Красные авиаматки

43 posts in this topic

Posted (edited)

Ещё до войны существовало некоторое количество проектов авианесущих кораблей для российского флота. Главным по этому делу в Российской Империи был инженер Павел Александрович Шишков (1887-1958). Участвовавший в испытаниях гидропланов в 1910-е года, привлечённый на службу по найму на должность инженера по авиационной части в Службу связи Балтийского моря, Шишков был активным сторонником использования военных кораблей для несения самолётов. В 1913 году он предложил проект переоборудования крейсера "Паллада" для несения палубных гидросамолётов, а 8 февраля 1914 г. состоялось заседание комиссии при МГШ для рассмотрения вопроса о специальном авиационном судне-разведчике, из протокола которого следует, что в нем обсуждался представленный Шишковым эскизный проект. Комиссия решила передать в Тактическое отделение МГШ изучение вопроса о предпочтительности проекта специального авиационного судна или совмещения его с легким крейсером, а также сконструировать и испытать приспособление для взлета с борта корабля. К сожалению, проект был похоронен бюрократией, и дальше эскиза дело не зашло, а ведь это был первый в России проект корабля-носителя колёсных самолётов! Проработки Шишкова легли в основу переоборудования парохода "Императрица Александра" в авиатранспорт "Орлица".

 

В 1918-19 годах на Балтике оперировала британская эскадра, оказывающая помощь молодым эстонской и латышской демократии (не очень удачно). В составе британских сил был любопытный корабль - авианосец "Виндиктив", перестроенный из крейсера "Кэвендиш" типа "Няшкинс" "Хокинс". Крейсер этот имел в носу ангар для колёсных самолётов и 32-метровую взлётную палубу для них, а в корме - протяжённую (58,8 х 17,4 м) посадочную палубу. Палубы были соединены узким (2,4 м) мостиком для перемещения самолётов с кормы в нос. Советские военморы имели возможность не раз понаблюдать за этим необычным кораблём - бывший крейсер не только сохранил часть своих 190-мм орудий, но был и неплохо забронирован (75-мм), и имел превосходный 29-узловой ход! В общем, глаза у флотоводцев всех рангов горели: "Хочу машинку как у того мальчика! Желательно подешевле и получше!" - читалось в них.

 

Сказано - сделано: в 1920 году, при принятии программы восстановления флота небольшая часть средств выделялась на переоборудование одного из старых крейсеров, выводящихся из состава флота. Морякам оставалось выбрать: будет это "Громобой" или "Россия". Выбирать, честно говоря, хотелось методом Геральта из Ривии, который знал правильный ответ на загадку про два стула. "Россия" разменяла третий десяток, имела изношенные до предела машины, которые, к тому же, имели сложную схему со средней паровой машиной экономического хода, "Громобой" был не моложе и чувствовал себя не лучше. Моряки заикнулись было о перестройке кого-нибудь из "Светлан" - закономерно получили отлуп от своего же большого центрального штабного начальства, которое предпочло иметь в строю крейсер, чем не иметь его, но иметь странный гибрид. После тяжких раздумий собрались уже было переделывать кого-нибудь из транспортов, но тут появился ОН, красивый сам собою.

 

"Пиллау", или же правильнее, "Муравьёв-Амурский", был заказан Россией как часть сделки по расширению Мюльграбенской верфи в Риге данцигской верфи "Шихау", ещё в 1913 году. Само собой, с началом мировой войны он вместе с систершипом "Адмирал Невельской" был немцами реквизирован. "Невельской"-"Эльбинг" погиб в Ютландском бою, а "Пиллау" успешно дослужил до Кильского мятежа, и был возвращён России после подписания Версальского мира. Правда, лишь к лету 1920 года крейсер смогли довести до Ревеля/Таллина. В качестве собственно крейсера он в состав флота вписывался не очень: довольно изношенный, бронепалубный, вооружённый немецкими 15-см орудиями, снарядов к которым, само собой, не ожидалось, а все новые обуховские стотридцатки шли на вооружение достраивающихся крейсеров. Поэтому его с лёгкостью отдали авиаторам под переделку.

 

К работе над проектом быстроходного носителя гидросамолётов приступили сразу же. Главным инженером был идеолог создания таких кораблей, сам инженер Шишков. В состав комиссии вошёл также один из немногих в России пилотов, имевших реальный опыт эксплуатации авианесущих кораблей со сплошной палубой. Станислав Эдуардович Столярский руководил авиагруппой, базировавшейся во время Гражданской войны на перестроенной нефтеналивной барже "Коммуна", имевшей стометровую (на самом деле 140, но для оперирования самолётов использовались только передние 2/3) сплошную палубу, с которой могли успешно взлетать, и, главное, на которую могли успешно садиться истребители "Ньюпор". Итогом  их размышлений стал следующий проект:

 

У крейсера срезались надстройки, трубы от нефтяных котлов сводились в одну широкую, отнесённую на место "родной" третьей трубы. Полубак слегка расширялся и доводился до  этой самой трубы, в появившемся пространстве оборудовались каюты для авиаторов и механиков. В общем-то кроме этого, корпус изменениям не подвергся. За кормовой трубой надстраивался широкий (14 м., что на 0,4 м. было шире корпуса) и высокий (5 м.) ангар длиной 57 метров для шести-семи гидросамолётов типа М-15. Фактически ангар представлял собой пиллерсы для посадочной палубы, обтянутые для защиты от непогоды брезентом по кругу. Из-за узкой кормы не было возможности сделать разгрузочный порт сзади (как это было сделано на почти всех британских гидроавиатранспортах), и в передней части ангара, сразу за трубой, были прорезаны порты на всю высоту. Носовее портов располагались стрелы грузовых кранов, по одному крану на борт. Порты могли закрываться брезенотвыми рамочными скользящими ставнями от непогоды. Крышей ангара была посадочная палуба, уходившая ещё на 4,5 метра в корму. Далее в нос эта палуба продолжалась за вторую трубу, и в районе надстройки соединялась со взлётной палубой, надстроенной над полубаком. Между трубами надстраивался ещё один ангар, уже целиком металлический, небольшой, для истребителей типа "Ньюпор-17", которых помещалось туда ровно шесть штук. Для подъёма истребителей в палубе был прорезан люк, а за первой трубой установлен грузовой кран, с помощью которого самолёты поднимались наверх, устанавливались на узкий участок палубы между первой трубой и краем палубы, и силами матросиков укатывались вперёд. Люк мог закрываться от непогоды двумя металлическими створками. Над полубаком была надстроена 42-метровая взлётная палуба, соединявшаяся, как уже было сказано, в районе надстройки с кормовой посадочной. Таким образом, корабль фактически имел протяжённую палубу, которая в центре была разбита на части двумя трубами, надстройкой и люком для подъёма истребителей.

 

Осенью 1920 года крейсер был введён в сухой док бывшего "Руссо-Балта" на полуострове Цигельскоппель для осмотра и устранения повреждений подводной части. Там корабль успешно провёл всю зиму, и весной 1921 года началось его переоборудование в авиаматку. Одновременно с этим часть лётчиков Балтийской авиадивизии вместе с частью красвоенлётов Волжской флотилии составили Корабельный авиаотряд, и начали тренировку в Саратове, на той самой барже "Коммуна". К лету 1923 года, когда переоборудование корабля было закончено, лётчики КАО МСБМ в целом отработали взлёт и посадку на палубу баржи, находящейся на воде. Посадка при этом осуществлялась сначала "вручную", когда самолёт останавливался руками "аэродромной команды", затем при просмотре фотохроники со взлётами и посадкой американских лётчиков (в том числе, конечно же, Юджина Эли), были применены первые "аэрофинишеры" - тросы, связанные с мешками с песком, за которые цеплялся крюк - гак.

 

В августе 1923 года авианосец, получивший название "Крылья Советов", вошёл в строй. Его нормальное водоизмещение составило 4800 тонн, полное - 5600, скорость упала до 26 узлов из-за перегрузки. Корабль нёс 7 летающих лодок М-15 и 6 истребителей "Ньюпор". Командиром корабля стал 30-летний Н.Н.Несвицкий.

Авиаматка "Крылья Советов". Общий вид.

5e25c60f18899__.thumb.png.45447918944bb4

 

Сравнение "Крыльев" и "Виндиктива"

5e25c79e26e8c___.thumb.png.e9e36dbbbaa20

 

Продолжение следует...

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Весьма продумано и не слишком модерново Плюс!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Интересный вариант. Ещё бы трубы вместе с надстройкой отодвинуть к борту.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ещё бы трубы вместе с надстройкой отодвинуть к борту.

На следующем сделают :)

...на третьем, возможно, догадаются, что сдвигать надо к одному борту

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Второй блин

"Адмирал Невельской", он же "Эльбинг", был немцами потерян при Ютланде. После войны правительство РСДФР, естественно, потребовало от Германии компенсации за конфискованный и утерянный военно-морским способом корабль. Разумеется, компенсирующий корабль шёл вне репараций - мы всего лишь возвращаем своё! - ну и должен был карапь быть как минимум не хуже. В составе немецкого флота, после самозатопления в Скапа-Флоу, оставалось семь крейсеров, включая "Пиллау", который и так передавался России. "Кольберг" был признан не отвечающим требованиям, и флотское командование нацелилось на более современные корабли. Кроме того, России также причиталась треть от остальных немецких крейсеров, т.е. 1,66 от оставшихся пяти. Комиссии Наркоммора удалось договориться с итальянскими и французскими коллегами на следующих условиях: РСФДР берёт в качестве компенсации за "Невельского" крейсер "Кёнигсберг", а как репарации - старый "Кольберг", оставляя Италии и Франции по два крейсера типов "Грауденц" и "Штрассбург".

 

"Кёнигсберг" и "Кольберг" прибыли в Таллин из Киля весной 1921 года. Ценность 25-узлового бронепалубника со 105-мм орудиями, к тому же довольно изношенного (с момента спуска на воду прошло уже более 12 лет) была в глазах советских военморов невысокой. С корабля сняли родные орудия, заменив на шесть обуховских "соток", и переоборудовали в минзаг, переименовав в "Волгу". "Кёнигсберг" же в течение 1921-зимы 1922 года прошёл докование и ремонт подводной части, и следующий год корабль провёл в отстое у ремонтной стенки Таллинского судостроительного завода (бывший "Руссо-Балт"). К концу 1923 года у советских моряков накопилось удачного опыта в эксплуатации первого "авианосца", и решено было переоборудовать также и второй экс-немецкий крейсер.

 

В проект, который стал основой для "Крыльев Советов", внесли ряд изменений. В основном они касались крайне неудобного ангара для истребителей, доставки самолётов на палубу и перемещения между посадочной и взлётной палубами. Дымовые трубы, мешавшие операциям на палубе, решено было сдвинуть к бортам, разделив пополам - дым от левых котлов выводился в две трубы по левому борту, от правых, соответственно, по правому. Между трубами были смонтированы небольшие надстройки, так, чтобы осталось достаточно пространства для перемещения самолёта с посадочной палубы на взлётную. Ангар для колёсных истребителей расширили в нос, теперь он действительно был полноценным ангаром, со складскими и производственными помещениями между бортом и стенкой ангара. Для катера и шлюпки нашли вариант размещения между носовыми и кормовыми трубами по борту, надстроив спонсоны, которые также выполняли функции переходной галереи из передней части ангара в заднюю. Самое главное - посредине ангара со смещением в нос установили полноценный самолётоподъёмник размером 6,5х9 метров, что позволяло доставлять "Ньюпоры" на палубу без помощи крана. Размер посадочной палубы - 64х16 метров, взлётной - 43х14 (максимальная ширина). Ангар для гидросамолётов был аналогичен таковому на "Крыльях Советов", кроме того что его удлинили до 60 метров.

 

"Кёнигсберг" встал под переоборудование зимой 1923 года, и вышел на испытания весной 1925-го. Корабль, получивший название "Коммуна" в честь первого "речного авианосца", достигал 5800 тонн нормального водоизмещения и 7500 полного, мог развивать 26,5 узлов, нёс семь гидросамолётов М-15 и семь истребителей "Ньюпор". Вооружения, кроме самолётов, корабль не нёс. "Коммуна" вошла в состав Корабельного отряда БМАД, его командиром был назначен И.С.Исаков.

 

Авиаматка "Коммуна", общий вид:

5e26d7c0c496b_.thumb.png.27e5f90ec60269f

 

Авиаматки "Крылья Советов" и "Коммуна"

 

60c2262893ef4___.thumb.png.8271041e2281a

 

 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

на третьем, возможно, догадаются, что сдвигать надо к одному борту

Сурово вы с ними. ;)))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Сурово вы с ними

Ну так не всё же сразу строить толпы идеальных кораблей, как это делает примерно каждый первый флотофил. Сначала набить шишки, причем все возможные... Тем более что в случае с авианосцами даже законодатели мод - англичане, и те не уверены, какая из компоновок подойдет. Хорошо, если на следующих авиках две вертикальные палубы не воткнут...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Хорошо, если на следующих авиках две вертикальные палубы не воткнут...

Есть еще вариант, с трубами в борт и по моему даже с поворотной трубой

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Есть еще вариант, с трубами в борт и по моему даже с поворотной трубой

Тут ведь как... давайте посмотрим на аналоги:

Хосё - трубы на правый борт вверх

Лэнгли - трубы на левый борт вверх

Фьюриес - труба строго на своём месте

Игл - трубы на правый борт вверх

Аргус - трубы выведены в корму горизонтально, при этом долгое время для корабля-носителя колёсных самолётов англичане хотели применить схему с двумя трубами-надстройками побортно. Правда, в ходе продувки в аэротрубе (да-да!) выяснилось, что турбулентность воздушных потоков при этом на посадочной палубе будет ой-ёй-ёй какая, и от этой схемы отказались. Наши инженеры об этом, естественно, не знают. Но им хочется незатормозившие самолётики ловить сетью, чтобы те не разбились (как и англичане хотели).

Виндиктив - трубы на месте

Гермес - труба на правый борт вверх

Пегасус, Найрана, Энгадайн, Бен-Май-Кри, Виндекс, Манксман, Кампания и прочие - трубы на месте

Фудр - трубы на месте

Французские конверсии транспортников - понятно.

Про остальные корабли мы НЕ ЗНАЕМ. Потому что они ещё находятся в самом начале перестройки - что фишеровцы, что американцы, что японцы, что тем более Беарн.

 

Поэтому... применяем сначала виндиктивско-фьюриесовскую схему, понимаем что что-то не так, "улучшаем" проект, понимаем что вообще не так, и с третьего раза получаем что-то человеческое.

("что-то человеческое" в данный момент рисуется и считается, если что :))

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вот рисунок по экскизу британского проекта авианосного корабля от 1912 года. Те самые две надстройки препроекта "Аргуса", видимо, растут именно отсюда. Кстати, обратите внимание - лифт уже есть.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

даже законодатели мод - англичане, и те не уверены

Фьюриэс II с центральной надстройкой уже в 1918 году показал, что спутные вихри мешают посадке. Такштааа....

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

уже в 1918 году показал, что спутные вихри мешают посадке

Сомневаюсь, что лайми поделятся этой информацией с красвоенморами. Такшта будут наступать на собственные грабли)

А кораблики эти поставят на переделку. Году в 29-30. А там понятно что случится.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Сомневаюсь, что лайми поделятся

До 1926 года красвоенморы (тм) вполне действовали через пролетарьят, а уж те-то могли и разболтать.

там понятно

Но, в общем, интересно, да. Жду :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Осмысление опыта

 

В августе 1923 года был создан Корабельный отряд Балтийской морской авиадивизии, куда вошли "Крылья Советов" и свежеотремонтированная "Орлица". Создание такого отряда означало, что авианесущие корабли Балтики входили в подчинение не Морским силам Балтийского моря, а Управлению морской авиации, которое, хоть и входило в структуру Наркоммора, тем не менее подчинялось командованию Морскими силами Республики напрямую. Начальником отряда назначили С.Э.Столярского, который, таким образом, получал в подчинение два корабля и три эскадрильи - одна разведывательная гидропланная на "Орлице", ещё одна на "Крыльях" и одна истребительно-разведывательная колёсная на "Крыльях" же. Столярский поднял свой флаг (виртуальный, конечно же, поскольку чёткой системы ещё не существовало) на старом пароходе, где были оборудованы штабные помещения предыдущего командующего, адмирала Дудорова (пионер военно-морской авиации, посланный в Америку для закупок самолётов, решил назад не возвращаться ещё в 1918. Судьба денежных средств осталась неизвестной), а командиром находящихся на "КС" соединений назначил своего старого боевого товарища, И.А.Свинарёва.

 

В 1924 году, при реформе организации и обмундирования, ВМА РККФ получила, вместе с флотом, тёмно-синий "морской" цвет в качестве основного, чёрный как первый приборный (для полей петлиц, околышей и т.п.) и небесно-голубой "авиационный" как второй приборный (для выпушек петлиц и т..п), т.е. "отражённые" приборные цвета авиации сухопутной. При расширении списка должностей РККА и РККФ, поданный "наверх" список военно-морских лётных должностей в целом соответствовал таковому для авиации, однако "сухопутное" название юнита ротного уровня - "отряд" - было заменено на более флотское "эскадрилья", а вместо названия юнита батальонного уровня, который в сухопутной авиации почему-то назывался "дивизион", Столярский недрогнувшей рукой вписал полуофициальное название своего разнородного колёсно-плавучего разведывательно-истребительного соединения - "крыло". Так в морской авиации на следующие несколько лет появились должности "комэск" и "комкрыла" (вместо "комотр" и "комдивизиона").

 

Первое, что выяснилось при отработке взлёта и посадки на самих кораблях - это то, что завихрения воздушных потоков перед стоящей по центру надстройкой, да ещё и с работающей и изрыгающей дым трубой - это что-то непредсказуемое, хтоническое, ужасное и опасное. Даже с учётом того, что "Ньюпор-17" - машинка, крайне нетребовательная к размеру посадочной площадки. Опытные пилоты при сильной качке, а неопытные практически всегда касались колёсами палубы не сразу перед свесом, а уже ближе к середине, и тормозили либо на тоненького, либо в трубу. После третьего разбитого самолёта (и одного насмерть разбившегося пилота) остро встал вопрос о принудительном торможении садящихся. Псевдо-"аэрофинишеры" в стиле зари авиации не канали - мешки с песком просто-напросто сносило с палубы, а гак норовил подскочить и пропустить тросы. От отчаяния Столярский приказал ловить самолёты сложенной в конце посадочной палубы кучей мешков с песком. Смертельные случаи прекратились, но количество переломанных стоек шасси выросло кратно. Пришлось заменить мешки сетью. Помогло.  Но свалилась другая напасть: несколько раз самолёты заходили под неудачным углом, и, не успевая затормозить, шлёпались за борт. Причём, в этом случае сети не помогали - если за натянутой перед трубой сетью ещё была преграда в виде пресловутых мешков, и машина, порвав сетку, попадала в них, то за сетью, натянутой над бортом, было только чистое море. Ответ на дилемму неожиданно пришёл из Англии. Оказалось, что английские авианосные моряки приспособились, натягивая десяток-другой тросов не поперёк, а вдоль палубы, да ещё и на подпорках, так, чтобы тросы поднимались на уровень ступицы колеса. Натянутые таким образом, они не давали самолёту изменить направление, и тот двигался строго вперёд. Новшество немедленно применили, и количество аварий резко уменьшилось.

 

На вошедшем в строю в 1925 году третьем корабле - "Коммуне" - инженеры попробовали устранить проблему непредсказуемых воздушных потоков (а также тесноту в ангаре и неудобство перемещения по палубе самолётов) разнесением дымовых труб по бортам корабля. Тормозящая сеть, таким образом, натягивалась между кормовыми трубами. Но такая конфигурация не улучшила, а, наоборот, ухудшила положение: теперь турбулентный поток за надстройкой был не один, а таковых стало целых два, и глиссаду необходимо было выбирать просто ювелирно, иначе самолёт рисковало бросить в сторону не центра палубы, а в противоположную, к борту, что гарантированно означало проблемы: либо лётчик терял видимость от дыма из труб, либо самолёт крылом касался этой самой трубы, если лётчик не успевал уйти выше или в сторону. Кроме того, если на "Крыльях" протащить самолёт с большим размахом крыла нежели "Ньюпор" было непростой, но, в общем-то, выполнимой задачей, то на "Коммуне" с довольно узким проходом между надстройками, эта операция была сродни подвигу.

 

Выводы из эксплуатации первых авианесущих кораблей РККФ РСДФР были следующие:

 

1. Новые авианосцы должны иметь цельную палубу от носа до кормы

2. Надстройки и трубы должны быть смещены к одному борту, для уменьшения турбулентности воздуха над палубой.

3. Эксплоатация гидросамолётов решительно невозможна при волнении свыше трёх баллов, в то время как колёсные самолёты прекрасно себя чувствуют и при волнении выше. Следовательно, у новых кораблей авиагруппа должна состоять полностью из колёсных самолётов.

4. Поднимать самолёты из ангара необходимо самолётоподъёмником, а не краном.

5. Кораблям необходимы орудия ПВО для самозащиты от самолётов противника.

 

Все эти требования были учтены при переоборудовании следующих двух авианосцев - "Республики" и "Революции", которые стали первыми полноценными кораблями этого класса в России. Первенцы же синхронно стали на переоснащение в 1929 году, но случившийся годом позже Лондонский договор решил их судьбу: не желая тратить ценный тоннаж на два крохотных кораблика (а это целых 10000 тонн суммарно!), руководство РККФ приняло решение о переоборудовании "Крыльев Советов" и "Коммуны" в чистые гидропланоносцы. С кораблей сняли передние (взлётные) палубы, с установкой на освободившееся место зенитных орудий, трубы "Коммуны" снова "спарили". В этом виде корабли вернулись на службу в 1931 и 32 году соответственно.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Авиаматки "Крылья Советов" и "Коммуна"  

Пропала картинка.

Низенькие надстройки между трубами называются ростры.

А так отл!

"что-то человеческое"

Ииии?

На вошедшем в строю в 1925 году третьем корабле - "Коммуне"

Второй Коммуна у вас, Кёниг же. А третий кто?

Эксплоатация гидросамолётов решительно невозможна при волнении свыше трёх баллов

Туполев: "а я построю лучший гидросамолёт, который будет взлетать при четырёх! с бурой и фабзайками!"

следующих двух авианосцев - "Республики" и "Революции"

А это кто будет? Светланоиды-недостройки?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

3. Эксплоатация гидросамолётов решительно невозможна при волнении свыше трёх баллов, в то время как колёсные самолёты прекрасно себя чувствуют и при волнении выше. Следовательно, у новых кораблей авиагруппа должна состоять полностью из колёсных самолётов.

Вообще-то гидросамолеты запускали катапультой даже с легкого крейсера. Посадка в кильватерный след (против волны) на полотно.

Здесь важно произвести полное разделение типов авианосец/гидротранспорт. Первому нужна полетная палуба максимально возможной длины и ширины, самолетоподъемники, аэрофинишеры. Второму палуба нужна только для установки стационарной катапульты, а вместо подъемника трал и аппарель. Первый несет истребительную эскадрилью, т.е. щит соединения, а второй - гидросамолеты-торпедоносцы, т.е. меч соединения.

но случившийся годом позже Лондонский договор решил их судьбу: 

И давно СССР Лондонские и Вашингтонские договора подписал?

Edited by Mamay

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Здесь важно произвести полное разделение типов авианосец/гидротранспорт.

Это щас понятно. А тогда - далеко не так чтоб чётко.

И давно СССР Лондонские и Вашингтонские договора подписал?

В "мире однородного социалистического правительства" СССР - гораздо в меньшей степени страна-изгой, чем в РИ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Пропала картинка.

Поправил, спасибо

Ииии?

*вздыхает* надо собраться и доделать...

Второй Коммуна у вас, Кёниг же. А третий кто?

Я имел в виду третий в бригаде. Пардон, непонятно получилось. Первый - "Орлица" имелся в виду.

Туполев: "а я построю лучший гидросамолёт, который будет взлетать при четырёх! с бурой и фабзайками!"

о-хо-хо, я пока за авиацию очень вчерне берусь по причине неглубоких знаний, но вообще - этот могёт, да

А это кто будет? Светланоиды-недостройки?

Нет, Светок всех пустили в дело, да и малы они. То будут джва последних корпуса от Измаилов - первые с грехом пополам достроили, на вторые не хватило орудий, двигла и брони, а делать "Азнефть" и "Грознефть" жаба душит. Так что будем изобретать из них авики.

Вообще-то гидросамолеты запускали катапультой даже с легкого крейсера. Посадка в кильватерный след (против волны) на полотно.

Спасибо, я в курсе. Но в тексте конечно же "докладчик" имел в виду летающие лодки, т.к. самолётов на поплавках во флоте тогда не имелось.

Второму палуба нужна только для установки стационарной катапульты, а вместо подъемника трал и аппарель.

ну, в данном случае "маемо то що маемо" - катапульта это хайтек, а кран - проверенное временем решение.

Первый несет истребительную эскадрилью, т.е. щит соединения, а второй - гидросамолеты-торпедоносцы, т.е. меч соединения.

У нас из гидросамолётов пока только летающие лодки, а у них с торпедометанием проблемы. Надо будет закупаться за границей, это я опишу позднее

И давно СССР Лондонские и Вашингтонские договора подписал?

СССР не подписал, хотя и соблюдал, но в этой альтернативе Союз Советских Социалистических Республик - это (спойлер) буквальный военный союз Российской Советской Федеративной Демократической Республики и Венгерской Советской Республики.

А вот РСФДР подписала Вашингтон, и подпишет Лондон (если конечно Лондон вообще будет подписан, пока это не точно)

В "мире однородного социалистического правительства" СССР - гораздо в меньшей степени страна-изгой, чем в РИ.

Я больше скажу, в Мире ОСП и страны-то такой как СССР нету :)

 

 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

http://vif2ne.org/nvk/forum/archive/1117/1117257.htm

Ну не настолько, не настолько :)

 

http://vif2ne.org/nvk/forum/archive/1117/1117344.htm

Древнее зло пробудилось!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

у них с торпедометанием проблемы

Никаких проблем, если торпед джве и ЛЛ достаточно велика.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

если торпед джве и ЛЛ достаточно велика.

Это нужна здоровая дура типа Дорнье-Валь, а у нас на тот момент только григоровичские

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Продолжаем.

 

Большие парни.

 

"Измаил", как самый готовый из четырёх линкоров, вступил в строй в 1922 году. "Бородино", для достройки которого каннибализировали котлы, машины, арматуру, броню и прочее с двух оставшихся систершипов, вошёл в состав флота осенью 1924 года. "Кинбурн" и "Наварин" находились в следующих стадиях готовности: по корпуса - 52% и 76,9% соответственно, по броне - 5% и 1,8%, по турбинам 22% и 26,5%, по котлам - 7,2% т 12,5%, по валам, трубопроводам, орудиям и башням - строго по нулям. Достроить их в качестве линейных кораблей не было никакой возможности, поэтому корпуса гигантов застыли у достроечных стенок Балтийского и Адмиралтейского заводов. Отдельные горячие головы предлагали достроить их как танкеры "Азнефть" и "Грознефть" с дизельными двигателями, но моряки ожидаемо упёрлись рогом и не пустили. Пока суд да дело, в 1923 году вошла в строй авиаматка "Крылья Советов", перестроенная в Ревеле из трофейного крейсера "Пиллау", а в 1925 там же перестроили в такой же корабль ещё один трофей - крейсер "Кёнигсберг". Небольшие, в пять и шесть тысяч тонн, кораблики оказались весьма эффективными морскими разведчиками, несущими, к тому же, истребительное прикрытие. По итогам их эксплуатации в 1923-26 годах, военморы "отловили баги" несовершенных конструкций, "переняли иностранный опыт", проанализировав службу в американском и британском флотах кораблей "Лэнгли", "Аргус", "Фьюриес" и "Игл", а также получив информацию от разведки об облике строящихся в США "Лексингтонах". По Вашингтонскому соглашению, страны-подписанты могли достроить два линейных корабля, попавшие под количественное ограничение, как авианосцы. Французы, американцы, британцы и японцы своим правом воспользовались, и всё шло к тому, что пора бы и Советской России поработать в этом направлении.

 

К формированию облика приступили в конце 1926 года. Уже было известно, что "Лексингтон" с "Саратогой", "Беарн" и оба японца будут иметь два ангара, в отличие от одноярусных британцев, что давало им преимущество в количестве носимых самолётов. От идеи дополнительной взлётной палубы было решено отказаться благодаря полученному опыту эксплуатации своих кораблей - передняя мини-палуба была откровенно мала, а отказ от неё увеличивал длину ангара. Для увеличения остойчивости нижний ярус ангара впихнули между казематами 130-мм орудий, так что ангарной палубой стала бывшая броневая 20-мм палуба. Верхний ярус ангара получился значительно шире. На место барбетов концевых башен идеально поместились самолётоподъёмники, механизация которых встала на уровень снарядного погреба, а цистерна авиатоплива - ниже, на место зарядного. Энергетическая установка была идентична таковой от крейсеров проекта 1 (на тот момент ещё не знали о завышенных ожиданиях от ЭУ КРТ типа "Петроград" - так, каждый из восьми котлов достигал показателей в 9375 л.с. на котёл вместо 10000, а каждый из четырёх ТЗА - 18750 л.с. вместо 22000), и должна была достигать 88000 л.с. (реально удалось достичь показателей только в 75000). Под хранилище топлива, в том числе авиационного, отвели помещения бывших зарядных погребов и носового котельного отделения. В снарядных погребах центральных башен устроили склад боеприпасов, с элеваторами, выходяшими в надстройку.

 

Трубы соединили в одну широкую (правда, не настолько широкую как на "Лексингтоне"), которую вывели в "остров" по правому борту. Из вооружения линкоров оставили лишь 16 130-мм орудий, в спаренных группах. По углам ангара, над концевыми группами 130-мм орудий, надстроили спонсоны, на крышу которых чуть ниже полётной палубы устанавливались по два зенитных орудия; ещё четыре орудия стояли по два в нос и корму от "острова". Полётная палуба продолжалась в корму и нос за ангар, лишь слегка не доходя до штевней; с полубака и полуюта её поддерживали пилоны. Сама палуба имела заужения в нос и корму, и расширялась между спонсонами ангара. Радикально было изменено бронирование кораблей. Главный бронепояс заменили на 152 мм, оставив как есть размеры, бронирование казематов оставили в 100 мм. Поверх 20 мм броневой палубы настелили два слоя по 10 мм, доведя общую толщину двух палуб - нижней со скосами и броневой - до 42-59 мм (50 мм скосы и 9 мм нижняя, 12 мм у борта и 40 мм в середине броневая), палуба верхнего яруса ангара состояла из плит толщиной 15 мм (только в центре, у краёв, т.е. в галерее, бронирования не было), как и полётная палуба, итого горизонтальная защита доходила суммарно до толщины в 72 мм. Барбеты, естественно, были сняты. Протяжённая по всей длине противоторпедная переборка была толщиной в 32 мм. Дымоходы и элеваторы бронировались 25-мм листами.

 

К переоборудованию кораблей Адмитралтейский и Балтийский заводы приступили в начале 1927 года. Простоявшие 12 лет у стенки корпуса отвели в сухой док в Кронштадте, где заменили прогнившие листы обшивки и провели прочие работы. Летом корпуса вернулись обратно, чудом успев перед самым началом Балтийской войны. Последующие военные и гражданские перипетии никак не сказались на темпах достройки: оба петроградских завода выходили на полную мощность, клепая как пирожки теплоходы и лесовозы для гражданского флота, готовясь к закладке крупнейших за свою историю заказов - линкоров проекта 4. На "Республике" и "Революции", как были переназваны авианосцы, отрабатывали технологию масштабного внедрения сварки, полной электрификации и телефонизации корабля, экспериментальных систем пожаротушения и борьбы за живучесть. Тем временем, с авиацией для авиагрупп будущих авианосцев, всё было далеко не так радужно. Имевшиеся на вооружении морской авиации истребители "Балилла" давным-давно устарели и морально и физически, григоровичские бипланы И-1 и И-2, стоявшие на вооружении РКВВФ, также устарели, и откровенно "сливали" в прошедщей войне польским и британским противникам. И-3, улучшенный И-2 с двигателем М-13 (в девичестве Райт Т-3 Торнадо; а нам этот самолёт известен под названием И-2-бис, правда, чуточку в другом виде), только-только проходил испытания, и в первую очередь должен был пойти в армейские авиачасти. Не лучше обстояло дело и с торпедоносцами - "морская корова" Мартин SC-2, так хорошо показавший себя во время Балтийской войны, уже устарел. Первоначально авиагруппы, приступившие к тренировкам в Кронштадте, летали на Р-1 и И-2.

 

В 1928 году у "Мартина" был куплен их старый завод в Кливленде, который был перевезён в Таганрог. Вместе с заводом была приобретена лицензия на производство самолётов Т4М, который модифицировался специалистами "Мартина" под двигатель М-13. Самолёт прошёл испытания в 1929 году, и в 1930 началось его производство под индексом ТМ-1 (Торпедоносец Морской, первая модель). В 1930-31 годах было произведено 62 серийных машины, после чего его сменил в производстве ТМ-2 (он же в девичестве Martin T6M) с двигателем М-15 (он же в девичестве Pratt-Whitney Hornet). В том же 1930 году на вооружение морской авиации поступил разведчик Р-5М, а в 1931 году - МШ (известный нам как барашек по имени ШОН). Наконец, в том же 1931 году началось производство И-5 (с мотором М-15, никаких Бристолей и Гномов-Ронов). Поэтому к моменту выхода авианосцев на испытания синхронно летом 1931 года 62-е (С.С.Негеревич) и 64-е (О.А.Кальвиц) морские авиакрылья 4-й Балтийской авиабригады были укомплектованы ещё частично устаревшей материальной частью, но к моменту вступления в строй в ноябре уже получили новые самолёты. Командиром "Республики" был назначен командовавший до этого "Коммуной" Иван Исаков, а "Революцию" отдали в руки соовтетственно капитану "Крыльев Советов" Несвицкому. Каждый корабль нёс 26 истребителей И-5, 6 торпедоносцем ТМ-1 или ТМ-2, 6 штурмовиков МШ и 6 разведчиков Р-5М

 

Авианосец "Республика", общий вид

60ccb57ad93b2__1_.thumb.png.f7d0ccbf413e

 

Авианосец "Республика", планы ангара

60ccb57b87a45__2_.thumb.png.069cf41b2a6d

 

Характеристики:

Длина максимальная

Длина максимальная: 228,6 м

Длина между ПП: 221,9 м

Ширина по КВЛ: 30,5 м

Осадка по КВЛ: 8,81 м

Конструктивное водоизмещение: 29200 т

Стандартное водоизмещение: 31785 т.

Полное водоизмещение: 33950 т.

ЭУ: 4 ТЗА, 8 котлов

Мощность: 75500 л.с.

Скорость: 26 узлов

Запас хода экономическим ходом (18 узлов) при полной загрузке: 3000 миль

Бронирование: пояс 152 мм, палубы суммарно до 72 мм, казематы 100 мм

Вооружение: 16х1 130/55 обр.1913, 12х1 102/60, 8х4 Максим, 42 самолёта.

 

Нагрузки

Основные весовые нагрузки    
Корпус и дополнения  12417
Вес бронирования   7506
Вес артиллерии ПМК  274,56
Вес артиллерии УК   96
всего вооружение   370,56
Вес ГЭУ    3752
всего оборудование  1914
Пустой корпус с оборудованием 25959,56
Вес боезапаса ГК   88,464
Вес боезапаса УК   108,36
Вес самолётов   95,92
Вес боеприпасов авиации  960
Прочие запасы   572
Экипаж и провизия   1000
Стандартное водоизмещение 28784,3
Водоизмещение по КВЛ  29212,56
Перегруз/недогруз   -428,256
Вода для санитарно бытовых нужд 250
Вода для котлов   500
Мазут    800
Смазочные масла   150
Авиатопливо   900
Питьевая вода   150
Соляр    100
Нормальное водоизмещение 31634,3
Водоизмещение по КВЛ  29212,56
Перегруз/недогруз   2421,744
Мазут    800
Вода для котлов   200
Смазочные масла   150
Авиатопливо   900
Питьевая вода   150
Соляр    100
Полное водоизмещение  33934,3
Водоизмещение по КВЛ  29212,56
Перегруз/недогруз   4721,744

 

Шарп

 

Respublika, RSFDR CV laid down 1914 (Engine 1926)
 
Displacement:
30 211 t light; 31 155 t standard; 32 500 t normal; 33 576 t full load
 
Dimensions: Length (overall / waterline) x beam x draught (normal/deep)
(739,34 ft / 732,78 ft) x 98,43 ft (Bulges 100,07 ft) x (28,87 / 29,63 ft)
(225,35 m / 223,35 m) x 30,00 m (Bulges 30,50 m)  x (8,80 / 9,03 m)
 
Armament:
      16 - 5,12" / 130 mm 55,0 cal guns - 81,26lbs / 36,86kg shells, 300 per gun
  Quick firing guns in casemate mounts, 1913 Model
  16 x Single mounts layout not set
      12 - 4,02" / 102 mm 60,0 cal guns - 38,58lbs / 17,50kg shells, 300 per gun
  Anti-air guns in deck mounts, 1911 Model
  12 x Single mounts layout not set
4 raised mounts
      Weight of broadside 1 763 lbs / 800 kg
 
Armour:
   - Belts: Width (max) Length (avg) Height (avg)
Main: 5,98" / 152 mm 656,17 ft / 200,00 m 19,69 ft / 6,00 m
Ends: Unarmoured
Upper: 4,02" / 102 mm 518,37 ft / 158,00 m 6,56 ft / 2,00 m
  Main Belt covers 138% of normal length
  Main Belt inclined 12,00 degrees (positive = in)
 
   - Torpedo Bulkhead - Additional damage containing bulkheads:
1,18" / 30 mm 518,37 ft / 158,00 m 26,25 ft / 8,00 m
Beam between torpedo bulkheads 91,86 ft / 28,00 m
 
   - Gun armour: Face (max) Other gunhouse (avg) Barbette/hoist (max)
Main: 2,01" / 51 mm       -       -
3rd: 1,00" / 25 mm       -       -
 
   - Armoured deck - multiple decks:
For and Aft decks: 2,99" / 76 mm
Forecastle: 2,99" / 76 mm  Quarter deck: 2,99" / 76 mm
 
Machinery:
Oil fired boilers, steam turbines, 
Geared drive, 4 shafts, 75 450 shp / 56 286 Kw = 26,00 kts
Range 3 000nm at 18,00 kts
Bunker at max displacement = 2 421 tons
 
Complement:
1 209 - 1 573
 
Cost:
£1,897 million / $7,587 million
 
Distribution of weights at normal displacement:
Armament: 350 tons, 1,1%
   - Guns: 350 tons, 1,1%
Armour: 7 068 tons, 21,7%
   - Belts: 3 632 tons, 11,2%
   - Torpedo bulkhead: 595 tons, 1,8%
   - Armament: 65 tons, 0,2%
   - Armour Deck: 2 777 tons, 8,5%
Machinery: 2 415 tons, 7,4%
Hull, fittings & equipment: 16 379 tons, 50,4%
Fuel, ammunition & stores: 2 289 tons, 7,0%
Miscellaneous weights: 4 000 tons, 12,3%
   - Hull below water: 2 500 tons
   - Hull above water: 1 500 tons
 
Overall survivability and seakeeping ability:
Survivability (Non-critical penetrating hits needed to sink ship):
  0 lbs / 0 Kg = 0,0 x 5,1 " / 130 mm shells or 3,7 torpedoes
Stability (Unstable if below 1.00): NaN
Metacentric height NaN ft / NaN m
Roll period: NaN seconds
Steadiness - As gun platform (Average = 50 %): NaN %
- Recoil effect (Restricted arc if above 1.00): NaN
Seaboat quality  (Average = 1.00): NaN
 
Hull form characteristics:
Hull has low quarterdeck ,
  a normal bow and a cruiser stern
Block coefficient (normal/deep): 0,537 / 0,541
Length to Beam Ratio: 7,32 : 1
'Natural speed' for length: 27,07 kts
Power going to wave formation at top speed: 45 %
Trim (Max stability = 0, Max steadiness = 100): 50
Bow angle (Positive = bow angles forward): -10,00 degrees
Stern overhang: 6,56 ft / 2,00 m
Freeboard (% = length of deck as a percentage of waterline length):
Fore end, Aft end
   - Forecastle: 20,00%,  32,81 ft / 10,00 m,  32,81 ft / 10,00 m
   - Forward deck: 30,00%,  32,81 ft / 10,00 m,  32,81 ft / 10,00 m
   - Aft deck: 40,00%,  32,81 ft / 10,00 m,  32,81 ft / 10,00 m
   - Quarter deck: 10,00%,  24,61 ft / 7,50 m,  24,61 ft / 7,50 m
   - Average freeboard: 31,99 ft / 9,75 m
 
Ship space, strength and comments:
Space - Hull below water (magazines/engines, low = better): 45,3%
- Above water (accommodation/working, high = better): 257,1%
Waterplane Area: 49 740 Square feet or 4 621 Square metres
Displacement factor (Displacement / loading): 193%
Structure weight / hull surface area: 216 lbs/sq ft or 1 057 Kg/sq metre
Hull strength (Relative):
- Cross-sectional: NaN
- Longitudinal: NaN
- Overall: NaN
Excellent machinery, storage, compartmentation space
Excellent accommodation and workspace room

 

Edited by de_Trachant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

как и полётная палуба, итого вертикальная защита доходила суммарно до толщины в 72 мм

...итого ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА же!

А так всё супер.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

Шайзе, и правда. Писал в спешке :(

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now