Sign in to follow this  
Followers 0

Строительство кораблей для РККФ РСФДР

25 posts in this topic

Posted (edited)

Немножечко опережая события, к новому 2020 году таки вбрасываю немногое из того, над чем работал последний месяц.

Тема не затихла и не померла, планов громадьё - скоро начну наполнение контентом :)

 

ПЕРВЕНЕЦ КРАСНОГО ФЛОТА

 

Итак, после того, как на Вашингтонской конференции были приняты ограничения на общий тоннаж флотов как 5 - 5 - 3 - 3 - 2 - 2 (на самом деле 2,05, как и ИРЛ было не 1.75 а 1,78, но это мелочи), инженеры-кораблестроители всех стран-участниц приступили к проектированию новых кораблей. Не стали исключением и инженеры Рабоче-Крестьянского Красного Флота (в их составе даже было немало выходцев из рабочих и крестьян). 

 

Оглядываясь на потенциальных противников, командование ВМС (сохранивший после войны пост аполитичный наркоммор Д.Н.Вердеревский, командующий Морскими Силами Республики Е.А.Беренс, начальник Морского Штаба Республики А.В.Домбровский, комиссар Морских Сил Республики И.Д.Сладков, секретарь президиума Центрофлота А.С.Штарёв, глава НТК Морских Сил Республики П.Н.Лесков) летом 1924 года приняло принципиальное решение о начале проектирования крейсеров под "вашингтонский максимум". К этому времени на "условно-вражеских" стапелях стояли две "Фурутаки", достраивались два "Хокинса" с двумя "Эмеральдами" и собирался задел аж под пять "Каунти"; на "условно-дружеских" и "условно-нейтральных" кульманах активно рисовались "Пенсаколы", "Дюкени" и "Тренто".

 

Исходя из потенциальных противников, решено было не мелочиться и сразу делать корабль, превосходящий по силе всех противников - 10000 тонн и 8-10 203-мм орудий. В ОТЗ также входили скорость в 32 узла, 75 мм броневого пояса по всей протяжённости ватерлинии, не менее шести противоаэропланных пушек. К закладке в 1925 году планировались два крейсера, один для Балтики (Северная верфь, бывшая Путиловская) и один для Чёрного моря (Николаев, верфи Тремсуда, бывший Руссуд), со спуском в 1927 году и одновременной закладкой следующей пары. Проектированием корабля занимались Научно-технический комитет Морских Сил Республики и судостроительная контора Северной верфи, главным конструктором был назначен Ю.А.Шиманский. 

 

Сразу же обозначились проблемы: если с корпусом, бронёй и вооружением всё было, казалось бы, понятно, то с энергетической установкой всё было очень плохо. Требовалась мощность не менее 88000 л.с., что было возможно достигнуть только четырьмя машинами. Главная проблема была в том, что наиболее современные турбины - Браун-Парсонс со "Светлан" - достигали мощности только в 11000 л.с. штука. К тому же турбины с прямым приводом были уже вчерашним словом техники. В итоге, новые, модные-молодёжные ТЗА с редуктором, планируемой мощностью в 22000 л.с., пришлось разрабатывать с нуля. Каждый из ТЗА планировалось питать двумя котлами треугольного типа высокой паропроизводительности (планируемые цифры - 100 т/ч, 20 кг/см2, 330С). Всё это довольно сильно увеличивало массу ЭУ (она в итоге дошла до 29,7%), поэтому было решено максимально облегчать вес. Артиллерию - девять 203/50 орудий обр.1905 года - скомпоновали в три трёхорудийных башни, расположенных по "русской схеме" - вторая башня между двумя группами котлов, первая на полубаке, из-за чего корабль силуэтом здорово напоминал первые проекты "Измаилов".

 

Не смогли выдержать и первоначальные требования по броне. Пояс по типу "Светлан" - 75 мм, протяжённый от штевня до кормового траверза рулевых машин - оказался чересчур тяжёл (950 тонн), и было решено урезать осетра до 50 мм, что скостило вес до приемлемых 630 тонн. Взамен усилили 15-мм листами обшивку от пояса до верхней палубы, такими же листами усилили собственно верхнюю палубу. Главная броневая палуба в пределах от носового до кормового броневых траверзов была толщиной 25 мм. Рулевые машины закрывались коробкой в 50 мм по сторонам и 25 мм сверху. Боевая рубка защищалась 75-мм бронёй и 50-мм крышей, 75 мм была и коммуникационная труба. Общий вес бронирования составил 1379 тонн - 14,15% от конструктивного водоизмещения. На корабль установили семь 75-мм орудий 8-К (они же Лендера) и четыре трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата (без запаса торпед), а также "Максимы" на противоаэропланных станках. 

 

Крейсеры "Петроград" и "Киев" были заложены 1 мая 1925 года в Петрограде и Николаеве соответственно. Присвоению кораблям "нейтральных" названий предшествовала долгая многомесячная борьба между флотскими и партийными разных толков - эркомовцы (деятели Партии Революционного Коммунизма, находящейся на крайне левом фланге) настаивали на "Железнякове" и "Рошале", центровики предлагали "Николая Маркина" и "Петра Шмидта", зиновьевская фракция стояла за "Ленина" и "Сталина", моряки - за традиционные названия типа "Громобоя" и "Рюрика". В итоге пришли к компромиссу (т.е. остались недовольны все) в виде столиц автономий и города республиканского подчинения. "Петроград" был спущен на воду 22.02.1927 и вошёл в строй 23.9.1928, "Киев" - 28.11.1927 и 20.6.1930 соответственно. На испытаниях выявились все недостатки первого поколения отечественных ТЗА - ни один из них так и не развил проектную мощность в 22000 л.с., максимум на испытаниях "Петроград" достиг скорости в 31,3 узла при мощности 82454 л.с., будучи при этом максимально облегчённым. Достройка "Киева" из-за некачественного изготовления и сборки механизмов затянулась ещё на два года. Командиром "Петрограда" стал В.В.Вонлярлярский (до того командовавший "Богатырём"), "Киева" -  И.Н.Кадацкий-Руднев.

 

Проект 1 - КРТ "Петроград". Общий вид

5e0b19aec2f58_1_1.thumb.png.8a5319e74424

 

Теоретический чертёж

5e0b19af4bde5_1_2.thumb.png.1666000c55c9

 

Расположение и бронирование

5e0b19afd1995_1_3.thumb.png.02bd55fd6230

 

Нагрузки:

Основные весовые нагрузки  % от вдзм
Корпус и дополнения 3547,41436,38% 
Вес бронирования  1378,6614,14% 
Вес артиллерии ГК  1031,557  
Вес артиллерии ПМК 0  
Вес артиллерии УК   48  
Авиавооружение  0  
торпедное вооружение 0  
всего вооружение  1079,55711,07% 
Вес ГЭУ    290029,74%39,94
Шкиперское оборудование50 25,03
Вспомогательные механизмы250 7,45
Оборудование общего назначения130  
Такелаж    10  
Навигационное оборудование6  
всего оборудование 4464,57% 
Пустой корпус с оборудованием9351,628  
Вес боезапаса ГК  151,47150выстрелов на ствол
Вес боезапаса ПМК  00выстрелов на ствол
Вес боезапаса УК  31,5300выстрелов на ствол
Вес торпед   0  
Параваны   2  
Прочие запасы  50  
Экипаж и провизия  200  
Стандартное водоизмещение9786,598  
Водоизмещение по КВЛ 9751,495  
Перегруз/недогруз  35,102471,34см осадки прирост
Вода для санитарно бытовых нужд120  
Вода для котлов  370  
Мазут    607,6389  
Смазочные масла  50  
Авиатопливо   0  
Питьевая вода  90  
Соляр    45  
Нормальное водоизмещение11069,24  
Водоизмещение по КВЛ 9751,495  
Перегруз/недогруз  1317,74150,19см осадки прирост
Мазут    607,6389  
Вода для котлов  150  
Смазочные масла  50  
Авиатопливо   0  
Питьевая вода  25  
Соляр    45  
Полное водоизмещение 11946,88  
Водоизмещение по КВЛ 9751,495  
Перегруз/недогруз  2195,3883,62249см осадки прирост

 

Характеристики:

Длина максимальная: 206 м

Длина по КВЛ: 200 м

Длина между ПП: 194 м

Ширина по КВЛ: 20 м

Осадка по КВЛ: 6 м

Конструктивное водоизмещение: 9751,5 т

Стандартное водоизмещение: 9786 т.

Полное водоизмещение: 11950 т.

ЭУ: 4 ТЗА, 8 котлов

Мощность: 72000 л.с.

Скорость: 30 узлов

Запас хода экономическим ходом (18 узлов) при полной загрузке: 3500 миль

Бронирование: пояс 50 мм, палуба 25 мм, башни и барбеты 50 мм, боевая рубка 75 мм

Вооружение: 3х3 203/50 обр.1907, 7х1 75 8-К, 8х1 Максим, 4х3 533 ТА (12 торпед)

 

АПД. Убрал 15-мм подкрепление борта и верхней палубы, т.к. процент брони выглядел для первого поколения сугубо неприличным. Пересмотрел вес ГЭУ, чтобы соотношение килограмм на лошадиную силу приближалось к 40, что лучше отражает нашу возможность производства первого поколения ТЗА. Пересмотрен также вес башен, он подрос до 344 т/штука (высчитал примерный коэффициент веса люлек при разном сочетании орудий и люлек относительно башни). 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

75 мм броневого пояса по всей протяжённости ватерлинии

Зачем он в самом носу?  Как ледовый что-ли?  Лишняя тяжесть, а между первыми носовыми шпангоутами и затапливать нечего.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Цусимобоязнь ас из, смотрим Светок :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted


Рисовал я что-то крайне похожее на заре скандинавского флота... Но, мне так кажется, с эстетической точки зрения больно уж страхолюдный корабль получается.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

больно уж страхолюдный корабль получается.

Как говорил Шнуров в одном фильме: "ради этой фразы все и писалось" :)

а то имбу может каждый, а все возможные ошибки собрать дано не только лишь каждому))

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

 С Новым Годом!

Цусимобоязнь ас из, смотрим Светок

Ну, первые то шпации....

"ради этой фразы все и писалось"

Только разве ради этого....

Но, мне так кажется, с эстетической точки зрения больно уж страхолюдный корабль получается.

"В нос" будет нормально.  Трёхногая мачта, с дальномером на верхней площадке - вполне солидно смотрится.  "Красный Кавказ" тоже был ничего (кроме башен). 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А есть ли деньги у Республики Труда(с)? В смысле - ЛИШНИЕ деньги. Плюс -позиции военспецов тут насколько я понял - сильнее - а Маниковский и Верховский с примкнувшим к ним Шапошниковым флот не одобряли

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Я потом бюджеты, долги и кредиты подробнее распишу, но вкратце - в золоте не купается, но таки есть. А по персоналиям - эсер Верховский уже "уйдён" с поста наркомвоена и преподает, а Шапошников занимается делом по профессии - возглавляет Региструпр, то бишь армейскую контрразведку)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

5 - 5 - 3 - 3 - 2 - 2

И кому тут что?  Или Однородному социалистическому - японскую долю, как в МЦМ?

вторая башня между двумя группами котлов

Не знаю, что скажут по этому поводу погреба, но ретирадный огонь ослабнет.

усилили 15-мм листами обшивку от пояса до верхней палубы, такими же листами усилили собственно верхнюю палубу.

То есть увеличили верхний вес.  А по массе что выиграли?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Однородному социалистическому - японскую долю, как в МЦМ?

Да. Про доли и прочее выйду девятого на работу - распишу отдельно. Вкратце: японцам и так доля при переговорах завышена относительно первоначального предложения, и американцам не улыбается остаться против своего кошмара - англо-японского морского союза, поэтому им претензии России (а к ней как к активному поддержателю пунктов Вильсона, у амеров симпатия) относительно доли (у нас, товарищи буржуи, аж четыре ТВД) как бальзам на душу. Соответственно франко-италам от щедрот (пуркуа японцам и советам повысили доли а нам нет?) отсыпали флоты не в шесть а в семь договорных линкоров максимум, не трогая авианосные доли.

 

Не знаю, что скажут по этому поводу погреба, но ретирадный огонь ослабнет.

Погреба вполне помещаются. Конечно, можно заморочиться и прям по-честному рисовать всю механизацию башен и снарядно-зарядные укладки, но это будет долго и нескоро. Огонь - таки да, но иншалла. Во второй паре поправят :) в третьей может даже что-то путное получится

 

 А по массе что выиграли?

Сейчас точно не скажу, файл с расчетами на работе. Но что-то около 600 тонн за счет отказа от 75 мм пояса и 50 мм палубы. На Светках 25 мм обшивка выше пояса была, такую роскошь впихнуть не получится, но хоть как-то усилить желательно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

На Светках 25 мм обшивка выше пояса была, такую роскошь впихнуть не получится, но хоть как-то усилить желательно.

А я понял, что 15 мм добавили к тому, что и так было.  Ну, ладно...

Погреба вполне помещаются

Я о температуре, но, опять-таки, в реале было сплошь и рядом.

Что касается длины пояса, то если вести его только до цепного ящика, то можно сэкономить 40-50 тонн.  Не хотите всхожесть на волну улучшить?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Можно, но на балтийском корабле пояс в носу еще играет роль ледового. На черноморском, понятно, таковой не нужен, но строили строго по чертежам, в результате "как-то не подумали" и поправят ко второй паре. Я здесь ориентируюсь в том числе на лидеры 38-го проекта, на которых "забыли" сделать ледовые подкрепления, и потом в усиленном темпе прилаживали эрзац уже на северах.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

 А по массе что выиграли?

Тэкс. 316 тонн от уменьшения пояса с 75 до 50 мм, 466 тонн от уменьшения главной палубы с 50 до 25 мм. Плюс уменьшение с 25 мм до 15 мм листов укрепления борта от ГБП до ВП - 95 тонн, и 248 тонн от уменьшения верхней палубы с 25 до 15 мм. Впрочем, с последними цифрами можно и чуть поиграть, т.к. у "светок" на ВП была не КЦ, и не 25 по всей ширине а 25-20. Итого от первоначальных предполагаемых цифр "бронирование как у Светлан" удалось сэкономить от 1000 до 1125 тонн.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Плюс уменьшение с 25 мм до 15 мм листов укрепления борта от ГБП до ВП - 95 тонн, и 248 тонн от уменьшения верхней палубы с 25 до 15 мм

А что у вас за программа?  Я про 40-50 тонн говорил просто прикладывая линейку к экрану.  И то про обшивку забыл.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

что у вас за программа?

Эксель :)

правда, сама методика расчетов позаимствована у коллег-проектировщиков. Сам-то я гейм-дизайнер.

и пэйнт.нет ещё. Пытаюсь освоить freeships, но пока успехи скромные. Думаю про спрингшарп)

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Эксель правда, сама методика расчетов позаимствована у коллег-проектировщиков. Сам-то я гейм-дизайнер. Из WoWS, ага и пэйнт.нет ещё. Пытаюсь освоить freeships, но пока успехи скромные. Думаю про спрингшарп)

А можно по-русски? ;)))  Коллега, вы, несомненно большой молодец и, надеюсь, прода (как здесь говорят) будет не хуже.  Я тоже считаю, что создавая АИ, не следует забывать по прогресс и самое вкусное, простое и красивое оставлять на потом.  А для начала таймлайна как-нибудь поднатужится и нарисовать кракозябр.  В общем, и Москва не сразу строилась.  

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

А можно по-русски?

Можно :) есть одна игра. В ней есть в том числе корабли, "реконструированные" с состояния чертежей или набросков до состояния практически эскизного проекта и как следствие сделанных по нему 3D-моделей. Занимаются этим инженеры-проектировщики с образованием и опытом работы в кораблестроении. Аз, грешный (я тоже там работаю, правда, занимаюсь другим) по сходным методикам расчетов нарисовал этот корабль и планирую еще несколько (еще три поколения вашингтонцев, пара легких лондонцев, лидер, линкор, ну и немного иностранных тоже), благо получилось вроде норм)

 

Коллега, вы, несомненно большой молодец и, надеюсь, прода (как здесь говорят) будет не хуже.

Спасибо :) всегда приятно получать похвалу от разбирающихся в теме людей) Продолжение, конечно же, будет - сейчас я "распихиваю" запланированные к постройке корабли - военные и гражданские - по стапелям, чтобы понять, что и где и когда могли строить

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

разбирающихся в теме людей

Коллега, вы льстите мне безмерно:blush2:.  

три поколения вашингтонцев,

Ого! То есть до 30-го года, мельчайшими сериями и, при этом, с крупными изменениями в проектах?  Или у вас Единое Социалистическое и после 30-го будет норму выбирать?  Ну, если по 2 - 4 корабля в серии, то да....

пара легких лондонцев

Большеватые они.  Но, в любом случае - творчество одобряю.

линкор

То есть вообще одна серия, а до того "Севы" и "Измаилы"?

В ней есть в том числе корабли, "реконструированные" с состояния чертежей или набросков до состояния практически эскизного проекта и как следствие сделанных по нему 3D-моделей. Занимаются этим инженеры-проектировщики с образованием и опытом работы в кораблестроении. Аз, грешный (я тоже там работаю, правда, занимаюсь другим) по некоторым их методикам расчетов нарисовал этот корабль

До чего дошла наука (и работа фрилансеров?)!  Говорю это практически без иронии.  Сам пару раз включал "Шарп", но там нет картинок, а тем более 3D;))).  "Цусиму" с её архивами и, всякое около того, тоже просматриваю.  Спецом и, даже, копающим тему интересантом себя не считаю, но всё равно - "Больше АИ кораблей, хороших и разных"! 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

мельчайшими сериями и, при этом, с крупными изменениями в проектах?

Так и есть, и после тридцатого тоже. Попарно, а иногдаи в паре будут отличаться - советская серийность самая несерийная в мире! :)

 

вообще одна серия, а до того "Севы" и "Измаилы"?

Да, "на замену АП и ИП"

и работа фрилансеров?

Таки нет, у нас все максимально серьезно)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

1У - улучшенный или ухудшенный?

 

В процессе разработки и постройки первых "вашингтонских" крейсеров был получен бесценный опыт, который, конечно же, нужно было трансформировать в железо. Работы над улучшенным проектом начались в конце 1925 года. Главной целью было серьёзное увеличение живучести корабля, т.к. этот параметр с точки зрения флотских у "Петрограда" и "Киева" проседал. В ТТЗ внесли увеличение толщины главного бронепояса, и эшелонное расположение котлотурбинной установки вместо линейного, которое американцы применили на серии крейсеров "Омаха", а французы, по данным разведки, применяли на строящихся крейсерах "Дюкень" и "Турвиль". С этой целью проектировщики, не трогая обводы корпуса, подвергли его внутренности значительной перекомпоновке: вторая башня была сдвинута в корму за кормовую надстройку и грот-мачту, поднимаясь на один уровень - теперь она располагалась на значительно продлённом полубаке. Кормовую пару машин, работающую на внутренние винты, сдвинули за эту башню, сразу за ними расположили в линию три котла с улучшенными относительно котлов на пр.1 характеристиками паропроизводительности (теперь на один ТЗА работало по одному котлу в крейсерском режиме, и включалось по дополнительному котлу на пару машин при полном ходе. За кормовыми котельными отделениями расположилась вторая пара машин, а за ней - вторая троица котлов, которую разместили "треугольником" в целях экономии места. Между двумя трубами установили ещё одно новшество - катапульту для запуска гидропланов. Планировалось использовать в качестве разведчика летающие лодки М-9 или М-24, а в качестве перспективного самолёта предполагался разрабатываемый Д.П.Григоровичем на ГАЗ№3 "Красный Лётчик" МРЛ-1 (Морский разведчик с двигателем "Либерти"). Между первой трубой и надстройкой располагался ангар, где должны были храниться два морских разведчика со сложенными крыльями (работы по складываемому крылу велись в рамках опытного использования авиаматок "Коммуна" и "Крылья Советов"). ТТЗ предусматривало увеличение толщины бронепояса до 75 мм с сокращением его длины. Количество противоаэропланных орудий уменьшалось до шести, они располагались на шельтердеке у кормовой надстройки.

 

За счёт облегчения энергетической установки (минус два котла), отказа от одного орудия ПВО и двух из четырёх торпедных аппаратов, и перекомпоновки корпуса удалось сэкономить почти 100 тонн водоизмещения. Главный пояс "обрезали" по бронетраверзам, его длина снизилась с почти двухсот до ста сорока метров, плюс пятнадцать метров бронирования в районе рулевых машин. Для плавания в ледовых условиях Балтики решили оставить в носу суженный до трёх метров ледовый пояс в 50 мм. Как итог, вес бронирования уменьшился на 100 тонн, и составил 1273 тоны. Сэкономленное водоизмещение пошло на установку катапульты, и прирост веса при протяжении полубака в корму. Оставшиеся тонны для попадания "в лимиты" брались за счёт как можно большего применения электросварки и уменьшения боезапаса ГК до 120 выстрелов.

 

Крейсер "Москва" проекта 1У заложили на втором месте крейсерского эллинга Северной верфи 11 ноября 1926 года. Получившие необходимый опыт рабочие экс-путиловских верфей работали с опережением графика, и 08.09.1928 крейсер был спущен на воду, чтобы освободить место для закладки следующего корабля, крейсера проекта 3 "Казань". В декабре 1927, после спуска на воду "Киева" в Николаеве был заложен "почти" однотипный с "Москвой" корабль - крейсер "Одесса" (получивший название по столице Молдавской АССР). "Почти" - потому что было решено отказаться от ледового пояса, в пользу увеличения боезапаса ГК до 150 выстрелов и улучшения ЗКДБ: вместо 75-мм орудий 8-К (они же Лендера-Тарнавского) были установлены 102-мм "обуховки" на зенитном станке. К этому времени уже были известны "детские болезни" котлов и машин проекта 1, поэтому "Одесса" задержалась на стапеле до ноября 1929 года. 

 

"Москва" вышла на испытания в августе 1929 г. "Детские болезни" котлов и машин удалось решить лишь частично, и крейсер снова не смог достичь заявленной мощности в 88000 л.с. и 32 узлов скорости, максимум что удалось выжать - 30,95 узлов при мощности в 79716 л.с. Тем не менее, в процессе постоянной эксплуатации корабль регулярно показывал несколько большую скорость чем "Петроград". При более прожорливых котлах приходилось принимать лишних 110 тонн топлива, чтобы компенсировать дальность хода. Командиром крейсера стал Н.Ю.Рыбалтовский.

 

Общий вид

5e4a826574709__1_2.thumb.png.6ec3bcb0751

 

Расположение и бронирование

5e4a82647d8dd__1_1_5.thumb.png.a2992597c

 

Нагрузки

Основные весовые нагрузки  % от вдзм
Корпус и дополнения 360036,92% 
Вес бронирования  1353,5913,88% 
Вес артиллерии ГК  1031,557  
Вес артиллерии ПМК 0  
Вес артиллерии УК   48  
Авиавооружение  31,5  
торпедное вооружение 24  
всего вооружение  1135,05711,64% 
Вес ГЭУ    280028,71% 
Шкиперское оборудование50  
Вспомогательные механизмы250  
Оборудование общего назначения130  
Такелаж    10  
Навигационное оборудование6  
всего оборудование 4464,57% 
Пустой корпус с оборудованием9334,643  
Вес боезапаса ГК  121,176120выстрелов на ствол
Вес боезапаса ПМК  00выстрелов на ствол
Вес боезапаса УК  31,5300выстрелов на ствол
Вес торпед   12  
Параваны   2  
Прочие запасы  50  
Экипаж и провизия  200  
Стандартное водоизмещение9751,319  
Водоизмещение по КВЛ 9751,495  
Перегруз/недогруз  -0,17588-0,01см осадки прирост
Вода для санитарно бытовых нужд120  
Вода для котлов  370  
Мазут    680,5556  
Смазочные масла  50  
Авиатопливо   30  
Питьевая вода  90  
Соляр    45  
Нормальное водоизмещение11136,88  
Водоизмещение по КВЛ 9751,495  
Перегруз/недогруз  1385,3852,77см осадки прирост
Мазут    680,5556  
Вода для котлов  150  
Смазочные масла  50  
Авиатопливо   30  
Питьевая вода  25  
Соляр    45  
Полное водоизмещение 12117,43  
Водоизмещение по КВЛ 9751,495  
Перегруз/недогруз  2365,93590,11896см осадки прирост

 

Характеристики:

Длина максимальная: 206 м

Длина по КВЛ: 200 м

Длина между ПП: 194 м

Ширина по КВЛ: 20 м

Осадка по КВЛ: 6 м

Конструктивное водоизмещение: 9751,5 т

Стандартное водоизмещение: 9751 т.

Полное водоизмещение: 12117 т.

ЭУ: 4 ТЗА, 6 котлов

Мощность: 72600 л.с.

Скорость: 30 узлов

Запас хода экономическим ходом (18 узлов) при полной загрузке: 3500 миль

Бронирование: пояс 75 мм, в носу 50 мм, палуба 25 мм, башни и барбеты 50 мм, боевая рубка 75 мм

Вооружение: 3х3 203/50 обр.1907, 6х1 75 8-К, 8х1 Максим, 2х3 533 ТА (6 торпед), 3х Григорович М-24

 

"Одесса", по злой иронии, вышла на испытания одновременно со своим "предшественником" - "Киевом", летом 1930 года. Крейсер на испытаниях достиг мощности в 80880 л.с., и скорости в 31,1 узел. Командиром корабля назначили Н.А.Бологова.

 

Расположение и бронирование

5e4a825e70ec2__1_1.thumb.png.f2464876656

 

Нагрузки

Основные весовые нагрузки  % от вдзм
Корпус и дополнения 360036,92% 
Вес бронирования  1273,0113,05% 
Вес артиллерии ГК  1031,557  
Вес артиллерии ПМК 0  
Вес артиллерии УК   66  
Авиавооружение  31,5  
торпедное вооружение 24  
всего вооружение  1153,05711,82% 
Вес ГЭУ    280028,71% 
Шкиперское оборудование50  
Вспомогательные механизмы250  
Оборудование общего назначения130  
Такелаж    10  
Навигационное оборудование6  
всего оборудование 4464,57% 
Пустой корпус с оборудованием9272,063  
Вес боезапаса ГК  151,47150выстрелов на ствол
Вес боезапаса ПМК  00выстрелов на ствол
Вес боезапаса УК  31,5300выстрелов на ствол
Вес торпед   12  
Параваны   2  
Прочие запасы  50  
Экипаж и провизия  200  
Стандартное водоизмещение9719,033  
Водоизмещение по КВЛ 9751,495  
Перегруз/недогруз  -32,4619-1,24см осадки прирост
Вода для санитарно бытовых нужд120  
Вода для котлов  370  
Мазут    680,5556  
Смазочные масла  50  
Авиатопливо   30  
Питьевая вода  90  
Соляр    45  
Нормальное водоизмещение11104,59  
Водоизмещение по КВЛ 9751,495  
Перегруз/недогруз  1353,09451,54см осадки прирост
Мазут    680,5556  
Вода для котлов  150  
Смазочные масла  50  
Авиатопливо   30  
Питьевая вода  25  
Соляр    45  
Полное водоизмещение 12085,14  
Водоизмещение по КВЛ 9751,495  
Перегруз/недогруз  2333,64988,88918см осадки прирост

 

Характеристики:

Длина максимальная: 206 м

Длина по КВЛ: 200 м

Длина между ПП: 194 м

Ширина по КВЛ: 20 м

Осадка по КВЛ: 6 м

Конструктивное водоизмещение: 9751,5 т

Стандартное водоизмещение: 9719 т.

Полное водоизмещение: 12085 т.

ЭУ: 4 ТЗА, 6 котлов

Мощность: 72600 л.с.

Скорость: 30 узлов

Запас хода экономическим ходом (18 узлов) при полной загрузке: 3500 миль

Бронирование: пояс 75 мм, палуба 25 мм, башни и барбеты 50 мм, боевая рубка 75 мм

Вооружение: 3х3 203/50 обр.1907, 6х1 102/60 обр.1911/28, 8х1 Максим, 2х3 533 ТА (6 торпед), 3х Григорович МРЛ-1

 

АПД. Также убрал верхнее дополнительное бронирование, как и на пр.1

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Проект 4 - Флагман Страны Советов

 

Одной из трёх вершин Змея Горыныча, известного под именем "Кораблестроительной программы 1925-1929 годов", была постройка двух линкоров, во вторую бригаду быстроходной дивизии к "Измаилам". ТТЗ на проектирование оных было выдано в 1925 году НТК МСР, а в 1926 проектирование было передано свежеобразованному Центральному Конструкторскому Бюро Судостроения. ТТХ корабля включали в себя: стандартное водоизмещение, ограниченное Вашингтонским соглашением (35560 метрических тонн), бортовой залп, не уступающий по весу измаильскому, скорость, соответствующая "Измаилам" и бронирование не менее 300 мм пояса и 100 мм палубы.

 

Плясать приходилось, естественно, от вооружения. В качестве орудий главного калибра рассматривались 356-мм и 406-мм виккерсковские пушки, причем первые уже были освоены Обуховским заводом, а документация на вторые была получена в ходе империалистической войны. Однако, вариант с 14-дм орудиями почти не прорабатывался - решено было замахнуться на максимум. Первоначальные проекты плясали вокруг трёх трёхорудийных башен, проектируемых в своё время для черноморских линкоров. Результат получался, мягко говоря, спорным: 

ЛК пр.4, эскизный проект НТК Морских Сил Республики, 1925 год

5e5e7541eeb64__3_old_3.thumb.png.360ec03

Энергетическая установка была аналогична применяемой на крейсерах пр.1, что давало предполагаемую мощность в 90000 л.с. и скорость в 23,1 узла. Разумеется, это не могло устроить заказчика в лице наркоммора. Более того, из-за высокого веса орудийных башен в 2300 тонн штука, 6900 итого, максимум что удавалось поставить в качестве бронепояса - 280 мм, то есть всего на 40 мм превосходящая "Измаилы" защита.

 

В 1926 году проектирование было передано в ЦКБС, где работу над проектом возглавил В.П.Костенко, известный и опытный инженер-кораблестроитель. Он сразу же внёс несколько ключевых изменений. Так, обводы корабля были изменены от "измаильских" до более плавных (были взяты обводы от костенковских проектов времён ПМВ). Было увеличено количество котлов, что позволило поднять мощность на треть, а самое главное - артиллерия была скомпонована радикально по-другому. Вместе с чертежами черноморских проектов из архивов извлекли чертежи и балтийских, в первую очередь это коснулось чертежей четырёхорудийных башен главного калибра. По расчётам, это позволяло снизить массу артиллерии ГК на 1000 тонн минимум. Котлы и машины разместили эшелонно, по образцу проектирумого по соседству проекта 1У, чтобы в том числе и улучшить живучесть, и разместить катапульту. Носовая труба приобрела изящный наклон назад, во избежание задымления надстройки и для размещения всех необходимых прожекторов и прочего.

ЛК пр.4, эскизный проект лета 1926 года, ЦКБС

5e5e7543098d1__3_old_4.thumb.png.cdfaef6

Повышение мощности ЭУ до 120000 л.с. в теории давало повышение скорости до 25,5 узлов, чего всё равно было недостаточно. Бронирование оставалось на уровне чуть лучше предыдущего варианта  300-мм пояс, 100-мм палуба. Однако, заказчик продолжал требовать увеличения как защиты, так и скорости. Инженеры, скрепя сердце, продолжили работу.

 

Определённую надежду давали подвижки по котлам и турбинам. Недавно созданное КБ котлостроения Я.М.Гаккеля, работая вместе с Теплотехническим институтом Гриневецкого, оптимистично сообщило об увеличении параметров улучшенных котлов с 10000 до 14000 л.с. на котёл, что позволяло обойтись всего девятью котлами. При перекомпоновке ЭУ на старый, линейный, манер, можно было обойтись лишь одной трубой. Ангар был расширен, и полная авиагруппа составила аж пять самолётов! Все установки ПМК перенесли в корму.

ЛК пр.4, эскизный проект зимы 1926/27 года, ЦКБС

5e5e755f5eb49__3_old_5.thumb.png.56e3ee3

Второй эскиз проекта 4 авторства ЦКБС. Обращает на себя внимание довольно оптимистичное количество стволов ПМК, учитывая что в ТТЗ калибр такового не оговаривался. Также корабль не имеет ни наклонного пояса, ни интегрированных булей, и фактически его защита находилась на уровне ПМВ.

 

Проектироващики клятвенно заверяли в возможности форсировать ЭУ до 130000 и 26,5 узлов. В таком виде корабль был одобрен к постройке, с закладкой в день десятилетия Революции, 11 ноября 1927 года. НКМ официально заказал к постройке два линкора на Адмиралтейском заводе, который приступил к формированию задела. 

Проект 4, предполагаемый вид по эскизному проекту зимы-весны 1927 года.

5e5e754417249__3_old_light.thumb.png.ff4

 

Тем временем наступила весна и на испытания вышел "Петроград". И внезапно стало ясно, что параметры ЭУ были проектантами безбожно завышены: крейсер еле-еле достиг показателя в 10000 л.с. на котёл. Это был провал. Даже обещания теплотехников уже не принимались на веру. Ко всему прочему, разведкой были добыты определённые детали характеристик "Нельсонов", которые англичане предпочли не оглашать. Оказалось, что бронепояс британских новейших линкоров не прямой, а установлен под наклоном, что дополнительно повышало его стойкость, а также корабли имеют внушительной глубины противоторпедную защиту, увенчанную 1,5-дюймовой переборкой по всей протяжённости пояса. Стало ясно, что параметры защиты и живучести надо резко повышать. А по линии Коминтерна (это, напомню, левая фракция Рабочего Интернационала) были добыты эскизы французских "линейных крейсеров" в 37000 тонн предполагаемого водомизмещения. Нет, конечно же, было ясно, что 33 узла и 180000 л.с. - это всего лишь скейлированная в два раза ЭУ от "Сюффрена", но и остальные характеристики заставляли военморов вздрагивать. Решено было удариться в одну из двух сторон - защиту или скорость. Но так как скорость уже была под подозрением из-за упавших на испытании относительно заявленных характеристик ЭУ пр.1., решили упарываться в защиту.

 

"Под нож" пошёл калибр и количество ПМК, который официально был ограничен 12 стволами и 130 миллиметрами. "Зарезали" боезапас ГК до 80 выстрелов на ствол. Но и этого было мало. В конце концов, после долгих прений, решено было пожертвовать скоростью, ограничив её аналогичной других новейших линкоров - "Нельсона" и "Нагато" (японцы везде заявляли именно о 23 узлах). Так что ЭУ пересмотрели совершенно радикальным образом: линкор был переведён на трёхвальную компоновку, причем машины располагались как на "Нельсонах", за шестью котлами, которые были максимально сдвинуты в корму. Таким образом, в корму двигались и надстройка, и вторая башня: броневая переборка между погребом и ЦП находилась теперь точно на миделе. Погреба двух башен были разделены вспомогательными помещениями. Пояс наклонили на 12 градусов, а в нижней части корпуса встроили були, увеличив максимальную глубину ПТЗ до 6,5 метров. Завершала её 50-мм ПТП. Броневой пояс, прикрываюший погреба получил толщину 350 мм с утончением до 200 по нижней кромке, часть, закрывающая ЭУ была, соответственно, 320 и 180 мм. Выше шёл верхний пояс в 120 мм толщиной, в носу был ледовый 50-мм пояс, а корму и рулевые машины прикрывал 200-мм пояс. Палуба над погребами была толщиной 120 мм, над ЭУ - 100, а палубой ниже располагалась 10-мм противоосколочная палуба. Носовой траверз цитадели имел толщину 350 мм от главной палубы на всей высоте главного пояса, ниже его на палубу - 200 мм, и ещё ниже до днища - 100 мм, аналогичный кормовой траверз - 200 мм по высоте пояса и 100 мм ниже. Рулевые машины с кормы закрывал траверз в 200 мм, сверху - палуба в 80 мм. Барбеты башен главного калибра имели толщину в 350 мм, противоминного - 40 мм. Боевая рубка была 350 мм по кругу.

Проект 4 финальный. ЦКБС, лето 1927 года. Общий вид

5e5e753d0b7aa__3_1_light.thumb.png.f1589

 

Проект 4 финальный. ЦКБС, лето 1927 года. Расположение

5e5e753e249b7__3_2_light.thumb.png.c1f44

 

Проект 4 финальный. ЦКБС, лето 1927 года. Бронирование

5e5e753f37673__3_3_light.thumb.png.2749d


Четырёхорудийные башни главного калибра несли четыре 406/45 орудия образца 1914/27 года в двух полубашнях. Лобовая плита имела толщину 350 мм, тыловая - 400 (противовес), борта и крыша - от 250 до 180. Общий вес башни с механихацией составлял 2504,7 тонн. Башни противоминного калибра несли по два 130/55 орудия в раздельных люльках, имели бронирование в 25 мм лоб и 10 мм остальное, и весили по 56 тонн. Проектируемая скорострельность ГК - 2 выстрела в минуту (фактическая 1,5), угол возвышения - 35 градусов, дальность стрельбы при максимальном возвышении - 33000 м. В качестве ПВО установили новые зенитные орудия, вернее, старые "обуховки" на новом станке, тремя плутонгами по три орудия.

 

Энергетическая установка трёхвальная, три ТЗА тмощностью по  28300 л.с. представляли собой увеличенный в размерах улучшенный агрегат для крейсеров проектов 1, 1У и 3. Котлы - 6 штук типа КВ-2, по 14200 л.с. Общая мощность - 85000 л.с., скорость - 23 узла. Экономический ход - 19000 л.с., 14 узлов. Потребление топлива - 50 т/ч на полном ходу и 7,5 т/ч н экономическом. Дальность хода - 5000 экономическим и 1250 полным, при полном запасе топлива в 2700 тонн. Масса ЭУ - 2900 тонн, т.е. 34 кг/л.с. Водоизмещение стандартное 35515 тонн, полное 40254 тонны. Корабль оснастили катапультой, с размещением ангаров в кормовой части протяжённого полубака, причем из-за заглубления ангаров на одну палубу ниже, самолёты приходилось "выволакивать" по пандусу с помощью лебёдки. Катапульта и кран для подъёма гидросамолётов также находились в корме, на полуюте. 

 

Проект 4 финальный. ЦКБС, лето 1927 года. Нагрузки

Основные весовые нагрузки  % от констр.вдзм
Корпус и дополнения 12651,235,63% 
Вес бронирования  12121,7234,14% 
Вес артиллерии ГК  5009,36  
Вес артиллерии ПМК 336,213  
Вес артиллерии УК   63  
Авиавооружение  31,5  
торпедное вооружение 0  
всего вооружение  5440,07315,32% 
Вес ГЭУ    29008,17% 
Шкиперское оборудование50  
Вспомогательные механизмы500  
Оборудование общего назначения400  
Такелаж    20  
Навигационное оборудование5  
всего оборудование 9752,75% 
Пустой корпус с оборудованием34088  
Вес боезапаса ГК  714,43280выстрелов на ствол
Вес боезапаса ПМК  110,58250выстрелов на ствол
Вес боезапаса УК  47,25300выстрелов на ствол
Вес торпед   0  
Параваны   5  
Прочие запасы  50  
Экипаж и провизия  500  
Стандартное водоизмещение35515,26  
Водоизмещение по КВЛ 35504,01  
Перегруз/недогруз  11,249290,20см осадки прирост
Вода для санитарно бытовых нужд690  
Вода для котлов  370  
Мазут    1339,286  
Смазочные масла  50  
Авиатопливо   30  
Питьевая вода  300  
Соляр    45  
Нормальное водоизмещение38339,55  
Водоизмещение по КВЛ 35504,01  
Перегруз/недогруз  2835,53550,47см осадки прирост
Мазут    1339,286  
Вода для котлов  150  
Смазочные масла  50  
Авиатопливо   30  
Питьевая вода  300  
Соляр    45  
Полное водоизмещение 40253,83  
Водоизмещение по КВЛ 35504,01  
Перегруз/недогруз  4749,82184,54706см осадки прирост

 

 

Характеристики:

Длина максимальная: 247 м

Длина по КВЛ: 239 м

Длина между ПП: 229 м

Ширина по КВЛ: 30 м

Осадка по КВЛ: 9 м

Конструктивное водоизмещение: 35504 т

Стандартное водоизмещение:  35515 т.

Полное водоизмещение: 40254 т.

ЭУ: 3 ТЗА, 6 котлов

Мощность: 85000 л.с.

Скорость: 23 узла

Запас хода экономическим ходом (14 узлов) при полной загрузке: 5000 миль

Бронирование: пояс 320-350 мм, палуба 100-120 мм, башни и барбеты до 350 мм, боевая рубка 350 мм

Вооружение: 4х2 406/45 обр.1914/27 г., 6х2 130/55 обр.1913 г., 9х1 102/60 обр.1911/28, 8х1 Максим, 3х Григорович МРЛ-1

 

Первый линейный корабль, получивший название в наследство от выводимого в музейный статус "флагмана Революции" - старого броненосца "Заря Свободы", прикрывавшего своим огнём штурм Зимнего дворца в те огненные дни, был заложен на 250-метровом стапеле №1 Адмиралтейского завода 1 мая 1928 года. Последовавший за ним систершип "Советская Россия" заложили только в декабре, т.к. до того стапель был занят грузопассажирским теплоходом IV серии "Аксельрод". Линкоры были спущены на воду 1 сентября 1930 и 12 февраля 1931 гг. соответственно, и вступили в строй одновременно 1 мая 1932 г., войдя в состав 1-й бригады 2-й дивизии ЛК Балтийского флота. Командиром "Зари Свободы" был назначен искусный артиллерист В.И.Иванов, бывший до того командиром крейсера "Адмирал Бутаков", в командование "Советской Россией" вступил бывший командир "Севастополя" А.А.Кузнецов.

 

Немного о проектировании. Обводы основаны на "измаильских", башня от "линкора 1915 года" с облегченным бронированием, задница от ЛК типа А КБ-4 ака Проект 21, общее расположение от него же. Общую логику эволюции я в целом озвучил: "бригада проектировщиков" в моём лице и "заказчик" в лице такого же упоротого по кораблям как и я друга, сначала хотели быстроходный ЛК, отчего и шли раз ра разом попытки как можно больше занизить и облегчить корпус. Потом "проектировщики" "с помощью агентов Разведупра/ИНО ОГПУ/ОМС ИККИ (нужное подчеркнуть)" "ознакомились" с тех же лет проектами французов и, откопав старые чертежи, решили скрестить всё это. Бронирован на уровне "Нельсона", энергетически более прожорлив и менее продвинут, по вооружению считается не слабее, но по факту такой же если не хуже, по размерам больше, по мореходности настолько же отвратителен. Перфекто! По мощности ТЗА не самые продвинутые на то время, как может показаться: французы планировали на свои "Круазёр де батай" агрегаты аж по 37000 лошадей, 28000 имеют "Дюнкерки", ну и если не брать ЛКР, то у "Каги" с "Нельсоном", которые на семь-девять лет раньше, по 22500 л.с. Соответственно котлы по 14000 - тоже не сказка, а, скорее, просто хороший результат (Дюкень, 1924 - 13000, Сюффрен, 1925 - 15000, Пенсакола, 1926 - 13500, Альжери, 1931 - 14000, Галиссоньер, 1931 - 21000 (!)). Всего получается 34 кг/л.с., или же 29,2 л.с./т (отн.массы ЭУ). Теоретически, впихав ещё три котла, можно бы получить 113000 и 25 узлов, но просто некуда - или прощай, ПТЗ, или прощай ПМК и да здравствует работа в генераторных и ЦП в очень стеснённых условиях. Да и ТЗА потребуются слишком продвинутые. Так что - отказать. По нагрузкам - немного не добрали (56 тонн) до максимума. В целом довольно сбалансированная машинка, особенно если помнить что идёт она от скрещивания нельсонокаргокульта с отечественными синьками. Для боя на ЦМАПе подойдёт :) 

 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Проект 3 - максимальная защита!

 

Заложенные в 1925-28 годах четыре крейсера типа "Сюффрен", два типа "Пенсакола", шесть типа "Нортхэмптон", два типа "Йорк", четыре типа "Мёко" и четыре типа "Такао" имели тенденцию к резкому увеличению бронирования по сравнению со своими предшественниками - "Дюкенями", "Омахами" и "Аобами". Тенденция явно имела тягу к увеличению: по данным разведки, планируемые к закладке в 1929 году пять американских (будущий тип "Портлэнд", было построено два, ещё три по более позднему типу "Нью Орлеан"), два британских (типа "Сюррей", так и не были построены) и два итальянских (будущий тип "Зара", построено четыре) крейсера должны были улучшить защиту до каких-то невообразимых цифр в 127 а то и в 152 мм!

 

Оставшиеся два крейсера, согласно "Кораблестроительной программе 1925-1929 годов", предназначавшиеся для новосоздаваемого Северного флота, разрабатывались с конца 1927 года (отчего и зарезервировали за собой циферку "3" в номере проекта), и должны были быть заложены осенью 1928 года. Корабли должны были повторять своих предшественников, крейсера проекта 1У. Однако в свете новооткрывшихся данных, проект подвергли коренной переработке в сторону увеличения защиты по максимуму. Для этого пришлось пойти на радикальные меры, по типу таковых, принятых при проектировании ЛК пр.4. Новые орудия, 203/55 обр. 1928 г., скомпоновали в две четырёхорудийные башни, правда, в отличие от линкоров, башни располагались в оконечностях корабля. Вернулись к линейной схеме ЭУ. Это позволило уменьшить длину корпуса до 182 метров по ватерлинии. Соответственно, уменьшилась и длина бронепояса, до 110 м. Толщина его была увеличена до 120 мм, уменьшаясь к нижней кромке до 75 мм. Палуба подросла до 50 мм. Носовой траверз на уровне бронепояса был 120 мм толщиной, ниже - от 50 до 20 мм, кормовой, соответственно 75 и 20 мм. Барбеты ГК имели толщину 75 мм, такой же была боевая рубка (крыша 50 мм, пол - 20 мм). Рулевые машины были защищены 50-мм бронёй со всех сторон и сверху. Четырёхорудийные двухлюлечные башни имели 100-мм лоб, 50-мм борта, крышу и тыл. Ледовый пояс 50 мм был установлен в носу.

 

Поднаторев в проектировании ЭУ на проекте 4, инженеры смогли выдать ТЗА с мощностью 21500 л.с.. Котлы были по конструкции аналогичны применявшимся на линкорах. Общая мощность, таким образом, составляла 86000 л.с., что должно было дать скорость в 31 узел. Запас топлива в 2000 тонн обеспечивал дальность в 5000 миль 18-узловым ходом.

 

Крейсеры "Таллин" (столица Эстонской АССР) и "Казань" (столица Татаро-Башкирской АССР) были заложены 1 мая 1929 года в эллингах Северной верфи. Строительство кораблей шло в режиме соцсоревнования, ни одна из бригад не хотела уступать, и крейсеры были спущены в один и тот же день, 8 марта 1931 года (невиданная точность была достигнута ценой огромной кучи недоделок). Корабли вышли на испытания летом 1932 года и вступили в строй осенью того же года. Командирами назначили И.С.Юмашева и Г.И.Левченко соответственно.

 

КРТ пр.3, общий вид

5e67b88123b9d__3_1.thumb.png.78c19952895

 

КРТ пр.3, расположение

5e67b8825b119__3_2.thumb.png.223307cd516

 

КРТ пр.3, бронирование

5e67b883652cb__3_3.thumb.png.c4a111a2133

 

КРТ пр.3, нагрузки

Основные весовые нагрузки  % от вдзм
Корпус и дополнения 350034,43% 
Вес бронирования  2104,98820,71% 
Вес артиллерии ГК  697,9015  
Вес артиллерии ПМК 0  
Вес артиллерии УК   48  
Авиавооружение  31,5  
торпедное вооружение 0  
всего вооружение  777,40157,65% 
Вес ГЭУ    300029,51% 
Шкиперское оборудование50  
Вспомогательные механизмы250  
Оборудование общего назначения130  
Такелаж    10  
Навигационное оборудование6  
всего оборудование 4464,39% 
Пустой корпус с оборудованием9828,389  
Вес боезапаса ГК  89,76100выстрелов на ствол
Вес боезапаса ПМК  00выстрелов на ствол
Вес боезапаса УК  21200выстрелов на ствол
Вес торпед   0  
Параваны   2  
Прочие запасы  50  
Экипаж и провизия  200  
Стандартное водоизмещение10191,15  
Водоизмещение по КВЛ 10165,06  
Перегруз/недогруз  26,093790,96см осадки прирост
Вода для санитарно бытовых нужд120  
Вода для котлов  370  
Мазут    1041,667  
Смазочные масла  50  
Авиатопливо   30  
Питьевая вода  90  
Соляр    45  
Нормальное водоизмещение11937,82  
Водоизмещение по КВЛ 10165,06  
Перегруз/недогруз  1772,7665,29см осадки прирост
Мазут    1041,667  
Вода для котлов  150  
Смазочные масла  50  
Авиатопливо   30  
Питьевая вода  25  
Соляр    45  
Полное водоизмещение 13279,48  
Водоизмещение по КВЛ 10165,06  
Перегруз/недогруз  3114,427114,71см осадки прирост

 

Характеристики:

Длина максимальная: 188 м

Длина по КВЛ: 182 м

Длина между ПП: 176 м

Ширина по КВЛ: 20,6 м

Осадка по КВЛ: 6,66 м

Конструктивное водоизмещение: 10165 т (промахнулись на 25 тонн, бывает)

Стандартное водоизмещение: 10191 т. (продолжаем промахиваться - вы же коммунист!)

Полное водоизмещение: 11937,8 т.

ЭУ: 4 ТЗА, 6 котлов

Мощность: 86000 л.с.

Скорость: 31 узел

Запас хода экономическим ходом (18 узлов) при полной загрузке: 5000 миль

Бронирование: пояс до 120 мм, палуба 50 мм, башни до 100 мм, барбеты 75 мм, боевая рубка 75 мм

Вооружение: 2х4 203/55 обр.1927, 6х1 102/60 обр.1911/28, 8х1 Максим, 3х Григорович МРЛ-1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Таллин" (столица Эстонской АССР

стоп. Эстония же в Балтии

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Эстония же в Балтии

Южная. А Эстляндия - её как заняли в конце 18 - начале 19, так и остаётся, в границах губернии. В теме про Балтенланд есть карта)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Проект 2. Сон разума

(вы же не думали, что я забуду про цихру 2, не так ли?)

 

Идеей быстроходных минных заградителей российские флотоводцы всерьёз заинтересовались в 1915 году. Адмиралы считали, что "для широкого использования мин заграждения нужны быстроходные суда, специально оборудованные для быстрой постановки мин и с возможно большим, но не чрезмерным, количеством мин на каждом". Идею использовать крейсера адмиралы отметали как расточительную. Для постановки двурядной банки десятимильного заграждения считалось необходимым иметь два заградителя с 400 минами на каждом, но вообще командование хотело четыре таких корабля: два с закладкой в 1915 и вступлением в мае 1917, и ещё два с закладкой в 1916 с готовностью к маю 1918. Весьма оптимистично. Виделись эти крейсера-минзаги как корабли в 3000 тонн, с шестью 130-мм орудиями, 350-400 минами, 33-34 узлами полной скорости и дальностью в 1200 миль на 25 узлах. Правда, очень быстро ТТЗ на такой крейсер-заградитель выросли до 35 узлов, 1500 миль на 25 узлах и семи орудий, при этом корабль должен был иметь "максимально низкий силуэт". Проектировщики заточили циркули, почесали в кульманах, и выдали шесть проектов, от 4500 до 5500 тонн, от 63000 до 80000 л.с., и с дальностью хода от 640 до 740 миль полным ходом (33 узла), от 1450 до 1620 миль крейсерским (25 узлов). Тем не менее, ни один из проектов МГШ и ГУК не устроил: они были то лёгкой переделкой "Светок", то плохо просчитанными вариантами, которые при воплощении в металл не достигли бы требуемых характеристик. Так что проект отложили, а потом и за революционными событиями забыли.

 

Вернулись к проблемам минзагов после окончания мировой войны. Полное господство немцев на море летом 1918 года, и наглость английской эскадры весной следующего возродили необходимость иметь постановщики мин в большом количестве, вернее хоть в каком-то, так как при бегстве Балтийского флота из Гельсингфорса и Ревеля пришлось оставить большую часть минных заградителей всех размеров, в том числе "Нарову" (бывший "Генерал-Адмирал"), которую немцы под конец войны передали Балтенланду, и у РСФДР остался фактически только один "Амур". "Кораблестроительная программа 1925-29 годов", являвшаяся результатом долгих и жарких споров во флотском руководстве, принятая в 1924 году, изначально не включала в себя постройку минных заградителей. К их проектированию инженеры Северной верфи приступили в частном порядке, одновременно с проектировкой проекта 1. Верфь за время мировой войны строила в основном эсминцы (не считая двух "Светок"), поэтому по их замыслу водоизмещение корабля не должно было выйти за рамки 2000-2500 тонн. Базой для минзага стал проект "минного крейсера в 2020 тонн", разработанный Техническим бюро проектирования ГУК в 1915 году, и проект "минного заградителя 30-узловой скорости" поручика Лампси. В качестве энергетической установки взяли котлы и машины от хорошо освоенных "Новиков", доведя число котлов до шести, а машин до трёх. Размерения увеличились, и водоизмещение подросло до 2400 тонн стандартного. Короткий полубак минного крейсера был продлён назад, в районе надстройки он переходил в минные галереи, идущие до кормового свеса, и фактически у корабля добавилась ещё одна палуба. В качестве вооружения установили четыре 130-мм орудия со "Светлан", по два линейно в каждой оконечности. Скорость предусматривалась в районе 30-31 узла, дальность оперирования 15-узловым ходом - 2000 миль, и 750 - максимальным.

 

Однако, корабль надо было ещё суметь "продать". Наркоммор прохладно отнёсся к идее постройки минзага вне запланированной программы. Тогда инженеры решились на смелый и немного странный поступок. Они предложили Наркоммору "универсализировать" корабль, который в зависимости от надобности путём минимальных переделок теперь мог вдруг стать.. учебным кораблём! С последними во флоте была беда: "Народоволец" (бывший "Николаев") в июне 1920 года заотнул из-за аварии, так что из специальных оборудованных судов оставался только "Океан", а из переоборудованных выведенных из боевого состава "Россия" и "Громобой" недавно были проданы для разделки на металл, и оставались разве что старые истребители. Проекту был дан ход, он получил официальный индекс "2". Но для того, чтобы учебный корабль мог совершать дальние походы, нужна была соответствующая дальность плавания. Как этого достичь? Либо увеличением запаса топлива, либо улучшением потребления топлива котлами. Однако, был и третий путь. Летом 1924 года англичане спустили на воду большой минный заградитель "Эдвенчер". Его особенностью была комбинированная энергетическая установка - помимо двух обычных турбин Парсонса на тех же валах были и по два электромотора, работавших от дизель-генераторов, суммарной мощностью в 8000 л.с. Это позволяло поднять дальность оперирования до 8000 миль. Идея была рассмотрена и признана перспективной. Собственно, сама мысль комбинированного двигателя никого не удивляла, ибо применялась много лет на подводных лодках. Электромоторов в стране, разумеется, никаких не было, но дизеля имелись, и даже производились - для лодок типа "Барс". Ну, как производились... из построенных 20 лодок "родные" 1320-сильные дизеля получили только "Кугуар" и "Змея", и решался вопрос о возобновлении производства таковых для достройки лодок "Форель" и "Язь", на остальные пришлось ставить что нашли - от коломенских дизелей для амурских мониторов по 240 л.с. до капризных виккерсовских по 420 л.с.

 

Лодка "Кугуар" была серьёзно повреждена в 1918 году при попытке перевести её на Каспий для действий против турецких интервентов. Сначала её хотели восстановить, но затем от этой идеи отказались. Оба дизеля извлекли и готовились ставить на "Форель" или "Язь". Перекомпоновка машинного отделения проекта "учебного минзага" не заняла много времени, и вместо центральной турбины разместили три дизеля общей мощностью в 4000 л.с., работающих через редуктор на один центральный вал. С запасом соляра в 300 тонн обеспечивалась дальность плавания в 3000 миль 15-узловым ходом. Вопрос с размещением курсантов решили любопытным способом. Прямо на минных рельсах, в минных галереях, из щитовых деревянно-фанерных конструкций возводились учебные классы (6 шт.) и восемь 12-местных кубриков, а также десять преподавательских кают, библиотеку, столовую и небольшой лекторий, он же кинозал (в самой корме). Дополнительные гальюны и умывальники предусматривались в исходной конструкции. Это позволяло разместить 96 курсантов, 7 преподавателей, начальника курса, комиссара курса и руководителя практики, и обеспечить одновременное обучение 2/3 курсантов в классах и 1/3 либо в лектории, либо на практических занятиях. Потом, при необходимости, деревянные конструкции легко снимались, выносились вместе со столами, стульями и прочим имуществом, и их место занимали 300 мин заграждения образца 1906 года (и положенные им 60 минных защитников). Для нужд обучения к имевшемуся набору вооружения дополнительно просиединили два однотрубных 457-мм ТА со старых истребителей, 76-мм зенитку Лендера и два 40-мм "Максима". 

 

Крейсер-минный заградитель "Енисей" был заложен на крейсерском стапеле Северной верфи (место №2, т.к. место №1 было занято "Петроградом") в июне 1925 года, спустили на воду в сентябре 1926 года, а вступил в строй корабль в сентябре 1927. Третий дизель "экспроприировали" у "Язя", что задержало вступление лодок в строй ещё на год. По игронии судьбы, корабль опоздал на свою первую войну - когда тучи на политическом горизонте начали сгущаться, чтобы совсем не остаться без штанов, моряки срочно переоборудовали в минзаги  "Диану" и "Аврору". Именно последней пришлось поучаствовать в первом морском бою Балтийской войны, сойдясь в скоротечной схватке в тумане с балтийским "Лачплесисом", бывшим "Варягом". "Енисей" поучаствовал в минных постановках в конце войны, и только. При этом в процессе испытаний, пришедшихся на самое начало военных действий, выяснилось, что корабль болеет типичными для советских кораблей того времени болезнями - перегрузкой, недостаточной мощностью ЭУ и повышенным расходом топлива. Стандартное водоизмещение выросло до 2600 тонн, полное - до 3300. Скорость в 30 узлов так ни разу и не была достигнута, максимальная скорость в обычной эксплуатации составила 28,6 узлов, крейсерская на турбинах - 20 узлов вместо запланированных 21, крейсерская на дизелях - 14.5 вместо 15. Всё это, а также эффективность минных постановок с переделанных старых кораблей привело к тому, что "Енисей" так и остался в единственном экземпляре. Кстати, как учебный корабль он тоже не был хорош - курсанты и преподаватели находились поистине в спартанских условиях. Тем не менее, минзаг "пропустил через себя" множество будущих советских военморов.

 

Крейсер-минный заградитель "Енисей" проекта 2. Обший вид.

5f6b7e29984df__2_3.thumb.png.109b865e939

 

Расположение.

5f6b7e2679921__2_1.thumb.png.720953ab8fc

 

Размещение в минных галереях помещений в варианте "учебный корабль"

5f6b7e28222ab__2_2.thumb.png.ebcf5ce5569

 

Нагрузки.

Основные весовые нагрузки  % от констр.вдзм 
Корпус и дополнения 879,288633,85%  
Вес бронирования  00,00%  
Вес артиллерии ГК  60,45714   
Вес артиллерии ПМК 0   
Вес артиллерии УК  16   
Авиавооружение  0   
торпедное вооружение 20   
всего вооружение  96,457143,71%  
Вес ГЭУ    105040,42%  
Шкиперское оборудование10   
Вспомогательные механизмы100   
Оборудование общего назначения50   
Такелаж    5   
Навигационное оборудование10   
всего оборудование 1756,74%  
Пустой корпус с оборудованием2200,746   
Вес боезапаса ГК  44,232300выстрелов на ствол
Вес боезапаса ПМК 0300выстрелов на ствол
Вес боезапаса УК  30500выстрелов на ствол
Вес торпед   4,8   
Вес мин    192   
Параваны   2   
Прочие запасы  30   
Экипаж и провизия 60   
Стандартное водоизмещение2563,778   
Водоизмещение по КВЛ 2597,629   
Перегруз/недогруз -33,851-10,44см осадки прирост
Вода для санитарно бытовых нужд10   
Вода для котлов  12   
Мазут    175   
Смазочные масла  5   
Авиатопливо   0   
Питьевая вода  10   
Соляр    155,4276   
Нормальное водоизмещение2867,205   
Водоизмещение по КВЛ 2597,629   
Перегруз/недогруз 269,576683,12см осадки прирост
Вес мин в перегруз 0   
Мазут    175   
Вода для котлов  12   
Смазочные масла  5 Запас топлива:
Авиатопливо   0 350т.мазута
Питьевая вода  10 311т.соляра
Соляр    155,4276   
Полное водоизмещение3288,633   
Водоизмещение по КВЛ 2597,629   
Перегруз/недогруз 691,0042213,3318см осадки прирост

 

Характеристики:

Длина максимальная: 118 м

Длина по КВЛ: 116 м

Длина между ПП: 113,5 м

Ширина по КВЛ: 11,6 м

Осадка по КВЛ: 3,8 м

Конструктивное водоизмещение: 2600 т

Стандартное водоизмещение: 2570 т.

Полное водоизмещение: 3290 т.

ЭУ: 2 ТЗА, 6 котлов, 3 дизеля

Мощность: 30000/4000 л.с.

Скорость:  28,6/14,5 узлов

Запас хода экономическим ходом (14,5 узлов) при полной загрузке: 3000 миль

Бронирование: нет

Вооружение: 4х1 130/55 обр.1913, 1х1 75 Лендер, 2х1 40 Максим либо 2х2 102/60 обр.1911/28, 2х1 457 ТА (2 торпеды), 300 мин

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0