Sign in to follow this  
Followers 0

Тяжелый крейсер "Uraga Dock Company" для Китая

12 posts in this topic

Posted (edited)

Уважаемые коллеги, к сожалению, сейчас я сильно загружен на работе — разгребаю последствия вынужденного сомоизоляционного простоя — так что активность блога невысокая. И все же стараюсь)

Как уже упоминалось ранее, в начале 30-ых японские судостроительные концерны активно соревновались за рынок китайских военных заказов. Начало положила закладка «Harima Shipbuilding & Engineering Co., Ltd» небольшого учебного крейсера «Ning Hai» — первого современного (относительно) корабля для китайского флота. Однако в дальнейшем, по-видимому, китайский флот захотел более крупный корабль: 6000-тонный «защищенный» (англ. «protected» — «бронепалубный») крейсер с шестью 203-мм орудиями. Ранее уже описывались предложения на этот счет от «Harima» и «Mitsubishi».

518351_original.png
 

В стороне не осталась и «Uraga Dock Company». Весьма почтенная фирма была основана в 1897 при содействии Эномото Такеаки: основателя японского флота, последнего адмирала сегуната Токугава, и даже президента (!) недолгой Республики Эдзо на Хоккайдо. Основой для нее послужили старые судоремонтные доки еще времен сегуната, не функционировавшие с 1876 года. В основном «Uraga Dock Company» специализировалась на судоремонте и гражданском судостроении, но начиная с 1900-ых, строила и военные корабли, включая легкие крейсера «Иcудзу» и «Абукума».

Примечание автора: к сожалению, детальное описание проекта по-видимому не сохранилось. Все, что осталось, это подробные чертежи крейсера. Поэтому данные о силовой установке и бронировании корабля вынужденно спекулятивные, на основе чертежей.

 

Проект, представленный «Uraga», предположительно, осенью 1931 года, представлял собой интересный подход ко все тому же «6000-тонному бронепалубному крейсеру с 203-мм орудиями». Если проект «Harima» опирался на новаторскую компоновку и нестандартные архитектурные решения, а серия проектов от «Mitsubishi» брала количеством и адаптацией под желания заказчика — то инженеры «Uraga» сделали ставку на проверенные, даже консервативные решения.

518571_original.png
 
 

По общей компоновке, крейсер от «Uraga» напоминал, своего рода, «гибрид» тяжелого крейсера типа «Аоба» с легким крейсером типа «Нагара». Форма корпуса и надстроек — равно как и три вертикальные дымовые трубы разной толщины — совершенно явно основывались на японских легких крейсерах 1920-ых. 

На эту старомодную конструкцию были, однако, установлены три двухорудийные башни под 20-см/50-калиберные орудия 3-го года Тип 1 (20 cm/50 (7.9") 3rd Year Type No. 1). Две башни располагались линейно-возвышенно в носовой части, одна в корме — причем кормовая башня располагалась палубой ниже остальных. Точный боезапас их неизвестен. Управление огнем, судя по чертежам, выполнялось при помощи стереоскопического дальномера на крыше мостика и дальномеров на башнях «B» и «X».

Весьма интересно и продумано было вспомогательное вооружение. По углам надстройки, максимально вынесенные к бортам, располагались четыре 120-мм/45-калиберных неуниверсальных орудия. Эти пушки предназначались для защиты от миноносцев и торпедных катеров, и имели оптимальные углы обстрела как по бортам, так и в направлении оконечностей.

518849_original.png
 

Зенитное вооружение состояло из четырех 8-см (на деле 76-мм; японцы округляли при переходе на метрическую систему) орудий Тип 3. Орудия располагались побортно, одна пара между 1-ой и 2-ой трубами, вторая по бокам от кормовой надстройки. Интересной деталью было то, что все зенитные установки были смонтированы на возвышенных постаментах — за счет этого зенитки имели максимальные углы обстрела. 

Легкое зенитное вооружение состояло из четырех 7.7-мм пулеметов, установленных на крыльях мостика и на крыше кормовой надстройки.

 Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных 533-мм торпедных аппаратов, размещенных побортно в нишах на главной палубе. Боезапас, вероятно, составлял по три торпеды на аппарат + три запасные. На корме корабля также имелись рельсовые направляющие и два бомбомета K-типа для сброса глубинных бомб. Общий противолодочный боезапас составлял 30 глубинных бомб.

Авиационное вооружение крейсера от «Uraga» было существенно более развитым, в сравнении с конкурентами. Между задней трубой и кормовой мачтой размещался полностью закрытый ангар на два гидросамолета (вероятно, Aichi AB-3). Катапульты не имелось: взлет и посадка самолетов выполнялись с воды, при помощи подъемного крана, поднимавшего самолеты через раскладную крышу ангара. Следует отметить, что такое «закрытое» расположение самолетов куда лучше соответствовало условиям Тихого Океана.

517958_original.png
 
 

Деталей бронирования корабля, к сожалению, не сохранилось. По всей видимости, крейсер должен был иметь «коробчатое» бронирование. Короткий броневой пояс по ватерлинии прикрывал только котельные и машинные отделения, его толщина, вероятно, не превышала 50 мм (80 фунтов эквивалентного веса брони). С торцов их, вероятно, прикрывали бы 25-30 мм траверсные переборки, а сверху — 25 мм броневая палуба.

Интересно, что дополнительную защиту должны были обеспечивать угольные бункеры, расположенные как побортно вдоль котельных отделений, так и между ними.

Башни и барбеты главного калибра, скорее всего, имели 25 мм бронирование. Погреба боезапаса имели только траверсные переборки и броневую палубу, скорее всего, 20-25 мм толщиной. Боевая рубка защищалась бы 60-75 мм бронированием.

Силовая установка, вероятно, представляла собой сочетание нефтяных и угольных котлов, питающих два турбозубчатых агрегата. В сохранившихся чертежах упоминается только максимальная скорость: 28 узлов. Исходя из чертежей крейсера и аналогий с крейсерами типа «Нагара», можно предположить, что два передних котельных отделения должны были нести по 2-4 котла на смешаном питании каждое, а кормовое — 1-2 чисто нефтяных котла. 

Запас топлива, вероятно, составлял 500-800 тонн угля, и 300-500 тонн нефти, из расчета на 12.000-14.000 км экономичного 12-узлового хода.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В целом, сравнивая все проекты 6000-тонного крейсера с 203-мм артиллерией, предложенные в 1931 году для Китая, я бы оценил проект «Урага» как самый... реалистичный. Инженеры компании выбрали весьма консервативный подход: взяли проект легкого крейсера 1920-ых (который они точно знали, как строить), и доработали его под тяжелое 203-мм вооружение. 

В результате получился звезд с неба не хватающий, но вполне рациональный небольшой корабль. Сравнивая со всеми альтернативами, он, пожалуй, единственный не выглядел заведомо перегруженным: компактные надстройки, опущенная палубой ниже кормовая башня позволяли надеяться, что крейсер «Урага» не имел бы проблем с остойчивостью. 

Визуализация от Tzoli
 
 
 

Визуализация от Tzoli

Внимание также привлекает тщательная проработка деталей проекта — включая второстепенные, такие как наличие ангара для гидросамолетов (у всех конкурентов, самолеты хранились открыто на палубе/надстройке), торпедные аппараты в нишах палубы, и высокие постаменты для зениток. Также, выглядит весьма рациональным использование угольных ям для дополнительной защиты котельных отделений крейсера.

В целом, проект выглядел... удачным. Но, ввиду как политических, так и экономических соображений, Китай в итоге не высказал желания заказать 6000-тонный крейсер, и проекты ушли в архив.

Edited by Граф Цеппелин

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

легкие крейсера «Ишузу» и «Абукума»

Исудзу 

Республики Эзо

Эдзо (~йская народная республика с ихтамнетами из École militaire ;) )

орудия 3-го года

Третий год эпохи Сёва. Обр. 1929, короче :)

в нишах на главной палубе

в лацпортах полубака на главной палубе.

Вообще, КМК судя по диазотипии и обычным китайским привычкам, 2, если не 4 двухфронтонных чисто-угольных котла в носовом КО, потом 2 смешанного отопления и возможно 1 в кормовом КО, хотя последний, скорее, чисто мазутный; 2 ТЗА, возможно, браун-кёртисовские, как у напарников по "Нагарам" с верфи Сасэбо (подустаревшие, как для "Тацуты")

А в целом жирный плюс, especially 4:

четырех 8-см (на деле 76-мм; японцы округляли при переходе на метрическую систему) орудий

мало кто о том вспоминал и бывали забавные казусы.

 

Edited by dragon.nur

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

И снова :good::good::good::good::good:!

Проект от "Uraga Dock Company" мне почему-то наиболее симпатичен.

мало кто о том вспоминал и бывали забавные казусы

А можно о казусах поподробнее? Люблю забавные казусы.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вообще, КМК судя по диазотипии и обычным китайским привычкам, 2, если не 4 двухфронтонных чисто-угольных котла в носовом КО, потом 2 смешанного отопления и возможно 1 в кормовом КО, хотя последний, скорее, чисто мазутный; 2 ТЗА, возможно, браун-кёртисовские, как у напарников по "Нагарам" с верфи Сасэбо (подустаревшие, как для "Тацуты")

Спасибо большое за анализ! Признаюсь, с японскими деталями котлов знаком не идеально.

 

Проект от "Uraga Dock Company" мне почему-то наиболее симпатичен.

Визуально мне тоже)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

наиболее симпатичен

Бессмертная классика.

можно о казусах поподробнее

Завтра постараюсь.

Спасибо

Пожалуйста!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Очередная домашняя клавиатура не выдержала лапки, на виртуальной более-менее длинные осмысленные фразы набирать не вариант, посему

можно

Много где встречал на специфичных флотофильских ресурсах, где виабу с пеной у рта доказывали, что это именно 8 см, и никаких гвоздей, но потом появлялись новые данные... 

Edited by dragon.nur

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

виабу

Кто это?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Есть в этом кораблике какая-то стать...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Кто это?

Вот то

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Много где встречал на специфичных флотофильских ресурсах, где виабу с пеной у рта доказывали, что это именно 8 см, и никаких гвоздей, но потом появлялись новые данные...

О, это они мастера) А разгадка проста: до 1924 японский флот погрязал в дебрях имперской системы, но в 1924 его спас свет метрической)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

О, это они мастера) А разгадка проста: до 1924 японский флот погрязал в дебрях имперской системы, но в 1924 его спас свет метрической)

Австрийцы тоже свои 76,5-мм называли "8 см", а 104-мм - "10 см".

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted (edited)

Не, австрийские 100 мм - это именно 100 мм. Потому что все советские 100 мм вплоть до Д-10Т, а также их клоны до настоящего времени - это Skoda 10cm/50 образца 1910 года со сквозной совместимостью ОФС. Насчет японских 80 мм не скажу, а вот венгерская зенитка Бофорс реально была 80 мм.

Edited by Muller

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0