Арканар как он есть


6 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Представляю вниманию коллег мой старый уже случайно найденный  в архивах текст, опубликованный в журнале "Меридиан" (за него в далеком 2011 году получил премию на "Звездном мосту")

 


    "Итак, "не пора ли нам, товарищи, замахнуться на Вильяма нашего   Шекспира?"(с)       В смысле - не пора ли поговорить об Арканаре, в котором жил и    работал сотрудник Института экспериментальной истории Антон, более     известный как дон Румата Эсторский. О стране и городе,   где он, а в его лице и Земля потерпела весьма     чувствительное поражение.     Что мы можем сказать об Арканаре? Не домысливая и не делая  многозначительных и малообоснованных выводов, как это давно стало  модно среди сетевых критиков а четко следуя сеттингу произведения? 

***

 Для начала - пространственная локализация: северные пределы империи  (под названием Империя: Эстор - это именно ее метрополия,   "хартленд", не передавший свое название всей надгосударственной  структуре) вблизи Красного Хребта, область, именуемая Запроливье.   Империя эта, в отличие от любой из европейских, объемлет почти всю  Ойкумену, известную местным обитателям. На севере, как уже   говорилось, Красный Хребет, о землях за которым "много чего"  рассказывают. С запада (видимо) океан, за которым вроде есть какие-то страны (пришельцем откуда дон Рэба считает Румату). Что на юге и востоке - неизвестно. Может быть, море или варвары плюс горы и  пустыни. Сверхдержава существует в гордом одиночестве - даже не как Рим  эпохи расцвета а скорее как, ранний Китай. Империя существует уже    достаточно давно: род Руматы - старых имперских аристократов -  насчитывает двадцать два поколения, и не факт, что этот род самый   древний. Земные соответствия - ну, может быть, империя Каролингов.    Правда, ее инопланетный вариант оказался более удачливым, избежав и    Лотарингского договора, и Золотой буллы, и сильно расшатавших   единство конфликтов  светской и духовной власти. Во всяком случае, император   господствует в своем домене и имеет некую возможность влиять на  обстановку в вассальных королевствах - хотя бы через родовитую  аристократию.
    Империя эта достаточно обширна: герцогство Убанское, где повоевал   Арата Горбатый, находится "за три моря отсюда" (Трансильвания? Великое княжество Литовское? Местный вариант Московии?)...
    Было ли что-то в этих краях до Империи, не очень понятно. Однако   косвенные указания на это есть. К примеру, упомянуты книги "на  древних, ныне мертвых языках аборигенов Запроливья". Из этого    следует, что прежде тут жили люди, достаточно развитые, чтобы писать  книги. Какие тут могут быть соответствия? Латынь и греческий? Или,  как предположила Ю.Горишняя, - древнескандинавский? Возможно. Но автору приходит на   ум кельтский. (Последние книги, написанные огамическим кельтским  письмом, сгорели в ирландских монастырях в ходе войн за подчинение  этого острова Англии - и в церковных библиотеках, уничтоженных    Генрихом VIII по ходу местной "реформации".)     Занятная деталь: "носатость" ируканцев, соседей Арканара, - это как    раз кельтская национальная черта. 

***
  Еще не так давно -каких то триста лет тому -  Арканар  был вотчиной варваров, пришедших когда-то   из-за Красного Хребта. Кстати, отметим: варварские нашествия тут  были не гунно-монгольского типа (массы конницы и   великие каганы), а норманнского или саксонского (пешие орды свирепых   дикарей, не имеющие единого вождя).
  Пока Империя не окрепла и не пришла в себя, варвары владели  Запроливьем, более-менее успешно его грабя и разоряя, но как только  появилась возможность двинуть на север нормальную армию, оказались   вышвырнуты обратно за Хребет.
  И это тоже соответствует исторической правде. Несмотря на все   бойцовские качества рядовых воинов, хуже организованное сообщество   неизменно проигрывало, когда речь заходила о тактике, а тем более -  стратегии. Тут не помогают не только сила и ярость, но даже более  совершенное оружие: англичане побили индусов, несмотря на наличие у тех боевых ракет и мощных ружей, бивших дальше английских, не говоря   уже о превосходстве индийских клинков.     Ныне варвары не ощущаются как серьезная угроза, хотя и время от  времени напоминают о себе, небольшими шайками спускаясь с гор, и  воруя случайных путников.  И еще -мелочь но... поправим уважаемых мэтров насчет того, что варвары,  "никудышные в рукопашном бою", вынуждены компенсировать это умением  пускать из духовых ружей отравленные колючки. (Между прочим,  сарбакан в виде основного оружия подтверждает истинность легенд, что  за Красным Хребтом много лесов, подобных Икающему. Ибо это оружие  как раз лесовиков.) В рукопашном бою варвары всегда были   очень даже "кудышними", обычно превосходя более цивилизованных     бойцов. Отдельно взятый кельт или гот без труда справлялся с римским  легионером а викинг - с саксонским или французским дружинником. Тем более что время сложных фехтовальных систем еще не     пришло и придет нескоро - как указано у самих авторов, лет через   двести.
    Варвары, конечно, старинные враги, их не любят и боятся. Но  одновременно с ними, видимо, ведут какую-то торговлю, берут их  женщин в жены (вряд ли принц Хаар, герой романа Гура Сочинителя, был   единственным в своем роде). Они даже, как мы увидим ниже, состоят в  королевском войске - не исключено, что на службу их привлекают   именно благодаря репутации беспощадных головорезов. 

***

   Что у нас дальше?
 Церковь - вроде бы, как указывали критики, "католического типа"...
  Стоп! Вот с местной церковью вопросов как бы не больше всего!   Внешне как будто все именно так - меч духовный, меч светский,  еретики и колдуны на кострах, злые монахи, ненавидящие книжников и    грамотеев... Между тем стоит внимательнее вчитаться в текст, и   оказывается - ничего подобного!   Итак, рассмотрим арканарскую религию внимательнее. Что можно о ней  сказать, исходя из написанного Стругацкими? 
 Первое: никакой единой церкви в Империи, собственно говоря, и нет.    Ибо ни разу - ни разу! - в тексте не упомянут ни Великий Понтифик,  ни Архипастырь ни еще какой-нибудь Протопресвитер, или иной высший  духовный владыка, подобный    римским папам.    Более того - в тексте романа пестрят разнообразные "отцы" и   "братья": монахи и, так сказать, обычные священники. Но ни разу не    фигурирует  ни "преосвященство", ни "святейшество", ни даже  "преподобие". Самая высокая степень - аббат (настоятель монастыря).
    Епископа или архиепископа в Арканаре нет - не считая, конечно, "орла   нашего дона Рэбы". Да и у того епископство сомнительного свойства -   неизвестно, как арканарская церковная иерархия соотносится с чинами  Святого Ордена...
Второе -церковь в отличии от католицизма и даже протестантства в светские дела не вмешивается - о чем нам ясно сообщают авторы устами дона Руматы.
    Но мало этого - при описании Арканара не упомянуто не то что  городского собора, но даже и ни единой церквушки! Вот так - ни  единой! Неверящие могут сами перечитать "Трудно быть богом".     Челядь Руматы в церковь тоже не ходит, предпочитая молиться дома.  Есть святые места, вроде многочисленных могил святого Мики (в  прошлом грешника и пьяницы), которых только на Арканарской дороге по   меньшей мере семь. Существуют многочисленные монастыри, а также,   возможно, какие-нибудь молитвенные дома и часовни. Но церкви и храма  - ни одного.
    Еще одна любопытная деталь: в Империи существуют и мирно (хм???)    уживаются аж три официальные церкви, дружно проклявшие пресловутого  Вагу Колесо за неумеренную гордыню. 
    С чем напрашиваются аналогии? Вопрос небезынтересный. Европейские   реалии подталкивают к мысли поискать соответствий в протестантских  странах. Но и у лютеран, и тем более у англиканцев имеется и  иерархия, и первосвященники, и соборы с кирхами. Скорее уж приходит на ум  что-то совсем экзотическое, вроде альбигойцев или вальденсов (на   крайний случай - кальвинистов), но все равно - типичное "не то".
    Если выйти за рамки западного мира, то положение яснее не   становится. Что не православие и не другая восточная ветвь    христианства - само собой. Там патриарх, хоть плохонький, а быть  обязан (на Руси он исчезает лишь в петровскую эпоху, по всем
 параметрам не средневековую). Ислам тоже отпадает, даже суфийский.    Во-первых, опять-таки эта конфессия весьма активно вмешивается в   светские дела, во-вторых, подобной вере соответствует другой тип   государства, а именно халифат.
    Зато если бросить взгляд восточнее - и с удивлением обнаруживаем,    что если с чем-то сопоставлять арканарскую церковь, так это с   буддизмом.
    Налицо все признаки: невмешательство в светскую жизнь, очень высокая  роль монастырей и монахов, полное отсутствие иерархии. (Тибетский  далай-лама - это не просто исключение, а наследие иной традиции,  видимо, сохранившейся от древней веры Бон-По. Впрочем, и Святой Орден, вполне возможно, тоже к чему-то такому восходит.) Да и  религиозных войн между приверженцами хинаяны и махаяны не наблюдается.

***

    Что еще можно сказать об Арканаре?
    Прежде всего, Арканар - государство богатое и относительно  процветающее. Хотя и указано, что дон Рэба развалил экономику и   подорвал сельское хозяйство, но... Пшеница дешевеет, спрос на   доспехи устойчивый, чеканится золотая монета - а ведь далеко не все   европейские государства даже Нового Времени могли себе это позволить!  (Видимо, золото добывают там же, где и серебро: в предгорьях  Красного Хребта.)
  Строй сугубо феодальный, с ленными правами и вольностями - если уж два знатных рода сумели, объединившись, оттягать изрядный кусок  королевского домена.
Но с другой стороны, на дворе эпоха пусть и  не   абсолютизма, то уж начала его становления - точно.  Наряду с рыцарским ополчением есть и регулярная армия (солдаты  которой имеют обыкновение топить шпионов в нужниках), и регулярный  флот: галеры, вооруженные примитивными огнеметами. Также на службе  монарха имеются наемные отряды, где служат, правда, не местные   уроженцы, а "варвары в медных шапках". Развитая бюрократия с   министерствами, и единая денежная система. Для сравнения: во Франции   таковая окончательно введена лишь в XVI веке.

***

    Ну и, конечно, "серые роты".     
По мнению некоторых стругацковедов, "Серое движение" - модернизация,     и ничего такого быть не могло. Так ли? Посмотрим, что можно о нем сказать. Первое - движение это вроде как антифеодальное: не раз  подчеркивается, что "серые" не любят аристократов, а аристократы,     соответственно, серых. Но как тогда быть с тем, что в их рядах    немало дворян? Вспомним хотя бы мысленное замечание Руматы об  офицере, "старательном ублюдке из мелкопоместных", и авторские     комментарии о дворянских недорослях, обучающихся в Патриотической  школе.     Иными словами, Серое движение направлено не против дворянства как  такового, а против именно аристократии - как силы, противостоящей  абсолютному монарху и владеющей богатствами (последнее, пожалуй, на   первом месте).   Второе - это движение в основном горожан. (Отметим важную деталь:  городское самоуправление в Арканаре кончается на уровне цехов и   кварталов. Ни бургомистров, ни ратуши, ни прочих "буржуазных    излишеств"(с) не имеется - городом правит губернатор. Как было и в нашей истории - "к востоку от Суэца"(с).  Но опять же - не  всех горожан.    Скажем, подмастерья и бедные работники вроде  Кикуса-Хромача, равно как и сомнительные элементы вроде грамотеев, книготорговцев и прочих, туда не допускаются. Таким образом видим,что "Серые" - представители того самого пресловутого "среднего класса".
    (Не надо его слишком идеализировать - в реальных серых, то есть    коричневых, ротах, да и в черных отрядах, тоже были не  одни бедняки-пролетарии.)
 Далее - бойцы серых рот настроены весьма антиклерикально ("Эй, поп  - хочешь в лоб?").   Аналогии можно подбирать сколько угодно - от гуситов-таборитов до   опричнины. Везде видим похожие признаки: антиклерикализм при   уважении к религии "в принципе", антиаристократизм при весьма  большом проценте дворян как таковых, нарочитый монархизм и - не  обязательно, но часто - презрение к простому народу.
 Закончили все вышеупомянутые, как правило, плохо или даже очень  плохо. Что опять-таки соответствует изложенному Стругацкими.   В данном случае, видимо, ситуация в Арканаре станет чем-то средним между Чехией времен "рекатолизации" и Нидерландами времен герцога  Альбы. А учитывая, что у Святого Ордена репутация, мягко говоря, не   лучшая (иначе бы идея блокады захваченного им Арканара не была бы    выдвинута столь компетентным специалистом ИЭИ, как неформальный
 глава Соана дон Кондор), - весьма вероятна иностранная интервенция. Но это уже лежит за гранью истории Руматы-Антона, в которой одни читатели видят "трагедию мятущегося интеллигента", другие -    истерику слабака и хлюпика, не справившегося с должностными   обязанностями, третьи "духовный крах коммунара в столкновении с реальным миром".

***

    А в самом деле - что будет дальше с несчастным   Арканаром и с местной Ойкуменой в целом? 
Ну что ж... Попробуем  представить...
    Лаской и таской императоры начнут укреплять свою власть, используя  то купцов, то монахов, то аристократов. Ученик почтенного Синды  изобретет порох. Ученик отца Кабани - печатный станок.   Ируканский, а может быть, соанский капитан затеет переплыть океан и    откроет новые земли по другую его сторону.
    Механики додумаются до паровой машины и проведут "эту самую  промышленную революцию" (К. Еськов).
    Поданные будут с энтузиазмом свергать с трона королей и с не меньшим    энтузиазмом - возвращать троны их потомкам.     Имперское общество любителей кошек поставит памятник Ваге Колесу -    как первому защитнику прав домашних животных.    Главную площадь столицы герцогства Убанского переименуют в площадь    Араты Отважного.
    А некий профессор математики из Арканарской академии имени отца Кина  напишет пухлый труд по "новой арканарской хронологии". В котором с   математической точностью докажет, что видный государственный деятель  периода укрепления абсолютизма дон Рэба и знаменитый авантюрист  конца Третьей эпохи (м-м-м, кажется, это не из той оперы)  Румата Эсторский - одно и то же лицо. Ибо оба жили и умерли в одно время, оба любили одну и ту же женщину, и оба живо интересовались
 учеными людьми и книжниками - пусть даже с разными целями.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:


Немного, но со вкусом.  Это, полагаю, хорошо.

Но в архивах есть тема на много страниц, по истории этой цивилизации.  Читал ещё на заре своего знакомства с форумом.  Правда её авторы дальше "средневековья" не пошли. 

А ещё был фанфик, где на площади Арканара стоит памятник Дону Рэбе.  С отрубленной головой. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А ещё был фанфик, где на площади Арканара стоит памятник Дону Рэбе.  С отрубленной головой. 

и чья отрубленная голова была у Дона нашего Рэбы?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

и чья отрубленная голова была у Дона нашего Рэбы?

Своя.  За други своя, видимо, держал.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

и чья отрубленная голова была у Дона нашего Рэбы?

Дона Рэбы Невинноубиенного. При этом ногами он попирал гадостного демона -дона Румату:happy:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас