Беспроводные мушкетеры: катера-торпеды Хакера

4 сообщения в этой теме

Опубликовано:

Должен признать, что описываемая здесь система является "французской" ровно в той мере, что Франция была ее первым заказчиком. Однако, я все же решил ее привести в этом цикле статей. Что может быть более франко-американским, чем взорвать немецкий линкор радиоуправляемым гоночным катером-торпедой из красного дерева?...

MAHOGANY-BOAT-classic-MAHOGANY-BOAT.jpg

В первой половине XX века, слово “хакер” ассоциировалось вовсе не со взломщиками арифмометров и мастерами абакуса – а, скорее, с великолепными гоночными катерами и яхтами из красного дерева. Основанная в 1908 году в Детройте фирма “Хакер-Крафт” (англ. Hacker-Craft, в честь основателя Джона Л. Хакера), фирма быстро обрела известность как создатель элегантных и стремительных корабликов, бьющих один за другим поставленные их же предшественниками мировые рекорды. В 1920-ых, изготавливаемые Хакером на заказ скоростные катера стали статусными “must have” для магнатов, богатых актеров и аристократии.

Великая Депрессия начала 1930-ых нанесла фирме Хакера тяжелый удар. Рынок гоночных катеров – дорогостоящих игрушек для богатых - сократился до минимума. Кроме того, все больше внимания привлекали успехи авиации и “подобающим приобретением” для оставшихся миллионеров выглядел теперь скоростной самолет, а не прогулочный катер из красного дерева.


188810_800.png

Хотя “Хакер-Крафт” продолжала строить побивающие рекорды гоночные катера (общим счетом, с 1933 по 1935 ее катера завоевали три золотых кубка и поставили пять мировых рекордов), но было ясно, что эта деятельность не может больше оставаться основной для компании. Чтобы удержаться на плаву, “Хакер-Крафт” вложила свой многолетний опыт в разработку и строительство дешевых, но быстрых моторных катеров для общего использования. Эти меры спасли компанию и позволили ей снова расцвести в конце 1930-ых, но руководство продолжало искать новые направления для деятельности.

Одним из перспективных направлений стало производство военной техники. В конце 1930-ых, “Хакер-Крафт” разработала проект радиоуправляемого катера, используемого для буксировки щитов-мишеней на артиллерийских учениях. На этом компания не остановилась. Джон Хакер вполне рационально полагал, что те же решения, которые используются для дистанционного управления катером-мишенью, могут быть использованы и для наведения в цель катера, груженого взрывчаткой.

В Америке идея Хакера не вызвала особенного интереса. Зато она привлекла внимание за океаном. Подписание в 1935 году англо-германского военно-морского соглашения (разрешившего немцам создать флот, равный по тоннажу французскому) привело к резкому охлаждению отношений между Францией и Великобританией. Французский флот, ранее ориентировавшийся на войну преимущественно против Италии, теперь был вынужден исходить из того, что он не может полагаться на британскую поддержку и против Германии.

Взятые совокупно, Regia Marina и Kriegsmarine если и не превосходили значительно Marina Nationale, то, по крайней мере, не позволяли и французам создать существенное превосходство на любом из театров. Французскому флоту требовались новые, нестандартные решения, способные склонить баланс сил на его сторону. Одним из таких была идея атаковать неприятельские флоты в гаванях: опыт Первой Мировой позволял предположить, что неприятель будет действовать осторожно, беречь свои тяжелые корабли от субмарин и авиации, и застать их в портах будет легче, чем “на свежем воздухе”.

Для атаки кораблей в гаванях, взрывающиеся катера Хакера казались идеальным решением. Опыт Первой Мировой и Гражданской Войны в России (атаки на Кронштадт) продемонстрировал, что легкие и быстрые торпедные катера могут проникнуть даже в хорошо охраняемую гавань, но испытывают значительные проблемы при отходе. Взрывающиеся катера-торпеды Хакера возвращать не требовалось, да и вероятность успешной атаки управляемым до самого момента столкновения катером была выше, чем запущенной с катера неуправляемой торпедой.

Конструкция:

Катера-торпеды строились на основе современных им многофункциональных моторных катеров “Хакер-Крафт”. Корпуса их делались из легких пород дерева и оснащались автомобильными двигателями.
189065_900.png

Существовали две модели катера-торпеды: А-2, длиной 34 фута 11 дюймов (10,6 метра) и шириной 9 футов (2,7 метра), и более крупный А-3, длиной 37 футов (11,2 метра) и шириной 11 футов 3 дюйма (3,4 метра). В движение обе модели приводились 550-сильным автомобильным двигателем “Кермат” V12, работавшим на единственный винт. Скорость их достигала 35 узлов. Запаса топлива хватало на 220 морских миль хода.

189279_600.png

Передатчик системы радиоуправления и оператор за работой.

Для дистанционного управления катером использовалась компактная радиоаппаратура, установленная в кокпите и моторном отделении. Контроль за движением катера предполагался визуальным, с борта катера управления либо самолета. Система управления катера-торпеды использовала две управляющие частоты для передачи двух наборов из пяти команд (предположительно, кодируемых акустическими тонами):

* Первый набор относился к управлению, собственно, катером, и включал команды ЗАЖИГАНИЕ (включить мотор), ВПЕРЕД (увеличить обороты), НАЗАД (сбавить обороты), ВПРАВО и ВЛЕВО (очевидно).

* Второй набор относился к нагрузке катера, и включал команды ПОДРЫВ (для уничтожения промахнувшегося или потерявшего ход катера), СИГНАЛ (включение сирены и подача дымового сигнала для поиска потерянного из виду катера). Три оставшиеся команды были “запасными” и могли использоваться, например, для включения системы постановки дымовой завесы или аппаратуры имитации звуков и дыма.

189441_600.png

Контрольная аппаратура на борту катера

На борту катера, команды дешифровывались, и исполнительные механизмы замыкали соответствующие реле в системе управления. Электромоторы, питаемые от аккумуляторов, управляли системой зажигания, дросселем и рулем катера. При этом аппаратура дистанционного управления просто подключалась к уже используемым органам ручного управления. Это позволяло управлять катером на долгих переходах вручную, переходя на дистанционное управление только вблизи цели.

Катера снаряжались боевой нагрузкой в 5000 фунтов (2268 кг) для модели А-2 и 10000 фунтов (4563 кг) для модели А-3. В качестве боеприпаса использовались обычные глубинные бомбы с подрывом от гидростатического взрывателя, установленного на небольшую глубину. Также могли использоваться и иные виды боеприпасов – авиационные бомбы или инженерные заряды – при условии оснащения гидростатическим взрывателем.

189810_300.png

Боеприпасы размещались под полом в кокпите и машинном отделении катера-торпеды. Каждый боеприпас помещался в отдельную фанерную ячейку и амортизировался, во избежание случайной детонации от сотрясения при взрыве затапливающих подрывных зарядов.

Предыдущие эксперименты в отношении начиненных взрывчаткой катеров выявили определенный недостаток: цель поражалась в наиболее защищенную часть корпуса у ватерлинии (у боевых кораблей прикрытую броневым поясом), и кроме того, при подрыве заряда на поверхности, большая часть энергии уходила в воздух. Подводный взрыв был бы более эффективен. Кроме того, существовал риск, что катер может просто скользнуть по корпусу цели и отскочить, безвредно взорвавшись в отдалении. Для того, чтобы решить эту проблему, катера были оснащены оригинальной системой зацепления за корпус неприятеля и автоматического затопления:

190170_800.png

* Система зацепления устанавливалась на носу катера и представляла собой пиротехническое приспособление, которое, срабатывая от удара, с силой вгоняло в обшивку противника две металлические шпильки. К шпилькам был прицеплен трос, соединенный с основным боеприпасом катера-торпеды.

* Система автоматического затопления состояла из полос детонирующего шнура проложенных по обшивке в носовой и кормовой оконечностях, а также вдоль днища катера. Когда при ударе о цель срабатывали взрыватели, детонирующий шнур отделял нос и корму, и проламывал днище катера.

При ударе катера-торпеды о цель, срабатывало зацепное приспособление, вгоняющее в обшивку корабля противника две металлические шпильки. Таким образом, катер “закреплялся” на цели. Срабатывающий затем детонационный шнур отламывал нос и корму катера, и разламывал его днище. Центральная секция корпуса, груженая тяжелым боеприпасом, стремительно тонула, соединенная тросом зацепного приспособления с кораблем противника. Когда боеприпасы погружались на предустановленную глубину (примерно через 20-30 секунд), срабатывал гидростатический взрыватель. Мощный взрыв 2,2-4,5 тонн взрывчатки под водой у борта гарантировал тяжелые повреждения даже хорошо защищенного военного корабля.


История:

По заказу военного министерства Франции, фирма “Хакер-Крафт” в 1936-1937 изготовила десять взрывающихся катеров (предположительно, модели A-2). Согласно архивам фирмы, все изготовленные катера-торпеды были отправлены заказчику, однако, похоже, что ажиотажа не вызвали. В отличие от итальянского и британского, французский флот сравнительно мало интересовался “диверсионными” методами войны на море. Отдавая должное инновациям, французы сосредоточились на создании сбалансированного конвенционного флота, способного решать задачи в рамках классической Мэхенской доктрины войны на море.

Судьба десяти поставленных катеров Хакера точно не известна. Скорее всего, они использовались французским флотом только как учебные и экспериментальные образцы (и, возможно, буксировщики плавучих мишеней). Достоверно известно только, что последующих заказов – на которые надеялся Хакер – так и не последовало, и имеющиеся катера не были задействованы в предполагавшейся роли во время “странной войны” 1939-1940 года.

Когда США вступили во Вторую Мировую войну, “Хакер-Крафт” попыталась предложить свои катера-торпеды американскому флоту – однако, тот отклонил предложение. Имеются сведения, что причиной тому стали вопросы безопасности: Джон Хакер был известной персоной, у него были родственники и связи в Германии, и военные опасались, что “Хакер-Крафт” может оказаться ненадежна. В результате, единственным применением радиоуправляемых катеров Хакера флотом США было использование шестидесяти трех катеров А-2 в роли плавучих мишеней на учениях артиллерии.

В доработанном виде (в частности, оснащенные телевизионной аппаратурой для наведения на цель за пределами прямой видимости), катера-торпеды Хакера испытывались в 1942-1944 американским Управлением Стратегических Служб – прямым предшественником ЦРУ. УСС планировало использовать катера для диверсионных атак на японское и германское судоходство в контролируемых неприятелем акваториях. Проект получил название “Проект Яванец” (изначально “Проект Кэмпбелл”).

190334_800.png

Варианты маскировки катеров Хакера.

Инженеры Хакера по заказу УСС разработали несколько вариантов маскировки катеров-торпед под типичный прибрежный транспорт – малайскую лодку, китайскую портовую джонку или норвежский рыболовецкий катер. Для этого катера оснащались фальшивыми накладными носом и кормой, имитационными надстройками и мачтами, и даже (если катер маскировался под небольшой пароход) аппаратурой дымопускания и имитации шумов машины. Предполагалось, что в таком виде катера могут быть незаметно введены в прибрежный трафик неприятеля – или доставлены для использования силами Сопротивления, на оккупированной неприятелем территории.

190534_800.png

Маскировка катера под рыболовецкое судно K354

11 августа 1944, катер-торпеда А-2, тщательно (вплоть до чучела матроса на руле!) замаскированный под норвежское рыболовецкое судно K354 приблизился к поставленному на якорь списанному пароходу S.S. San Pablo и успешно атаковал его. Взрыв пробил в днище “Сан-Пабло” огромную дыру 10 x 20 метров, и пароход затонул за полторы минуты. К 1945 году, УСС подготовила отряды диверсантов-операторов, готовых к заброске в тылы противника, однако возражения флота (считавшего, что он имеет монополию на все, что плавает) привели к отказу от программы.

188482_800.png

Фирма Хакер-Крафт существует и поныне – это старейший в мире действующий производитель деревянных катеров и яхт.


Источники:

* CAMPBELL: A joint AAF and OSS project - OOS presentation (1944)
* Hackercraft - Barry, James, MBI Publishing (2002)
* Mahogany Muscle - Pearson, Bob, "Lakeland boating" (2001)
* Unmanned Systems of World War I and II - Everett H.R., MIT press (2015)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Основанная в 1908 году в Детройте

Детройт то тоже основан французами) Поэтому вполне можно притянуть по французскости

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Срочно нужно новое месторождение плюсиков....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас