Sign in to follow this  
Followers 0

Сердца самолётов (польские авиационные двигатели в ЭАИ)

1 post in this topic

Posted (edited)

История выпуска авиационных двигателей в Польше. До 1931/32 она будет РЕИ, далее же начнутся отличия

 

Разбивка по производителям:

 

Polskie Zakłady Skody S.A.

Созданы в соответствии с контрактом между польским Департаментом Аэронавтики и чехословацкой фирмой «Шкода» от 15 ноября 1926 года. «Шкода» получала контрольный пакет акций нового предприятия и оговаривала ряд условий (например, литые детали для двигателей этого завода должны были изготавливаться в чтение 10 лет исключительно в Чехословакии). При этом выбор моделей для двигателей завод осуществлял самостоятельно, в соответствии с пожеланиями Департамента Аэронавтики – в соответствии с соглашением как в вопрос выбора моделей для лицензионного копирования, так и в деятельность КБ нового завода головное предприятие (чехословацкая «Шкода») не имела права. Тем не менее, все двигатели завода, как производимые по лицензии, так и польской разработки, должны были получать марку «Шкода». При этом система наименования моделей двигателей была следующей «Наименование фирмы – тип двигателя (G – звездообразный, GR – звездообразный с редуктором, R V или W образный)– рабочий объем двигателя в кубических сантиметрах – дополнительный индекс – название модели».

Т.е. чехословацкая «Шкода» получала контрольный пакет акций и 10-летнюю монополию на поставку литых комплектующих, но с другой стороны она должна была сама финансировать постройку завода за свой счет. Согласно контракту, завод «Шкода» должна была построить в течение года с момента подписания контракта, однако в строй само предприятие вошло с опозданием – в апреле 1928 года – за что «Шкода» была вынуждена выплатить польскому правительству неустойку в размере 100 тысяч долларов.

В 1926 году Polskie Zakłady Skody S.A. приобрели лицензию на 450-сильный двигатель Lorraine-Dietrich 12Eb (Skoda R-2440 LD-12), который выпускался в Польше с 1928 по 1930 (впоследствии, выпуск двигателя был с небольшими модификациями (Skoda R-2440bis LD-12 II) был возобновлен в 1933 году, но уже не как авиационного, а как танкового).

В 1927 году был заключен контракт с фирмой Wright на покупку лицензии на выпуск 220-сильного двигателя Wright J-5 Whirlwind (Skoda G-1291 Whirlwind). Серийный выпуск этого двигателя был начат в 1929 году. В начале 30-х шла работа по разработке на основе его конструкции 280-сильного двигателя Skoda Delfin, однако в связи с тем, что в 1931 году появился более перспективный «Морс» (о чем будет позднее), «Дельфин» так и не вышел за рамки проектных разработок.

В 1929 году был заключено соглашение с фирмой Gnôme-Rhône на покупку лицензии на двигатели Gnôme-Rhône 9A Jupiter (который был в свою очередь лицензионной копией Бристоль Юпитер, но у фирмы Гном-Рон было разрешение на продажу лицензий на эту лицензионную копию при условии согласия на это «Бристоля»). Выпуск этого двигателя под названием Skoda G-2870 Jupiter VIIF (480 л.с.) был начат в 1932 году. На основе дальнейшей модернизации его конструкции в 1934 году был создан, а с 1935 года внедрен в производство 525-сильный двигатель Skoda G-2870bis Fereza.

Если в РЕИ в начале 30-х поляки окончательно переориентировались в плане производства на «Бристоль», то в ЭАИ они в первую очередь продолжают ориентироваться в первую очередь на Гном-Рон, и в 1931 году приобретают лицензию на 14-цилиндровый двигатель Gnôme-Rhône 14K Mistral Major. С 1933 года начинается серийный выпуск лицензионной копии 700-сильного Gnôme-Rhône 14Kds под названием Skoda G-3867 Mistral Major. В 1934 году была приобретена техническая документация на 900-сильную версию Gnôme-Rhône 14Kfs, которая с 1935 года пошла в серию под наименованием Skoda G-3867bis Mistral Major II. После 1935 года поляки развивали конструкцию этого двигателя уже самостоятельно, породив семейство двигателей Skoda Narwal. В 1938 году появляется 945-сильный двигатель Skoda G-3867ter Narwal, в 1940 – 1020-сильный Skoda G-3867D Narwal II, в 1941 - 1100–сильный Skoda G-3867E Narwal III, а в 1942 - 1220-сильный Skoda G-3867F Narwal IV

Помимо лицензионных копий и их дальнейшего развития, у «Польской Шкоды» были и двигатели собственной разработки.

В 1930 году был разработан экспериментальный 9-цилиндровый двигатель Skoda G-594 Czarny Piotruś (в серийное производство он не пошел). В 1931 году начинается выпуск 9-цилиндрового 340-сильного двигателя Skoda G-1620A Mors, в 1933 появляется его улучшенная 410-сильная версия Skoda G-1620B Mors B, а в 1934 – 430-сильная версия Skoda G-1620bis Mors II, а в 1940 – 500-сильный Skoda G-1620ter Mors C.

С 1932 года выпускался также 290-сильный 9-цилиндровый двигатель с редуктором Skoda GR-760, предназначенный для спортивных самолетов. Любопытно, что GR-760 стал первым польским двигателем, лицензию на выпуск которого купили иностранные государства (Франция и Италия, к слову – суровый реал)

 

 

Edited by Рюрик

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0