Sign in to follow this  
Followers 0

Конституция РСФДР 1918 года

5 posts in this topic

Posted

Раздел первый
Декларация прав трудящегося и эксплоатируемого народа

Глава первая


1. Россия объявляется Республикой Советов Народных Депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных республик.


Глава вторая


3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплоатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплоататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, V Всероссийский Съезд Народных Депутатов постановляет далее:
а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.
б) Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельско-хозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.
в) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог, прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики, подтверждается Советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплоататорами.
г) III Всероссийский Съезд Советов рассматривает Советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключенных правительством царя, помещиков и буржуазии, как первый удар международному банковому, финансовому капиталу, выражая уверенность, что Советская власть пойдет твердо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала.
д) Подтверждается переход всех банков в собственность Рабоче-Крестьянского государства, как одно из условий освобождения трудящихся масс из-под ига капитала.
е) В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность.
ж) В интересах обеспечения всей полноты власти за трудящимися массами и устранения всякой возможности восстановления власти эксплоататоров декретируется вооружение трудящихся, образование Социалистической Красной Армии рабочих и крестьян и полное разоружение имущих классов.


Глава третья


4. Выражая непреклонную решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма, заливших землю кровью в настоящей преступнейшей из всех войн, V Всероссийский Съезд Народных Депутатов всецело присоединяется к проводимой Советской властью политике разрыва тайных договоров, организации самого широкого братания с рабочими и крестьянами воюющих ныне между собой армий и достижения во что бы то ни стало революционными мерами демократического мира трудящихся без аннексий и контрибуций, на основе свободного самоопределения наций.
5. В тех же целях V Всероссийский Съезд Народных Депутатов настаивает на полном разрыве с варварской политикой буржуазной цивилизации, строившей благосостояние эксплоататоров в немногих избранных нациях на порабощении сотен миллионов трудящегося населения в Азии, в колониях вообще и в малых странах.
6. III Всероссийский Съезд Советов приветствует политику Совета Народных Комиссаров, провозгласившего полную независимость Финляндии, начавшего вывод войск из Персии, объявившего свободу самоопределения Армении. (убрано т.к. подобные вещи хороши для коммюнике МИДа, а не для конституции - прим.автора)

6. V Всероссийский Съезд Народных Депутатов всецело стоит на позиции мира без аннексий и контрибуций (а это добавлено с прицелом на мирную конференцию, ожидаемую на следующий год)


Глава четвертая


7. V Всероссийский Съезд Народных Депутатов полагает, что теперь, в момент решительной борьбы пролетариата с его эксплоататорами, эксплоататорам не может быть места ни в одном из органов власти. Власть должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам Народных Депутатов.
8. Вместе с тем, стремясь создать действительно свободный и добровольный, а, следовательно тем более полный и прочный, союз трудящихся классов всех наций России, V Всероссийский Съезд Народных Депутатов ограничивается установлением коренных начал федерации Российской Советской Республики, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных Советских учреждениях.

 


Раздел второй
Общие положения Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики

Глава пятая


9. Основная задача рассчитанной на настоящий переходный момент Конституции Российской Демократической Федеративной Советской Республики заключается в построении справедливого общества, достигаемой методом построения мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплоатации человека человеком, улучшения положения трудящихся и водворения социализма, при котором не будет ни деления на классы, ни государственной власти.
10. Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Демократической Федеративной Советской Республики принадлежит всему трудовому населению страны, объединенному в городских и сельских Советах.
11. Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные Съезды Советов и их исполнительные органы.
Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Демократическую Федеративную Советскую Республику.
12. Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому Съезду Народных Депутатов, а в период между Съездами - Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.
13. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.
14. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы выражения своих мнений Российская Демократическая Федеративная Советская Республика уничтожает зависимость печати от капитала и предоставляет в руки трудового народа все технические и материальные средства к изданию газет, брошюр, книг и всяких других произведений печати и обеспечивает их свободное распространение по всей стране.
15. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний Российская Демократическая Федеративная Советская Республика, признавая право граждан Советской Республики свободно устраивать собрания, митинги, шествия и т.п., предоставляет в распоряжение трудового народа все пригодные для устройства народных собраний помещения с обстановкой, освещением и отоплением.
16. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы союзов Российская Демократическая Федеративная Советская Республика, сломив экономическую и политическую власть имущих классов и этим устранив все препятствия, которые до сих пор мешали в буржуазном обществе рабочим и крестьянам пользоваться свободой организации и действия, оказывает трудящимся всяческое содействие, материальное и иное, для их объединения и организации.
17. В целях обеспечения за трудящимися действительного доступа к знанию Российская Демократическая Федеративная Советская Республика ставит своей задачей предоставить трудящимся полное, всестороннее и бесплатное образование.
18. Российская Демократическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: "Не трудящийся да не ест".
19. В целях всемерной охраны завоеваний Великой Рабоче-Крестьянской Революции Российская Демократическая Федеративная Советская Республика признает обязанностью всех граждан Республики защиту социалистического отечества и устанавливает всеобщую воинскую повинность. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагается отправление иных военных обязанностей.
20. Исходя из солидарности трудящихся всех наций, Российская Демократическая Федеративная Советская Республика предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к непользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам, без всяких затруднительных формальностей, права российского гражданства.
21. Российская Демократическая Федеративная Советская Республика предоставляет право убежища всем иностранцам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления.
22. Российская Демократическая Федеративная Советская Республика, признаёт равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности

23. Российская Демократическая Федеративная Советская Республика объявляет противоречащим основным законам Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на основании расовой и национальной принадлежности, а равно какое бы то ни было угнетение национальных меньшинств или ограничение их равноправия.
23. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика лишает отдельных лиц и отдельные группы прав, которые пользуются ими в ущерб интересам социалистической революции

 

Раздел третий
Конструкция Советской власти

А. Организация центральной власти

Глава шестая
О Всероссийском Съезде Народных Депутатов.


24. Всероссийский Съезд Народных Депутатов является высшей властью Российской Демократической Федеративной Советской Республики.
25. Всероссийский Съезд Народных Депутатов составляется из избираемых Народных Депутатов, по расчету 1 депутат на 175.000 избирателей. Народные Депутаты избираются ежегодно на всеобщих тайных пропорциональных выборах. Выборы проводятся в определяемых ВЦИК  избирательных округах по партийным открытым спискам. Народным Депутатом может быть только действующий на момент выдвижения депутат регионального Совета любого уровня.
26. Всероссийский Съезд Народных Депутатов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом не реже одного раза в год.
27. Чрезвычайный Всероссийский Съезд Народных Депутатов созывается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом по собственному почину или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения Республики.
28. Всероссийский Съезд Народных Депутатов избирает Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет в числе не свыше 100 человек.
29. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов всецело ответственен перед Всероссийским Съездом Народных Депутатов.
30. В период между Съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.

(здесь, в отличие от сложной и запутанной системы реаьной истории, с многоуровневыми съездами, которые почти сразу же превратились в тыкву, и правительством стал Президиум ЦИКа, сохранили систему Учсобрания, согласно решения этого самого Учсобрания. Большевикам пришлось пойти на уступку прямо настаивающим на этом пункте эсерам, т.к. те грозили разрывом непрочной коалиции  - прим.авт.)

 

Глава седьмая
О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете


31. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Демократической Федеративной Советской Республики. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет дает общее направление деятельности Советского Правительства и всех органов Советской власти в стране, объединяет и согласует работы по законодательству и управлению и наблюдает за проведением в жизнь Советской Конституции, постановлений Всероссийских Съездов Народных Депутатов и центральных органов Советской власти.
32. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет рассматривает и утверждает проекты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоряжения.
33. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет созывает Всероссийский Съезд Народных Депутатов, которому представляет отчет о своей деятельности и доклады по общей политике и отдельным вопросам.
34. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет образует Совет Народных Комиссаров для общего управления делами Российской Демократической Федеративной Советской Республики и отделы (Народные Комиссариаты) для руководства отдельными отраслями управления.Члены Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета работают в отделах (Народных Комиссариатах) или выполняют особые поручения Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.

 

Глава восьмая
О Президенте Республики

35. Избранный членами Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета является Президентом Российской Демократической Федеративной Советской Республики.

36. Президент Республики всецело ответственен перед Всероссийским Съездом Народных Депутатов и перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.

37. Президент Республики вправе назначить внеочередной созыв Съезда Народных Депутатов


Глава девятая
О Совете Народных Комиссаров


38. Совету Народных Комиссаров принадлежит общее управление делами Российской Демократической Федеративной Советской Республики.
39. В осуществление этой задачи Совет Народных Комиссаров издает декреты, распоряжения, инструкции и вообще принимает все меры, необходимые для правильного и быстрого течения государственной жизни.
40. О всех своих постановлениях и решениях Совет Народных Комиссаров немедленно сообщает Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету.
41. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет или Президент Республики вправе отменить или приостановить всякое постановление или решение Совета Народных Комиссаров.
42. Все постановления и решения Совета Народных Комиссаров, имеющие крупное общеполитическое значение, представляются на рассмотрение и утверждение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.


Примечание. Мероприятия, требующие неотложного выполнения, могут быть осуществлены Советом Народных Комиссаров непосредственно.


43. Члены Совета Народных Комиссаров стоят во главе отдельных Народных Комиссариатов. Народных Комиссариатов образуется 19, а именно:
   а) по Иностранным Делам;
   б) по Военным Делам;
   в) по Морским Делам;
   г) по Внутренним Делам;
   д) Юстиции;
   е) Труда;
   ж) Социального Обеспечения;
   з) Просвещения;
   и) Почт и Телеграфов;
   к) по Делам Национальностей;
   л) по Финансовым Делам;
   м) Путей Сообщения;
   н) Земледелия;
   о) Торговли и Промышленности;
   п) Продовольствия;
   р) Государственного Контроля;
   с) Высший Совет Народного Хозяйства;
   т) Здравоохранения.

   у) Местного самоуправления

   ф) Имущества
44. При каждом Народном Комиссаре, под его председательством, образуется коллегия, члены которой утверждаются Советом Народных Комиссаров.
45. Народный Комиссар вправе единолично принимать решения по всем вопросам, подлежащим ведению соответствующего Народного Комиссариата, доводя о них до сведения Коллегии. В случае несогласия Коллегии с тем или иным решением Народного Комиссара, Коллегия, не приостанавливая исполнения решения, может обжаловать его в Совет Народных Комиссаров или в Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.
То же право обжалования принадлежит и отдельным членам Коллегии.
46. Совет Народных Комиссаров всецело ответственен перед Всероссийским Съездом Народных Депутатов и Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.
47. Народные Комиссары и Коллегии при Народных Комиссариатах всецело ответственны перед Советом Народных Комиссаров и перед Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.
48. Звание Народного Комиссара принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров, ведающего общими делами Российской Демократической Федеративной Советской Республики, и никаким иным представителям Советской власти, как в центре, так и на местах присвоено быть не может.


Глава десятая
О предметах ведения Всероссийского Съезда Народных Депутатов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета


49. Ведению Всероссийского Съезда Народных Депутатов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат все вопросы общегосударственного значения, как-то:
а) Утверждение, изменение и дополнение Конституции Российской Демократической Федеративной Советской Республики.
б) Общее руководство всей внешней и внутренней политикой Российской Демократической Федеративной Советской Республики.
в) Установление и изменение границ, а равно отчуждение частей территории Российской Демократической Федеративной Советской Республики, или принадлежащих ей прав.
г) Установление границ и компетенции областных Советских союзов, входящих в состав Российской Демократической Федеративной Советской Республики, а также разрешение споров между ними.
д) Принятие в состав Российской Демократической Федеративной Советской Республики новых сочленов Советской Республики и признание выхода из Российской Федерации отдельных частей ее.
е) Общее административное разделение территории Российской Демократической Федеративной Советской Республики и утверждение областных объединений.
ж) Установление и изменение системы мер, весов и денег на территории Российской Демократической Федеративной Советской Республики.
з) Сношение с иностранными государствами, объявление войны и заключение мира.
и) Заключение займов, таможенных и торговых договоров, а равно финансовых соглашений.
к) Установление основ и общего плана всего народного хозяйства и отдельных его отраслей на территории Российской Демократической Федеративной Советской Республики.
л) Утверждение бюджета Российской Демократической Федеративной Советской Республики.
м) Установление общегосударственных налогов и повинностей.
н) Установление основ организации вооруженных сил Российской Демократической Федеративной Советской Республики.
о) Общегосударственное законодательство, судоустройство и судопроизводство, гражданское, уголовное законодательство и пр.
п) Назначение и смещение как отдельных членов Совета Народных Комиссаров, так и всего Совета Народных Комиссаров в целом, а также утверждение Председателя Совета Народных Комиссаров.
р) Издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики.
с) Право амнистии, общей и частичной.
50. Сверх перечисленных вопросов ведению Всероссийского Съезда Народных Депутатов и Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета подлежат все вопросы, которые они признают подлежащими их разрешению.
51. Исключительному ведению Всероссийского Съезда Народных Депутатов подлежат:
а) Установление, дополнение и изменение основных начал Советской Конституции.
б) Ратификация мирных договоров.
52. Разрешение вопросов, указанных в пунктах "в" и "з" ст.49, предоставляется Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету лишь при невозможности созыва Всероссийского Съезда Народных Депутатов.

 

Б. Организация Советской власти на местах

Глава одиннадцатая
О Съездах Советов


53. Съезды Советов составляются следующим образом:

а) Автономных республик - из представителей городских Советов, губернских Съездов Советов и Съездов Советов автономных областей, по расчету 1 депутат на 50.000 жителей, а от городов, по 1 депутату на 10.000 избирателей, но не более 1000 делегатов на всю автономную республику.
б) Областные - из представителей городских Советов и уездных Съездов Советов, по расчету 1 депутат на 25.000 жителей, а от городов, по 1 депутату на 5.000 избирателей, но не более 500 делегатов на всю область, - либо из представителей губернских Съездов Советов, избираемых по той же норме, если этот Съезд собирается непосредственно перед областным Съездом Советов.
в) Губернские (окружные) - из представителей городских Советов и волостных Съездов Советов, по расчету 1 депутат на 10.000 жителей, а от городов, по 1 депутату на 2 тысячи избирателей, но не свыше 300 депутатов на всю губернию (округ), причем в случае созыва уездного Съезда Советов непосредственно перед губернским выборы производятся по той же норме не волостными, а уездным Съездом Советов.
гв) Уездные (районные) - из представителей сельских Советов, по расчету 1 депутат на 1 тысячу жителей, но не свыше 300 депутатов на весь уезд (район).
д) Волостные - из представителей всех сельских Советов волости, по расчету 1 депутат на каждые 10 членов Совета.


Примечание 1. В уездных Съездах Советов участвуют представители Советов городов, население которых не превышает 10 тысяч человек; сельские Советы местностей, насчитывающих менее 1 тысячи человек населения, для избрания депутатов на уездный Съезд Советов объединяются.
Примечание 2. Сельские Советы, насчитывающие менее 10 членов, посылают на волостной Съезд Советов по 1 представителю.


54. Съезды Советов созываются соответствующими по территории исполнительными органами Советской власти (Исполнительными Комитетами) по усмотрению последних или по требованию Советов местностей, насчитывающих не менее 1/3 всего населения данного района, но, во всяком случае, не реже двух раз в год по области, одного раза в три месяца по губернии и уездам и одного раза в месяц по волости.
5. Съезд Советов (автономной республики, автономной области, областной, губернский, уездный, волостной) избирает свой исполнительный орган - Исполнительный Комитет, число членов которого не должно превышать: а) по автономной республике - 50, б) по автономной области, области и губернии - 25, в) по уезду - 20, г) по волости - 10. Исполнительный Комитет всецело ответственен перед избравшим его Съездом Советов.
56. В границах своего ведения Съезд Советов (автономной республики, автономной области, областной, губернский, уездный, волостной) есть высшая в пределах данной территории власть; в период же между Съездами такой властью является Исполнительный Комитет.


Глава двенадцатая
О Советах Депутатов


57. Советы Депутатов образуются:
а) В городах - по расчету 1 депутат на каждые 1.000 человек населения, но в числе не менее 50 и не более 1 000 членов.
б) В селениях (деревнях, селах, станицах, местечках, городах с населением менее 10.000 человек, аулах, хуторах и пр.) - по расчету 1 депутат на каждые 100 человек населения, но в числе не менее 3 и не более 50 депутатов на каждое селение.
Срок полномочий депутатов - 3 месяца.


Примечание. В тех сельских местностях, где это будет признано осуществимым, вопросы управления разрешаются общим собранием избирателей данного селения непосредственно.


58. Для текущей работы Совет Депутатов избирает из своей среды исполнительный орган (Исполнительный Комитет) в количестве не свыше 5 человек в селениях, а в городах по расчету 1 на каждые 50 членов, но не менее 3 и не более 15 (Петербург и Москва не более 40). Исполнительный Комитет всецело ответственен перед избравшим его Советом.
59. Совет Депутатов созывается Исполнительным Комитетом по усмотрению последнего или по требованию не менее половины членов Совета, но не реже 1 раза в неделю в городах и 2 раз в неделю в селениях.
60. В границах своего ведения Совет, а в случае, предусмотренном в ст.57 (примечание), общее собрание избирателей есть высшая в пределах данной территории власть.


Глава тринадцатая
О предметах ведения органов советской власти на местах


61. Автономных республик, автономных областей, областные, губернские, уездные и волостные органы Советской власти, а также Советы Депутатов имеют предметом своей деятельности:
а) проведение в жизнь всех постановлений соответствующих высших органов Советской власти;
б) принятие всех мер к поднятию данной территории в культурном и хозяйственном отношениях;
в) разрешение всех вопросов, имеющих чисто местное (для данной территории) значение;
г) объединение всей Советской деятельности в пределах данной территории.
62. Съездам Советов и их Исполнительным Комитетам принадлежит право контроля над деятельностью местных Советов (т.-е. автономных республик - право контроля над всеми Советами данной автономной республики кроме автономных областных, областным - право контроля над всеми Советами данной области, губернским - над всеми Советами данной губернии, кроме городских, не входящих в состав уездных Съездов Советов, и т.д.), а автономных республик, автономных областей, областным и губернским Съездам Советов и их Исполнительным Комитетам - кроме того, право отмены решений действующих в их районе Советов, с извещением об этом в важнейших случаях Центральной Советской власти.
63. Для выполнения возложенных на органы Советской власти задач при Советах (городских и сельских) и Исполнительных Комитетах (областных, губернских, уездных и волостных) образуются соответствующие отделы во главе с заведывающими отделами.

 

Раздел четвертый
Активное и пассивное избирательное право

Глава четырнадцатая


64. Правом избирать и быть избранными в Советы пользуются, независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и т.п., следующие обоего пола граждане Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, коим ко дню выборов исполнилось восемнадцать лет:
а) все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда, как-то: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и проч., крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли.
б) солдаты Советской армии и флота.
в) граждане, входящие в категории, перечисленные в пунктах "а" и "б" настоящей статьи, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.


Примечание 1. Местные Советы могут с утверждения Центральной власти понижать установленную в настоящей статье возрастную норму.
Примечание 2. Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользуются активным и пассивным избирательным правом также лица, указанные в ст.20 (раздел второй, глава пятая).


65. Не избирают и не могут быть избранными, хотя бы они входили в одну из вышеперечисленных категорий:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т.п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой:
ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.


Глава пятнадцатая
О производстве выборов


66. Выборы производятся согласно установившимся обычаям, в дни, устанавливаемые местными Советами. Выборы в Совет Народных Депутатов - в дни, установленные Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом.
67. Выборы производятся в присутствии избирательной комиссии и представителя местного Совета.
68. В тех случаях, когда присутствие представителя Советской власти оказывается технически невозможным, его заменяет председатель избирательной комиссии, а за отсутствием такового - председатель избирательного собрания.
69. О ходе и результате выборов составляется протокол за подписью членов избирательной комиссии и представителя Совета.
70. Подробный порядок производства выборов, а равно участие в них профессиональных и иных рабочих организаций определяется местными Советами согласно инструкции Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета


Глава шестнадцатая
О проверке и отмене выборов и об отзыве депутатов


71. Весь материал по производству выборов поступает в соответственный Совет.
72. Совет для проверки выборов назначает мандатную комиссию.
73. О результатах проверки мандатная комиссия докладывает Совету.
74. Совет решает вопрос об утверждении спорных кандидатов.
75. В случае неутверждения того или иного кандидата Совет назначает новые выборы.
76. В случае неправильности выборов в целом - вопрос об отмене выборов разрешается высшим по порядку органом Советской власти.
77. Последней инстанцией по кассации Советских выборов является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет.
78. Избиратели, пославшие в Совет депутата, имеют право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.


Раздел пятый
Бюджетное право

Глава семнадцатая


79. Финансовая политика Российской Социалистической Федеративной Советской Республики в настоящий переходный момент диктатуры трудящихся способствует основной цели экспроприации буржуазии и подготовления условий для всеобщего равенства граждан Республики в области производства и распределения богатств. В этих целях она ставит себе задачей предоставить в распоряжение органов Советской власти все необходимые средства для удовлетворения местных и общегосударственных нужд Советской Республики, не останавливаясь перед вторжением в право частной собственности.
80. Государственные доходы и расходы Российской Демократической Федеративной Советской Республики объединяются в общегосударственном бюджете.
81. Всероссийский Съезд Народных Депутатов или Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет определяют, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов, а равно устанавливают пределы обложения.
82. Советы устанавливают обложение налогами и сборами исключительно на нужды местного хозяйства. Потребности общегосударственные удовлетворяются за счет средств, отпускаемых из Государственного Казначейства.
83. Ни один расход из средств Государственного Казначейства не может быть произведен без установления на него кредита в росписи государственных доходов и расходов или путем издания особого постановления Центральной власти.
84. На удовлетворение потребностей, имеющих общегосударственное значение, в распоряжение местных Советов предоставляются подлежащими Народными Комиссариатами необходимые кредиты из Государственного Казначейства.
85. Все предоставленные Советам кредиты из средств Государственного Казначейства, а равно кредиты, утвержденные по сметам на местные нужды, расходуются ими в пределах сметных подразделений (параграфы и статьи) по прямому назначению и не могут быть обращаемы на удовлетворение каких-либо других потребностей без особого постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров.
86. Местные Советы составляют полугодовые и годовые сметы доходов и расходов на местные нужды. Сметы сельских и волостных Советов и Советов городов, участвующих в уездных Съездах Советов, а также сметы уездных органов Советской власти утверждаются соответственно губернскими и областными Съездами Советов или их Исполнительными Комитетами; сметы городских, губернских, областных, автономных областей и автономных республик органов Советской власти утверждаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров.
87. На расходы, не предусмотренные сметами, а также в случае недостаточности сметных назначений дополнительные кредиты Советы испрашивают у подлежащих народных комиссариатов.
88. В случае недостаточности местных средств для удовлетворения местных потребностей, необходимые для покрытия неотложных расходов пособия или ссуды из средств Государственного Казначейства местным Советам разрешаются Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров.


Раздел шестой
О гербе и флаге Российской Демократической Федеративной Советской Республики

Глава восемнадцатая


89. Герб Российской  Демократической Федеративной Советской Республики состоит из изображений на красном фоне в лучах солнца золотых серпа, молота и меча, помещенных крест-на-крест рукоятками книзу, окруженных венцом из колосьев и с надписью:
а) Российская  Демократическая Федеративная Советская Республика
и б). Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
90. Торговый, морской и военный флаг Российской  Демократической Федеративной Советской Республики состоит из полотнища красного (алого) цвета, в левом углу которого - у древка, наверху, помещены золотые буквы Р.Д.Ф.С.Р. или надпись: Российская  Демократическая Федеративная Советская Республика.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Честно говоря не следил за данным миром, но как любитель конституционных проектов мимо этой темы пройти не могу

И вопрос первый-если автор хочет что-то более или менее реально работающее-может быть все же обойтись без съезда Советов, а сделать нормальный Верховный совет а-ля сталинско-брежневский?

Да и президент здесь имеет какие-то непонятные функции...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

может быть все же обойтись без съезда Советов, а сделать нормальный Верховный совет а-ля сталинско-брежневский

дык...

25. Всероссийский Съезд Народных Депутатов составляется из избираемых Народных Депутатов, по расчету 1 депутат на 175.000 избирателей. Народные Депутаты избираются ежегодно на всеобщих тайных пропорциональных выборах. Выборы проводятся в определяемых ВЦИК  избирательных округах по партийным открытым спискам. Народным Депутатом может быть только действующий на момент выдвижения депутат регионального Совета любого уровня.

Понимая, что тягаться с большевизировавшимися Советами на местах уже не получится, эсеро-меньшевистская часть народного фронта насмерть стояла за оставление в конституции выборов а-ля в Учредилку, тем более что они были на то время сильно новаторски демократичными - всеобщие, прямые, пропорциональные, по партийным спискам. В итоге отстояли - избирательные округа формируют избиркомы, в них партии подают списки кандидатов, избиратели голосуют, депутаты приезжают на Съезд и выбирают из состава себя постоянный орган, то есть Парламент ака ВЦИК, который уже из себя выбирает Президента ака Председатель ВЦИК, и формирует Правительство ака СНК с Премьером ака Предсовнарком. Кристаллизованнейшая парламентская однопалатная республика. Впрочем, может быть в процессе введут какой-нибудь Совет Федерации из представителей исполкомов субъектов федерации.

ИРЛ и Съезд Советов, превратившийся в большой партийный корпоратив, и нереально разросшийся ВЦИК, куда кооптировали квоты от разных организаций, очень быстро выпнули в качестве парламента постоянный Президиум ЦИК СССР, к которому потом добавился Совет Национальностей. В данном случае корпоратив остался, а ВЦИК с самого начала и действует как постоянный парламент, пользуясь опытом Предпарламента и послеоктябрьского ВЦИКа.

 

Да и президент здесь имеет какие-то непонятные функции...

По-нашему это просто-напросто Председатель ВЦИК, но с более звучным названием. Его единственное отличие от реала в том, что он может инициировать созыв Съезда Нардепов самостоятельно, а не только через ВЦИК.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

эсеро-меньшевистская часть народного фронта насмерть стояла за оставление в конституции выборов а-ля в Учредилку,

Учредительное собрание не выделяло из себя еще какой-то орган

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А ему и не надо было. Его цель была в другом немножечко. Тем не менее именно как модель для формирования представительного органа оно оказалось показательным и рабочим примером.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0