Электронные солдаты миноров: венгерская воздушная торпеда 44M "Liderc"

12 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Уважаемые коллеги, как и обещал, я – с большой задержкой, каюсь! – начинаю выпуск материалов, посвященный управляемому оружию второ- и третьестепенных участников Второй Мировой, вроде Венгрии, Румынии и Австралии, а также некоторых нейтралов.

Должен предупредить заранее, выход статей почти наверняка будет нерегулярным. Материалов по управляшкам малых стран очень мало, имеющиеся противоречивы, и редко когда на английском. Надеюсь на ваше понимание)

К 1944 году, руководство хортистской Венгрии начало осознавать, что ввязаться в войну на стороне Германии было Очень Плохой Идеей. На фронте, гордые мадьяры исправно одерживали поражение за поражением, неся при этом тяжелые потери. В тылу дела обстояли не лучше: с весны 1944, в Будапешт начали наведываться англо-американские бомбардировщики. 

442851_original.jpg
 

Первые же массированные бомбардировки венгерской столицы стали настоящим шоком для населения и правительства Хорти: к такому они не были готовы. Целые кварталы Будапешта превратились в руины, были разрушены многие заводы и имевшие критическое значение нефтеперерабатывающие предприятия, судоходство на Дунае было парализовано сброшенными в реку минами. Спешно сформированное для защиты столицы 101-е истребительное авиакрыло «Пума», укомплектованное элитными экипажами, сражалось отчаянно (потеряв за год почти 80 пилотов), но их усилия были каплей в море на фоне огромного перевеса англо-американцев.

Поскольку ждать помощи от «союзных» немцев было очевидно бесполезно, венгры были вынуждены решать проблему своими силами. Но для сколь-нибудь значимого количественного усиления противовоздушной обороны, у Венгрии очевидно не хватало ни времени, ни ресурсов. Оставался единственный выход — искать спасения в технологии, пытаясь решить проблему качественным скачком.

Еще в 1943 году, доктор Кароль Пульвари из Будапештского Технического Университета получил патент на проект акустического неконтактного взрывателя для зенитных снарядов. Такой взрыватель должен был реагировать на шум моторов неприятельского бомбардировщика, и срабатывать, когда интенсивность звука превосходила установленный порог. Идея привлекла внимание военных: после некоторого обсуждения (и, вероятно, консультаций с немцами) было решено, что текущее состояние венгерской электроники не позволяет сделать достаточно миниатюрный взрыватель, чтобы поместить его в артиллерийский снаряд, но вполне возможно сделать неконтактный взрыватель для ракеты. Что было даже лучше — производство пушечных стволов требовало времени и ресурсов, а ракеты могли изготовляться в любом желаемом количестве. Недостаточную же точность ракет в сравнении с зенитками предполагалось компенсировать массовостью залпового пуска.

Проект ракетного снаряда с неконтактным взрывателем, предназначенного для поражения англо-американских бомбардировщиков, получил обозначение 44M "Лидерц". Название было взято из венгерской мифологии, где «Liderc», это потусторонний дух или демон-соблазнитель, местный аналог широко известных инкубов/суккубов. Надо сказать, что это придало ракете определенной… символичности в названии)

442073_original.jpg
 

Изначально предполагалось, что ракета будет запускаться с земли по неприятельским самолетам. Однако, довольно быстро стало очевидно, что такое решение неработоспособно: венгерское ракетостроение попросту не могло создать двигатель, способный забросить ракету на высоту полета «летающих крепостей». Поэтому проект пересмотрели как «воздушную торпеду», запускаемую с истребителя-перехватчика по плотному построению бомбардировщиков. 

КОНСТРУКЦИЯ:

Воздушная торпеда 44М «Лидерц» была довольно... своеобразным оружием. Она имела цилиндрическую форму с оживальным головным обтекателем и коническим сужением к хвосту. Диаметр ракеты был равен 30 сантиметрам, длина — 143,2 сантиметра. Полностью снаряженная, с зарядом твердого топлива и взрывчатки, она весила 141,3 кг. Корпус ракеты был изготовлен из стали и алюминия, и не имел стабилизаторов или иных аэродинамических плоскостей.

442310_800.png
 

Двигатель ракеты представлял собой стальную трубу диаметром 14 см и длиной 94,4 см, толщиной стенок 7 миллиметров. С торцов она замыкалась стальными колосниковыми решетками. В трубу заряжались семь одноканальных шашек дигликолевого артиллерийского пороха, общим весом 35,9 кг. Канал центральной шашки заполнялся пиротехническим воспламенителем, необходимым для того, чтобы одновременно поджечь двигательный заряд с обоих концов. Поджиг двигателя при запуске был электрическим.

Труба камеры сгорания имела два выхода: в задней и передней части. Сзади камера сгорания открывалась в осевое коническое сопло, служившее для создания поступательного импульса. Спереди, камера сгорания открывалась в три небольших тангенциально расположенных боковых сопла, размещенных за головным обтекателем ракеты. Эти сопла служили для раскрутки: в полете “Лидерц” стабилизировался вращением. Венгры наблюдали в действии как немецкие “Небелверферы” (стабилизирующиеся вращением), так и советские “Катюши” (стабилизирующиеся оперением), и сочли, что стабилизация оперением недостаточно эффективна для стрельбы по воздушным целям. Оборотной стороной стала зачительно возросшая трудоемкость и стоимость изготовления сложной системы раскручивающих сопел.

Боевая часть ракеты имела форму полого алюминиевого цилиндра, и «обертывалась» вокруг трубы двигателя в центральной части корпуса. Такое расположение позволяло сохранить центр тяжести стабильным при выгорании двигателя. Снаряжалась боевая часть примерно 11 килограммами ТНТ, или смеси ТНТ с пентаэритриттетранитратом. Снаружи, боевая часть была окружена насеченной стальной «рубашкой» для оптимального формирования осколков. Зона эффективного осколочного поражения при подрыве оценивалась  в 60-70 метров по бокам, и 7-8 метров спереди и сзади от ракеты. 

442389_800.png
 

Основной частью конструкции «Лидерца» был, разумеется, неконтактный акустический взрыватель. К сожалению, ни одного образца не сохранилось (что неудивительно, учитывая что изготовлено было лишь несколько кустарных прототипов) и даже описания очень обрывочны. К счастью, венгерские энтузиасты сумели выполнить достаточно убедительную реконструкцию.

В основе взрывателя использовалась стандартная схема амплитудного шумоподавителя, аналогичного используемым в радиостанциях. Высокочувствительный микрофон “размером с кулак” (с), размещенный в головном обтекателе ракеты за шумопоглощающими экранами, соединялся через ламповый усилитель с выпрямителем – преобразующим переменный ток с микрофона в постоянный. Постоянный ток подавался на триод, соединенный с электрической цепью пары взрывателей: когда напряжение достигало порогового значения, триод подавал ток на взрыватели. 

Конструкция микрофона и шумопоглощающих экранов была экспериментально подобрана таким образом, чтобы обеспечивать узкую полосу максимальной чувствительности в диапазоне, соответствующем шуму двигателей “Райт-Циклон”, используемых на американских бомбардировщиках B-17G. Питание осуществлялось парой небольших батареек от фонариков, которых – с учетом минимального времени работы электроники и небольших требований системы – вполне хватало как для работы микрофона, так и для срабатывания детонаторов.

Взрыватель включался после запуска ракеты, с предустановленной (вероятно, механическим таймером) задержкой. Задержка была предусмотрена во избежание срабатывания "Лидерца" на шум двигателя своего же самолета-носителя. В полете, микрофон включался и начинал принимать внешние шумы. Но пока ракета находилась далеко от цели, уровень шума – и соответственно напряжение с микрофона – было недостаточно, чтобы задействовать взрыватель. Когда же “Лидерц” оказывался в достаточной близости от бомбардировщика, напряжение с микрофона превосходило пороговое значение триода. Лампа подавала ток на пару электрических детонаторов, инициирующих боевую часть. 

Запускать “Лидерц” предполагалось с тяжелых истребителей. В Венгрии по немецкой лицензии ограниченной серией производились двухмоторные Me-210 Ca-1, способные нести по 2-4 ракеты на наружной подвеске под крылом. В перспективе, венгры собирались перевооружиться на более современные Me-410 “Hornisse”, лицензию на которые приобрели в 1943, но воспользоваться ей уже не успели. Запуск ракет предполагался из трубчатых направляющих, закрепленных на подкрыльевых бомбодержателях. Примерно за минуту до запуска, пилот должен был включить акустический взрыватель, чтобы лампы успели прогреться.

440731_800.jpg
 

Предполагалось, что тяжелый истребитель, сблизившись с англо-американскими бомбардировщиками, выпустит свои ракеты в центр их построения с дистанции порядка 2 км, оставаясь при этом вне радиуса действия оборонительного вооружения. Таким образом, перед англо-американскими пилотами стоял бы выбор: остаться в плотном строю, и рисковать, что каждый взрыв уничтожит сразу несколько машин, или рассредоточиться, что сделало бы лишенные взаимной поддержки бомбардировщики легкими мишенями для венгерских перехватчиков. Впрочем, сами венгры были настроены более “приземленно”, и считали, что основным эффектом нового оружия будет дезорганизация построения – и за счет этого, снижение точности бомбометания.

РАЗРАБОТКА И ИСПЫТАНИЯ:

С самого начала работы шли по двум параллельным направлениям: создание неконтактного акустического взрывателя и разработка, собственно, ракеты. Первую задачу взял на себя доктор Пульвари в Королевском Военно-Техническом Институте. Вторую поручили инженерам завода “Mainfred Weiss Works” в Чепеле, пригороде Будапешта. Этот громадный индустриальный комплекс был крупнейшим производителем боеприпасов в стране, и его специалисты считались лучшими венгерскими экспертами в ракетостроении.

Pervyj-samohodnyj-PTRK-7.jpg

Хотя венгерские ракетчики, несомненно, имели представление о том, что за топливо используется в немецких и советских артиллерийских ракетах, по какой-то причине этим опытом они не воспользовались, предпочитая “набивать шишки” самостоятельно. В качестве топлива они попытались использовать обычный артиллерийский порох, что привело к нескольким эффектным взрывам стендовых прототипов. Большой проблемой стало неравномерное горение и сложности одновременного поджига длинных шашек с двух концов. В конечном итоге, дело сдвинулось с мертвой точки, когда венгры приобрели у немцев техническую документацию на 158-мм ракеты Nebelwerfer 41. Немецкая ракета, хотя и значительно отличалась по конструкции, дала венгерским инженерам немало ценного опыта.

Не лучше шли дела и с разработкой взрывателя. Поскольку доктору Пульвари и его коллегам критически не хватало опыта в области авиационной акустики, им пришлось идти путем проб и ошибок. Было испробовано множество вариантов конструкции микрофона и шумопоглощающих экранов, прежде чем опытным путем была найдена конфигурация с узкой полосой чувствительности именно в необходимом диапазоне. Летом 1944 года, инженерам, наконец, удалось добиться желаемого результата: прототип взрывателя успешно прошел испытания в аэродинамической трубе Института Аэротехнологии. В качестве источника целевого шума, венгры использовали трофейный мотор от сбитого американского бомбардировщика. 

Но уже 27 июля 1944 года, американские бомбардировщики разбомбили завод “Mainfred Weiss” в Чепеле. Ракетная лаборатория была полностью разрушена. Хотя сами ракетчики не пострадали, работа над “Лидерцом” была отброшена на месяцы назад. Опасаясь новых атак, полковник Кароль Безлер приказал перевести весь персонал и уцелевшее оборудование на танковый завод DIMAVAG в городе Дишодьер, который теоретически был менее привлекательной целью.

В октябре 1944, на заводском стрельбище DIMAVAG, наконец, состоялись полноценные бросковые испытания. Запускаемые с наземных стендов “Лидерцы” продемонстрировали удовлетворительные летные характеристики и приемлемую точность. Следующим этапом испытаний должны были стать воздушные пуски, а затем и оснащение предсерийных ракет акустическими взрывателями… но времени на это у венгров уже не оставалось.

Катастрофическое положение дел на Восточном Фронте отодвинуло противовоздушную оборону Венгрии далеко на второй план. Завод DIMAVAG пришлось спешно эвакуировать в Трансданубию, что окончательно прервало работы над M44 “Лидерц”. Возможно, что некоторые работы над ракетой еще велись в Дьёре в начале 1945 года, но документальных подтверждений этому нет – тем более, что работы над акустическим взрывателем так и не продвинулись дальше нескольких собранных вручную стендовых прототипов.

441651_800.png
 

Изготовленные же ракеты – по разным данным, от 30 до 200 единиц – было решено переделать в снаряды “земля-земля” для применения на фронте. Для этого “Лидерцы” пришлось модернизировать: оснастить ударными взрывателями от 81-миллиметровых минометных мин. Чтобы усилить зажигательное действие осколочно-фугасной боевой части, пространство между ней и наружным корпусом ракеты заполнили термитной смесью Fe2О3 + 2AI + (BaO). При подрыве, ракета разбрасывала не только осколки, но и зажигательный состав.

Согласно имеющимся данным, на фронт “Лидерцы” поступили в ноябре 1944. Они ограниченно использовались в безуспешной обороне Будапешта от наступающих советских войск. Ракеты запускались с острова Чепель по советским частям на берегу Дуная. В некоторых источниках, описывающих бои за Будапешт, упоминаются необычные сине-зеленые взрывы, сопровождавшиеся выделением огромного облака дыма: теоретически, это соответствует эффекту от взрыва фугасно-термитной боевой части “Лидерца”. Некоторые венгерские военные сравнивали полет “Лидерца” с полетом “маленькой Фау-1”, отмечая, что он существенно отличался от обычной советской или немецкой реактивной артиллерии.

443257_original.jpg
 

После капитуляции Венгрии, доктор Имре Коран, начальник отдела боеприпасов DIMAVAG, подготовил для советского командования отчет о военной деятельности завода, в котором упомянул и ракеты “Лидерц”. По всей видимости, венгерское “чудо-оружие” привлекло определенный интерес, поскольку персоналу завода было приказано собрать все наличные материалы о ракете. Большая часть документов погибла в ходе боевых действий, и ни одного комплектного образца ракеты добыть не удалось, но инженеры по памяти подготовили детальное описание проекта, которое отправили в Москву. На этом какие-либо связанные с проектом “Лидерц” работы и завершились.

О позабытой венгерской ракете вспомнили лишь в 1987 году, когда доктор Имре Коран сделал ее историю достоянием общественности. Позднее, в 1990-ом, в архивах Будапешта случайно обнаружилась фотокопия чертежа – к сожалению, без схемы взрывателя. Находка привлекла значительный интерес, поскольку стала независимым подтверждением рассказа доктора Корана. И, наконец, в 2006 году, на берегу Дуная, венгерским поисковикам улыбнулась удача: раскапывая места боев осени 1944, они обнаружили смятый, проржавевший, но вполне узнаваемый остов неразорвавшегося “Лидерца”. Подобно сверхъестественному созданию, в честь которого она была названа, старая венгерская ракета вернулась в реальность из многолетнего забвения. 

Обломки ракеты, найденной в 2008 году. Судя по всему, причиной несрабатывания снаряда стал разрыв трубы двигателя при запуске.
 
Обломки ракеты, найденной в 2008 году. Судя по всему, причиной несрабатывания снаряда стал разрыв трубы двигателя при запуске.

ОЦЕНКА:

В целом, проект “Лидерц” был весьма оригинальным решением. В отличие от многих других, венгры сразу прагматично решили, что ракета “воздух-воздух”, даже неуправляемая, имеет смысл только с неконтактным взрывателем – способным обеспечить подрыв при близком пролете от цели. Примененные на “Лидерце” технические и композиционные решения были вполне изящны и оригинальны (особенно для страны с минимальным опытом военного ракетостроения вообще!), хотя при проектировании был допущен ряд несомненных недочетов.

Главной проблемой ракеты, впрочем, была поздняя разработка. Взявшись за создание своего “чудо-оружия” лишь в 1943 году, венгры банально не успели завершить разработку. Проблемы возникали как, собственно, в ракетной, так и в электронной части проекта. Вторая вообще так и не вышла из стадии стендовых прототипов, и с учетом слабости венгерской электронной промышленности, достаточно очевидно, что любое мало-мальски серийное производство “Лидерца” было бы чрезвычайно затруднительно. 

Могло ли это оружие повлиять на ход войны? В целом нет, главным образом из-за позднего вступления в строй и малочисленности. Даже если допустить гипотетическую Венгрию-1946 (как, интересно?), сложные и дорогие “Лидерцы” могли бы производиться только в небольших количествах. Разумеется, доставить определенные проблемы они могли бы и так: сами венгры, в конце концов, видели в них, в первую очередь, “комбо-брэкеры”, призванные рассеять построение бомбардировщиков. 

ИСТОЧНИКИ:

* “44M Lidérc, az első magyar légiharc-rakéta” - Hatala András (2009), Haditechnika 2/2009

* Szegényes csodafegyverek, História - Sárhidai Gyula 1984/4.

* Hajdú Ferenc - Sárhidai Gyula: A Magyar Királyi Honvéd Haditechnikai Intézettől a HM Technológiai Hivatalig 1920-2005. HM Technológiai Hivatal, 2005.

* Sárhidai Gyula: A Magyar Királyi Honvédség titkos fegyvere, a Üdére légvédelmi rakéta. Haditechnika 1989/3.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 О, пошло-поехало - миноры на прицеле! С возвращением, Граф..)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

интересная статья! :good:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

О, пошло-поехало - миноры на прицеле! С возвращением, Граф..)

Yep)

интересная статья!

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Обломки ракеты, найденной в 2008 году. Судя по всему, причиной несрабатывания снаряда стал разрыв трубы двигателя при запуске.

А я вот вижу , что двигатель как раз таки цел .

Был взрыв ВВ боевой части , но не детонация , а скорее дефлаграция и внешнюю оболочку порвало давлением горящего ВВ . Перегрев от двигателя ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А я вот вижу , что двигатель как раз таки цел .

Хм. Пригляделся - похоже. вы правы, это не дно трубы двигателя просвечивает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Потрясающе. О венгерски ракетах вообще не слышал, а уж о том, что их как-то использовали...

 Слушайте, вы не намерены выпустить ваши труды в виде книги? Я бы приобрел.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Потрясающе. О венгерски ракетах вообще не слышал, а уж о том, что их как-то использовали... Слушайте, вы не намерены выпустить ваши труды в виде книги? Я бы приобрел.

Спасибо!

Да, планирую. Опыта в этом деле у меня, правда, никакого, так что буду рад советам.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Как всегда интересно!

Спасибо!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересный материал, спасибо! :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Интересный материал, спасибо!

Рад, что понравилось, коллега!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Спасибо за труды, коллега, вы большой молодец и украшение Форума. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас