Народное просвещение и профессиональное образование в Российской Империи


16 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Народное просвещение и профессиональное образование в Российской Империи

 

В теме в хронологическом порядке отдельно представлены (продублированы из темы История Российской Империи) основные события в истории Российской Империи, касающиеся народного просвещения и профессионального образования.

Примечание:

1. Шрифтом черного цвета представлены события, происходившие в реальной истории.

2. Шрифтом темно-синего цвета выделены изменения в альтернативном варианте.

3. Даты наиболее важных событий выделены темно-красным цветом.

4. Шрифтом синего цвета выделены события, позаимствованные в Мире Императора Георгия (МИГ) коллеги wizard.

5. Пояснения, цитаты из текстов и высказывания исторических личностей отображены курсивом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

31 марта 1881 года

Высочайший Указ Императора Николая II Правительствующему Сенату «О Правительстве Российской Империи».

Вводится должность Председателя Совета Министров Российской Империи, на которого возлагаются обязанности по повседневному ответственному руководству Правительством Империи и который подотчетен лично императору. Этим же указом назначен Министр просвещения – действительный статский советник, барон Николаи Александр Павлович.

 

10 апреля 1881 года

Создание государственной комиссии «По образованию, просвещению и искусству» под руководством Министра просвещения действительного статского советника Николаи Александра Павловича.

 

14 августа 1881 года

Общество рыбных торговцев Царицына учредило стипендию для учащихся классической прогимназии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

13 февраля 1882 года

В Астрахани учреждена Комиссия народных чтений. Комиссия, в свою очередь, организовала книжный склад и бесплатную библиотеку.

 

14 ноября 1882 года

В столице открылось первое Высочайше учрежденное женское 4-классное Мариинское училище.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

10 января 1883 года

Высочайше утверждено Положение Совета Министров «О землемерных училищах». Планировалось открывать не менее трех землемерных училищ в год.

 

19 апреля 1883 года

В день Иверской иконы Божией Матери начальницей Смольного института благородных девиц (г. Санкт-Петербург) назначена фрейлина Ее Императорского Величества Княжна Мария Григорьевна Раевская.

 

H6Rmw.jpg

 

REhlw.jpg

Смольный институт благородных девиц

 

SpzxU.jpg

Княжна Мария Григорьевна (Гагарина) Раевская

 

Княжна Мария Григорьевна (Гагарина) Раевская (1851–1941), дочь вице-президента Императорской Академии Художеств князя Григория Григорьевича Гагарина и Софьи Андреевны Дашковой, супруга (с 11 апреля 1871 года) генерала князя Михаила Николаевича Раевского (1841–1893). Состояла фрейлиной двора и кавалерственной дамой ордена Св. Екатерины (меньшого креста). В 1902 году в память о муже и в знак русско-сербской дружбы Мария Григорьевна установила (при участии владыки Никанора) на юге Сербии храм-памятник, построила церковь Св. Троицы. Состояла членом Дамского общества в память императрицы Марии Федоровны. Супруги Раевские имели 4 сына и 6 дочерей.

 

14 ноября 1883 года

В столице открыта частная гальванопластическая школа.

 

16 ноября 1883 года

Высочайшим Указом утвержден новый Устав межевого института и принято новое название «Императорский Константиновский межевой институт». В новом уставе были впервые предусмотрены профессорские должности; первые восемь профессоров были назначены с 1 января 1884 года. Институт был впервые разделен на кафедры – 7 на геодезическом отделении и 9 на земельном.

 

25 ноября 1883 года

В день Святой Великомученицы Екатерины Александрийской, небесной покровительницы Смольного института благородных девиц, по представлению начальницы института фрейлины Ее Императорского Величества Княжны Марии Григорьевны Раевской с Высочайшего соизволения Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны Его Величество Государь Император Николай II Высочайше утвердил «Положение о Смольном институте благородных девиц».

В соответствии с положением:

1. Введена должность директора (директриссы) института, вице-директоров (по учебной и хозяйственной частям).

2. Каждая из трех возрастных групп разделена на три класса. Установлен ежегодный переход в следующий класс, с возможностью оставить неуспевающих воспитанниц на второй год.

3. Реформирована Учебная программа института.

Учебный курс включал русскую и зарубежную литературу, русский и иностранные языки (французский, английский, немецкий), историю, географию, арифметику, естествознание, этикет, бальные танцы, теоретические и практические занятия по музыке и изобразительному искусству. Физические занятия состояли из гимнастики, подвижных игр на воздухе и катания на льду.

Программы по некоторым предметам были сокращены, чтобы не перегружать воспитанниц. Из программы исключено домоводство, а рукоделие оставлено лишь на самостоятельные занятия.

Кроме устного изложения учебного материала и контрольного опроса введены семинарские занятия и выполнение индивидуальных (творческих) заданий.

4. В воскресные дни предусмотрено посещение театров, музеев и художественных выставок (в сопровождении классных дам и педагогов по музыке и изобразительному искусству).

5. Изменен внутренний распорядок, увеличена свобода воспитанниц (отменено передвижение строем), установлено время для чтения и самостоятельных занятий.

6. Введены зимний (с 31 декабря по 14 января) и летний (с 1 июля по 31 августа) каникулярные отпуска по ходатайству родителей перед директором института. Летом для воспитанниц-сирот предусмотрен выезд на дачу.

7. Созданы учебная и художественная библиотеки.

В итоге преобразований Смольный институт становится ведущим и элитарным учебным заведением для благородных девиц.

 

 VOC39.jpg

Группа воспитанниц Смольного института готовится к выступлению на празднике

 

 cezsv.jpg

Урок географии в Смольном институте

 

 JOT83.jpg

Урок танцев в Смольном институте

 

 LIdAx.jpg

Группа воспитанниц Смольного института благородных девиц в бальных платьях

 

Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране. Выпускницы Смольного, воспитывая своих или чужих детей в уважении к знаниям и культурному наследию, вольно или невольно способствовали просвещению русского общества.

Близкие Екатерине Великой идеи просвещения искренне разделялись многими её прогрессивными сподвижниками. Таковым был И. И. Бецкой, получивший образование за границей и сформировавшийся там как мыслитель и деятель образования. На педагогические воззрения Бецкого определяющим образом повлияли труды Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро и других представителей французского просвещения, согласно которым воспитание «нового» человека должно происходить в строгой изоляции от внешнего мира, погрязшего в «суевериях» и «злонравии». И. И. Бецкой представил Екатерине доклад об общей реорганизации в России дела воспитания детей – «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», став инициатором школьной реформы 1763-1764 годов. В результате была создана система закрытых учебно-воспитательных учреждений сословного характера.

Прекрасно понимая роль женщины в деле формирования общественного сознания и воспитания подрастающего поколения, Бецкой проявил себя горячим сторонником женского образования. В мае 1764 году специальным указом Екатерины II в Санкт-Петербурге было создано «Воспитательное общество благородных девиц», преследовавшее цель «...дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Принципиально новое учебно-воспитательное заведение разместилось в стенах Воскресенского девичьего монастыря, который начал строиться еще при императрице Елизавете Петровне на месте принадлежавшего ей Смольного дворца и был открыт одновременно с Воспитательным обществом. Именно поэтому Воскресенский монастырь обычно называли Смольным монастырем, а питомиц Воспитательного общества – «смолянками» или «монастырками».

В Воспитательное общество благородных девиц принимали в шестилетнем возрасте, курс обучения длился 12 лет и состоял из четырёх трёхлетних классов. Всё это время воспитанницы должны были безвыездно пребывать в стенах института и не иметь свиданий с родными. С родителей бралась расписка, что они ни под каким предлогом не будут требовать своих дочерей назад до истечения срока обучения и достижения ими восемнадцатилетнего возраста. Императрица надеялась, что изоляция девочки на долгий срок и возвращение в родную среду уже развитой и облагороженной девушки, будет способствовать смягчению нравов и созданию «новой породы людей». Немногие из знати были согласны обрекать своих дочерей на безвыездные 12 лет учебы. Именно поэтому основной состав учениц был родовитым, но бедным.

Для занятий первоначально назначались только учительницы, которые должны были неотлучно днём и ночью находиться при детях. Распорядок дня был незыблем и строг: подъём в 6 часов утра, уроки с 7 до 11 и с 12 до 14 часов. Занятия чередовались с физическими упражнениями, играми и прогулками. Воспитанницы учились круглый год, каникулы не предусматривались. Раз в три года проводились экзамены. Форма учениц свидетельствовала о принадлежности к той или иной возрастной группе. Девочки младшего возраста носили платья коричневого цвета, их называли «кофейницами»; воспитанницы-подростки 9-12 лет одевались в голубые платья, с 12-15 лет – в серые, а в 15-18 лет на занятия ходили в зеленых, а на балы – в белых платьях.

Программа обучения была разработана в духе тогдашних требований к женскому образованию, предусматривая изучение русского и иностранного языков, арифметики, географии, истории. Обучали также стихосложению, музицированию, рисованию. Кроме общеобразовательных предметов, нужно было научиться и всему, что должны были уметь добродетельные жёны и матери: шитью, вязанию, танцам, музыке, светскому обхождению. Учителя обязывались обращаться с девицами кротко, гуманно, ласково и справедливо. Телесные наказания не допускались. Выработка хороших манер и светского благородства должна была помочь питомицам Воспитательного общества занять видное положение в обществе, чтобы воспитанная в них привычка к добродетели способствовала повышению его нравственного уровня.

Спустя год при институте, учреждённом первоначально как закрытое привилегированное учебное заведение для дочерей дворянской знати, открылось отделение «для мещанских девиц» (недворянских сословий, кроме крепостных крестьян). Оба института находились на территории Воскресенского монастыря, имели единое начальство и штат учителей, но размещались в разных зданиях и различались программой и длительностью обучения. Управление делами Воспитательного общества возлагалось на Совет Попечителей. Главой Воспитательного Общества назначалась начальница, подбирающая педагогический состав, решающая вопросы экономического и организационного характера.

Императрица постоянно держала в поле своего зрения все, что касалось Смольного института (так вскоре стали называть Воспитательное общество). Через несколько лет после его основания она писала Вольтеру: «...Мы очень далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме».

Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их часто вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли.

После смерти императрицы Екатерины Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Императрица управляла Смольным институтом 32 года и существенно реформировала его: срок обучения был сокращён до 9 лет – трёх трёхлетних классов, возраст приёма в институт повышен до 9 лет, установлены полугодичные и годичные экзамены, разрешены свидания с родными, для преподавания приглашены учителя-специалисты, а круглосуточное нахождение при детях доверили классным дамам, заботившимся о воспитании характера, успехах, поведении, манерах и гигиене воспитанниц. Основным критерием отбора классных дам обычно был незамужний статус. Неустроенность личной жизни, порой, весьма негативно сказывалась на их характере, и стареющая особа начинала отыгрываться на своих подопечных, запрещая все, что можно, и наказывая за малейший проступок. Заработать выговор можно было за любое отступление от правил: слишком громкий разговор на перемене, небрежно заправленную постель, выбившийся локон из строгой прически. Впоследствии классными дамами в институте работали многие его выпускницы.

Воспитание дворянок и мещанок отныне было строго разделено. Девочек-мещанок стали принимать с 11-12 лет, а срок их пребывания в заведении сократили до 6 лет, поскольку по мнению императрицы обучение мещанских девиц должно ограничиваться «учинением их добрыми женами, матерями и хозяйками». Совместные с «благородной половиной» собрания больше не устраивались, а лазареты заведений были отделены друг от друга. Императрица даже отменила обучение мещанок иностранным языкам, но поскольку многие из выпускниц становились гувернантками, преподавание французского и немецкого языков всё же было восстановлено. Самыми же существенными последствиями реформы Марии Фёдоровны стали перемены в характере Воспитательного общества. Широкие гуманно-общественные задачи, поставленные Екатериной II, были заменены более узкими, чисто женскими.

В 1809 году институт окончательно перебазировался в специально возведённое для него архитектором Дж. Кваренги здание с огромными дортуарами и классными комнатами. Кстати, разработанная архитектором схема расположения учебных и служебных помещений не потеряла своей актуальности и сегодня. Дворянская часть института, именуемая «Обществом благородных девиц», с 1842 года обрела дополнительное название – «Николаевская половина». Сюда принимали дочерей лиц в чине не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату. Девочек готовили для будущей придворной и светской жизни, и некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора.

Вторая его половина получила название Александровского училища, в которое принимали дочерей мещан и купцов, придворных служителей, унтер-офицеров гвардии. Мещанское отделение при Смольном институте стало родоначальником в России подготовки учительских кадров. Целое столетие после основания Смольного оба заведения состояли под главенством одной начальницы и одного инспектора. Разделение произошло по инициативе императрицы Марии Александровны, увидевшей в этом единении большие неудобства.

С отступлением от екатерининской образовательно-воспитательной концепции общение воспитанниц с внешним миром резко ограничилось. Все усилия администрации теперь были направлены на сохранение традиционного однообразия, а воспитание стало сводиться к поддержанию порядка, дисциплины и внешнего благообразия институток. «Казённые затворницы», как называл институток Александр Бенуа, чаще видели императрицу и придворное общество, чем своих близких. «Наше начальство, – поясняла такое положение дел одна из бывших смолянок, – находило это необходимым для того, чтобы воспитанницы сосредоточивали все свои помыслы на развитии нравственных способностей, чтобы приучить их довольствоваться скромною долею». Однако «убийственное однообразие» стирало всякие индивидуальные различия, «притупляло способности ума и сердца, охлаждало живость впечатлений, губило в зародыше восприимчивость и наблюдательность».

В самом начале 1859 года инспектором классов в Смольном, на Николаевской и Александровской половинах, был назначен уже известный к тому времени педагог Константин Дмитриевич Ушинский, который сразу же приступил к прогрессивным преобразованиям (новый семилетний учебный план с большим числом часов, отведённых на русский язык, географию, историю, естествознание и др.). По его понятиям, учитель русского языка не должен ограничиваться преподаванием грамматики, а обязан давать ученицам ясное представление об окружающем, научить их рассуждать о знакомых предметах и правильно выражать свои мысли. Училище, ранее готовившее дворцовых служительниц, теперь приобрело профессионально-педагогическую ориентацию.

Одна из смолянок того периода впоследствии вспоминала: «Если бы кто-нибудь сказал нам тогда, что этому человеку суждено не только пошатнуть устои двух огромных институтов, незыблемо покоившихся на основах безнравственной нравственности, ханжеской морали и рутинных схоластических приёмов преподавания и в корне изменить взгляды и мечты институток, мы, воспитанницы, ни за что не поверили бы этому». «...Наша мысль зашевелилась впервые, – продолжает она, – нас охватил какой-то вихрь вопросов, глаза у всех блестели, щёки пылали, сердца трепетали <...>, мы сразу, инстинктивно, почуяли в его личности что-то сильное, крупное, оригинальное». Ушинский настоял на том, чтобы занятия носили характер живых бесед. Своим воспитанницам он внушал: «Вы должны, вы обязаны зажечь в своём сердце не мечты о светской суете <...>, а неугасимую жажду к приобретению знаний. <...> Мечты могут оказаться пустыми иллюзиями, только умственный труд <...> никогда никого не обманывает...»

В конце третьего и последнего года инспекторства Ушинского, начальница всё с большей настойчивостью стала обвинять его в пренебрежении моральными основами институтского воспитания, стремлении «выбросить за борт как ненужный хлам всю женственность, скромность и другие особенности, составляющие главный фундамент воспитания молодой девушки». Раздражало её и стремление инспектора ограничить власть классных дам. На Ушинского посыпались клеветнические обвинения, и на некоторые из них ему пришлось давать официальные объяснения. Ровно через три года после вступления в должность инспектора, Ушинский подал прошение о своём увольнении из Смольного. Вместе с Константином Дмитриевичем институт покинули почти все приглашённые им преподаватели. Предложенные Ушинским прогрессивные учебные программы были свёрнуты, и до последних дней Смольный институт оставался образцом консерватизма и приверженности традициям.

Условия институтского воспитания не создали «новую породу» светских женщин, как это первоначально планировалось, но сформировали оригинальный женский тип – восторженный и наивный. Институт представлял собой слишком абстрактную, искусственную модель действительности, чтобы приобретённые в нём навыки соответствовали естественному житейскому опыту. Многим смолянкам пришлось «прямо с облаков спуститься в самый неказистый мир», что крайне осложняло и без того трудный процесс адаптации к новой жизни. Культурная элита конца ХVIII – начала ХIХ века усматривала в институтках достаточно много достоинств: серьезность и образованность, естественность и непосредственность. Однако к середине XIX века «прогрессивная мысль» утвердилась во мнении, что институт не давал ни должного образования, ни подлинного нравственного воспитания, что «отжившая» институтская идея должна уступить место новому типу женского училища – открытой и общедоступной гимназии.

И всё же именно Воспитательное общество благородных девиц положило начало женскому образованию в нашей стране. Выпускницы Смольного, воспитывая своих или чужих детей в уважении к знаниям и культурному наследию, вольно или невольно способствовали просвещению русского общества. Накопленный же институтом положительный опыт был позднее использован в организации тех же гимназий, а затем и первых российских женских высших учебных заведений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

7 января 1884 года

В Могилеве-Подольском открыта частная женская гимназия.

 

8 марта 1884 года

В Томске учреждена первая городская народная библиотека.

 

1 июнь 1884 года

Высочайшее повеление «Об образовании на базе Санкт-Петербургских Высших женских курсов Санкт-Петербургского историко-филологического института».

 

 

23 августа 1884 года

Высочайше утверждена новая редакция Университетского Устава.

1. Введение Ученого Совета как высшего органа управления Университетом. Передача ему функций:

1) выбор Ректора с последующим утверждением Императором.

2) выбор деканов факультетов с последующим утверждением Министром Просвещения.

3) утверждение на должность профессоров и приват-доцентов.

4) установление Правил поступления, оплаты и прохождения учебы.

2. Переподчинение Инспекции и инспекторов университетов Ректору.

3. Упразднение поста попечителя.

4. Отмена наказаний в виде ареста или карцера. Оставление лишь Выговора с лишением стипендии и исключения.

5. Введение Императорской стипендии в размере 48 рублей в год и Императорской надбавки к стипендии в размере 10 руб. в месяц для талантливых и благонадёжных студентов.

6. Переход к пятилетнему сроку обучения в Вузах, в медицинских к 7-летнему до 1889 года.

7. Окончившим университет присваивается звание бакалавр, защитившим диссертацию 2-го класса-звание магистра, защитившим диссертацию 1-го класса – звание доктор.

8. Введение императорского вспомоществования в виде ежегодных выплат магистру в размере 100 руб., доктору в размере 200 рублей.

9. Отмена требования получения разрешения от инспектора для поездок в каникулы.

10. Запрещение приема нехристиан, евреев и мусульман на экономические, финансовые и правовые отделения университетов.

11. Отмена квот для евреев для поступления в прочие отделения университетов по всей территории империи.

12. Создание Совета Ректоров при Министерстве Просвещения.

13. Отмена запрета с учетом п. 10 на обучение женщин во всех университетах Империи на любых отделениях.

14. Предоставление полного равноправия женщинам в плане обучения в любых университетах.

15. Действие п. 10 не распространяется на территорию генерал-губернаторства Варшавского и Великого Княжества Финляндского.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

7 октября 1885 года

Состоялось освящение и открытие Александровского коммерческого училища и Мариинского женского училища в Москве, а также земского училища в подмосковном селе Воробьеве.

 

9 октября 1885 года

В Петербурге при Педагогическом музее прошло первое собрание преподавателей математики средних учебных заведений.

 

15 ноября 1885 года

В Петербурге открыты Женские фармацевтические курсы.

 

27 ноября 1885 года

Русский почвовед Павел Андреевич Костычев доказал, что почвообразование – биологический процесс, зависящий от развития микроорганизмов и растений.

 

23 декабря 1885 года

Создано Московское психологическое общество при Императорском Московском университете – первое философское общество в России. Среди членов общества Владимир Сергеевич Соловьев. Вскоре под редакцией одного из участников общества, Николая Яковлевича Грота, начал выходить журнал «Вопросы философии и психологии»).

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

9 января 1887 года

В Симферополе освящена и открыта первая образцовая женская школа при Таврическом епархиальном женском училище.

 

11 сентября 1887 года

В Туапсе состоялось торжественное открытие классов Варваринской перворазрядной школы сельского хозяйства, виноделия и необходимых на Кавказе ремесел.

 

22 ноября 1887 года

В Москве начались студенческие волнения, переросшие затем во всероссийские. Временно были закрыты 5 университетов и 2 института.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

10 мая 1888 года

Химик, профессор Петербургского университета Николай Александрович Меншуткин создал первый в России оригинальный труд по истории химии – «Очерк развития химических воззрений».

 

8 августа 1888 года

В Перми учреждена первая в провинции женская школа типографских наборщиц.

 

2 сентября 1888 года

Началась публикация уникального труда геолога и географа Ивана Васильевича Мушкетова «Физическая геология».

В Москве основано Общество искусства и литературы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1 января 1889 года

Высочайший Указ Императора Николая II Правительствующему Сенату «О Правительстве Российской Империи». По представлению временно исполняющего должность Председателя Совета министров генерал-адъютанта, генерала от инфантерии, графа Игнатьева Николая Павловича утвержден новый состав правительства Российской Империи. Министром просвещения назначен государственный советник III класса Николаи Александр Павлович.

 

3 мая 1889 года

Великий князь Константин Константинович назначен Президентом Российской Императорской Академии наук (переименована согласно указа Императора).

 

15 августа 1889 года

Совместно с немецкой издательской фирмой Брокгауз И.А. Ефроном основано акционерное издательское общество «Ф.А. Брокгауз – И.А. Ефрон», которое выпустило практически все крупные русскоязычные энциклопедии того времени.

 

18 сентября 1889 года

Директором Московской консерватории назначен В.И. Сафонов.

 

24 октября 1889 года

Софья Ковалевская принята профессором математики в Московский Императорский университет.

 

14 ноября 1889 года

Людвиг Эммануилович Нобель поручает премию Русского Императорского Технического общества (присуждается один раз в пять лет) и медаль имени Эммануила Нобеля, своего умершего отца, за исследования и разработки в области науки и техники.

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

16 марта 1890 года

Основано Санкт-Петербургское общество художников, объединяло художников академического направления и устраивало ежегодные выставки в Санкт-Петербурге, Москве и других городах Империи.

 

20 декабря 1890 года

В Санкт-Петербурге был открыт первый в России научно-исследовательский медико-биологический центр – Императорский Институт экспериментальной медицины (ИЭМ).

ИЭМ был создан как «высшее научное медицинское учреждение академического типа», с основной задачей – производить «практическое применение способов борьбы с заболеваниями и последствиями оных».

 

58b343246f7fe____(1890).thumb.jpg.cf6947

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

5 февраля 1891 года

Основан Киевский политехнический институт.

 

FLplH.png

 

21 мая 1891 года

Высочайше утвержден Закон «Об обязательном начальном обучении» с поэтапным введением в действие в течение 4 лет. По Закону вводилось обязательное 4-х летнее начальное образование без различия пола.

Высочайше утвержден новый «Устав начальных школ».

Создание и управление начальными школами доверяется земствам, а педагогическая опека обеспечивается школьным советом, где представлены местная администрация, церковь.

В сельской местности вводилось обязательное обучение через систему Церковно-Приходских школ, которые полностью содержались за счет средств Министерства просвещения. В городах вводилось два вида начальных школ:

Церковно-приходские школы и Мариинские начальные школы.

В школах учили чтению, письму, арифметике, Закону божьему, пению, рисованию, основам географии, истории. В обязанность земства вводилось оплата питания и жилья для учителей начальных школ и священников.

Вводилась система завтраков для учеников начальных школ за счет, как земства, так и за счет Министерства Просвещения. Закон не распространялся на Варшавское генерал-губернаторство и Финляндское Великое княжество.

Нехристиане могли посещать начальные школы только за плату.

 

9 июня 1891 года

Д.И. Менделеев избран Академиком Российской Императорской Академии Наук.

 

12 июня 1891 года

Ректором Санкт-петербургского Университета избран Василий Иванович Сергеевич.

 

13 июня 1891 года

Техническое училище Почтово-телеграфного ведомства – первое в России высшее электротехническое учебное заведение, которое было призвано обеспечить телеграфную службу «научно-образованными специалистами» преобразовано в Императорский электротехнический институт.

 

 HsMlT.jpg

Императорский электротехнический институт

 

В 1895-1905 годах директором института был Николай Николаевич Качалов, которого на этом посту сменил изобретатель радио Александр Попов. Н.Н.Качалов построил основной корпус института на Аптекарском острове, получив на это 1.6 млн рублей напрямую от Императорской семьи. В первой половине XX века в ИЭТИ сформировались научные школы в многих технических областях: электротехнике, электросвязи и радиотехнике, электроэнергетике и электрохимии, электровакуумной технике, электроприводе, ультразвуковой дефектоскопии и высокочастотной электротермии. В институте работал Александр Степанович Попов, изобретатель радио. Он же был первым выборным директором института. В институте действует музей-кабинет и музей-квартира А. С. Попова.

Организована гидробиологическая станция на озере Глубокое на западе Подмосковья, биостанция работает до сих пор и является одной из старейших пресноводных биологических станций мира и старейшей в России.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

31 января 1892 года

Основан Нижегородский императорский университет.

 

25727466_m.jpg

 

15 февраля 1892 года

Основан Санкт-Петербургский политехнический институт.

Институт основан в соответствии с поручением Министра путей сообщения Российской Империи С.Ю. Витте. Его ближайшими единомышленниками в деле организации института были товарищ министра финансов В.И. Ковалевский и учёный-химик Д И. Менделеев. Все трое впоследствии были избраны почётными членами института, а их портреты были установлены в зале Совета.

После утверждения Положения о Политехническом институте осенью начались занятия на экономическом, электромеханическом, кораблестроительном и металлургическом отделениях, представлявших тогда наиболее перспективные для России отрасли техники.

 

dsJEr.jpg

 

20 июня 1892 года

Ученым хранителем Депо образцовых мер и весов был назначен русский химик академик Дмитрий Иванович Менделеев.

В обязанности Депо входило хранение эталонов мер и организация их поверки, а также изготовление новых эталонов.

Уже в начале своей деятельности по руководству Депо Д. И. Менделеев поставил перед собой три задачи, разрешение которых, по его мнению, должно было коренным образом изменить существующее положение дел в области и мер и весов: возобновление русских прототипов длины и массы; создание центрального метрологического учреждения с хорошо оборудованными для научных работ лабораториями; организация поверочного дела на новых началах.

Первым результатом деятельности Д. И. Менделеева было преобразование Депо образцовых мер и весов 12 октября 1892 г. в Главную палату мер и весов, управляющим которой был назначен Д. И. Менделеев.

По Положению о Главной палате мер и весов на нее возлагалось:

хранение основных образцов (прототипов) единиц веса и мер, принятых в России;

хранение копий и образцов иностранных единиц веса и мер;

изготовление точных копий с основных образцов для поверки торговых мер и весов и периодическая поверка этих копий;

поверка всякого рода мер и измерительных приборов;

составление сравнительных таблиц русских и иностранных мер и инструкций, определяющих производство поверки мер и весов в местных поверочных учреждениях;

рассмотрение всех вопросов, касающихся мер и весов как по предложению правительственных органов, так и возникающих при работах, производящихся в Главной палате.

 

2 июля 1892 года

Вышел в свет первый номер журнала ИЭМа «Архив биологических наук».

 

4 июля 1892 года

В Санкт-Петербурге прошел первый съезд Московского архитектурного общества (МАО).

«Из устава общества:

§ 1. МАО имеет целью содействовать разработке и распространению в России художественных и технических познаний, относящихся до архитектуры.

§ 2. В круг занятий общества входят: а) чтения и совещания, б) издание по части архитектуры оригинальных и переводных сочинений, сборников и т. п., в) учреждение библиотеки и кабинета моделей и строительных материалов, г) назначение конкурсов и премий за лучшие проекты и сочинения по архитектуре, д) исследование строительных материалов и разных способов построек, е) устройство публичных выставок и чтений, ж) преподавание рабочим, знающим грамоту (с целью образования десятников для надзора над рабочими при постройках), арифметики, черчения и рисования, в приложении к строительному делу».

 

10 сентября 1892 года

Российской императорской Академией наук основана Финская Академия наук и художеств.

 

26 сентября 1892 года

Основан Московский Императорский институт инженеров железнодорожного транспорта.

 

wbxPc.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

23 апреля 1893 года

 

Основан Московский педагогический институт.

eG3VC.jpg

 

27 мая 1893 года

Открыт Казанский педагогический институт.

 tYv3l.jpg

 

28 июня 1893 года

Высочайше утверждён новый Устав Императорского Московского общества истории и древностей Российских.

Главная задача общества определена так: «собирание материалов для отечественной истории и разработка оной по всем вопросам и предметам в область ее входящим».

Общество объединяло большую часть русских историков и археографов, а также собирателей рукописей; издавало «Записки и труды», «Русский исторический сборник», «Чтения МОИДР» и др., в которых было опубликовано огромное количество разнообразных источников, а также исследований по русской истории.

 

15 июля 1893 года

Создан Киевский педагогический институт.

 saQGf.jpg

 

22 августа 1893 года

Открыт Саратовский педагогический институт.

26906698_m.jpg

Изменено пользователем Гвардии-полковник

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

5 февраля 1894 года

Основан Кружок любителей западноевропейской литературы.

Кружок, организован учениками профессора Стороженко Н. И., студентами Московского университета. Цель его была сформулирована так: «совместная разработка вопросов западно-европейской литературы» и «ознакомление русской публики с произведениями западно-европейских писателей». Заседания кружка проходили на квартирах его членов; на его заседаниях обсуждались сочинения и рефераты, подготовленные участниками. Члены кружка после окончания Университета своими работами внесли существенный вклад в развитие отечественной науки о литературе и в воспитание многих поколений литературоведов.

 

18 марта 1894 года

Распоряжение Министерства просвещения «О некоторых мерах по упорядочению школьной жизни»:

Распоряжением установлены:

1) расширение компетенцию педагогических советов, предоставив им право отступать, с разрешения попечителя учебного округа, от действующих правил для учеников, правил об испытаниях, инструкций для классных наставников и т. п., а равно и право по своему усмотрению составлять ученические библиотеки;

2) ввод в состав педагогических советов, с правом решающего голоса, уездного предводителя дворянства, председателя уездной управы и мэра города или их заместителей;

3) разрешение образовать при каждом учебном заведении родительские совещания и родительские комитеты, с предоставлением их председателям прав почетных попечителей;

4) Вследствие происходивших во многих местах перерывов в занятиях педагогическим советам предоставлено ходатайствовать о продлении учебного года за счет каникулярного времени и производить поверочные испытания из пройденного в течение учебного года.

5) Отменено распоряжение о представлении выписок из кондуитов при прошениях о зачислении в студенты;

6) Экстернам разрешено самим избирать учебное заведение, при котором они желали бы держать окончательные испытания;

7) Из числа обязательных для экзаменов зрелости предметов, с весны 1895 года, исключен греческий язык;

8/ Окончившим курс гимназий или реальных училищ, желающим повысить свои отметки для поступления в высшие специальные учебные заведения, прием в которые производится по конкурсу аттестатов, разрешено подвергаться повторным испытаниям по всем, но не по отдельным предметам курса;

9) На основании Высочайшего повеления от 18 марта 1894 г. окончившим курс реальных училищ разрешено поступать в университет по выдержании дополнительного экзамена только по латинскому языку.

 

4 мая 1894 года

Основан Санкт-Петербургский медицинский институт.

Ректором назначен Анреп Василий Константинович.

 

8 мая 1894 года

Созданы Всероссийские союзы учителей и врачей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

6 января 1895 года

В Санкт-Петербурге учреждено Русское астрономическое общество (РАО).

Одним из основателей и первым председателем общества был Ф. А. Бредихин. начало издания «Известия Русского астрономического общества» (1-й выпуск – под редакцией Ф. А. Бредихина и И. И. Померанцева). В дальнейшем общество выпускало ежемесячный журнал «Известия РАО» и «Астрономический ежегодник».

 

15 февраля 1895 года

В Москве по инициативе семьи Гнесиных основана первая музыкальная школа для детей.

 

25 февраля 1895 года

Высочайше утверждено Положение Совета министров «О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи».

1. Всем детям обоего пола должна быть предоставлена возможность, по достижении школьного возраста, пройти полный курс обучения в правильно организованной школе.

2. Забота об открытии достаточного числа училищ, соответственно числу детей школьного возраста, лежит на учреждениях местного самоуправления, при этом расчеты относительно числа необходимых школ делаются применительно к четырем возрастным группам: 8, 9, 10 и 11 лет.

3. Нормальная продолжительность обучения в начальной школе – 4 года.

4. Нормальным числом детей в начальной школе на одного учителя признается – 50.

5. Нормальным районом, который должна обслуживать одна школа, признается местность с трехкилометровым радиусом.

6. На обязанность учреждений местного самоуправления возлагается в двухгодичный, со дня вступления в законную силу настоящих положений, срок составление школьной сети и плана ее осуществления для достижения всеобщности обучения в данной местности, с указанием предельного для сего срока и ожидаемых из местных источников средств для выполнения школьной сети.

Примечание. В разработке школьной сети участвуют местные органы церковно-школьного управления.

7. Для включения в школьную сеть училище, рассчитанное на четыре возрастные группы, должно удовлетворять следующим требованиям: иметь законоучителя и учителя, обладающего законным правом на преподавание, быть обеспеченным соответствующим школьным и гигиеническим потребностям помещением, учебными книгами и пособиями и доставлять детям бесплатное обучение.

8. Означенные (п. 6) школьная сеть и план ее выполнения представляются местными органами самоуправления установленным порядком в Министерство народного просвещения, которое, предварительно утверждения означенных сети и плана, сносится с Министерством внутренних дел. В случае одобрения сих планов и сетей, Министерство народного просвещения отпускает, в пределах ассигнуемых по смете сего министерства кредитов, на каждую, входящую в сеть школу, открытую или подлежащую открытию в течение ближайшего учебного года, пособие на минимальное вознаграждение учителей и законоучителей по действительному их числу в означенных школах, считая по 360 руб. учителю и 60 руб. законоучителю. При этом общий размер пособия училищам в данном районе не должен превышать суммы по расчету 390 руб. на 50 детей школьного возраста.

Примечание. Церковно-приходские школы, вошедшие в школьную сеть, как открытые, так и подлежащие открытию в течение ближайшего учебного года, получают пособие от казны на равных основаниях со школами, состоящими в ведомстве Министерства народного просвещения, из кредита, ассигнуемого по финансовой смете Святейшего Синода; школы же церковно-приходские, не вошедшие в сеть в тех местностях, для коих она утверждена, могут содержаться лишь на местные средства.

9. Прочие расходы, как по содержанию и устройству помещений для училищ, так и по увеличению оклада учащим, в зависимости от местных условий, устанавливаются учредителями училищ и относятся на местные источники.

10. Получение пособия от Министерства народного просвещения не стесняет прав учредителей училищ в деле заведования школой. Местному самоуправлению предоставляется организация и ближайшее заведование начальными школами, под руководством и надзором Министерства народного просвещения.

11. Сословным и иным законным организациям и частным лицам, если содержимые ими школы входят в общую школьную сеть, Министерство народного просвещения дает пособие, в случае признания в том необходимости, по вышеуказанному расчету (п. 8 на тех же основаниях, как и учреждениям общественного самоуправления.

12. Впредь до получения и утверждения школьных сетей и планов введения всеобщего обучения от местных самоуправлений, Министерство народного просвещения распределяет ассигнованный по его смете кредит, по соображению с местными нуждами и требованиями, применительно к изложенным положениям, имея в виду осуществление всеобщего обучения в данной местности.

13. установить минимум суммы (20 млн. руб.), на которую должно было ежегодно, в течение 10 лет, увеличиваться по смете Министерства народного просвещения, казенное ассигнование на нужды начальных училищ;

14. предельный срок для введения всеобщего начального обучения пятнадцать лет;

15. в местностях, где не имелось губернских и уездных земских учреждений, формирование школьной сети возлагается на местные органы Министерства народного просвещения, совместно с учреждениями, ведающими делами по земскому и городскому хозяйству.

 

Высочайше утверждено «Положение о начальных училищах».

1895.25.02 Положение о начальных училищах.docx

 

6 июня 1895 года

Открылась Ташкентская обсерватория.

Астрофизик В. В. Стратонов, приехавший в Ташкент из Пулковской обсерватории, стал первым штатским астрономом в Ташкентской обсерватории. В обсерватории был установлен 13-дюймовый телескоп, и были начаты фотографические наблюдения туманостей в Млечном Пути и малых планет

В 1898 – 1899 годах на территории, принадлежащей обсерватории, было выстроено здание астрофизической лаборатории. И в этот период были расширены работы астрофизического характера – в Ташкентской обсерватории стали проводиться исследования солнечной активности, заниматься проблемами звездной астрономии, фотографическим наблюдениям комет и метеоров.

 

13 июня 1895 года

Высочайше утверждено «Положение о Министерстве народного просвещения».

В соответствии с положением в состав центральных учреждений Министерства народного просвещения входили:

Совет министра,

Совет по делам профессионального образования,

Совет по делам высших учебных заведений,

Департамент народного просвещения,

Департамент общих дел,

Ученый комитет, а также

Управление пенсионных касс народных учителей и учительниц,

юридический отдел,

Постоянная комиссия народных чтений и другие учреждения.

Совет по делам высших учебных заведений

Был создан для разработки и предварительного обсуждения законопроектов, правил, инструкций, общих мероприятий в министерстве с целью объединить управление подведомственными высшими учебными заведениями. Занимался управлением высшими школами, изучением финансового положения университетов и институтов, открытием новых вузов, разработкой правил приема и т. д.

Совет по делам профессионального образования

Был создан при Министерстве народного просвещения, с целью согласования управления высшими учебными заведениями различной ведомственной подчиненности. Совет являлся последней инстанцией в решении таких вопросов высшего специального образования, как издание законоположения о специальных высших школах, планирования их развития, координации их деятельности, а также согласования систем специального и общего высшего образования. Контроль за состоянием образования на местах предполагалось осуществлять силами губернских советов по делам профессионального образования, подчиненных имперскому.

 

 19803475_m.jpg

Здание Министерства народного просвещения в Санкт-Петербурге на Ломоносовской площади. Архитектор К. И. Росси

 

7 июля 1895 года

Постановление Совета министров Российской империи о финансировании учебных заведений Императорского Православного Палестинского Общества в Палестине и Сирии и двух учительских семинарий, мужской в Назарете и женской в Бейт-Джале, ученики в которых получали полный пансион, отдельной строкой государственного бюджета (более 170 тыс. рублей в год).

 

8 августа 1895 года

Основан Одесский политехнический институт.

 

6 декабря 1895 года

Собрание Государственного Совета по реформе народного просвещения и профессионального образования.

Голоса разделились 54 за, 56 против. Император выступил за одобрение реформы. Программа реформ в народном просвещении и профессиональном образовании одобрена Государственным Советом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

20 января 1896 года

При Биологической лаборатории Санкт-Петербургского университета открыты Высшие курсы физической культуры Лесгафта.

 

21 января 1896 года

Учредительный съезд представителей русских ботанических учреждений с целью организации Русского ботанического общества и специального ботанического журнала.

В нём приняли участие представители 26 из 37 ботанических учреждений России. Съезд учредил Русское ботаническое общество (РБО) с местопребыванием его в Москве и принял его устав (утверждён Академией наук 3 марта).

 

8 апреля 1896 года

Основан Пермский университет.

 

30 апреля 1896 года

Основан Томский технологический институт.

 

11 мая 1896 года

Основан Екатеринбургский технологический институт.

 

29 июля 1896 года

Вышел первый номер «Известий Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук».

 

10 августа 1896 года

Основан Таврический университет (г. Симферополь).

 

2ourV.jpg

 

1 сентября 1896 года

Открылся Владимирский педагогический институт.

 

11 ноября 1896 года

В Киеве и Екатеринбурге основаны Институты инженеров путей сообщения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Эта тема закрыта для публикации сообщений.