Блицкриг Российской империи в Первой мировой войне?

350 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

Обсуждаемая недавно тема навела меня мысль. А возможно ли проведение армией Российской империи войны в рамках доктрины "блицкриг" на театре военных действий Первой мировой войны.

    Необходимо наверно сначала определится с терминологией, чтобы было понятно о чем идет речь. Блицкриг - скоротечная война в которой победа достигается до того, как противник сможет мобилизовать и развернуть свои основные силы. Можно ссылаться на  реальные исторические примеры, такие как Польская компания Вермахта 1939 г или Французская компания 1940 г, и утверждать, что такое возможно только при наличии принципиального нового вида вооружения - танк. И на начало ПМВ  такое невозможно. Однако идея блицкрига была известна уже на начало ПМВ и собственно план Шлиффена частично базировался на ней. Неудачное его выполнение связано скорее с равной скоростью перемещения войск по театру военных действий, а не отсутствием принципиально новых видов вооружения. Можно предположить, что возможность перемещения значительных масс войск на значительные расстояния со скоростью, значительно превышающей скорость перемещения противника, позволит захватить или разрушить логистических узлы, склады продовольствия, боеприпасов и МТО противника, что и создаст условие невозможности "мобилизовать и развернуть свои основные силы". Надо понимать однако, что под основными силами понимается "мобилизационный потенциал" и боевые действия с уже отмобилизованными силами не отменяются. Но проводятся в условиях отсутствия резервов у противника.

    Итак, исходя из вышесказанного необходимыми условиями блицкрига являются:

   1. Разведка. Все передвижения войск должны обеспечиваться оперативной и точной информацией, с целью не допустить столкновения с превосходящими силами противника и обеспечить выполнение основной цели - не дать возможность организовать мобилизацию резервов и взаимодействия войск противника.

   2. Связь. Маневры на расстояния в 100 км за часы требуют постоянного обмена информации об оперативной обстановки и взаимодействия подразделений.

   3. И самое главное (последнее по порядку, только для более обширного анализа условий создания). Создание высокомобильных войсковых соединений, способных к перемещению на расстояния 100-150 км в сутки без потери боеспособности. И достаточными в количественном плане для ведения самостоятельных войсковых операций. 

    А теперь проведем анализ наличия этих условий в Российской армии на 1914 г. по порядку:

   1. Разведка. Собственно практика реальных операций на основе идеи блицкриг показывает, что авиационная разведка обеспечивает выполнение поставленных задач. На 1914 г. в армии насчитывалось 263 самолета в 39 авиаотрядах. А начиная с ноября 1910 г. постоянно действовала Севастопольская авиационная школа. Кажется достаточные средства.

   2. Связь. На 1914 г. в армии насчитывалось 100 полевых (до 250 км) и 30 кавалерийских (до 50 км) искровых радиостанции. Просто пока запомним эти данные.

   3. А теперь самое главное. Как добиться мобильности? Единственное средство передвижения на том момент автомобиль и лошадь. Лошадь хоть и быстрее человека, но все же имеет ограничения, даже не в скорости, а в расстоянии, 50-60 км в сутки. Существуют конечно породы и более выносливые, но в армии надо ориентироваться на среднее значение. Тем более что с подразделением двигается обоз а его скорость меньше чем просто верхового. Остается автомобиль и это хороший выбор. На 1914 г уже были вполне опробованы и находились в серийном производстве десятки моделей как грузовых так и легковых автомобилей. Грузоподъемность грузовых от 1,5 т до 5 т, грузоподъёмность легковых от 400 кг до 900 кг. Скорость от 20 км/ч до 60 км/ч. А в армии на 1914 г. было 418 гр. и 259 легк. автомобилей. Что это в свете организации транспортирования войсковых подразделении?

    На 1914 г. основным тактическим подразделением считалась рота. В составе собственно 196 пехотинцев и 30 офицеров и солдат управления (штаб), а так же хозяйства роты: полевая кухня, обоз в составе 5 повозок. В мобильном подразделении штаб и обоз должны быть обеспечены средствами передвижения на 100%. Исходя из описанных условий в роте как минимум должно быть 1 гр. и 3-5 легк. автомобилей. Исходя из грузоподъемности гр. автомобиля в 2 т. или 20 человек для перемещения роты необходимо 10 гр. автомобилей. Итого, исходя из наличия 418 гр и 259 легк. автомобилей мы получаем 32 роты с 32 штабами (32 гр + 160 легк) на 320 авт. + еще 66 гр. и 99 легк. в резерве. Разумеется этот резерв должен обеспечивать снабжение этой группы. А группа, 32 роты это не много, не мало, 2 полка или бригада ( 6272 штыка). Полностью, стопроцентно, моторизированная бригада. С возможность иметь радиостанцию в каждом батальоне. Т.е. на 1914 г. только организационными методами можно получить моторизированную бригаду способную проводить марши на 150-200 км за 10 часов.

    А вот теперь самое интересное. За две недели до начала войны было принято положение о военно-автомобильной повинности и с началом боевых действий изъято для нужд армии 475 гр и 5362 легк. автомобиля. Итого получаем полноценную моторизированную дивизию. 

    И рассмотрим армейский корпус. Ориентировочно 50 т. чел. 128 рот (32 батальона) + 5 инженерных роты, 96 76-мм полевых орудия, 12 122-мм гаубицы, 64 пулемета (в пулеметных командах) 3-6 самолета. 

    Исходя по два грузовика на орудие получаем 216 гр. на корпусную артиллерию. 128 рот... и 64 пулемета... Батальон 4-х ротного состава... пулеметы в полковом подчинении... А если батальон 3-х ротного состава + рота бронеавтомобилей. Здесь уже пошла довольно вольное отношение к фактам, но все же вполне реалистичное, только сроки сдвигаются. За три месяца до декабря 1914 г. были заказаны, произведены и поставлены в Россию 48 броневиков "Остин". Итого в корпусе 32 батальона ( 96 рот) + 64 броневика. Ну разошлось с реальностью немного. 96 штабов рот (+ 5 инженерных) = 101 гр. + 505 легк. Артиллерия + 216 гр. Из 893 гр. имеющихся в наличии.  576 гр. сведённые в автомобильные полки способны за раз перевезти дивизию до 200 км за 10 ч. Или на 100-150 км за два марша весь корпус. Т.е. на 1914 год мы имеем (условно конечно) почти моторизированный корпус, только организационными решениями. Но если представить что деятельность 1-ой автомобильной роты началась в 1910 г. и на 1912 уже было закуплено 300 гр. а затем все остановилось. А если бы нет?...

    По возможному финансированию На конец 1914 г. было приобретено и доставлено 1216 автомобилей различного назначения, кроме заказа бронеавтомобилей. Это просто сделать раньше надо.  

    Исходя из расстановки сил на театре военных действий на Восточном фронте. Против Германии: Россия 25 дивизий, Германия 16 дивизий. Против Австрии: Россия 46 дивизий, Австрия 44 дивизии. По опыту блицкрига в Польше и Франции соотношение моторизованных частей к пехотным 1/5. Формально на германском фронте должно быть 3-5 моторизованных дивизии (это с натяжкой но возможно). Против Австрии 8 моторизованных (нереально ))).

Изменено пользователем Серый Кот

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Абстрактный грузовик - это сферический слон в вакууме. Для блицкрига нужен внедорожник. То есть полный привод или вообще полугусь. А с этим в России даже в 41 году была попа через букву ж. И если бы не ленд-лизовские студеры...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ошибочные посылки, ошибочное упование на одну (одну!) моторизованную дивизию, поверхностное знание матчасти (в той же польской кампании что с танками, что без них, немцы стремительно побеждали, потому что имели двойное превосходство в силах, а вовсе не из-за танковых дивизий, а во французской кампании у немцев была танковая группа, то есть соединение принципиально другого уровня по оперативным возможностям, чем моторизованная дивизия, плюс еще отдельный танковый корпус, который свою задачу отвлечения на него механизированных резервов французов выполнил)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Для блицкрига нужен внедорожник

Конфликт определений. Ввиду состояния автомобильных дорог любой автомобиль 1910-1920 г внедорожник. Конечно он не вездеход, но условия его эксплуатации и соответственно конструкции подразумевает достаточно высокие качества проходимости. О Российском автопроме речь не идет вообще. Все и так покупное. Вопрос немного подкорректировать эти закупки в плане как раз лучшей проходимости. А абстрактный грузовик? так их действительно много было - моделей. Ну к примеру американский производитель, "Форд" Т и "Уайт" TAD, TKA.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ошибочное упование на одну (одну!) моторизованную дивизию, поверхностное знание матчасти

Упование не на одну дивизию. С учетом все таки корректировок сроков закупок и поставок можно рассчитывать на 3 дивизии. Сравнение с польскими и французскими компаниями не совсем корректно. Еще нет опыта ПМВ. А вот соединение принципиально нового уровня есть. Я как раз на него ставку и делаю - моторизованная дивизия в сравнении с пехотной дивизией в 1914 это и есть танковая группа во французской компании. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Абстрактный грузовик - это сферический слон в вакууме. Для блицкрига нужен внедорожник. То есть полный привод или вообще полугусь. А с этим в России даже в 41 году была попа через букву ж. И если бы не ленд-лизовские студеры...

Только тачанки, только хардкор

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я как раз на него ставку и делаю - моторизованная дивизия в сравнении с пехотной дивизией в 1914 это и есть танковая группа во французской компании. 

Нет, моторизованная дивизия не может быть эквивалентом танковой группы, просто по своей сути. Танковая группа -- это оперативное соединение, дивизия -- тактическое соединение. Дивизия может выиграть бой, но в операции она -- расходная единица. А одним боем война такого масштаба не выигрывается. Потрясти фронт дивизия не сможет, в отличие от танковой группы.

И, если что, до танковых групп сами немцы доросли только к французской кампании. В польской кампании у них были только танковые корпуса, действовавшие в интересах армий. И это совсем не то. В 1914 году даже моторизованные корпуса невозможны. Даже если и смастерят какое-то импровизированное соединение (а у вас именно импровизированное, потому что Вы собираетесь опираться на мобилизованный транспорт, а не штатную автотехнику армии), такие корпуса очень быстро сдохнут сами собой под грузом логистических проблем. А дивизии, как я сказал, в лучшем случае, помогут выиграть несколько боев, после чего неизбежно сточатся.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Немцы считай 40 лет готовились, и то не смогли в блицкриг, хотя стартанули очень хорошо по Бельгии и Северной Франции. РИА, ну кавалерии у нее много, тем более больше половины кадровой сосредоточенно в Варшавском, Виленском и Киевском ВО на границе. Но даже если придать им стрелковые бригады посаженные на повозки и немножко авто + моторизовать артиллерию и придать  сформированым заранее кавкорпусам + бронепоезда и моторизованый тыл частично, то все одно удар мощи маловато . У немцев уже на 10 день в восточной пруссии 3 корпуса развернута, а австрийцев десятка полтора дивизий уже более-менее отмобилизованны и развернуты в Галиции Создать завесу через котору конно-механизированные группы не прорвутся глубоко уже возможно .

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Подобная идея озвучивалась Злотниковым. Только вместо мехпехоты кавкорпуса. Как понимаю, у него Восточный фронт не анулировался в  14м только из-за того что это мешало сюжету. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Что до развилки Вандал верно подметил: в14м поздно. Сначала нужно само понимание идеи подвижных соединений на верхнем уровне. Обкатка на полковом уровне. И только затем создание механизированных частей уровня дивизия корпус. Причем косяки выплывут только с первым боевым применением. Особенно ярко заиграют детские болезни с логистикой и разной скоростью марша разных частей на разной технике. Отсутствие резервирования снаюжения тоже скажется. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А возможно ли проведение армией Российской империи войны в рамках доктрины "блицкриг" на театре военных действий Первой мировой войны.

"Наступление на Позен."

обсуждалось неоднократно от генштаба РИА до форумов альтисториков.

Всеобщий вердикт: не взлетит.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В 1914 году даже моторизованные корпуса невозможны

Ну я же только что показал что возможно в условиях 1914 только организационными мерами создать моторизированный корпус. Не соответствует масштабам таковой группы, верно но и на ТВД противник  - 16 дивизий. А в РИА 25 из которых 3 моторизированные. Нужно масштабы соотносить и все же незабываем, уровень оперативного искусства до ПМВ. Сдохнут? Почему, ведь при планировании логистические проблем учитываться как бы должны.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но даже если придать им стрелковые бригады посаженные на повозки и немножко авто + моторизовать артиллерию и придать  сформированым заранее кавкорпусам + бронепоезда и моторизованый тыл частично, то все одно удар мощи маловато . У немцев уже на 10 день в восточной пруссии 3 корпуса развернута

Теоретически возможно не стрелковые бригады на повозки, а дивизии на авто. 10 дней? расстояние от Варшавы или Калининграда до Берлина 600 км +\-. Учитывая коэффициент неравномерности дороги 1,5 - 1000 км. За 5 дней моторизированный корпус можно под Берлин вывести. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Только вместо мехпехоты кавкорпуса

Это принципиально, кавкорпус придел 90-100 км в сутки и это если без обозов и артиллерии. У моторизованного корпуса 150-200 км. 

Что до развилки Вандал верно подметил: в14м поздно

Здесь согласен. Это важно, с нуля такое не делается. Но я даты приводил, все составные части были организованны в армии еще в 1910 г. И учебная авторота и авиационная школа, и искровые роты (радио). В 1910 г все было сформировано, есть целых 3 года.

Всеобщий вердикт: не взлетит

Спасибо за мнение.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Исходя из расстановки сил на театре военных действий на Восточном фронте. Против Германии: Россия 25 дивизий, Германия 16 дивизий. Против Австрии: Россия 46 дивизий, Австрия 44 дивизии. По опыту блицкрига в Польше и Франции соотношение моторизованных частей к пехотным 1/5. Формально на германском фронте должно быть 3-5 моторизованных дивизии (это с натяжкой но возможно). Против Австрии 8 моторизованных (нереально ))).

Вы вообще в курсе темпов мобилизации сил сторон? Если нет - разговор беспредметен.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Вы вообще в курсе темпов мобилизации сил сторон

А смысл этого знания, если цель блицкрига сорвать план мобилизации противника, а по возможности вообще предотвратить эту мобилизацию. Возможно ли это осуществить? Вот в чем вопрос 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А смысл этого знания, если цель блицкрига сорвать план мобилизации противника, а по возможности вообще предотвратить эту мобилизацию. Возможно ли это осуществить? Вот в чем вопрос

А как Вы это сделаете, если противник опережает Вас в мобилизации? Тем более настолько, насколько Германия опережает Россию?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Кто и как дудет продвигать идею подвижных соедигений? 

Марш 150-200 км в сутки это на технике и по дорогам 1940 или 1914?

Кавкорпус может быть с механизированными артилерией тылами и с бронебатами. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ну я же только что показал что возможно в условиях 1914 только организационными мерами создать моторизированный корпус. Не соответствует масштабам таковой группы, верно но и на ТВД противник  - 16 дивизий. А в РИА 25 из которых 3 моторизированные. Нужно масштабы соотносить и все же незабываем, уровень оперативного искусства до ПМВ. Сдохнут? Почему, ведь при планировании логистические проблем учитываться как бы должны.

Идите учите матчасть, конкретно историю создания танковых войск вермахта. При аншлюссе Австрии тоже все спланировали, однако как только марш начался, так все и сдохло. Чтобы нормально планировать, нужно на грабли понаступать. И как следует из этого примера, маневров (которые вермахт в 1935-1937 годах проводил) недостаточно. Штабные офицеры вермахта, мягко говоря были не хуже штабных офицеров РИА.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В общем, читать Злотникова. Потом открывать тему

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

В общем, читать Злотникова. Потом открывать тему

Лучше Зайчонковского. Там заодно и описание ТВД есть.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Ввиду состояния автомобильных дорог любой автомобиль 1910-1920 г внедорожник. Конечно он не вездеход, но условия его эксплуатации и соответственно конструкции подразумевает достаточно высокие качества проходимости. О Российском автопроме речь не идет вообще. Все и так покупное. Вопрос немного подкорректировать эти закупки в плане как раз лучшей проходимости.

Вот давайте и посмотрим на "достаточно высокие качества проходимости"

Красная Армия научилась в мобильные операции (аналог блицкрига) только к 44 году. После насыщения передовых частей "виллисами", "доджами" и особенно "студерами". Еще в 41-м любой маневр мехкорпусами заканчивался тем, что половина техники оставалась на обочинах. И не только танков - грузовиков и БА тоже. Последние стачивались как бы не быстрее прочих.

И это летом 41-го. А что будет зимой? Или в осенне-весеннюю распутицу?

Было бы интересно поглядеть результаты какого-нить автопробега 1912..14 года. Сколько "Антилоп-Гну" стартовали и сколько прошли хотя бы первую сотню верст.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А смысл этого знания, если цель блицкрига сорвать план мобилизации противника

А смысл такой, что русские отстают в мобилизации минимум на четыре дня. А если бросить моторизованный корпус без поддержки общевойсковых армий, её просто разгромят. Перережут коммуникации и разгромят.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я уже понял общий смысл возражений :). Создавать спор на ровном месте смысла нет, но пару ответов все же еще дам.

Было бы интересно поглядеть результаты какого-нить автопробега 1912..14 года. Сколько "Антилоп-Гну" стартовали и сколько прошли хотя бы первую сотню верст

В 1912 г. Военное ведомство Российской империи организовало Испытательный пробег штабных и санитарных автомобилей по маршруту «Санкт-Петербург–Псков–Двинск–Вильно– Минск–Москва–Чудово–Санкт-Петербург». В пробеге принимали участие 40 специально отобранных иностранных машин и 4 «Р-Б С24/30», их сопровождали 4 грузовика с запасными частями. Финишировать без поломок после 19 дней пути и 3320 км смогли лишь 4 «Р-Б С24/30». Иностранные автомобили показали себя не с лучшей стороны.

Кажется удручающий результат. Однако посмотрите на дистанцию 3300 км за 19 дней

Таких автопробега, именно испытательных всего за 1912-1914 два было.

А смысл такой, что русские отстают в мобилизации минимум на четыре дня

Наверно не до конца поняли что я имел ввиду. Мы не соревнуемся в мобилизации, не стараемся нанести упреждающий удар до окончания мобилизации. Мы ведем боевые действия в уже сложившейся боевой обстановке. Уже отмобилизованные 16 дивизий Германии и 25 дивизий России. Восточно-Прусская операция. Благодаря мобильности моторизованных дивизий (числом три) и отсутствия единой линии фронта можно проводить операции в полосе 200 км создавая локальный перевес итак превосходящих сил, препятствовать подводу резервов и взаимодействию войск противника. Ну там много чего еще можно полезного делать. Не нужно боятся ударов во фланг. Это 100% моторизованная дивизия, можно на 100 км войти в тыл противника и по другому направлению уйти на своих запасах. коммуникаций в принципе может не быть. Связь, разведка, мобильность. А с фронта все это подпирает 20 дивизий.  

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Уже отмобилизованные 16 дивизий Германии и 25 дивизий России.

Видите ли, в чем дело. 16 дивизий Германии уже есть, а 25 русских дивизий еще подвести надо. Эти 25 дивизий -- они с учетом второочередных, которые, вообще-то, сильно отставали.

Благодаря мобильности моторизованных дивизий (числом три) и отсутствия единой линии фронта можно проводить операции в полосе 200 км создавая локальный перевес итак превосходящих сил, препятствовать подводу резервов и взаимодействию войск противника.

Вот только мобильность на тех автомобилях возможна только в условиях густой дорожной сети. Чего с русской стороны не наблюдается. Особенно большие проблемы с так называемыми рокадными дорогами, идущими вдоль линии фронта. Чтобы переметнуть моторизованную дивизию с одного фланга на другой, нужно везти её по одной дороге в глубокий тыл, затем по рокадной дороге перебрасывать на другую и, наконец, по этой третьей дороге подвезти дивизию к фронту. Это значит, что придется делать крюк в сотни верст. Плюс время на погрузку и выгрузку и последующее развертывание. Тут одним днем не обойтись.

Это 100% моторизованная дивизия, можно на 100 км войти в тыл противника и по другому направлению уйти на своих запасах. коммуникаций в принципе может не быть.

Вы уверены, что возимых запасов хватит? Допустим, автомобиль жрет 10 кило бензина в час (я опираюсь на расход бензина авиационных движков, которые, в то время, были теми же автомобильными, только облегченной конструкции), при этом скорость движения по дороге хорошо если 20 км/ч. При пробеге в 200 километров получаем 100 килограммов бензина, то есть, 140 литров. По-моему, обычная емкость топливных баков у автомобилей тогда меньше была.

А с фронта все это подпирает 20 дивизий. 

Увы, нет.

Я уже понял общий смысл возражений 

Нет, не поняли. Суть в том, что Вы матчасть слабо знаете.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас