Sign in to follow this  
Followers 0

Броненосец, берега охраняющий


21 posts in this topic

Posted

Полку броненосцев прибыло, дивизии не вышло; автор переделки выражает свою искреннюю признательность широко известному в узких альтисторических кругах Графу Ц. за его оригинальную выкладку.
"Перевод с иностранного А. К-р"

---

Выражаю отдельную благодарность коллегам с форума "World of Warship", ознакомивших меня с этим проектом. А также журналу "Warship", выполнившему [первичную] реконструкцию.

Автор должен признать, что его давно интересовала тема малоизвестных, в том числе частично реализованных проектов кораблей для российского флота в 1910-1930-х гг. В то время, как даже по второ- и третьестепенным морским державам известна большая часть сведений, или же, по крайней мере, хоть какая-то сводная информация, русский флот и по сию остаётся, по большей части, Aqua Incognita.

В Британии родился, временами жил, а позднее и умер известный востоковед сэр Эдмунд Трелони Бэкхауз. Это была хорошая и долгая жизнь - с 1873 по 1944-й. Историческое и научное значение его трудов (таких как "Россия под управлением регента" (1910 г.) и "Мемуары Петербургского двора" (1914 г.)), правда, является предметом ожесточенных споров - некоторые историки высказывали мнение, что единственной свободной от выдумок частью трудов Бэкхауза являлись описания его отношений с разнообразными любовниками (и любовницами?) - но в любом случае, в начале прошлого столетия сэр Бэкхауз почитался авторитетным и влиятельным специалистом по русским вопросам.

Чем он

Sir_ETM-backhouse-202x300.jpg

вовсю и пользовался.

В то время большинство европейцев полагали, что вышедший из-под многолетней опалы великий князь Николай Константинович Романов официально коронуется как император как-бы-новой династии, после чего "все пойдет по-старому", примерно как при его дядюшке Александре Николаевиче, треть века назад. А "по-старому" при русском дворе можно было очень неплохо нажиться. Сэр Бэкхауз определенно обладал некоторыми связями - деловыми и интимными - с старорусскими верхними аристократическими кругами и, видимо, считал, что при династии Константиновичей сумеет развернуться в полной мере. Некоторые историки полагают, что сэр Бэкхауз действительно был ушлым типом, сумевшим пробраться в постель к вдове покойного цесаревича Александра, затем к Константину, брату Николая - среднему сыну Железного Регента, а возможно - и к императору (кратковременному, но все же) Николаю Александровичу. И посему был весьма преувеличенного мнения о своем влиянии.
Долго ли, коротко ли, но в 1916 году сэр Бэкхауз убедил Эллиса Брауна - владельца знаменитой верфи "Джон Браун & Co", построившей в свое время такие корабли как HMS "Hood" и RMS "Лузитания" - принять его на службу как консультанта по русским вопросам. Смысл подобного назначения был не слишком очевиден; мировая война шла уже третий год, и сражающимся нациям было откровенно не до России. Но, как в итоге стало известно, сэр Бэкхауз, бравируя своим - сильно преувеличенным, если вообще существовавшим - влиянием при русском правительстве, убедил владельца верфи, что он-де сумеет пробить для "Джон Браун & Co" выгодный заказ на постройку военных кораблей для русского Тихоокеанского флота. Фирма должна была подготовить проекты, которые сэр Бэкхауз взялся всучить русскому правительству.
Ирония ситуации представляется воистину изысканной, с учетом того, что вся она целиком и полностью была инициирована самим сэром Бэкхаузом. Русское правительство, десяток лет занимающееся исключительно внутренними проблемами, даже не планировало заказывать новые корабли, а верфь "Джон Браун & Co", заваленная военными заказами, попросту не располагала возможностью их построить. Тем не менее, репутация сэра Бэкхауза как выдающегося русиста, очевидно, была настолько непререкаемой, что Браун не только согласился на предложение, но и распорядился, чтобы инженеры проработали (в свободное время) конструкции кораблей. Кораблей, которые по мнению сэра Бэкхауза были именно тем, что захотят русские - с его подачи, разумеется.

Что же спроектировали инженеры "Джон Браун & Co"?

001.thumb.png.b12b539da2f94ef35ca2420fe1

Водоизмещение: нормальное 10800 тонн.
Размерения:
- длина общая - 135 метров, по ватерлинии - 134 метра, по палубе - 128 метров.
- ширина максимальная - 23 метра, по палубе - 19,8 метров.
- осадка - 7 метров
Силовая установка: два турбозубчатых агрегата, 20000 л.с., два винта.
Скорость: 21 узел.
Запас топлива: 350 тонн угля (нормальный), 600 тонн (в перегруз), 1300 тонн мазута в отсеках двойного дна и ПТЗ (перегоночный).
Вооружение:
- 6 х 381-мм/42 орудия в двухорудийных башнях.
- 8 x 120-мм/50 скорострельных орудий в казематах
- 6 x 76-мм пушки (все - зенитные)
- Два 10-и и один 7-и футовый дальномеры
- Четыре 3-х футовых прожектора.
По проекту оговаривалось не столько само бронирование, сколько "сопротивляемость" - способность выдерживать удар определенной силы в фунтах на квадратный дюйм:
- Пояс 4 1/2…8 дюймов
- Барбеты 3-8 дюймов
- Рубка до 9?
- Главная палуба - 1?
- Верхняя палуба над машинным отделением - 1?
- Нижняя палуба - до 2 1/4 ".
Экипаж: 490 человек
Цена за единицу: 1.700.000 фунтов стерлингов по курсу 1916 (примерно 105.070.000 фунтов стерлингов по курсу 2016 года).
Единственный построенный корабль фактически был неким весьма странным гибридом сверхдредноута с броненосцем береговой обороны. По некоторым сведениям считается, что он, возможно, довооружался двумя разведывательными гидросамолётами итальянского производства. Обладая чрезвычайно мощным вооружением главного калибра, корабль при этом был довольно мал, тихоходен, обладал весьма слабой мореходностью и довольно умеренной, если не сказать, тонкой броневой защитой.
Трудно найти точный аналог такого броненосного корабля: его ближайшими родственниками по концепции представляются, испанские "мини-дредноуты" типа "Эспанья" и, в меньшей степени, славяно-угрские броненосцы типа "Вирибус Унитис".

s-ist.jpg espana.jpg
Сент-Иштван и Эспанья
-
По условиям сформулированного Бэкхаузом контракта, выполнение его должно было начаться "как только судостроительная промышленность Великобритании вновь сможет работать в режиме мирного времени", и - дополнительно - не раньше, чем через полгода после подписания мира с Американским Альянсом. На 1916-й обе этих даты просматривались весьма туманно и представлялись величинами несколько… плавающими. Контракт предполагал, что:
- первые два корабля должны были быть готовы спустя 30 месяцев после начала реализации контракта (приняв за исходные даты реальное подписание мира с Альянсом - не раньше конца 1922 года);
- вторые два - спустя 36 месяцев (т.е. примерно в середине 1923);
- последние два - спустя 42 месяца (т.е. примерно в начале 1924).
Интересно, что в разработке проекта принимала участие фирма "Ярроу", и есть основания полагать, что она также стала жертвой авторитета сэра Бэкхауза - и, вполне вероятно, рассчитывала на получение контракта размером в половину количества строящихся кораблей.
В любом случае, из контракта не вышло ровным счетом ничего. Россия в 1916 году продолжала скатываться к гражданской войне; раздираемой после не вполне удачной японской кампании распрями стране было откровенно не до масштабных военных проектов на Дальнем Востоке. Влияние сэра Бэкхауза на российскую элиту - если таковое вообще имело место - перестало что-либо значить, по мере того как слабело коалиционное правительство конституционной монархии в России, а в Желтороссии росло влияние леворадикальной социал-демократической партии, инспирированной братьями Шифф, могущественнейшими дельцами крупнейшего банковского треста Американского Альянса. Вскорости, фирма "Джон Браун & Co" выяснила, что заявления Бэкхауза о том, что он-де действует по поручению русского правительства были, мягко говоря, сильно преувеличены, и русское правительство вообще не в курсе о существовании какой-то программы военно-морских перевооружений.
Однако, проект был рассмотрен русской военно-промышленной комиссией и даже выкуплен, причём оплата состоялась не обычными в то время облигациями внешнего займа, а полновесными золотыми соверенами. Попытка прояснить ситуацию привела к неожиданному исчезновению мистера Бэкхауза, который вновь объявился только в 1924 году и категорически отказался поднимать вопрос снова. Хмыкнув, Эллис Браун только порадовался, что вся эта история не только не стоила ему ничего, кроме некоторого количества чернил и ватмана, но и принесла некоторую сумму наличности - и, верный своей шотландской бережливости, положил копии чертежей под сукно. Где те, на радость потомкам, и лежали последующие десятилетия.
-
Представляется весьма интересным попробовать оценить "мини-сверхдредноуты сэра Бэкхауза" с точки зрения их военной эффективности. Исходя из сформулированных Бэкхаузом параметров - низкая скорость, малая мореходность, умеренная защита при весьма мощном вооружении - можно предположить, что Бэкхауз мыслил в рамках старомодной концепции броненосца береговой обороны, только с поправкой на эпоху этих самых сверхдредноутов, подхватив эту "ментальную заразу" от широчайше изданных описаний успешных действий русских кораблей типа "Синеус" в войну 1904-907 гг. Соответственно, наиболее вероятным назначением этих кораблей - в его представлении - была оборона ключевых русских портов и устьев рек от проникновения неприятельского (в первую очередь, японского) флота.
Насколько мини-сверхдредноуты могли быть эквивалентны такой задаче? Вне всякого сомнения, их тяжелое вооружение внушало достаточное уважение. Британские 15-дюймовые 42-калиберные пушки заслуженно считались одними из лучших морских орудий XX века. Стреляя 871-кг снарядом с начальной скоростью в 752 метра в секунду, они представляли несомненную угрозу для любого существующего или строящегося на 1916-й год японского дредноута.
Но необходимо заметить, что лишь недавно и с большим трудом удалось выяснить, что корабль, построенный в Макаровском адмиралтействе по британским чертежам, переделанным будущим инженер-адмиралом Крыловым*, тот самый "Равноапостольный царь Константин" - всё-таки вооружили близкими по мощности крупповскими 360-мм/45 калиберными пушками.
*в то время - полковником корпуса морских инженеров
Количество орудий главного калибра - по шесть в залпе - не вызывает сомнения в возможности эффективного их применения. Но на 1916-й год математическая составляющая артиллерийской дуэли на море еще не была вполне ясна; для британского флота как раз в это время строились ещё более слабо вооруженные "линейные лёгкие крейсера" типа "Courageous" и эпичный "Furious", вооруженный всего двумя 18? пушками. Несомненно, что наличие только шести больших пушек создавало бы мини-сверхдредноутам значительные проблемы при стрельбе на большие дистанции из-за невысокой огневой производительности. Однако, как автор отметил выше, в 1916 году это не было еще вполне ясно.
Броневая защита мини-сверхдредноутов представляется в общем и целом удовлетворительной. Ее основу составляет восьмидюймовый броневой пояс, усиленный скосами броневой палубы (толщина скосов не вполне ясна - вероятно, те же 2 1/4 дюйма). На дистанциях порядка около 80-90 кабельтовых такая защита могла выдерживать попадания японских 14?/45 орудий (английского образца, со снарядами старых моделей). Моряки полагали, что эти корабли будут действовать как усиление минно-артиллерийских позиций при защите портов, и таким образом смогут удерживать дистанцию, оставаясь за позицией.
Такие дела (с)
-
По расчётам, машинно-котельные отделения этого корабля основываются на модифицированных уголь-мазутных котлах по типу котлов эскадренных миноносцев "Новик" (2х2) и турбозубчатых агрегатах Сретенских мастерских, лицензионного производства* (прим. А.К.).
лицензия фирмы "Одеро-Терни-Орландо"

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Пока понял, что это тяжелая АИ, мозг себе вынес.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Пока понял, что это тяжелая АИ, мозг себе вынес.

Хех) Это основано на РИ:

https://fonzeppelin.livejournal.com/2479.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

тяжелая АИ

Мир Регента Константина -- жёсткий

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Даже интересно было бы посмотреть на "Войну инвалидов"

1594.jpg

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

 Нифиговая "канонерка". 3х3х356 и броня на уровне топовой версии "Императрицы Марии"..)

 Да даже если 3х3х305 - всё равно "злобное" корыто было бы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Нифиговая "канонерка". 3х3х356 и броня на уровне топовой версии "Императрицы Марии"..)

Палубы картонные.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Палубы картонные.

 Так и Балтика - не Тихий Океан. Там из ужасов в Интербеллуме только шведские и финские броненосцы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Палубы картонные.

Надо думать, расчёт, что в бой с броненосцами вступает только из засады, скажем, в шхерах. На минимальной дистанции, когда траектории пологие. То есть палуба от полевых гаубиц.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Надо думать, расчёт, что в бой с броненосцами вступает только из засады, скажем, в шхерах. На минимальной дистанции, когда траектории пологие.

Моряки полагали, что эти корабли будут действовать как усиление минно-артиллерийских позиций при защите портов, и таким образом смогут удерживать дистанцию, оставаясь за позицией.

Т.е. по-хорошему - именно палубу в 1-ю очередь бронировать. Но можно и не бронировать, т.к. для 356-410 и бортовые 8 дюймов прозрачны на всех дистанциях, позволяющих надеяться на попадание.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

...

Я таки шибко полагаю -

что полубак для балтийской канонерки - избыточен -

вспомним "Ушаковых" или "Наварин" -

которые дошли до Цусимы.

 

А осадка - чем меньше - тем лучше :

то есть - примерно 5 метров -

чтобы действовать на умеренных глубинах.

 

Для компенсации веса брони при малой осадке -

как можно более широкие були.

 

Какая нужна броня -

и какая нужна скорость ? !

 

Скорость для "канонерки" -

не самое важное - ей придётся пожертвовать -

как и дальностью - автономностью -

16 узлов на дизелях - 

вполне удовлетворительно.

 

Бронирование - преимущественно ПАЛУБНОЕ -

большая сверхтяжёлая канонерка -

должна работать либо в шхерах и на мелководье -

либо прикрывать минно-артиллерийскую позицию -

то есть - противостояние с капитальными кораблями противника -

должно проходить на больших дистанциях.

 

Противоминоносный калибр - 

скорее против катеров и тральщиков -

чем против эсминцев и тем более - крейсеров -

так что - калибр около 100 мм - 

лучше - чем около 120...130 мм -

останавливающее действие - достаточное -

а скорострельность - выше.

 

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Т.е. по-хорошему - именно палубу в 1-ю очередь бронировать. Но можно и не бронировать, т.к. для 356-410 и бортовые 8 дюймов прозрачны на всех дистанциях, позволяющих надеяться на попадание.

 Так сначала нужно найти на Балтике корабли с, хотя бы 356 мм орудиями. Там страшнее 305 мм никогда ничего не водилось и то эти самые 12 дюймов на нашей стороне. У финнов - 254 мм, у шведов, вроде, 280 мм. Немцы на Балтике - залётные гости, да и у них до ВМВ ничего страшнее 280 мм не будет.

 А прочие, ну... - Против Гранд-Флита Балтийский Флот в принципе не роляет. Какими кораблями его ни оснащай..)

 Но вообще, палуба тонковата, да.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Так сначала нужно найти на Балтике корабли с, хотя бы 356 мм орудиями.

Соответственно, наиболее вероятным назначением этих кораблей - в его представлении - была оборона ключевых русских портов и устьев рек от проникновения неприятельского (в первую очередь, японского) флота.

На дистанциях порядка около 80-90 кабельтовых такая защита могла выдерживать попадания японских 14?/45 орудий (английского образца, со снарядами старых моделей).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

 Это по условиям ТС, да. А я про проект монитора для Балтийского Флота..)

 Японцев-то почти бесполезно такими штуками стращать.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Так сначала нужно найти на Балтике корабли с, хотя бы 356 мм орудиями.

...

Действительно - и у англичан, и у немцев -

уже в начале 1-й германской - переход к калибру около 381 мм, 

а к началу 2-й германской - даже у французов !

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Действительно - и у англичан, и у немцев - уже в начале 1-й германской - переход к калибру около 381 мм,  а к началу 2-й германской - даже у французов !

 И они штатно "квартировались" на Балтике..?)

А прочие, ну... - Против Гранд-Флита Балтийский Флот в принципе не роляет. Какими кораблями его ни оснащай..)

..)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

НЯП подобные мониторы у нас проектировали под влиянием британцев, а у тех палубы были 25-50. В этом проекте - потоньше, но несколько. Есть другой с 50-75мм палубами. И 3х406мм ГК. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

И 3х406мм ГК.

...

Такие орудия - в Реал Ист -

у нас только-только создавались к концу 1-й германской -

да и башни под них -

надо было не только "спроектировать" -

но и "изготовить" -

то есть - серьёзно модернизировать производство...

...

  22 часа назад, wps сказал:

Действительно - и у англичан, и у немцев - уже в начале 1-й германской - переход к калибру около 381 мм,  а к началу 2-й германской - даже у французов !  

 

И они штатно "квартировались" на Балтике..?)

...

...

Если у ((противника)) "стратегического партнёра" -

есть такие кораблики - с 381 мм орудиями -

то они могут взять - и ПРИПЛЫТЬ !

...

 

Назначение "сверхтяжёлых канонерок" - 

защита "минно-артиллерийской позиции" -

и для этой роли -

они подходят как минимум - не хуже "Севастополей" !

Представьте такие "суперканонерки" -

в 1-ю германскую - вместо "Славы" энд "Гражданина-Цесаревича"...

 

"Измаилы" - хоть с 4*3=356 мм - хоть с 4*2=406 мм -

это не для Балтики - а для "открытого моря" -

в перспективе - против Японцев...

...

...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Такие орудия - в Реал Ист - у нас только-только создавались к концу 1-й германской - да и башни под них - надо было не только "спроектировать" - но и "изготовить" - то есть - серьёзно модернизировать производство...

Монитору тоже оказалось до закладки далековато. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

то они могут взять - и ПРИПЛЫТЬ !

 А если ходить в туалет какать - то муха может сесть на попу, но это же не повод в туалет не ходить, не правда ли?)

 А по поводу "взять и приплыть"...

 Вы в курсе, что на пути в Балтику стоит Дания и, что в обход через Кильский канал ударная группа будет проходить долго и печально и на входе в балтийское море её встретят русские субмарины с которыми у РИФ всё было прекрасно, кстати.

 Ну или тот факт, что у РИ были неплохие отношения с датчанами и, что британцам те могли и от ворот поворот дать при попытке пройти через датские проливы или, что ФИнляндия тогда была частью РИ и британцев бы у самого входа в Балтийское море бы поджидали русские подводные лодки, торпедам которым пофигу на длину и калибр стальных фаллоподобных компенсаторов британских лордов?)

 Я, конечно, сейчас дико угораю, но токмо потому, что "взять и приплыть" - это аргумент уровня " - сейчас жара, но я всё равно одену шубу потому что после лета и осени настанет зима"..

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

это аргумент уровня

Вы в Средней Азии не жили? не бывали? халат тёплый на вате у узбека наипервейшая весч, в любую погоду незаменимая ;)

Edited by dragon.nur

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0