Сёгунат Ода

9 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Когда-то давным-давно задумал для себя такую альтернативу, но руки дошли доработать ее вот только недавно.

Последние годы Эпохи Воюющих Провинций. 1582 – 1585.

Июнь 1582 года – один из полководцев Ода Нобунага Акэти Мицухидзэ пытается совершить переворот и убить своего сюзерена. Несмотря на разработанный план, попытка Мицухидзэ свергнуть Нобунагу провалилась. Вассалы Акэти решили сдать его Нобунага и отказались вести войска на штурм храма Хонно-Дзи. Ода Нобунага выживает и с новыми силами готовится к дальнейшему завоеванию Японии.

Июнь 1582 – Январь 1584. Война Ода-Мори.

Завершая покорение земель секты Икко-Икки даймё Нобунага осознавал, что не за горами война с одним из самых могущественных кланов Японии – кланом Мори. Давний соперник Нобунага Мори Тэрумото всячески противился усилению могущества клана Ода и активно интриговал против него. В двух предыдущих коалициях клан Мори был участником и активно принимал участие в морских кампаниях, но сражений на суше между армиями двумя соперниками не было. В новой коалиции главной силой выступил именно клан Мори, который длительное время копил силы и улучшал свои армии и флот. Поддержку Тэрумото оказывали даймё: Тёсокабэ Мототика, Сасса Наримаса, Уэсуги Кагэкатсу, а так же давний союзник – клан Мураками. Помимо всего этого был заключен союз с независимыми монастырями – Нэгоро и Сайта. Новая коалиция, уже третья по счету, против Нобунага фактически зажимала его с трех сторон. Однако от участия в войне уклонился лишь Тёсокабэ Мототика.

Мори Тэрумото начал действовать практически одновременно с инцидентом в храме Хонно-дзи. Войска клана Мори начали наступление в районе замка Такамацу разгромив армию Хасиба Хидэёси. Война шла не только на суше, но и на море и с переменным успехом проходила до середины лета 1583, когда сопротивление Мори было сломлено. Не смотря на это, фактически она закончилась в январе 1584, когда были уничтожены последние армии клана Мори.

Август 1582 года. Летний бриз. Флот Мори зашел в залив Осака и внезапным ударом уничтожил базировавшиеся там корабли дома Ода. Помимо военных кораблей, были разграблены и уничтожены все торговые суда, стоявшие в порту Осака. Но сухопутного вторжения, чего так опасались жители города, не последовало. Для отражения удара Ода Нобунага отправил весь свой флот и намеревался завоевать господство на море. Началась морская война, которая будет длиться до сентября 1582 года.

Уничтожение флота в заливе Осака привело к тому, что Ода Нобунага только в конце августа смог начать активные боевые действия на море против своего соперника. В качестве цели был выбран остров Ошима, где располагалась база флота дома Мураками – одного из крупных союзников дома Мори.
Клан Мураками владел целым архипелагом во Внутреннем море и был известен как дом мореходов и пиратов.

Осень 1582 года. Параллельно морской войне, Мори Тэрумото проводит сбор войска для борьбы с Нобунага. Используя значительные финансовые ресурсы, Тэрумото намеревался собрать армию численностью более 100 тысяч человек, но к сентябрю была собрана едва ли половина войска.

Вначале того же месяца Ода Нобунага отправил 40-тысячную армию для покорения земель клана Мори. Удар молота пришелся по городу Фукуяма, где стояло 25-тысячная группировка под предводительством Кобаяка Такакагэ, одного из лучших полководцев Мори Тэрумото.

В конце сентября вторая армия Нобунага осадила замок Тоттори, где находился Киккава Мотохару – верный вассал Тэрумото. Поскольку все внимание было приковано к Фукуяме, осада Тоттори отошла на второй план. До ноября здесь не происходило никаких значительных столкновений.

Ноябрь. Начиная с 5 ноября и заканчивая 7 ноября, войска Ода Нобунага получили подкрепления, и начали предпринимать попытки легких атак для проверки слабых мест в обороне. В это же время Киккава Мотохару добился у своего сюзерена помощи и ожидал подхода армии Мори для деблокады Тоттори. Своими силами он отбил все атаки Нобунага, а в середине ноября были предотвращены все попытки войск Ода атаковать крупными силами. Примерно 20 ноября к замку подошла армия Тэрумото, которая стала угрожать флангам армии Нобунага. Война все больше и больше превращалась в позиционный конфликт.

Декабрь. Осада Тоттори. Флот Мори предпринял серию набегов на прибрежные поселения северных территорий Ода Нобунага. Поскольку у Нобунага в этом регионе не было значительных морских сил, то он мог лишь со злостью взирать на ограбление своих территорий. Между тем флот Мори так же организовал снабжение Тоттори по морю, чем всячески затягивал осаду. Сам же Ода Нобунага к этому времени начал готовить крупное наступление на Тоттори. Все внимание сторон переместилось к этому замку.

12 числа войска Ода предприняли серию крупных наступлений как на Тоттори, так и на войска Мори. В ходе двух дней боев потери Ода составили свыше 8 тысяч человек, и инициатива перешла в руки клана Мори. Собрав крупные силы на левом фланге войск Ода они предприняли крупное наступление. Завязались тяжелые бои и войска Мори не только разгромили стоявшие там армии, но и создали угрозу разгрома основных сил Ода Нобунага. Учитывая начавшуюся зиму и затянувшуюся кампанию лета-осени 1582 года, Нобунага решил отойти к Осаке, где его войска и провели всю зиму до апреля 1583.

Весна-лето 1583.  Проведя в Осаке всю зиму и первый месяц весны, армии клана Ода полностью восстановили свои силы и начали мощное наступление на Хиросиму. Но стройный план дал сбой.  В апреле владения Нобунага почти одновременно потрясло два мощных восстания, за которыми стоял Мори Тэрумото. Почти одновременно восстали монастыри Нэгоро и Сайта, а их поддержал клан Уэсуги. Для подавления восстания был отправлен Сакума Нобунори во главе 25-тысячной армии. Великая армия, которую собирал Ода Нобунага, сократилась до 58 тысяч человек.

Подавление восстаний продолжалось до середины июля и это задержало действия против Тэрумото. В июле состоялась битва у Окаямы, где была разгромлена 35-тысячная армия Мори и был открыт путь на Хиросиму. Победа над Мори Тэрумото была достигнута 3 августа, когда в ходе сражения у Хиросимы была разгромлена последняя его армия.

Тем не менее, не смотря на победу над Тэрумото, фактически сопротивление было сломлено окончательно лишь в январе 1584 года. К этому времени отдельные небольшие армии Мори оказывали сопротивления базируясь в различных укреплениях, включая горный замок Тоттори, который был все таки взят спустя почти 4 месяца осады.

Май 1584 – март 1585. Покорение островов Сикоку и Кюсю. К этому времени ни один из даймё не мог оказать существенного сопротивления Ода Нобунага. Покорение Сикоку заняло всего 6 недель. Клан Тёсёкабэ, чей глава к 1582 году подчинил себе весь остров, смог собрать войско в 10 тысяч человек, которая должна была противостоять 20 тысячной армии Ода. Но, не смотря на большую численность, состояние армии Тёсёкабэ было ущербным. Солдаты были слабо вооружены и подготовлены. После первых поражений Тёсёкабэ Мототика сдался на милость Нобунага и смог сохранить свою родную провинцию Тоса, а что самое главное – жизнь.

Покорение Кюсю началось во второй половине осени 1584 года. Клан Отомо, который вел долгую войну с Симадзу и проигрывал в ней, обратился за помощью к Нобунага. Собрав 60-тысячное войско, Ода Нобунага успешно высадился в северной части Кюсю и подчинил себе местных даймё. В дальнейшем, вплоть до марта 1585, войска Нобунага сокрушили войска Симадзу, тем самым завершив объединение страны.

1585 – 1595. Десятилетний период мира дал Ода Нобунага возможность начать создание единого японского государства. Все эти годы можно обозначить как время реформ. В конце 1585 началась перепись и учет всех земель в стране, в ходе которой была установлена единая система измерения земельной площади, а что более важно – произошло прикрепление крестьян к обрабатываемой земле. Изменилась налоговая система, которая, по сути, представляла совершенно новую систему налогообложения, к тому став единой для всей страны.

Помимо этого имело место переселение ряда даймё и изменение границ их земель, ликвидация замков во всех провинциях. Ода Нобунага в своем указе выдвинул формулу: «одна провинция – один замок», чем вызвал недовольство многих феодалов, включая так же и союзников дома Ода, поскольку этот указ подрывал их могущество. Но более значима была «охота за мечами» - реформа, в результате которой было изъято оружие у народных масс, исключая класс самураев.

1595 – 1597. Эти два года являются последними годами жизни Ода Нобунага. Его реформы создали целую группу злостных врагов, которые плели заговоры и пытались убить Нобунага. В январе 1595 года на него было совершено покушение, впервые с 1582 года. Наемный убийца умер раньше, чем успел выдать имя своего нанимателя, но провал покушения не успокоил Нобунага. Он помнил как Акэти Мицухидзэ попытался убить его в храме Хоннодзи и подозревал в новом заговоре своих приближенных даймё. После второго покушения, уже осенью того же года, последовала череда новых переселений даймё, конфискация их земель и все из-за развивающейся паранойи владыки Японии.

Гнев его обратился и на собственный клан. Старший сын Ода Нобутада считался как преемник Нобунага. Он вел его армии, а после участвовал в организации реформ и управлении многими землями клана Ода. Но в 1596 году был отправлен на север, управлять землями, граничащими с территориями кланов Ходзё и Такэда. Вместо него к власти был приближен Ода Нобукака, а спустя несколько дней был назначен наслеником Нобунага. Отношения внутри семьи Нобунага испортились настолько, что клан Ода был разделен на две части. Первую группировку возглавлял Нобунага и его сын – Нобукацу, на стороне второй был Нобутада. Но мир внутри клана и в стране держался ровно до тех пор, пока Ода Нобунага был жив.
15 сентября 1597 года Ода Нобунага умер в возрасте 63 лет.

1597 – 1599. Война за наследство Нобунага.

Ситуация внутри страны была настолько напряженной, что грозилась взорваться новой Эпохой Воюющих Провинций. Предпосылок к войне было несколько, но поводом послужил указ Нобутака к своему старшему брату прибыть в замок Адзути и приклонить колено в клятве вечной верности. Естественно этот приказ был проигнорирован и братья стали собирать свои войска.

Но стоит указать и другие причины конфликта. Феодальная Япония, даже будучи объединенной под властью Ода Нобунага, не представляла собой единого централизованного государства. Многие дайме подчинялись Нобунага лишь формально, но все равно сохраняли недружественные отношения между собой. Фактически после объединения Японии и реформ Нобунага, а особенно под конец его жизни, образовались две мощные коалиции дайме, которые образно можно назвать: «фракция централизации» и «фракция децентрализации». В основном сторонники централизации группировались вокруг Нобунага и его верных вассалов, таких как Хасиба Хидэёси и Ишида Мицунари, и занимали центральную и восточную часть страны. Тогда как фракция децентрализации состояла из недругов клана Нобунага. И, наконец, немаловажной причиной разделения страны на два больших лагеря послужил и административный конфликт. Вокруг Нобукацу сбрались дайме, которые желали новых завоеваний. Таким был Хидэёси, открыто мечтавший о покорении Китая и Кореи и  Ишида Мицунари – талантливый управленец и финансист администрации клана Нобунага. Тогда как главным советником Нобутада выступил Ияэсу Токугава. Оба этих влиятельных даймё были достаточно консервативны и намеревались поставить других самураев под жесткий контроль. Характером Нобутада походил на своего отца, только с той лишь разницей, что презирал большинство даймё находившихся на службе у своего отца.

Первая стычка между войсками коалиций произошла в мае 1598 года, когда армия под командованием Маэда Тосимаса разбило войско клана Уэсуги и выдвинулось на север для соединения с даймё Сатакэ Йосинобу, чьему замку Кубота угрожал армия клана Уэсуги – давних противников Нобунага. Около этого замка состоялось крупное сражение между силами коалиций приведших к поражению Тосимаса и Йосинобу.

Вплоть до поздней осени 1598 начался период затишья. Все стороны скапливали войска для генерального сражения, которое и определило бы исход их конфликта. За это время Токугава предложил своему сюзерену Нобутада дерзкий план – захватить Киото и вынудить Императора подписать специальный указ, дарующий всю полноту власти в Японии лично Ода Нобутада. Сам же Токугава становился вторым человеком в стране и стал бы ответственным за контролем над покоренными даймё.

В октябре того же года его войска быстро взяли штурмом замок Фушими, который был построен Хидэёси и должен был стать столичным замком его владений. К тому же замок контролировал несколько стратегически важных дорог ведущих в Киото.

В свою очередь в лагере Нобукацу не было согласия по поводу верховенства власти. Безынициативность лидера привела к тому, что во главе коалиции стали три человека – Хасиба Хидэёси, Ишида Мицунари и Ода Нобутака.
Ода Нобутака был особенно интересной личностью. Он командовал одной из армий своего отца и покорил остров Сикоку, но быстрое покорение острова не принесло желанной славы, коей желал Нобутака. Рожденный от наложницы он считался третьим сыном Нобунага, хотя фактически родился всего на 20 дней раньше своего брата Нобукацу. Именно тот факт, что Нобукацу был рожден не от наложницы и сделал его главой клана, не смотря на его слабый характер как лидера.
Сам же Нобутака был настроен очень решительно и призывал к генеральному сражению.

Но, не смотря на единодушие в вопросе борьбы с Нобутада и Токугава, планов дальнейшей войны было несколько. Хидэёси официально поддерживал решение дать генеральное сражение, но не у стен Киото. Он хотел совершить поход прямо в земли Токугава, осадить и разграбить его замки исключительно для своих личных целей. Как уже упоминалось Хасиба Хидэёси мечтал о покорении Кореи и Китая, но так же он мечтал и возвыситься. Победы именно его армий дали бы ему гораздо больше влияния в глазах Нобукацу, который фактически являлся главой клана Ода и был выше по статусу Мицунари и Нобутака.
Ишида Мицунари имел давние обиды на Нобунага, который разгромил его род в 1573.  Он был талантливым политиком и старался держаться между Нобутака и Хидэёси в надежде примкнуть к победителю в назревавшем конфликте между этими даймё.

Таким образом инициатива оказалась в руках коалиции Нобутада, которые до зимы 1598-1599 смогли взять ряд ключевых замков в провинции Оми, а так же завоевали провинцию Овари – коренные земли клана Ода. Армия Нобутада насчитывала около 120 тысяч солдат и собиралась выдвинуться на Киото.
29 января 1599 на совете коалиции Нобукацу было принято решение дать генеральное сражение рядом с Киото, дабы предотвратить поражение в этой войне. Битва состоялась 13 февраля и продолжалась более двух дней. Ранним утром 15 февраля армия Токугава и Нобутада была разгромлена и отступила к родовому замку клана Токугава – Окадзаки. 17 февраля Ияэсу передал власть в клане своему сыну Хидэтада, а сам совершил сэппуку. Самоубийство совершил и Нобутада, не желая считать себя вассалом своего брата.

Власть в стране перешла в руки Ода Нобукацу, но фактическое управление осуществляли все те же трое лиц, которые и руководили этой войной: Хасиба Хидэёси, Ишида Мицунари и Ода Нобутака

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересная тема, и порождает ряд вопросов.

1. Почему Хидэёси не умер как в РИ в сентябре 1598? И если не умер, как долго прожил? И что, самое главное, с Хидэёри, он родился или нет? Вангую большую войну между Ишида и Хасиба, причём последние скорее всего проиграют из-за малолетства наследника, если тот вообще есть.

2. Что там на юге? Если Отомо не разгромлены, то португальцы живут и проповедуют. Нобунага противником христианства не был, что с его сыновьями?

3. Как будут дожимать Токугава, и будут ли? Я не очень много знаю про Хидэтада, насколько он готов к компромиссам?

4. Внешняя политика? Если португальцы/испанцы не вытеснены голландцами (а они, по-видимому, не вытеснены, если Токугава проиграли), насколько Япония окажется втянута в их колониальные войны в ЮВА? Тут может быть очень много интересного.

Спасибо за тему, буду внимательно за ней следить.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Серьезная проработка! Продолжение будет? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

начало заслуживает похвалы, полагаю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

респект автору!

 

на правах спойлера

у меня в МАД в Японии тоже именно что сёгунат Ода планируется, правда несколько другой в плане стартовых условий (ибо там европейцы приплывают в Японию раньше на пару десятков лет)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1. Почему Хидэёси не умер как в РИ в сентябре 1598? 

IRL Хидэёси под конец своей жизни стал затворником и довольно больным человеком. Вполне вероятно, что его здоровье подломилось не столько из-за возраста (а умер он в возрасте 61 года, тогда как Токугава Ияэсу в 73 года, Мори Тэрумото вообще дожил до 92 лет), а в результате бремени правления, как мне кажется. Все таки он вышел из низов, прилагал недюжие усилия ради статуса правителя всей Японии. Поэтому я и воспользовался правом авторского произвола и сохраню ему жизнь еще на пару лет. Ему еще предстоит поучаствовать в истории.

И что, самое главное, с Хидэёри, он родился или нет? 
Ну почему нет? Самурай такого ранга и без наследника не самурай. 

 Вангую большую войну между Ишида и Хасиба, причём последние скорее всего проиграют из-за малолетства наследника, если тот вообще есть.
А почему они должны воевать в открытую и масштабно? Вы забываете, что по итогам войны власть триумвирата "советников" и третий там Нобутака. Любая большая война не может проходить без участия собственно Нобутаки, а ему меньше всего выгодно начинать очередную войнушку между даймё. Поэтому пойдут интриги между ними.
Наметки сюжета по этой линии уже есть на черновике.

 Если Отомо не разгромлены, то португальцы живут и проповедуют. 
Живут, проповедуют, строят храмы. Что естественно не понравится центральной власти. Но в Адзути, где сидит этот триумвират, отложили эту проблему на потом.

Нобунага противником христианства не был, что с его сыновьями?
Нобунага прагматик. Он использовал христиан для торговли, кормил из завтраками о переходе в христианство. Нобукацу был тихим, полностью покорным воле своего отца, безынициативным. А вот его брат Нобутака по характеру очень похож на своего отца. Тоже симпатизировал христианам, тоже кормил их завтраками о переходе в католичество. Но здесь это чистый прагматизм - пока португальцы будут выгодны для них они будут терпеть их веру. 
Однако, выступления христиан тут будут куда более сильными, чем в реальности.

> Как будут дожимать Токугава, и будут ли?
Будут дожимать всех даймё, которые выступали против клана Ода.

>  Я не очень много знаю про Хидэтада, насколько он готов к компромиссам?
Спорно. Одни источники пишут, что он очень талантливый военный командир, интеллектуал, храбрый и доблестный. По другому мнению его описывают как посредственность. Но поскольку он был любимым сыном Ияэсу, часто находился при отце, то можно взять за основу первую оценку. Следовательно он затаит злобу и обиду внутри себя и примет условия существования. Клан Ода не отличался милосердием к побежденным.

> Внешняя политика? 
Однозначно не будет самоизоляции. Вариантов куча. 
Вот про колониальные войны пока не знаю, не хочется брать курс на галактизм.


Спасибо всем за комментарии, буду стараться!

Серьезная проработка! Продолжение будет? 

Продолжение будет!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1600 – 1610. Становление Сёгуната Ода. Интриги даймё.

Правящий триумвират Хидэёси, Мицунари и Нобутака был альянсом очень могущественных даймё, но объединенных далеко не единством взглядов и убеждений. Еще до конца войны между ними возникали разного рода разногласия, но перед лицом общего врага они держали единство. Теперь же угроза большой войны и развала государства отошла в тень. Практически сразу Хасиба Хидэёси и Ишида Мицунари начали формировать, так сказать, группы по интересам. Вокруг Хидэёси сформировалась клика самураев, которые выбились из неблагородных сословий. Его главным советником был Асано Нагамаса – сын лучника-асигару из армии Нобунага, а так же такой самурай как Като Киёмаса – выходец из крестьян. Естественно, что это раздражало знатных даймё, которые презирали Хидэёси и собирались вокруг Нобутака и Мицунари.
Сам же Ишида Мицунари старался заводить разного рода связи с теми самураями, которые занимались административной работой. Он понимал, что его талант не в сражении, а в интеллекте и политике. Работая у Нобунага он считался создателем многих тезисов реформ Нобунага, а теперь занялся их развитием и расширением.
Темной личностью был Ода Нобутака, который лавировал между этими двумя группами и являлся арбитром многих их споров. Все дело в том, что Хидэёси и его приспешники были очень честолюбивы, жаждали новых битв и покоренных земель. Сам Хидэёси открыто призывал к началу войны с Кореей и Китаем, он мечтал стать если не императором этих стран, то наместником японского правителя там. Вполне логично, что администратор Ишида Мицунари посчитал его замыслы откровенной глупостью и возражал против военной авантюры.

В 1604 году по стране прокатилась серия крестьянских восстаний. Одно из крупнейших произошло зимой 1604 года, когда восстали крестьяне в провинции Тоса из-за недовольства налоговой политикой местного даймё. Крестьян поддержали ронины и несколько самураев, которые закрепились на горе Такияма. Восстание было подавлено, но оказалось, что это лишь начало целой серии возмущений населения различных провинций. Спустя два года запылал остров Кюсю. Лидером обширного восстания стал местный даймё Мори Катсунобу, правивший территориями на севере острова. Он собрал вокруг себя самураев, ронинов и несколько тысяч крестьян. Восстание было направлено против налоговой политики Триумвирата, который хотел погасить затраты на строительство замков в покоренных провинциях. Инициатором такого масштабного строительства был Хасиба Хидэёси, рассчитывающий таким образом укрепить свою власть и влияние в стране. Естественно, что основными финансовыми донорами стали покоренные даймё.

Весной 1606 года разрозненные группы воинов-буддистов, уцелевшие после чисток монастырей при Нобунага и бежавшие на край Японии, в частности на Кюсю, решили воспользоваться восстанием и начали налеты на поселения японских христиан, католические миссии и особенно уничтожали священников и святыни. Данные действия быстро вызвали ответную агрессивную реакцию местных христиан, которые начали ответные разграбления храмов. Ситуацию усугубили португальцы, которые поставили несколько пушек и партию аркебуз для христиан.

Ишида Мицунари, видя вялую реакцию Хидэёси на это восстание, начал обвинять его  в некомпетентности и желании использовать эту ситуацию для захвата власти в стране. В ответ Хидэёси начал обвинять Мицунари в сочувствии гайдзинам, которые, по мнению Хидэёси, имели планы покорения Японии. Триумвират начал распадаться. Страну от распада удерживал лишь авторитет Ода Нобутака, который удерживал огромные территории и не менее большую армию. Новой большой войны никто не желал.

Восстание на Кюсю было подавлено лишь к декабрю 1606 года. Во время осады замка Фукуока, где закрепились остатки восставших, во время взрыва пушки погиб Ода Нобукацу, от чего ситуация внутри Триумвирата накалилась до предела. Фактический разрыв альянса правителей произошел в январе 1607, когда у небольшой деревушки Нанаяма произошло сражение между армиями Хидэёси и союза Нобутака и Мицунари. Кто спровоцировал сражение точно не ясно, но после нее власть официально взял на себя Нобутака. Пользуясь тем, что его брат погиб, он провозгласил себя главой клана. 

В период с 1607 по 1610 в Японии имелось  234 даймё. В результате действий Нобутака у 72 даймё было конфисковано имущество, 61 даймё были переселены в другие регионы с увеличением земель, 22 – получили увеличение территорий без переселения, у 60 даймё оставлены их наделы в прежних границах, а у 19 даймё была произведена конфискация имущества и они были переселены без изменения размеров земель. Естественно, что это вызывало недовольство как у даймё, так и у крестьянства, но угроза применения военной силы для подавления не позволяла недовольным выступать открыто. Уже спустя год по стране прокатилась целая серия загадочных убийств влиятельных даймё. Среди них были Като Киёмаса, Икэда Тэрумаса, Маэда Тосинага и Асано Нагамаса. Многие из убитых были из круга Хидэёси, который, как сообщалось, умер от болезни летом 1607 года. Но среди убитых были и сподвижники Ияэсу Токугава.
Сам же Ода Нобутака в июле 1610 провел парад в Киото с целью демонстрации своей армии и могущества для Императора и всех даймё. После парада чиновники Императорского Двора даровали Нобутака рескрипт, который предлагал ему титул Сёгуна и Дайдзёкан – министр правой руки. В истории Японии начался период нового сёгуната. Резиденцией нового сёгуна был выбран родовой замок клана Ода – Нагоя.


djFMIN-OgBs.jpg
Сёгун Ода Нобутака.

FSXC5Z5xl_k.jpg
Демонстрационная модель замка Нагоя. Замок перенес тяжелую историю и остатки замка были практически полностью разрушены в ходе американских бомбардировок 1945 года. Сама же модель представляет собой версию замка построенную при Токугава Ёсинао, но такой вид в моей альтернативе она примет при сёгуне Нобутака.

 

Изменено пользователем Sett

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

От автора: Данный материал редактировался от и до дважды и в ходе работы пришел к тому, чтобы разделить описание деяний первого сёгуна династии Ода на две части - внутреннюю политику и внешнюю. Возможно, что этот формат продолжит свое существование далее. 

1610 – 1625. Сёгун Ода Нобутака. Формирование Нагоя бакуфу.

Внутренняя политика

В 1610 году Ода Нобутака получил от императора титул сёгуна. Особо важной частью в ходе получения такого высокого титула был парад войск клана Ода в Киото. Значительная часть армий была из земель Восточной Японии, что подчеркивало лояльность местных даймё новому сёгуну и окончательно закрывала тему какого-либо сепаратизма. После торжественных церемоний у императора Япония становилась единым государством управляемым из одного центра. Город Нагоя становился фактической столицей страны. Сам же замок Нагоя стал самым важным замком Японии, поскольку туда переехали советники Нобутака сформировавшие ядро бакуфу – правительства сёгуната. Среди советников были:
- священник Тэнкай, который отвечал за религиозную политику и был духовником Нобутака.
- Хаяси Разан – конфуцианский учений и ведущий юрист сёгуната. Именно ему предстояло оформлять правовые нормы новой Японии.
- Ина Тадацугу – специалист по местному управлению.
- Гото Мицуцугу – советник по валютной политики и в последствии основатель Серебрянного монетного двора (Гинза).

Первые несколько лет были крайне тяжелыми в работе бакуфу. Правовые нормы Ода Нобунага были актуальны лишь для его стиля управления, которое основывалось на подавляющей военной силе и личности самого Нобунага. Опыт войны за наследство Нобунага показывал, что для новой Японии подобная политика приведет лишь к новой Эпохе воюющих провинций и гибели клана Ода, даже не смотря на колоссальную экономическую и военную мощь. Ода Нобутака прекрасно осознавал эту угрозу и даже переселение даймё, а так же ограничение их военной мощи не поможет удержать власть не только в руках Нобутака, но так же и в руках его наследников. Именно поэтому бакуфу начало реализацию создания специального кодекса правил, который был опубликован в 1612 году и получил название Кугэ Сёхатто, а спустя год был дополнен и переименован в Букэ Сёхатто, что можно перевести как «Законы о военных домохозяйствах». В последствии данный свод правил стал сводом законов сёгуната и неоднократно дополнялся и изменялся. Букэ Сёхатто регулировал не только жизнь даймё, но так же его законы регулировали жизнь императора и императорского двора, ограничивал церемониалы и полномочия, вплоть до традиционных искусств. Помимо всего этого он защищал гражданских от сословия самураев и местных органов управления.

Все это изменяло отношение даймё к сёгуну. Если ранее они воспринимали его как лидера в основном из-за военной мощи, то теперь власть была закреплена юридически и сёгун становился политическим лидером. Император становился проводником политических решений сёгуна, что с одной стороны в какой-то мере ослабляло влияние бакуфу, но с другой и легимитизировало сёгунат.

В 1616 году решением бакуфу Ода Нобунага был обожествлен как Tosho Daigongen (Великое сияющее божество Востока). В городе Нагоя был построен храм, где и почитали Нобунага. Спустя годы, по решению второго сёгуна Ода Нобутакэ, в этом храме был похоронен и Нобутака, что сделало храм Нагоя династической усыпальницей всех сёгунов дома Ода.

Еще одним фактором обеспечения стабильности в стране было создание системы зависимости даймё от сёгуната, в частности таких категорий как Фудай и Тодзама. После образования бакуфу процесс переселения даймё и конфискации их земель начался вновь. К моменту смерти Нобутака этот процесс еще не был завершен и закончился лишь к началу XVII века. Но новая волна переселений и конфискаций кардинально отличалась от подобного процесса при Нобунага. Теперь сёгун мог использовать законы Букэ Сёхатто, которые расширили возможности по регулированию земельных наделов даймё. Теперь сёгун мог наказать даймё за отсутствие достойных наследников, несанкционированные брачные союзы между даймё, различные нарушения кодекса вплоть до ремонта или перестройки своего замка без специального разрешения.
Более того, теперь все даймё были разделены на специальные категории, основными из которых были Фудай и Тодзама. В категорию Тодзама попали те даймё, которые выступали против не только клана Ода, но и лично против Ода Нобутака в ходе войны за наследство. Они рассматривались как ненадежные, потенциальные бунтовщики. Тогда как в категорию Фудай входили те даймё, которые поддерживали Нобутака.Конечно же статус Фудай не мог гарантировать даймё защиту от любых решений бакуфу, но их положение было лучше, чем у Тодзама.

Тем не менее, реформы Ода Нобутака не ограничивались лишь вопросами регулирования даймё. В процессе переселения новый сёгун стремился обеспечить и экономическое процветание своего дома. Под контролем дома Ода оказались важные экономические города, такие как: Сакаи, Осака, Киото, Нара и Нагасаки. Кроме этого под управление сёгуната перешли все прииски золота, меди и серебра. Ограничение свободной торговли даймё и постановка ее под контроль сёгуната привели к образованию такого явления как «корабли красной печати». Наиболее важные направления экспорта: драгоценные металлы и камни, а так же оружие, были возможны лишь при получении соответствующего разрешения бакуфу, которое и получило название «красная печать». Естественно, что всю внешнюю торговлю сёгунат не ставил под свой личный контроль, но подобные ограничения значительно уменьшили возможность таких отдаленных и крупных родов дайме как Симадзу, Датэ, Сатакэ, Мори и Токугава увеличивать свое богатство и влияние.

И последним шагом в укреплении своей власти стало значительное ограничение христианской церкви в Японии. Нобутака претендовал на статус защитника Японии перед иностранцами, но больше всего его волновал рост числа христиан и влияния иностранных миссионеров среди даймё и христиан-самураев. Более того, открытые поставки оружия христианским даймё в обход дозволения клана Ода расценивался как вмешательство иностранцев во внутренние дела Японии. При Нобунага христианские миссионеры довольно вольготно чувствовали себя внутри страны, открывали свои миссии и проповедовали. Сам объединитель Японии использовал христианство для своих личных целей в борьбе со своими соперниками. Теперь же открытых соперников дома Ода не было и католические миссии расценивались как очаги нестабильности и потенциальные центры восстания против власти сёгуна. В 1623 году вышел отдельный рескрипт сёгуна дополняющий Букэ Сёхатто и запрещающий сословию самураев исповедовать христианство. Это было одной из причин восстания христиан в Симабаре в 1633 году, которое привело к массовым антихристианским репрессиям и окончательному запрету христианства на территории Японии.

Запрет исповедования христианства в 1623 привел к серии стычек между буддистами и христианами. Сёгунат официально обвинил местных даймё в провоцировании беспорядков, но никаких карательных мер не было проведено. Все это привело к тому, что из Японии бежало несколько тысяч самураев-христиан, а после восстания в Симабаре бежало порядка 15-17 тысяч христиан.

Внешняя политика

С образованием нового сёгуната Япония вошла в долгий период мирной жизни. Сёгун новой династии был занят процессом консолидации власти в своих руках и уделял мало внимания внешним связям. Исключение составила лишь военная кампания 1612 года по покорению княжества Рюкю.

Маленькое островное княжество Рюкю располагалось на одноименном архипелаге  со столицей на острове Окинава. Государство было бедно природными ресурсами и поэтому основным способом существования была морская торговля между Японией и Китаем. Долгое время в период существования Сёгуната Муромати княжество Рюкю платила дань Японии. Но в 1573 году поступления дани прекратились. В период междоусобных войн и процесса объединения ни клан Симадзу, который был конкурентом Рюкю в торговле с Китаем, ни клан Ода захвативший власть, не обращали внимания на это мелкое островное государство.
В 1603 году группа кораблей из Рюкю потерпела крушение в районе города Сэндай. Тогда правящий триумвират Японии помог им отправиться обратно на свою родину. Когда же моряки были возвращены, то клан Симадзу потребовал от правителя Рюкю официально поблагодарить дом Ода и вновь признать главенство Японии над Рюкю. Просьба была проигнорирована и Симадзу попросили разрешения начать карательную миссию. Тогда эта просьба была отклонена Триумвиратом Хидэёси - Мицунари - Нобутака.

Карательная миссия была отправлена лишь в 1612 году, когда сёгун Нобутака вновь потребовал у правителя Рюкю приклонится перед ним. Флот сёгуната в основном состоял из кораблей и солдат дома Симадзу и возглавлялся их адмиралом Кабайяма Хисатака. Покорение островного княжества было завершено молниеносно и в августе 1612 года в Кагосиме между сёгуном Ода Нобутака и правителем Рюкю Сё Ней были подписаны документы о капитуляции. Сё Ней и его советники принесли торжественные клятвы о вассалитете. Рюкю обязывалось соблюдать древнюю традицию посылать дань, а так же подарки сёгуну. Но самое главное было в том, что отныне регулирование торговли и дипломатии было в руках дома Симадзу. Регулировались и посещения японцев данных островов. Исключение составляли лишь официальные дипломатические и торговые миссии, санкционированных даймё Симадзу.

Завоевание Рюкю вызвало недовольство при дворе китайского императора. Начался долгий процесс переговоров, который быстро зашел в тупик. В 1615 году Китай запретил японским судам заходить в свои порты и поэтому основной поток торговли пошел через Рюкю. Кагосимский договор был составлен таким образом, что лишь номинально провозглашал независимость княжества Рюкю, но для дипломатов  Японии и Китая это был выход из затруднительного положения. Жителям Рюкю запрещалось говорить о зависимости от Японии за пределами своего государства, запрещалось носить японские одежды, принимать японские обычаи и имена. В тоже время торговля между Китаем и Японией не была нарушена и протекала через Рюкю, что не дало этому небольшому островному государству обнищать.

Другая внешнеполитическая акция Сёгуната Ода была связана с экспедицией на остров Тайвань. Экспедиция была собрана адмиралом Мураяма Тоан в 1616 году. За несколько лет до этого флотоводец Арима Харунобу провел разведку побережья с целью поиска новых земель для торговли. Но прибыв на Тайвань его экспедиция была атакована местными аборигенами. Остров получил название - Takasago Koku, что можно перевести как «Нагорная нация» (Highland nation). Мураяма Тоан был отправлен во главе флота из 13 кораблей с 4000 солдат на борту. Флот был разбит тайфуном и лишь одному кораблю удалось совершить путешествие до Тайваня, где его команда была разбита местными жителями. Сам же Мураяма Тоан смог вернуться в Японию и уже в 1617 году отправился с новой экспедицией на Тайвань. Ода Нобутака не хотел отступать перед подобными трудностями как тайфуны, к тому же оценивал удачное завершение похода Мураяма как способ получения дополнительного престижа внутри страны. Вторая экспедиция была успешной. Самураи высадились на Тайване и основали поселение, которое в последствии получило название Мацуяма.

Как только в Японии получили новости об основании поселения на новом острове при дворе сёгуна сразу же начались политические игры между двумя кланами Набэсима и Симадзу за право называть новые земли своими. Глава клана Набэсима апеллировал к тому, что Мураяма Тоан не был из знатного рода и продвинулся по службе лишь благодаря действиям Хасиба Хидэёси, который сделал его магистратом города Нагасаки. Более того, по мнению Набэсима Кацусигэ (глава клана Набэсима) тот факт, что две экспедиции были собраны в Нагасаки и отправлены от туда же говорит лишь о приоритете его прав на Тайвань. В свою очередь клан Симадзу считал, что поскольку ранее их войска завоевали Рюкю, то было бы вполне логичным даровать новые земли именно им. Но чаша весов склонилась именно в сторону клана Набэсима.
Новые земли для Симадзу, по мнению Нобутака, чрезмерно усилили бы этот клан и в долгосрочной перспективе он смог бы получить необходимое влияние для начала войны против сёгуната. В тоже время усиление его соперников создало бы баланс сил на Кюсю, что было на руку бакуфу в деле управления государством.

На этом активная внешняя политика первого сёгуна династии Ода закончилась. В далекой Маньчжурии завершался процесс объединения племен Чжурчжэней, что привело их к началу серии войн с Китаем в 1621 году, но это не было удостоено какого-либо внимания со стороны уже престарелого сёгуна. В 1625 году Ода Нобутака передает власть своему старшему сыну Ода Такашигэ в Киото будучи в возрасте 67 лет. Окончательно отойдя от дел Нобутака умирает в 1628 году. Захоронен в храме Нагоя Тосё-Гу [1], в храме посвященном Ода Нобунага, который с этого момента стал усыпальницей сёгунов.

____
[1] Тосё-Гу происходит от имени Tosho Daigongen (Великое сияющее божество Востока). Этим именем IRL был обожествлен Ияэсу Токугава, первый сёгун эпохи Эдо. Я посчитал, что подобный титул вполне можно использовать для Ода Нобунага, как человека объединившего Японию и фактически установившего династию правителей этой страны в данном таймлайне.
В реальности сёгуны династии Токугава были захоронены в разных местах, включая храм Никко Тосё-Гу. Здесь же я решил воспользоваться европейским опытом захоронения правителей по аналогии с аббатством Сен-Дени, где захоронены монархи Франции или по аналогии с Архангельским собором в Москве, где покоятся останки русских князей и царей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Перед написанием этого текста хочу сказать, что учитывая феодальную структуру власти, то естественно регулярное войско отсутствовало. На момент написания материала не было найдено информации по численности войска и флота Японии периода сёгуната. Естественно, что я продолжу поиски необходимой информации об армии феодальной Японии и не исключаю того, что в будущем могут появиться дополнения к данному материалу.
В данной статье я не буду затрагивать самураев, асигару, стили ведения боев, поскольку не ставил перед собой этой цели. Опять же не исключаю того, что может появиться текст и этой направленности.
_____


 

В эпоху наступившего мира важнейшим преобразованием бакуфу стало ограничение военной силы даймё. Это было сделано для уменьшения вероятности восстаний, и ради необходимости сохранить определенный уровень военной мощи даймё для поддержания внутреннего мира и защиты страны. Еще до образования нового сёгуната было введено правило «Одна провинция – один замок», что очень сильно ограничило возможности даймё по защите своих владений. Многие замки были снесены, а имеющиеся находились под пристальным наблюдением сёгуната – запрещалось даже их ремонтировать без соответствующего разрешение сёгуна.
В 1645 году вышел Регламент о военной службе (Gun’yaku ninzuwari), который устанавливал определенные стандарты по размеру войска разрешенных или требуемых от даймё. К примеру, даймё с доходом в 1 миллион коку должны были выставлять не менее 2155 человек, из которых обязательно должно было быть: 170 конных, 350 аркебузиров, 30 лучников, 150 копейщиков и 20 сигнальщиков. Отдельный самурай с доходом в 200 коку должен был предоставлять: себя с лошадью, отдельную обслугу для коня, оруженосца, доспех и отдельного носильщика.

Войско возглавляли старшие советники бакуфу, а в число генералов и военных советников входили младшие советники и ряд особо приближенных к сёгуну даймё.

С массовым появлением аркебуз, которые в Японии получили название тэппо, тактика боя стала кардинально меняться. Главной силой на поле боя стали стрелки-тэппо, тогда как лучники стали играть вспомогательную роль застрельщиков. Копейщики же в большей степени прикрывали аркебузиров в бою. Спустя годы, когда торговцы-европейцы уже прочно осели в Японии и наладили регулярные торговые рейсы между Европой и Страной Восходящего Солнца, то японцы узнали о байонете. Местные кузнецы быстро модифицировали его под себя и вышло два типа этого оружия – дзюкэн (мечеподобный) и дзюсо (копьеподобный).

Первые тэппо были основаны на ружьях поступавших их Португальской Малакки. Они были получены в 1543 году, когда у острова Танэгасима встал на якорь португальский корабль и местный даймё Танэгасима Токитака купил две аркебузы. Местным кузнецам не составло труда скопировать механизм, но особую проблему долгое время составлял процесс изготовление ствола. Проблема была решена лишь тогда, когда в страну прибыл португальский кузнец, чье имя не сохранилось для истории. Он передал свои знания японцам и в последующие годы было произведено достаточно много копий португальских аркебуз.

teppo-6.thumb.jpg.8b36f6e2f58b65c4a54d7c
Различные типы Танэгасима-тэппо использовавшиеся в армиях даймё.

Впервые опробовав их в бою, японцы все таки не спешили массово внедрять их в свои армии оставляя предпочтение большому количеству лучников. Однако, вскоре была внедрена тактика непрерывной стрельбы отряда, а так же были произведены тэппо больших калибров. Впервые большие отряды аркебузиров были применены в битве при Нагасино, когда крупное конное войско клана Такэда было наголову разгромлено отрядами аркебузиров Нобунага. После этого каждый из даймё стремился создать у себя крупные отряды с тэппо, а каждая из битв начиналась с ружейной перестрелки.

CsI35Yqryq4.jpg
Изображение солдат-асигару с тэппо

Q8zwHRNtf_I.jpg
Современная реконструкция стрельбы из аркебуз.

Кроме тэппо, японские мастера произвели еще и уменьшенную версию аркебузы, которая получила название Бадзё-дзутсу. Это была японская версия пистолета, но унаследовавшая от тэппо свою массивность. Так же как и в Европе пистолеты оценили конные воины, которые выпускали на врага град пуль перед основной атакой.

teppo-8.thumb.jpg.caa8197daaf21ea732e352
teppo-7.thumb.jpg.ef5d2bc07b19975091d0f7
Различные типы Бадзё-дзутсу.

Но самым любопытным оружием из линейки тэппо была Какаэ-дзутсу, или О-дзутсу. Эти ручные мортиры имелись и в Европе, но большую любовь заслужили в Японии. Самурай выглядел очень внушительно с подобным оружием в руках.
teppo-11.thumb.jpg.321c88bcd9b31ffa41ffc
Стилизованное изображение самурая с О-Дзутсу. Естественно, что здесь большую роль играла фантазия художника, нежели его стремление изобразить действительность.
teppo-17.thumb.jpg.70d44fd476e1beff6441d
Современная реконструкция О-Дзутсу в руках у внушительного вида самурая.
 

Говоря о пушках, то стоит уточнить особенности их применения. Пушки в Японии периода Сэнгоку Дзидай не получили такого распространения как в Европе. Впервые о пушках японцы узнали примерно в 1270 году, когда образцы примитивных пороховых орудий прибыли из Китая. Но они не использовались и вновь были открыты уже к 1540-м годам благодаря португальским торговцам. Впервые они были использованы даймё Отомо Сорином в 1576. Но акцент японских армий на высокую мобильность, вместе с холмисто-гористой местности и слабой распространенностью колесного транспорта не дал зародится полевой артиллерии. Производство пушек было налажено довольно быстро, но производились они мелкими партиями и использовались как осадные.

Первая пушка, которая была активно использована, была куплена у европейцев и получила название Kurobe Kura (Пушка Будды). Именно она стала прототипом для производства в Японии и позднее получила название Фуранки. Но особенности конструкции не позволяли ее модифицировать под большие калибры, не говоря уж об опасности ее применения и малосерийного производства.

QLrEOBy_lHE.jpg
Одно из орудий Фуранки даймё Отомо Сорина. Предположитело было произведено в Португальском Гоа. Длина 2880мм, калибр 98мм.

1TTqGaiGO8A.jpg
Японский текст описывающий принцип работы орудия Фуранки.

Более активно использовались деревянные пушки, которые стреляли бомбами из дерева начиненными горючими веществами. Такие пушки крепились на жесткие лафеты и обстреливали крепости самураев в процессе длительных осад.

1429475464_derevyannoe-orudie.thumb.jpg.
Изображение деревянных пушек самураев

Изменено пользователем Sett

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас