В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань(с)

1 post in this topic

Posted (edited)

 

В России летчики и моряки всегда были в особом почете, но морские летчики наряду с двойной любовью народа испытывают также двойную, но противоположную страсть флота, для которого морская авиация является неким чемоданом без ручки - "тащить тяжко, и бросать жалко".

...

10 лет службы на генеральских должностях в ВВС Северного и Балтийского флотов дают мне право утверждать: в последние несколько десятков лет на флоте сложилось устойчивое, передаваемое из поколения в поколение, предвзятое, до цинизма презрительно-пренебрежительное отношение к ВВС флотов. Все отрицательное, что имеет место быть на кораблях, сглаживается либо вообще скрывается. Любая мелочь в авиации раздувается из мухи до размеров слона. Авиация давно стала и остается "падчерицей" у папы-флота.
...

О первых двадцати годах (очень непростых в условиях Заполярья) службы до назначения на должность зам. командующего ВВС СФ по боевой подготовке, в которой я прослужил пять с половиной лет, в памяти, несмотря на то что всякое бывало, остались только положительное эмоции, так как до этого в командирах у меня были только летчики. Последние десять лет прошли с сокровенной несбыточной мечтой дожить до того дня, когда ВВС флотов переподчинят главкому ВВС страны, чтобы иметь над собой главнокомандующего, думающего, ставящего задачи и говорящего на одном с тобой, предельно понятном родном авиационном языке.

В наших планах применения авиации флота много лет назад заложен ряд не поддающихся моему пониманию, мягко говоря, нелепостей, но все попытки исправить их в ходе многочисленных переработок документов ни к чему не привели.

За время службы что на Северном, что на Балтийском флотах я, к сожалению, так и не смог научить адмиралов двум элементарным вещам: первое - не давайте мне команд на вылет на удар, поставьте задачу по цели, месту и времени удара, а я рассчитаю подлетное время и приму решение по времени взлета полков. И второе - если полки взлетели, то не переносите время удара, то есть для авиации после взлета, это, во-первых, категорически запрещается, во-вторых, невыполнимо, так как вылеты планируются, как правило, на полный радиус, "на укол", и после посадки и без ваших вводных по переносу времени удара в самолетах остается, как шутят летчики, "два ведра керосина".
...
Считаю целесообразным немедленно переподчинить ВВС флотов главнокомандующему ВВС и ПВО страны, так как в настоящее время ситуация революционная: флот не может руководить авиацией, авиация при таком к ней отношению не желает подчиняться флоту.

...

За подвиги в годы Великой Отечественной войны 141 авиатору Балтики было присвоено звание Героя, а четверо (Степанян, Раков, Челноков, Мазуренко) этого звания были удостоены дважды. В ВВС БФ звания Героя Советского Союза были удостоены: командующий ВВС генерал-полковник Михаил Самохин, 11 командиров полков (из них четверо вышеперечисленных - дважды), 19 заместителей командиров полков, 28 командиров эскадрилий, 24 заместителя командиров АЭ. Для сравнения, среди моряков БФ этой высшей награды в период Великой Отечественной войны были удостоены 11 подводников (все - командиры подводных лодок, 6 капитанов 3 ранга, и 5 капитан-лейтенантов), 20 надводников (самый старший из них по должности - командир дивизиона катеров и 2 командира отряда торпедных катеров, 3 капитана 3 ранга, 6 капитан-лейтенантов), 14 человек личного состава морской пехоты, из которых всего один офицер, капитан, командир роты. Из должностей Героев видно - кто водил в бой, а кто, сидя на берегу, в бой только направлял.

http://nvo.ng.ru/forces/2004-10-08/1_avia.html 

Количество самолето-вылетов всех родов морской авиации по видам боевой деятельности за период Великой Отечественной войны
Вид боевой деятельности                                              Количество самолето-вылетов
Противовоздушная оборона___________________________110939
Действия на сухопутном фронте _______________________82879
Ведение воздушной разведки _________________________50892
Прикрытие кораблей в море __________________________37683
Действия по военно-морским базам и кораблям в море____35175
Действия по аэродромам_____________________________ 6777
Другие задачи ______________________________________32893

http://militera.lib.ru/h/ivanov_pn/08.html 

8 августа — Первый налет авиации КБФ на Берлин.

...

20 августа — Удар авиации ЧФ по кораблям противника в Констанце.

http://militera.lib.ru/h/vmf/13.html

Все заслуживающие упоминания достижения авиации ВМФ по 1988 год по версии составителей сборника Боевой путь Советского Военно-Морского Флота.:haha:

16 февраля 1946 г. указом ПВС СССР был упразднён НК ВМФ. Военно-Морской Флот, подчинённый министру Вооружённых Сил, стал именоваться Военно-Морскими Силами (ВМС). В соответствии с этим приказом ГК ВМС №0100 от 26.03.1946 г. Военно-Воздушные Силы ВМФ были переименованы в Авиацию Военно-Морских Сил, а главное управление ВВС ВМФ было преобразовано в «маловразумительные» органы управления командующего авиацией ВМС. В их состав входили: командование, секретариат, штаб, управление ПВО, управление ИАС, управление снабжения ВВС ВМФ, аэродромное управление и несколько отделов (инспекторский, ВМАУЗ, кадров, финансовый и общий). Этим же приказом был осуществлён переход на штаты мирного времени.
 http://www.airaces.ru/stati/aviaciya-vmf-sssr-posle-vtorojj-mirovojj-vojjny.html 

Развилка: товарищ Сталин заинтересовался составом награждаемых от флота, возможно пообщался с кем-то из них за жизнь, возможно немного покритиковал за беспрепятственную работу немецких кораблей по советским войскам и беспрепятственные перевозки немецких войск при господстве в воздухе советской авиации - с соответствующими пояснениями на тему кто есть ху... В общем, к моменту реорганизации флота и критики Кузнецова его взгляды на роль и место флотской авиации слегка поменялись.

16 февраля 1946 г. указом ПВС СССР был упразднён НК ВМФ. Военно-Морской Флот, подчинённый министру Вооружённых Сил, стал именоваться Военно-Морскими Силами (ВМС). В соответствии с этим приказом ГК ВМС №0100 от 26.03.1946 г. Военно-Воздушные Силы ВМФ были переименованы в Авиацию Военно-Морских Сил, а главное управление ВВС ВМФ было преобразовано в «маловразумительные» органы управления командующего авиацией ВМС. войска ВДВ авиация ВМФ была переданы из состава ВВС ВМФ в состав Сухопутных войск Вооружённых Сил ВВС СССР и непосредственно подчинены Министру Вооружённых Сил СССР (с 1953 года — Министр обороны СССР), являясь резервом Верховного Главнокомандования. В их состав входили: командование, секретариат, штаб, управление ПВО, управление ИАС, управление снабжения ВВС ВМФ, аэродромное управление и несколько отделов (инспекторский, ВМАУЗ, кадров, финансовый и общий). Этим же приказом был осуществлён переход на штаты мирного времени.

В результате принципиально меняются:

- Адекватность понимания руководством (которое теперь не бывшие командиры стоявших большую часть войны в базах кораблей, в специфике авиации понимающие как нежвачное парнокопытное в цитрусовых, а лётчики с боевым опытом) что возможно, что нет, и что для этого надо

- Возможности лоббирования (в т.ч. в части заказа именно той техники, что требуется, и отказа от нафиг ненужной)

- Информированность высшего руководства о делах морских (поскольку теперь просто волевым решением адмиралов финансировать морскую авиацию по остаточному принципу не выйдет, придётся доставать компромат - и получать его в ответ). Тот же Большой Противолодочный Попил сильно потеряет в масштабах, если не вообще окончится, толком не начавшись.

В т.ч. :

1. Организационно.

- Деления по номерным флотам явно не будет

- Передачи ИАП из ВВС в ВВС же скорее всего тоже не будет, и чтобы сохранить имеющиеся (базы ВМБ ПВОшники и так прикрывать будут, на сопровождение ударных им дальности не хватит, а скрывать свое мнение на тему эффективности прикрытия кораблей в море моряки перестанут) - придётся придумывать какую-нибудь оборону прибрежных городов от низколетящих штурмовиков, которые надо перехватывать именно над морем. И под это дело скорее всего у американцев сдерут ДРЛО  (отнесут их к разведывательным полкам или в отдельную структуру?) , но РЛС в связи с отсутствием АВ пристроят на Ил-12/14 и м.б. Бе-6.

- Штурмовую авиацию скорее всего разгонят в +- РИ режиме, но Ил-28 с тяжелыми НУР в этой роли как бы не лучше смотрится

- После появления вертолётов начнется интересное. До японских изысков с армейскими лёгкими авианосцами вряд ли сразу дойдёт, а вот будут отдельные вертолётные эскадрильи придаваться корабельным соединениям для базирования поштучно или отдельные бригады лёгких носителей (что-нибудь вроде Харуны на базе проекта 30 на 3-5 машин, потом полноценные вертолётоносцы) придаваться вертолётным полкам - вопрос.

- Противолодочные задачи в загоне, оно и в РИ во многом на энтузиастах начинались, а тут флот навстречу не идёт. Разве что будет всплеск интереса, если будет регулярное патрулирование ДРЛО в т.ч. полигонов и окрестностей баз на предмет обнаружения выдвижных устройств. И даже если тему РГБ разовьют к 1960-м, то после 1968 (перевооружение старых ПЛАРБ на Паларис А3) останется разве что ПЛО своих баз и полигонов, ну и вертолётоносцы в Средиземном м.б.

- Когда начинается антиколониальная борьба и появляются авиабазы на далёких берегах - снабженческое управление скорее всего потребует себе вооруженный транспортный тоннаж под флагом ВМФ, а потом и авиатранспорты вроде Лэнгли. Которые при необходимости можно будет использовать в качестве вертолетоносцев, а то и лёгких АВ. Вряд ли будут входить в состав авиадивизий, скорее центрального подчинения.

2. По технике

- Ту-14 в пролёте, как и у РИ ВВС

- Для Ил-28 в добавление к РАТ-52 (и возможно на его же основе) быстро сделают тяжелые НУР для атаки охранения, из которых к началу-середине 1960-х вырастет аналог Джинна и Маверик-переросток с радиолокационной ГСН.

- Вместо Ту-16 в 1955 скорее всего выберут более дешевый, прочный и менее требовательный к аэродромам дважды Ил-28 Ил-46

- Для эрзац-ДРЛО в конце 1940-х оптимальная платформа наверно Ил-12, плавно переходящая в Ил-14 и далее Ил-18

- В 1957 Ту-16 в ракетоносном варианте скорее всего получат (на Ил-46 Комета вряд ли влезет), а вот потом будут вариации на тему что лучше - много тяжелых ПКР издалека с больших высот или прорыв на малых со стрельбой по видимой цели ПКР в размерности РАТ-52. Особенно с учетом того, что до 1960-х цели на фоне поверхности и для РЛС и для ГСН изрядно проблемные. 

- Летающие лодки по существу кроме как ПС нафиг не сдались, но Преображенский хотел гидросамолёты, т.е. как минимум Бе-6 и Бе-10 не меньше чем в РИ.

- Вертолёты в целом РИ

- Поскольку здесь морская авиация подчиняется напрямую минобороны, и, скорее всего, как та свинка заморская - размерность 30-40 тонн взлётного с грунтовой ВПП с 4-6 лёгкими ПКР и способностью поработать фронтовым бомбёром и штурмовиком - будут холить и лелеять. Но т.к. задача прорыва ПВО ФРГ и/или АУС у него разве что "одна из" - будет он похож скорее на Интрудер, чем на Ф-111/Су-24 (который вообще не факт что появится). "Тяжелая" МРА до 1973 примерно как в РИ, а вот когда куча ПКР в реальном бою уйдёт за помехами - возможна победа "партии штурмовиков" вплоть до поставок Ту-22М только в дальнюю авиацию.

 

3. Для флота 

- Никакая эффективность корабельного ПВО против штурмовиков с ракетами всячески подчёркивается в начальственных кабинетах задолго до 1962, так что эсминцы проектов 56, 57, а возможно и 58 идут лесом.

- Следом идут БПК, т.к. ровно те же проблемы с ПВО + никакая же эффективность в борьбе с ПЛ пока та сама к нему не полезет (а нуждающихся в защите океанских конвоев не предвидится).

- Зато подводники "на коне", т.к. эффективность американской ПЛО руководство по итогам разборок своих водоплавающих и летающих противолодочников сильно недооценивает.

- Рано или поздно моряки с авиаторами договорятся, кто кому подчиняется на лётной палубе и кто определяет, куда и зачем та плывёт, и появятся вертолётоносцы как минимум, но т.к. голос авиаторов куда более весом и звучит не сквозь "адмиральскую прокладку" - РИ 1123 и 1143 скорее всего не будет, просто ткнут пальцем в подходящий эскортник или АВ ПЛО как образец. 

Edited by dim999

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now