Другая "чайка" или триумф Поликарпова

167 сообщений в этой теме

Опубликовано:

Как то примерно в первой половине 1938 работая над недавно начатым проектом истребителя И-153 многоуважаемый Н.Н. Поликарпов случайно опрокинул стоявшую у него 
 на столе  модель будущего истребителя вверх колесами... Вздохнув с легкой досадой он было протянул руку к макеты но вдруг  глубоко задумался...
А потом принялся что то быстро набрасывать на листе бумаги...
Впрочем злые языки - главным образом из эмигрантов и " инакомыслящих" писали что дескать конструктор просто увидел американский авиационный журнал или
 вообще донесение  "агентов ОГПУ" из США где как раз начались работы над парубным истребителем "Корсер":happy:
Так или иначе -эскизный проект истребителя позже ставшего известным как И-173 был готов через несколько дней и вместе с обоснованием отправлен руководству ВВС РККА
Заявленные ТТХ его весьма понравились армейцам а то что никаких особых изменений на авиазаводах его производство не повлечет - понравилось ведомству тогда еще тов.
 Кагановича. 
Машина имела  сильно изогнутое  крыло типа «обратная чайка», причем  стойки убирающегося шасси были расположены в районе излома крыла. Это позволило сделать большой
 воздушный винт отсюда и улучшеные заметно скоростные характеристики. 
Поликарпов стремились максимально  перевооружить истребитель для современного воздушного боя. Съемным сделали кислородное оборудование, 
устаревшие пулеметы заменили на четыре "Шкаса" -а позже -на две пушки "ШВАК". Большой винт  позволил достичь скорости 540 км/ч. 
Кроме того, многое в конструкции было пересмотрено -например появилась  бронеспинка.  Поскольку воздушный винт увеличенного диаметра создавал значительный реактивный момент, чтобы компенсировать его, конструкторам пришлось развернуть киль самолёта  на 2 ' влево от центральной оси фюзеляжа. Дополняли вооружение как и на предшественниках - 8 РС-82.
1 декабря  1938 года знаменитый Валерий Павлович Чкалов совершил на нем пробный полёт а в войска он начал поступать уже следующей весной. 
Машина не была идеальной - и имела в значительной мере те же недостатки что ее заокеанский "двоюродный брат". 
(Правда они во многом невелировались тем что И-173 не должен был садиться на авианосцы - так что прозвище вроде  "убийца новичков"(с) он не получил)
 В Испанию "Чайки" опоздали -так что первым сражением где они участвовали -  стали бои на Халхин-Голе в середине 1939 г. В июле-августе в район боевых действий
 прибыло в общей сложности 50 И-173, показавших  заметное преимущество  над японским Ки-27.
 Серийное производство осуществлялось московским авиазаводом № 1, выпустившим до 1941 г. 3500 самолетов И-173 (1000 в 1939 г., 2400 в 1940 г. и 1064 в 1941 г),
 из них 400 с моторами М-63, остальные - М-62.
Как бы то ни было -летом 1941го советская авиация имела массовый истребитель по крайней мере сопоставимых с Ме-109 боевых и скоростных качеств, причем позволявший не тратить много усилий на переучивание пилотов после И-15 и И-16 -как и на переучивание механиков и аэродромных служб.
Он хоть и не смог переломить общий драматический ход боевых действий но доставил немцам немало неприятностей - об оценке нацистами его  хорошо говорит название которое дали И-173 немецкие пилоты -"тойфель". (Посчитав превзошедшие к осени 1941-го любые ожидания потери люфтваффе заместитель Геринга Эрнст Удет покончил с собой.)
Таким образом -как отметят позже историки -и отечественные и иностранные - в лице И-173 советская авиация получила машину -аналог Т-34 на земле
 - "истребитель Победы".
Не случайно  первая авиачасть ставшая в ноябре 1941го гвардейской - 29-й ИАП, воевал именно на "чайках". Полк этот  переброшенный в первые недели войны с Дальнего Востока за два месяца боёв  сбил 50 немецких самолётов при потере 20 своих. 
Высокие характеристики, боевая живучесть и мощное вооружение обусловили рекордное для РККФ соотношение сбитых и потерянных самолётов(правда и соотношение боевых и небоевых потерь было невеселым). 
Зимой 1942 самолет этот первый раз обеспечил заметный перелом в боевых действиях - 7 сводная истребительная дивизия не позволила создать  воздушный мост в Демьяновский котел что привело к его успешной ликвидации  - из окружения вырвалась всего две дивизии из двенадцати.
Как написал потом Э.Манштейн - именно этих дивизий ему не хватило для успешного завершения Харьковской операции.
Начиная с середины 1942 года пилоты РККА стали применять тактику  «бей и беги» -нанесшую еще больше ущерба люфтваффе. 
В том же 1942 был сделан первый И-173-бис с мотором М105П на 1700 л.с.  и металлическим трёхлопастным винтом изменяемого шага ВИШ-61-А диаметром 4 м. 
На И-173-бис было установлено кислородное оборудование, обеспечивающее нормальные условия работы лётчика на высотах от 4500 до 10 000 м.
А в конце 1943 немцы даже начали делать копию "чайки"  -ФВ-195 -впрочем не внесший сколь нибудь заметного вклада в боевые действия...
Зато И-173-бис состоял на вооружении до начала 50х и даже переведался со своим американским "кузеном" в корейском небе -хоть и без особого успеха. 
Китайский клон "чайки" продержался до середины 60х годов а югославский -до конца 1970х

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А в конце 1943 немцы даже начали делать копию "чайки"  -ФВ-195 -впрочем не внесший сколь нибудь заметного вклада в боевые действия...

А чего так долго решались? 2 года энту И-173 в Рехлине гоняли, ещё гоняли...

Наверное, до конца 43-го  у ФВ-195 не было достойного противника?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

А чего так долго решались? 2 года энту И-173 в Рехлине гоняли, ещё гоняли...

А зачем -при наличии Ме-109 и ФВ-190?? Они и Т-34 не бросились копировать вот так сразу...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Прототип не то, чтобы плохой самолёт. Хороший. Но главное его достоинство, что у него двигатель вчетверо мощнее, чем у советских истребителей начала войны, или вдвое, чем у советских к концу войны. Ну, или с немецкими сравнивать - втрое, чем у первых M-109, в полтора раза чем у последних модификаций. А что "обратная чайка" - так это несущественная деталь. 

Наладит СССР выпуск таких двигателей (а потом обеспечение их, прожорливых, бензином) - можно будет ставить и на имеющиеся модели истребителей, получая преимущество. А поставим на него то, что стояло на И-16 - получим ухудшенный И-16.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но главное его достоинство, что у него двигатель вчетверо мощнее, чем у советских истребителей

Мммм -1700 л.с это все таки не вчетверо больше чем 1000 "ишачьих":happy: - к тому же "корсер"  еще и сильно  тяжелее 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

1700 л.с это все таки

Практически вчетверо больше, чем отечественные И-16 тип 4 с М-22. У Ф-4У4 2600 л.с. - почти вчетверо от всех И-16 с М-25, втрое от истребителей с М-100 и т.д.

сильно  тяжелее

И намного лучше обтекается - он металлический, а не тряпошный. Потому "бей-беги" для него куда лучше, чем вертеться ужом на сковородке.

Изменено пользователем dragon.nur

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Практически вчетверо больше, чем отечественные И-16 тип 4 с М-22

Ну я не случайно упомянул М-62 - именно что "чаечный" мотор. Кстати - самолет схожих скоростных характеристик Поликарпов и в РИ обдумывал - полутораплан И-190. 

 

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Впрочем злые языки - главным образом из эмигрантов и " инакомыслящих" писали что дескать конструктор просто увидел американский авиационный журнал или  вообще донесение  "агентов ОГПУ" из США где как раз начались работы над парубным истребителем "Корсер"

НКВД было в деле, но при чем здесь Корсар? Был куда более ранний и более интересный самолет. Документацию на него, при желании, вообще в дни советско-нацистской дружбы можно было купить.

ha137-12.jpg

Очередной шедевр от доктора Фогта

Рихард Фогт, вернувшийся в Германию из Японии, где он работал на "Кавасаки", стал инициатором работ над более сложным проектом, в котором была применена совершенно новая конструкция крыла. Это крыло, спроектированное еще при работе в Кобе для истребителя Ки-5, представляло собой перевернутую "чайку" с одним несущим трубчатым лонжероном, являющимся одновременно топливным баком.

Стальной толстостенный топливный бак, прочное не убираемое шасси (при этом очень короткое), позволяющее взлетать с раскисших аэродромов, звездообразный ДВО - то что нужно для штурмовика.

А можно и противотанковый пикировщик с мотор-пушкой в 23-37 мм.

ha137-4.jpg

Изменено пользователем Mamay

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Был куда более ранний и более интересный самолет. Документацию на него, при желании, вообще в дни советско-нацистской дружбы можно было купить.

Стальной толстостенный топливный бак, прочное не убираемое шасси, позволяющее взлетать с раскисших аэродромов, звездообразный ДВО - то что нужно для штурмовика. А можно и противотанковый пикировщик с мотор-пушкой в 23-37 мм.

(В сторону). Воистину - германский гений!  И вот со всем этим некоторые антисталинисты предлагают бороться бухарчиковыми "ситчиками" и национальным крепким духом :happy:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Двигатели в СССР - безнадежно.Для получения профита можно было было бы поставить 2 двигателя, сохранив маленький мидель.Сделать тандем-мясорубку с 2-м двигателем за кабиной и 2-х балочным оперением, или 2 двигателя спереди, работающих на 2 противовращающихся винта.Тогда СССР получает истребитель, превосходящий оппонентов по скорости и скороподъемности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Двигатели в СССР - безнадежно

АШ-82 выпускался с 1941го... Нам же не нужны американские 720 камэ в час

Тогда СССР получает истребитель, превосходящий оппонентов по скорости и скороподъемности.

Да нам бы хоть что то условно-равное "мессершмидту" -об этом тема -как на кривой козе объехать отставание -как вышло с Т-34:(

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

хоть что то условно-равное "мессершмидту"

вот как раз в теме про Шевцовские двигатели это обсуждают. Единственный вариант (на мой взгляд), это сразу построить ЛаГГ под АШ-82, и передать под его (двигателя) производство часть мощностей от ВК-105.

Заменив Як-7 и Як-9 в проиводстве ЛаГГом с воздушником, можно в принципе считать, что минимум достигнут. Як-1 пущай производят, плавно доводя до Як-3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

 Двигатели в СССР - безнадежно.

Не двигатели, а бензин. И не безнадёжно, а геморройно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Для получения профита можно было было бы поставить 2 двигателя, сохранив маленький мидель.Сделать тандем-мясорубку с 2-м двигателем за кабиной и 2-х балочным оперением, или 2 двигателя спереди, работающих на 2 противовращающихся винта.

Тогда уж извращаться до конца и делать "бесхвостку" (она же "утка")  с двумя движками за кабиной и 2-3мя "Шваками в них упирающимися. Что то подсказывает что всерьез не взлетит

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

бухарчиковыми "ситчиками"

Бухарчиковые у нас, в начале 30-х, воевали с японцами.  Вполне успешно.  Но до 40-х тема рыковского СССР так и не раскрыта.  Кто знает, какие бы там были выплавки, может даже и нержавейки...

А можно и противотанковый пикировщик с мотор-пушкой в 23-37 мм.

Напрашивается, а в реале не реализуется.  Почему? 

А самолётик, да, красивый.  Но опять же "штуке" проиграл.

с мотором М105П на 1700 л.с

Это уже какой-то конфуцианский мотор?...  Реальные то больше 1200 не развивали. 

Изменено пользователем ALL

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Напрашивается, а в реале не реализуется.  Почему? 

ХЗ. Нужна мотор-пушка, а в реале они все на Мессеры ушли, тем же Штукам не досталось. А так Штука под DB с МК 103 при сохранении возможности крутого пикирования пожалуй по эффективнее Конефогеля была бы.

А самолётик, да, красивый.  Но опять же "штуке" проиграл.

Ну когда RLM по ходу конкурса несколько раз переобувается прямо в воздухе, то выиграть сложно. Конкурс начинался как самолет на замену штурмовика Hs.123, а закончился пикирующим бомбардировщиком при том 2х местным.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Бухарчиковые у нас, в начале 30-х, воевали с японцами.

Коллега - срочно подробностей! Ибо возможно мы из разных миров -в моем первый конфликт с японцами после ГВ -это Хасан(1938) (Не говоря что даже в начале 30х бухарчики были уже  посрамлены):)

Это уже какой-то конфуцианский мотор?...  Реальные то больше 1200 не развивали. 

Да- меа кульпа...

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Есть такая шутка -- берется мотор и вокруг него строится самолет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ибо возможно мы из разных миров

вы судя по всему точно... Ибо в нашем бухарчиковых уже в 1928 отстранили от власти, а через 10 лет расстреляли... 

Изменено пользователем sigulin.maxim

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Коллега - срочно подробностей

http://fai.org.ru/forum/topic/32112-myi-mirnyie-lyudi-no/

Опираюсь на это. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Есть такая шутка -- берется мотор и вокруг него строится самолет

Вот поэтому и "не взлетит". С хорошим-то мотором и баня полетит.

Очередные инсуации нашего забывчивого коллеги в адрес воображаемого Бухарина мы поскипали. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Штука под DB с МК 103 при сохранении возможности крутого пикирования

Но стрелять Вы собираетесь с пологого?  А то ведь времени не хватит.  И вообще "пикирующий штурмовик" - тема как-то не взлетела, хотя и просится при работе по переднему краю и ближнему тылу.  

Ну когда RLM по ходу конкурса несколько раз переобувается прямо в воздухе

Ну, то есть, триумф административного ресурса.  Вообще, персоналии в RLM, неплохая поляна для знающего альтернативщика.  Впрочем, как и везде.   

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

Ибо в нашем бухарчиковых уже в 1928 отстранили от власти, а через 10 лет расстреляли... 

Я вообще то ясно написал об этом "в начале 30х... бухарчики были уже посрамлены..." . Глазами меня надо читать -глазами!;)))

А -ну я и говорю -не наш мир

в адрес воображаемого Бухарина

Не Бухарина как такового а "бухарчиков" вообще (Томского например)- шулерствовать отвыкаем...

Есть такая шутка -- берется мотор и вокруг него строится самолет.

При "бухарчиках" моторов не будет -как собственно и говорили бурспецы -и наши и импортные

«Мы считаем, что та формула, которая говорит — максимум вложений в тяжелую индустрию — является не совсем правильной или, вернее, неправильной. Если мы должны иметь центр тяжести в развитии тяжелой промышленности, то мы должны это развитие тяжелой индустрии сочетать все-таки и с соответствующим развертыванием легкой индустрии, более быстро оборачиваемой, более быстро реализуемой, возвращающей скорее те суммы, которые были на нее затрачены» [46. С. 305]....Все-таки, что бы там о Бухарине ни говорили, рецепт индустриализации он предложил чисто теоретический, который мало чем отличался от рецепта Преображенского, несмотря на то, что первый стремился всеми силами отмежеваться от второго. С точки зрения теории он, может быть, и правильный, но неверный и неосуществимый с точки зрения практики." Конец цитаты

Изменено пользователем Владимир Станкович

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но стрелять Вы собираетесь с пологого?  А то ведь времени не хватит. 

Нет с крутого. Выход с пикирования на 500 метрах, начало открытия огня с 1 км, прицеливание с 2 км. Вход - стандартный.

И вообще "пикирующий штурмовик" - тема как-то не взлетела, хотя и просится при работе по переднему краю и ближнему тылу.  

Не знаю. Может танк с такой дистанции мелковато выглядит? Прицелиться сложно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Не знаю. Может танк с такой дистанции мелковато выглядит? Прицелиться сложно.

Пушку надо мощную иметь ибо только один выстрел возможен, у немцев была 50мм пушка на реактивных и 75мм на Нs129, вот установить 50мм и будет до 22 заходов на цель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас