Сохранение родоплеменного строя


55 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

1) Новые орудия труда, земледелие, скотоводство = прибавочный продукт

Новые - это какие? Земледелие и скотоводство известны сильно задолго до государств. От Саргона Древнего(да хоть от Ура или даже Убейды) до ближневосточного неолита А времени побольше, чем от нас до этого самого Саргона. Не говоря уже о том, что скажем в той же Папуа неолит есть, а государства не задались. А в Полинезии у всех одни орудия плюс-минус, но на Гавайях скажем реальные протогосударства были, а кое-где и близко нет

Большая семья может себя обеспечить сама, значение рода слабеет

Обеспечить она себя могла всегда. И обеспечивала. 

3) В традиционной родовой структуре власть у старейшин = чем ты младше, тем бесправней

Не обязательно, прямо скажем.

6) Для роста авторитета (и дружины) часть добычи распределяется среди соплеменников

Иногда да. У индейцев многих или скажем в полинезии. А иногда наоборот - соплеменники пашут как папы Карлы. На вождя и его братков. Эль-Аргар например да и вообще большинство культур европейского бронзового века. В особо запущенных случаях вождь может соплеменников и вовсе на сторону продать. Тут уж авторитет до небес взлетает.

Люди с лидерскими качествами сколачивают дружины и воюют в свою пользу

Для этого не нужны предыдущие пункты. Такое даже у шимпанзе может быть, а уж у хомо - сплош и рядом на любых уровнях развития.

 

Изменено пользователем чукча

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Семьи не разделяются, сыновья селятся рядом с отцами. Племена делятся на роды, роды на семьи. Управляют собрания рода и родовые вожди. Право - в основном прецедентное, сборник обычаев. Поголовное заучивание родословных - каждый знает кто кому брат, сват или родственник. Должно быть полезно для профилактики близкородственных браков.

Да это же Вестерос.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А между прочим....

По этой Теме...

 

Многие племена взяли, да и увлеклись спартанским законом.

 

То есть - практиковали близкородственные браки и выбраковку задохликов.

 

За несколько тысячелетий загнали остальных в илоты и периэки.

 

На выходе - по всему шарику господа из чистых линий с многотысячелетними родословными и безродные-холопы...

 

Если господа воюют между собой - у холопов всего лишь меняются владельцы.....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

То есть - практиковали близкородственные браки и выбраковку задохликов.

Тут как бы генетику знать нужно (про рецессивные гены) и евгеника должна быть на уровне.

По отдельности - было и то, и другое, инцест и выбраковка. Только инцестуальные роды и племена долго не жили, хотя бы по той причине, что если в деревеньку, где все друг другу родственники, явится вирус, шансов спастись не будет ни у кого ввиду генетического сходства. А тут еще и наследственные болезни...

Я имел ввиду нечто иное.

 

Государство ведет свое начало от нескольких семей, и тщательно ведется родословная:

Я <person name>, из племени <tribe name>, рода <clan name>, семьи <family name>, сын <father name>.

Еще круче было бы устроить, чтобы среди народа место проживания имело меньшее значение, чем принадлежность к клану и племени. Как такое замутить - пока не придумал.

Ну развелось множество потомков, и что, они же не могут поменять кровь в своих жилах? Говорят, евреи в курсе, кто из них к какому колену относится, но подтвердить не могу.
И вот, если феодализм по большому счету стоит на традиции: "твой дед служил моему деду", то здесь выходит покруче - твой лорд на самом деле, родословной подтверждено, твой родственник из старшей линии твоего клана. И обычай запрещает ему отказать тебе в помощи.

А вот у кого клана нет (или из него выперли), тем пришлось бы довольно  долго завоевывать авторитет. Например, в Испании полноценным подданным был тот, у кого в 4х поколениях не было новообращенных мусульман, еретиков или евреев (законы о чистоте крови).

В такой расклад добавить сильный правящий клан - арбитр, который установит единый закон (скорее, общие принципы), и будет ранжировать кланы по весу (численности вооруженных людей, богатству и отсутствию косяков вроде восстаний, укрывательства преступников и т. д.). 

Полагаю, что если сдобрить все это идеей реинкарнации - типа, умершие возродятся в своих потомках, так что крепить силу клана - залог успеха, кланы могут быть устойчивы.

С трепетом жду критики

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В общем, как китайцы смогли добиться вот такого результата? И почему у шотландцев не взлетело, хотя им объединение могло помочь против англичан?

Большая нерасчлененная семья (та семья, которую имел в виду Конфуций, когда он сравнивал ее с государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати. Конфуцианство своим культом предков и сяо создало дополнительные стимулы для ее небывалого расцвета: при наличии хотя бы мало-мальски благоприятных экономических возможностей стремление к совместному проживанию близких родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над сепаратистскими тенденциями. В результате большие семьи, включавшие в себя несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число женатых сыновей, множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма распространенным явлением на протяжении всей истории Китая (образ жизни одной из них хорошо описан в классическом китайском романе "Сон в красном тереме"). Такие семьи делились обычно лишь после смерти отца, а то и обоих родителей. Старший сын занимал место главы семьи и получал большую долю наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда как остальная часть общего имущества делилась поровну между всеми остальными сыновьями. Все новые семьи, основанные младшими братьями (а каждый из них становился главой своего, бокового по отношению к главному культа предков), в течение длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата, являвшегося теперь главой основной линии культа, общего для всего клана. Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню, особенно на юге страны, где кланы бывали наиболее сильны.

Разумеется, в рамках такого клана в принципе действовали все те же социально-экономические закономерности, что и в масштабах общества в целом. Одни семьи за десятилетия становились беднее и приходили в упадок, другие, напротив, могли разбогатеть, причем в этом случае к ним начинали тяготеть обедневшие сородичи и их дом становился центром клана. Бедные родственники за мелкие подачки помогали своему разбогатевшему сородичу, а богатый хозяин клана умело использовал семейно-клановые традиции для беззастенчивой эксплуатации их труда. Возникала семейно-клановая корпорация, в рамках которой верхи и низы были крепко спаяны как родством, так и традициями, нормами клановой взаимопомощи, основанными все на том же культе предков и сяо.

Источник - Васильев Леонид Сергеевич.   История Религий Востока.
(с) Издательство "Высшая школа" 1983

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас