Кайсар - Наме

30 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Произведение из альтернативного мира, где Фирдоуси узнал многое о Юлии Цезаре и написал не только Шах -Наме но и поэму о Кайсаре. Разумеется многие римские реалии Фирдоуси истолковал с точки зрения своих знаний и представлений.

 

 

 

Кайсар - Наме

 Вступление

 

Пришла пора: поведает сказитель

О том, кто первый в Руме был властитель.

Как Рум вдруг стал великим царством славы,

Кто у основ стоял его державы?

Так было: румов и яванов племена

Столетьями тревожила война.

Шли войны за войной, исчез навек покой,

И вся вселенная наполнилась войной.

Весь мир напоминал большую рану

И кровь лилась на радость Ариману.

Когда пресекся Искандаров род

То на народ пошел войной народ.

Цари яван, что после Искандара были

Друг друга в битвах яростных губили.

 

Тогда решил благой Ахурамазда:

«С великим злом  покончить нужно сразу.

Пора народам благо мне явить

Чтоб  Аримана злобу сокрушить.

Два мужа Руму явят чудеса:

Кайсар великий и пророк Иса.

Иса для румов  даст благую веру,

Кайсар же шахам будет всем примером.

 

Глава Первая. Сулла строит козни против Кайсара

 

В то время в Руме не было царей

- Всем правило собрание мужей.

Где нет препятствий для владыки зла

Несправедливости и горя нет числа.

Был тот Диван наполнен богачами

Что лишь себе подобных привечали.

И наложили тысячи оков

Они на беззащитных бедняков.

Но бедняки прекрасной той земли

В свою защиту войны повели.

И разрывалась румская земля

Без мудрого и правого царя.

И ныне о Кайсаре мы расскажем

Всю нить повествования развяжем.

Жил в Руме славный род Кайсаров,

Немало род тот вынес злых ударов.

То богател тот род, а то беднел

Под небом таково теченье дел.

Пришла пора: родился в том роду

Тот, кто от родины отвел беду.

Кто в сотнях битв себе стяжал лишь славу,

Кто основал могучую державу.

Он звался Юлий. В юности своей

Он был честолюбивей всех друзей.

Он изучал деянья Искандара,

В царей деяньях мысль его витала.

Был он умен, спокоен, терпелив

Был в вере искренен, благочестив.

Был к людям добр и милостив к друзьям,

Готов отдать был то, в чем он нуждался сам.

Пять разных дел в единое мгновенье

Мог делать сразу всем на удивленье.

Коль книгу о делах своих писал,

То в ней все ясно, четко раскрывал.

Что мудрецам лишь осталось славить:

Им к этим книгам нечего прибавить!

Но все ж один порок и он имел,

И тот порок порою им владел:

Он сластолюбием великим отличался

И ни мужчин ни женщин не чурался.

Увы, друзья, но подлый Ариман

Найдет и в сердце праведном изьян.

Здесь каждый искушаем Ариманом,

Безгрешен лишь святой перед Йезданом.

Так в Руме Юлий рос и набирался сил,

Но Ариман гнев на него  копил.

Судьба в то время к власти вознесла

Жестокого по имени Сулла.

Был друг он богачей, а прочих не любил,

Высокомерен, подл и злобен был.

Он, силой Аримана вознесенный

Преследовал жестоко неугодных.

Он из несчастных списки составлял,

И кто людей из списка убивал,

Тот получал в награду их именье:

Людей  злодей толкал на преступленья.

И вот однажды сей властитель злой

В одно мгновенье потерял покой:

Явил ему во сне владыка зла

Того, кто сгубит все его дела.

В тревоге пробудился злой тиран

И объявленье вынес на майдан:

Кто голову Кайсара принесет

Получит славу, деньги и почет.

Придворные спросили в удивленье:

«Ужель юнец сей сделал преступленье?

Кайсар незнатен, беден, хоть умен,

Чем для всесильного вдруг стал опасен он?»

Вздохнул Сулла: «Кайсар увы таков,

В одном Кайсаре множество врагов,

И я, увы не видел до него

Способней и умнее никого.»

Пока Сулла придворным объяснял,

В испуге в дом его гонец вбежал.

- Бежал Кайсар из Рума от врагов:

Он на коня вскочил и был таков.

Вздохнул Сулла: беды не избежать.

И он Кайсара повелел догнать.

Но той же ночью демон Ариман

Сулле явился, гневом обуян.

«Ты упустил Кайсара, негодяй!

Теперь за это в муках умирай!»

И тот кто славен был мильоном беззаконий

Был сожран заживо ордою насекомых.

Мильоны вшей, придя из ниоткуда

Его сожрали, сделав злое чудо.

Так от Тирана Рум освободился,

Кайсар же мирно в дом свой воротился.

 

Глава вторая. Молитва Кайсара

 

Пришла пора, когда набравшись сил

В собрание мужей Кайсар вступил.

Кайсар смотрел как знать народом правит

И горе тяжко его сердце ранит.

Чтоб людям принести защиту и свободу

Решил он твердо стать защитником народа.

Что б для народа одержать победу

Ркшил Кайсар что будет он мобедом.

И хоть случилось это все не сразу

Но милость он обрел Ахурамазды.

Учебу у мобедов завершив

Он очень быстро стал одним из них.

Прославился речами и умом,

И всякий в Руме говорил о нем.

Когда Кайсар мобедом становился,

То в храме ночью в тишине взмолился:

- «Ахурамазда, зри: страну губя

Старейшины живут лишь для себя!

В страданиях, в нищете живет народ!

Никто ему защиты не дает!

Благого нет царя, чтоб правду утвердить,

Безвинных от жестоких оградить!

Узри, великий: страны рума и явана

Даны на поруганье Ариману!

Для блага этих двух великих стран

Даруй же нам защиту, о Йездан!»

И в тишине глубокой ночи он

Ответ услышал: «Ты благословлен!».

Сказал Кайсар: «Будь славен ты вовек!

Хоть я всего лишь слабый человек,

Но с силою и помощью твоей

Я в Руме утвержу престол царей!

Для блага угнетенного народа

Над Румом власть приму чтоб сохранить свободу!»

Кайсар решил: Чтоб власть приобрести

Есть два решенья, верных два пути.

Путь первый – знатным  угождать

И путь второй – безвинных защищать.

Путь первый в сотни раз и легче и приятней,

Но в том пути душа погибнет безвовратно.

И путь второй, хоть труден и опасен,

Но пред Ахурамаздою прекрасен.

И для того чтоб родину спасти

Пошел Кайсар по трудному пути.

Чтоб заслужить народа уваженье

Устраивал пиры и представленья.

Чтоб лучше всех народ увеселять

Он начал много денег занимать.

Где видел беззаконие Кайсар

Там обличал и наносил удар.

Чтоб злую бедных одолеть судьбу

Их сплачивал он вместе на борьбу.

Средь богачей он приобрел врагов

И преданных друзей средь бедняков.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Какой такой "Юлий"? Улай-Кайсар же!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

:good:

В темноте свой вопрошаю: Как благой Ахурамазда сочетается с Исой? (в идеологическом смысле:threaten:!)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Какой такой "Юлий"? Улай-Кайсар же!

адаптированный перевод на русский. Потому что римские имена и фамилии в переложении на персидский лад это будет  слишком экзотично и незнакомый с персидскими именами (а возможно и римской историей) читатель вообще может не понять о ком речь.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В темноте свой вопрошаю: Как благой Ахурамазда сочетается с Исой? (в идеологическом смысле!)

Так же как в исламском богословии Иса один из пророков. А сам Фирдоуси лично для себя не мог не задаваться вопросом: почему Иран с праведной верой пал, а Рум устоял? Значит христианство вера правильная, но предназначенная Ахурамаздой специально для Рума. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Если уж адаптировать, то по-взрослому: Кейсерулло[ев]

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

заслуживает похвалы Большим Похвалом, полагаю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Красиво :good:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очаровательно!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега велик, полагаю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо, коллеги ВладимировичCrusaderВладислав

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Замечательно

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очень мило и душевно! 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да, это пять с плюсом! Автор велик!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо

 Да не за что, но с вас теперь продолжение. Слишком годно, чтобы бросать так..)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

О Великий, затмивший самого Рудеги, поведай ничтожным - скоро ли будет прода?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Почему-то Джамбул Джабаев вспомнился. Сам не читал, но вспомнился.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллеги TalaВИПsigulin.maximasdetr

Благодарю! Прода пишется)

 

Почему-то Джамбул Джабаев вспомнился. Сам не читал, но вспомнился.

В принципе да, сходство есть, постороение стиха похоже. Скорее всего Джамбул опирался на стихотворную традицию, но так ли это сказать не могу - мало знаю о Джамбуле и практически его не читал.

Да не за что, но с вас теперь продолжение. Слишком годно, чтобы бросать так..)

Прода пишется)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Славно!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А где Пусянь. 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 практически его не читал

Да я и сам его не читал, знаю только "Ленинградцы дети мои" и что он писал о современных ему вождях;). Таланта ведь хватит...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Продолжение

 

Кайсар отправляется воевать в Андалус

 

Народу другом верным стал Кайсар

В судах он часто бедных выручал

Узнали все его добросердечье,

Ум, доблесть, благородство, красноречье.

Всяк знал: в любой беде Кайсар поможет

И разумом беду он превозможет.

Старался для людей Кайсар не зря

В нем беднота увидела вождя.

Он партию свою из них составил

И тем себе влияния прибавил.

Кайсара устрашились богачи

И злой совет устроили в ночи.

Кайсара погубить они хотели

Но сделать то в открытую не смели.

Был в том совете хитрый Цицерон,

Сладкоречив, коварен и умен.

Он в Руме самым был красноречивым

Войну и мир добыть умел он речью льстивой.

- «Мои друзья», - промолвил Цицерон

- «Хранит Кайсара древний наш закон.

Хоть от Кайсара нам грозит беда,

Нельзя убить мобеда без суда.

Что б защитить влиянье на страну,

Отправим мы Кайсара на войну.

Пошлем мы в Андалус сего смутьяна,

Ведь с Румом Андалус враждует рьяно.

Который год там Рум войну ведет,

И все никак победа не придет.

Что б Андалус для Рума покорить,

Великим пахлаваном нужно быть.

Кайсар – мобед, неопытный в войне

Потерпит неудачу в той стране.

И мы его казним за пораженье

И той страной плохое управленье»!

Все Цицерона мудрость восхвалили

И по его совету поступили.

 

Был оглашен указ перед народом:

«Такого то числа такого года

По воле правой румского народа

Повелеваем армию собрать

И с нею Андалус завоевать.

Мобед Кайсар над войском тем глава».

Народ же утвердил сии слова.

Когда Кайсар услышал об указе,

Коварство злое распознал он сразу.

И призадумался, ища пути к решенью

Как избежать в походе пораженья.

 

Народ же меж собой судил – рядил

Достанет ли войскам к победе сил.

Жил в Руме юный пахлаван Антоний

Могучий, честный, храбрый, добрый воин.

Как только про поход он услыхал,

То тут же с болью в сердце он вскричал:

-«К беде, друзья мы привели страну,

Когда идут мобеды на войну!

Ужели более нет в Руме пахлаванов?!

Коль так, то я с Кайсаром рядом встану!

Мобеда, что возглавит нашу рать,

Обязан каждый в Руме поддержать!»

И многие, что те слова слыхали,

Антония за мудрость восхваляли.

Решив, что действовать пора настала

Отправился Антоний в дом Кайсара.

Пришел он в дом, Кайсару поклонился,

И с речью он к Кайсару обратился.

- «Будь здрав, Кайсар, достойнейший мобед

Храни тебя Йездан от всяких бед!

Хотя, Кайсар не знаешь ты меня,

Но мы с тобой по матери родня».

- «Мой друг Антоний! - Юлий отвечал:

- Я много, родич о тебе слыхал!

Прославился ты в Шаме на войне

В боях всегда ты первый на коне.

Когда ты в бой вел ромеев рать

Никто тебе не мог противостать.

Поверь, мне о Антоний - твой приход

Он для меня и радость и почет».

И прямодушный честный пахлаван

Был в сердце очень рад таким словам.

 «Кайсар!» - Сказал Антоний, поклонясь

- «Священна между родичами связь.

Тот, кто в родне поддержку обретет

Имеет тот успех и в тяжкий год.

Тебе же предстоит суровый бой –

Ты вскоре в Андалус идешь войной.

Дозволь же мне в походе рядом стать

И жизнь твою в бою оберегать»!

Был очень рад Кайсар такой удаче:

В походе есть Йездана помощь, значит.

-«Да будешь ты, о родич дорогой

Моей в походе правою рукой!»

Тотчас они решили обсудить

Как им к походу войско снарядить.

Какое закупить вооруженье,

И как вести потом войска в сраженье.

Назавтра же пошли войска проведать,

Готовы ли они к боям разведать.

Кайсар узрел: войска его слабы,

Не выдержат похода и борьбы.

Негодны лошади, оружие плохое,

Доспехи легкие, слабы они для боя.

Сказал тотчас Антоний: «Эту рать

На бой, что на погибель посылать,

Хотя и многочисленны войска,

Но толку не видать от них пока».

Кайсар сказал: «Сдаваться погодим,

Из них иное войско создадим.

Оставим только тех, кто хочет биться,

Потом поможем им вооружиться.

Обучим их езде и воинскому строю,

С маневрами затем их ознакомим.

Из тех, кто может хорошо стрелять

Должны особый мы отряд создать,

Другой отряд отборнейших мужей

Посадим на огромных лошадей,

Тяжелые доспехи им дадим

И будет тот отряд непобедим.

Атакой сильного врага стоптать

Вот так отряд сей будем применять.

А остальных - всех в конные полки

Их будет пять, как пальцев у руки».

Антоний понял – хоть боев еще не вел,

В войне Кайсар всех прочих превзошел.

Сумеет он войска построить к бою,

Приказ дать верный каждому герою,

Где надо хитрость сможет применить,

Врага разумной мыслью обхитрить.

Так как решил Кайсар они и поступили:

Кто в битву не хотел, тех с миром отпустили.

Из пятерых осталось в войске только два

Но были эти два храбрее льва.

Кайсар, избрав из них ученых и умелых

Стал лично их учить как офицеров.

И прочие солдаты не скучали

В езде верхом они тренировались,

Учились саблей бить, стрелять из лука

И прочим важным воинским наукам.

Меж тем Кайсар что б их вооружать

Стал очень много денег занимать.

Настолько много денег взял Кайсар взаймы,

Что началися толки меж людьми:

Коли Кайсар погибнет на войне,

То эти деньги пропадут втУне,

И займодавцы начали рядить,

Что б на войну Кайсара не пустить.

Жил в Руме некий Красс, один из богачей

Когда услышал он одну из тех речей,

Подумал про себя: «Есть деньги у меня,

Влияние в стране и сильная родня,

Однако ж все вокруг Кайсара прославляют.

Чем так Кайсар людей всех удивляет?»

Разведал Красс: чтобы мечи с броней купить

Себя Кайсар рискует разорить.

Кто делает, чтоб в битву шел оружным воин,

Тот величайшей похвалы достоин.

Хоть не любил Кайсара раньше Красс,

Был добродетелью повержен в прах сейчас.

«К чему богатства горы мне копить?

Я вижу – по-другому надо жить!

Бессмертен тот, чьи добрые дела

Молва по всей Вселенной разнесла!»

Так Красс решил и жизнь переменил,

Про алчность и про злобу позабыл.

Меж тем Кайсара люди в суд призвали

И иск такой против него подали:

«Кайсару запретить идти в поход

Пока свои долги он не вернет».

Узнав о том, покоя Красс лишился

И в намереньях добрых укрепился.

К суду друзья Кайсара собирались

И за него имуществом ручались.

Хоть много в суд друзей его пришло,

Но нужной суммы все же не нашлось.

Торжественно на суд приходит Красс,

Всем судьям перед речью поклонясь,

Сказал: «Кто воинам оружье покупает

Отечеству всех лучше помогает.

Хоть я с Кайсаром близко не дружу,

Достойнейшим его я нахожу.

То, что Кайсар на войско издержал

Немедля возместить я пожелал.

Кайсаров долг, страну свою любя

Немедленно беру я на себя».

В тот день, который начался с печали

Кайсар и Красс навек друзьями стали.

Враги Кайсаровы собрались на совет:

От тяжких мыслей стал им горек свет.

Антоний в войске все меняет дело:

Ждать от него победы можно смело.

Вновь Цицерон сумел утешить их:

«Не стоит опасаться их двоих

У них изьян есть общий – страсть к вину

Не сможет пьяный выиграть войну.

Они опять же глупо поступили

И половину войска распустили».

Ошибся Цицерон – они хоть выпивали,

Но головы от пьянства не теряли.

Тем временем Кайсар войска собрал

И с ними в Андалус свой путь держал.

 

Примечание: так как во времена Фирдоуси главной боевой силой была конница, он решил что и в Руме времен Кайсара было так.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:


Эпичный эпос, полагаю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эпичный эпос, полагаю

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

:good::good:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас