польские укрепрайоны на восточной границе

19 сообщений в этой теме

Опубликовано:

здесь будет разбор линий "Барановичи" (более известной как "линия Пилсудского") и "Полесье"

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А карта то будет?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А карта то будет?

будут, ибо не одна а несколько

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

будут, ибо не одна а несколько

Вы будете новатором, Коллега, я который год найти не могу в сети

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

на польско-советской границе было ДВЕ оборонительных линии, которые часто путают и смешивают в одну - "старая" линия "Барановичи" (она же "линия Пилсудского") и так и недостроенная линия "Полесье" - при этом, по завершении всего проекта, действовать они должны были быть в комплексе, но выполнять принипиально разные задачи

новая массивная линия "Полесье" должна была стать цитаделью обороны которая должна будет продержаться достаточно долго чтобы прикрыть мобилизацию "даже с ноля" и дать возможность нанести фланговый контрудар. Причем вдохновлялись её создатели явно линией Мажино и строилась она достаточно "стахановскими" темпами - её возводить начали в 1938 году (часто дают дату начало 30-х - но оная дата относится к началу линии "Барановичи" а не "Полесье" - в википедии же например их вместе намешали смешав обе линии в одну), так вот - строительство первого участка - "Сарны" было начато в 1938 году (с подготовительным этапом в 1936 - 1937, 1938 - именно что начало самого строительства), к сентябрю 1939 участок "Сарны" был готов на 80%, завершение участка "Сарны" было запланировано на 1940 год, на участках "Лунинец" и "Ганцевичи" на 1938 - 1939 гг. были произведены предварительные работы, строительство участков должно было быть начато в 1940 и завершено в 1942 году

линия же "Барановичи" ("линия Пилсудского") по сути представляла собой немецко-австрийские укрепления 1916 - 1917 гг. постройки, откапиталенные, реконструированные и достроенные поляками в два этапа - первый в 1931 - 1936, второй в 1937 - 1939

и цель линии "Барановичи" была не стать неприступной крепостью - а максимально измотать и задержать наступление РККА, максимально снизив его темп и тем самым дав возможность польской армии нанести флнговый удар РККА с юга, отсекая наступающие силы от остального фронта - поэтому:

а) прорыв линии "Барановичи" польским генштабом не только допускался, но и ПРИВЕТСТВОВАЛСЯ (в плане того как в "искусстве войны" Лао Цзы - важно самому выбрать место битвы)

б) сама линия была гораздо слабее линии "Полесье" но в отличие от неё она была сильно эшелонирована

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

также следует учесть что поляки в принипе ВООБЩЕ не стали никак прикрывать Виленское воеводство, т.к. понимали что в случае войны этот узкий "балкон" удержать в принципе нереально - поэтому Виленским воеводством польский генштаб сразу же сознательно жертвовал, даже не планируя оборону этой части территории - отмобилизованные армии с этой территории должны были сразу же отсутпить с "балкона" на юго-запад - т.е. по плану "Восток" Виленское воеводство жертвовалось сразу и сдавалось практически без боя чтобы сберечь силы

 

так, карты

сперва линия "Барановичи" и северная часть линии "Полесье"

(просо на этой карте разбиралась "белорусская" часть этих линий, а "украинская" нет

baranowicze_07.jpg

 

обратите внимание на то, что сервеная часть укреплений - линия "барановичи" образует подобие буквы V или, скорее U - по верхней и нижней Щаре

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а вот карта южной части линии Полесье (качество, увы, карты, много хуже - скорее это схема а не карта)

73eee7d11959.jpg

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

сперва по строящейся линии Полесье

вот РЕИ официальный отчет советской комиссии, обследовавшей в 1939 году после захвата Кресов Всходних недостроенный её участок "Сарны"

Сарненский УР, закрывающий железнодорожный узел Сарны с востока и юго-востока...

Общая протяженность фронта УРа достигала 80 км. Количество забетонированных сооружений УРа, выявленных советскими инженерами – 193, как правило одноэтажные, с бронеколпаками от 1 до 5 штук на сооружение.

Толщина стен и покрытий от 1,30 до 2,10 м. Железобетон имеет значительное армирование, толщина прутьев железа доходит до 20 мм. Щебень из местного гранита и базальта прочностью не ниже 2000 кг на см кв. Цемент частично со Здолбуново и других заводов.

Все напольные стены сооружений закрыты мощной присыпкой из камня и земли. Земляная обсыпка вымощена крупным камнем, что вызывало рикошет снарядов. Сооружения многоамбразурные, большая часть капониров с парным амбразурами на каждое направление. Обстрел дополняется из бронеколпаков, имеющих прорези для кругового наблюдения и обстрела.

Во всех сооружениях вход защищен ружейно-пулеметными амбразурами. Почти каждое сооружение запроектировано индивидуально сходных типовых построек было мало. 

Каждое законченное сооружение обеспечено колючей оцинкованной проволокой в три ряда на металлических кольях и металлическими рогатками. Промежутки между сооружениями, как правило, закрыты колючей проволокой в три ряда на металлических кольях (на всем протяжении восточного участка УР).

Внутреннее оборудование сооружений продумано и выполнено хорошо. Каждое законченное сооружение имеет дизельную установку водоснабжения, фильтры, электрооборудование и все бытовой устройство. Большинство сооружений связано подземным бронированным кабелем. Сооружения замаскированы на поверхности бетона цветной краской – камуфляж по холсту – над амбразурами сетки, по виду из морской травы.

Посадка сооружений произведена хорошо, с учетом фронта огня на восток и юго-восток. Входы расположены с обратной стороны. Впереди лежащая местность – равнинная, болотистая – простреливается без значительных мертвых пространств. Река Случь подготовлялась в трех местах к большому подпору воды шлюзованием и сама по себе является также значительным препятствием.

...

Учитывая наличие сильных препятствий в виде проволочных заграждений, прочность сооружений и возможность сильного обстрела из них; считаю, что при надежном и полном гарнизоне прорыв УРа представлял бы весьма большие трудности. Недостатком УРа, особенно центральной части Чудель-Богуши, является линейное расположение точек – отсутствие глубины. Опорные пункты и узлы сопротивления не выявлены, отсутствуют противотанковые препятствия (надолбы только заготовлялись)

...

Восточная часть укрепрайона строилась с базы Сарны. Южная – базы ст. Моквин, управление Костополь. УР имеет центральные мастерские, склады и депо узкоколейной ж/д на ст. Моквин, а также склады по группам объектов. Все точки соединены, общее протяжение узкоколейки составляла не менее 200 км. Имелось более 10 паровозов, мотодрезины и значительный парк платформ и вагонеток. В тылу УРа располагались 10 жилых городков для гарнизона УР, для размещения до одной роты в каждом.

...

Использование точек для наших целей не представляется возможным, т.к. все они обращены ходами на запад и на север. Поворот фронта точек на запад технически очень сложен, так как точки посажены на низких местах с большим бетонным ограждением для гидроизоляции. Кроме того, на большом протяжении позади точек будет в тылу проходить река Случь.  Все казарменные городки при этом окажутся перед фронтом.

Считаю целесообразным полную ликвидацию Сарнского УРа за исключением казарменных городков. С помощью взрывания выбрать все бронеколпаки, бронезаслонки, двери, предварительно сняв все оборудование. Затем сильными взрывами уничтожить сооружения, освободить и выбрать арматуру, а камень использовать для дорожных целей на месте. Проволоку снять. После вывоза сего оборудования и металла, узкоколейную сеть снять. Все материалы и оборудование использовать для строительства новых УРов. 

Считаю целесообразным сохранение группы сооружений в северной части УРа для организации артиллерийского и инженерного (УРовского) полигона

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:


совсем другую картину представляла собой более старая линия "Барановичи"

в отличие от "Полесья" - огневые точки и сооружения в ней были мелкие, но их было гораздо больше

абсолютное их большинство - немецкой постройки 1916 - 1917 гг. с последующей реокнструкцией в 30-е годы. Часть ДОТов - постройки 30-х годов

линия имела очень большое предполье (30 - 40 км) и сильно затрудненные подходы к ней, далее даю куски из очень хорошей статьи по линии "Барановичи"

полякам в 1921 году остались "в наследство" две линии долговременных укреплений – в районе Сморгони-Мяделя и у Баранович. И если первую полностью забросили...

, то сооружения по рубежу реки Щара стали основой укреплённого района "Барановичи". Таким образом, перед польскими фортификаторами не стоял вопрос выбора рубежа – он уже имелся. Как существовало значительное число (порядка тысячи) сооружений, хотя состояние их далеко не всегда удовлетворяло желаниям, как по состоянию, так и по характеристикам.

Так же немцы оставили после себя развитую сеть железных дорог узкой колеи. Которую поляки не преминули расширить. Так что подвоз материалов для строительства и будущее снабжение укрепрайона не должны было вызывать проблем. К слову – сравните густую сеть железных дорог "за спиной" укрепрайона "Барановичи" с путями подвоза на МиУР. Если центр и южный фланг последнего достаточно близки к дорогам "широкой" колеи (плюс построенная одновременно ужд Заславль – Горани), то северный фланг имел лишь ужд из Жодино в Корень. И та существовала лишь во время строительства первой очереди (1932-1935 г.г.) после чего была разобрана распоряжением Уборевича.

...

Польские объекты 1931-1936 г.г. (как вновь построенные, так и модернизированные) рассчитывались на однократное попадание 155 мм снаряда. Что обеспечивалось толщиной фронтальных стен в 125 см, покрытия – 100 см.

...

"Усиление" второй половины тридцатых выразилось не только в количественном увеличении числа огневых точек, но и в их качественном росте. В том числе в росте толщины. Для поляков это стали 150 см стен и 125 см перекрытий (что примерно соответствует типу М-1)

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

польские ДОТы вооружались пулемётами Максим... немецкие MG08 (польское обозначение ckm Maxim wz. 08). Однако, в польских огневых точках можно было встретить и Гочкиссы. А на рисунке внизу изображён Браунинг Wz.1930 под немецкий патрон 7,92 мм. Поляки отказались от немецкой системы с одним пулемётом на несколько амбразур и перестроенные объекты получили пулемётный станок у каждой амбразуры, принципиально подобный Горносталевскому. Это потребовало увеличения пространства и переделки амбразур, но явно повысило плотность огня.

baranowicze_40.jpg

Пулемётный станок идеологически аналогичен советскому ПС-31 – с боевым штырём, вокруг которого поворачивается рама. Но, в отличие от Горносталевского, выполнен из метала и не включает сиденья для стрелка. За счёт чего получился значительно легче. Стол дубовый из трёх частей. Установка оборудовалась отсосом пороховых газов из короба гильзоулавливателя. Так же на рисунке виден шланг системы охлаждения. Последняя близка к советской.

На первом этапе, по обе стороны границы основным типом сооружения стала пулемётная огневая точка фронтального огня на 1-3 (в польском случае – 4) пулемёта. Дополнительное строительство велось уже по иным принципам. На первый план вышел фланговый огонь. Внутреннее пространство польских ДОТ стало делиться на отдельные помещения. Появилось прикрытие входа в виде сквозника, решётки и бронедвери. Многие немецкие сооружения имели хоть и примитивную, но защиту от отравляющих веществ. Поляки поначалу проблему игнорировали, ограничившись выдачей противогазов личному составу. В объектах второй половины появился шлюз и газозащитное помещение. А так же вентиляторы с ручным (в крупных сооружениях механическим) приводом и фильтры-поглотители СД-10.

По-разному был решён вопрос обзора поля боя из огневой точки. В советских объектах эта задача возлагалась на перископ. Поляки, помимо него, широко применяли бронеколпаки. На первых порах – немецкие, в сооружениях 1937-1939 г.г. – собственного производства (в Островце).

схема дота в окрестностьях Заосья

baranowicze_65.jpg

Помимо наблюдательных функций в бронеколпаки использовали для ведения игня из ручного пулемёта а то и установка станкового. Так же предполагалась установка в бронеколпаки противотанковых орудий. И тут мы касаемся главного, на мой взгляд, недостатка польских укреплений – очень слабая артиллерийская составляющая. Если МиУР ещё на первом этапе получил 16 орудийных полукапониров на два 76,2-мм орудия обр. 1902 г. на капонироном лафете обр. 1932 г., один капонир на 4 таких орудия и 9 45-мм пушек 20-К в танковых башнях, то укреплённый участок "Барановичи" артиллерийских долговременных сооружений на этот момент не имел вообще. На втором этапе строительства проблему попытались решить проектированием установки 37-мм wz 37 в бронеколпаке. Однако работы затянулись до 1939 года и не были реализованы. Альтернативным вариантом стало сооружение возле Слуцкого шоссе укрытий для флангового огня из обычных 37-мм противотанковых орудий Гочкисс и Бофорс. Что всё-таки явный эрзац, не идущий в сравнение с монтируемыми в новых сооружениях МиУРа установками ДОТ-4.

Впрочем, достаточно глубокое предполье (обусловленное тем, что граница 1921 года находилась восточнее линии фронта 1915-1917) и расположение на берегу реки позволяли надеяться на достаточность пулемётного огня против пехоты и значительно сузить танкоопасные направления. А для артподдержки использовать позиции в глубине обороны. Возимая артиллерия была представлена русскими полевыми 76,2-мм пушками обр. 1902 , г., 77-мм немецкими полевыми пушками обр. 1916 г., 65-мм французскими горными пушками обр. 1906 г. и 105-мм немецкими гаубицами обр. 1916 г.

PS. А главным преимуществом польских огневых точек "второй волны" перед советскими я считаю наличие в каждой автономного источника водоснабжения – колонки. Что позволяет не бегать целый день с ведром к ближайшему колодцу, чтобы наполнить баки охлаждения пулемётов.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

особенностью линии "Барановичи" было большое обилие дамб, предназначенных для затопления территории

все из той-же статьи:

укреплённый участок "Барановичи" являлся вспомогательным. Надо бы пояснить эту мысль. Основную ставку в пограничном сражении польское командование делало на фланговые удары с опорой на укрепленный участок "Полесье". Именно там планировалось возведение мощных рубежей, способных прикрыть развёртывание ударной группировки

Ожидаемый удар на Барановичи-Белосток и далее на Варшаву предполагалось парировать ударом во фланг наступающей группировке из подучастка "Ганцевичи" к Нёману. С неплохими шансами на повторение "чуда на Висле". Однако слишком быстрое развитие наступления не дало бы времени на проведение мобилизации и сосредоточения сил для этого маневра. То есть прорыв РККА под Барановичами польским штабом допускался и даже приветствовался, так как позволял нанести противнику решительное поражение, но темп его должен был быть максимально погашен. А наступающая группировка максимально обескровлена. Именно для этой цели и строился укреплённый участок "Барановичи".
То есть здесь не возводилась "неприступная крепость", и никто не собирался "стоять на смерть". Идея была в создании нескольких рубежей, преодолевать которые наступающим придётся последовательно. Причём речь не только о ДОТах.

Первые затруднения у РККА должны были вызвать разрушения коммуникаций в предполье. Глубина его составляла 30-40 километров за счёт "зазора" между линией фронта 1915-1917 г.г. и прохождением границы 1921 года. Здесь должен был действовать Корпус Охраны Пограничной. Непосредственно боевые действия в его задачу не входили. В случае советского наступления пограничники должны были отходить за Щару, разрушая при этом дороги, мосты и дамбы (для чего были специально оборудованы минные колодцы.

Следующим препятствием на пути РККА должна была стать вода. И дело не только в том, что рубежи обороны располагались по заболоченным берегам Щары. Поляки не удовольствовались этим и создали целую сеть дамб и плотин (14 по течению Верхней Щары, Северча - 3, Нижней Щары – 8

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)


карты дамб построенных к 1939 г. на участке Барановичи

baranowicze_55.jpgbaranowicze_53.jpgbaranowicze_54.jpgbaranowicze_56.jpg

 

(плюс строительство дамб не было завершено - в дополнение к ним планировалось построить еще около десятка других таких-же дамб и крупную дамбу с ГЭС на Немане (строительство которой было намечено на 1940 - 1942 гг. и которую в случае наступления РККА также планировалось взорвать к чертовой бабушкее затопив территория (ну а что такое затопление территории от взорванной ГЭС - думаю, пояснять не нужно)

по более мелким плотинам (как построенным, так и строящимся) планировалось следующее - сперва дамбы запирались и в течение двух дней с момента их запора затапливалась большая местность, затем с помощью заранее обустроенных в дамбах минных колодцев они взрывались к чертовой бабушке, обрушивая на наступающего противника накопленную воду

 

ну а затем следующий рубежом обороны должны были стать те части укреплений линии "Барановичи". которые образовывали западную часть "литеры U" и располагались в 30 - 60 км к западу от восточной части укреплений

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а вот карта южной части линии Полесье (качество, увы, карты, много хуже - скорее это схема а не карта)

Хотя бы и так

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну а затем следующий рубежом обороны должны были стать те части укреплений линии "Барановичи". которые образовывали западную часть "литеры U" и располагались в 30 - 60 км к западу от восточной части укреплений

при этом и там также были плотины с заминированными дамбами, что позволяло повторить предыдущий пункт уже на этих рубежах

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

а вот отчет советской комиссии в 1939 году по захваченному участку "Барановичи"

Польский Барановичский УР имеет общую протяженность 110 км. Этот район в империалистическую войну 1914 – 1918 гг. являлся немецким укрепленным рубежом, впоследствии (1930 – 1939 гг.) усилен поляками новыми, более усовершенствованными сооружениями «схронами». Они построены по переднему краю на направлениях дорог: Варшавское шоссе, Клецк, Ляховичи, Барановичи, Несвиж-Барановичи с противотанковыми препятствиями типа надолб из рельс, частично в сочетании с эскарпами, плотинами для заболачивания и затопления пойм рек Сервечь и Щара, противопехотными препятствиями от 3 до 12 рядов проволочных заграждений на некоторых участках. Противотанковые и противопехотные препятствия построены в 1939 г.

Основу оборону УР составляли пулеметные точки фронтального действия и небольшое количество сооружений типа пулеметных капониров и полукапониров, дающих фланговый огонь, артиллерийских капониров и полукапониров всего один. Сооружения постройки 1938 – 1939 гг. имеют самостоятельные наблюдательные устройства, в виде металлических колпаков, подземная связь отсутствует. Отопление при посредстве чугунных печей, канализация отсутствует. Освещение предполагалось керосиновое, герметизация не произведена. Приточно-вытяжной вентиляции нет.

Качество бетона на сооружениях 1915 – 1918 гг., а также на постройках до 1938 г. крайне низкое, легко откалывается от ударов молота. В сооружениях 1938 – 1939 г. качество бетона удовлетворительное.

Противотанковые препятствия устроены из рельс, поставленных вертикально, высота над землей 0,75 м. Рельсы (надолбы) забиты в 4 ряда, с интервалом в рядах 1 м и дистанция между рядами 2 м.

 

На основных дорожных сооружениях в береговых устоях мостов и плотин устраивались фугасные колодцы для возможности минирования их.

Плотины построены двух типов: первый тип представляет разборную плотину, состоящую из двух береговых устоев и нескольких промежуточных опор в виде опускных металлических форм.

Второй тип – шандорная плотина с бетонными береговыми устоями и промежуточными быками. Пролетное строение моста, идущего по верху плотину соединено с опорами специальным замком, дающим возможность сбрасывать проезжую часть на флюдбет, не нарушая при этом работу плотины.

Комиссия приходит к следующему выводу: «Все сооружения на старой германской позиции построенные для ведения огня на восток и расположенные на восточных скатах возвышенностей, использовать для организации системы огня на запад не предоставляется возможным, а поэтому вся укрепленная полоса подлежит немедленному сносу. Имеющиеся плотины на р. Щара разобрать и использовать в других местах. Противотанковые и противопехотные препятствия в настоящее время разбираются и все материалы сосредотачиваются на склады, расположенные в районе Барановичи» . 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну и фотографии сохранившихся сооружений линии "Барановичи"

baraniwicze_02.jpgbaranowicze_24.jpgbaranowicze_26.jpgbaranowicze_27.jpgbaranowicze_32.jpgbaranowicze_35.jpgbaranowicze_33.jpg

 

baranowicze_34.jpgbaranowicze_64.jpgbaranowicze_36.jpgbaranowicze_37.jpgbaranowicze_38.jpg

одна из сохранившихся плотин

baranowicze_52.jpg

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:


повезло кое-кому с союзником, войну на два фронта с превосходящими силами противников кроме Израиля в 1973-ем никто не выигрывал, да и то, на севере фронт был узким, полагаю

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не использовался в 1939 году?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не использовался в 1939 году?

в июле-августе 1939 спешно все с него перебросили на западную границу, сняли гарнизоны и т.д. Оставался только небольшой гарнизон на участке Сарны - так он реально вел бои против РККА и продержался целых 4 дня

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас