Сердца самолётов (польские авиационные двигатели в ЭАИ)

1 сообщение в этой теме

Опубликовано: (изменено)

История выпуска авиационных двигателей в Польше. До 1931/32 она будет РЕИ, далее же начнутся отличия

 

Разбивка по производителям:

 

Polskie Zakłady Skody S.A.

Созданы в соответствии с контрактом между польским Департаментом Аэронавтики и чехословацкой фирмой «Шкода» от 15 ноября 1926 года. «Шкода» получала контрольный пакет акций нового предприятия и оговаривала ряд условий (например, литые детали для двигателей этого завода должны были изготавливаться в чтение 10 лет исключительно в Чехословакии). При этом выбор моделей для двигателей завод осуществлял самостоятельно, в соответствии с пожеланиями Департамента Аэронавтики – в соответствии с соглашением как в вопрос выбора моделей для лицензионного копирования, так и в деятельность КБ нового завода головное предприятие (чехословацкая «Шкода») не имела права. Тем не менее, все двигатели завода, как производимые по лицензии, так и польской разработки, должны были получать марку «Шкода». При этом система наименования моделей двигателей была следующей «Наименование фирмы – тип двигателя (G – звездообразный, GR – звездообразный с редуктором, R V или W образный)– рабочий объем двигателя в кубических сантиметрах – дополнительный индекс – название модели».

Т.е. чехословацкая «Шкода» получала контрольный пакет акций и 10-летнюю монополию на поставку литых комплектующих, но с другой стороны она должна была сама финансировать постройку завода за свой счет. Согласно контракту, завод «Шкода» должна была построить в течение года с момента подписания контракта, однако в строй само предприятие вошло с опозданием – в апреле 1928 года – за что «Шкода» была вынуждена выплатить польскому правительству неустойку в размере 100 тысяч долларов.

В 1926 году Polskie Zakłady Skody S.A. приобрели лицензию на 450-сильный двигатель Lorraine-Dietrich 12Eb (Skoda R-2440 LD-12), который выпускался в Польше с 1928 по 1930 (впоследствии, выпуск двигателя был с небольшими модификациями (Skoda R-2440bis LD-12 II) был возобновлен в 1933 году, но уже не как авиационного, а как танкового).

В 1927 году был заключен контракт с фирмой Wright на покупку лицензии на выпуск 220-сильного двигателя Wright J-5 Whirlwind (Skoda G-1291 Whirlwind). Серийный выпуск этого двигателя был начат в 1929 году. В начале 30-х шла работа по разработке на основе его конструкции 280-сильного двигателя Skoda Delfin, однако в связи с тем, что в 1931 году появился более перспективный «Морс» (о чем будет позднее), «Дельфин» так и не вышел за рамки проектных разработок.

В 1929 году был заключено соглашение с фирмой Gnôme-Rhône на покупку лицензии на двигатели Gnôme-Rhône 9A Jupiter (который был в свою очередь лицензионной копией Бристоль Юпитер, но у фирмы Гном-Рон было разрешение на продажу лицензий на эту лицензионную копию при условии согласия на это «Бристоля»). Выпуск этого двигателя под названием Skoda G-2870 Jupiter VIIF (480 л.с.) был начат в 1932 году. На основе дальнейшей модернизации его конструкции в 1934 году был создан, а с 1935 года внедрен в производство 525-сильный двигатель Skoda G-2870bis Fereza.

Если в РЕИ в начале 30-х поляки окончательно переориентировались в плане производства на «Бристоль», то в ЭАИ они в первую очередь продолжают ориентироваться в первую очередь на Гном-Рон, и в 1931 году приобретают лицензию на 14-цилиндровый двигатель Gnôme-Rhône 14K Mistral Major. С 1933 года начинается серийный выпуск лицензионной копии 700-сильного Gnôme-Rhône 14Kds под названием Skoda G-3867 Mistral Major. В 1934 году была приобретена техническая документация на 900-сильную версию Gnôme-Rhône 14Kfs, которая с 1935 года пошла в серию под наименованием Skoda G-3867bis Mistral Major II. После 1935 года поляки развивали конструкцию этого двигателя уже самостоятельно, породив семейство двигателей Skoda Narwal. В 1938 году появляется 945-сильный двигатель Skoda G-3867ter Narwal, в 1940 – 1020-сильный Skoda G-3867D Narwal II, в 1941 - 1100–сильный Skoda G-3867E Narwal III, а в 1942 - 1220-сильный Skoda G-3867F Narwal IV

Помимо лицензионных копий и их дальнейшего развития, у «Польской Шкоды» были и двигатели собственной разработки.

В 1930 году был разработан экспериментальный 9-цилиндровый двигатель Skoda G-594 Czarny Piotruś (в серийное производство он не пошел). В 1931 году начинается выпуск 9-цилиндрового 340-сильного двигателя Skoda G-1620A Mors, в 1933 появляется его улучшенная 410-сильная версия Skoda G-1620B Mors B, а в 1934 – 430-сильная версия Skoda G-1620bis Mors II, а в 1940 – 500-сильный Skoda G-1620ter Mors C.

С 1932 года выпускался также 290-сильный 9-цилиндровый двигатель с редуктором Skoda GR-760, предназначенный для спортивных самолетов. Любопытно, что GR-760 стал первым польским двигателем, лицензию на выпуск которого купили иностранные государства (Франция и Италия, к слову – суровый реал)

 

 

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас