Турбинные башенные крейсера типа "Тетис"

23 сообщения в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Ну что же, вот и первый мой материал от 2018-го года! На этот раз - немного альтернативного французского кораблестроения (и альтернативной истории вообще) периода Первой Мировой Войны:

История:

80106_800.png

"Экстренная" программа военного кораблестроения адмирала де Вилларда, помимо перезаказа трех последних линейных кораблей типа "Дантон" как дредноутов типа "Мирабо" и закладки двух огромных океанских крейсеров с 240-миллиметровыми орудиями, включала также три "малых турбинных крейсера". Под таковыми подразумевались легкие быстроходные крейсера современного типа, созданные для службы при эскадре линкоров.

Однако, де Виллард имел собственные взгляды на концепцию легких крейсеров. Британские "скауты" его не устраивали ввиду их совершенно недостаточной броневой защиты и неспособности вести бой с кораблями аналогичного класса; что же касается немецких крейсеров, то де Виллард считал их "просто очень плохо задуманными". В его представлении, "малый турбинный крейсер" был, скорее, облегченным броненосным крейсером - с мощным вооружением и броневой защитой.Свернуть )

За исходную точку для работы, французские инженеры взяли старый проект малого броненосного крейсера "Дюпле" 1897 года. Эскизный проект нового корабля, вооруженного восемью 138-мм орудиями образца 1893 года был подготовлен к маю 1908. Проект получил обозначение "крейсер Альфа-типа", и в доработанном был представлен правительству в сентябре того же года. После непродолжительных прений, правительство согласилось ассигновать средства на постройку трех "25-узловых турбинных крейсеров" в 1909-1912 годах. Уже в ходе окончательного проектирования, адмирал де Виллард распорядился заменить старые 45-калиберные орудия на новые 55-калиберные, еще находившиеся в разработке.

Конструкция:

79854_800.png

Крейсера типа "Тетис" имели длину 142 метра, максимальную ширину 15,2 метра и осадку 5,2 метра (5,7 метров при полной загрузке). Их стандартное водоизмещение составляло 5200 тонн, полное - 5780 тонн. Они имели почти вертикальный форштевень с небольшим изгибом, плоскую палубу с удлиненным в корму полубаком, две мачты с боевыми марсами и традиционную для французских крейсеров коллекцию труб и вентиляторов, разделенную на две группы.

За характерный внешний вид - напоминавший сильно уменьшенную версию линейных крейсеров типа "Инвинсибл" - британские моряки прозвали французские корабли "щенками линейных крейсеров" (англ. "battlecruiser cubs").

Основное вооружение крейсеров типа "Тетис" в окончательном проекте состояло из восьми 139-миллиметровых, 55-калиберных орудий образца 1910 года. Эти орудия, разработанные как вспомогательное вооружение новых дредноутов, отличались прекрасными баллистическими качествами. В соответствии с французской доктриной, они стреляли 40-килограммовым полубронебойным, или облегченным 31,5-килограммовым фугасным снарядом с начальными скоростями в 790 / 840 метров в секунду, соответственно. При максимальном угле возвышения в 30 градусов, дальность стрельбы полубронебойным снарядом достигала 18000 метров.

Артиллерия главного калибра располагалась в четырех двухорудийных башнях, расположенных линейно-эшелонировано. Одна башня располагалась на носу, одна на корме (на полубаке), и еще две были установлены в центре корпуса эшелонировано; правая башня была смещена назад, а левая - вперед, что, в теории, позволяло сконцентрировать все восемь орудий в бортовом залпе (правда, только в пределах весьма узкого сектора обстрела). Башни приводились в движение гидравлическим приводом.

80989_800.png

Вспомогательное вооружение состояло из восьми 47-миллиметровых противоминных орудий Гочкисса образца 1902 года. Четыре пушки были установлены в небронированных казематах на верхней палубе, еще четыре стояли на навесной палубе и крыше кормовой надстройки. Подводное вооружение состояло из четырех 450-миллиметровых подводных торпедных аппаратов с запасом в пять торпед каждый.

Крейсера имели броневой пояс по ватерлинии высотой 2,5-3 метра (из которых около 1 метра при нормальной загрузке оставалось под водой), протянувшийся от форштевня и до кормовой башни главного калибра, где пояс замыкался траверсной переборкой. В центральной части корпуса, толщина пояса достигала 80 миллиметров у верхней кромки и 40 миллиметров у нижней; в оконечностях толщина пояса уменьшалась до 40 миллиметров у верхней кромки и 20 миллиметров у нижней.

Горизонтальная защита обеспечивалась главной броневой палубой из двух слоев 15-миллиметровой мягкой стали. Возле бортов, палуба имела скосы, усиленные дополнительно 20-миллиметровой закаленной броневой плитой.

Броневые башни крейсеров защищались 100 миллиметровой лобовой броней, крыши и тыльные стороны башен имели 40 миллиметровое бронирование. Подбашенные барбеты достигали толщины 65 миллиметров и шли до броневой палубы. Вспомогательная артиллерия бронирования не имела. Броневая рубка, выполненная в виде классического броневого цилиндра, имела 80 миллиметровое бронирование.

Силовая установка различалась на всех трех крейсерах первой серии. Корабли были трехвинтовыми, с двумя котельными отделениями, рассчитанными на смешанное угольно-нефтяное питание. "Тетис" и "Рейн Бланш" несли шестнадцать котлов Беллвиля, а "Аталанте" - двадцать котлов Норманд-Сигоди. "Рейн Бланш" несла три стандартные турбины Парсонса, "Аталанте" - турбозубчатые агрегаты Бреге, и "Тетис" был оснащен комбинированной силовой установкой из двух турбин Рато на крайних валах и вертикальной машины тройного расширения на центральном. Общая мощность силовой установки достигала 20800-23000 л.с.

На мерной миле, "Тетис" выдал 26,2 узла, "Рейн Бланш" - 26,4 узла. Лучшим ходоком в первой серии оказалась "Аталанте", которая развила 27 узлов. Запаса угля и нефти хватало на 4500 морских миль экономичного 10-узлового хода ("Тетис" с его комбинированной силовой установкой имел большую дальность, до 5200 морских миль)

Строительство:

1-я серия (подтип "Тетис"):

* Тетис (Thetis) - Arsenal de Rochefort. Заложен в 1909 году, спущен на воду в 1910-ом, введен в строй 10.08.1912.
* Аталанте (Atalante) - Arsenal de Toulon. Заложен в 1909 году, спущен на воду в 1910-ом, введен в строй 04.03.1913.

* Рейн Бланш (Reine Blanche) - F C de la Gironde, Бордо. Заложен в 1910 году, спущен на воду в 1911-ом, введен в строй 11.10.1913.

2-я серия (подтип "Нептюн"):

* Нептюн (Neptune) - Arsenal de Rochefort. Заказан по "дополнительной военно-морской программе", заложен в 1912 году, спущен на воду в 1913 году, введен в строй 22.10.1914. Оснащался котлами Беллвиля.

* Океан (Ocean), изначально Перувиер (Peruvier) - Arsenal de Cherbourg. Cтроился на экспорт как "Перувиер" для ВМФ Перу, заказан в 1912 году. Спущен на воду в 1913, реквизирован французским флотом в октябре 1914. Введен в строй как "Океан" в мае 1915 года. Оснащался котлами Никлосса.

3-я серия (подтип "Фридланд"), заказаны по "программе восполнения флота" в 1915 году. Отличались новыми 550-мм торпедными аппаратами, оснащались котлами Норман-Сигоди:

* Фридланд (Friedland) - F C de la Gironde, Бордо. Заложен в 1915 году, спущен на воду в 1915, введен в строй 8 мая 1917.

* Монтебелло (Montebello) - Arsenal de Cherbourg. Заложен в 1915 году, спущен на воду в 1916, введен в строй 09.11.1917.

* Маренго (Marengo) - Arsenal de Rochefo. Заложен в 1915 году, спущен на воду в 1916, введен в строй 04.03.1918.

Модернизации:

80750_800.png

За время службы, крейсера типа "Тетис" подвергались неоднократным модернизациям. В начале 1914, "Тетис" был в экспериментальных целях оснащен для базирования разведывательного гидросамолета, хранившегося на крыше надстройки. Какие-либо взлетные приспособления отсутствовали; самолет сгружался на воду грузовой стрелой и взлетал с воды. С авиационным оснащением корабль прослужил до января 1915 года.

В начале 1915, "Рейн Бланш" и "Нептюн" были перевооружены с заменой восьми 47-мм орудий Гочкисса на четыре 65-мм противоминные пушки образца 1902 года. Попытки усилить вооружение на этом не остановились; "Океан" в конце 1915 был перевооружен с заменой всей вспомогательной артиллерии на шесть 100-миллиметровых орудий в казематах на главной палубе. Однако, такое вооружение оказалось излишне тяжелым и негативно сказывалось на остойчивости корабля.

Весной 1916 года, все оставшиеся в строю крейсера получили по одной 75-мм зенитке на кормовой надстройке и одной 5-и ствольной револьверной пушке Гочкисса на зенитном станке. В 1918, противовоздушное вооружение крейсеров усилили установкой еще одной 75-мм зенитки взамен части противоминного вооружения.

В ходе ремонта 1916-1917 года на "Аталанте" заменили ненадежные турбозубчатые агрегаты Берге на турбины Рато, а также заменили ее 450-мм торпедные аппараты на новые 550-мм. Кроме того, в 1917 году "Тетис" и "Рейн Бланш" были оснащены взлетными стартовыми платформами для колесных истребителей, приземлявшихся на наземные аэродромы.

После войны, "Фридланд", "Маренго" и "Аталанта" были капитально реконструированы с переводом котлов на нефтяное отопление, установкой директоров управления огнем на новой треногой мачте и полной заменой вспомогательного вооружения. Все противоминное вооружение демонтировали; корабли оснащались четырьмя 75-мм зенитками образца 1922 года. На "Аталанте" и "Фридланде" кормовые мачты демонтировали, заменив краном и катапультой для гидросамолетов.

В 1931 году предполагалась перестройка списанного "Маренго" в крейсер ПВО, вооруженный шестью спаренными 90-мм установками. Проект не был реализован.

Служба:

К началу Первой Мировой Войны, в строю французского флота находились три малых турбинных крейсера. "Тетис" находился в Бресте, в составе 2-ой линейной эскадры Северного Флота (состоявшей из трех дредноутов типа "Мирабо"). "Рейн Бланш" состояла при 3-ей линейной эскадре Средиземноморского Флота (дредноуты типа "Курбэ"), и "Аталанта" возвращалась из Индокитая.

"Тетис" в августе-октябре 1914 года вместе с броненосными крейсерами "Монкальм" и "Жюль Мишеле" входил в состав Карибской Экспедиционной эскадры, посланной нейтрализовать немецкое военно-морское присутствие на Гаити. 12 сентября, "Тетис" вступил в бой с германским легким крейсером "Берлин" у Коберн-Таун, и после продолжительного боя вынудил противника выброситься на отмель. После этой короткой кампании, "Тетис" вернулся в Брест и продолжил службу при Северном Флоте. Он оставался в Бресте до весны 1915 года, когда, в связи со вступлением Италии в войну на стороне Центральных Держав, все наличные французские корабли были сосредоточены на Средиземном Море.

В ходе Сардинской Кампании летом 1915 года, "Тетис" и "Аталанта" осуществляли передовое патрулирование в интересах французского флота. Действуя совместно с "Океаном", они разгромили итальянские конвои 11-го и 14-го августа 1915 года, потопив общим счетом два десятка транспортов и шесть сопровождавших их вооруженных кораблей. 18 августа 1915, "Тетис" обнаружил развертывание крупного итальянского конвоя, сопровождаемого дредноутами "Данте Альигери" и "Леонардо да Винчи" и навел на него французские тяжелые корабли. "Нептюн" 22 августа успешно отразил ночную атаку итальянских миноносцев на французские транспорты у побережья Корсики.

80148_800.png

Дальнейшая служба крейсеров проходила в основном в патрульных операциях и поддержке действий линейного флота. "Рейн Бланш" с лета 1915 по осень 1917 служила в составе объединенной англо-французской Египетской Эскадры - разношерстого флота из двух десятков старых додредноутов и броненосных крейсеров, удерживавших австро-итальянские силы от удара по Египту. 14 сентября 1916 года она протаранила и потопила австрийскую субмарину U7 "Драхе", пробравшуюся сквозь минные заграждения ко входу в порт.

В октябре 1915 года, "Нептюн" на переходе в Алжир был торпедирован итальянской субмариной "Галилео Феррасис" у берегов Сардинии. Взрыв торпеды разрушил носовое котельное отделение и деформировал киль крейсера. Благодаря самоотверженным действиям команды, "Нептюн" остался на плаву и сумел добраться до порта, но повреждения прослужившего менее года корабля сочли слишком обширными, чтобы восстановление имело практический смысл. Крейсер был разоружен в Тулоне и использован как репетичное судно, его башни главного калибра использованы как вспомогательные на строящемся быстроходном линкоре "Савойя".

"Аталанта" в мае 1916 подорвалась на двух минах, выставленных итальянскими субмаринами у берегов Алжира. Ремонт и сопутствующая модернизация механизмов крейсера заняли более года, вновь в строй он вступил только летом 1917.

В ключевом морском сражении средиземноморской кампании - сражении у Сиракуз 19 июля 1917 года - приняли участие "Тетис", "Рейн Бланш", "Океан" и "Фридланд". "Аталанта", только вернувшаяся из ремонта, к сражению не успела. В ходе сражения, "Рейн Бланш", сопровождавший 4-ю эскадру линейных кораблей (супердредноуты "Норманди", "Фландр" и "Лангедок") получил повреждение рулевого механизма и, неупрпвляемый, оказался под огнем австрийских преддредноутов. Австрийцы, ошибочно приняв французский легкий крейсер за британский линейный крейсер типа "Инвинсибл", сосредоточили на нем огонь основного и промежуточного калибра. Согласно воспоминаниям очевидцев с обеих сторон, крейсер был последовательно накрыт восемью залпами и получил тяжелые повреждения, но оставался на плаву. Затем, линкор "Эрцегерцог Франц Фердинанд" произвел еще один, завершающий, залп своими 24-см орудиями, и один из снарядов вызвал детонацию центральных погребов "Рейн Бланш". Французский крейсер исчез во вспышке взрыва, разломившись пополам; из всей его команды спаслись только двое матросов.

"Тетис" и "Океан" в сражении поддерживали быстроходный авангард французского флота, оперируя вместе с быстроходным линкором "Савойя", гранд-крейсерами "Редутабль" и "Формидабль", и британским линейным крейсером "Индефатигейбл". "Тетис" успешно рассеял атаку итальянских миноносцев, потопив 40PN и 48OS. Крейсер был неоднократно поражен итальянским огнем, но его боеспособность пострадала незначительно. "Океан" потопил итальянский лидер "Аквила", получив при этом существенные повреждения, обе его центральные башни вышли из строя.

В 1918 году, "Аталанте" и "Монтебелло" перешли в порты капитулировавшей Италии и, совместно с эсминцами, оперировали в Адриатике против австрийского судоходства. Им довелось принять участие в ряде перестрелок с австрийскими торпедными катерами и легкими силами, пытавшимися атаковать Отрантский Противолодочный Барраж. В ночь с 27 на 28 августа 1918 года несущая дежурство "Аталанта" была внезапно атакована дредноутом "Сент-Иштван", но сумела выйти из боя, не получив повреждений.

80584_800.png

После окончания войны, пять уцелевших крейсеров продолжили службу в составе флота. Сильно изношенные "Тетис" и "Океан" вывели в резерв. Адмирал де Виллард включил их в планы на послевоенную модернизацию, намеченную на 1920-ый год, но тяжелое финансовое положение Франции и расходы на освоение трофейных германских кораблей вынудили отказаться от этих намерений. "Тетис" с 1922 года служил учебно-артиллерийским кораблем в Бресте. "Океан" в 1923 разоружили и перестроили в быстроходный радиоуправляемый корабль-цель для авиационных учений.

С окончанием войны, Перу подняло вопрос о реквизированном крейсере и компенсациях за него. Французское правительство, испытывающее недостаток средств, предпочло разрешить вопрос передачей корабля соответствующего класса. Поскольку "Океан" (изначальный "Перувиер") находился в плохом состоянии, взамен перуанцам был предложен полностью исправный "Монтебелло". В мае 1919, крейсер был переименован в "Перувиер II" и принят в состав ВМФ Перу.

Оставшиеся в строю три крейсера - "Фридланд", "Маренго" и прошедшая капитальный ремонт "Аталанта" - продолжили активную службу. В 1922-1924 году они по очереди прошли поддерживающий ремонт, в ходе которого их котлы полностью перевели на нефтяное питание, заменили старые турбины новыми турбозубчатыми агрегатами, установили центральное управление огнем и усилили зенитное вооружение. На "Аталанте" и "Фридланде" в ходе ремонта смонтировали катапульты и краны для гидросамолетов вместо кормовой мачты. В 1924-ом "Аталанта" перешла на Тихий Океан, где возглавила Разведывательные Силы Индокитайской Эскадры.

В начале 1930-ых, старые и изношенные "Тетисы" стали выводить из состава флота. "Маренго" был списан в 1931 году; некоторое время обсуждался вопрос о перестройке его в крейсер ПВО или быстроходный минный заградитель, но в итоге крейсер был продан на лом в 1933 году. "Фридланд" с 1933 был поставлен на отстой в Тулоне и позднее потоплен в качестве мишени на учениях палубной авиации. Единственным кораблем, дослужившим до конца 1930-ых была "Аталанта", с 1935 служившая мореходным учебным крейсером. Выведена из состава флота она была только в 1938 году.

Изменено пользователем Граф Цеппелин

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Браво, уважаемый коллега!

 

А в чем смысл "заниженных" средних труб в каждой группе? Или это не трубы? Я такого на французах не припоминаю.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Браво, уважаемый коллега!

Спасибо!

А в чем смысл "заниженных" средних труб в каждой группе? Или это не трубы? Я такого на французах не припоминаю.

Это вентиляторы. На французских броненосных крейсерах стояли именно такие. Согласен, что для 1910-ых это слегка уже старомодно... но зато эстетично)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

P.S. Да, я знаю, что рубка ниже передней башни... Мой ляп, увы. :(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Хорош.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Хорош.

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А, как у вас Италия против Франции в ПМВ воюет?

А бедняга Черчилль жилы рвет, уговаривает все стороны уменьшить количество строящихся кораблей...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А, как у вас Италия против Франции в ПМВ воюет?

Ну, скажем так: я предположил, что если британский флот в 1914-ом потерпит убедительное поражение в Северном Море, то сторонники про-германского курса Италии потенциально могут воспрять (если найдется подходящий лидер) и взять верх...

А бедняга Черчилль жилы рвет, уговаривает все стороны уменьшить количество строящихся кораблей...

?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

комбинированной силовой установкой из двух турбин Рато на крайних валах и вертикальной машины тройного расширения на центральном.

Машина в качестве двигателя крейсерского хода? 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Машина в качестве двигателя крейсерского хода?

Да.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Тогда у вас дальность хода конкретно "Тетиса" на 10 узлах будет как бы не 5000 миль. Поршневые машины на малых и промежуточных ходах заметно экономичней турбин, это физика.

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Тогда у вас дальность хода конкретно "Тетиса" на 10 узлах будет как бы не 5000 миль. Поршневые машины на малых и промежуточных ходах заметно экономичней турбин, это физика.

Вы правы, надо подтянуть для конкретно "Тетиса".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

  57 минут назад, prostak_1982 сказал: А бедняга Черчилль жилы рвет, уговаривает все стороны уменьшить количество строящихся кораблей...

 

?

В биографии Черчилля, которую написал Мартин Гилберт, было сказано, что будучи Первым Лордом Адмиралтейства тот предлагал Германии устроить, так называемые, "каникулы". Германия не строит сколько-то кораблей в год, в ответ Британия не строит некоторое количество кораблей. Он же предлагал присоединиться к этому проекту и другим морским странам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В биографии Черчилля, которую написал Мартин Гилберт, было сказано, что будучи Первым Лордом Адмиралтейства тот предлагал Германии устроить, так называемые, "каникулы". Германия не строит сколько-то кораблей в год, в ответ Британия не строит некоторое количество кораблей. Он же предлагал присоединиться к этому проекту и другим морским странам.

А, вспомнил. Немцы восприняли это как признак британской слабины, насколько я помню)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Уважаемый коллега, вы не против, если я возьму за образец ваш "Тетис", немного "допилив" его под свои условия, но с сохранением общей эстетики? Как француз для ПМВ он смотрится шикарно, под мой проект подходит чуть менее, чем полностью.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

надо подтянуть

С учётом острого галльского гения -- я бы вообще поставил четырёх-шестицилиндровую машину двойного, а то и одинарного расширения и мятым паром докручивал турбины внешних валов. Тогда КПД будет ещё выше.

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Уважаемый коллега, вы не против, если я возьму за образец ваш "Тетис", немного "допилив" его под свои условия, но с сохранением общей эстетики? Как француз для ПМВ он смотрится шикарно, под мой проект подходит чуть менее, чем полностью.

Совершенно не возражаю, уважаемый коллега!

С учётом острого галльского гения -- я бы вообще поставил четырёх-шестицилиндровую машину двойного, а то и одинарного расширения и мятым паром докручивал турбины внешних валов. Тогда КПД будет ещё выше.

Хм... Как вариант...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очень, очень вкусный кораблик.

Но почему французский? это же  "Италия" в чистом виде, рука Брина ,французы просто украли итальянские чертежи.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Совершенно не возражаю, уважаемый коллега!

И получилось в результате где-то так:

20045960.png

Артиллерия уже 164-мм, ну и вообще крейсерок адаптирован под мой мир. Детальнее распишу уже в своей теме.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И получилось в результате где-то так:

Очень симпатяшно! Спасибо, коллега!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очень симпатяшно! Спасибо, коллега!

И вам спасибо. Вы случайно решили проблему, с которой я долгое время пытался разобраться - и теперь с около-ПМВшной тематики не слезу, как решился вопрос с крейсерами :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересный корабль !

 

Линейно-диагональное расположение четырёх башен -

это гарантированные ДВЕ башни -

почти в любую точку горизонта -

но в отличие от линейно-возвышенного - меньше "верхний вес"

(и вообще вес - меньше благодаря более коротким барабетам) - 

а в отличие от чисто линейного - сам корабль - короче.

В детстве - я любил такое расположение башен -

хотя потом - стал приверженцем размещения ВСЕГО "главного калибра" -

и как можно большей части "второго калибра" - 

в диаметральной плоскости - идеал - советский пр. 66.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И вам спасибо. Вы случайно решили проблему, с которой я долгое время пытался разобраться - и теперь с около-ПМВшной тематики не слезу, как решился вопрос с крейсерами :)

Очень рад!)

Линейно-диагональное расположение четырёх башен - это гарантированные ДВЕ башни - почти в любую точку горизонта - но в отличие от линейно-возвышенного - меньше "верхний вес"

Агась, примерно) Что для крейсеров... немаловажно, особенно для легких.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас