Великий Евнух

46 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Фазиль аль-Чиркаси (в народе прозванный «аль-Шайтани»), также известный под лакабами (почетными прозвищами) Адуд ад-Даула («Длань Державы») и Садр ад-Дин («Опора Веры») - видный политический деятель мамлюкского Египта конца XIV. Личность аль-Чиркаси в современной египетской и мировой историографии является предметом жарких споров – одни полагают его выдающимся государственным деятелем, пытавшимся ограничить мамлюкскую бурджитскую аристократию, борцом с колониальными устремлениями западных государств, а другие – кровожадным тираном и эгоистичным властолюбцем, поставившим Египет на грань гибели из-за собственных амбиций.

 

Родился Фазиль (до попадания в Египет и принятия ислама носивший иное имя) в одном из черкесских племен, населявших предкавказские степи. По достижению тринадцатилетнего возраста он в 1370 году бежал от соплеменников, собиравшихся расправиться с ним за воровство скота, и попал в руки генуэзских торговцев из Матреги, продавших его в рабство в Египет. Генуэзцы дурно обращались с ним, и с тех пор он проникся лютой ненавистью к ним и вообще ко всем «латинским» народам «Рума» (христианской Европы). На рабском рынке Александрии его приобрел и сделал евнухом бурджитский эмир Бахадур, которому приглянулась смазливая мордашка Фазиля.

 

За время жизни при Бахадуре Фазиль быстро вошел в милость к господину беспрекословной преданностью и готовностью угождать любым его желаниям, став его домоправителем и доверенным лицом, своего рода alter ego. Когда в 1385 году в ходе очередного переворота Бахадур, свергнув предшествующего султана, захватил власть в Египте, он поставил Фазиля начальником султанских мамлюков. Тот, указав на буйный нрав и склонность к мятежам их соплеменников, кавказских мамлюков-бурджитов, посоветовал новому владыке набрать гвардию из черных гулямов из Нубии и Мали – и лично занялся их покупкой, отбирая наиболее сильных и хорошо сложенных. Главным любимцем Фазиля был Махмуд аль-Судани – храбрый, жестокий и похотливый негр.

 

Одновременно Фазиль аль-Чиркаси всячески поощрял Бахадура проводить время, развлекаясь с наложницами и молодыми евнухами, употребляя вино и гашиш. Султан всё больше терял интерес к государственным делам, перекладывая их на, как ему казалось, верного евнуха. В 1389 году Бахадур неожиданно слег с болезнью, и Фазиль вызвал сыновей султана и наиболее преданных ему эмиров, что те могли проститься с ним и услышать его последнюю волю. Но оказалось, что султан уже мертв, а его сыновей и сторонников ждала засада черных гулямов, не пощадивших никого из них. После этого Фазиль велел умертвить наложниц из гаремов султана и его сыновей, перед этим разрешив аль-Судани их обесчестить; сам же евнух за этим с удовольствием наблюдал.

 

Понимая, что мамлюкские эмиры (несмотря на то, что он задобрил их щедрыми раздачами из казны) не примут в качестве монарха кастрата, Фазиль на словах передал верховную власть в руки номинального халифа из династии Аббасидов, аль-Мустансира, став при нем фактическим правителем, неофициально именуемым «великим евнухом». Сторонники покойного Бахадура во главе с наиб ас-султаном (вице-королем) Сирии Акбукой выступили на Каир, но в 1390 году были разбиты близ Газы. Однако в Каир пришла ложная весть о победе Акбуки, и горожане, уставшие от творимого чиновники аль-Чиркаси произвола, восстали, а на их сторону перешла часть бурджитских эмиров.

 

Перепуганный Фазиль обратился за помощью к арабским бедуинам Египта, разрешив им в обмен на усмирение мятежа грабить Каир три дня и три ночи. Зачинщиков бунта, айянов (представителей городского патрициата) и эмиров, он предал казни через сдирание кожи, предварительно велев на их глазах обесчестить их жен и закопать заживо их детей; та же участь ждала тех, кто последовал за Акбукой. Подобная жуткая расправа на время умиротворила Египет (хотя лишь укрепила многих в ненависти к аль-Чиркаси), и он обратил свое внимание на внешнюю политику, лейтмотивом которой стала борьба с «неверными» и поддержка всех мусульманских правителей, проводящих джихад.

 

Так, ещё в 1390 году, во время мятежа Акбуки, «великий евнух» отправил инженеров и осадные машины на помощь гранадскому эмиру Юсуфу, восставшему против власти Кастилии, а затем организовал вербовку газиев для помощи единоверцам. Правда, уже несколько лет спустя Юсуф примирился с кастильским королем в обмен на незначительные уступки, а когда аль-Чиркаси призвал для «освобождения» аль-Андалуза султана Марокко с его берберскими дикарями, местное население и вовсе объединилось с кастильцами против них. Попытки «великого евнуха» от имени халифа аль-Мустансира как главы уммы убедить прочих правителей Магриба поддержать марокканцев тоже не удались. В провале были обвинены отправленные на Пиренейский полуостров инженеры, к которым аль-Чиркаси питал презрение и ненависть как к «высоколобым умникам». Главный инженер был кастрирован, остальные были проданы в рабство.

 

Тем временем на Балканах тюркский султан Сулейман Гермиянский завоевал большую часть Византии, покорил своей власти сербов и болгар и разгромил в 1395 году венгерского короля Андраша при Видине – что бурно праздновалось в Каире как победа мусульманского оружия. Но вскоре тот же Сулейман захватил прочие тюркские бейлики и вплотную придвинулся к египетской Киликии, несмотря на все протесты аль-Чиркаси и его ручного халифа. Отвести угрозу войны удалось лишь из-за новых восстаний покоренных гермиянами народов и смерти их султана, приведшей к войне за трон между его сыновьями.

 

Внутренняя политика «великого евнуха» особенными успехами тоже не отличалась из-за его непомерной расточительности. Растранжирив казну на ублаготворение бурджитских эмиров и покупку новых черных гулямов, он ввел непомерные налоги и прибег к порче монеты. Крестьянам под страхом смертной казни было запрещено покидать свои наделы, но они всё равно сбивались в банды и разбойничали на большой дороге. Большую часть государственных земель, приносивших ранее в казну какой-то доход, аль-Чиркаси пришлось раздать своим сторонникам из числа мамлюков, черных гулямов и нечистоплотных откупщиков, приобретших у него за деньги право собирать налоги.

 

В связи с этим с самого начала своего правления «великий евнух» увеличил налоговый гнет в отношении живущих в Египте и Сирии христиан, и беззастенчиво присваивал состояния тех из них, кто был богат. Также он отнял ряд привилегий у итальянских торговцев, действующих в государстве мамлюков, и под теми или иными предлогами конфисковал у многих из них их богатства. Когда же всё меньше торговцев из «латинских» стран стало плавать в Египет и доходы от них начали падать, он в 1397 году конфисковал имущество всех торговцев-«франков», находившиеся в то время Египте.

 

Группа мамлюкских эмиров, хорошо понимавших, какую роль в египетской экономике играет торговля с западными странами, организовала заговор с целью убийства аль-Чиркаси, но в последний момент заговор сорвался – когда мятежники уже ворвались в его дворец, «великий евнух» укрылся в отхожем месте и так и не был пойман, а пока он прятался, черные гулямы аль-Судани схватили мятежников, план которых был нацелен на быструю и своевременную ликвидацию аль-Чиркаси. Разъяренный «великий евнух» велел своим черным гвардейцам сделать с заговорщиками «то, что делали люди Лота».

 

После этого участников данного выступления и членов их семей, включая грудных детей, на глазах «великого евнуха» зарыли в землю. Обвинив в организации заговора «румских кяфиров» (по мнению некоторых исследователей, аль-Чиркаси к тому времени сошел с ума и перестал адекватно воспринимать реальность), тот приказал египетскому флоту захватывать по всему восточному Средиземноморью корабли итальянских купцов, причем экипажи захваченных кораблей везли в Каир и распинали на крестах.

 

Король Кипра Амори, тесно связанный с коммунами Италии общими торговыми интересами, приказал своему адмиралу Балиану Ибелину атаковать египетский порт Дамьетту, однако кипрский флот попал в шторм и был уничтожен египтянами, а из черепа погибшего Балиана «великий евнух» повелел изготовить чашу. В плен попали и сыновья Балиана, и Амори был готов заплатить за них щедрый выкуп, но аль-Чиркаси приказал оскопить их, как и всех пленных киприотов. Этот поступок вызвал возмущение даже у мамлюкских эмиров, рассчитывавших обогатиться при выкупе знатных пленных.

 

Тем временем основные торговые республики Италии – Венеция, Генуя, Пиза и Лукка – ранее враждовавшие между собой, объединились теперь против «великого евнуха». Они перевезли на своих кораблях армию маршала Франции Ланнуа, выступившего против Египта под знаменем крестового похода. Внезапной атакой крестоносное воинство разграбило Александрию, а его передовые отряды опустошали окрестности Каира. Ещё недавно уверенный в своей непобедимости, аль-Чиркаси в изменившейся ситуации искал примирения с «гяурами», обещая им мир на любых условиях, лишь бы те покинули Египет.

 

Маршал Ланнуа сообщил о этих переговорах группе мамлюков-бурджитов под предводительством эмира Инала, также проинформировав их о том, что крестоносцы покинут Египет лишь в случае смерти «великого евнуха». Инал давно уже был у него в немилости и опасался того, что после ухода французов аль-Чиркаси сделает из бурджитов козлов отпущения и полностью заменит их на черных гулямов, поэтому согласился, тем более что бездарное правление аль-Чиркаси уже привело к тому, что страну опустошали банды бедуинов, которым «великий евнух», одержимый противостоянием с Европой, не хотел давать отпор, разрешая им обирать феллахов при условии формальной лояльности.

 

5 мая 1399 года взбунтовавшиеся мамлюки-бурджиты проникли в каирскую цитадель, где укрывался аль-Чиркаси, и взяли в плен его самого, пользуясь тем, что большинство по-настоящему преданных ему людей - черных гулямов аль-Судани - находились под Александрией, сражаясь там с «франками». Сначала «великий евнух» угрожал свергшим его мятежникам Инала ужасной смертью от рук его сторонников, если его не освободят, но вскоре оказалось, что черная гвардия аль-Чиркаси разгромлена «франками» и разбежалась, забыв о своем повелителе. Тогда он начал униженно молить мятежников о пощаде, ползая у них в ногах и обещая им за освобождение высшие должности в государстве, но те в ответ лишь издевались, били ногами и оплевывали его.

 

«Великий евнух» обещал Иналу отдать мятежникам свои несметные сокровища, которые он награбил за время правления Египтом, если его пощадят или хотя бы даруют быструю смерть. Но оказалось, что разбитый под Александрией фаворит «великого евнуха» аль-Судани бежал с сокровищами, и низвергнутому властителю нечем выкупить жизнь. Разъяренный Инал, не слушая мольб поверженного противника о пощаде, велел ввести в задний проход «великого евнуха» раскаленный медный прут. Его труп Инал велел выбросить на свалку, а отделенную от тела голову отослал «франкам», после чего те, уже потерявшие немало людей в боях с мамлюками, покинули Египет в обмен на возобновление разрешения для торговцев из западных стран вести дела в Мамлюкском султанате.

 

В последние годы жизни аль-Чиркаси написал трактат «Сиясет-намэ» («Книга правления»), название которого отсылает к произведению выдающегося государственного деятеля Сельджукского султана XI века Низам аль-Мулька. Однако рецепты государственной мудрости, которые предлагает аль-Чиркаси в своем сочинении, коренным образом отличаются от тех, что предлагает Низам аль-Мульк. Идеал «великого евнуха» - это государство, где правитель может расправиться с любым подданным или отнять его имущество без суда. Правитель не должен ограничивать себя ни в одном из желаний, чтобы показать, что стоит выше каких бы то ни было законов, обычаев или морали.

 

Кроме того, если Низам аль-Мульк считал необходимым строго следить за тем, чтобы чиновники не нарушали закон и вершили суд справедливо, аль-Чиркаси полагает, что для правителя разумно разрешить своим приближенным любые злоупотребления при условии, что те будут делиться с ним награбленным. Население же – по крайней мере сельское – необходимо лишить права передвижения, прикрепив к местам его проживания, чтобы оно не могло избегнуть налагаемых государством налогов и повинностей. Главной же добродетелью правителя  аль-Чиркаси считал умение обездолить и разорить своих подданных, потому что «чрезмерное благополучие развращает народ и делает его непокорным».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очень неплохо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Очень неплохо!

Солидарен))) Несколько замечаний:

и попал в руки генуэзских торговцев из Матреги, продавших его в рабство в Египет. Генуэзцы дурно обращались с ним, и с тех пор он проникся лютой ненавистью к ним и вообще ко всем «латинским» народам «Рума» (христианской Европы).

Как именно???)))

На рабском рынке Александрии его приобрел и сделал евнухом бурджитский эмир Бахадур, которому приглянулась смазливая мордашка Фазиля.

Может генуэзцы его евнухом сделали??)) ( А не эмир)

После этого Фазиль велел умертвить наложниц из гаремов султана и его сыновей, перед этим разрешив аль-Судани их обесчестить; сам же евнух за этим с удовольствием наблюдал.

Риторический вопрос: сыновей тоже????)))

Зачинщиков бунта, айянов (представителей городского патрициата) и эмиров, он предал казни через сдирание кожи, предварительно велев на их глазах обесчестить их жен и закопать заживо их детей; та же участь ждала тех, кто последовал за Акбукой.

А что было с ними перед их казнью???)))

а из черепа погибшего Балиана «великий евнух» повелел изготовить чашу.

Может быть зарезанного??)) (Пред очами вазира)

В плен попали и сыновья Балиана, и Амори был готов заплатить за них щедрый выкуп, но аль-Чиркаси приказал оскопить их, как и всех пленных киприотов.

Только оскопить???))) Неужели с ними более ничего не сделали??))

Этот поступок вызвал возмущение даже у мамлюкских эмиров, рассчитывавших обогатиться при выкупе знатных пленных.

Может быть, выкуп был сначала получен, а после их и изувечили???)))

Тем временем основные торговые республики Италии – Венеция, Генуя, Пиза и Лукка – ранее враждовавшие между собой, объединились теперь против «великого евнуха». Они перевезли на своих кораблях армию маршала Франции Ланнуа, выступившего против Египта под знаменем крестового похода.

Дополнительным побуждением здесь для них долженствовал бы рассказ да и наиподробнейший очевидца зверств сиих)) 

разбитый под Александрией фаворит «великого евнуха» аль-Судани бежал с сокровищами,

Куда???))) И что с ним было далее???)))

Разъяренный Инал, не слушая мольб поверженного противника о пощаде, велел ввести в задний проход «великого евнуха» раскаленный медный прут.

А что ещё перед этим сделали с "великим евнухом"???)))                                                                                                                                                                                              

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

чрезмерное благополучие развращает народ и делает его непокорным

 

На что-то это похоже...

 

 

Если бы народ слишком благоденствовал, было бы невозможно удержать его в границах его обязанностей. Его следует сравнивать с мулом, который, привыкнув к тяжести, портится от продолжительного отдыха сильнее, чем от работы. Ришелье.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как именно???)))

Заставляли работать)

Может генуэзцы его евнухом сделали??

Тут скорее египтяне.

Риторический вопрос: сыновей тоже??

Само собой.

А что было с ними перед их казнью?

Внутрення цензура.)

Может быть зарезанного?

Не, у оригинала евнуха была тема с черепами.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Заставляли работать)

Может не только это))

Тут скорее египтяне.

Какие доводы за???))) (В Италии тоже были кастраты)

Внутрення цензура.)

Даже так!!!???!!!!))

Не, у оригинала евнуха была тема с черепами.

А перед черепом были непотребства???))                                                           

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега, пишете роман да из сией былички)) Только с подробным расписыванием ВСЕХ непотребств)) 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега, пишете роман да из сией былички)) Только с подробным расписыванием ВСЕХ непотребств)) 

+++ Можно и приключенческий роман про поиски сокровищ украденных аль-Судани, с потробным описанием непотребств в исторических очерках по ходу сюжета. )

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Может быть, выкуп был сначала получен, а после их и изувечили???)))

Евнух слишком жаждал пыток)

Куда???))) И что с ним было далее???)))

В родные места, но был пойман бандой бедуинов и ограблен.

Может не только это))

Евнуху многое другое могло и понравится, а вот работать честно-самое страшное наказание.)

Коллега, пишете роман да из сией былички)) Только с подробным расписыванием ВСЕХ непотребств)) 

Вот честно, непотребство расписывать-сильно не мое. Я не прототип евнуха) Но подумать можно)

+++ Можно и приключенческий роман про поиски сокровищ украденных аль-Судани, с потробным описанием непотребств в исторических очерках по ходу сюжета. )

Подумаю)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Класс)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Евнух слишком жаждал пыток)

Получив выкуп, а затем пытав, он выглядит зловещее, чем по Вашей идее)))

Евнуху многое другое могло и понравится

Думаете???)))

Вот честно, непотребство расписывать-сильно не мое. Я не прототип евнуха) Но подумать можно)

Я тож)) Но... Люблю жесть де Садову)))

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Получив выкуп, а затем пытав, он выглядит зловещее, чем по Вашей идее)))

Я бы не хотел зловещность. Мне нужна тупость и неадекватность оригинала)

Думаете???)))

Оригиналу бы точно понравилось)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Мне нужна тупость и неадекватность оригинала)

Что то я оригинал не узнаю...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что то я оригинал не узнаю...

Стален?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что то я оригинал не узнаю...

Стален?

Да ладно, вчитайтесь лучше, там почти открытым текстом.

Отличный рассказ!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Уж как-то больно злобно получилось. Впрочем, наверное, так ему и надо. :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Впрочем, наверное, так ему и надо. 

Фазилю аль-Чиркаси? Согласен, на редкость неприятный персонаж получился.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Фазилю аль-Чиркаси?

Прототипу, в общем-то, тоже, если я правильно понял, о ком речь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Уж как-то больно злобно получилось.

Вполне в духе оригинала.

Изменено пользователем Каминский

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вполне в духе оригинала.

Ну, прототип на такой волне всё же подольше проправил.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я тоже не понял, кто протитип. Каддафи, что ли?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 

Я тоже не понял, кто протитип. Каддафи, что ли?

Мне трудно понять страсть коллеги Максима к одному из коллег, но пусть лучше он сублимирует её в литературной форме, нежели в спорах с рекомым коллегой в каждой теме....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

к одному из коллег

Если это тот о ком я подумал то ну воообще не похож.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Да ладно, вчитайтесь лучше, там почти открытым текстом. Отличный рассказ!

Спасибо за коментарий)

Если это тот о ком я подумал то ну воообще не похож

А что именно кажется не похожим на прототипа?

Мне трудно понять страсть коллеги Максима к одному из коллег, но пусть лучше он сублимирует её в литературной форме, нежели в спорах с рекомым коллегой в каждой теме...

А что тут трудного? Гражданин регулярно постит свои набросы поганя лицо форума(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А что тут трудного? Гражданин регулярно постит свои набросы поганя лицо форума(

Да ладно! Чем он таким выделяется на общем форумном фоне? Непроработанностью развилок, всехпобедизмом, притягиванием за уши в угоду своих хотелок здесь немало участников грешит- пусть и в разных пропорциях. А если Вам его взгляды не нравятся - ну так ставьте его в личный игнор, да и всё.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас