Sign in to follow this  
Followers 0

Строительство Рабоче-Крестьянского Красного Флота

9 posts in this topic

Posted (edited)

 

26.02 - Декрет о создании Красного флота.

 

17.03 - корабли Балтийского флота переходят из Гельсингфорса в Кронштадт

 

22.07 - корабли Черноморского флота самозатопляются в Новороссийске

 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Состав флота на 01.1918

Балтийский флот: командующий - в-а А.В.Развозов, начштаба к1р А.М.Щастный, комиссар Н.Ф.Измайлов

1-я бригада линейных кораблей (?) (базируется на Свеаборг)

ЛК Петропавловск (к2р Г.Э.Зальца)

ЛК Гангут (к1р П.П.Палецкий)

ЛК Севастополь (к1р П.В.Вилькен)

ЛК Полтава (к1р А.В.Домбровский)

2-я бригада линейных кораблей (?) (базируется на Свеаборг)

ЛК Андрей Первозванный (? - возможно судревком)

ЛК Император Павел I (к1р В.Е.Затурский)

 

Морские силы Рижского залива: (в-а М.К.Бахирев, начштаба к1р М.А.Беренс) (базируется на Ревель)

ЭБР Гражданин (к1р Д.П.Руденский)

БрКр Баян (к1р А.О.Старк)

БрКр Адмирал Макаров (к1р А.Л.Сполатбог)

БрКр Россия (к1р А.А.Щетинин)

БрКр Громобой (к1р В.С.Вечеслав)

БпКр Аврора (лейт. Н.А.Эриксон)

БпКр Диана (П.П.Феодосьев) - находится в Свеаборге

ЭМ Новик (Н.Я.Рыбалтовский)

 

1-я бригада крейсеров (?) (базируется на Свеаборг)

БрКр Рюрик (к1р В.И.Руднев)

БпКр Богатырь (С.Д.Коптев)

БпКр Олег (А.В.Салтанов)

 

Минная дивизия (?) (базируется на Свеаборг)

1-й дивизион эскадренных миноносцев (?) - Свеаборг

ЭМ Победитель, Орфей, Забияка, Лейтенант Ильин, Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай

2-й дивизион эскадренных миноносцев (?) - Свеаборг

ЭМ Десна, Летун, Азард, Самсон, Капитан Изыльметьев

3-й дивизион эскадренных миноносцев (?) - Свеаборг

ЭМ Изяслав, Автроил, Гавриил, Константин, Владимир

4-й дивизион эскадренных миноносцев (брейд-вымпел к. 1 р. П. В. Гельмерссна): 4 ЭМ типа "Сибирский стрелок"

5-й дивизион эскадренных миноносцев (брейд-вымпел к. 1 р. Ю. К. Старка) 7 ЭМ типа "Финн"

6-й дивизион эскадренных миноносцев (брейд-вымпел к. 1 р. М. Н. Алеамбарова) 7 ЭМ типа "Украйна"

Дивизия подводных лодок (?) - Свеаборг и Ревель

1-й дивизион подводных лодок: 4 ПЛ

2-й дивизион подводных лодок: 4 ПЛ

3-й дивизион подводных лодок: 4 ПЛ

4-й дивизион подводных лодок: 5 ПЛ типа АГ

5-й дивизион подводных лодок: 4 ПЛ

6-й дивизион подводных лодок: 4 ПЛ

7-й дивизион подводных лодок: 5 ПЛ

 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

25.05 Черноморский флот в составе 2 ЛК, 2 БпКр, 12 ЭМ перешёл в Новороссийск, в Севастополе остались броненосцы и находящийся на ремонте ЭМ Быстрый, которые попали в руки немцев.

 

22.07, незадолго до захвата Новороссийска немцами, 5 ЭМ ушли в Туапсе, где самозатопились, ЭМ Громкий самозатопился в Новороссийске.

 

25.07 остальные корабли попали в руки немцев, которые увели их в Севастополь.

 

10.11.1918 2 ЛК, 2 КР и 6 ЭМ были формально переданы Турции и перешли в Трабзон. По Севрскому мирному договору между Оттоманской империей и союзниками (1920) корабли должны были быть переданы Англии в качестве военных репараций. Однако после войны за независимость Турции договор был расторгнут.

 

В 1922 году 2 ЛК, 2 КР и 4 ЭМ были переданы России.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

По итогам Парижской мирной конференции делегация РСДФР, стоящая на принципах отказа от контрибуций, отказалась от причитающейся России части австро-венгерского и немецкого флотов, но потребовала вернуть достроенный немцами для себя заказанный царским правительством крейсер "Муравьёв-Амурский", он же Pillau. В 1920 году крейсер, получивший название "Робеспьер", вошёл в состав Балтийского флота.

 

Также в состав РКВМФ были переданы весной 1920 года три немецкие подводные лодки из состава англо-французских трофеев (UB-77 типа UB-III, U-43, U-122 типа UE-II)  в качестве компенсации за потопление интервентами в Севастополе в 1919 году трёх лодок типа "Нарвал". Первые две лодки разобраны и тщательно реверс-инжинированы, на их основе разработаны советские лодки типа "Н". U-122 вступила в строй как У-122, на её основе разработаны советские лодки типа "Д".

 

Англичане должны были также вернуть крейсера "Варяг" (находившийся на ремонте) и "Аскольд" (захваченный в Мурманске), но, в связи с Армянским кризисом 1922 года, корабли были переданы Балтийской федерации, где получили наименования "Lāčplēsis" и "Koknesis". В 1924 году, после переворота Бермондта-Авалова, крейсерам возвращены старые наименования. 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

После того, как вражеские силы были изгнаны за пределы России, встал вопрос о достройке кораблей, находящихся в Петрограде и Николаеве.

 

В Колыбели Революции находились четыре достраивающихся "линейных крейсера" типа "Измаил", из которых головной был близок к завершению - корабль был готов по корпусу на 100%, по броне на 36%, по энергетической установке на 66% (половина котлов находилась не на месте, а на территории завода), по трубопроводам на 30%. Главный затык был с артиллерией. В распоряжении верфей находилось 10 орудий производства "Виккерс", ещё одно орудие Обуховского завода было готово и 10 находилось в разной стадии завершения. Была готова одна башня, остальные три - в разной степени готовности. Из остальных трёх кораблей наибольшую готовность имел "Бородино" - 81% по корпусу, 12 по броне, 20 по машинам и 39 по котлам. На остальные корабли броню почти не начинали монтировать, готовность по корпусам была 52 и 77, по машинам 22 и 26,5, по котлам 7 и 12,5. 

На достройке стояли и четыре крейсера типа "Светлана", из которых головной был почти готов (отставали только трубопроводы и не было смонтировано вооружение), остальные три находились в разной степени готовности (до 60% по корпусу); достраивались и 11 ЭМ типа "Новик" - пять ревельских и шесть питерских, из них высокую степень готовности имели "Прямислав", "Брячислав", "Капитан Белли" и "Капитан Керн".

Также в Петрограде на ремонте находились ЛК "Полтава", на котором из-за пожара был уничтожен центральный пост и носовые электрогенераторы, и ЭМ "Орфей", налетевший в самом конце Первой мировой на мину.

 

В Николаеве находился в достройке линкор "Демократия" - с высокой готовностью по корпусу и горизонтальному бронированию, с готовыми на 46% турбинами и на 66% котлами, правда, для него не было башен и орудий; стоял у стенки почти готовый "Адмирал Нахимов" и находящийся в высокой степени готовности "Адмирал Лазарев" (25% готовности по турбинам и 10% по трубопроводам, 73% готовности по корпусу и 100% по броне). На стапелях находились готовые на 35% остальные два крейсера черноморского проекта. Из строящихся эсминцев были почти готовы "Цериго" и "Занте", их систершипы "Корфу" и "Левкас"  были готовы на 50%. В начальной стадии постройки были ещё четыре эсминца ушаковской серии. На ремонте стоял ЭМ "Быстрый".

 

Первым делом необходимо было ввести в строй корабли с максимальным процентом готовности, одновременно загрузив работой простаивающие заводы - с целью сохранения квалифицированных кадров и уменьшения безработицы.

В Петрограде таким образом были "оживлены" следующие заводы:

Балтийский - достройка ЛК "Измаил" (срок - 1922 год), производство котлов и турбин для ЛК "Бородино"

Адмиралтейский - достройка ЛК "Бородино" (срок - 1924 год), производство башен и станков для ЛК "Измаил" и "Бородино"

Ижорский - производство брони для ЛК "Бородино"

Северная верфь (бывш.Путиловская) - достройка КР "Светлана" (срок - 1921 год), ЭМ "Прямислав", "Капитан Белли", "Капитан Керн" (срок - 1922 год), производство котлов и турбин для КР "Адмирал Грейг"

Металлический - достройка ЭМ "Брячислав" (срок - 1922 год), восстановление ЭМ "Орфей" (1922 год), производство котлов и турбин для КР "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Спиридов"

Обуховский - производство орудий и башен для ЛК "Бородино"

 

Соответственно в Николаеве и вообще на юге:

ОНЗиВ - достройка ЛК "Демократия" (срок - 1924 год), производство для него котлов, турбин, орудий и башен, достройка ЭМ "Цериго", "Занте" (срок - 1922 год), восстановление ЭМ "Быстрый"

Тремсуд (быв.Руссуд) - достройка КР "Адмирал Нахимов" (срок - 1921 год) и "Адмирал Лазарев" (1923 год)

ХПЗ - производство котлов и турбин для КР "Адмирал Корнилов" и "Адмирал Истомин"

Мариупольский завод - восстановление производства, затем - производство брони для ЛК "Демократия"

Царицын, завод РАОАЗ - если получится, продолжить развитие завода совместно с компанией "Виккерс" по предвоенному плану

 

одновременно с этим созданное Главное управление водолазных работ (ГУВР) предприняло попытки поднять орудия ЛК "Императрица Мария" со дна севастопольского рейда, а инженерно-техническая служба ЧФ занялась переворачиванием корпуса линкора в его "естественное положение" для последующей разборки и демонтажа ЭУ (турбины при осмотре после введения в док были найдены "в отличном состоянии").

 

"Тенедос", "Хиос", "Родос" и "Самос" было решено не достраивать, задел употребить на достройку других кораблей. Оба оставшихся "Измаила", три балтийских и два черноморских крейсера, два черноморских и семь балтийских эсминца откладывали "на потом", когда будет решён вопрос с поставками из-за границы или организации своего производства деталей турбин, трубопроводов, электрогенераторов и т.п., тем не менее два черноморских крейсера предписывалось спустить на воду не позднее чем в 1922 году.

 

Работа закипела, но не всё было гладко...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Гладко было, как водится, на бумаге, которая, как известно, всё стерпит.

 

Весной 1920 года "Измаил"  был введен в сухой док Кронштадта для осмотра и исправления подводной части, одновременно комиссия завода исследовала состояние корабля. Она нашла линкор в следующем состоянии:

- Все четыре турбины стояли на месте, вместе с испариталями, подогревателями, насосами и холодильниками, вспомогательными циркнасосами, маслоохладителями и насосами форсированной смазки. 

- В котельных отделениях было установлено 20 котлов, ещё три находилось на палубе, готовых к установке, и два котла находились на испытательной станции; вместе с ними были установлены все питательные насосы (21), все нефтяные насосы (14) и 9 трюмно-пожарных (из 11). Готовность фильтров питательной воды - 50%. Мусорные эжекторы готовы полностью. 

- Арматуры паропроводов готовы на 75%, арматуры питательного и пожарного трубопроводов готовы на 70% и 50% соответственно.

- Металлический завод имел изготовленные башни в следующем состоянии: башня №1 - 100% по конструкциям и станкам, собрана на яме ещё в 1914 году; башня №2 - 100% по конструкциям и одному станку, ещё два станка по 90%; башня №3 - 100% по конструкции, станки по 75%; башня №4 - 75% по конструкции, станки один по 75% и два по 30%. По механизмам и электрооборудованию башни были готовы на 60%. Срок готовности башен называли в 3, 5, 7 и 8 месяцев, учитывая необходимость изготовления отливок и поковок станков и перископов. Стальных шаров под основание имелось 297 штук из 545, но по данным, собранным ещё в начале войны, на различных заводах хватало в совокупности шаров для сборки всех башен. 

- Самые большие трудности были с изготовлением электромагнитных муфт. Оказалось что их изготовить в России почти невозможно, и придётся заказывать за рубежом. Изначально они вообще были заказаны австро-венгерской (!) фирме "Вулкан", но с началом войны пришлось перезаказывать отечественному "Сименс-Шуккерт" (Завод динамо-машин №2, с 1922 г. - "Электроаппарат"), который с заказом. не справился.

 

Осенью 1920 года все наружные работы по подводной части корпуса "Измаила" были закончены, и корабль переместили обратно в Петроград, к достроечной стенке Балтийского завода. До середины 1921 года были завершены работы по энергетической установке корабля, и начался монтаж башен. В Германии, в счёт репараций, удалось достать необходимые электроагрегаты (смогли договориться о замене этими агрегатами репарационных поставок КРС, который находящейся на грани голода Германии был нужен и самой). 20 октября 1921 года начались ходовые испытания линкора. При водоизмещении в 31260 тонн (что соответствовало осадке в 8,53 м.) планировалось развить скорость до 27 узлов при форсировании турбин до  68000 л.с. Однако, испытания были прерваны выходом из строя паропроводов - трубы "Общества русских трубопрокатных заводов" оказались тоньше чем надо, и постоянно лопались. В итоге испытания были прекращены, линкор - возвращён на завод для замены арматуры. Заодно по новым требованиям моряков, были установлены восемь зенитных орудий Лендера. На новые испытания корабль вышел в апреле 1922 года. При водоизмещении в 31300 тонн удалось развить скорость в 27,2 узла при мощности в 69640 л.с. 1 мая 1922 года корабль был торжественно передан флоту и вошёл в состав Морских сил Балтийского моря. Вошёл формально - фактически испытания и мелкие доделки ещё продолжались, и окончательно передан в состав МСБМ "Измаил" был только в июле. Командиром корабля стал Л.М.Галлер

 

"Бородино" встал в кронштадский док в ноябре 1920 года, и провёл там куда как более длительное время чем систершип - состояние его корпуса было хуже. Только в ноябре 1921 года корабль был переведён к достроечной стенке Адмиралтейских верфей. К этому времени Ижорский завод как раз снова начал выпуск недостающих бронелистов, и удалось перевезти в Петроград бронеплиты с Мариупольского завода (которые лежали там с 1918 года в количестве 1933 тонн). Турбины и котлы "Бородина" пришлось частично "каннибализировать" со строительства "Кинбурна" и "Наварина" - в ход пошёл весь задел и часть уже изготовленных агрегатов для этих кораблей. К середине 1923 года большинство работ по ЭУ и бронированию были в основном завершены, и кораблю осталось дождаться башен и орудий. Но здесь и был самый большой затык. С целью ускорения производства станков и башен для "Бородино" на Металлический завод решено было передать станки от береговых башен, которые изготовлялись на Обуховском заводе (5 шт.) и ОНЗиВе (3 шт.). Правда, потом оказалось, что станки с ОНЗиВа на складах отсутствуют. Их судьба осталась неясной, кроме одного - его нашли на Морском полигоне в Петрограде. С горем пополам это позволило собрать две башни. По орудиям же всё было печальнее - не хватало трёх орудий (на Измаил встали десять английских и два обуховских). Семь из десяти обуховских орудий для "Бородина" были готовы, одно заканчивали изготавливать, остальные два оказались испорчены. Пришлось лезть в "золотую кубышку" и покупать три ж/д установки виккерсовских орудий. Орудия эти были из "измаильского" заказа, реквизированные англичанами после того как Совнарком объявил о непринятии новой Россией царских долгов. Ещё одно орудие нашли на полигоне "Виккерса". Можно было, конечно, подождать новой партии обуховских пушек, но это должно было занять несколько лет, что было недопустимо. Летом 1924 года "Бородино" вышел на испытания, и 11 ноября, в седьмую годовщину Октябрьской Революции, вошёл в строй, сформировав с "Измаилом" третью бригаду линейных кораблей БФ. Командиром корабля стал С.П.Ставицкий

 

Достройка "Светланы" шла, на удивление, без особых приключений, и осенью 1921 года крейсер вступил в строй, став самым новым советским кораблём этого класса на Балтике, командиром крейсера был назначен Г.А.Степанов.

 

Три "Новика" достраивала Северная верфь (бывшая Путиловская), ещё один - Металлический завод. В 1921 году, по образцу черноморского "финансирования по подписке" эсминцев "Занте" ("Незаможник") и "Цериго" ("Донецкий Шахтёр"), средства на достройку которого собирали крестьяне-бедняки Украины, подобные кампании провели и для строящихся эсминцев Балтфлота. Строительство "Капитана Белли" оплатили с помощью сборов рабочие текстильной промышленности Иваново-Вознесенска, и корабль поэтому получил название "Красный Ткач". Такую же кампанию финансирования постройки "Капитана Керна" провели среди коммунистов Союза коммун Северной области, по инициативе председателя Петросовета Г.Е.Зиновьева. Само собой, эсминец стал называться "Ленин". Коллектив завода "Красный путиловец" вызвал своих коллег с Металлического завода на новый, доселе неизвестный вид спорта - "социалистическое соревнование": эсминцы "Прямислав" и "Брячислав" достраивались фактически "своими силами", в нерабочее время и/или без оплаты труда. Эсминцы получили после этого названия "Красный Путиловец" и "Металлист". В 1922 году все они пополнили состав МСБМ.

 

Состав Морских сил Балтийского моря/Балтийского флота Республики на 1924 год:

 Командующий флотом: М.К.Бахирев

Начальник штаба флота: М.А.Беренс

 

Дивизия линейных кораблей: С.В.Зарубаев

1-я бригада: В.Е.Затурский

- Севастополь (А.А.Кузнецов)

- Петропавловск (Ю.Ф.Ралль)

- Полтава (Н.А.Эриксон)

- Гангут (Б.И.Христофоров)

2-я бригада: А.Н.Сполатбог

 - Измаил (Л.М.Галлер)

- Бородино (С.П.Ставицкий)

 

 Дивизия крейсеров: А.К.Векман

1-я бригада

- Светлана (Г.А.Степанов)

- Адмирал Грейг (Н,Ю.Рыбалтовский)

- Рюрик (В.А.Кукель)

2-я бригада (резерв)

- Баян (К.И.Самойлов)

- Адмирал Макаров (В.И.Иванов)

- Богатырь (В.В.Вонлярлярский)

- Олег (М.В.Викторов)

 

Корабельный отряд Балтийской морской авиадивизии: красвоенлёт С.Э.Столярский

- Крылья Советов (Н.Н.Несвицкий)

- Орлица (Н.А.Бологов)

 

 Минная дивизия: Г.К.Старк

1-й дивизион эскадренных миноносцев: Л.Г.Гончаров

- Новик

- Победитель

- Орфей

- Забияка

- Лейтенант Ильин

- Спартак

2-й дивизион эскадренных миноносцев: В.А.Белли

- Десна

- Летун

- Азард

- Самсон

- Капитан Изыльметьев

3-й дивизион эскадренных миноносцев: Г.Г.Виноградский

- Изяслав

- Автроил

- Красный Путиловец

- Красный Ткач

- Металлист

- Ленин

4-й дивизион эскадренных миноносцев (Э.С.Панцержанский): 4 ЭМ типа "Сибирский стрелок"

5-й дивизион эскадренных миноносцев (Ю.В.Шельтинга): 7 ЭМ типа "Финн"

6-й дивизион эскадренных миноносцев (Е.С.Гернет): 7 ЭМ типа "Украйна"

 

 Дивизия подводных лодок : П.В.Гельмерсен

 

 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

1922-1927. Дела крейсерские и миноносные.

 

Второй этап достроечной программы был запланирован на 1922-24 года. Вопрос с финансированием строительства эсминцев был решён точно так же, как и с предыдущими - "шефство" над кораблями Рабоче-Крестьянского флота стало модным, и "Корфу" с "Левкасом" на Чёрном море, как и "Фёдор Стратилат" на Балтике, получили своих "шефов". На юге отличились республиканские товарищи: на "Левкас" собирали деньги туркестанские хлопкоробы, а на "Корфу" выделили средства бакинские нефтепромыслы, отчего корабли превратились в "Пахтакор" и "Бакинский нефтяник". Достройку "Федора Стратилата" финансировал слегка поздно включившийся в игру ВИКЖЕЛь, эсминец переименовали по имени спортивного общества профсоюза железнодорожников - "Локомотив". Его, как и "Сокола" с "Михаилом" достраивала Северная верфь, а "Брячислава" - Металлический завод.

 

"Адмирал Грейг", приведённый в Питер вместе со "Светланой" из Ревеля в ноябре-декабре 1917 г., был готов на 50% по корпусу и 20% по механизмам. К достройке корабля приступили зимой 1921/22 года. Для его достройки активно "каннибализировали" стоящих в достроечном бассейне Северной верфи "Бутакова" и "Спиридова", особенно по механизмам - например, с систершипов были взяты почти все трубопроводы, несколько котлов, был использован весь задел по электрооборудованию. С последним была беда и два года спустя после окончания Гражданской. "Электроаппарат" (бывший "Сименс-Шуккерт") только-только восстанавливал производство, и первый заказ был обращён на достройку линкора "Бородино". Пришлось снова обращаться за границу, и заказывать генераторы и прочее оборудование у "Сименс и Гальске", одновременно налаживая с помощью немецких специалистов их производство на питерской "Электросиле". Всё это позволило допустить крейсер до испытаний только летом 1924 года. "Адмирал Грейг" вступил в строй в августе этого же года. На Чёрном море "Корнилов" и "Истомин" всё ещё стояли на стапелях Руссуда с общей готовностью в 40%. Крейсеры довели до спусковой готовности к осени 1924 года, и торжественно спустили к очередной годовщине Революции, после чего корабли отвели к достроечной стенке.

 

В бюджет на первую пятилетку были подвёрстаны и средства на "Кораблестроительную программу 1925-1929 годов". Предполагалось построить шесть крейсеров - по два на Балтийский, Черноморский и создаваемый Северный флоты, два быстроходных линейных корабля для действий в одной дивизии с "Измаилами", а также достроить то, что ранее достроено не было - "Бутакова", "Спиридова" и оставшиеся три "Новика" на Балтике, "Корнилова" и "Истомина" для ЧФ, и два оставшихся "Измаила" как авианосцы. Для новых кораблей пришлось разрабатывать современные ТЗА и котлы с высокой паропроизводительностью. С этими задачами молодая советская инженерно-конструкторская школа в целом справилась. Были привлечены инженеры, работавшие над проектами ГОЭЛРО, такие как В.И.Гриневецкий, К.В.Кирш, Л.К.Рамзин, Я.М.Гаккель и другие. Им удалось создать паровой котёл с высокими характеристиками, не уступающий заграничным образцам (100 т/ч, 20 кг/см2, 330С). ТЗА, правда, не достиг плановой мощности в 22000 л.с., остановившиь на 18000, но и то это был полуторакратный рост мощности по сравнению с предыдущими образцами, стоявшими на "Светланах". 1 мая 1925 года были заложены два первых "вашингтонских" крейсера Советской России - "Петроград" и "Киев". Стапельный период первого продлился 21 месяц, а у второго затянулся на 30 месяцев (реал - николаевские линкоры задерживались на стапеле в полтора-два раза дольше чем питерские) из-за проблем с изготовлением и испытанием турбин в Николаеве. Вторая пара крейсеров - проекта 1У - "Москва" и "Одесса" были заложены в ноябре 1926 и 1927 соответственно, и провели на стапеле 22 и 23 месяца. Крейсеры проекта 1 вошли в строй в сентябре 1928 ("Петроград"), сентябре 1929 ("Москва", оба - БФ), июне 1930 ("Киев") и июле 1930 ("Одесса", оба - ЧФ). 

 

По плану, вступить в строй оставшиеся четыре "Светланы" должны были в 1926 году. Однако, "каннибализация" элементов машинерии для достройки первых четырёх кораблей, и прекращение изготовления турбин старых типов в пользу ТЗА для новых крейсеров поставило кораблестроителей перед проблемой довольно радикальной модернизации. Проект таковой был закончен к лету 1925 года, и базировался на замене энергетической установки на новую, аналогичную проекту 1 (за исключением 6 а не 8 котлов). Внутренности выскребали полностью: в кормовое машинное отделение устанавливалась первая пара ТЗА. Влезла еле-еле - условия работы команды стали поистине спартанскими. На место второй пары турбин и кормового котельного отделения вставали один за другим два новых котла. Далее вместо следующего котельного и среднего погреба артиллерии устанавливали вторую пару ТЗА. Разместить её следом за первой не позволяла конфигурация дейдвудов и валов - пришлось бы слишком радикально менять их расположение, что влекло за собой переделку корпуса, от чего было решено отказаться. Далее в нос на место пяти котельных отделений становились ещё четыре котла в двух котельных отделениях. Получалось что первая и вторая труба были в целом на своих местах, и только третья сдвигалась кормовее. Подобная замена позволяла увеличить мощность ЭУ до 55000 л.с. на полном ходу, который возрастал до 30,5 узлов, и 11900 на экономичном (который, соответственно, становился 16-узловым). Почти на 500 миль (до 1850) возрастала дальность экономического хода, дальность полного сохранялась в 725. Масса ЭУ возрастала с 1940 до 2210 тонн. Для компенсации, а также от переделки среднего погреба в машинное отделение, снимались средние четыре орудия, два из них переносились на полуют, а на места снятых стотридцаток ставились 76-мм зенитки Лендера-Тарнавского. Водоизмешение возрастало до 6900 стандартного и 8200 полного.

 

Питерский "Бутаков" первым получил новые ТЗА и котлы - по вполне прозаичной причине: это были два экспериментальных агрегата и два экспериментальных котла, на которых отрабатывали технологию. Так как петроградские кораблестроители решили бросить все силы на новый корабль, носивший имя их города, достройка "Бутакова" шла по остаточному принципу. На достройку и заводские испытания крейсер ушёл только летом 1928. "Спиридов" встал под перестройку весной 1928 года, но получил свою ЭУ гораздо быстрее - был использован задел по котлам, который готовили для проекта 1У (туда в итоге пошли модернизированные котлы, дающие на 25% больше пара). Корабль был готов по энергетической установке уже к осени 1929. Вошли в строй питерские крейсеры в мае и ноябре 1929 года. "Черноморцы" пошли по другому пути, решив вначале испытать полный комплекс ЭУ на "Корнилове", а уж потом вводить его в эксплуатацию на "Киеве" (с этим и была связана задержка последнего на стапеле). Осенью 1925 "Корнилов" стал на переделку, турбины и котлы на нём смонтировали только к осени 1926, а испытания провели весной следующего, 1927 года. Вступил в строй "Адмирал Корнилов" осенью 1927. Отработав технологию и отшлифовав решения, применили полученный опыт на ЭУ "Киева". "Истомин" оставался на положении бедного родственника до лета 1928, когда и до него дошли руки. Крейсер вышел на испытания аж весной 1930, и вступил в строй летом того же года.

 

За всеми этими стройками и перестройками незаметно прошёл ввод в строй в 1926 году двух "капитанов" и одного "лейтенанта" - "Конона Зотова", "Кроуна" и "Дубасова".

 

Состав РККФ РСФДР на 1928 год:

Командующий РККФ - вакантно (Е.А.Беренс скончался 7 марта). обязанности временно исполняет А.В.Домбровский

Начальник штаба РККФ - А.В.Домбровский

Зам.начальника штаба РККФ - М.А.Петров

Начальник Военно-Морской Академии - М.К.Бахирев

Начальник Оперативного управления Штаба РККФ - В.А.Белли

 

Всего кораблей и судов: 281, старых 281, строится 15
(без учёта Амурской флотилии. Старых = заложеных до 1917 года)

 

Балтийский флот:
 
Посыльных судов: 9, старых 9
Сторожевых кораблей: 13, старых 13
Линкоров: 6, старых 6, строится 2
Крейсеров: 9, старых 9, строится 2
Эсминцев: 24, старых 24
Авианесущих кораблей: 2, старых 2, строится 2
Минзагов: 8, старых 8, строится 1
Подводных минзагов: 2, старых 2
Тральщиков: 13, старых 13
Минно-сетевых заградителей: 15, старых 15
Канонерских лодок: 2, старых 2
Подводных лодок: 12, старых 12, строится 3
Плавбаз и штабных судов: 5, старых 5
Всего: 119, старых 119, строится 10
 
Командующий флотом: С.В.Зарубаев
Начальник штаба флота: А.М.Щастный
 
Штабные корабли:
Полярная звезда - 4000 т., 6500 л.с., 17,5 узлов, 4х1 47
Александрия - 500 т., 1070 л.с., 14,5 уз.
 
Посыльные суда:
Абрек - 675 т., 4500 л.с., 18 уз., 2х1 75, 1х1 37
Кобчик - 550 т., 1500 л.с., 15 уз., 2х1 102, 1х1 76, буксир
Коршун - 550 т., 1500 л.с., 15 уз., 2х1 102, 1х1 76, буксир
Дозорный - 100 т., 660 л.с., 16 уз., 1х1 37
Разведчик - 100 т., 660 л.с., 16 уз., 1х1 37
Чека - 100 т., 1000 л.с., 18 уз., 1х1 75, 2х1 37
Илим - 100 т., 1000 л.с., 18 уз., 1х1 75, 2х1 37
Перископ - 100 т., 1000 л.с., 18 уз., 1х1 75, 2х1 37
Роксана - 160 т., 600 л.с., 12 уз., 2х1 37
 
Ледоколы:
Ермак - 10000 т., 7500 л.с., 14 уз.
Оранниенбаум - 360 т., 850 л.с., 12 уз.
Лёд - 300 т., 3000 л.с., 10 уз.
 
Учебные суда:
Двина - 17880 т., 19700 л.с., 21 уз.
Океан - 11900 т., 12830 л.с., 19 уз., 6х1 47
Верный - 1290 т., 600 л.с., 11 уз., 4х1 75, 2х1 47, 2х1 37
 
Буксиры:
Джалита - 470 т., 300 л.с., 8 уз., буксир
Березина - 450 т., 600 л.с. (колёсный), 7,5 уз., 2х1 75, 120 мин (буксир)
Яуза - 450 т., 600 л.с. (колёсный), 7,5 уз., 2х1 75, 120 мин (буксир)
 
Дивизион охраны водного района Кронштадтской ВМБ
Пограничник - 840 т., 7300 л.с., 25 уз., 3х1 102, 3х1 450
Генерал Кондратенко - 840 т., 7300 л.с., 25 уз., 3х1 102, 3х1 450
Сибирский Стрелок - 840 т., 7300 л.с., 25 уз., 3х1 102, 3х1 450
Гайдамак - 930 т., 6500 л.с., 25 уз., 2х1 102, 1х1 37, 3х1 450
Уссуриец - 930 т., 6500 л.с., 25 уз., 2х1 102, 1х1 37, 3х1 450
Амурец - 930 т., 6500 л.с., 25 уз., 2х1 102, 1х1 37, 3х1 450
 
Дивизия ПСКР
Ястреб - 1150 т., 112 л.с., 12 уз., 2х1 105
Куница - 200 т., 350 л.с., 11 уз., 2х1 75, 1х1 37
Соболь - 200 т., 350 л.с., 11 уз., 2х1 75, 1х1 37
Горностай - 200 т., 350 л.с., 11 уз., 2х1 75, 1х1 37
Ласка - 200 т., 350 л.с., 11 уз., 2х1 75, 1х1 37
Хорёк - 200 т., 350 л.с., 11 уз., 2х1 75, 1х1 37
Выдра - 200 т., 350 л.с., 11 уз., 2х1 75, 1х1 37
 
1 дивизия ЛК - В.Е.Затурский
1 бригада ЛК - Л.М.Галлер
Севастополь - А.А.Кузнецов
Петропавловск - Ю.Ф.Ралль
2 бригада ЛК - Н.А.Эриксон
Полтава - В.И.Иванов
Гангут - Е.И.Салмин
 
2 дивизия ЛК - А.Н.Сполатбог
3 бригада ЛК
Измаил - К.И.Самойлов
Бородино (в ремонте) - С.П.Ставицкий
4 бригада ЛК
Заря Свободы (строится)
Советская Россия (строится)
 
1 дивизия КР - А.К.Векман
1 бригада КР
Светлана - Г.А.Степанов
Адмирал Грейг - Н.Ю.Рыбалтовский
2 бригада (формируется)
Адмирал Бутаков (строится) - командир не назначен
Адмирал Спиридов (строится) - командир не назначен
3 бригада КР
Петроград (строится) - В.В.Вонлярлярский
 
2 (учебная) дивизия КР - В.А.Кукель
Рюрик (штабной) - П.А.Трайнин
3 бригада КР
Баян - А.К.Сивков
Адмирал Макаров - И.Н.Кадацкий-Руднев
4 бригада КР
Богатырь - Г.И.Левченко
Олег - И.И.Грен
 
КО БМА
Орлица (штабной) - Н.А.Бологов
1 бригада АВ
Крылья Советов - Н.Ф.Заяц
Коммуна - И.С.Исаков
2 бригада АВ
Революция (строится) - Н.Н.Несвицкий
Республика (строится)
 
Дивизия ЭМ - Л.Г.Гончаров
1 дивизион - Э.С.Панцержанский
Новик
Победитель
Орфей
Забияка
Лейтенант Ильин
Спартак
2 дивизион - Г.Г.Виноградский
Десна
Летун
Азард
Самсон
Капитан Изыльметьев
Капитан Конон Зотов
3 дивизион - Ю.В.Шельтинга
Изяслав
Автроил
Красный Путиловец
Красный Ткач
Металлист
Ленин
4 дивизион - Е.С.Гернет
Локомотив
Сокол
Михаил
Брячислав
Капитан Кроун
Лейтенант Дубасов
 
Силы заграждения и траления - А.А.Ружек
Флагман
Змей - 245 т., 375 л.с., 8 уз., 1х1 45
Дивизия минных заградителей
1 бригада МЗ
Аврора - Л.А.Поленов - 6900 т, 17 уз, 11х1 130, 2х1 75/25 АА, 180 мин
Диана - Ю.К.Зиновьев - 6900 т, 17 уз, 11х1 130, 2х1 75/25 АА, 180 мин
Волга (экс-Кольберг) - 4300 т, 25 уз, 6х1 102, 2х1 75, 100 мин
Амур - 3200 т, 16 уз, 5х1 120, 2х1 75, 320 мин
2 бригада МЗ
Енисей - 3200 т, 28 уз, 4х1 130, 300 мин (строится)
Жемчужин (экс-Инженер-механик Зверев) - 540 т., 6000 л.с., 27 уз., 2х1 75, 16 мин
Рошаль (экс-Инженер-механик Дмитриев) - 540 т., 6000 л.с., 27 уз., 2х1 75, 16 мин
Артемьев (экс-Выносливый) - 540 т., 6000 л.с., 27 уз., 2х1 75, 16 мин
Мартынов (экс-Внушительный) - 540 т., 6000 л.с., 27 уз., 2х1 75, 16 мин
3 бригада МЗ (подводная)
Ёрш (2х420 лс)
Форель (2х420 лс) - Г.Г.Таубе
Дивизия тральщиков
1 дивизион
Ударник - 220 т, 400 л.с., 11 уз, 1х1 75, 1х1 47, 36 мин, трал
Клюз - 220 т, 400 л.с., 11 уз, 1х1 75, 1х1 47, 36 мин, трал
Защитник - 220 т, 400 л.с., 11 уз, 1х1 75, 1х1 47, 36 мин, трал - захвачен в 1918 финнами, возвращён в 1921
Фортрал - 220 т, 400 л.с., 11 уз, 1х1 75, 1х1 47, 36 мин, трал - захвачен в 1918 финнами, возвращён в 1921
Запал - 150 т, 280 л.с., 11 уз, 1х1 57, 50 мин, трал
Минреп - 150 т, 280 л.с., 11 уз, 1х1 57, 50 мин, трал
2 дивизион
Капсюль - 270 т., 650 л.с., 9 уз., 1х1 75, трал - захвачен в 1918 финнами, возвращён в 1921
Груз - 270 т., 650 л.с., 9 уз., 1х1 75, трал - захвачен в 1918 финнами, возвращён в 1921
Крамбол - 270 т., 650 л.с., 9 уз., 1х1 75, трал - захвачен в 1918 финнами, возвращён в 1921
Тумба - 150 т., 150 л.с., 9,5 уз., 2х1 75, трал - захвачен в 1918 финнами, возвращён в 1921
Цапфа - 150 т., 150 л.с., 9,5 уз., 2х1 75, трал - захвачен в 1918 финнами, возвращён в 1921
Ствол - 150 т., 150 л.с., 9,5 уз., 2х1 75, трал - захвачен в 1918 финнами, возвращён в 1921
Дуло - 150 т., 150 л.с., 9,5 уз., 2х1 75, трал - захвачен в 1918 финнами, возвращён в 1921
Дивизия минно-сетевых заградителей
1 дивизион
Кивач - 480 т., 1600 л.с., 14 уз., 3х1 102, 1х1 76, 80 мин, трал - достроен в 1922
Клязьма - 480 т., 1600 л.с., 14 уз., 3х1 102, 1х1 76, 80 мин, трал - достроен в 1922
Сейм - 480 т., 1600 л.с., 14 уз., 3х1 102, 1х1 76, 80 мин, трал - достроен в 1922
2 дивизион
Кубань - 330 т., 500 л.с., 9 уз., 2х1 102, 60 мин, трал
Терек - 330 т., 500 л.с., 9 уз., 2х1 102, 60 мин, трал
Припять - 320 т., 400 л.с., 8,5 уз., 2х1 75, 60 мин, трал
Индигирка - 320 т., 400 л.с., 8,5 уз., 2х1 75, 60 мин, трал
Исеть - 320 т., 400 л.с., 8,5 уз., 2х1 75, 60 мин, трал
Селенга - 320 т., 400 л.с., 8,5 уз., 2х1 75, 60 мин, трал
3 дивизион
Зея - 250 т., 300 л.с., 10 уз., 2х1 75, 100 мин (буксир)
Бурея - 250 т., 300 л.с., 10 уз., 2х1 75, 100 мин (буксир)
Иртыш - 250 т., 300 л.с., 10 уз., 2х1 75, 100 мин (буксир)
Луга - 250 т., 300 л.с., 10 уз., 2х1 75, 100 мин (буксир)
Молога - 250 т., 300 л.с., 10 уз., 2х1 75, 100 мин (буксир)
 
Бригада КЛ
Храбрый - 1735 т., 14 уз., 5х1 130, 11х1 47
Хивинец - 1360 т., 13,5 уз., 4х1 130, 2х1 47
 
Дивизия ПЛ - А.Н.Бахтин
Плавбазы:
9 января - 2000 т., 1600 л.с., 13 уз.
1 бригада ПЛ - Я.А.Хвощинский
Змея (2х1320 лс) (В.С.Воробьёв)
Язь (2х1320 лс)  (достроена в 1923 году)
Угорь (2х420 лс)
Единорог (2х420 лс) (восстановлена в 1922 году)
Волк (2х250 лс) (Б.А.Секунов)
Вепрь (2х250 лс)  (?)
2 бригада ПЛ
Тигр (2х240 лс) (М.К.Назаров)
Пантера (2х240 лс) (К.Я.Шлиттенберг)
Ягуар (2х240 лс) (А.Г.Шишкин)
Леопард (2х240 лс) (В.П.Семиголовский)
Рысь (2х240 лс) (В.Н.Симановский)
Тур (2х240 лс) (М.П.Скриганов) 
3 бригада ПЛ (формируется)
Д-1 Декабрист (строится)
Д-2 Народоволец (строится)
Д-3 Красногвардеец (строится)
 
Выведены из состава флота и/или утилизируются:
Кета (экс-"Фельдмаршал граф Шереметев") - разобрана на металл в 1921 году
Минога - переведена на Каспий, выведена из состава в 1925 году
Белуга - разобрана на металл немцами в 1918 году
Пескарь - разобрана на металл немцами в 1918 году
Стерлядь - разобрана на металл немцами в 1918 году
Щука - разобрана на металл немцами в 1918 году
Аллигатор - разобрана на металл в 1922 году
Дракон - разобрана на металл немцами в 1918 году
Кайман - разобрана на металл немцами в 1918 году
Крокодил - разобрана на металл немцами в 1918 году
 
 
Черноморский флот
 
Посыльных судов: 6, старых 6
Сторожевых кораблей: 11, старых 11
Линкоров: 3, старых 3
Крейсеров: 6, старых 6, строится 2
Эсминцев: 10, старых 10
Авианесущих кораблей: 3, старых 3
Минзагов: 17, старых 17
Подводных минзагов: 0
Тральщиков: 21, старых 21
Минно-сетевых заградителей: 3, старых 3
Канонерских лодок: 3, старых 3
Подводных лодок: 18, старых 18, строится 3
Плавбаз и штабных судов: 2, старых 2
Всего: 93, старых 93, строится 5
 
Командующий флотом - В.С.Вечеслов
Начальник штаба флота - В.Е.Егорьев
 
Штабные суда:
Колхида - 990 т., 1250 л.с., 14 уз., 3х1 75
Лукулл - 530 т., 700 л.с., 11 уз.
 
Учебные суда:
Березань - 5200 т., 3200 л.с., 14 уз., 6х1 75, 2х1 37
 
Ледоколы:
Гайдамак - 1250 т., 1000 л.с., 12 уз., 1х1 75
Джигит - 1200 т., 1000 л.с., 12 уз., 1х1 102
Всадник - 700 т., 9,5 уз., 2х1 75
 
Посыльные суда:
Капитан Сакен - 800 т., 6500 л.с., 24 уз., 2х1 102, 1х1 47, 3х1 450
Лейтенант Шестаков - 800 т., 6500 л.с., 24 уз., 2х1 102, 1х1 47, 3х1 450
Капитан-лейтенант Баранов - 800 т., 6500 л.с., 24 уз., 2х1 102, 1х1 47, 3х1 450
Казарский - 410 т., 3500 л.с., 18 уз., 3х1 75
Гридень - 410 т., 3500 л.с., 18 уз., 3х1 75
Ястреб - 390 т., 1500 л.с., 14,5 уз., 4х1 57, 2х1 37
 
Дивизия ПСКР
1 дивизион СКР
Строгий - 300 т., 3800 л.с., 26 уз., 2х1 75, 2х1 450, 12 мин
Сметливый - 300 т., 3800 л.с., 26 уз., 2х1 75, 2х1 450, 12 мин
Свирепый - 300 т., 3800 л.с., 26 уз., 2х1 75, 2х1 450, 12 мин
Стремительный - 300 т., 3800 л.с., 26 уз., 2х1 75, 2х1 450, 12 мин
2 дивизион СКР
Жаркий - 490 т., 6000 л.с., 26 уз., 2х1 75, 2х1 450, 18 мин
Живой - 490 т., 6000 л.с., 26 уз., 2х1 75, 2х1 450, 18 мин
Жуткий - 490 т., 6000 л.с., 26 уз., 2х1 75, 2х1 450, 18 мин
3 дивизион СКР
Звонкий - 490 т., 6000 л.с., 26 уз., 2х1 75, 2х1 450, 18 мин
Зоркий - 490 т., 6000 л.с., 26 уз., 2х1 75, 2х1 450, 18 мин
Заветный - 490 т., 6000 л.с., 26 уз., 2х1 75, 2х1 450, 18 мин
Завидный - 490 т., 6000 л.с., 26 уз., 2х1 75, 2х1 450, 18 мин
 
Дивизия линейных кораблей (П.Ю.Постельников)
Воля (В.М.Орлов)
Свободная Россия (Б.И.Христофоров)
Демократия (П.П.Феодосьев)
 
Дивизия крейсеров: Г.А.Степанов
1-я бригада (М.В.Викторов)
Адмирал Нахимов (М.В.Викторов)  
Адмирал Лазарев (И.С.Юмашев)
2-я бригада (П.Е.Евдокимов)
Память Меркурия (К.Г.Мейер)
Очаков (П.Е.Евдокимов)
3-я бригада - командир не назначен
Адмирал Корнилов (строится) - (В.П.Римский-Корсаков)
Адмирал Истомин (строится) - командир не назначен
4-я бригада - командир не назначен
Киев  (строится) - командир не назначен
Одесса (строится) - командир не назначен
 
Минная дивизия: М.Н.Алеамбаров
1-й дивизион эсминцев
Пахтакор
Бакинский Нефтяник
Незаможник
Донецкий Шахтёр
Быстрый
2-й дивизион эсминцев
Беспокойный
Гневный
Дерзкий
Пронзительный
Поспешный
 
Бригада КЛ
Кубанец - 1280 т., 11 уз., 3х1 130, 2х1 76
Терец - 1280 т., 11 уз., 3х1 130, 2х1 76
Донец - 1280 т., 11 уз., 3х1 130, 2х1 76
 
Силы заграждения и траления
Дивизия минного заграждения
1 дивизион МЗ
Буг - 1490 т., 1400 л.с., 13 уз., 3х1 75, 350 мин
Дунай - 1490 т., 1400 л.с., 13 уз., 3х1 75, 350 мин
Червона Украина (экс-Эльпидифор-410) - 1300 т., 1500 л.с., 10 уз., 3х1 102, 2х1 76, 120 мин
Красный Кавказ (экс-Эльпидифор-411) - 1300 т., 1500 л.с., 10 уз., 3х1 102, 2х1 76, 120 мин
Красный Крым (экс-Эльпидифор-412) - 1300 т., 1500 л.с., 10 уз., 3х1 102, 2х1 76, 120 мин
2 дивизион МЗ
Красная Абхазия (экс-Эльпидифор-413) - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, 180 мин
Красный Азербайджан (экс-Эльпидифор-414) - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, 180 мин
Красная Молдавия (экс-Эльпидифор-415) - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, 180 мин
Красная Армения(экс-Эльпидифор-416) - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, 180 мин
Красный Восток (экс-Эльпидифор-417) - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, 180 мин
3 дивизион МЗ
Герцен (экс-Ксения) - 2700 т., 1260 л.с., 12 уз., 3х1 75, 2х1 37, 160 мин
Пестель (экс-Алексей) - 2440 т., 2400 л.с., 12 уз., 3х1 75, 2х1 37, 200 мин
Огарёв (экс-Константин) - 2500 т., 2200 л.с., 12 уз., 3х1 75, 2х1 37, 200 мин
Рылеев (экс-Николай) - 2780 т., 2400 л.с., 12 уз., 3х1 75., 280 мин
Каховский (экс-Георгий) - 2200 т., 2400 л.с., 12 уз., 3х1 75, 280 мин
Дыхтау - 1100 т., 700 л.с., 10 уз., 2х1 37, 100 мин
Бештау - 1100 т., 700 л.с., 10 уз., 2х1 37, 100 мин
Дивизия траления
1 дивизион ТЩ
Эльпидифор-418 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
Эльпидифор-419 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
Эльпидифор-420 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
Эльпидифор-421 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
Эльпидифор-422 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
Эльпидифор-423 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
2 дивизион ТЩ
Эльпидифор-424 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
Эльпидифор-425 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
Эльпидифор-426 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
Эльпидифор-427 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
Эльпидифор-428 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
Эльпидифор-429 - 1400 т., 1500 л.с., 8,5 уз., 3х1 130, 2х1 76, трал
3 дивизион ТЩ
Т-390 Смелый - 470 т., 500 л.с., 9 уз., трал (буксир)
Альбатрос - 110 т., 350 л.с., 9 уз., 4х1 37, трал
Баклан - 110 т., 350 л.с., 9 уз., 4х1 37, трал
Т-373 Доброволец - 100 т., 300 л.с., 9,5 уз., трал (буксир)
Ногайск - 100 т., ? л.с., 15 уз., 1х1 75, трал (буксир)
Т-354 Чурубаш - 100 т., 235 л.с., 9,5 уз., 2х1 47, трал (буксир)
Т-356 Березань - 100 т., 235 л.с., 9,5 уз., 2х1 47, трал (буксир)
Т-357 Скиф - 100 т., 235 л.с., 9,5 уз., 2х1 47, трал (буксир)
Т-358 Язон - 100 т., 235 л.с., 9,5 уз., 2х1 47, трал (буксир)
Бригада СЗ
Аю-Даг - 1750 т., 1750 л.с., 10 уз., 2х1 75
Красный командир - (экс-Генерал Брусилов) - 760 т., 850 л.с., 13 уз., 1х1 47
Красный партизан - (экс-Генерал Рузский) - 760 т., 850 л.с., 13 уз., 1х1 47
 
Дивизия подводных лодок: Г.В.Васильев
1-я бригада подводных лодок: 
Гагара (2х240) - захвачена немцами, передана туркам, возвращена в 1923
Утка (2х240) (Ф.С.Седельников) - захвачена немцами, передана туркам, возвращена в 1923
Орлан (2х1320) - захвачена немцами, передана туркам, возвращена в 1923
Буревестник (2х1320) - захвачена немцами, передана туркам, возвращена в 1923
Пеликан (2х1320) (Е.А.Воеводин)
Лебедь (2х1320) (В.К.Юшко)
2-я бригада подводных лодок: И.В.Кельнер
Анархист (экс-АГ-21) (В.П.Рахмин)
Боротьбист (экс-АГ-22) (В.С.Сурин)
Революционер (экс-АГ-23, экс-Им. тов. Троцкого) (Б.С.Сластников)
Коммунист (экс-АГ-24, экс-Им. тов. Луначарского) (К.О.Осипов)
Социалист (экс-АГ-25, экс-Им. тов. Чернова) (К.К.Немирович-Данченко)
Максималист(экс-АГ-26, экс-Им. тов. Каменева) (Б.М.Ворошилин)
3-я бригада подводных лодок (учебная): П.Н.Васюнин
Нерпа (630/760 т, 500/900 л.с., 10,8/9 уз., 2/2 450, 2х75) - захвачена немцами, передана туркам, возвращена в 1923
Тюлень (630/760 т, 500/900 л.с., 10,8/9 уз., 2/2 450, 2х75) - захвачена немцами, передана туркам, возвращена в 1923
Нарвал (620/990 т, 640/490 л.с., 11/6 уз., 2/2 450, 1х 76) - захвачена немцами, передана туркам, возвращена в 1923
Кит (620/990 т, 640/490 л.с., 11/6 уз., 2/2 450, 1х 76) - захвачена немцами, передана туркам, возвращена в 1923
Кашалот (620/990 т, 640/490 л.с., 11/6 уз., 2/2 450, 1х 76) - захвачена немцами, передана туркам, возвращена в 1923
Краб (ПМЗ, керос.дв., 530/735 т, 1200/660 л.с., 11,5/7 уз., 2/0 450, 60 мин, 1х 76) - захвачена немцами, позже захвачена французами в Севастополе, затоплена, поднята в 1923
4-я бригада подводных лодок
Д-4 Революицонер (строится)
Д-5 Спартаковец (строится)
Д-6 Якобинец (строится)
 
Авиационный отряд
Алмаз - 3300 т., 19 уз., 7х1 120, 4х1 75, 4 самолёта
Республиканец - 9240 т., 15 уз., 6х1 120, 8 самолётов
Авиатор - 9240 т., 15 уз., 6х1 120, 8 самолётов
 
Выведены из состава флота и/или утилизируются:
Карп (бензиновые двигатели) - захвачена немцами, разделана на металл
Карась (бензиновые двигатели) - захвачена немцами, разделана на металл
Скат - захвачена немцами, передана туркам, оставлена во флоте Турции
Налим - захвачена немцами, передана туркам, оставлена во флоте Турции
Лосось - захвачена немцами, передана туркам, оставлена во флоте Турции
Судак - захвачена немцами, передана туркам, оставлена во флоте Турции
 
 
Северная флотилия:
 
Посыльных судов: 4, старых 4
Сторожевых кораблей: 6, старых 6
Линкоров: 0
Крейсеров: 0
Эсминцев: 0
Авианесущих кораблей: 0
Минзагов: 3, старых 3
Подводных минзагов: 0
Тральщиков: 16, старых 16
Минно-сетевых заградителей: 0
Канонерских лодок: 0
Подводных лодок: 0
Плавбаз и штабных судов: 1, старых 1
Всего: 30, старых 30
 
Штабные суда:
Млада - 1830 т., ? л.с., 15 уз., 2х1 75
 
Буксиры:
Вайгач - 1360 т., 1200 л.с., 12 уз., 4х1 75, 2х1 37
Таймыр - 1360 т., 1200 л.с., 12 уз., 4х1 75, 2х1 37
 
Ледоколы:
Святогор - 10620 т., ? л.с., 15 уз., 2х1 102, 2х1 76
Микула Селянинович - 5250 т., ? л.с., 15 уз., 2х1 102, 2х1 76
Александр Невский - ? т., ? л.с., ? уз.
Иван Сусанин - 2600 т., 2900 л.с., 14 уз.
Фёдор Литке - 5500 т., 7000 л.с., 14 уз.
Илья Муромец - 3000 т., 4000 л.с., 14 уз.
Козьма Минин - 4600 т., 6500 л.с., 14 уз.
Степан Макаров - 4600 т., 6500 л.с., 14 уз.
Садко - 3800 т., 3500 л.с., 14,5 уз.
Семён Дежнёв - 3400 т., 2850 л.с., 12 уз.
Александр Сибиряков - 3000 т., 2000 л.с., 13 уз.
Георгий Седов - 3200 т., 2360 л.с., 13 уз.
Соловей Будимович - 2900 т., 2800 л.с., 15 уз.
Владимир Русанов - 2800 т., 2200 л.с., 13 уз.
 
Посыльные суда:
Купава - 805 т., 750 л.с., 10,5 уз., 2х1 75
Юшар - 2000 т., 1200 л.с., 11 уз., 4х1 75
Рогдай - 2100 т., 1300 л.с., 15 уз., 2х1 102
Порыв - 1230 т., 3000 л.с., 15 уз.
 
Дивизия СКР
Лейтенант Сергеев - 540 т., 6000 л.с., 27 уз., 2х1 75, 16 мин
Капитан Юрасовский - 540 т., 6000 л.с., 27 уз., 2х1 75, 16 мин
Бесшумный - 445 т., 6000 л.с., 26 уз., 1х1 75, 3х1 450
Бесстрашный - 445 т., 6000 л.с., 26 уз., 1х1 75, 3х1 450
Властный - 350 т., 5200 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450
Грозовой - 350 т., 5200 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450
 
Дивизия минно-тральных сил
Дивизион МЗ
Уссури - 3200 т., 1050 л.с., 10,5 уз., 3х1 75, 4х1 47, 500 мин
Пламя - 420 т., 650 л.с., 11,6 уз., 2х1 75, 45 мин
Патрон - 420 т., 650 л.с., 11,6 уз., 2х1 75, 45 мин
Дивизион ТЩ
Т-8 Кереть - 325 т., 450 л.с. 11 уз., 1х1 57
Т-29 Навага - 475 т., 350 л.с., 10,5 уз., 1х1 75
Т-32 Кумжа - 285 т., 480 л.с., 10 уз., 1х1 75
Т-43 - 285 т., 500 л.с., 13 уз., 1х1 75
Т-44 - 250 т., 450 л.с., 10 уз., 1х1 75
Т-45 - 250 т., 450 л.с., 10 уз., 1х1 75
1 дивизион ТЩ-МЗ
Т-13 - 580 т., 500 л.с., 11 уз., 1х1 75, 30 мин
Т-14 - 580 т., 500 л.с., 11 уз., 1х1 75, 30 мин
Т-15 - 580 т., 500 л.с., 11 уз., 1х1 75, 30 мин
Т-16 - 580 т., 500 л.с., 11 уз., 1х1 75, 30 мин
Т-17 - 580 т., 500 л.с., 11 уз., 1х1 75, 30 мин
2 дивизион ТЩ-МЗ
Т-20 - 580 т., 500 л.с., 11 уз., 1х1 75, 30 мин
Т-21 Кола - 580 т., 500 л.с., 11 уз., 1х1 75, 30 мин
Т-22 - 580 т., 500 л.с., 11 уз., 1х1 75, 30 мин
Т-23 - 580 т., 500 л.с., 11 уз., 1х1 75, 30 мин
Т-24 - 580 т., 500 л.с., 11 уз., 1х1 75, 30 мин
 
Выведены из состава флота и/или утилизируются:
Ф-1 (экс-"Святой Георгий Победоносец")
 
Каспийская флотилия
 
Посыльных судов: 2, старых 2
Сторожевых кораблей: 10, старых 10
Линкоров: 0
Крейсеров: 0
Эсминцев: 0
Авианесущих кораблей: 0
Минзагов: 0
Подводных минзагов: 0
Тральщиков: 0
Минно-сетевых заградителей: 0
Канонерских лодок: 2, старых 2
Подводных лодок: 3, старых 3
Плавбаз и штабных судов: 0
Всего: 17, старых 17
 
Посыльные суда:
Астрабад
Геок-Тепе
 
Дивизия СКР
1 дивизион СКР
Бакинский Рабочий (экс-Украйна) - 880 т., 26 уз., 1х1 102, 1х1 76
Войсковой - 880 т., 26 уз., 1х1 102, 1х1 76
Советский Дагестан (экс-Туркменец-Ставропольский) - 880 т., 26 уз., 1х1 102, 1х1 76
2 дивизион СКР
Роза Люксембург (экс-Эмир Бухарский) - 720 т., 25 уз., 2х1 102, 1х1 40
Карл Либкнет (экс-Финн) - 720 т., 25 уз., 2х1 102, 1х1 40
Лео Йогихес (экс-Москвитянин) - 720 т., 25 уз., 2х1 102, 1х1 40
3 дивизион СКР
Расторопный - 475 т., 27 уз., 2х1 75, 2х1 450, 12 мин
Сторожевой - 475 т., 27 уз., 2х1 75, 2х1 450, 12 мин
Дельный - 475 т., 27 уз., 2х1 75, 2х1 450, 12 мин
Деятельный - 475 т., 27 уз., 2х1 75, 2х1 450, 12 мин
 
Бригада КЛ
Карс - 625 т., 14 уз., 2х1 102, 1х1 76
Ардаган - 625 т., 14 уз., 2х1 102, 1х1 76
 
Бригада ПЛ
Касатка
Макрель
Окунь
 
 
 
Амурская флотилия
 
Флагман
Манджур - 1400 т., 1500 л.с., 13 уз., 2х1 152, 1х1 120, 2х1 75
 
1 дивизион МН
Тайфун - 1000 т., 10 уз., 76/19 мм, 4х2 120
Шторм - 1000 т., 10 уз., 76/19 мм, 4х2 120
Вихрь - 1000 т., 10 уз., 76/19 мм, 4х2 120
Смерч - 1000 т., 10 уз., 76/19 мм, 4х2 120
Ураган - 1000 т., 10 уз., 76/19 мм, 4х2 120
Вьюга - 1000 т., 10 уз., 76/19 мм, 4х2 120
Гроза - 1000 т., 10 уз., 76/19 мм, 4х2 120
Шквал - 1000 т., 10 уз., 76/19 мм, 4х2 120
2 дивизион МН
Вогул - 350 т., 10,5 уз., 2х1 102
Вотяк - 350 т., 10,5 уз., 2х1 102
Зырянин - 350 т., 10,5 уз., 2х1 102
Калмык - 350 т., 10,5 уз., 2х1 102
Киргиз - 350 т., 10,5 уз., 2х1 102
Корел - 350 т., 10,5 уз., 2х1 102
Сибиряк - 350 т., 10,5 уз., 2х1 102
3 дивизион МН
Бурят - 290 т., 11,5 уз., 2х1 75
Монгол - 290 т., 11,5 уз., 2х1 75
Орочанин - 290 т., 11,5 уз., 2х1 75
 
Сибирская флотилия
 
Посыльных судов: 0
Сторожевых кораблей: 14, старых 14
Линкоров: 0
Крейсеров: 0
Эсминцев: 0
Авианесущих кораблей: 0
Минзагов: 2, старых 2
Подводных минзагов: 0
Тральщиков: 0
Минно-сетевых заградителей: 0
Канонерских лодок: 0
Подводных лодок: 6, старых 6
Плавбаз и штабных судов: 0
Всего: 22, старых 22
 
Штабные суда:
Ярославна - 3315 т., 3500 л.с., 18 уз., 2х1 120, 2х1 47
Орёл - 3450 т., 4200 л.с., 10 уз., 2х1 120, 2х1 75, 4х1 47
 
Ледоколы:
Надёжный - 1525 т., 2920 л.с., 13,5 уз
Байкал - 1275 т., ? л.с., 12 уз.
 
Дивизия СКР
1 дивизион СКР
Бойкий - 520 т., 5700 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 18 мин
Бравый - 520 т., 5700 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 18 мин
Бодрый - 520 т., 5700 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 18 мин
Грозный - 520 т., 5700 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 18 мин
Беспощадный - 445 т., 6000 л.с., 26 уз., 1х1 75, 3х1 450
2 дивизион СКР
Твёрдый - 380 т., 3800 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 10 мин
Тревожный - 380 т., 3800 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 10 мин
Точный - 380 т., 3800 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 10 мин
Инженер-механик Анастасов - 380 т., 3800 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 10 мин
Лейтенант Малеев - 380 т., 3800 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 10 мин
3 дивизион СКР
Статный - 305 т., 3800 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 10 мин
Скорый - 305 т., 3800 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 10 мин
Смелый - 305 т., 3800 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 10 мин
Сердитый - 305 т., 3800 л.с., 26 уз., 1х1 75, 2х1 450, 10 мин
 
Дивизия заграждения и траления
Шилка - 3500 т., 1200 л.с., 11 уз., 4х1 120, 4х1 75, 4х1 47, 650 мин
Монугай - 2500 т., 900 л.с., 9,5 уз., 310 мин
 
Дивизия ПЛ
АГ-17 - заказана в 1916, вступила в строй ВМС США в 1918, передана американцами РСФДР в 1921 году
АГ-18 - заказана в 1916, вступила в строй ВМС США в 1918, передана американцами РСФДР в 1921 году
АГ-19 - заказана в 1916, вступила в строй ВМС США в 1918, передана американцами РСФДР в 1921 году
АГ-20 - заказана в 1916, вступила в строй ВМС США в 1918, передана американцами РСФДР в 1921 году
АГ-27 - заказана в 1916, вступила в строй ВМС США в 1918, передана американцами РСФДР в 1921 году
АГ-28 - заказана в 1916, вступила в строй ВМС США в 1918, передана американцами РСФДР в 1921 году
 
Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Мини-апдейт по орудиям Виккерса для "Измаилов". Нашёл статью Виноградова в "Вопросах истории", согласно которой, всего Виккерс изготовили 16 орудий, 11 отправили в Россию (из них одно потонуло вместе с кораблём, его перевозящим), три из оставшихся хотели поставить на Ж/Д транспортёры, но не успели до конца войны. Так что можно всего приобрести у англичан пять орудий для "Бородина", оставив таким образом одно для полигонных испытаний.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Дела подводные.

 

В Первую мировую Россия вступила с не самым крупным и довольно разномастным подводным флотом. Самое большое представительство было у подводных лодок конструкции инженера И.Г.Бубнова. После экспериментального "Дельфина" Бубнов построил 6 140-тонных (здесь и далее если не указано иное, используется надводное водоизмещение) ПЛ типа "Касатка" с керосиновым двигателем и ТА Джевецкого, их развитием стала дизельная "Минога", на основе которой была построена 370-тонная "Акула". Увеличив последнюю в два раза, Бубнов спроектировал большие ПЛ типа "Морж" (3 единицы), на базе которой и появились знаменитые "Барсы" - самая крупная отечественная серия ПЛ аж до "Малюток". Шесть "Барсов" строилось в Питере на Балтзаводе, двенадцать - в Ревеле на верфи "Ноблесснер" (объединение заводов Нобеля и "Лесснер и Ко"), и ещё шесть в Николаеве - две на николаевском отделении Балтзавода, четыре в ОНЗиВе/"Навале". Балтзавод справился с заказом в течение мировой войны, из шести лодок его постройки три ("Барс", "Гепард" и "Единорог") погибли в 1917 году, причем "Единорог" был поднят, поставлен на ремонт в Ревеле, и погиб окончательно при переходе в Петроград весной 1918 года. Из двенадцати ревельских подлодок в строй в ходе войны вступило десять, "Форель" и "Язь" были переведены на Балтийский завод весной 1918 года, где безнадёжно застряли на 90% готовности. Из шести черноморских лодок было построено четыре, "Пеликан" и "Лебедь" на 70% и 60% готовности соответственно оставались на верфях.

 

Кроме "Барсов", двух "Карпов" (ЧФ), двух "Моржей" (ЧФ), "Миноги" (БФ), шести "Касаток" (4 - БФ, 2 - ЧФ), четырёх "Кайманов" (проект Лейка, 3 - в отстое в Ревеле, "Аллигатор" в отстое в Кронштадте), трёх "Нарвалов" (проект Холланда, ЧФ), шести "Сомов" (четыре в отстое в Ревеле, две - в отстое в Севастополе) и "Святого Георгия" (проект Фиат-Сан-Джорджо, Флотилия СЛО), в составе флота находились также новые лодки типа АГ ("Американский Голланд). Четыре из них в составе 4-го дивизиона базировались на Ханко, шесть находились в составе Черноморского флота. Ещё шесть лодок типа АГ (с номерами 17-20, 27-28) было заказано в США, и к концу 1918 года они должны были поступить во Владивосток, откуда по железной дороге отправиться к месту назначения (две на север, четыре на Балтику).

 

В 1915 году была принята судостроительная программа, которая включала в себя и подводные лодки. По этому поводу был проведён конкурс, в котором участвовали как зарубежные фирмы - "Фиат" и "Джон Холланд", так и отечественные - Балтзавод. Правда, почему-то к строительству в итоге были приняты не только проект-победитель, но вообще все проекты. Так, в Петрограде и Ревеле должны были быть построены 20 лодок проекта И.Г.Бубнова (увеличенный и двухкорпусный "Барс"), из которых четыре (Б-1 - Б-4) успели заложить на Балтийском заводе в 1917; в Николаеве на Руссуде в две очереди планировалось построить семь лодок-минных заградителей проекта "Фиат", из которых в 1917 заказали и заложили четыре (В-1 - В-4); в Ревеле на "Ноблесснере" и в Николаеве на "Руссуде" планировали строить лодки проекта Холланда (в две очереди, по 10 и 4 лодки на каждом заводе в каждой серии соответственно, всего 24 лодки с индексом "Г"). Кроме всего этого, на Балтзаводе и Руссо-Балте заложили по два 230-тонных подводных минзага типа "З".

 

В ходе боевых действий 1918 года в руки немцев попала значительная часть подлодок Балтийского и Черноморского флотов. К счастью, на Балтике это были лодки устаревших типов, хранившиеся в Ревельском порту, многие разукомплектованные, без двигателей. Из Гельсингфорса, Ханко, и других портов Финляндии усилиями командования Балтфлота удалось вывести почти все корабли, за исключением некоторого количества старых миноносцев. Их, а также три лодки типа "Кайман" в конце 1918 года передали белой армии генерала Вандама. Также белым были "проданы" старые лодки Балтийской полуфлотилии, базировавшейся на Либаву - UB-2 и UB-5. Лодки были признаны комиссией Антанты "немореходными", что позволило им избежать участи перехода на "сборный пункт" в Скапа-Флоу. На Чёрном море в руки немцев попали "Касатки" ("Скат", "Налим"), "Карпы" ("Карп", "Карась"), "Сомы" ("Лосось", "Судак"), "Моржи" ("Тюлень", "Нерпа"), "Нарвалы" ("Нарвал", "Кит", "Кашалот"), две достраивающиеся и четыре стоящие на стапелях АГ, и самое главное - четыре "Барса" в готовом виде и ещё два в постройке. Лодки на ходу постигла участь всего Черноморского флота - 2 ноября 1918 года корабли перешли в собственность Турции, вместе с "Гебеном", и были переведены в Трабзон. Там они стояли несколько лет почти без обслуживания, и лишь после заключения советско-турецких соглашений о мире и дружбе, были возвращены обратно. Две ПЛ типа "Касатка" и две типа "Сом" было решено не возвращать из-за ветхости и ненужности. 

 

Минный заградитель "Краб" в ноябре 1918 стоял на ремонте в Севастополе, как и оба "Карпа"; эти лодки были захвачены французскими интервентами, и затоплены ими в процессе эвакуации Севастополя в апреле 1919 года. РСФДР на Парижской конференции отказалась от своей доли австрийского и немецкого флотов (забрав лишь "Пиллау"/"Муравьёва-Амурского", и "Кольберг" с "Кёнигсбергом" вместо потерянного немцами "Эльбинга"/"Невельского"), но Троцкий потребовал от Антанты компенсации за потопленные лодки. В качестве таковой компенсации комиссия Советской России выбрала три немецких ПЛ - среднюю лодку UB-77 типа UB-III (515/650 т., 1100/790 л.с., 13,5/7,5 уз., 4/0/1 500 ТА, 1х1 88), среднюю лодку U-43 (725/940 т., 2000/1200 л.с., 15/9,5 уз., 2/0/2 500-мм ТА, 1х1 88) и подводный минзаг U-122 типа UE-II (1165/1470 т., 2400/1235 л.с., 14,5/7 уз., 4/0/0 500-мм ТА, 42 мины, 1х1 150). Первые две лодки были разобраны и отреверсъинжинирины, третья в 1923 году после тщательных исследований вступила в ряды РККФ как У-122 "Спартакист".

 

После окончания гражданской войны решено было достроить находящиеся на стапелях подводные лодки, а также восстановить утерявшие боеспособность. На балтике ремонта требовали подводные лодки "Угорь" (повреждена во время ледохода на Неве) и "Кугуар" (повреждена при попытке транспортировать на Каспий), а для "Язя" не было готовых дизелей. На Чёрном море стояли недостроенными "Пеликан" и "Лебедь", а также в целом виде АГ-23, и в виде отдельных секций АГ-24, 25 и 26. С американскими лодками было проще всего: их перезаложили и собрали в течение 1920-21 годов. Черноморские "барсы" достраивались чуть дольше, и вошли в строй в 1922-23 годах. Восстановить производство 1320-сильных дизелей удалось лишь в 1925 году, поэтому "Язь" вступил в строй последним из "Барсов", в 1926, уже как "Красвоенлёт". Последняя группа подводного "наследия царского режима" относилась к находящимся в Америке лодкам типа АГ. Некоторые горячие головы в наркомате по морским делам предлагали в конце 1917 года аннулировать заказ. К счастью, наркоммор Вердеревский был против. Доставить лодки заказчику в условиях японской оккупации Владивостока не было никакой возможности, поэтому секции лодок пролежали на складах завода-заказчика до 1921 года, когда японская армия, наконец, ушла. Лодки были доставлены во Владивосток осенью 1921, и собирались там в течение следующих двух лет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0