они не мыли три дня руки, потому что здоровались на лестнице со всеми великими мира. Она запомнила, что здоровалась с Мао Дзедуном, им была особенно восхищена.

 

Ну, а как возвращались с полигона, тоже можно считать интересным эпизодом. С.П. Королев подходит ко мне и говорит: "Летишь со мной." Я говорю: "Сергей Павлович, Вы что, даже не позволите выпить по такому случаю?". А они торопились на прием. "Ну смотри,- он отвечает,- будешь потом на себя пенять." А в первых числах ноября в 1957 году над Москвой стоял туман. Тогда еще румынская делегация разбилась, летевшая к нам на празднование 40-летия революции. И действительно, мы поднялись спокойно, а потом нас посадили в Актюбинске. А самолет С.П. Королева прошел без посадки до Внукова - положившись на мастерство пилотов, решили совершить посадку в туман. А мы - полная группа желающих попраздновать в самолете - отсидели в нем всю ночь, потом нас перевезли в Уральск и мы оттуда звонили Главному маршалу авиации Жигареву, "прямо в лоб", из обкома партии. Он пообещал попробовать протащить нас, а это было уже 6 ноября. И в конце концов нас привезли в Подлипки, где был еще аэродром. Но самое интересное состояло в том, что когда мы подлетали к Москве, небо очистилось, над Подлипками было ясное солнце, и мы садились при солнце. А я схватил хорошую ангину в этом полете. И помню, что 7 ноября, когда пришли мои знакомые и сказали: "Ты больной? Температура 39? Вставай!". И повели меня на один из званых обедов. У нас была группа супружеских пар, которые делали званые обеды. Этот обед был у Корженевских. Я пришел туда квелый, с температурой, а кончил тем, что танцевал с дамами. Более того, к вечеру температура спала до 37, а на следующий день я пошел на работу. Таков был энтузиазм от того, что был запущен спутник и что про меня товарищи не забыли и забрали силком с постели, хотя ночь я потом провел бурную. Вот так может влиять содержание события на поведение личности.       

Изменено пользователем skylancer-3441

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

полагаю размещение в Гурьеве исключала такую возможность.

Вот как раз из приведенной ссылки получается, что восточный берег Каспия отпадал - "хвостовой" РУП оказывался на вершинах Кавказа, а "левый" собственно в Каспии.

При размещении в устье Кумы таких сложностей не выходило.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вот как раз из приведенной ссылки получается, что восточный берег Каспия отпадал - "хвостовой" РУП оказывался на вершинах Кавказа, а "левый" собственно в Каспии.

Гурьев - это не восточный берег Каспия, а северный. Левый РУП при этом располагается на п-ове Бузачи.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Curioz писал 

Если бы к 1955 Форт-Урицк с его опреснителями уже был построен, можно было бы рассмотреть варианты. А в 1963 уже как бе поздновато.

В 63ем искать площадку поюжнее для пусков на ГСО к Луне к планетам только и время.

Раньше, в испытаниях Р-7 история о том как поступили с пусками на промежуточную дальность приведена skylanсer'ом 

При этом всё равно в РеИ из советского детства помню загадочное в углу "Известий"- "Районы Тихого Океана с координатами хх хх закрыты, пускаем туда ракеты". 

 

  5 hours ago, Mamay said:

В противном случае запустили бы как обычно с КапЯра

 

  Quote

Дальность 8000 километров получалась, но поля падения боковых блоков первой ступени приходились на населенные пункты, а один из РУПов попадал то на Каспийское море, то в Иран. 

Из Капьяра - "В Иран" а из Харабали который рядом - можно? Что-то в этом есть "знакомое"

skylanсer-3441  писал

 и вот под спойлером текст оттуда целиком

Спасибо! Я под спойлер переложу меньший кусок, который здесь важен

 

  Мне принадлежит раздел ЭПСРП - экспериментальная подвижная станция района падения. Том 14 сохранен до сих пор, и его можно найти в нашем архиве. Что такое ЭПСРП? Были предложены два варианта: сухопутный и морской. Мы понимали, что на межконтинентальную дальность потребуется обеспечить наблюдение и измерения, а также поддержание связи и шкалы единого времени. В результате появилась ТОГЭ - Тихоокеанская особая географическая экспедиция. И корабли ТОГЭ начали с того, что обеспечивали поиск ракет в океане. Тем не менее сухопутная ЭПСРП еще до сих пор не создана. А она очень рекламировалась, особенно в варианте, когда нужно было применять стрельбу на разные промежуточные дальности. Так вот, подвижная станция района падения обеспечивала бы эти пуски без стационарного крупного строительства на промежуточных дальностях. Но поскольку потом отказались от стрельб на промежуточные дальности, то особого интереса к этому разделу не было проявлено, а, по-моему, зря, потому что можно было сделать универсальные не только для "семерок", но и для всех будущих МБРов промежуточные подвижные станции района падения. Итак, резюме такое: морские ЭПСРП появились, развились сейчас в могучий флот специальных кораблей, названных и в честь космонавтов, и в честь самого С.П. Королева.

 

 Gurioz писал 

 При размещении в устье Кумы таких сложностей не выходило.

С вариантом "устье КуМы" при всей его красоте,- другие проблемы которые я приводил, - затопление обломков важных в анализе причин аварий, литьё гептила в воду. 

Вообще - вопрос места полигона запуска - тот ещё квест. Тогда в РеИ люди перебрали много вариантов и остались недовольны результатом, сейчас на ФАИ тоже обсуждение. 

Если для Р-7 не пробовать заранее получить нечто "для космоса", из честных военно-технических соображений предположить, "на тест ГЧ стреляем на промежуточную дальность, на полную дальность стреляем в океан", то из пар возможных площадок полигонов, пускового и "принимающего ГЧ" другой квест складывается.

Из "Линков на матчасть"

https://en.wikipedia.org/wiki/Texas_Tower_4

600px-Texas_Tower_4.jpg

  

Изменено пользователем favorov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Её на глаз в этом практически не увидеть. График оптимальности очень резкий и при довольно небольших отклонениях ПН - вовсе обнулится.

Это что же за графики такие, которые никто не видит?

Учёт гравпотерь делает в оптимуме первую ступень несколько больше.

Больше чем что?

Что я ещё вспомнил (всё же с обсуждения на "НК" тогда почти синхронного решениям 12лет прошло): "Зенит" из-за бессмысленной технологически унификации с боковухой "Энергии" с РН бОльшего класса разопримизирован в ПЕРЕразмеренность 1ой ступени. С "Ангарой", у которой модуль 1ой ступени оптимиризовали под замену "Космоса" ситуация обратная. 

То есть Зенит с 1й ступенью под 1 РД-170 тягой 810 т переразмерен, а Ангара - 5 с 4 РД-191 общей тягой 840 т - недоразмерена.

Ни чего не понимаю (с).

Важно НЕ что такое с тз советской школы летать неспособно (и её тз "Сатурн V" c её 1.3 - очень плохая, почти неспособная летать; совидеал Н-1 с 1.51), важно что от низкой тяговооружённости в начале ОЧЕНЬ растут гравпотери.

Это что? Толстые намеки на НК-33? Понятно, что двигатель легкий, но и рассчитан он на совершенно хилое рабочее давление (на 100 атм меньше, чем у РД-190).

Дальше (выше), в конце работы 2ой ступени (которая должна б это как-бы компенсировать) получали 7g - требование глубокого (30% няп) дросселирования движка;

Кроме всего эти требования обусловлены пилотируемой Ангара-3. Как раз 1й ступенью.

при котором чудеса от Энергомаша теряют и свой "сверхУИ" и устойчивость работы.

Вообще двигатель устойчив в диапазоне 27-105% номинального значения.

ПН практически обнулилась, надо форсировать движки 1ой ступени. 

Совершенно не обязательно форсировать двигатели. Можно добиться баланса уменьшив топливо (вес) в 1 ступени.

Но вобщем, первоначальное формальное ТЗ от военных на "Ангару 5" - из Плесецка доставить на ГСО тоже что "Протон" с Байконура няз так и не выполнено. 

ТЗ для его выполнения должно быть адекватным. А то требования переплюнуть Протон, работающий на более "энергичном" топливе выглядят волюнтаризмом.

Я же в первом посте в тему описывал ситуацию, о том что именно этот вопрос - КРАЙНЕ интересен для анализа (и очевидно "Адназначный" ответ на него СРАЗУ может быть только у ниггера).

С 2000 года запускали где то по 2 Рокота в год (именно он заменил Космос).

"Протон" того же ЦиХ;  параллельно же к прекрасному далёко ПРОЕКТИРУЮТСЯ в замену "Протону" тяжёлые варианты "Ангары", для которых в ТАКОМ раскладе неспешно делаются ВОДОРОДНЫЕ 2ые ступени с которыми тяжёлая "Ангара" ВЫПОЛНЯЕТ ТЗ заменить "Протон". Сохраняя унификацию 1ой с лёгкими, которая НЕвыгодная физически оправдана ФИНАНСОВО если "лёгких" - "как сосисок" (как ДУМАЛИ)" 

Вы же говорили, что водород - зло. И я так и не понял, какие такие преимущества дает водородная 2я ступень относительно керосиновой?

1 Из Филей ЗиХ выводить следует,- КУДА, приличных вариантов площадки нет, точно не Омск (туда с ВОВ отправляют "умирать" как "трамваи в трампарк" в тексте ОМИЧА Егора Летова)

Летов много чего писал. И тем не менее именно Омск, выпускавший Космос, имеет наиболее подходящее для УРМом производство.

Как связаны надёжность и "многоразовость". 

А при чем тут надежность? Там вроде за многоразовость разговор шел.

У меня странное ощущение что ракетчикам нравятся многодневные задержки из-за использования НЕ авиатранспорта.

Авиатранспорт - это дико дорого. И нет ни каких гарантий, что ракету привезут в МИК в пригодном состоянии.

Изменено пользователем Mamay

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Mamay писал 

Это что же за графики такие, которые никто не видит?

Их "видят" учат специалисты - ракетостроители (курсе на 3ем как я понимаю), для любителей они же реализованы теперь в программе "Спредшит"

Здесь я изложил дайджест обсуждения "Ангары" этими людьми на "НК" и дал линк. 

 Больше чем что?

Чем в РеИ "Ангаре" получилось из "УРМов" оптимизированных под лёгкую РН

То есть Зенит с 1й ступенью под 1 РД-170 тягой 810 т переразмерен,

Да НЕ САМИ РН как таковые, но 1ые ступени внутри РН относительно 2ой (верхних). 

Вообще, там есть ещё один уровень "наворотов" вокруг вопроса под запуск куда оптимизирована вся РКС (и отчасти - откуда). На "классификационную советскую НЗО" из ссср, и спутника со своей ДУ на ГПО с более низкоширотного космодрома оптимальны значимо разные РН. В процессе того как я тогда интересовался на "НК" у специалистов был прикол например, что ПН РеИ "Сатурна V" в советской системе, и ПН "эвентуального Сатурна V" но оптимизированного по советски,- меж ступенями "перераспределили" топливо (и материал баков) С ТЕМИ ЖЕ ДУ на ступенях отличаются как 115 и 175 тонн примерно.       

Именно из-за этого второго уровня наворотов простое правило "Распредели ХС равномерно по ступеням с учётом гравпотерь" не даёт автоматически рецепта совершенства. 

Если считать что РН должна выглядеть прилично выводя на орбиты разных высоты и наклонения. 

Это что? Толстые намеки на НК-33?

Я тоже не понял как проблема тяговооружённости связана с конкретно НК-33

Вообще двигатель устойчив в диапазоне 27-105% номинального значения.

Совершенно не обязательно форсировать двигатели

 В РеИ многие годы создания РеИ "Ангары" (середина нулевых, бОльшая часть десятилетия) ушла именно на форсирование РД-191 и выполнение требований по дросселированию. Так что "Вот, вот есть же же  "готовые" движки из программы "Энергия"" это сказка даже ещё позлобнее средней советской

Позлобнее средней советской потому как (повторюсь) ТЗ так и не выполнили. 

ТЗ для его выполнения должно быть адекватным. А то требования переплюнуть Протон, работающий на более "энергичном" топливе выглядят волюнтаризмом.

 УИ пары кислород - керосин вообще-то выше чем у "вонючей". Никто стартовую массу РН не лимитировал (в разумных пределах).

Телега про "старт от Зенита" как телега в политике-интриге определяет почти всё, в технике - ничего.

С 2000 года запускали где то по 2 Рокота в год (именно он заменил Космос).

И в мире с его одноклассниками ситуация аналогичная. Вот отсутствие "бума" на заказы подобных заложенного в бизнес-план "Ангары" и есть её главный фейл.  

  Вы же говорили, что водород - зло.

Категория "зло" - мистическая а не техническая. И о ракетах я подобного не говорил. 

 И я так и не понял, какие такие преимущества дает водородная 2я ступень относительно керосиновой?

Водородная - плюс 30% массы ПН vs кислородно-керосиновая такой же массы. При приемлимом ДЛЯ ВЕРХНИХ ступеней (которые вообще СИЛЬНО МЕНЬШЕ 1ой) увеличении габарита ступени и цен её строительства и эксплуатации..

И это НЕ я. Я транслировал резюме "водородного спора" на "НК" который вели люди квалифицированные принципиально больше чем я; и с которым резюме я согласен. 

 Авиатранспорт - это дико дорого.

Для таких грузов не "дико". Аэробус использует "Белухи" "Дримлифтер" вообще сделан для открытого коммерческого рынка

 И нет ни каких гарантий, что ракету привезут в МИК в пригодном состоянии.

Железнодорожники уже намекнули прозрачно, как раз покорёжив ступень "Протона", а авиаторы такие могут быть "свои"  

Изменено пользователем MGouchkov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас