Sign in to follow this  
Followers 0

Оружие интербелума и ВОВ

5 posts in this topic

Posted

«Чайки» над океаном.

 

Палубный истребитель-бомбардировщик И-53 К «Чайка».

 

Построив первые авианосцы, Россия столкнулась с проблемой их авиационного вооружения и построения тактики применения нового оружия. Проблема общая для всех флотов того времени. Русский флот активно искал правильное решение, верный пути развития. Шли обычным путем проб, ошибок и находок. Для вооружения авианосцев с середины 20-х годов закупались партии как отечественных, так и импортных машин. Конкурсы на новые самолеты проводились каждые 2-3 года. Обычно они заканчивались заказом малой серии прекрасных, но быстро устаревающих и не устраивающих морских летчиков машин.

Моряков это не устраивало. Разнотипное вооружение обеспечивало головной болью как командиров авианосцев, так и командование с интендантством, заставляло постоянно переучивать пилотов на новые машины. Но межвоенный период это время бурного технического развития. Самолеты устаревали мгновенно. Так же на кораблях постоянно менялось оборудование. Экспериментировали с аэрофинишерами, лифтами, катапультами, защитными сетками, схемами палубных операций.

Конкурс 33го года выиграл палубный истребитель АО «Дукс» И-47К. Машину разрабатывал и доводил до ума молодой, но уже зарекомендовавший себя, конструктор Николай Николаевич Поликарпов.

Представленный на конкурс опытный экземпляр произвел хорошее впечатление на моряков. Классический биплан композитной конструкции. Каркас из стальных труб, стойки и часть крыла дюралевые, обшивка из клееного шпона на деревянных профилях.

Масса самолета 1400 кг.

Мотор воздушного охлаждения звездный мощностью 620 л.с.

Скорость до 370 км/ч.

Дальность полета 750 км или 400 морских миль.

Вооружение: 4 пулемета винтовочного калибра.

Машина получилась очень маневренной, устойчивой, простой в управлении. Летчики оценили большой объем пустого пространства в фюзеляже, позволявший держаться на воде, пока пилот покидает кабину. Да, вопрос спасения летчика при аварии всегда стоял остро. Штатные гидропланы не всегда успевали выхватить жертв крушения из воды.

Компания сразу получила заказ на крупную партию машин. Первые серийные экземпляры передали заказчику в 34м году. Очень быстро И-47 К вытеснил с палуб русских авианосцев все другие модели истребителей. Наконец-то флот получил одну хорошую машину вместо полудюжины разнотипных моделей.

Самолет неплохой. Однако, быстро устаревший. Уже в 36м году встал вопрос о замене палубного истребителя. Заказ на глубокую модернизацию выдали вне конкурса.

Завод с радостью взялся за работу. Модернизация шла быстро. Самолет отлажен в производстве, простой в управлении, сюрпризов при испытаниях не было. Имперский индекс И-53 К, флотское и армейское название «Чайка».  Первые серийные машины переданы заказчику уже в начале 37го года. Первоначальный заказ всего 200 машин. Флот рассчитывал вскоре получить более современный и скоростной моноплан. Затем дозаказали вторую партию еще 180 самолетов.

Трагедия эпохи. Уже после заказа, предоплаты и поставки первых серийных «Чаек» новый конкурс 1937го года выиграл перспективный И-80 «Дукса». Пикантности добавил тот факт, что глубокую модернизацию И-47 курировал господин Поликарпов, сам работавший над И-80. И тоже для флота. Как бы то ни было, но И-80 «Сапсан» задержался с внедрением и испытаниями. Флот все еще закупал для корабельных авиаотрядов и береговых полков «Чайки».

 

По сравнению с базовой моделью, «Чайка» подросла. Конструкция цельнометаллическая.

Масса 2200 кг

Мотор 1000 л.с

Скорость на высоте 430 км/час.

Скороподъемность 15 м/с.

Дальность полета 760 км или 410 миль.

Вооружение 4 х 7,62 мм пулемета.

Мог брать 250 кг бомб.

Все самолеты оснащались радиоприемниками, часть (примерно 30% выпуска) передатчиками. Самолет достаточно прост в пилотировании, надежен в эксплуатации. Мотор воздушного охлаждения выступал в роли защиты пилота. Иное бронирование не предусматривалось вообще.

 

В принципе, это неплохой промежуточный самолет. Он должен был строиться несколько лет, затем постепенно вытесняться на второстепенные участки, в береговые полки второй очереди и сниматься с вооружения. Однако, только одна характеристика машины повлияла на его судьбу. Истребитель изначально мог брать одну ФАБ-250 на внешней подвеске. Проведенные на учебном авианосце «Рион» испытания показали, «Чайка» прекрасно работает в качестве пикировщика.

После недолгого бурного обсуждения результатов опытов с участием высшего руководства флота, заводу направили рекламацию с требованием доработать бомбардировочный прицел, а по факту поставить его на машину. Изначально бомбометание производилось через стрелковые прицелы с поправками на лапоть.

Завод работал быстро. Серийные машины сходили с конвейеров одна за другой. Морские летчики быстро переучивались на эту машину, благо, проста в управлении и во многом повторяет уже знакомый привычный И-47 К. На палубах авианосцев «Чайка» вытеснила истребители прежних моделей и сильно потеснила легкие бомбардировщики.

Разумеется, с бомбой на внешней подвески падали скорость и маневренность. Самолет не мог вести бой. Дальность тоже сокращалась. Последнее пытались лечить подвесными баками. Но самое главное: обслуживать одну машину гораздо легче, чем две-три разные. А командиры авиаотрядов были рады возможности увеличить численность истребителей в ангаре без ущерба ударным способностям авианосца.

В качестве легкого штурмовика сухопутная модификация машины закупалась армией. Заказ небольшой, всего 300 самолетов. Армия взяла эту машину только ради быстрого наращивания численности ВВС на второстепенных направлениях. Служили И-53 в частях Туркестана, Закавказья и Дальнего Востока.

Однако, время не стоит на месте. В серию пошел моноплан «Сапсан», заменивший «Чайку» как истребитель. И почти одновременно флот принял на вооружение пикировщик «Баклан», машину с куда лучшими ударными возможностями и большей бомбовой нагрузкой.

Уже осенью 40го года последние «Чайки» покинули ангары авианосцев. Но с вооружения их не снимали, имеющиеся машины долго служили в береговых частях и передавались армейским полкам в качестве легких штурмовиков. А двухместная учебная модификация строилась до конца 40-х годов. Как учебный палубный самолет «Чайка» не имела себе равных. Удобная, простая в управлении, с хорошим обзором из кабины, прощающая ошибки в пилотировании, она дала путевку в небо над морем тысячам летчиков.

«Чайки» успели принять участие в первых сражениях войны. Так они нанесли последний удар по агонизирующему «Глориесу». В качестве истребителей защищали эскадры во время рейдов к британским плацдармам в Норвегии. «Чайки» с палубы «Гангута» дрались в небе над Греческим архипелагом и прикрывали «Чаек» с бомбами во время удара по «Иглу». Они же бомбили английские корабли в Архипелаге. Эти самолеты в сухопутной раскраске наносили удары по вражеским маршевым колоннам и штурмовали позиции противника в Месопотамии, Сирии и Палестине.

В 42м году, когда возникла необходимость защищать конвои через Атлантику, уцелевшие «Чайки» вернулись в ангары эскортных авианосцев. Здесь они использовались как бомбардировщики ПЛО. Благодаря чему заводу даже заказали 600 новых машин.

Новая модель получила более мощный двигатель, дальность полета выросла до 1000 км. Но зато вооружение сократили до двух пулеметов. Под новый мотор модернизировались и старые машины.

В этом варианте «Чайка» дослужила до конца войны. Небольшой тихоходный биплан оказался прекрасным самолетом в нише легкого штурмовика. Отсутствие оборонительного вооружения ему не мешало. Противолодочные ПУГ не заходили в зону действия вражеской авиации.

Последние «Чайки» списали одновременно с массовой конверсией эскортных авианосцев, то есть после подписания капитуляции в Гаване. Из состава береговых авиаполков их окончательно вывели еще в 43м году. К этому времени практически все одноклассники «Чайки» уже вымерли, как мамонты. Так, последние «Си Гладиаторы» сгорели в 41м. С палуб авианосцев США бипланы исчезли еще до войны. Немецкие Хе-51 списаны в береговые учебные части осенью 40го года. Даже, вытеснившие «Чайку», современные мощные монопланы «Сапсан» сами уступили палубы и ангары авианосцев более современным «Кречетам» в середине войны.

И только «Чайка» умудрилась пережить свой век. Редкая судьба для истребителя конца 30-х годов.

 

 

Палубный истребитель И-80 К «Сапасан».

 

Машина принята на вооружение в конце 1938го года. Но первые партии начали поступать на флот только в середине 39го.

Изначально разрабатывался в рамках конкурса Военного Ведомства от 1936го года на новый фронтовой истребитель. «Дукс», испытывая проблемы с дальнесрочными заказами, вложил в разработку серьезные ресурсы. Так главным конструктором над И-80 стал господин Поликарпов, на тот момент один из ведущих разработчиков предприятия и отец нескольких удачных моделей истребителей.

Проектирование шло быстрыми темпами. Тем более, на пятки наступали конкуренты. Так Петербургское отделение РБВЗ шло с очень перспективным проектом истребителя с мотором жидкостного охлаждения. Другие авиастроители делали ставку на мощные моторы современные технические решения.

Вмешался случай. После Рождества 1936го года в дирекции компании получили информацию, что флот заинтересован в новом истребителе. В 30е годы прогресс шагал вперед семимильными шагами. Машины устаревали за считанные годы. В Военном Ведомстве метались из стороны в сторону не в силах уследить за модными тенденциями.

После разговора с директорами, КБ Поликарпова переработало концепцию самолета. Изменили центровку, усилили фюзеляж. Организованный МГШ конкурс 1937 фактически прошел формально. ММТ выставило уже готовую разработку. Получивший общеимперский индекс И-80 самолет уже совершил первый полет. Закончившийся аварией, надо добавить.

 

Конструкция самолета композитная. Каркас стальной и дюралевый, часть крыла, киль, силовые наборы и моторный отсек дюралевые. Обшивка из шпона с полотняной обтяжкой. Широко применялись детали из дельта-древесины. В целом нормальный уровень русского авиапрома конца 30-х годов. Дюралюминий использовался свой, но для удешевления серийных машин, его экономили, максимально применяя эрзацы в неответственных конструкциях.

Мотор воздушного охлаждения, звездный, с редуктором, мощностью 1250 л.с. Винт с регулируемым шагом.

Взлетная масса 2 600 кг.

Максимальная скорость на высоте у серийных машин 580 км/ч

Скороподъемность 17 м/с.

Дальность полета 1100 км или 600 морских миль.

Вооружение: крыльевые 2 х 12,7 мм пулемета БС Ковровского государственного завода. 2х 7,62 мм авиационных пулемета в обтекателе мотора.

Ракетно-бомбовое вооружение не предусматривалось.

Отладка машины шла тяжело. Фактически после первых образцов пришлось пересчитывать силовую схему и еще раз менять центровку. Флотские испытания машина прошла в ноябре 1938го года на полигоне под Гатчиной и в Крыму на учебном авианосце «Рион». Зато завод сразу получил заказ на 500 машин. МГШ решил перевооружить все авианосцы на новый истребитель. После приемки заказчиком, самолет получил название «Сапсан». По одной из версий, имя машине дал император Алексей Второй во время посещения заводского аэродрома летом 38го. Однако, в переписке «Дукса» с заказчиком, имя «Сапсан» встречается уже с конца 37го года.

Самолет получился хорошим. Скоростной палубный истребитель с приличным для своего времени вооружением. Летчики отмечали хорошие маневренность и тяговые характеристики на вертикали. Так же «Сапсан» зарекомендовал себя надежной и очень прочной машиной. Немаловажно – машина получилась очень легкой и компактной. При этом самолет обладал приличной дальностью полета. Из-за задержек с освоением, в серию он пошел только во второй половине 39го года. Подкузьмило моторостроительное отделение завода.

Первым новые истребители получил авианосец «Наварин» Северного флота. Следом переоснастили «Двенадцать апостолов». Тихоокеанский флот получил «Сапсаны» последним, так «Чесма» только после перехода в Романов-на-Мурмане по Севморпути осенью 1940го года.

«Сапсан» ставился на вооружение не только палубных авиаотрядов, но и поступал в полки морской авиации берегового базирования флотского подчинения. Эти части традиционно рассматривались как оперативный резерв для авианосцев. А первые сражения показали, что в одном бою можно потерять половину авиаотряда. Впрочем, у англичан потери бывали еще больше. Так в первом сражении за Фарерский барьер британские авианосцы за один день лишились 70% своей авиации. У русских всего лишь 30% и по большей части ударные самолеты. Но и это очень много. Поредевшие авиаотряды требовалось пополнять за считанные дни стоянки и оперативного ремонта в порту.

Этот самолет закупался только флотом. Армия предпочла машины конкурентов. Для России нормальное дело. Флот предпочитал не ориентироваться на армейскую технику, а сразу заказывать разработки под себя и свои собственные требования.  

 

Самолет принял участие в первых сражениях Океанской Войны на Европейских ТВД. Да, машина хорошая. Особенно, если сравнивать с английскими палубными истребителями. Англичане долго не могли разработать и внедрить приличный палубный моноплан с достаточной скоростью. Но при столкновениях с базовой авиацией противников, все было не так однозначно. Каких либо особых преимуществ над «Спитфайром» и М-109 Е у «Сапсана» не наблюдалось.

Завод занялся доработкой машиной уже после первых отзывов с палуб. В конце 40го года в серию пошел «Сапсан-2». От базовой модели самолет отличался большей технологичностью и «вылизанными» профилями несущих конструкций. Вся экономия веса пошла на бронирование. На этой модели усилили бронеспинку пилота, фонарь остеклили бронестеклом, добавили дюралевые пластины в конструктив кабины. 

Первые бои выявили и недостаточное вооружение самолета. Против палубных самолетов и аэродромных истребителей две «березы» хороши. Мощный пулемет с серьезным патроном. Однако, против тяжелых бомбардировщиков этого было мало. Да и в схватках истребителей аргумент калибром побольше не помешал бы. Летчики требовали ставить на серийные самолеты пушки. Проблема технически решаемая, но именно на 40-й год Ковровский завод был завален заказами на авиационные 20мм пушки по самое не могу. Новые цеха только строились, а с передачей заказа частным заводам вышла задержка. В это же время внедрялась новая пушка конструкции Березина под мощный патрон. Последнее мешало увеличить выпуск старых «Эрликонов».

Со следующего года заказ вырос еще больше, но в работу включились крупные частные заводы. Они и вытянули на своих мощностях эту войну.

«Сапсан-3» встал на конвейер с середины 41го года. Отличался заменой пулеметов БС на пушки АПБК-20 Ковровского завода конструкции господина Березина. Осенью 1942го года выпуск «Сапсанов» прекратился. С весны этого года в серию пошел знаменитый «Кречет» первоначально разработки РБВЗ, но выпускавшийся на многих других заводах, в том числе и на предприятиях «Дукса».

С палуб авианосцев «Сапсаны» окончательно исчезли осенью 42го года, но в береговых полках отдельные машины стояли на вооружении до конца войны и позже. Всего выпуск составил 2800 машин всех трех серий.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

РБВЗ-26 «Рижанин». Русская «корзинка с батоном» от «Авиабалта».

Разработка универсального бомбардировщика-торпедоносца велась на Петербургском заводе РБВЗ с 34го года. Главный конструктор Сергей Шилов. В основу проекта положили непрошедший в серию тяжелый разведчик. Конструкторское бюро «Авиабалта» серьезно переработало машину. Самолет приспособили к работе с авианосца, усилили конструкцию, увеличили боевую нагрузку.

Первый полет РБВЗ-26 совершил в 1935м году. В серию пошел с 37го года. Испытания на учебном авианосце «Рион» выявили недостатки конструкции, низкую устойчивость на бреющем полете. Доработка не заняла много времени. В основном изменения коснулись профиля крыла и дополнительной защиты мотора, протектирования бензобаков. Повторные опыты провели уже на Севере, с палубы «Наварина». Полеты прошли удачно. Флот сразу заказал 200 машин. Затем моряки сделали дополнительные заказы.

«Рижанин» самолет переходного периода, биплан конца эпохи бипланов. Тихоходный, со слабым вооружением, на начало 40-х годов считался морально устаревшим. Однако, заменить его было нечем. Машина входила в состав авиаотрядов всех русских авианосцев, использовалась как торпедоносец, горизонтальный бомбардировщик, разведчик. Разумеется, использовалась в береговых полках морской авиации.

Конструкция характерная для своей эпохи. Дерево-металлический каркас. Обшивка полотняная. Кабина двухместная, открытая. Крылья складывались.

Полная взлетная масса – 4300 кг.

Двигатель воздушного охлаждения – 790 л.с.

Скорость полета до 240 км/ч.

Дальность 1600 км.

Оборонительное вооружение один пулемет в кабине штурмана. Второй синхронный над двигателем смещен вправо.

Бомбовая нагрузка до тонны или одна авиационная торпеда 457 мм.

Экипаж два человека. Штурман исполняет обязанности воздушного стрелка и радиста.

Несмотря на весьма скромные характеристики, самолет выпускался до 43го года. Всего было построено 1800 машин. В начальные период войны «Рижанин» входил в знаменитое трио русской палубной авиации: «Сапсан», «Рижанин» и «Баклан» - истребитель, торпедоносец и пикировщик. Двигатель воздушного охлаждения служил хорошим щитом для летчиков. После аварийного приводнения самолет какое-то время держался на воде, этого хватало чтоб спастись экипажу.

С конца 42го года на вооружение тяжелых авианосцев стали поступать современные цельнометаллические торпедоносцы. На эскортных авианосцах и в береговых полках «Рижане» служили до 44го года. Около 170-и машин поступило на вооружение Кригсмарине. На немецких авианосцах они служили под именем «Baltikum» или   «Russisches Baltikum». Небольшие партии поставлялись французам и итальянцам.

Все годы своей службы «Рижане» служили источником головной боли штабных офицеров эскадр и командиров авиаотрядов, так как из-за низкой скорости возникали проблемы с прикрытием торпедоносцев истребителями, а к точке атаки они выходили позже пикировщиков. С самообороной у РБВЗ-26 тоже дело обстояло очень плохо. С 41го года пулемет в задней точке стали заменять на 12,7 мм, но пользы от этого было мало. Однако, самолет получился достаточно прочным, часто возвращался на авианосец с буквально изрешеченными плоскостями и фюзеляжем, пробитыми цилиндрами мотора.

Будучи единственным полубным торпедоносцем, «Рижане» участвовали практически во всех сражениях начала войны. Нередко привлекались для ударов по берегу в качестве горизонтальных бомбардировщиков. Из-за тихоходности и слабого вооружения часто несли большие потери. Служба на этих машинах заслуженно считалась уделом суицидников.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

«Баклан». Морская птичка с суровым характером.

 

 

Палубный пикировщик АО «Казанский авиастроительный завод» начало разрабатывать в 1936м году. Молодое, быстроразвивающееся предприятие, прочно занявшее нишу пассажирских средних и дальних лайнеров, армейских бомбардировщиков, легких самолетов для частного воздухоплавания. Во многом предприятие обязано таланту главного конструктора авиационного направления господину Туполеву, являвшемуся одним из акционеров. Кроме того, казанцев отличал смелый подход к рекламе, быстрое внедрение технических новинок, чутье на перспективные патенты, управленческая смелось, быстрота внедрения в производство новых машин.

Вторым направлением завода было автомобилестроение. Но в России «ревущих двадцатых» с ее огромным бешено развивающимся внутренним рынком это обыденное явление. Автомобили и трактора строили все, кто мог купить цех, два десятка станков и пригласить пару инженеров.  Так ведущим на КАЗ оставалось авиастроительное направление.

Руководство завода быстро ухватилось за идею разработки морского одномоторного бомбардировщика. Победа в конкурсе сулила хороший заказ от морского ведомства. Главным конструктором выдвинулся заместитель и хороший друг Андрея Туполева господин Сухой. Талантливый инженер, неплохой организатор, успевший зарекомендовать себя работой над легкими одномоторными самолетами для почтовых служб и министерства народного здравоохранения.

Казанцы зарекомендовали себя ярыми приверженцами цельнометаллических машин. На композитную схему они шли, только когда требовалось максимально снижать цену самолета в ущерб летным качествам. Не стал исключением и бомбардировщик Сухого. Машина изначально проектировалась цельнометаллической. Проектирование шло быстро. По принятой на КАЗе схеме, параллельно отрабатывали технологию и аэродинамику на экспериментальных машинах. Самолет предоставили на испытания заказчику в 1938м году. Осенью этого же года после незначительных доделок три машины своим ходом перебросили в Севастополь. Палубные испытания проводили на авианосце «Кубань» древнем лайнере, наскоро перестроенном в учебный авианосец. Что удивительно, завод ранее вообще не занимавшийся машинами морского базирования легко выиграл конкурс и получил серьезный заказ.

Серийные ББ-2 «Баклан» пошли на флоты в 1939м году с февраля. В первую очередь на новые машины перевооружались эскадренные авианосцы. Летчикам самолет понравился, хотя возникали сложности с переучиванием привыкших к бипланам пилотов на новую машину.

Конструкция цельнометаллический низкоплан. В силовом наборе использовалась высококачественная легированная сталь. Основные элементы конструкции и обшивка дюраль.

Полная снаряженная масса 4900 кг

Мотор «звезда» воздушного охлаждения собственного производства КАЗ 1240 л.с. винт регулируемого шага.

Скорость на высоте максимальная 460 км/ч

Скороподъемность 8,6 м/с.

Дальность полета 1200 км или 650 миль.

Вооружение 4х7,62мм крыльевых пулемета, 1х7,62 в кормовой турели штурмана.

Бомбовая нагрузка до 800 кг. Обычно брал одну ФАБ-500 в бомбоотсек и две ФАБ-100 на внешних подвесках. Либо одна БРАБ-470+ 2 ФАБ-100, БРАБ-600, БРАБ-750.

Самолет оснащался совершенным бомбардировочным прицелом, автоматом пикирования, приличными радиостанцией и навигационным оборудованием. В отличие от первых серий «Сапсанов» на всех «Бакланах» ставились радиопередатчики. В кабине штурмана устанавливалось дублирующее управление самолетом. Из-за этого штурманов гоняли по упрощенной программе подготовки пилотов.

На практике выяснилось, штурман может привести самолет к авианосцу, но посадка на палубу с ограниченным обзором задача нетривиальная. Были случаи, когда садились с пятого захода, бывало, бились при посадке. Часто штурман с раненым или убитым пилотом просто приводнял машину рядом с эсминцем. Герметичные фюзеляж и крыльевые баки позволяли «Баклану» держаться на воде несколько часов. Достаточно для подъема поврежденной машины краном. В целом за всю войну дублирующее управление спасло жизни нескольким десяткам человек.

Машина получила хорошую оценку у морских летчиков. Достаточно надежный самолет, с хорошим оборудованием, кислородными аппаратами, герметичной кабиной, эргономичным управлением. Отмечался удачный автомат пикирования. Между тем, у «Баклана» очень слабое стрелковое вооружение. Один пулемет винтовочного калибра в задней полусфере не давал защиты от современных истребителей. Равно как аналогичные крыльевые пулеметы не слишком хорошо заявили себя и в воздушных боях, и при штурмовке. Морякам вскоре недостаточным показался и радиус действия. Успех в сражениях авианосцев сопутствовал тем, кто раньше поднимет ударные волны.

С осени 40го года на «Бакланах» ставили два крыльевых 12,7 мм пулемета БС. Со следующего года на «березу» заменили оборонительный пулемет. За счет доработки конструкции и увеличения объема баков дальность полета увеличилась до 1370 км. В 1942м году на серийные машины поставили новый двигатель мощностью 1400 л.с.

Выпуск «Баклана» продолжался до середины 1944го года. Всего флот принял около 7000 самолетов. Еще 2000 машин поставлены на экспорт. Основные покупатели англичане и итальянцы. Большая часть машин служила в эскадрильях палубного базирования. Некоторое количество «Бакланов» попало в полки базовой морской авиации.

Знаменитые «Бакланы» участвовали практически во всех морских сражениях войны. При хорошей координации удара, взаимодействии с торпедоносцами и истребителями они показали себя страшным оружием. При этом оставшись без истребительного прикрытия, не становились легкими жертвами вражеских истребителей. Плотный строй штурмовиков достаточно успешно оборонялся от палубных истребителей.

Бомбовая нагрузка приемлемая для большинства задач. «Бакланы» часто применялись для ударов по наземным объектам и портам, штурмовки аэродромов, укреплений. Здесь хорошо показали себя крупнокалиберные пулеметы.

Несмотря на прекратившийся выпуск, эти самолеты служили до конца войны. В 1948м году большая часть ББ-2 попала под списание. В настоящее время несколько десятков этих машин разной степени сохранности остаются в частных коллекциях и музеях. На знаменитом Либавском авиашоу совсем недавно четверка ББ-2 продемонстрировала атаку на морскую цель. Бомбы, разумеется, применялись практические, но старые баржи они разнесли прямыми попаданиями.

Три года назад хорошо сохранившийся «Баклан» обнаружили на дне озера в восточной Канаде. Зимой 1944го года экипаж прапорщика Зиновьева и штурмана фельдфебеля Куницына заблудился во время снежной бури при выполнении боевого задания. Выработав топливо, Зиновьев посадил машину на лед озера. Летчики, по всей видимости, решили пешком добраться до ближайшего поселения или индейского стойбища, но погибли в пути. Их судьба до сих пор неизвестна. А самолет весной после ледотаяния провалился на дно озера, где и был обнаружен в 2017м году. Машину частично занесло илом, но сохранилась она почти идеально. Операцию по подъему провел на свои деньги подданный Российской империи Сергей Антонович Чейз, житель городка Фэрбанкс Аляскинской губернии. Сейчас этот «Баклан» стоит на аэродроме Фэрбанкса, господин Чейз периодически поднимает машину в воздух.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

покупатели англичане

Они перешли на сторону РИ? 

А вообще интересно, спасибо за продолжение темы.

Edited by ALL

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Они перешли на сторону РИ? 

Им сделали предложение от которого сложно отказаться. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0