Ориентализация Византии


538 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

https://i.pinimg.com/originals/26/a5/bd/26a5bd4e11c9edb70ed96286f9ad670f.jpg

Вот это вот Афины под турецкой властью и порождают они очевидный вопрос, поскольку при обсуждении не раз постулировалось овосточивание греческой армии ввиду постоянных контактов и конфликтов с ближневосточными мусульманскими государствами, то что насчёт гражданской и религиозной сферы? Как византийский ориентализм повлияет на повседневную жизнь и развитие Империи?

Изменено пользователем "Ди"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как византийский ориентализм повлияет на повседневную жизнь и развитие Империи?

Кроме церквей вместо минаретов и никто не трогает монахов? Ну...., как говорится найдите два отличия

14_12-grecheskoe-vosstanie-1821.thumb.jp

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

рмии ввиду постоянных контактов и конфликтов с ближневосточными мусульманскими государствами

Контактов с Италией не меньше. А как бы и не больше. 

А вообще, все дано описанно до нас

 

Население Константинополя было этнически пестрым. Помимо греков, армян, евреев, здесь находились колонии западных купцов — венецианцев, генуэзцев, пизанцев, флорентийцев, каталонцев. Во многих городах были кварталы, населенные представителями какой-либо одной народности. Особенно интересно в этом отношении положение евреев. Еще в эпоху Комнинов Евстафий Солунский жаловался что граждане Фессалоники слишком близко и запросто общаются с евреями "как с друзьями и соседями". В XIV веке в ряде городов исчезают еврейские кварталы - хотя  традиционные места компактного проживания евреев сохраняются, но они имеют полное право приобретать недвижимость и проживать в любом месте города. Если при этом вспомнить городскую хартию Янины, в которой значится что горожане-евреи должны пользоваться "всеми правами и привилегиями" наравне с православными гражданами Янины - можно сделать вывод о довольно высокой степени "эмансипации" евреев в поздней Византии.

 

Византийская аристократия издавна жила в городах. Постепенно города разрастались, но старые аристократические кварталы неизменно оставались в центральной части. Делились кварталы города порой и по профессиональному признаку. В одном из актов XIII в. упомянута константинопольская улица ремесленников-поясников; в XIV в. в столице существовал квартал сапожников, изготавливавших обувь для военных.

 

Хорошо сохранившимся архитектурным памятником той эпохи является многократно описанный в научной литературе дворец деспота Мореи. В нижних помещениях правого крыла дворца проходили приемы и обеды. Спальные комнаты членов семьи деспота располагались в одном из четырех зданий правого крыла. Здесь же находилась и молельня. На втором этаже левого крыла имелся огромный зал, освещавшийся двумя рядами окон. Это был тронный зал, где проходили особо торжественные церемонии. Одной из грандиозных построек XIII в. являлся дворец Нимфеон.

 

Дома знати и богатых горожан были преимущественно двух- или трехэтажными, с плоской или двускатной крышей (Schatz. № 112. 306). На стыке черепиц крепилась свинцовая прокладка. Плоские крыши обычно использовались как солярии. В «Диалоге богатых и бедных» (середина XIV в.) о такого рода постройках сказано: «У вас приятные жилища — вы наслаждаетесь в хорошую погоду нежнейшим ветерком (с крыш) ваших трехэтажных домов». Многие византийские дома XIV в., построенные в основном из белого камня, имели выступающие балконы и полукруглые окна, над которыми поперечно выкладывался красный кирпич. Двери и ставни часто были железными, украшенными гвоздями с большими головками. Дома в большинстве случаев имели узкий фасад, выходящий на улицу, и двор с колодцем, подсобными помещениями, виноградным прессом. Нижний этаж дома обычно использовался для хозяйственных нужд. Иногда там же располагались кухня, жилье для прислуги, склады. Под полом выкапывалась яма для хранения продуктов. Около дома нередко находился небольшой сад из фиговых или других деревьев. Наличие внутренних открытых двориков расширяло площадь жилья. В Пергаме дома возводились обычно в виде замкнутого прямоугольника с квадратным двором в центре. Иногда же они располагались в линию вдоль узкого дворика. Двери одного дома не должны были находиться против входа в другой.

 

 

Дома в провинциальных городах часто имели множество хаотических пристроек, сделанных в разные годы без всякого плана. Не случайно Феодор II Ласкарис противопоставлял средневековые здания Пергама красивым и гармоничным античным постройкам. Комнаты в домах Коринфа, Афин, Эфеса часто были узкими, неправильной формы, что определялось отсутствием свободных площадей для новых построек.

Византийские сельские поселения были различными по размерам и характеру. Наряду с большими деревнями встречались поселения, незначительные по размерам и числу жителей. Так, в балканской деревне Мамициона, принадлежавшей Хиландарскому монастырю, жило 450—500 человек. Название же расположенной на севере Балканского полуострова деревни — Моноспития (Однодомовка) — говорит само за себя.

Деревни делились на стаси — крестьянские подворья одной семьи. Центром стаси являлся окруженный забором или кирпичной стеной одноэтажный дом, крытый черепицей, тростником или соломой. К дому обычно примыкали виноградники, сад с фиговыми деревьями, орешником, маслинами. Во владение стаси могли входить небольшой водоем и мельница. Пашня могла находиться рядом с домом, но чаще была расположена в отдалении, иногда чересполосно с земельными участками других крестьян. Участки порой были ничтожными — до одного модия (примерно 0,084 га). Крестьянские меры определения площади земли не случайно, наверное, назывались пинакион (дощечка) и лорис (пояс). Границы между земельными участками обозначали камнем или столбом, а иногда окружали пашню канавой. Вокруг больших деревень лежали неподеленные (общинные) земли: луга, где жители деревни косили траву, рощи, где рубили лес, собирали каштаны и ягоды. Община сохранилась и в поздневизантийское время. Руководил общиной обычно совет «старцев». Имелись в деревнях и большие (неразделившиеся) семьи. В описях XIV в. встречаются перечни общего имущества женатых братьев, сыновей одного отца. Но нормой в деревне являлась небольшая парная семья.

 

Крупные земельные комплексы составляли владения императорской семьи, представителей знати, монастырей, церковных корпораций. Собственники этих владений большей частью жили в городе, а хозяйство вели управляющие. Иногда владения феодалов-динатов были расположены в стороне от участков крестьян, иногда же включали в себя целые деревни.

 

Византийские термы по устройству напоминали римские, но были значительно меньших размеров, являясь как бы миниатюрной копией древних терм . В Константинополе некоторые из них принадлежали монастырям. Место строительства частных бань строго регламентировалось. Как в городе, так и в пригородах баня должна была отстоять на 20—30 шагов от соседних строений.

 

Дома знати отличались богатым интерьером. Деревянные двери, отделяющие внутренние помещения, украшались резьбой или инкрустацией, потолки иногда покрывали позолотой. Пол обычно был вымощен плитами белого мрамора. Внутренние лестницы, каменные или деревянные, часто имели несколько площадок. Парадный зал дворца Мистры вдоль всей длины стен был окружен единой каменной скамьей, невысокой по византийскому обычаю. На частных приемах по старой традиции беседовали полулежа. Ложе являлось непременным атрибутом богатого интерьера. Декор комнат дополнялся коврами и драпированными тканями. Занавеси из тканей иногда заменяли двери, в особенности в спальнях.

 

О внутреннем убранстве домов простолюдинов известно меньше. Верхний этаж, если он был, поддерживался обычно деревянными столбами. Обычным видом мебели являлись низкие круглые или квадратные сиденья без спинки, а также полукруглые стулья. Пол покрывали плетеными циновками. Вокруг длинного, покрытого скатертью стола для трапезы стояли низкие сиденья на трех ножках.

 

Трапезе византийцы уделяли большое внимание. Застольем отмечалось любое событие — от рождения ребенка в доме до избрания нового патриарха. Пища в семьях знати была разнообразной: молодая баранина, мясо козлят, медведей, говядина, птица. Свежая рыба дополняла мясные блюда на праздничном столе. В поздневизантийской басне «Рассказ о четвероногих» свинья похвалялась, что ее мясо едят «и с хорошей зеленью, и с тыквой, и вареное, и отдельно, без всякого другого; еще и прекрасное благоухающее жаркое — то свежее, то соленое, как изготовят. Солят же и хранят меня в течение всего года, и кладут в кувшины и бочки, и приготавливают студень и другие подобные вещи: челюсть, язык, окорока, колбасу, спинные части, бока с толстым салом, и жирную [мучную еду] и фаршированные изделия». Баранье мясо, согласно этой же басне, «тучно, и приятно, и полезно для желудка». В каждодневном рационе византийцы предпочитали кефаль и морского окуня. Употреблялись в пищу также омары, раки, устрицы, каракатицы. Сливочное масло употреблялось как в свежем, так и в топленом виде. Растительное масло изготавливалось прежде всего из оливок, а также из миндаля, мирта (для целебных целей). Ценили мягкие сорта сыра. Употребляли в пищу разнообразные овощи —  морковь, бобы, горох, чечевицу, а также салат и спаржу. Приправами служили хрен, петрушка, сельдерей, тмин, майоран, чеснок. Обычными для византийской кухни были и репчатый лук и лук-порей. Мед и тростниковый сахар употребляли при приготовлении сиропов из айвы, роз, слив, яблок, гранатов. Из мучных изделий были распространены крендели и блины (их ели с медом). Хлеб из крупчатки считался лучшим. Черный хлеб или ячменный был пищей низших слоев населения и монахов-аскетов.

 

В качестве напитков употреблялись молоко, простокваша, пахта. Нередко к столу подавали свежую прохладную воду. Византийцы называли ее «новой водой» (??????). Пили также кипяченую воду (??????), иногда с добавлением тмина, а порой — перца и аниса (тминная вода — ????????????). Вода умеренной температуры использовалась для разведения вина.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

как говорится найдите два отличия

Так в том-то и дело, что данный образец есть "грек" после веков турецкого владычества, но вот как бы сей герой выглядел если бы являлся византийцем под влиянием "ориентализации" от вечного врага с юго-востока? Могла ли появиться идея греческого возрождения в противовес этому?

 

В поздневизантийской басне «Рассказ о четвероногих» свинья похвалялась, что ее мясо едят

Мда уж, турки многое из трапезничества потеряли став мусульманами:haha:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ценили мягкие сорта сыра.

Меня всегда интересовало: хлеб с сыром ("тиропитта", "бурек", "хачапури") придумали ещё при Византии или уже при Османах?

Изменено пользователем moscow_guest

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мда уж, турки многое из трапезничества потеряли став мусульманами

турки (ИМХО) оказались в ситуации, когда свою культуру развивать стало невозможно. С одной стороны мощный ромейский субстрат, который нельзя по идеологическим причинам и мощный персо-арабский, который невозможно( как ни старайся) по причине ромейского субстрата. В итоге.. даже, мало мальски, филологически  обработанного языка у них( до 20 века) не было. 

Так в том-то и дело, что данный образец есть "грек" после веков турецкого владычества,

В том то и дело, что турецкое владычество только в госю управлении. В культуре жесткое доминирование христиан.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Меня всегда интересовало: хлеб с сыром ("тиропитта", "бурек", "хачапури") придумали ещё при Византии или уже при Османа?

Согласно «Этимологиям» Исидора Севильского, слово focaccia, пишущееся на латыни как focacia, является производным женского рода от слова focacius — «запеченная в очаге» (также «запечённая в золе»).

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D1%87%D1%87%D0%B0

задооооолго до.....  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фокачча задооооолго до....

Но фокачча, она же без сыра, просто хлеб.

Впрочем да, похоже, корни хачапури восходят ещё к римлянам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

хлеб с сыром

тиропита — заимствованное греками блюдо турецкой кухни

Тиропита (греч. Τυρóπιτα) — греческий несладкий сырный пирог из теста филло и оригинальной начинки из яиц и сыра фета.

Филло готовят из муки и воды, добавляя немного оливкового масла

Блюдо из хлеба, оливкого масла и сыра. Ну откуда греки могли узнать про такое блюда, как не от турок:lol::lol:

В общем, та же история, как с "турецкими" банями. 

Изменено пользователем daichimaru

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но фокачча, она же без сыра, просто хлеб.

Ключевое не сыр, а оливковое масло( которое добавляют и в тиропита и фокачу). После таких доводов, сомнений в средиземноморском происхождении указанного блюда, сомнений быть не должно( ИМХО)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Блюдо из хлеба, оливкого масла и сыра. Ну откуда греки могли узнать про такое блюда, как не от турок:lol:

Хе-хе! ;)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Впрочем да, похоже, корни хачапури восходят ещё к римлянам.

Вот в этом, лично у меня, сомнения. Римляне, изначально, использовали животные жиры. В больших количествах, в Италию оливковое масло стали подвозить только в 1 веке д.н.э.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Могла ли появиться идея греческого возрождения в противовес этому?

А что возрождать-то? Наряжаться в хитон и гиматий?:rolleyes:

 

как бы сей герой выглядел если бы являлся византийцем под влиянием "ориентализации"

Да как-то так. Даже феска была бы в этом мире - только называлась она "малый скараникий".;)

6f266-ce98-ce92cf81cf85ceb6ceaccebaceb7c

 

 

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да как-то так. Даже феска была бы в этом мире - только называлась она "малый скараникий".

Настолько не отличалась бы от турецкой? Неужели ничего не унаследовали от римских времен?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Настолько не отличалась бы от турецкой?

Фасоны были бы разные естественно. Как собственно и в РИ:

maxresdefault.jpg

 

Неужели ничего не унаследовали от римских времен?

"Унаследованное от римских времен" не шибко-то удобно для всадника, сражающегося на степных равнинах Анатолии. Византийская кавалерия заимствовала восточные "всаднические" элементы костюма еще со времен военных реформ Юстиниана, и особенно Маврикия (активно вводившего аварские элементы боевого снаряжения). И когда в эпоху темных веков гражданская, сенаторская и куриальная элита сошла на нет, а законодателем мод стала "военная аристократия" - началось и активное вторжение "ориентальных" элементов в моды.

 

Ну а когда в 1204 году Константнтинополь пал, и центр ушел в азиатскую, акритскую Никею -  в простом и скромном быту двора Ласкарисов отказались от антиквариата "римского наследия" даже в парадно-церемониальном костюме, перейдя на то что элита реально носила:

Как показала Мария Парани, в поздневизантийский период происходит глубокая ориентализация традиционной концепции византийского церемониального костюма, который по определению был пронизан этатической знаковостью и символизмом. Такие центральные традиционные элементы как скарамангий (потомок позднеримской парадной туники) и "классическая" церемониальная хламида, уходят в прошлое; их место занимают кафтан ("кавадий") и плащ ("эпилорикон"), а церемониальными головными уборами становятся тюрбаны ("факеолида");) и "скараникий".  Этот ориентализирующий сдвиг начался  еще в Никейскую эпоху.

 

На мозаике - неоднократно упомянутый в таймлайне философ и государственный деятель Феодор Метохит, месадзон (премьер-министр) империи в начале XIV века. На голове у первого министра Ромейской империи ничто иное как тюрбан (факеолида):

834960_original.jpg

 

Впрочем если моду на тюрбан считать маркером "ориентализации" - то в XV веке ориентализирована была даже Франция. То, что на этом портрете на голове у Карла Смелого - называется конечно "шаперон", но это тюрбан.:rolleyes:

Philip_the_good.jpg

 

А вот модник из Ренессансной Италии кисти Мазаччо:

masaccio-d83b6941-a527-4e74-a374-1bb86f9

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Да как-то так.

Короче говоря, получается та же самая Османия, только христианская? И какой смысл тогда во всей этой альтернативщине?... Задам вопрос иначе - что кардинально меняет наличие такого "итало(?)-турецкого(?)" гибрида в истории Европы с 1500х годов, примерно?

Изменено пользователем "Ди"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

получается та же самая Османия

Потому что не ходят в хитоне и гиматии?:grin:

 

Я вам страшный вещь скажу - не только тюрбаны, как было показано выше, но и "фески" массово носили в ренессансной Италии.

scale_1200

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Короче говоря, получается та же самая Османия, только христианская?

Ну так принципиально тут как раз христианство, а не тюрбаны. 

В принципе, примеров того, как европейские народы перенимают восточный костюм, довольно много:

Сицилийцы

Румын

Житель Дубровника 

9343684b883c419be2c10336e7bcb3b1--sardinia-italy-folk-costume.jpg

 

4azLqljQ74VN_vlad-tsepesh.jpg

eab20583bc508f1bc074ce958a8132d5.jpg

Изменено пользователем John D. Long

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Румын

Тогда уж добавьте до кучи венгров и поляков с их национальным прикидом.;)

 

Житель Дубровника

Это как раз вполне себе итальянский костюм времен Ренессанса.

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Это как раз вполне себе итальянский костюм времен Ренессанса.

Вобщем, если обобщить, мода будет плюс минус реал. А как с архитектурой? Мечетей, понятное дело небудет, но что нибудь типа ампира может быть? Или та же восточная кухня?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 В тесте фило масло необязательно оливковое, существенно, что оно слоеное и намазано каким-нибудь жиром.А кто изобрел - неизвестно, и из римских и древнегреческих источников неизвестно. Может и турки принесли.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А как с архитектурой? Мечетей, понятное дело небудет, но что нибудь типа ампира может быть? Или та же восточная кухня?

.имхо, в архитектуре влияние востока будет меньше - потому что вплоть до совсем уж поздних времён главнейшую роль играет архитектура культовая, а церковь под мечеть не перестроишь. Скорее всего, сначала будет сильно итальянское влияние - как в РИ России. Построят несколько красивых ренессансных соборов. В провинции будут продолжаться старые традиции крестово-купольной архитектуры.

В гражданском строительстве - у простого люда типичная средиземноморская архитектура, она не так уж сильно отличается от страны к стране. Черепица, внутренние дворики, садики, балкончики, вот это всё. 

Дворцы будут тоже наверное на итальянский манер сначала, опять же Москва с Грановитой палатой в пример. Но тут, конечно, и какие-то восточные элементы будут.

Ну, а ампир - это уже потом, в 18-19 веках.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

что нибудь типа ампира может быть?

Куда ж без него.

Ну, а ампир - это уже потом, в 18-19 веках.

Ампир наверное да, но расуждать о том, будет ли вообще в Византии "классицизм" абсурдно - ибо он есть. Посмотрите на архитектуру центра византийского Константинополя, особенно Августеон и форум Константина - сплошная классика. Портики, колоннады, барельефы на фронтонах, статуи... это вполне себе живая традиция.

 

Скорее всего, сначала будет сильно итальянское влияние - как в РИ России.

Ну как сказать...я не назвал бы его итальянским, оно будет вполне себе доморощенное. На волне "ренессанса" вполне себе возродится "базиликальная" модель храма, и даже комбинация базилики с крестово-купольным, похоже кстати на флорентийский Дуомо. В конце концов второй (после Софии) храм Константинополя, собор Святых Апостолов - типичная базилика.

Купол Дуомо правда ромеи не превзойдут. Брунеллески добился таких размеров купола за счет его вытянутой вверх формы; купол получился не "классическим", а практически "готическим". А ромеи вряд ли (ИМХО конечно) отступят от своих идеально сферических куполов.

 

В провинции будут продолжаться старые традиции крестово-купольной архитектуры.

Да они и в центре вполне себе продолжатся - ибо востребовано народными вкусами. И архитектор Иосиф Каппадокиец (в РИ мальчиком взятый в девширме, и при обращении в ислам переименованый в Синана) построит новые грандиозные крестово-купольные храмы в столице.

 

В гражданском строительстве - у простого люда типичная средиземноморская архитектура, она не так уж сильно отличается от страны к стране. Черепица, внутренние дворики, садики, балкончики, вот это всё.

Это да.

 

Дворцы будут тоже наверное на итальянский манер сначала

Ну смотря где. Здесь ИМХО будет различие стилей между западными и восточными провинциями. Если посмотреть на РИ дворец деспотов в Мистре - да, почти не отличается от современных ему итальянских палаццо. В то же время дворец Ласкарисов в ионийском Нимфее отличается по крайней мере богатым внешним декором.

 

Здание, построенное у подножия холма в форме простого прямоугольника, было четы­рехэтажным. Первый этаж представляет собой массивный цоколь, сооруженный из огромных камней, что характерно для римской архитектуры. Двухметровая толщина стены первого этажа с узки­ми окнами, служившими бойницами, придавала зданию вид крепости. Сохранившиеся арки и паруса сводов, так же как и наличие столбов, говорят о том, что внутри первый этаж имел посередине ряд колонн, которые разделяли прямоугольное пространство на более мелкие сводчатые по­мещения 4. Начиная со второго этажа, фасад здания сложен из пятиярусных полос кирпичей, а за ним следует ряд обтесанного песчаника. Второй этаж, где находилась главная зала, и третий были также сводчатыми, на что указывает использование тяжелых стенных пилястров между окнами.

Все четыре фасада характеризуются геометрической простотой, не нарушаемой ни карнизами, ни аркадами, и производят впечатление элегантности. Декоративной особенностью фасадов является регулярное чередование с уровня второго этажа равных по ширине горизон­тальных слоев темно-красного кирпича со светло-серым тесаным камнем. Эти слои шли па­раллельно друг другу через все четыре стены. Кроме того, какая-то часть дворца была украше­на керамическими глазурованными плитками с многоцветным орнаментом. Каждый этаж со второго по четвертый (последний сохранился частично) имел по шесть симметрично располо­женных окон на западной и восточной сторонах и по два — на южной и северной. По мону­ментальной лестнице, находившейся в северной части здания параллельно северному фасаду, можно было подняться на второй этаж и попасть в дворцовую залу.

 

Кстати и в храмовой архитектуре греческого востока роль декора изрядно возрастает.

Византийское зодчество рассматриваемой эпохи (как светское, так и церковное) отмечено еще одним новым качест­вом - усилением роли де­кора. Речь идет не только о многоуступчатых тягах, подчеркивающих рисунок фасада; появились и новые декоративные средства, значение которых все более возрастало — цвет и кирпичное узорочье. Прежде всего это выражалось в использовании цветовых эффектов самой кладки, сочетающей ряды красного кирпича и ряды светлого камня. Сочетание это уже утратило конструктивное значение и являлось чисто декоративным, о чем говорят памятники XI в.: чередование кирпича и камня было, собственно, не кладкой, а только облицовкой стены. В эпоху Ласкарисов эта тенденция усилилась. Декор был основан на сочетании кирпича и инкрустированного в кирпичную кладку кам­ня, образующего самые различные узоры (шахматный, зигзаги, плетенки и пр.); пояса этого декора разделены нитками цветных (глазурованных) вставок в виде четырехлистника. Узоры почти сплошь покрывают верхнюю половину фасада, обращенного внутрь дворца.

 

 Все более популярной становилась узорчатая кирпичная выкладка, появившаяся еще в Х в. Ее постепенно усложняли, а в XIIIXIV вв. дополнили вставкой глазурованных изразцов и даже глазурованных блюд. В то время кирпичное узорочье и использование изразцов при наружной облицовке получили в византийской архи­тектуре наибольшее развитие и стали очень популярными.

 

"Узорочье многоцветное". Так что даже наш храм Василия Блаженного вполне вписался бы в архитектурную традицию alma mater, в региональную как минимум. Хотя среди "ренессансной" интеллигенции и будет раздаваться брюзжание против этих рюшечек и за возврат к "строгой простоте классики".:rolleyes:

 

Грановитой палатой

Не только по экстерьеру, но и по интерьеру.;)

Изменено пользователем Georg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Узорочье многоцветное". Так что даже наш храм Василия Блаженного вполне вписался бы в архитектурную традицию alma mater, в региональную как минимум

Интересно. Думаете русские купола получат распростронение в Византии?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Думаете русские купола получат распростронение в Византии?

"Луковицы" - не думаю. Византийцы твердо держались за сферический купол.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Эта тема закрыта для публикации сообщений.