Оружие интербелума и ВОВ

11 сообщений в этой теме

Опубликовано:

«Чайки» над океаном.

 

Палубный истребитель-бомбардировщик И-53 К «Чайка».

 

Построив первые авианосцы, Россия столкнулась с проблемой их авиационного вооружения и построения тактики применения нового оружия. Проблема общая для всех флотов того времени. Русский флот активно искал правильное решение, верный пути развития. Шли обычным путем проб, ошибок и находок. Для вооружения авианосцев с середины 20-х годов закупались партии как отечественных, так и импортных машин. Конкурсы на новые самолеты проводились каждые 2-3 года. Обычно они заканчивались заказом малой серии прекрасных, но быстро устаревающих и не устраивающих морских летчиков машин.

Моряков это не устраивало. Разнотипное вооружение обеспечивало головной болью как командиров авианосцев, так и командование с интендантством, заставляло постоянно переучивать пилотов на новые машины. Но межвоенный период это время бурного технического развития. Самолеты устаревали мгновенно. Так же на кораблях постоянно менялось оборудование. Экспериментировали с аэрофинишерами, лифтами, катапультами, защитными сетками, схемами палубных операций.

Конкурс 33го года выиграл палубный истребитель АО «Дукс» И-47К. Машину разрабатывал и доводил до ума молодой, но уже зарекомендовавший себя, конструктор Николай Николаевич Поликарпов.

Представленный на конкурс опытный экземпляр произвел хорошее впечатление на моряков. Классический биплан композитной конструкции. Каркас из стальных труб, стойки и часть крыла дюралевые, обшивка из клееного шпона на деревянных профилях.

Масса самолета 1400 кг.

Мотор воздушного охлаждения звездный мощностью 620 л.с.

Скорость до 370 км/ч.

Дальность полета 750 км или 400 морских миль.

Вооружение: 4 пулемета винтовочного калибра.

Машина получилась очень маневренной, устойчивой, простой в управлении. Летчики оценили большой объем пустого пространства в фюзеляже, позволявший держаться на воде, пока пилот покидает кабину. Да, вопрос спасения летчика при аварии всегда стоял остро. Штатные гидропланы не всегда успевали выхватить жертв крушения из воды.

Компания сразу получила заказ на крупную партию машин. Первые серийные экземпляры передали заказчику в 34м году. Очень быстро И-47 К вытеснил с палуб русских авианосцев все другие модели истребителей. Наконец-то флот получил одну хорошую машину вместо полудюжины разнотипных моделей.

Самолет неплохой. Однако, быстро устаревший. Уже в 36м году встал вопрос о замене палубного истребителя. Заказ на глубокую модернизацию выдали вне конкурса.

Завод с радостью взялся за работу. Модернизация шла быстро. Самолет отлажен в производстве, простой в управлении, сюрпризов при испытаниях не было. Имперский индекс И-53 К, флотское и армейское название «Чайка».  Первые серийные машины переданы заказчику уже в начале 37го года. Первоначальный заказ всего 200 машин. Флот рассчитывал вскоре получить более современный и скоростной моноплан. Затем дозаказали вторую партию еще 180 самолетов.

Трагедия эпохи. Уже после заказа, предоплаты и поставки первых серийных «Чаек» новый конкурс 1937го года выиграл перспективный И-80 «Дукса». Пикантности добавил тот факт, что глубокую модернизацию И-47 курировал господин Поликарпов, сам работавший над И-80. И тоже для флота. Как бы то ни было, но И-80 «Сапсан» задержался с внедрением и испытаниями. Флот все еще закупал для корабельных авиаотрядов и береговых полков «Чайки».

 

По сравнению с базовой моделью, «Чайка» подросла. Конструкция цельнометаллическая.

Масса 2200 кг

Мотор 1000 л.с

Скорость на высоте 430 км/час.

Скороподъемность 15 м/с.

Дальность полета 760 км или 410 миль.

Вооружение 4 х 7,62 мм пулемета.

Мог брать 250 кг бомб.

Все самолеты оснащались радиоприемниками, часть (примерно 30% выпуска) передатчиками. Самолет достаточно прост в пилотировании, надежен в эксплуатации. Мотор воздушного охлаждения выступал в роли защиты пилота. Иное бронирование не предусматривалось вообще.

 

В принципе, это неплохой промежуточный самолет. Он должен был строиться несколько лет, затем постепенно вытесняться на второстепенные участки, в береговые полки второй очереди и сниматься с вооружения. Однако, только одна характеристика машины повлияла на его судьбу. Истребитель изначально мог брать одну ФАБ-250 на внешней подвеске. Проведенные на учебном авианосце «Рион» испытания показали, «Чайка» прекрасно работает в качестве пикировщика.

После недолгого бурного обсуждения результатов опытов с участием высшего руководства флота, заводу направили рекламацию с требованием доработать бомбардировочный прицел, а по факту поставить его на машину. Изначально бомбометание производилось через стрелковые прицелы с поправками на лапоть.

Завод работал быстро. Серийные машины сходили с конвейеров одна за другой. Морские летчики быстро переучивались на эту машину, благо, проста в управлении и во многом повторяет уже знакомый привычный И-47 К. На палубах авианосцев «Чайка» вытеснила истребители прежних моделей и сильно потеснила легкие бомбардировщики.

Разумеется, с бомбой на внешней подвески падали скорость и маневренность. Самолет не мог вести бой. Дальность тоже сокращалась. Последнее пытались лечить подвесными баками. Но самое главное: обслуживать одну машину гораздо легче, чем две-три разные. А командиры авиаотрядов были рады возможности увеличить численность истребителей в ангаре без ущерба ударным способностям авианосца.

В качестве легкого штурмовика сухопутная модификация машины закупалась армией. Заказ небольшой, всего 300 самолетов. Армия взяла эту машину только ради быстрого наращивания численности ВВС на второстепенных направлениях. Служили И-53 в частях Туркестана, Закавказья и Дальнего Востока.

Однако, время не стоит на месте. В серию пошел моноплан «Сапсан», заменивший «Чайку» как истребитель. И почти одновременно флот принял на вооружение пикировщик «Баклан», машину с куда лучшими ударными возможностями и большей бомбовой нагрузкой.

Уже осенью 40го года последние «Чайки» покинули ангары авианосцев. Но с вооружения их не снимали, имеющиеся машины долго служили в береговых частях и передавались армейским полкам в качестве легких штурмовиков. А двухместная учебная модификация строилась до конца 40-х годов. Как учебный палубный самолет «Чайка» не имела себе равных. Удобная, простая в управлении, с хорошим обзором из кабины, прощающая ошибки в пилотировании, она дала путевку в небо над морем тысячам летчиков.

«Чайки» успели принять участие в первых сражениях войны. Так они нанесли последний удар по агонизирующему «Глориесу». В качестве истребителей защищали эскадры во время рейдов к британским плацдармам в Норвегии. «Чайки» с палубы «Гангута» дрались в небе над Греческим архипелагом и прикрывали «Чаек» с бомбами во время удара по «Иглу». Они же бомбили английские корабли в Архипелаге. Эти самолеты в сухопутной раскраске наносили удары по вражеским маршевым колоннам и штурмовали позиции противника в Месопотамии, Сирии и Палестине.

В 42м году, когда возникла необходимость защищать конвои через Атлантику, уцелевшие «Чайки» вернулись в ангары эскортных авианосцев. Здесь они использовались как бомбардировщики ПЛО. Благодаря чему заводу даже заказали 600 новых машин.

Новая модель получила более мощный двигатель, дальность полета выросла до 1000 км. Но зато вооружение сократили до двух пулеметов. Под новый мотор модернизировались и старые машины.

В этом варианте «Чайка» дослужила до конца войны. Небольшой тихоходный биплан оказался прекрасным самолетом в нише легкого штурмовика. Отсутствие оборонительного вооружения ему не мешало. Противолодочные ПУГ не заходили в зону действия вражеской авиации.

Последние «Чайки» списали одновременно с массовой конверсией эскортных авианосцев, то есть после подписания капитуляции в Гаване. Из состава береговых авиаполков их окончательно вывели еще в 43м году. К этому времени практически все одноклассники «Чайки» уже вымерли, как мамонты. Так, последние «Си Гладиаторы» сгорели в 41м. С палуб авианосцев США бипланы исчезли еще до войны. Немецкие Хе-51 списаны в береговые учебные части осенью 40го года. Даже, вытеснившие «Чайку», современные мощные монопланы «Сапсан» сами уступили палубы и ангары авианосцев более современным «Кречетам» в середине войны.

И только «Чайка» умудрилась пережить свой век. Редкая судьба для истребителя конца 30-х годов.

 

 

Палубный истребитель И-80 К «Сапасан».

 

Машина принята на вооружение в конце 1938го года. Но первые партии начали поступать на флот только в середине 39го.

Изначально разрабатывался в рамках конкурса Военного Ведомства от 1936го года на новый фронтовой истребитель. «Дукс», испытывая проблемы с дальнесрочными заказами, вложил в разработку серьезные ресурсы. Так главным конструктором над И-80 стал господин Поликарпов, на тот момент один из ведущих разработчиков предприятия и отец нескольких удачных моделей истребителей.

Проектирование шло быстрыми темпами. Тем более, на пятки наступали конкуренты. Так Петербургское отделение РБВЗ шло с очень перспективным проектом истребителя с мотором жидкостного охлаждения. Другие авиастроители делали ставку на мощные моторы современные технические решения.

Вмешался случай. После Рождества 1936го года в дирекции компании получили информацию, что флот заинтересован в новом истребителе. В 30е годы прогресс шагал вперед семимильными шагами. Машины устаревали за считанные годы. В Военном Ведомстве метались из стороны в сторону не в силах уследить за модными тенденциями.

После разговора с директорами, КБ Поликарпова переработало концепцию самолета. Изменили центровку, усилили фюзеляж. Организованный МГШ конкурс 1937 фактически прошел формально. ММТ выставило уже готовую разработку. Получивший общеимперский индекс И-80 самолет уже совершил первый полет. Закончившийся аварией, надо добавить.

 

Конструкция самолета композитная. Каркас стальной и дюралевый, часть крыла, киль, силовые наборы и моторный отсек дюралевые. Обшивка из шпона с полотняной обтяжкой. Широко применялись детали из дельта-древесины. В целом нормальный уровень русского авиапрома конца 30-х годов. Дюралюминий использовался свой, но для удешевления серийных машин, его экономили, максимально применяя эрзацы в неответственных конструкциях.

Мотор воздушного охлаждения, звездный, с редуктором, мощностью 1250 л.с. Винт с регулируемым шагом.

Взлетная масса 2 600 кг.

Максимальная скорость на высоте у серийных машин 580 км/ч

Скороподъемность 17 м/с.

Дальность полета 1100 км или 600 морских миль.

Вооружение: крыльевые 2 х 12,7 мм пулемета БС Ковровского государственного завода. 2х 7,62 мм авиационных пулемета в обтекателе мотора.

Ракетно-бомбовое вооружение не предусматривалось.

Отладка машины шла тяжело. Фактически после первых образцов пришлось пересчитывать силовую схему и еще раз менять центровку. Флотские испытания машина прошла в ноябре 1938го года на полигоне под Гатчиной и в Крыму на учебном авианосце «Рион». Зато завод сразу получил заказ на 500 машин. МГШ решил перевооружить все авианосцы на новый истребитель. После приемки заказчиком, самолет получил название «Сапсан». По одной из версий, имя машине дал император Алексей Второй во время посещения заводского аэродрома летом 38го. Однако, в переписке «Дукса» с заказчиком, имя «Сапсан» встречается уже с конца 37го года.

Самолет получился хорошим. Скоростной палубный истребитель с приличным для своего времени вооружением. Летчики отмечали хорошие маневренность и тяговые характеристики на вертикали. Так же «Сапсан» зарекомендовал себя надежной и очень прочной машиной. Немаловажно – машина получилась очень легкой и компактной. При этом самолет обладал приличной дальностью полета. Из-за задержек с освоением, в серию он пошел только во второй половине 39го года. Подкузьмило моторостроительное отделение завода.

Первым новые истребители получил авианосец «Наварин» Северного флота. Следом переоснастили «Двенадцать апостолов». Тихоокеанский флот получил «Сапсаны» последним, так «Чесма» только после перехода в Романов-на-Мурмане по Севморпути осенью 1940го года.

«Сапсан» ставился на вооружение не только палубных авиаотрядов, но и поступал в полки морской авиации берегового базирования флотского подчинения. Эти части традиционно рассматривались как оперативный резерв для авианосцев. А первые сражения показали, что в одном бою можно потерять половину авиаотряда. Впрочем, у англичан потери бывали еще больше. Так в первом сражении за Фарерский барьер британские авианосцы за один день лишились 70% своей авиации. У русских всего лишь 30% и по большей части ударные самолеты. Но и это очень много. Поредевшие авиаотряды требовалось пополнять за считанные дни стоянки и оперативного ремонта в порту.

Этот самолет закупался только флотом. Армия предпочла машины конкурентов. Для России нормальное дело. Флот предпочитал не ориентироваться на армейскую технику, а сразу заказывать разработки под себя и свои собственные требования.  

 

Самолет принял участие в первых сражениях Океанской Войны на Европейских ТВД. Да, машина хорошая. Особенно, если сравнивать с английскими палубными истребителями. Англичане долго не могли разработать и внедрить приличный палубный моноплан с достаточной скоростью. Но при столкновениях с базовой авиацией противников, все было не так однозначно. Каких либо особых преимуществ над «Спитфайром» и М-109 Е у «Сапсана» не наблюдалось.

Завод занялся доработкой машиной уже после первых отзывов с палуб. В конце 40го года в серию пошел «Сапсан-2». От базовой модели самолет отличался большей технологичностью и «вылизанными» профилями несущих конструкций. Вся экономия веса пошла на бронирование. На этой модели усилили бронеспинку пилота, фонарь остеклили бронестеклом, добавили дюралевые пластины в конструктив кабины. 

Первые бои выявили и недостаточное вооружение самолета. Против палубных самолетов и аэродромных истребителей две «березы» хороши. Мощный пулемет с серьезным патроном. Однако, против тяжелых бомбардировщиков этого было мало. Да и в схватках истребителей аргумент калибром побольше не помешал бы. Летчики требовали ставить на серийные самолеты пушки. Проблема технически решаемая, но именно на 40-й год Ковровский завод был завален заказами на авиационные 20мм пушки по самое не могу. Новые цеха только строились, а с передачей заказа частным заводам вышла задержка. В это же время внедрялась новая пушка конструкции Березина под мощный патрон. Последнее мешало увеличить выпуск старых «Эрликонов».

Со следующего года заказ вырос еще больше, но в работу включились крупные частные заводы. Они и вытянули на своих мощностях эту войну.

«Сапсан-3» встал на конвейер с середины 41го года. Отличался заменой пулеметов БС на пушки АПБК-20 Ковровского завода конструкции господина Березина. Осенью 1942го года выпуск «Сапсанов» прекратился. С весны этого года в серию пошел знаменитый «Кречет» первоначально разработки РБВЗ, но выпускавшийся на многих других заводах, в том числе и на предприятиях «Дукса».

С палуб авианосцев «Сапсаны» окончательно исчезли осенью 42го года, но в береговых полках отдельные машины стояли на вооружении до конца войны и позже. Всего выпуск составил 2800 машин всех трех серий.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

РБВЗ-26 «Рижанин». Русская «корзинка с батоном» от «Авиабалта».

Разработка универсального бомбардировщика-торпедоносца велась на Петербургском заводе РБВЗ с 34го года. Главный конструктор Сергей Шилов. В основу проекта положили непрошедший в серию тяжелый разведчик. Конструкторское бюро «Авиабалта» серьезно переработало машину. Самолет приспособили к работе с авианосца, усилили конструкцию, увеличили боевую нагрузку.

Первый полет РБВЗ-26 совершил в 1935м году. В серию пошел с 37го года. Испытания на учебном авианосце «Рион» выявили недостатки конструкции, низкую устойчивость на бреющем полете. Доработка не заняла много времени. В основном изменения коснулись профиля крыла и дополнительной защиты мотора, протектирования бензобаков. Повторные опыты провели уже на Севере, с палубы «Наварина». Полеты прошли удачно. Флот сразу заказал 200 машин. Затем моряки сделали дополнительные заказы.

«Рижанин» самолет переходного периода, биплан конца эпохи бипланов. Тихоходный, со слабым вооружением, на начало 40-х годов считался морально устаревшим. Однако, заменить его было нечем. Машина входила в состав авиаотрядов всех русских авианосцев, использовалась как торпедоносец, горизонтальный бомбардировщик, разведчик. Разумеется, использовалась в береговых полках морской авиации.

Конструкция характерная для своей эпохи. Дерево-металлический каркас. Обшивка полотняная. Кабина двухместная, открытая. Крылья складывались.

Полная взлетная масса – 4300 кг.

Двигатель воздушного охлаждения – 790 л.с.

Скорость полета до 240 км/ч.

Дальность 1600 км.

Оборонительное вооружение один пулемет в кабине штурмана. Второй синхронный над двигателем смещен вправо.

Бомбовая нагрузка до тонны или одна авиационная торпеда 457 мм.

Экипаж два человека. Штурман исполняет обязанности воздушного стрелка и радиста.

Несмотря на весьма скромные характеристики, самолет выпускался до 43го года. Всего было построено 1800 машин. В начальные период войны «Рижанин» входил в знаменитое трио русской палубной авиации: «Сапсан», «Рижанин» и «Баклан» - истребитель, торпедоносец и пикировщик. Двигатель воздушного охлаждения служил хорошим щитом для летчиков. После аварийного приводнения самолет какое-то время держался на воде, этого хватало чтоб спастись экипажу.

С конца 42го года на вооружение тяжелых авианосцев стали поступать современные цельнометаллические торпедоносцы. На эскортных авианосцах и в береговых полках «Рижане» служили до 44го года. Около 170-и машин поступило на вооружение Кригсмарине. На немецких авианосцах они служили под именем «Baltikum» или   «Russisches Baltikum». Небольшие партии поставлялись французам и итальянцам.

Все годы своей службы «Рижане» служили источником головной боли штабных офицеров эскадр и командиров авиаотрядов, так как из-за низкой скорости возникали проблемы с прикрытием торпедоносцев истребителями, а к точке атаки они выходили позже пикировщиков. С самообороной у РБВЗ-26 тоже дело обстояло очень плохо. С 41го года пулемет в задней точке стали заменять на 12,7 мм, но пользы от этого было мало. Однако, самолет получился достаточно прочным, часто возвращался на авианосец с буквально изрешеченными плоскостями и фюзеляжем, пробитыми цилиндрами мотора.

Будучи единственным полубным торпедоносцем, «Рижане» участвовали практически во всех сражениях начала войны. Нередко привлекались для ударов по берегу в качестве горизонтальных бомбардировщиков. Из-за тихоходности и слабого вооружения часто несли большие потери. Служба на этих машинах заслуженно считалась уделом суицидников.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

«Баклан». Морская птичка с суровым характером.

 

 

Палубный пикировщик АО «Казанский авиастроительный завод» начало разрабатывать в 1936м году. Молодое, быстроразвивающееся предприятие, прочно занявшее нишу пассажирских средних и дальних лайнеров, армейских бомбардировщиков, легких самолетов для частного воздухоплавания. Во многом предприятие обязано таланту главного конструктора авиационного направления господину Туполеву, являвшемуся одним из акционеров. Кроме того, казанцев отличал смелый подход к рекламе, быстрое внедрение технических новинок, чутье на перспективные патенты, управленческая смелось, быстрота внедрения в производство новых машин.

Вторым направлением завода было автомобилестроение. Но в России «ревущих двадцатых» с ее огромным бешено развивающимся внутренним рынком это обыденное явление. Автомобили и трактора строили все, кто мог купить цех, два десятка станков и пригласить пару инженеров.  Так ведущим на КАЗ оставалось авиастроительное направление.

Руководство завода быстро ухватилось за идею разработки морского одномоторного бомбардировщика. Победа в конкурсе сулила хороший заказ от морского ведомства. Главным конструктором выдвинулся заместитель и хороший друг Андрея Туполева господин Сухой. Талантливый инженер, неплохой организатор, успевший зарекомендовать себя работой над легкими одномоторными самолетами для почтовых служб и министерства народного здравоохранения.

Казанцы зарекомендовали себя ярыми приверженцами цельнометаллических машин. На композитную схему они шли, только когда требовалось максимально снижать цену самолета в ущерб летным качествам. Не стал исключением и бомбардировщик Сухого. Машина изначально проектировалась цельнометаллической. Проектирование шло быстро. По принятой на КАЗе схеме, параллельно отрабатывали технологию и аэродинамику на экспериментальных машинах. Самолет предоставили на испытания заказчику в 1938м году. Осенью этого же года после незначительных доделок три машины своим ходом перебросили в Севастополь. Палубные испытания проводили на авианосце «Кубань» древнем лайнере, наскоро перестроенном в учебный авианосец. Что удивительно, завод ранее вообще не занимавшийся машинами морского базирования легко выиграл конкурс и получил серьезный заказ.

Серийные ББ-2 «Баклан» пошли на флоты в 1939м году с февраля. В первую очередь на новые машины перевооружались эскадренные авианосцы. Летчикам самолет понравился, хотя возникали сложности с переучиванием привыкших к бипланам пилотов на новую машину.

Конструкция цельнометаллический низкоплан. В силовом наборе использовалась высококачественная легированная сталь. Основные элементы конструкции и обшивка дюраль.

Полная снаряженная масса 4900 кг

Мотор «звезда» воздушного охлаждения собственного производства КАЗ 1240 л.с. винт регулируемого шага.

Скорость на высоте максимальная 460 км/ч

Скороподъемность 8,6 м/с.

Дальность полета 1200 км или 650 миль.

Вооружение 4х7,62мм крыльевых пулемета, 1х7,62 в кормовой турели штурмана.

Бомбовая нагрузка до 800 кг. Обычно брал одну ФАБ-500 в бомбоотсек и две ФАБ-100 на внешних подвесках. Либо одна БРАБ-470+ 2 ФАБ-100, БРАБ-600, БРАБ-750.

Самолет оснащался совершенным бомбардировочным прицелом, автоматом пикирования, приличными радиостанцией и навигационным оборудованием. В отличие от первых серий «Сапсанов» на всех «Бакланах» ставились радиопередатчики. В кабине штурмана устанавливалось дублирующее управление самолетом. Из-за этого штурманов гоняли по упрощенной программе подготовки пилотов.

На практике выяснилось, штурман может привести самолет к авианосцу, но посадка на палубу с ограниченным обзором задача нетривиальная. Были случаи, когда садились с пятого захода, бывало, бились при посадке. Часто штурман с раненым или убитым пилотом просто приводнял машину рядом с эсминцем. Герметичные фюзеляж и крыльевые баки позволяли «Баклану» держаться на воде несколько часов. Достаточно для подъема поврежденной машины краном. В целом за всю войну дублирующее управление спасло жизни нескольким десяткам человек.

Машина получила хорошую оценку у морских летчиков. Достаточно надежный самолет, с хорошим оборудованием, кислородными аппаратами, герметичной кабиной, эргономичным управлением. Отмечался удачный автомат пикирования. Между тем, у «Баклана» очень слабое стрелковое вооружение. Один пулемет винтовочного калибра в задней полусфере не давал защиты от современных истребителей. Равно как аналогичные крыльевые пулеметы не слишком хорошо заявили себя и в воздушных боях, и при штурмовке. Морякам вскоре недостаточным показался и радиус действия. Успех в сражениях авианосцев сопутствовал тем, кто раньше поднимет ударные волны.

С осени 40го года на «Бакланах» ставили два крыльевых 12,7 мм пулемета БС. Со следующего года на «березу» заменили оборонительный пулемет. За счет доработки конструкции и увеличения объема баков дальность полета увеличилась до 1370 км. В 1942м году на серийные машины поставили новый двигатель мощностью 1400 л.с.

Выпуск «Баклана» продолжался до середины 1944го года. Всего флот принял около 7000 самолетов. Еще 2000 машин поставлены на экспорт. Основные покупатели англичане и итальянцы. Большая часть машин служила в эскадрильях палубного базирования. Некоторое количество «Бакланов» попало в полки базовой морской авиации.

Знаменитые «Бакланы» участвовали практически во всех морских сражениях войны. При хорошей координации удара, взаимодействии с торпедоносцами и истребителями они показали себя страшным оружием. При этом оставшись без истребительного прикрытия, не становились легкими жертвами вражеских истребителей. Плотный строй штурмовиков достаточно успешно оборонялся от палубных истребителей.

Бомбовая нагрузка приемлемая для большинства задач. «Бакланы» часто применялись для ударов по наземным объектам и портам, штурмовки аэродромов, укреплений. Здесь хорошо показали себя крупнокалиберные пулеметы.

Несмотря на прекратившийся выпуск, эти самолеты служили до конца войны. В 1948м году большая часть ББ-2 попала под списание. В настоящее время несколько десятков этих машин разной степени сохранности остаются в частных коллекциях и музеях. На знаменитом Либавском авиашоу совсем недавно четверка ББ-2 продемонстрировала атаку на морскую цель. Бомбы, разумеется, применялись практические, но старые баржи они разнесли прямыми попаданиями.

Три года назад хорошо сохранившийся «Баклан» обнаружили на дне озера в восточной Канаде. Зимой 1944го года экипаж прапорщика Зиновьева и штурмана фельдфебеля Куницына заблудился во время снежной бури при выполнении боевого задания. Выработав топливо, Зиновьев посадил машину на лед озера. Летчики, по всей видимости, решили пешком добраться до ближайшего поселения или индейского стойбища, но погибли в пути. Их судьба до сих пор неизвестна. А самолет весной после ледотаяния провалился на дно озера, где и был обнаружен в 2017м году. Машину частично занесло илом, но сохранилась она почти идеально. Операцию по подъему провел на свои деньги подданный Российской империи Сергей Антонович Чейз, житель городка Фэрбанкс Аляскинской губернии. Сейчас этот «Баклан» стоит на аэродроме Фэрбанкса, господин Чейз периодически поднимает машину в воздух.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

покупатели англичане

Они перешли на сторону РИ? 

А вообще интересно, спасибо за продолжение темы.

Изменено пользователем ALL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Они перешли на сторону РИ? 

Им сделали предложение от которого сложно отказаться. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 

От «итальянки» к универсалу. Четырехдюймовая зенитка русского флота.

 

В 20е годы зенитное вооружение русского флота оставалось весьма пестрым и слабым. На кораблях стояли лицензионные 40 мм «Виккерс», сохранялись 37 мм «Максим», ведущие свою родословную от пулемета, со всеми их недостатками. Первые производились серийно на Обуховском заводе. Выпуск вторых прекратили за низкой технологичностью и надежностью системы.

Часть кораблей в качестве средства ПВО получили 76мм установки Лендера, либо 63 мм зенитные пушки. Применялись и другие малосерийные отечественные орудия, по большей части облегченные переделки полевых орудий. Все эти орудия отличала недостаточная скорострельность и низкая скорость снаряда.

В 1917м году Обуховский завод начал проектирование зенитной пушки калибра 102/35 мм. Однако, работы остановились. После войны стало ясно, что для поражения воздушных целей нужны орудия с хорошей баллистикой. Путиловские заводы тоже пытались продавить заказ на свою 102мм зенитную пушку. Орудие неплохое, но соответствовавшее критериям прошлой войны.

А между тем моряки настойчиво требовали дать им мощную зенитную установку, способную осмысленно и результативно работать по высотным целям. Тем более, перед глазами наличествовал пример собственной палубной авиации. После каждых маневров с участием авианосцев и морской авиации берегового базирования у офицеров и адмиралов возникал естественный вопрос: «А как нам самим отбиваться от волн торпедоносцев и бомбардировщиков?»

Отчаявшись получить результат от своих разработчиков и подрядчиков, Морвед обратил внимание на иностранный опыт. Тем более, тяжелые зенитки разрабатывались не только в России. Сильное впечатление на моряков произвела итальянская 100-мм установка фирмы ОТО.

Само орудие это фактически слизанная итальянцами чешская пушка периода Великой Войны. В целом, ничего особенного, однако главную ценность орудию придавала установка с поднимающимися цапфами. Этот механизм позволял с одинаковой эффективностью вести огонь, как по воздушным, так и надводным целям, снижал высоту оси орудия в походном положении.

Компания ОТО пошла навстречу потенциальному покупателю. Тем более, грянул мировой кризис. Все отчаянно нуждались в заказах с оплатой в твердой валюте. Пермский пушечный завод приобрел лицензию на выпуск модели 1927 года. По условиям контракта лицензиар предоставил всю техническую документацию, итальянские специалисты содействовали доработке орудийной установки под русские стандарты. В частности калибр русской модификации составил традиционные 102 мм. Итальянцы же помогли с налаживанием производства.

Первые установки представили на испытания летом 1928 года.

Спаренная установка с щитом. Калибр 102/50 мм. Ствол лейнированный. Затвор клиновой горизонтальный ручной. Накатник гидравлический. Оба ствола монтировались в одной люльке с расстоянием между осями 460 мм. Орудия оснащались пневматическим досылателем.

Артиллерийская установка имела массу 15 т. Приводы электрические. Угол возвышения от -5 до +80 градусов. Цапфы поднимающиеся. Скорострельность 8-12 выстрелов в минуту на ствол. Живучесть ствола – 500 выстрелов. Патрон унитарный. В боекомплект входили зенитные, фугасные, осветительные снаряды. Фугасный снаряд имел массу 15,8 кг, начальную скорость 800 м/с. Зенитная граната легче, скорость выше.

Первые серийные «Минизини» ставились на крейсера типа «Опричник». По четыре спарки на корабль. На крейсерах 102 мм зенитки работали как автономно от собственных прицелов, так и с ПУАЗО. Кроме крейсеров, установки нашли себе место на площадках эсминцев, сторожевиков и малых кораблей. Для снижения массы на некоторых сериях зенитки ставились без щитов.

Лицензионная 102/50 мм пушка Минизини образца 1928 года оказала заметное влияние на развитие русской морской зенитной артиллерии. Для своего времени орудие интересное. Всего в конце 20х начале 30-х их выпустили несколько десятков штук. С русскими системами управления огнем они неплохо работали. Однако, скорострельность оказалась явно недостаточной. Напомню, одновременно в России работали над универсальной 130 мм установкой, обещавшую большую скорострельность. Серьезным недостатком Минизини было отсутствие стабилизации. Близкое расположение двух стволов снижало кучность огня.

К работе над новой моделью 102 мм зенитки конструктора Путиловского завода приступили в 1930м году. Изначально закладывались требования высокой автоматизации, повышенной скорострельности, точности огня. Заказчик поставил условие унификации по снарядам с предыдущей системой. Весьма желательна стабилизация установки.  

Сразу было ясно: надо повышать скорость снаряда. Мощный заряд требовал новых подходов к проектированию орудия. Разработчики отказались от тяжелого моноблока и лейнера. На этом орудии путиловцы применили схему свободного ствола. Ствол и казенная часть соединялись специальной муфтой, позволявшей быстро сменить выгоревший ствол.

От итальянской системы с подъемом цапф отказались. При всех своих достоинствах это устройство снижало надежность системы. Механизм подъема цапф оказался сложным в ремонте. Путиловцы пошли другим путем: сместили цапфы назад, максимально облегчили ствол и для балансировки утяжелили казенник.

102/60 мм орудие Путиловского завода образца 1934 года успешно прошло полигонные испытания. Одноорудийную установку запустили в серию уже осенью 1935-го. 

Стандартный русский калибр 102 мм. В отличие от предыдущих разработок ствол удлинили до 60 калибров ради увеличения начальной скорости снаряда и энергии выстрела. Затвор клиновой горизонтальный полуавтоматический. Орудие оснащалось пневматическим досылателем снаряда.

Приводы установки электрические стабилизированные по трем координатам. На кораблях управление огнем осуществлялось от ПУАЗО с баллистическим вычислителем. При необходимости возможно автономное наведение. Масса установки с легким противоосколочным щитом 14 т. Расчет 8 человек.

В боекомплекте: фугасные, полубронебойные, зенитные гранаты, осветительные, фугасно-зажигательные. Масса снаряда 15,8 кг. Начальная скорость 910 м/с. Живучесть ствола 840 выстрелов. Скорострельность 14-18 выстрелов в минуту.

В 1936м году принята на вооружение и поставлена в серию двухорудийная установка. Разработчики учли опыт эксплуатации Минизини. Оба ствола в отдельных люльках, межосевое расстояние 680 мм. Масса установки составляла 27 т. Расчет 11 человек. По опыту экспериментов с одноорудийной системой особое внимание уделили изоляции электрики и компоновке приводов.

 

У конструкторов и технологов Путиловских заводов получилось очень удачное орудие. Одно- и двухорудийные установки ставились на авианосцах, крейсерах, эсминцах, сторожевиках, эскортных и сторожевых кораблях. Зенитка неплохо справлялась со своими задачами. Она обеспечивала высокую плотность огня. Мощные приводы, высокая скорость наведения позволяли сопровождать огнем быстролетящие цели. Достаточно тяжелые снаряды хорошо работали по надводным целям. Ошибкой можно было посчитать включение в боекомплект полубронебойного снаряда. На практике они применялись редко. С середины войны на вооружение поступили зенитные гранаты с радиовзрывателями. Это сразу увеличило эффективность зенитного огня.

В конце 30-х установленные ранее системы Минизини с кораблей сняли, на их место поставили Путиловскую четырехдюймовку. При этом замена оказалась сопряжена с определенными сложностями. Путиловская установка тяжелее Минизини на 12 тн, она требовала замены элеваторов, либо их дублирования, не всегда вписывалась в орудийную площадку старой системы. При модернизации приходилось менять весь состав зенитного вооружения, снимать лишнее оборудование. Но зато перевооружение увеличивало мощь и точность зенитного огня.

102 мм установки 1934года ставились на береговые батареи ПВО ВМБ и гражданских портов. Выпускалась облегченная и упрощенная система армейской объектовой ПВО. На базе зенитки выпускалась танковая 102 мм пушка.

Интересный факт. При проектировании суперлинкоров «Петр Великий» и «Николай Второй» рассматривался вариант вооружения без среднего калибра, но зато с усиленными батареями 102 мм установок. В конце концов, здравый смысл победил, и корабли получили 130 мм универсалы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Малокалиберная зенитная артиллерия. Из крайности в крайность.

 

После Великой Войны основным зенитным орудием, кроме пушки Лендера, оставался 40 мм автомат Виккерса «пом-пом». Изначально английская установка по лицензии выпускалась на Обуховском заводе. Модель МК II шла в одноорудийной установке, ствол с водяным охлаждением, питание ленточное. Русский флот применял ленты на 25 патронов. Позже, в 20е годы позаимствовали английскую металлическую ленту на 14 патронов. Для своего времени достаточно неплохая легкая зенитка. На русском флоте первыми внедрили именно на этих орудиях автоматический установщик трубки.

Да, орудие неплохое для своего времени, но с недостатками. Так невысокая начальная скорость снаряда снижала зону уверенного поражения цели. Матерчатые ленты приводили к частым заеданиям и перекосам патронов, а металлические выпускались только на 14 снарядов. Выпускали эту пушку только ввиду отсутствия альтернативы.

 

47/74 мм автомат Обуховского завода образца 1928 года. Опередивший свое время.

 

В середине 20-х годов Морвед дозрел до заказа новой скорострельной зенитной установки. Требования в техническом задании к конкурсу прописывали по максимуму. Так закладывалась универсальность орудия, способность эффективно работать по воздушным, надводным и береговым целям. Автоматическое действие и высокая скорострельность безусловны. Плюс высокая начальная скорость снаряда, хорошая баллистика, способность бороться с самолетами на средней дистанции. Заказчик особо указывал на возможность эффективного огня при качке. К этому рекомендовалось удержаться в массо-габаритных характеристиках орудия для катеров и прочих «москитов».

В Морведе понимали, что выдержать все требования невозможно, но обстоятельства требовали того. Готовилась закладка серии крейсеров, серьезно обсуждалось строительство новых линкоров, требовалось серьезно улучшить ПВО новых эсминцев.

В конкурсе участвовали практически все крупные оружейные компании России. Заявились и несколько изобретателей с частными разработками. Изначально победу прочили конструкторам Ковровского пулеметного завода. Компанию недавно выкупили русские промышленники, но предприятие сохраняло хорошие деловые контакты с датскими оружейниками. Однако, лучшей была признана разработка Обуховского завода.

Петербуржские инженера решили не размениваться на мелочи, а сделать ставку на калибр 47 мм. Установка двухорудийным. Оба ствола в отдельных люльках, но жестко сцепленных между собой. Орудие со свободным стволом. Прогрессивная конструкция, позволяющая быстро менять выгоревший ствол после боя силами экипажа. Длина ствола 74 калибра. Затвор клиновой автоматический инерционного действия.

Снаряды массой до 1,2 кг. Унитарные патроны массой 2,6 кг. На испытания заводчане сразу предоставили целую линейку: бронебойно-зажигательный, фугасный, зенитная граната, зажигательный фосфорный. Все снаряды имели трассирующие модификации. Снаряжались снаряды тротилом. Затем в годы войны перешли на гексогеновые смеси.

Начальная скорость снаряда 970 м/с обеспечивала великолепную баллистику. Досягаемость по высоте составляла 7 километров. Техническая скорострельность 120 выстрелов в минуту на ствол. В бою, она разумеется ограничивалась темпом перезарядки орудий. Заряжание обоймами, в подающий лоток вмещалось две обоймы по 8 патронов.

Масса установки составляла 5 тонн. Приводы ручные. Расчет установки 6 человек + 6-8 подносчиков снарядов.

По результатам конкурса установку 47/74 образца 1928 года приняли на вооружение практически без замечаний. Только потребовали внедрить щит и разработать одноорудийную модификацию. Практически сразу, аппетит приходит во время еды, заказчик попросил сделать еще четырехорудийную установку с электрическими приводами.

Уже с 1929 года, сразу после перевода аванса, установка пошла в серию. В этом же году Морведом принята на вооружение одноорудийная система для катеров и малых кораблей.

В 1931м году Обуховский завод доставил на Ржевский полигон четырехорудийную стабилизированную 47мм установку. Масса системы возросла до 9,6 тонны, это не считая элеваторы и посты управления огнем. Сохраняется возможность ручного наведения.

После отстрела на полигоне, систему поставили на старый сторожевик «Сибирский стрелок», в годы молодости бывший эсминцем. Система стабилизации показала себя хорошо, компенсировала крен до 18 градусов. Однако, сразу возникли сложности с замачиванием приводов. Требовалось серьезно переработать электрическую часть, усилить изоляцию. Это и было сделано буквально за два месяца, но доводка несколько затянулась. Наконец, модель образца 1932 года приняли на вооружение.

В целом, установка получилась неплохая, но с недостатками. Стабилизированные системы, а сразу после четырехорудийной выпустили стабилизированный двухорудийный вариант, периодически выходили из строя. Даже усиленная изоляция не гарантировала защиту электропроводки в шторм. Отмечался недостаточный темп стрельбы. При этом калибр и снаряд оказались избыточны для самолетов и слабы для надводных целей. Установка в 10 тонн массой занимала много места. Для снарядов с взрывателями контактного действия требовалось прямое попадание в самолет, а установщики трубок зенитных гранат неизбежно запаздывали при стрельбе по пикировщикам на ближней дистанции.

Фактически инженера Обуховского завода опередили время. Они выдали систему второй половины 40-х годов на технологической базе 20-х. Это и определило недолгий срок службы 47 мм автомата. В качестве зенитки на замену этой системы пришел знаменитый «Ковровский дырокол». Но в качестве вооружения катеров и вспомогательных кораблей Обуховская зенитка прослужила до 50-х годов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

20/70 мм «Эрликон». Международный стандарт.

 

На 20е годы основным средством ближней ПВО был обычный пулемет. В русском флоте в этом качестве использовался надежный и отработанный «Максим». Все хорошо, но винтовочный калибр уже считался слабоватым, а разработка собственных крупнокалиберных пулеметов затянулась. В середине 20-х годов ситуация уже критическая. В это сложно поверить, но защита русских кораблей от авиации на тот момент была никакой.

Ситуацию спасла скромная швейцарская фирма «Эрликон», или как говорили в то время «Ойрликон». Швейцарцы не сами разработали систему, через череду банкротств и поглощений им досталась документация на автомат инженера Рейнхольда Бекера. Улучшенную модель под маркой «Эрликон L» под патрон 20х100 выпускали с 1925го года. Швейцарцы на основе разработок Бекера создали собственную модель «Эрликон S» под патрон 20х110.

На 20е годы особого спроса на малокалиберные автоматы не наблюдалось. «Эрликон» позиционировал свою пушку как прежде всего авиационную. На то время подобным оружием оснащали только тяжелые бомбардировщики и далеко не все. Только модель S представлялась как универсальное оружие: авиационная, зенитная, противотанковая и окопная пушка. Именно на эту разработку и обратили внимание агенты русского Морведа.

Шел 1927й год. На планету обрушился мировой экономический кризис, Великая Депрессия. Торговля резко сократилась, все поднимали таможенные пошлины. В этот момент русские очень удачно провели переговоры со швейцарцами. Весьма недорого взяли генеральную лицензию на еще «сырую» пушку, за которой углядели серьезный потенциал. «Эрликон» передавал покупателю всю документацию, технологию, сопутствующие патенты, обязывался доработать пушку, устранить «детские» болячки. Экспорт российских «Эрликонов» должен был обговариваться отдельными соглашениями.

В качестве производственной площадки выбрали Сестрорецкий казенный завод. С 1928го года пушка пошла в серию. Пушка первоначально оснащалась коробчатыми магазинами на 25 патронов, затем появились магазины и патронные коробки на 50, 60 и 100 патронов.

Пушка автоматическая. Начальная скорость снаряда 830 м/с. Темп стрельбы 280-300 выстрелов в минуту. Масса снаряда 0,124 кг. Применялись: осколочные, трассирующие, бронебойно-зажигательные, бронебойные снаряды.

Фирма «Эрликон» не остановилась на достигнутом. Разрабатывались и ставились в серию новые модели автомата. Параллельно, и совместно со швейцарскими немцами работали русские оружейники. При сохранении общих принципов конструкции, пушка дорабатывалась. Так на последующих моделях темп стрельбы вырос до 450 выстрелов в минуту, снизилась масса установки, появились спаренные системы, улучшилось удобство обслуживания, неустанно модернизировались ребристые радиаторы ствола для увеличения теплоотдачи.

Лицензионный «Эрликон» надолго прописался на зенитных площадках русских кораблей. Надежное, точное оружие ближней самообороны. При этом в России 20мм «Эрликон» использовался только в качестве зенитки и окопной пушки. Авиационный вариант в армии встретили с прохладцей. На начало 30-х он был не актуален, а дальше отечественные оружейники поставили на поток свои авиационные пушки, причем превосходящие швейцарские модели.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

37 мм автоматическая пушка. Его величество «Ковровский дырокол».

 

Имевшаяся в 30е годы на вооружении 47 мм автоматическая пушка всем хороша, однако отличалась массой, габаритами, сложностью эксплуатации и ремонта. Морякам же требовалось что-то поменьше, но надежное и скорострельное. Многие поглядывали на шведский «Бофос», компактную и точную автоматическую пушку. О покупке лицензии речь не шла. Чаще высказывались пожелания получить собственную разработку аналогичных характеристик. Причем высказывались люди с орлами на погонах с ответственными должностями в МГШ и Морском ведомстве.

В это время специалисты путиловских заводов сконцентрировали внимание на армейской артиллерии и своей трехдюймовой зенитке. На Обуховском заводе продолжали работы над 47мм автоматом. Тульские и Сестрорецкие оружейники особого интереса к теме не проявляли. Во всяком случае, предлагали только «сырые» разработки и требовали целевого финансирования, времени на доработку и гарантированный заказ. Естественно, «кота в мешке» Морвед оплачивать не собирался. Царицынский артиллерийский никогда автоматическими системами не занимался.

Неожиданный подарок сделал Ковровский пулеметный завод. Частное предприятие, принадлежащее одной из русских финансовых групп, производило стрелковое оружие, одной из подразделений компании занималось авиационными пулеметами и пушками. Инженера этого завода принимали участие в доведении до ума автоматики и системы заряжания 130мм универсала.

В 1936м году Ковровский завод предложил ГАУ и Морведу собственную 37 мм автоматическую пушку.

Достаточно интересная конструкция, принципиально представлявшая собой большой пулемет. Специалисты из Подмосковья применили автоматику на принципе отвода газов. Снаряды массой 0,75 кг. Патрон 1,5 кг. Поставлялись бронебойно-зажигательные, осколочные, бронебойные снаряды.

Ствол длиной 74 калибра обеспечивал разгон снарядов до 980 м/с. Темп стрельбы 120-150 выстрелов в минуту. На испытания представили систему с водяным охлаждением. При этом обещалось выдать облегченный аналог с воздушным охлаждением. Питание касетами по 8 патронов. Приводы электрические с возможностью ручной наводки. Установка стабилизированная в трех координатах.

Опытные стрельбы орудие прошло без нареканий. Механизмы стабилизации работали стабильно. Испытания на учебном корабле так же прошли успешно. Установку приняли на вооружение в 1938м году.

Для армии производились одиночные установки с воздушным охлаждением ствола на автомобильном шасси и в буксируемом варианте. Флот заказывал целую линейку модификаций одно- и двухорудийного исполнения с водяным и воздушным охлаждением. Масса системы колебалась от 1,7 до 2,6 тонны. При необходимости зенитка комплектовалась щитом. На новых проектах кораблей 37мм автомат вытеснил старую 47 мм систему. Эффективность огня оказалась аналогичной, но новая установка легче, проще в обслуживании, выдерживала интенсивный огонь без перегрева ствола.

На флоте 37/74 мм зенитка получила неофициальное название «Ковровский дырокол».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Морякам же требовалось что-то поменьше

вот как раз морякам это в дупу не уперлось. Они и в реале вместо 37мм перешли на 45, а потом на 57. Поскольку размещение на корабле (даже маленьком) это не таскать зенитку посуху на чем придется... Так что наличие двух типов МЗА сухопутной поменьше и флотской потяжелее и мощнее это вообщето мейнстрим...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не так все просто. На флоте лимит по массе тоже играет роль. Есть разница 10 стволов или 16 за те же деньги. Плюс тяжелые системы занимают больше места и требуют подкрепления палубы. При модернизации дополнительные 37мм воткнуть легче чем 47 мм. 

К этому первенец Обуховского завода получился не слишком надежным. Для автоматики энергия выстрела имеет значение. Да и подносчики снарядов пашут как негры на хлопке. При отражении волн атакующих, люди выбиваются из сил, работают хуже и медленнее. 

Вот в середине 40х опять вспомнят про 47мм. Но уже на другом техническом уровне и с ленточным питанием. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас