Питер - не столица

123 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Да простят меня петербуржцы, но перенос столицы империи в СПБ стал одной из самых больших ошибок в истории России с точки зрения как геополитики, так и развития страны в целом. В основном негативные последствия пришлись на 19-20 века, но и в 18-м их хватало. Единственным ощутимым плюсом от наличия двора и государственных учреждений в Питере было быстрое получение известий из Европы, что помогало русским царям быстрее реагировать на международные события. Однако, этот плюс легко обходился бы строительством нормальной дороги между Москвой и Ригой (вышло бы в разы дешевле чем строить СПБ даже на начальной стадии), а после распространения телеграфа и вовсе терял всякую значимость.

 

Минусы же были очень ясными.

Во-первых, Петербург требовал особенных расходов на безопасность - граница проходила в считанных километрах от столицы. Кроме того, город нужно было защищать от атаки с моря.

Во-вторых, снабжение Питера с двором и огромным населением было крайне затруднено - окрестные области чуть ли не до Твери и сами-то себя продовольствием не обеспечивали. То есть, с юга на подводах и через систему каналов нужно было везти самое элементарное. Плечо снабжения выходило огромным.

В-третьих, Петербург радикально усилил и так нездоровый перекос в ориентировке страны на север - государство развивало самые непродуктивные территории, тогда как земледельческие регионы южнее Оки развивались ненормально медленно, хотя в идеале "центр тяжести" государства должен был находиться именно там.

Затруднения со снабжением Петрограда в 1917 году стали частным проявлением вышеуказанных проблем.

С моей точки зрения, развитие России без мегаполиса в углу Финского залива пойдёт быстрее и будет более гармоничным.

В качестве развилки предлагаю затруднения в ингерманландской кампании 1702-1703 годов - не удаётся сходу взять Нотебург. Кампания растягивается ещё на два года и за это время Пётр понимает что игра не стоит свеч. Впоследствии Петербург всё-таки основан, там возводится крепость и морской порт, но столицей его не делают. Программы строительства остаются ограниченными.

Дальше возможны два варианта - либо Пётр оставляет столицу в Москве, либо переносит её в захваченную у шведов Ригу. Оба варианта по-своему хороши. Москва как столица требует небольших расходов на оборону. Рига - не дешевле Питера, но её по крайней мере не надо отстраивать, да и Ливония, в отличие от Новгородчины и Ингерманландии - богатая и плодородная страна. В общем и целом Рига будет кормиться с окружающих территорий как минимум до середины 19 века. В долгосрочной перспективе столица в Риге также означает вечную привязку Прибалтики к России. 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

этот плюс легко обходился бы строительством нормальной дороги

Расстояние между Ригой и Москвой 923 км по автомобильной дороге. Строительство "нормальной дороги" - шоссе с твердым покрытием - это 5.507.541 золотой рубль в ценах 1897-1913 гг. или 1.147.404 рубля эпохи Петра I и Екатерины II. Бюджет России эпохи Петра Великого всего 6-8 млн рублей в год. Бюджет Екатерины в начале ее царствования 17-19 млн. При этом деньги все уже размещены по статьям расходов.

вышло бы в разы дешевле чем строить СПБ даже на начальной стадии

Строительство Санкт-Петербурга как ПОРТА, БАЗЫ ФЛОТА и СУДОСТРОИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА где то в районе 5 миллионов Петровских рублей в первые 10 лет
В конце царствования Петра I через Санкт-Петербург вывозилось на сумму 2,75 млн. рублей, а привозилось на 1,75 млн. рублей

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ливония, в отличие от Новгородчины и Ингерманландии - богатая и плодородная страна

 http://biblioclub.ru/services/fks.php?fks_action=get_file&fks_flag=2&fks_id=gorn_img_gotr173.jpg
Шило на мыло
http://dachniki-online.ru/images/zoom/mestor.jpg

Климат имеет переходный характер от морского к континентальному, который смягчается близостью к Балтийскому морю. Преобладающие юго-западные ветра приносят со стороны Атлантики значительное количество осадков — 500—800 мм в год. Небо часто затянуто облаками, число солнечных дней — всего 30—40 в год. Самый солнечный и сухой месяц — май.

Основной тип почв в Латвии - подзолистый. Это связано с климатом (превышение осадков над испарением) и растительностью (преобладание хвойных пород). Под хвойными лесами формировались типичные подзолистые почвы. Эти почвы содержат мало перегноя и много органических кислот. В лесах с большим количеством широколиственных деревьев и трав, на суходольных лугах формировались дерново-подзолистые почвы. Эти почвы имеют более мощный перегнойный горизонт, содержат меньше кислот и поэтому их природное плодородие более высокое по сравнению с подзолистыми. Наиболее плодородные почвы в Латвии дерново-карбонатные. Они возникли на породах с высоким содержанием кальция. Больше всего этот тип почв встречается на Земгальской равнине. На сильно переувлажненных лугах, низинных болотах образуются глеевые почвы, а на верховных болотах - торфяно-болотные.

Природное плодородие всех подтипов подзолистых и торфяно-болотных почв низкое. Они бедны перегноем и нужными для питания растений минеральными веществами, содержат органические кислоты. Для повышения плодородия их требуется известковать (для нейтрализации кислот и улучшения структуры, вносить органические и минеральные удобрения. На склонах необходимы меры по борьбе со смывом почв (водной эрозией)

Лето часто прохладное и дождливое, выше нуля температура держится 125—155 дней в году. Средняя температура июля — 15—17 °C, иногда случаются аномалии (до 32 °C), как в середине 1990-х. Зима длится с середины декабря по середину марта. В январе средняя температура составляет от ?3 до ?7 °C, изредка падая до ?20 °C[59].
Основные природные ресурсы: песок, щебень, торф, доломит, известняк, глина, гипс[58], водные ресурсы, лес. Ведётся разведка нефтяных месторождений на шельфе Балтийского моря и испытательная добыча нефти в Курземском регионе. На побережье Латвии иногда находят небольшое количество янтаря

 

Климат Ленинградской области атлантико-континентальный. Морские воздушные массы обусловливают сравнительно мягкую зиму с частыми оттепелями и умеренно-тёплое, иногда прохладное лето. Средняя температура января ?8… ?11 °C, июля +16…+18 °C. Абсолютный максимум температуры +37,8 °C (г. Тихвин)[13][14], абсолютный минимум ?52 °C[15]. Наиболее холодными являются восточные районы, наиболее тёплыми — юго-западные[16].

Количество осадков за год 600—700 мм. Наибольшее количество осадков выпадает на возвышенностях, максимум — на Лемболовской. Минимальное количество осадков выпадает на прибрежных низменностях. Наибольшее количество осадков выпадает летом и осенью.

В зимний период осадки выпадают в основном в виде снега. Постоянный снежный покров появляется во второй половине ноября — первой половине декабря. Сходит снег во второй половине апреля.

Основным типом почв в области являются подзолистые, бедные перегноем и отличающиеся значительной кислотностью. При этом на суглинках, в низких местах с повышенным накоплением влаги, главным образом в еловых лесах, образуются сильноподзолистые почвы с мощным верхним слоем. В более высоких местах, менее благоприятных для накопления влаги, образуются среднеподзолистые почвы. На супесях и песках, плохо удерживающих влагу, в сосняках встречаются слабоподзолистые почвы. Там, где преобладает травяная растительность, — на лесных вырубках, в редких смешанных или лиственных лесах — образовались дерново-подзолистые почвы.

На территории Ижорской возвышенности, на породах, содержащих известь, которая нейтрализует кислотность и предохраняет верхний слой почвы от вымывания, сформировались дерново-карбонатные почвы. Это лучшие среди почв области: они богаче других перегноем и минеральными веществами, имеют хорошо выраженную комковатую структуру. Их также называют «северными чернозёмами».

В низинах и на плоских участках местности, при слабом стоке (плохом дренаже) атмосферных вод, вызывающем их застой на поверхности, а иногда при высоком уровне стояния грунтовых вод образуются торфянистые и болотистые почвы. Они распространены в центральной части области, на востоке Карельского перешейка, на побережье Финского залива, в Приладожье.

В некоторых местах на луговых террасах (по рекам Волхову, Луге и другим), заливаемых водой в половодье, из речных наносов образуются богатые перегноем аллювиальные почвы. Их площадь невелика.

Основными почвообразующими породами являются глины, суглинки, пески и торф[18]. Сельскохозяйственное использование почв области требует их искусственного улучшения[19].

На большей части области присутствуют месторождения торфа, глины и песка[11]. Таблица полезных ископаемых Ленинградской области[12]:
Полезные ископаемые (в тысячах тонн):
Кингисеппское месторождение фосфатных руд    -  225 357
Ленинградское месторождение горючих сланцев (город Сланцы) -    152 573
Радынский бокситовый рудник (добыча прекращена)  -   2135
Железно-марганцевые конкреции в акватории Финского залива     руда — 2411
марганец — 188 576
Пикалёвское месторождение флюсовых известняков  -   300 000
Сланцевское месторождение известняков   - оценочно  более 9000,
с месторождением «Боровня» — более 45 000
Алмазные трубки  -    промышленная добыча не ведётся
Радоновые источники у посёлка Лопухинка и Воронино     -
Минеральные термальные воды под Лугой     -
Ленинградская термальная аномалия (месторождение термальных подземных вод) -

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Петру надо свой Версаль строить под Москвой. Общеевропейский тренд.

Фридрих Прусский тоже отстраивал Потсдам под Берлином. 

Вот нехай и Петр тоже.

В селе Преображенском например или в Семеновском или в Измайлове каком. 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Потешное село Измайлово как будущая столица мне очень нравится.

Будут измайловцы потом кривиться - Москва некультурная понаехала, у себя на Арбате быкуй, а здесь столица, понимать надо!  ;)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Петру надо свой Версаль строить под Москвой. Общеевропейский тренд. Фридрих Прусский тоже отстраивал Потсдам под Берлином. Вот нехай и Петр тоже. В селе Преображенском например или в Семеновском или в Измайлове каком.

Коломенское лучше

Потешное село Измайлово

В том то и дело что потешное - охотничий парк и пасека

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Шило на мыло

1) Климат мягче

2) Ливония поставляла зерно в Западную Европу в 16-18 веке в приличных объёмах

Строительство "нормальной дороги" - шоссе с твердым покрытием

Грунтовки с почтовыми станциями будет достаточно. Во Франции к слову за 18 век построили 30000 км дорог.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1) Климат мягче

Точно такой же, только нет Ладоги за спиной потому и не ощущается.

 

Ливония поставляла зерно в Западную Европу в 16-18 веке в приличных объёмах

Так она часть этого зерна и в Питер отправляла. Проковыряйте канал из Западной Двины в Волхов или просто пошлите корабли вдоль беоега - и все Петербург снабжен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

рунтовки с почтовыми станциями будет достаточно. Во Франции к слову за 18 век построили 30000 км дорог.

Коллега, грунтовка в России, да еще на Северо-Западе? :rofl:А вы выходит энтузиаст с конем и царской почтой в двухметровой грязи плавать. Товары на продажу тоже по этой грязи будут волочить? 

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ливония поставляла зерно в Западную Европу в 16-18 веке в приличных объёмах

Сама правда чуть не вымерла, там в начале XVIII натуральный филиал ада на земле - чума, голод, людоедство, бароны ставят виселицы на краю поля, чтобы крестьяне хоть как-то работали.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В Саратов переносите.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Основной тип почв в Латвии - подзолистый. Это связано с климатом (превышение осадков над испарением) и растительностью (преобладание хвойных пород). Под хвойными лесами формировались типичные подзолистые почвы. Эти почвы содержат мало перегноя и много органических кислот. В лесах с большим количеством широколиственных деревьев и трав, на суходольных лугах формировались дерново-подзолистые почвы. Эти почвы имеют более мощный перегнойный горизонт, содержат меньше кислот и поэтому их природное плодородие более высокое по сравнению с подзолистыми. Наиболее плодородные почвы в Латвии дерново-карбонатные. Они возникли на породах с высоким содержанием кальция. Больше всего этот тип почв встречается на Земгальской равнине. На сильно переувлажненных лугах, низинных болотах образуются глеевые почвы, а на верховных болотах - торфяно-болотные. Природное плодородие всех подтипов подзолистых и торфяно-болотных почв низкое. Они бедны перегноем и нужными для питания растений минеральными веществами, содержат органические кислоты

Ужас какой. Давайте лучше в Сибирь перенесём, на чернозёмы. Как сразу демографический рост попрёт! :yahoo:

Ну или на Юг. В тот период это такая же Сибирь, даже лучше

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ужас какой. Давайте лучше в Сибирь перенесём, на чернозёмы. Как сразу демографический рост попрёт! Ну или на Юг. В тот период это такая же Сибирь, даже лучше

Ужас не ужас, зато под Питером алмазы и радиоактивные элементы, а уж геотермия - парься в бане не хочу. 

ПМСМ, столице надо располагаться в удобном или компромисном сочетании 

1) климат

2) сельхозугодий 

3) лесов

4) близости к реке и морю - потому как транспорт 

5) исторического и культурного центра (в том числе и околоокультного)

6) Собственно транспортных путей

7) быть защищенным от врагов

 

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ПМСМ, столице надо располагаться в удобном или компромисном сочетании

Ну тут Нижний Новгород вне конкуренции. Позже - Киев или Ростов-на-Дону. Но Рига один хрен лучше Питера.

Коллега, грунтовка в России, да еще на Северо-Западе? :rofl:А вы выходит энтузиаст с конем и царской почтой в двухметровой грязи плавать. Товары на продажу тоже по этой грязи будут волочить?

В реале однако построили дорогу Москва-Питер. Даже такая дорога всё же лучше её отсутствия. Алсо, в Ливонии на 1700 год уже есть сносная дорожная система, так что выйдет дешевле. Ну и один хрен - в 4 раза меньше расходов на строительство Питера.

Ну или на Юг. В тот период это такая же Сибирь, даже лучше

К югу не готовы ещё. Кочевники ещё не добиты - столицу надо будет укреплять. Хотя в долгосрочном плане выигрыш будет большой.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ужас не ужас, зато под Питером алмазы и радиоактивные элементы, а уж геотермия - парься в бане не хочу.  ПМСМ, столице надо располагаться в удобном или компромисном сочетании  1) климат 2) сельхозугодий  3) лесов 4) близости к реке и морю - потому как транспорт  5) исторического и культурного центра (в том числе и околоокультного) 6) Собственно транспортных путей

Азов же. Увы, не вышло, а было бы занятно

7) быть защищенным от врагов

А это на самом деле решается не от обороны. Обороняться от турок все равно не дороже чем наступать на них, издержек как в реале

Да и вообще куда не воткни - будет в разы защищеннее большей части европейских

Изменено пользователем Eshma

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нижний Новгород вне конкуренции

скорее - Казань

или Самара

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

скорее - Казань или Самара

Спорно. Самара точно не подходит. У Нижнего сходятся два речных пути (не считая доходящих до Вологодских краёв Унжи-Ветлуги), Самара сидит только на одном. И в начале 18 века это совершенно глухое место, провинция на границе со степью.

Изменено пользователем Han Solo

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Свальный грех послезнания дикого вижу я.

Проблемы 20 века мало Петра волновали, как ни удивительно некоторым  это.

У него два параметра приоритетных для переноса столицы было: 1) к Европе 2) к морю.

То есть безальтернативна Прибалтика будет.

Поэтому Ригу рассматривать можно, даже Ревель можно, а всё остальное тут названное - флуд, офтоп и шредер.

 

 

Изменено пользователем Песчаник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В 1696 году, после взятия русскими войсками турецкой крепости Азов (в ходе 2-го Азовского похода), по приказу Петра I начались изыскания и работы по строительству гавани и крепости на мысу Таганийм Рог. Инженер Лаваль, руководивший до этого укреплением Азова, заложил шанец на Петрушиной косе. В следующем году, Пушкарский приказ сместил Лаваля и решил строить крепость в устье Миусского лимана (будущая Семёновская крепость). Этими работами руководили уже барон Эрнест фон Боргсдорф, Рейнгольд Трузин и датчанин Юрий Франк[31]. Но и это решение так же было признано не вполне правильным и работы были перенесены на место нынешнего Таганрога.

12 сентября 1698 года Пушкарский приказ постановил:

«Пристани морского каравана судам по осмотру и чертежу, каков прислан за рукою итальянской земли капитана Матвея Симунта, быть у Таганрога…»

Эту дату принято считать официальным днём основания Таганрога, первоначально называвшегося Троицком-на-Таганьем Роге.

Строительство гавани велось под руководством инженер-капитана Матвея Симонта, крепостное строительство возглавил «инженер городового дела» — швед Рейнгольд Трузин. Первый же план крепости составил Эрнст Фридрих Боргсдорф, австрийский барон, военный инженер-строитель. В 1698—1699 гг. он был главным смотрителем работ в крепости.

Троицкая крепость представляла собой сегмент территории оконечности мыса, огороженного земляным валом высотой 8 м, и рвом глубиной 5 м при ширине 40 м. Общая протяжённость 3 км. В центре крепости (по оси нынешней ул. Чехова) вал достигал, примерно, нынешнего Некрасовского переулка. Боковые стороны вала упирались в обрывы. В крепостной вал были встроены: три бастиона, два полубастиона, три равелина, оснащённые пушками и гаубицами. Внутри, вдоль вала были вырыты пороховые погреба, устроены казематы и казармы. Внутри территория крепости имела радиально-лучевую планировку, объединённую центральной площадью. На площади были построены: государев двор, Троицкая церковь, городские палаты, дома для простых людей, склады, базар с лавками, кабаки, колодцы. Архитектором в городе одно время работал известный мастер Осип Старцев, представитель «московского барокко».

Вход в гавань оборонял форт «Черепаха», устроенный на рукотворном острове. Конструкция его молов и фундамента, установленных на отмели в двух километрах от берега, по тем временам была самой передовой и впервые использовалось в России. Между рядами дубовых свай, вбитых в морское дно, закладывали деревянные ящики с камнями. Всего забили более 30 000 свай и заложили более 50 000 м? камня.

Матвей Симонт, один из главных организаторов строительства, итальянский капитан на русской службе, сообщал в Москву:

«Летом прошлого 1705 года, сентября по 1 число, в Троицком гавана построена».

Немецкий генерал Христофор Герман Манштейн в своих «Записках о России» писал:

«… Он (Пётр I) устроил на Азовском море в местности, именуемой Таганрог, прекрасную гавань, названную им Троица, в которой суда, пройдя без груза устьем Дона, под Азовом окончательно вооружались и могли стоять совершенно безопасно. Все, видевшие эту гавань, сознаются, что это одна из наилучших гаваней Европы».

200px-%D0%A2%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%
 
План Таганрогской гавани 1704 г.

В дополнение к Троицкой были возведены Павловская крепость (её валы ещё сохранились на окраине хутора Гаевка) в устье Миуса и крепость Черепаха (в настоящее время находится под отвалами металлургического завода). При впадении Миусского лимана в море, у Беглицкой косы, построили Семёновскую крепость. В крепостях и укреплениях данной оборонительной линии разместились гарнизоны, а по восточному берегу Миусского лимана — между Павловской и Семёновской крепостями, расселили 500 семей донских казаков, составивших Таганрогский казачий полк. Между ними был протянут земляной Петровский вал. Этими работами руководил будущий генерал-адмирал Фёдор Апраксин.

Пётр I писал губернатору Троицкой крепости И. А. Толстому:

«Изволь в том, от чего, Боже сохрани, под нынешние часы, осторожность учинить, как в Азове, так и наипаче в Таган-Рогу, к обороне того места. Сам, Ваша милость, сведом, каково туркам Таганрог».

Таганрог — первый в истории России город, построенный по заранее разработанному генеральному плану. Таганрогская гавань — первая в мире, построенная не в естественной бухте, а на открытом море. Екатерина II, в своей переписке с философом-просветителем Вольтером, упоминала о том, что Пётр I долго рассматривал возможность переноса русской столицы именно в Таганрог. Вот как об этом пишет первый таганрогский историограф П. П. Филевский:

«Екатерина писала Вольтеру письмо, въ которомъ хвалилась постройкою Азова и Таганрога, что весьма не нравится султану Мустафе. О Таганроге императрица Вольтеру писала не разъ; два года спустя 3 марта 1771 года она сообщала Вольтеру, что Петръ Великiй долго не могъ решить, кому отдать предпочтенiе -Таганрогу или Петербургу».[32]

Окончательно отказаться от планов переноса столицы в Таганрог, Петра, видимо, заставил Прутский мир 1711 года, по которому Таганрог подлежал разрушению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если уж фантазировать , то давайте Полоцк, а развилку сделаем при А.М. - скажем в 1655 г. взяли Львов, а дальше после агрессивных переговоров с крымским ханом и примучивания поляков подписали мирный договор по которому А.М. становился наследником польской короны при условии сохранения всех прав шляхты. 

Нет Потопа, нет Выговского, в Москве открыто носят польские наряды и даже разрешают открыть католическую церковь для приезжей шляхты и университет. Но Литва остаётся в унии со Швецией под рукой Радзивиллов.

Алексей Алексеевич женится племяннице Яна-Казимира, Северная война начинается в 1672 г., молодой двор переезжает ближе к действующей армии по Рижскому направлению в Полоцк, родной город учителя царевича. А.М. умирает примерно в тоже время как и в РИ, но пока идёт война в Москву двор не возвращается.

В Полоцке рождаются наследники А.А., которые тоже считают себя не московитами, а культурными руськими европейцами. Столица так и остаётся в Полоцке, а Москва становится только коронациональным городом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Достоверных карт плотности населения тех времен НЯП нет, но судя по численности посадчан, Нечерноземье безальтернативно. Если не Нижний, то хоть Ярославль.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ну тут Нижний Новгород вне конкуренции

Хорошо, но на Тетрис не тянет (с) от Моря далековат, хотя ближе к металлургическим заводам

Позже - Киев или Ростов-на-Дону. Но Рига один хрен лучше Питера.

В плане климата и связности река-море варианты хорошие. Ростов даже в плюсе от близости к промышленному региону. Однако Ростов-Папа Донской стоит на острие удара крымских татар и турок, и вообще только при Елизавете Петровне основан будет 15.12.1749 года

В реале однако построили дорогу Москва-Питер

Так она в отличие от рижского направления всего 645-723 км. На 200-270 км короче - и соответственно - дешевле.
И потом, если уж нужна СВЯЗЬ в смысле ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ - оптический телеграф выйдет ещё дешевле - 125 тысяч 802 рубля на линию СПБ-Новгород-Великий-Тверь-Москва, или 160 тысяч на линию Рига-Москва.

Азов же. Увы, не вышло, а было бы занятно

"Зело имеет добрую пользу" (с)) Таганрог тоже был в планах. Однако Тут та же фигня что в Финском заливе, надо донный канал строить + Керчь с Еникале держать в руках.

А это на самом деле решается не от обороны. Обороняться от турок все равно не дороже чем наступать на них, издержек как в реале Да и вообще куда не воткни - будет в разы защищеннее большей части европейских

Ну, я потому поставил в конец, потому что оборона вопрос нужный, но очень уж ситуативный - много зависит от ее, столицы, расположения (я сейчас не могу сходу сказать все позиции для обороны потенциальных запасных столиц России) и конъюнктуры военной угрозы.
 

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Свальный грех послезнания дикого вижу я.

Минусы были очевидны сразу, я сказал что в полной мере они проявились к 19 веку. Ну ясно было, что если ты тут ставишь столицу, то она разрастётся и её надо будет как-то снабжать и защищать.

А так конечно столица нелогичная, без волюнтаризма Петра был бы там второй Петрозаводск максимум - ну не самое располагающее место для мегаполиса.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Дальше возможны два варианта

А я где-то читал, что он хотел на Азове. Но не получилось - турки помешали

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас