За счет течения против течения

66 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Собсвенно, вопрос в названии темы. Насколько реально построить водоход Кулибина (судно, способное двигаться против течения за счет течения). Насколько он может быть рентабельным и какой максимальной скорости достичь?

Изменено пользователем Эрнесто де Сырно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну так строил же сам Кулибин действующий макет в 1:10 водоизмещения. Во избежание постоянного "переключения" необходима буксирная цепь по всей матушке-Волге, а где ж её такую длинную взять (и чтоб не спёрли?). Ещё один недостаток -- подъём по "принципу трамвая", обгонов не будет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

У меня однажды возникло несколько странных идей, как судно Кулибина улучшить. Скорее всего, у этой системы есть недостатки... Предлагаю обсудить работоспособность. Основная идея - сделать что-то типа гусениц. Впереди цепь сбрасывается, а сзади - поднимается. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Впереди цепь сбрасывается, а сзади - поднимается.

Скорее, не выстрелит, чем выстрелит. Якорь может за что-нибудь зацепиться на дне. Если сброс и подъем "ручные", то можно всегда приостановиться, освободить якорь и плыть дальше. При "автоматизированном" сбросе и подъеме есть опасность перекосить судно или порвать связку между кораблем и якорем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

1. Реально. См. Туер.

2. Нерентабельно. Во времена Кулибина бурлаки дешевле, позже пароход быстрее. В том числе и туер-пароход.

300px-Prokudin-Gorskii_toueur_and_barges

 

Туер с баржами на Мариинской системе. Начало XX века, фотография Сергея Прокудина-Горского.

В России туаж существовал на Шексне, на Верхней Волге (от Твери до Рыбинска) и на Свири. В XIX веке на Волге и Шексне работало 14 туеров-пароходов. Для них по дну реки была проложена цепь длиною в 395 км (370 вёрст), от Рыбинска до Твери. Интересно, что именно эта цепь была самой дорогой частью туерного хозяйства: в 1869 году стоимость цепи была оценена в 1 миллион рублей, в то время как суммарная стоимость 14 туеров и остального оборудования была оценена в 700 тыс. рублей.

Туеры использовались и на других водных путях России.

По произведенной в 1884 году первой общей переписи всех судов, плавающих на реках Европейской России, числилось 26 туерных пароходов, со средним числом номинальных сил 43, в 1890 году их было 26, а в 1895 году и по последней переписи 1900 года — 23 (из них 14 на Шексне, 7 на Волге и 2 на Свири), со средним числом номинальных сил 41.

Вариант без цепи вполне возможен, используется якорь, завозимый вперёд на гребной лодке. Но это медленнее.

По части скорости - мощность водяной мельницы 2-5 л.с., в 10-20 раз меньше парохода (и это если "номинальная сила" равна индикаторной, могло быть трёхкратное и более различие, "номинальная сила" это налоговая величина, по объёму цилиндров). Скорость при равном грузе будет в 2-4 раза ниже.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

С завозимой цепью назывались "кабестанные" суда. Вот здесь фото модели такого судна https://romali83.livejournal.com/75005.html (очень интересный материал).

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

По части скорости - мощность водяной мельницы 2-5 л.с.

Что-то мне кажется, какая-то неправильная константа. Мощность ведь от параметров мельницы очень сильно зависит. От размеров, например. Да и у водохода большая часть мощности тратится не преодоление силы, которая источником этой мощности и является. Я просто тут решил немного посчитать... И сделал следующие предположения для прикидок сферического водохода в вакууме. Хотел спросить, а насколько они по вашему близки к реальности? 

1. КПД механической части водохода достаточно велик, чтобы механическими потерями можно было пренебречь. Считаем только гидродинамические потери. 

2. Сопротивление воды возрастает пропорционально квадрату скорости. 

3. Сопротивление воды зависит от формы тела и площади миделя. Обтекаемое тело, типа (корпуса судна), может давать в 5 раз меньшее сопротивление, чем не обтекаемое (например, лопатка водяного колеса) при той же площади. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не надо тратить течение реки на всякую фигню  - оно для ГЭС пригодиться - надо паровой двигатель делать и присобачивать к кораблю. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Скорее, не выстрелит, чем выстрелит.

Как написали выше, оно в реале выстрелило (с паровой машиной) и лет 30-40 успешно работало.

Забавно что в РФ до сих пор действует одно такое судно, современной постройки. Проводит баржи через пороги, где обычные буксиры не справляются.

image?id=850488632235&t=0&plc=WEB&tkn=*J

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

выстрелило (с паровой машиной)

Вот именно что с паровой машиной. Это первая штуковина служащая человеческой лени и энергетике

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Собсвенно, вопрос в названии темы. Насколько реально построить водоход Кулибина (судно, способное двигаться против течения за счет течения). Насколько он может быть рентабельным и какой максимальной скорости достичь?

Отдельные суда использующие силу течения правда на чуть другом принципе  -строили в реале -например изобретатель-большевик и создатель первых в мире самозатачивающихся резцов Игнатьев. Парадный ход 4 км в час. В принципе появись такой энтузиаст при Николае Палыче могло и взлететь

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

надо паровой двигатель делать и присобачивать к кораблю

Можно и без машины. На конском приводе. 12 лошадиных сил крутят кабестан... Это реал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Это первая штуковина служащая человеческой лени и энергетике

Ну прям. Водяное колесо и ветряк раньше появились. Тот же парус.

Изменено пользователем Labinnac

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как написали выше, оно в реале выстрелило (с паровой машиной) и лет 30-40 успешно работало.

Именно в том формате, который предложил ТС

Основная идея - сделать что-то типа гусениц. Впереди цепь сбрасывается, а сзади - поднимается.

То есть, как я понял, как-то цепь с якорем спереди закинуть, а сзади поднять - не выстрелит. Туера-то использовали постоянно проложенную цепь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Можно и без машины. На конском приводе. 12 лошадиных сил крутят кабестан... Это реал.

Ну если ручонки настолько коротки то можно

Ну прям. Водяное колесо и ветряк раньше появились. Тот же парус.

Машина все таки может на корабле перемещаться и от ветра не зависит. А колесо и мельничный ветряк нет

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Машина все таки может на корабле перемещаться и от ветра не зависит.

Парус упомянут вовсе не случайно.

А колесо и мельничный ветряк нет

Парус по сути - переходная стадия к ветряку. Точнее ветряк - гибрид паруса с гребным колесом, так будет точнее.

А гребное колесо, как движитель на воде напрямую, использовали как европейцы - римская либурна с гребными колесами была описана в "О военных делах" IV в. н.э. - так и китайцы - на речных джонках с VIII в. н.э, емнип.

Не помню, чем там у китайцев приводились в движение колеса - наверняка человеческой силой - но у римлян колеса приводились в движение волами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Парус упомянут вовсе не случайно.

Парус игрушка ветра. А ветер явление непостоянное

Парус по сути - переходная стадия к ветряку. Точнее ветряк - гибрид паруса с гребным колесом, так будет точнее. А гребное колесо, как движитель на воде напрямую, использовали как европейцы - римская либурна с гребными колесами была описана в "О военных делах" IV в. н.э. - так и китайцы - на речных джонках с VIII в. н.э, емнип. Не помню, чем там у китайцев приводились в движение колеса - наверняка человеческой силой - но у римлян колеса приводились в движение волами.

Нормального парового двигателя это не заменит. Мускульная сила ненадежная.  Море на таком не пересечешь

Изменено пользователем ясмин джакмич

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мускульная сила ненадежная.  Море на таком не пересечешь

Александр Доба с вами не согласен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Александр Доба

Ну вот клонируйте его и посадите в количестве 100 штук на весла, от Мексики до Лиссабона в XIII веке рейсы свершать - тогда я поверю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Нормального парового двигателя это не заменит.

Для плаваний между Италией и Сицилией плюс по реках в разных частях мира вполне заменял в свое время. Но не суть.

Ваши слова

с паровой машиной. Это первая штуковина служащая человеческой лени и энергетике

Не первая. Мусчульная сила животных раньше служила человеческой лени (скорее интеллекту), на море в том числе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не первая. Мусчульная сила животных раньше служила человеческой лени (скорее интеллекту), на море в том числе.

Непопулярность данного двигателя говорит сама за себя

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Непопулярность данного двигателя говорит сама за себя

Разумеется, среди животных этот тип двигателя не снискал популярности...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Парус игрушка ветра. А ветер явление непостоянное

Ну, как минимум на направление при минимальной механизации можно забить. Ставим на палубу высокую трубу с продольными щелями, внутрь помещаем расположенный на вертикальной оси ротор, с ротора снимаем мощность на вал гребного винта.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну, как минимум на направление при минимальной механизации можно забить. Ставим на палубу высокую трубу с продольными щелями, внутрь помещаем расположенный на вертикальной оси ротор, с ротора снимаем мощность на вал гребного винта.

Надо подумать над этой идеей. Где-то слышал мнение, что косой парус+шверт плавник эффективнее такой схемы, так как представляет, по сути, один большой лопость воздушного и водного винта без дополнительных потерь. Впрочем, с этим мнением можно поспорить, я не знаю, насколько такой винтовой парусник будет эффективным... 

 

Мне кажется, мы слишком далеко отходим от темы. Надо сначала разобраться в характеристиках водохода... 

Я сделал простенькие численные расчеты водохода на предположениях из предыдущего поста. Приблизительный результат. 

Размеры подводной части судна - 15x3x1 метр. Скорость течения - 2 м/с. площадь лопаток колеса, постоянно находящихся в воде - 6 кв метров. Cx корпуса 0,2, Cx колеса - 1. 

В результате скорость получилась 1,18 м/с

 

Кому-нибудь интересен ход расчетов? 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Надо подумать над этой идеей.

Эта идея тоже не нова: https://ru.wikipedia.org/wiki/Турбопарус

 
 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас