Sign in to follow this  
Followers 0

Строительство Рабоче-Крестьянского Красного Флота

8 posts in this topic

Posted (edited)

 

26.02 - Декрет о создании Красного флота.

 

17.03 - корабли Балтийского флота переходят из Гельсингфорса в Кронштадт

 

22.07 - корабли Черноморского флота самозатопляются в Новороссийске

 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Состав флота на 01.1918

Балтийский флот: командующий - в-а А.В.Развозов, начштаба к1р А.М.Щастный, комиссар Н.Ф.Измайлов

1-я бригада линейных кораблей (?) (базируется на Свеаборг)

ЛК Петропавловск (к2р Г.Э.Зальца)

ЛК Гангут (к1р П.П.Палецкий)

ЛК Севастополь (к1р П.В.Вилькен)

ЛК Полтава (к1р А.В.Домбровский)

2-я бригада линейных кораблей (?) (базируется на Свеаборг)

ЛК Андрей Первозванный (? - возможно судревком)

ЛК Император Павел I (к1р В.Е.Затурский)

 

Морские силы Рижского залива: (в-а М.К.Бахирев, начштаба к1р М.А.Беренс) (базируется на Ревель)

ЭБР Гражданин (к1р Д.П.Руденский)

БрКр Баян (к1р А.О.Старк)

БрКр Адмирал Макаров (к1р А.Л.Сполатбог)

БрКр Россия (к1р А.А.Щетинин)

БрКр Громобой (к1р В.С.Вечеслав)

БпКр Аврора (лейт. Н.А.Эриксон)

БпКр Диана (П.П.Феодосьев) - находится в Свеаборге

ЭМ Новик (Н.Я.Рыбалтовский)

 

1-я бригада крейсеров (?) (базируется на Свеаборг)

БрКр Рюрик (к1р В.И.Руднев)

БпКр Богатырь (С.Д.Коптев)

БпКр Олег (А.В.Салтанов)

 

Минная дивизия (?) (базируется на Свеаборг)

1-й дивизион эскадренных миноносцев (?) - Свеаборг

ЭМ Победитель, Орфей, Забияка, Лейтенант Ильин, Капитан 1 ранга Миклухо-Маклай

2-й дивизион эскадренных миноносцев (?) - Свеаборг

ЭМ Десна, Летун, Азард, Самсон, Капитан Изыльметьев

3-й дивизион эскадренных миноносцев (?) - Свеаборг

ЭМ Изяслав, Автроил, Гавриил, Константин, Владимир

4-й дивизион эскадренных миноносцев (брейд-вымпел к. 1 р. П. В. Гельмерссна): 4 ЭМ типа "Сибирский стрелок"

5-й дивизион эскадренных миноносцев (брейд-вымпел к. 1 р. Ю. К. Старка) 7 ЭМ типа "Финн"

6-й дивизион эскадренных миноносцев (брейд-вымпел к. 1 р. М. Н. Алеамбарова) 7 ЭМ типа "Украйна"

Дивизия подводных лодок (?) - Свеаборг и Ревель

1-й дивизион подводных лодок: 4 ПЛ

2-й дивизион подводных лодок: 4 ПЛ

3-й дивизион подводных лодок: 4 ПЛ

4-й дивизион подводных лодок: 5 ПЛ типа АГ

5-й дивизион подводных лодок: 4 ПЛ

6-й дивизион подводных лодок: 4 ПЛ

7-й дивизион подводных лодок: 5 ПЛ

 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

25.05 Черноморский флот в составе 2 ЛК, 2 БпКр, 12 ЭМ перешёл в Новороссийск, в Севастополе остались броненосцы и находящийся на ремонте ЭМ Быстрый, которые попали в руки немцев.

 

22.07, незадолго до захвата Новороссийска немцами, 5 ЭМ ушли в Туапсе, где самозатопились, ЭМ Громкий самозатопился в Новороссийске.

 

25.07 остальные корабли попали в руки немцев, которые увели их в Севастополь.

 

10.11.1918 2 ЛК, 2 КР и 6 ЭМ были формально переданы Турции и перешли в Трабзон. По Севрскому мирному договору между Оттоманской империей и союзниками (1920) корабли должны были быть переданы Англии в качестве военных репараций. Однако после войны за независимость Турции договор был расторгнут.

 

В 1922 году 2 ЛК, 2 КР и 4 ЭМ были переданы России.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

По итогам Парижской мирной конференции делегация РСДФР, стоящая на принципах отказа от контрибуций, отказалась от причитающейся России части австро-венгерского и немецкого флотов, но потребовала вернуть достроенный немцами для себя заказанный царским правительством крейсер "Муравьёв-Амурский", он же Pillau. В 1920 году крейсер, получивший название "Робеспьер", вошёл в состав Балтийского флота.

 

Также в состав РКВМФ были переданы весной 1920 года три немецкие подводные лодки из состава англо-французских трофеев (UB-77 типа UB-III, U-43, U-122 типа UE-II)  в качестве компенсации за потопление интервентами в Севастополе в 1919 году трёх лодок типа "Нарвал". Первые две лодки разобраны и тщательно реверс-инжинированы, на их основе разработаны советские лодки типа "Н". U-122 вступила в строй как У-122, на её основе разработаны советские лодки типа "Д".

 

Англичане должны были также вернуть крейсера "Варяг" (находившийся на ремонте) и "Аскольд" (захваченный в Мурманске), но, в связи с Армянским кризисом 1922 года, корабли были переданы Балтийской федерации, где получили наименования "Lāčplēsis" и "Koknesis". В 1924 году, после переворота Бермондта-Авалова, крейсерам возвращены старые наименования. 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

После того, как вражеские силы были изгнаны за пределы России, встал вопрос о достройке кораблей, находящихся в Петрограде и Николаеве.

 

В Колыбели Революции находились четыре достраивающихся "линейных крейсера" типа "Измаил", из которых головной был близок к завершению - корабль был готов по корпусу на 100%, по броне на 36%, по энергетической установке на 66% (половина котлов находилась не на месте, а на территории завода), по трубопроводам на 30%. Главный затык был с артиллерией. В распоряжении верфей находилось 10 орудий производства "Виккерс", ещё одно орудие Обуховского завода было готово и 10 находилось в разной стадии завершения. Была готова одна башня, остальные три - в разной степени готовности. Из остальных трёх кораблей наибольшую готовность имел "Бородино" - 81% по корпусу, 12 по броне, 20 по машинам и 39 по котлам. На остальные корабли броню почти не начинали монтировать, готовность по корпусам была 52 и 77, по машинам 22 и 26,5, по котлам 7 и 12,5. 

На достройке стояли и четыре крейсера типа "Светлана", из которых головной был почти готов (отставали только трубопроводы и не было смонтировано вооружение), остальные три находились в разной степени готовности (до 60% по корпусу); достраивались и 11 ЭМ типа "Новик" - пять ревельских и шесть питерских, из них высокую степень готовности имели "Прямислав", "Брячислав", "Капитан Белли" и "Капитан Керн".

Также в Петрограде на ремонте находились ЛК "Полтава", на котором из-за пожара был уничтожен центральный пост и носовые электрогенераторы, и ЭМ "Орфей", налетевший в самом конце Первой мировой на мину.

 

В Николаеве находился в достройке линкор "Демократия" - с высокой готовностью по корпусу и горизонтальному бронированию, с готовыми на 46% турбинами и на 66% котлами, правда, для него не было башен и орудий; стоял у стенки почти готовый "Адмирал Нахимов" и находящийся в высокой степени готовности "Адмирал Лазарев" (25% готовности по турбинам и 10% по трубопроводам, 73% готовности по корпусу и 100% по броне). На стапелях находились готовые на 35% остальные два крейсера черноморского проекта. Из строящихся эсминцев были почти готовы "Цериго" и "Занте", их систершипы "Корфу" и "Левкас"  были готовы на 50%. В начальной стадии постройки были ещё четыре эсминца ушаковской серии. На ремонте стоял ЭМ "Быстрый".

 

Первым делом необходимо было ввести в строй корабли с максимальным процентом готовности, одновременно загрузив работой простаивающие заводы - с целью сохранения квалифицированных кадров и уменьшения безработицы.

В Петрограде таким образом были "оживлены" следующие заводы:

Балтийский - достройка ЛК "Измаил" (срок - 1922 год), производство котлов и турбин для ЛК "Бородино"

Адмиралтейский - достройка ЛК "Бородино" (срок - 1924 год), производство башен и станков для ЛК "Измаил" и "Бородино"

Ижорский - производство брони для ЛК "Бородино"

Северная верфь (бывш.Путиловская) - достройка КР "Светлана" (срок - 1921 год), ЭМ "Прямислав", "Капитан Белли", "Капитан Керн" (срок - 1922 год), производство котлов и турбин для КР "Адмирал Грейг"

Металлический - достройка ЭМ "Брячислав" (срок - 1922 год), восстановление ЭМ "Орфей" (1922 год), производство котлов и турбин для КР "Адмирал Бутаков" и "Адмирал Спиридов"

Обуховский - производство орудий и башен для ЛК "Бородино"

 

Соответственно в Николаеве и вообще на юге:

ОНЗиВ - достройка ЛК "Демократия" (срок - 1924 год), производство для него котлов, турбин, орудий и башен, достройка ЭМ "Цериго", "Занте" (срок - 1922 год), восстановление ЭМ "Быстрый"

Тремсуд (быв.Руссуд) - достройка КР "Адмирал Нахимов" (срок - 1921 год) и "Адмирал Лазарев" (1923 год)

ХПЗ - производство котлов и турбин для КР "Адмирал Корнилов" и "Адмирал Истомин"

Мариупольский завод - восстановление производства, затем - производство брони для ЛК "Демократия"

Царицын, завод РАОАЗ - если получится, продолжить развитие завода совместно с компанией "Виккерс" по предвоенному плану

 

одновременно с этим созданное Главное управление водолазных работ (ГУВР) предприняло попытки поднять орудия ЛК "Императрица Мария" со дна севастопольского рейда, а инженерно-техническая служба ЧФ занялась переворачиванием корпуса линкора в его "естественное положение" для последующей разборки и демонтажа ЭУ (турбины при осмотре после введения в док были найдены "в отличном состоянии").

 

"Тенедос", "Хиос", "Родос" и "Самос" было решено не достраивать, задел употребить на достройку других кораблей. Оба оставшихся "Измаила", три балтийских и два черноморских крейсера, два черноморских и семь балтийских эсминца откладывали "на потом", когда будет решён вопрос с поставками из-за границы или организации своего производства деталей турбин, трубопроводов, электрогенераторов и т.п., тем не менее два черноморских крейсера предписывалось спустить на воду не позднее чем в 1922 году.

 

Работа закипела, но не всё было гладко...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Гладко было, как водится, на бумаге, которая, как известно, всё стерпит.

 

Весной 1920 года "Измаил"  был введен в сухой док Кронштадта для осмотра и исправления подводной части, одновременно комиссия завода исследовала состояние корабля. Она нашла линкор в следующем состоянии:

- Все четыре турбины стояли на месте, вместе с испариталями, подогревателями, насосами и холодильниками, вспомогательными циркнасосами, маслоохладителями и насосами форсированной смазки. 

- В котельных отделениях было установлено 20 котлов, ещё три находилось на палубе, готовых к установке, и два котла находились на испытательной станции; вместе с ними были установлены все питательные насосы (21), все нефтяные насосы (14) и 9 трюмно-пожарных (из 11). Готовность фильтров питательной воды - 50%. Мусорные эжекторы готовы полностью. 

- Арматуры паропроводов готовы на 75%, арматуры питательного и пожарного трубопроводов готовы на 70% и 50% соответственно.

- Металлический завод имел изготовленные башни в следующем состоянии: башня №1 - 100% по конструкциям и станкам, собрана на яме ещё в 1914 году; башня №2 - 100% по конструкциям и одному станку, ещё два станка по 90%; башня №3 - 100% по конструкции, станки по 75%; башня №4 - 75% по конструкции, станки один по 75% и два по 30%. По механизмам и электрооборудованию башни были готовы на 60%. Срок готовности башен называли в 3, 5, 7 и 8 месяцев, учитывая необходимость изготовления отливок и поковок станков и перископов. Стальных шаров под основание имелось 297 штук из 545, но по данным, собранным ещё в начале войны, на различных заводах хватало в совокупности шаров для сборки всех башен. 

- Самые большие трудности были с изготовлением электромагнитных муфт. Оказалось что их изготовить в России почти невозможно, и придётся заказывать за рубежом. Изначально они вообще были заказаны австро-венгерской (!) фирме "Вулкан", но с началом войны пришлось перезаказывать отечественному "Сименс-Шуккерт" (Завод динамо-машин №2, с 1922 г. - "Электроаппарат"), который с заказом. не справился.

 

Осенью 1920 года все наружные работы по подводной части корпуса "Измаила" были закончены, и корабль переместили обратно в Петроград, к достроечной стенке Балтийского завода. До середины 1921 года были завершены работы по энергетической установке корабля, и начался монтаж башен. В Германии, в счёт репараций, удалось достать необходимые электроагрегаты (смогли договориться о замене этими агрегатами репарационных поставок КРС, который находящейся на грани голода Германии был нужен и самой). 20 октября 1921 года начались ходовые испытания линкора. При водоизмещении в 31260 тонн (что соответствовало осадке в 8,53 м.) планировалось развить скорость до 27 узлов при форсировании турбин до  68000 л.с. Однако, испытания были прерваны выходом из строя паропроводов - трубы "Общества русских трубопрокатных заводов" оказались тоньше чем надо, и постоянно лопались. В итоге испытания были прекращены, линкор - возвращён на завод для замены арматуры. Заодно по новым требованиям моряков, были установлены восемь зенитных орудий Лендера. На новые испытания корабль вышел в апреле 1922 года. При водоизмещении в 31300 тонн удалось развить скорость в 27,2 узла при мощности в 69640 л.с. 1 мая 1922 года корабль был торжественно передан флоту и вошёл в состав Морских сил Балтийского моря. Вошёл формально - фактически испытания и мелкие доделки ещё продолжались, и окончательно передан в состав МСБМ "Измаил" был только в июле. Командиром корабля стал Л.М.Галлер

 

"Бородино" встал в кронштадский док в ноябре 1920 года, и провёл там куда как более длительное время чем систершип - состояние его корпуса было хуже. Только в ноябре 1921 года корабль был переведён к достроечной стенке Адмиралтейских верфей. К этому времени Ижорский завод как раз снова начал выпуск недостающих бронелистов, и удалось перевезти в Петроград бронеплиты с Мариупольского завода (которые лежали там с 1918 года в количестве 1933 тонн). Турбины и котлы "Бородина" пришлось частично "каннибализировать" со строительства "Кинбурна" и "Наварина" - в ход пошёл весь задел и часть уже изготовленных агрегатов для этих кораблей. К середине 1923 года большинство работ по ЭУ и бронированию были в основном завершены, и кораблю осталось дождаться башен и орудий. Но здесь и был самый большой затык. С целью ускорения производства станков и башен для "Бородино" на Металлический завод решено было передать станки от береговых башен, которые изготовлялись на Обуховском заводе (5 шт.) и ОНЗиВе (3 шт.). Правда, потом оказалось, что станки с ОНЗиВа на складах отсутствуют. Их судьба осталась неясной, кроме одного - его нашли на Морском полигоне в Петрограде. С горем пополам это позволило собрать две башни. По орудиям же всё было печальнее - не хватало трёх орудий (на Измаил встали десять английских и два обуховских). Семь из десяти обуховских орудий для "Бородина" были готовы, одно заканчивали изготавливать, остальные два оказались испорчены. Пришлось лезть в "золотую кубышку" и покупать три ж/д установки виккерсовских орудий. Орудия эти были из "измаильского" заказа, реквизированные англичанами после того как Совнарком объявил о непринятии новой Россией царских долгов. Ещё одно орудие нашли на полигоне "Виккерса". Можно было, конечно, подождать новой партии обуховских пушек, но это должно было занять несколько лет, что было недопустимо. Летом 1924 года "Бородино" вышел на испытания, и 11 ноября, в седьмую годовщину Октябрьской Революции, вошёл в строй, сформировав с "Измаилом" третью бригаду линейных кораблей БФ. Командиром корабля стал С.П.Ставицкий

 

Достройка "Светланы" шла, на удивление, без особых приключений, и осенью 1921 года крейсер вступил в строй, став самым новым советским кораблём этого класса на Балтике, командиром крейсера был назначен Г.А.Степанов.

 

Три "Новика" достраивала Северная верфь (бывшая Путиловская), ещё один - Металлический завод. В 1921 году, по образцу черноморского "финансирования по подписке" эсминцев "Занте" ("Незаможник") и "Цериго" ("Донецкий Шахтёр"), средства на достройку которого собирали крестьяне-бедняки Украины, подобные кампании провели и для строящихся эсминцев Балтфлота. Строительство "Капитана Белли" оплатили с помощью сборов рабочие текстильной промышленности Иваново-Вознесенска, и корабль поэтому получил название "Красный Ткач". Такую же кампанию финансирования постройки "Капитана Керна" провели среди коммунистов Союза коммун Северной области, по инициативе председателя Петросовета Г.Е.Зиновьева. Само собой, эсминец стал называться "Ленин". Коллектив завода "Красный путиловец" вызвал своих коллег с Металлического завода на новый, доселе неизвестный вид спорта - "социалистическое соревнование": эсминцы "Прямислав" и "Брячислав" достраивались фактически "своими силами", в нерабочее время и/или без оплаты труда. Эсминцы получили после этого названия "Красный Путиловец" и "Металлист". В 1922 году все они пополнили состав МСБМ.

 

Состав Морских сил Балтийского моря/Балтийского флота Республики на 1924 год:

 Командующий флотом: М.К.Бахирев

Начальник штаба флота: М.А.Беренс

 

Дивизия линейных кораблей: С.В.Зарубаев

1-я бригада: В.Е.Затурский

- Севастополь (А.А.Кузнецов)

- Петропавловск (Ю.Ф.Ралль)

- Полтава (Н.А.Эриксон)

- Гангут (Б.И.Христофоров)

2-я бригада: А.Н.Сполатбог

 - Измаил (Л.М.Галлер)

- Бородино (С.П.Ставицкий)

 

 Дивизия крейсеров: А.К.Векман

1-я бригада

- Светлана (Г.А.Степанов)

- Адмирал Грейг (Н,Ю.Рыбалтовский)

- Рюрик (В.А.Кукель)

2-я бригада (резерв)

- Баян (К.И.Самойлов)

- Адмирал Макаров (В.И.Иванов)

- Богатырь (В.В.Вонлярлярский)

- Олег (М.В.Викторов)

 

Корабельный отряд Балтийской морской авиадивизии: красвоенлёт С.Э.Столярский

- Крылья Советов (Н.Н.Несвицкий)

- Орлица (Н.А.Бологов)

 

 Минная дивизия: Г.К.Старк

1-й дивизион эскадренных миноносцев: Л.Г.Гончаров

- Новик

- Победитель

- Орфей

- Забияка

- Лейтенант Ильин

- Спартак

2-й дивизион эскадренных миноносцев: В.А.Белли

- Десна

- Летун

- Азард

- Самсон

- Капитан Изыльметьев

3-й дивизион эскадренных миноносцев: Г.Г.Виноградский

- Изяслав

- Автроил

- Красный Путиловец

- Красный Ткач

- Металлист

- Ленин

4-й дивизион эскадренных миноносцев (Э.С.Панцержанский): 4 ЭМ типа "Сибирский стрелок"

5-й дивизион эскадренных миноносцев (Ю.В.Шельтинга): 7 ЭМ типа "Финн"

6-й дивизион эскадренных миноносцев (Е.С.Гернет): 7 ЭМ типа "Украйна"

 

 Дивизия подводных лодок : П.В.Гельмерсен

 

 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

1922-1927. Дела крейсерские и миноносные.

 

Второй этап достроечной программы был запланирован на 1922-24 года. Вопрос с финансированием строительства эсминцев был решён точно так же, как и с предыдущими - "шефство" над кораблями Рабоче-Крестьянского флота стало модным, и "Корфу" с "Левкасом" на Чёрном море, как и "Фёдор Стратилат" на Балтике, получили своих "шефов". На юге отличились республиканские товарищи: на "Левкас" собирали деньги туркестанские хлопкоробы, а на "Корфу" выделили средства бакинские нефтепромыслы, отчего корабли превратились в "Пахтакор" и "Бакинский нефтяник". Достройку "Федора Стратилата" финансировал слегка поздно включившийся в игру ВИКЖЕЛь, эсминец переименовали по имени спортивного общества профсоюза железнодорожников - "Локомотив". Его, как и "Сокола" с "Михаилом" достраивала Северная верфь, а "Брячислава" - Металлический завод.

 

"Адмирал Грейг", приведённый в Питер вместе со "Светланой" из Ревеля в ноябре-декабре 1917 г., был готов на 50% по корпусу и 20% по механизмам. К достройке корабля приступили зимой 1921/22 года. Для его достройки активно "каннибализировали" стоящих в достроечном бассейне Северной верфи "Бутакова" и "Спиридова", особенно по механизмам - например, с систершипов были взяты почти все трубопроводы, несколько котлов, был использован весь задел по электрооборудованию. С последним была беда и два года спустя после окончания Гражданской. "Электроаппарат" (бывший "Сименс-Шуккерт") только-только восстанавливал производство, и первый заказ был обращён на достройку линкора "Бородино". Пришлось снова обращаться за границу, и заказывать генераторы и прочее оборудование у "Сименс и Гальске", одновременно налаживая с помощью немецких специалистов их производство на питерской "Электросиле". Всё это позволило допустить крейсер до испытаний только летом 1924 года. "Адмирал Грейг" вступил в строй в августе этого же года. На Чёрном море "Корнилов" и "Истомин" всё ещё стояли на стапелях Руссуда с общей готовностью в 40%. Крейсеры довели до спусковой готовности к осени 1924 года, и торжественно спустили к очередной годовщине Революции, после чего корабли отвели к достроечной стенке.

 

В бюджет на первую пятилетку были подвёрстаны и средства на "Кораблестроительную программу 1925-1929 годов". Предполагалось построить шесть крейсеров - по два на Балтийский, Черноморский и создаваемый Северный флоты, два быстроходных линейных корабля для действий в одной дивизии с "Измаилами", а также достроить то, что ранее достроено не было - "Бутакова", "Спиридова" и оставшиеся три "Новика" на Балтике, "Корнилова" и "Истомина" для ЧФ, и два оставшихся "Измаила" как авианосцы. Для новых кораблей пришлось разрабатывать современные ТЗА и котлы с высокой паропроизводительностью. С этими задачами молодая советская инженерно-конструкторская школа в целом справилась. Были привлечены инженеры, работавшие над проектами ГОЭЛРО, такие как В.И.Гриневецкий, К.В.Кирш, Л.К.Рамзин, Я.М.Гаккель и другие. Им удалось создать паровой котёл с высокими характеристиками, не уступающий заграничным образцам (100 т/ч, 20 кг/см2, 330С). ТЗА, правда, не достиг плановой мощности в 22000 л.с., остановившиь на 18000, но и то это был полуторакратный рост мощности по сравнению с предыдущими образцами, стоявшими на "Светланах". 1 мая 1925 года были заложены два первых "вашингтонских" крейсера Советской России - "Петроград" и "Киев". Стапельный период первого продлился 21 месяц, а у второго затянулся на 30 месяцев (реал - николаевские линкоры задерживались на стапеле в полтора-два раза дольше чем питерские) из-за проблем с изготовлением и испытанием турбин в Николаеве. Вторая пара крейсеров - проекта 1У - "Москва" и "Одесса" были заложены в ноябре 1926 и 1927 соответственно, и провели на стапеле 22 и 23 месяца. Крейсеры проекта 1 вошли в строй в сентябре 1928 ("Петроград"), сентябре 1929 ("Москва", оба - БФ), июне 1930 ("Киев") и июле 1930 ("Одесса", оба - ЧФ). 

 

По плану, вступить в строй оставшиеся четыре "Светланы" должны были в 1926 году. Однако, "каннибализация" элементов машинерии для достройки первых четырёх кораблей, и прекращение изготовления турбин старых типов в пользу ТЗА для новых крейсеров поставило кораблестроителей перед проблемой довольно радикальной модернизации. Проект таковой был закончен к лету 1925 года, и базировался на замене энергетической установки на новую, аналогичную проекту 1 (за исключением 6 а не 8 котлов). Внутренности выскребали полностью: в кормовое машинное отделение устанавливалась первая пара ТЗА. Влезла еле-еле - условия работы команды стали поистине спартанскими. На место второй пары турбин и кормового котельного отделения вставали один за другим два новых котла. Далее вместо следующего котельного и среднего погреба артиллерии устанавливали вторую пару ТЗА. Разместить её следом за первой не позволяла конфигурация дейдвудов и валов - пришлось бы слишком радикально менять их расположение, что влекло за собой переделку корпуса, от чего было решено отказаться. Далее в нос на место пяти котельных отделений становились ещё четыре котла в двух котельных отделениях. Получалось что первая и вторая труба были в целом на своих местах, и только третья сдвигалась кормовее. Подобная замена позволяла увеличить мощность ЭУ до 55000 л.с. на полном ходу, который возрастал до 30,5 узлов, и 11900 на экономичном (который, соответственно, становился 16-узловым). Почти на 500 миль (до 1850) возрастала дальность экономического хода, дальность полного сохранялась в 725. Масса ЭУ возрастала с 1940 до 2210 тонн. Для компенсации, а также от переделки среднего погреба в машинное отделение, снимались средние четыре орудия, два из них переносились на полуют, а на места снятых стотридцаток ставились 76-мм зенитки Лендера-Тарнавского. Водоизмешение возрастало до 6900 стандартного и 8200 полного.

 

Питерский "Бутаков" первым получил новые ТЗА и котлы - по вполне прозаичной причине: это были два экспериментальных агрегата и два экспериментальных котла, на которых отрабатывали технологию. Так как петроградские кораблестроители решили бросить все силы на новый корабль, носивший имя их города, достройка "Бутакова" шла по остаточному принципу. На достройку и заводские испытания крейсер ушёл только летом 1928. "Спиридов" встал под перестройку весной 1928 года, но получил свою ЭУ гораздо быстрее - был использован задел по котлам, который готовили для проекта 1У (туда в итоге пошли модернизированные котлы, дающие на 25% больше пара). Корабль был готов по энергетической установке уже к осени 1929. Вошли в строй питерские крейсеры в мае и ноябре 1929 года. "Черноморцы" пошли по другому пути, решив вначале испытать полный комплекс ЭУ на "Корнилове", а уж потом вводить его в эксплуатацию на "Киеве" (с этим и была связана задержка последнего на стапеле). Осенью 1925 "Корнилов" стал на переделку, турбины и котлы на нём смонтировали только к осени 1926, а испытания провели весной следующего, 1927 года. Вступил в строй "Адмирал Корнилов" осенью 1927. Отработав технологию и отшлифовав решения, применили полученный опыт на ЭУ "Киева". "Истомин" оставался на положении бедного родственника до лета 1928, когда и до него дошли руки. Крейсер вышел на испытания аж весной 1930, и вступил в строй летом того же года.

 

За всеми этими стройками и перестройками незаметно прошёл ввод в строй в 1926 году двух "капитанов" и одного "лейтенанта" - "Конона Зотова", "Кроуна" и "Дубасова".

 

Состав РККФ РСФДР на 1928 год:

Командующий РККФ - вакантно (Е.А.Беренс скончался 7 марта). обязанности временно исполняет А.В.Домбровский

Начальник штаба РККФ - А.В.Домбровский

Зам.начальника штаба РККФ - М.А.Петров

Начальник Военно-Морской Академии - М.К.Бахирев

Начальник Оперативного управления Штаба РККФ - В.А.Белли

 

Балтийский флот:

Командующий флотом: С.В.Зарубаев

Начальник штаба флота: А.М.Щастный

 

1-я дивизия линейных кораблей: В.Е.Затурский

1-я бригада: - Л.М.Галлер

- Севастополь (А.А.Кузнецов)

- Петропавловск (Ю.Ф.Ралль)

2-я бригада - Н.А.Эриксон

- Полтава (В.И.Иванов)

- Гангут (Е.И.Салмин)

2-я дивизия линейных кораблей: А.Н.Сполатбог

3-я бригада (врид С.П.Ставицкий)

- Измаил (К.И.Самойлов)

- Бородино (в ремонте) (С.П.Ставицкий)

4-я бригада (формируется)

- Заря Свободы (строится) - командир не назначен

- Советская Россия (строится) - командир не назначен

 

1-я дивизия крейсеров: А.К.Векман

1-я бригада (врид Н.Ю.Рыбалтовский)

- Светлана (Г.К.Галкин)

- Адмирал Грейг (Н,Ю.Рыбалтовский)

2- бригада (формируется)

- Адмирал Бутаков (строится) - командир не назначен

- Адмирал Спиридов (строится) - командир не назначен

3-я бригада (формируется)

- Петроград (строится) (В.В.Вонлярлярский)

- Москва (строится) - командир не назначен

 

2-я (учебная) дивизия крейсеров (В.А.Кукель)

- Рюрик (штабной) (П.А.Трайнин)

- Баян  (А.К.Сивков)

- Адмирал Макаров (И.Н.Кадацкий-Руднев)

- Богатырь (Г.И.Левченко)

- Олег  (И.И.Грен)

 

 
Дивизия авианесущих кораблей: красвоенлёт С.Э.Столярский

- Орлица (штабной) - Н.А.Бологов

1 бригада АВ

- Крылья Советов (Н.Ф.Заяц)

- Коммуна  (И.С.Исаков)

2 бригада АВ

- Республика (не назначен) (строится)

- Революция (Н.Н.Несвицкий) (строится)

 

 Минная дивизия: Л.Г.Гончаров

1-й дивизион эскадренных миноносцев: Э.С.Панцержанский

- Новик

- Победитель

- Орфей

- Забияка

- Лейтенант Ильин

- Спартак

2-й дивизион эскадренных миноносцев: Г.Г.Виноградский

- Десна

- Летун

- Азард

- Самсон

- Капитан Изыльметьев

- Капитан Конон Зотов

3-й дивизион эскадренных миноносцев: Ю.В.Шельтинга

- Изяслав

- Автроил

- Красный Путиловец

- Красный Ткач

- Металлист

- Ленин

4-й дивизион эскадренных миноносцев: Е.С.Гернет

- Локомотив

- Сокол

- Михаил

- Мечеслав

- Капитан Кроун

- Лейтенант Дубасов

 

Силы заграждения и траления - А.А.Ружек

1 бригада МЗ

- Аврора - Л.А.Поленов - 6900 т, 17 уз, 11х1 130, 2х1 75/25 АА, 180 мин

- Диана - Ю.К.Зиновьев - 6900 т, 17 уз, 11х1 130, 2х1 75/25 АА, 180 мин

- Амур - 3200 т, 16 уз, 5х1 120, 2х1 75, 320 мин

2 бригада МЗ (быстроходных)

- Енисей - 3200 т, 28 уз, 4х1 130, 300 мин (строится)

- Амурец - 930 т, 25 уз, 2х1 102, 20 мин

- Мартынов - 540 т, 25 уз, 2х1 75, 30 мин

- Артемьев - 540 т, 25 уз, 2х1 75, 30 мин

3 бригада МЗ (подводная)

- Форель

- Язь

1 бригада ТЩ

- Кивач - 500 т, 14 уз, 3х1 102, 1х1 76/25 АА, 80 мин

- Клязьма - 500 т, 14 уз, 3х1 102, 1х1 76/25 АА, 80 мин

- Сейм - 500 т, 14 уз, 3х1 102, 1х1 76/25 АА, 80 мин

2 бригада ТЩ

- Запал - 150 т, 11 уз, 1х1 57, 50 мин

- Ударник - 220 т, 11 уз, 1х1 75, 1х1 47, 36 мин

- Клюз - 220 т, 11 уз, 1х1 75, 1х1 47, 36 мин

Бригада СЗ

- Березина

- Яуза

- Исеть

 

 Дивизия подводных лодок : А.Н.Бахтин

1 бригада подводных лодок (Я.А.Хвощинский)

- Тигр (2х240 лс) (М.К.Назаров)

- Пантера (2х240 лс) (К.Я.Шлиттенберг)

- Рысь (2х240 лс) (В.Н.Симановский)

- Ягуар (2х240 лс) (А.Г.Шишкин)

2 бригада подводных лодок 

- Ёрш (2х420 лс) (А.Н.Лебедев)

- Тур (2х240 лс) (М.П.Скриганов) 

- Волк (2х250 лс) (Б.А.Секунов)

- Леопард (2х240 лс) (В.П.Семиголовский)

3 бригада подводных лодок

- Змея (2х1320 лс) (В.С.Воробьёв)

- Форель (2х1320 лс)  (Г.Г.Таубе)

- Язь (2х1320 лс)  (?)

4 бригада подводных лодок (формируется)

- Декабрист (строится)

- Народоволец (строится)

- Красногвардеец (строится)

- Революционер (строится)

- Красноармеец (строится)

- Краснофлотец (строится)

Черноморский флот: 

Командующий флотом - В.С.Вечеслов

Начальник штаба флота - В.Е.Егорьев

 

Дивизия линейных кораблей (П.Ю.Постельников)

- Воля (В.М.Орлов)

- Свободная Россия (Б.И.Христофоров)

- Демократия (П.П.Феодосьев)

 

Дивизия крейсеров: Г.А.Степанов

1-я бригада (врид М.В.Викторов)

- Адмирал Нахимов (М.В.Викторов)  

- Адмирал Лазарев (И.С.Юмашев)

- Память Меркурия (К.Г.Мейер)

- Очаков (П.Е.Евдокимов)

- Адмирал Корнилов (строится) - (В.П.Римский-Корсаков)

- Адмирал Истомин (строится) - командир не назначен

2-я бригада - командир не назначен

- Киев  (строится) - командир не назначен

- Одесса (строится) - командир не назначен

 

Минная дивизия: М.Н.Алеамбаров

1-й дивизион эсминцев:

- Пахтакор

- Бакинский Нефтяник

- Незаможник

- Донецкий Шахтёр

- Быстрый

2-й дивизион эсминцев

- Беспокойный

- Гневный

- Дерзкий

- Пронзительный

- Поспешный

 

Дивизия подводных лодок Черноморского флота: Г.В.Васильев

1-я бригада подводных лодок: 

- Нерпа (П.Н.Васюнин)

- Тюлень

- Буревестник

- Утка (Ф.С.Седельников)

- Пеликан (Е.А.Воеводин)

- Лебедь (В.К.Юшко)

2-я бригада подводных лодок: И.В.Кельнер

- Металлист (экс-АГ-21) (В.П.Рахмин)

- Хлебороб (экс-АГ-22) (В.С.Сурин)

- Шахтёр (экс-АГ-23, экс-Им. тов. Троцкого) (Б.С.Сластников)

- Труженик (экс-АГ-24, экс-Им. тов. Луначарского) (К.О.Осипов)

- Бедняк (экс-АГ-25, экс-Им. тов. Чернова) (К.К.Немирович-Данченко)

- Батрак (экс-АГ-26, экс-Им. тов. Каменева) (Б.М.Ворошилин)

 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Мини-апдейт по орудиям Виккерса для "Измаилов". Нашёл статью Виноградова в "Вопросах истории", согласно которой, всего Виккерс изготовили 16 орудий, 11 отправили в Россию (из них одно потонуло вместе с кораблём, его перевозящим), три из оставшихся хотели поставить на Ж/Д транспортёры, но не успели до конца войны. Так что можно всего приобрести у англичан пять орудий для "Бородина", оставив таким образом одно для полигонных испытаний.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0