Дирижабль "Дозорный" в обороне Порт-Артура

9 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Уважаемые коллеги, по случаю моего 33-го ДР, представляю вашему вниманию небольшой АИ-материал) 

389292_original.png
 

Незадолго до начала русско-японской войны, русское морское командование приняло решение об организации воздухоплавательных частей с привязными аэростатами в Кронштадте, Севастополе и Порт-Артуре. Командовать Порт-Артурским соединением поручили лейтенанту М.И. Лаврову. Материальная часть воздухоплавательного парка — аэростаты, газольдеры, оборудование для производства водорода — была в 1903 отправлена на Тихий Океан на пароходе «Манчжурия», который вошел в Порт-Артур буквально в первый же день войны, лишь чудом разминувшись с японским крейсером. 

Наблюдательные аэростаты русской армии успешно показали себя в ходе боев на подступах к Порт-Артуру: с них выполнялась разведка и управление огнем на подступах к Цзинчжоу. Однако, привязные аэростаты обладали значимым недостатком: на сильно пересеченной местности их трудно было перемещать и вовремя опускать. Японская артиллерия быстро начала обстреливать аэростаты, и хотя и не добилась в этом особых успехов, но все же оба змейковых «Парсеваля» получили шрапнельные повреждения и были признаны непригодными к дальнейшему использованию.

И тогда лейтенант Лавров выдвинул оригинальную идею: используя материалы оболочек двух аэростатов, создать из них дирижабль, способный решать задачи воздушной разведки и корректировки. Помощь в разработке проекта ему оказал лейтенант Н.Н. Шрейбер, проводивший там же опыты по наблюдених с воздушных змеев. Командование флота, хотя и было настроено скептически, тем не менее, посчитало что ничего не теряет от эксперимента, и разрешило постройку. В июле 1904, сборку дирижабля, названного «Дозорный», начали в эллинге у Людягоу.

КОНСТРУКЦИЯ:

Дирижабль «Дозорный» был в значительной степени импровизированной конструкцией, собранной из имевшихся в осажденной крепости материалов. Оболочка его была изготовлена из двух сшитых вместе змейковых аэростатов, объем ее достигал 1200 м3. Длина ее составляла 42,2 метра, диаметр — 6,25 метра. Максимальная подъемная сила составляла 1440 кг, полезная же нагрузка за вычетом веса оболочки и конструкции — 220 кг.

389622_original.png
 

Под килем дирижабля помещалась подвесная гондола, изготовленная в основном из дерева и натянутых поперечных троссов (для экономии веса). В ней располагались 2-3 члена экипажа (реально, полеты совершались с двумя), двигатель, баки с топливом и водяным балластом.

В движение дирижабль приводил 12-сильный 2-цилиндровый двигатель «Де Дион-Бутон», по имеющимся данным «позаимствованный» с разбитого автомобиля и добработанный во флотских мастерских. Объемом 1728 см3, двигатель через редуктор вращал 4-метровый двухлопастной пропеллер, установленный над гондолой. 

На испытаниях, «Дозорный» показал скорость до 22 км/ч, что позволяло ему достаточно уверенно справляться со слабым и умеренным ветром. Потолок на испытаниях был определен в 1100 метров, однако обычно дирижабль не поднимался выше 400. Продолжительность полета составляла около двух часов.

Управление дирижаблем осуществлялось с помощью прямоугольного руля направления, подвешенного в кормовой части к надувному стабилизатору. Рулей высоты не имелось, управление по высоте осуществлялось исключительно сбросом балласта и выпуском несущего газа.

Экипаж дирижабля состоял из двух человек: пилота-механика и наблюдателя-сигнальщика. Основной задачей «Дозорного» была разведка в интересах артиллерии: для передачи сообщений, дирижабль был оснащен комплектом сигнальных флагов, и керосиновой сигнальной лампой Бигби. В некоторые полеты, экипаж также брал с собой фотографическую камеру.

Вооружение аэростата изначально не предусматривалось. Хотя потенциально, возможность метания с дирижабля фугасных бомб и рассматривалась при его строительстве, небольшая полезная нагрузка «Дозорного» исключала нанесение сколь-нибудь значимого урона неприятелю. Кроме того, рискованные вылеты на бомбардировку неприятельских позиций угрожали бы основной задаче дирижабля: разведке и корректировке. В конце карьеры, «Дозорный» вооружался небольшим количеством импровизированных бомб, начиненных инженерным динамитом, и оснащенных артиллерийскими инерционнными взрывателями. Эти примитивные боеприпасы сбрасывались через борт гондолы вручную.

СЛУЖБА:

Дирижабль «Дозорный» наполнили газом 18 сентября 1904 года. 22 сентября, под завершение второго штурма крепости, корабль вывели из эллинга и «взвесили» на привязи. При этом выявились некоторые проблемы с балансировкой, которые потребовали устранения.

Первый полет «Дозорного» состоялся 28 сентября 1904 года. Утром, дирижабль вывели из эллинга, проверили вхолостую мотор. Экипаж, состоявший из пилота — лейтенанта Лаврова, и наблюдателя — кондуктора Василенко, занял свои места в гондоле, и по сигналу причальная команда высвободила тросы. Дирижабль довольно быстро поднялся на высоту около двухсот метров, дрейфуя по легкому ветру. Затем Лавров привел в действие мотор, и «Дозорный» двинулся вперед над Западным Бассеином. Выписав два круга над водой, дирижабль набрал высоту в 500 метров, затем снизился, и при большом ажиотаже населения прошел над Старым Городом. После чего вернулся к эллингу, где был принят причальной командой и возвращен в ангар.

«Новая страница в истории военного воздухоплавания открыта», записал в своем дневнике лейтенант Лавров.

Первый «боевой» вылет на разведку японских позиций состоялся 10 октября 1904 года. Воздушный корабль тщательно проверили, снарядили всем необходимым. Для экономии топлива, «Дозорный» был отбуксирован через гавань буксирным пароходом, и был отпущен в самостоятельный полет около Восточного Бассеина. 

На высоте 400 метров, дирижабль сблизился с японскими позициями в районе Мацзятунь, затем двинулся к северо-западу вдоль линии фронта. Видимость была прекрасная; с борта «Дозорного» можно было наблюдать далеко в глубину расположения неприятеля. Японские окопы, хорошо укрытые от наблюдения с дистанции, с воздушного корабля представлялись отчетливо различимыми. Дирижабль приближался к неприятельским позициям иной раз до километра. Василенко быстро набрасывал отметки на карте, и несколько раз использовал фотографическую камеру. Опробовали также передачу сигналов на наземный пост, размещенный в окопах у передовой. С борта «Дозорного» передали два десятка флажных команд, большую часть которых удалось распознать без труда.

Японские солдаты с большим интересом наблюдали за воздушным кораблем, некоторые приветственно махали аэронавтам. В нескольких случаях, впрочем, по дирижаблю открывали винтовочный огонь. Этот обстрел побудил генерала Стесселя отправить специальное письмо генералу Ноги, в котором особо указывал, что «команда летающей машины состоит на действительной службе», и в случае, если таковая будет спущена на землю в результате обстрела или аварии, с аэронавтами надлежит обращаться со всем достоинством, подобающим их рангу. Японский генерал в ответом письме заверил, что с русскими аэронавтами, буде таковые окажутся в японских руках, будут обращаться со всеми подобающими почестями.

По результатам вылета, была составлена весьма подробная карта японских позиций, оказавшая немалую услугу в наведении русской артиллерии и планировании обороны. Было также выполнено экспериментальное воздушное фотографирование окопов неприятеля со сравнительно небольшой дистанции. Убедившись в работоспособности дирижабля, командование дало «добро» на продолжение экспериментов.

В дальнейшем, «Дозорный» совершил еще ряд вылетов как в интересах разведки, так и для управления артиллерийским огнем. Каждый полет, как правило, продолжался около двух-трех часов. Обычно, дирижабль на высоте порядка 500 метров приближался к линии японских окопов, и затем шел параллельно ей, или же кружился на месте, двигаясь вперед и назад. При корректировке огня, использовалась простая флаговая сигнализация для передачи сообщений «перелет», «недолет», «право», «лево», «накрытие» и приблизительного масштаба ошибки: например, три сигнала «перелет» обозначали перелет в 300 метров.

Японское противодействие вылетам «Дозорного» в основном сводилось к ружейному огню в сторону дирижабля. В некоторых случаях, японская полевая артиллерия стреляла по кораблю шрапнелью, но используемые трубки не обладали нужной точностью. Согласно японским данным, несколько мелкокалиберных орудий были установлены на импровизированные станки с повышенным углом возвышения. Однако, эффективность противовоздушной стрельбы самими японцами признавалась крайне низкой: артиллеристы не имели должного опыта стрельбы по быстро двигающейся цели в трехмерной плоскости, и не могли выставить правильно дистантные трубки.

Действия «Дозорного» произвели определенное впечатление и на японцев. Инженер Исабуро Ямада, заведовавший аэростатами под Порт-Артуром был отозван в Японию с требованием срочно разработать «моторизированный аэростат» для японской армии. 

«Появление русского дирижабля неизменно вызывало значительный интерес на фронте. Эта маленькая, храбрая машина, деловито жужжащая в небе, привлекала к себе всеобщее внимание. И хотя она доставляла нам немало неприятностей своим постоянным наблюдением, мы не могли не восторгаться отчаянной храбростью аэронавтов, поднимавшихся в небо на столь деликатном и хрупком аппарате.»

(из дневника анонимного японского солдата)

В конце октября, лейтенант Лавров решился на отважный эксперимент — ночной вылет с осветительными бомбами против японских позиций. Идеей было подсветить японские укрепления для ударов русской артиллерии. Для этого дирижабль снарядили импровизированными «парашютирующими зажигалками»: они представляли собой пиротехнические «звездочки» осветительных ракет, гирляндами подвешенные под проложенными фольгой зонтиками. Последовательно загоравшиеся друг от друга звездочки обеспечивали продолжительное горение, а зонтик-парашют, играя роль рефлектора, направлял свечение вниз.

Ночной полет был выполнен 28 октября 1904 года. План операции был тщательно просчитан: собраны данные о направлении ветра, на земле расставлены сигнальные посты, которые дирижабль использовал для навигации в темноте. На передовой расположили командные посты, которые должны были немедля навести огонь артиллерии по подсвеченным дирижаблем целям. Поднявшись из ангара, воздушный корабль тихо пересек линию фронта, и, оказавшись над японским тылом — сбросил осветительные снаряды.

Словно комета, вспышка с дирижабля рассекает ночь. Яркий свет вырывает из тьмы резкие линии окопов. Темные фигурки неприятельских солдат застыли в ошеломлении под этой искусственной луной, от них тянутся длинные черные тени. Удар! Залп нашей артиллерии подобно запоздалому грому обрушивается на врага. Крошечные фигурки бегут, суетливо укрываясь, в траншеи. Удар! Фигурки исчезли, сметенные, сокрушенные. Большое японское орудие замерло открытое, перекатываемое с позиции. Удар! Орудие лежит, разбитое. Удар! Еще удар!

(из дневника анонимного русского офицера)

Ночной рейд не прошел для «Дозорного» даром: опомнившись, японцы открыли яростный огонь по дирижаблю, пока тот возвращался через линию фронта. В оболочке нашли несколько дырок от японских винтовочных пуль. Однако, дирижабль благополучно добрался до Порт-Артура, и был триумфально возвращен в ангар. Там, помимо ремонта оболочки, провели и замену несущего газа корабля.

Результаты применения «Дозорного» в обороне Порт-Артура, русское командование расценивало очень высоко. В официальном отчете отмечалось, что «этот небольшой эксперимент со всей убедительностью показал ту пользу, которую может принести в деле наблюдения и артиллерийского управления даже весьма несложная летательная машина». Результаты побудили русское командование заказать во Франции два дирижабля типа «Лебоди» для Владивостока.

Помимо вылетов на разведку, «Дозорный» также принимал участие в некоторых экспериментах, проводимых флотским командованием. В одном из них проверялась возможность приема и отправки дирижаблем радиосообщений. В другом, рассматривалась возможность метания с дирижабля «крылатых мин» по кораблям противника. В мастерских Порт-Артура были изготовлены несколько «крылатых мин», представлявших собой обтекаемые снаряды с плоским крылом наверху: предполагалось, что они, сброшенные с высоты, будут двигаться под пологим углом и поразят неприятельский корабль в подводную часть. Однако, выяснилось, что маленький «Дозорный» попросту не может поднять «крылатую мину» на достаточную высоту, после чего опыты остановили. По образцу «Дозорного» приступили к постройке второго управляемого аэростата, предварительно названного «Порт-Артурец», но нехватка материалов — в первую очередь, газонепроницаемой ткани для оболочки — вынудила вскоре остановить проект.

Несмотря на все успехи аэронавтов, осада Порт-Артура складывалась неблагоприятно для обороняющихся. В финальном декабрьском штурме, японцы сумели овладеть горой Высокая, господствующей над городом. Здесь они оборудовали наблюдательный пункт, с которого корректировали огонь тяжелых 280-мм гаубиц по крепости и кораблям в гавани. В отчаянной попытке остановить бомбардировку, «Дозорный» 16 декабря совершил ночной налет на Высокую, сбросив на гору несколько импровизированных бомб. Этот вылет, хотя и произвел определенное впечатление (и изрядно поднял боевой дух русских войск), тем не менее, не возымел никакого практического эффекта: все бомбы упали мимо.

В начале января 1905 года, комендант Стессель начал переговоры о капитуляции крепости. Военные операции, в том числе и вылеты дирижабля, приостановили: «Дозорный» неподвижно стоял в своем эллинге. Японцы не обстреливали район эллинга, видимо, рассчитывая захватить летающую машину в качестве трофея. Но в этом их ждала неудача.

В ночь перед капитуляцией, механики тайно приготовили дирижабль к полету. На борт загрузили предельно возможный запас топлива, документы, имеющие отношение к воздухоплавательному проекту, и личные письма аэронавтов. Затем воздухоплаватели бросили жребий: короткую спичку вытянул лейтенант Дворницын, которому и выпало вести корабль в его последнем вылете. Перед самым рассветом, дирижабль вывели из ангара, раскрутили мотор, и «Дозорный», поднявшись в небо, с попутным ветром покинул Порт-Артур.

Набрав высоту, лейтенант Дворницын провел дирижабль над горами и повел его в сторону моря. Ему удалось счастливо избежать внимания японских миноносцев, патрулировавших окрестности крепости, и выбраться в открытое море. Большую часть пути, «Дозорный» двигался по ветру, запуская мотор лишь изредка. После пяти часов перелета, когда топливо начало уже подходить к концу, на горизонте показался берег. 

Запустив мотор, Дворницын подвел дирижабль к небольшому городку. Это оказался Пэнлай в провинции Чифу. Появление дирижабля вызвало необычайный интерес, китайцы высыпали на улицы и вскорости под кружащим кораблем собралась большая толпа. Аккуратно снизившись, Дворницын сбросил вниз причальный канат: кто-то из китайцев подхватил его и привязал к дереву, но слабо знавшему китайский лейтенанту никак не удавалось уговорить китайцев притянуть «Дозорный» к поверхности.

Наконец, явился чиновник, знавший французский язык. Дворницын объяснил ему, что является «капитаном воздушного шара русского царя, бежавшим от японского завоевания». Вникнув в ситуацию, мандарин организовал китайцев. Дирижабль притянули к земле и надежно заякорили: вокруг корабля выставили охранение полиции, чтобы отгонять зевак. Лейтенант Дворницын, хорошо знакомый с китайскими нравами, немедленно написал на прихваченном с собой гербовом листе «грамоту», в которой свидетельствовал что уезд Чифу стал местом первого в истории международного перелета управляемого аэростата. Этим он сразу же расположил к себе местные власти.

По такому необычному случаю, местные власти даже запросили Пекин, из которого после двухдневной паузы пришел ответ, что к воздушному кораблю следует применять те же правила интернирования, что и к морскому, однако ввиду необычности ситуации, следует настаивать на разрешении тщательно осмотреть летательный аппарат и ознакомиться со всеми его деталями. Дворницын без особых колебаний такое разрешение дал. Вскоре из Пекина прибыла комиссия из множества чиновников и нескольких инженеров, которые детально осмотрели аппарат.

После  завершения войны, «Дозорный» в ноябре 1905 был возвращен на пароходе во Владивосток. Здесь дирижабль осмотрели, повторно наполнили газом, и в начале 1906 выполнили на нем два испытательных полета. Однако, дальнейшую эксплуатацию корабля признали непрактичной: импровизированная конструкция не оставляла особого масштаба для улучшений. В марте 1906, «Дозорный» был списан. Его двигатель и некоторые элементы конструкции были переданы в музей, где и сохраняются по настоящее время.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:


Эх, красота) Нужный воздушный корабль в нужном месте)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Эх, красота) Нужный воздушный корабль в нужном месте)

Спасибо)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

- вскрытие уровня инженерной атаки верков.

- поиск мин в море и обвеховка обнаруженного

- сброс донесений кольцами по гайдропу

- корректировка точек попаданий относительно дальних ориентиров и независимость от наземного троса

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

- вскрытие уровня инженерной атаки верков. - поиск мин в море и обвеховка обнаруженного - сброс донесений кольцами по гайдропу - корректировка точек попаданий относительно дальних ориентиров и независимость от наземного троса

Именно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

И грамотно, и реалистично, и вместе с тем, интересно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как всегда великолепно!:good::good::good::good:

И грамотно, и реалистично, и вместе с тем, интересно.

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я так понимаю - это по мотивам "Учебного"?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Я так понимаю - это по мотивам "Учебного"?

Да)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас