рабочие лошадки "крестового похода"


13 сообщений в этой теме

Опубликовано: (изменено)

 

Рабочие лошадки «крестового похода»

Армейский транспорт Антикоминтерновской Польши.

 

Тема чисто для обсуждения вопросов техники, развилка обсуждается не здесь, но в двух словах напомню – это мир, где успехом окончилась операция «Лом», в ноябре 1938 года началась советско-польская война с практически одновременным присоединением Польши к Антикоминтерновскому пакту, а с начала весны 1939 года к войне против СССР уже открыто присоединяется Рейх (в первые же три месяца конфликта (т.е. до марта 1939) ограничиваясь лишь военной помощью) . На Западе же в ЭАИ войны нет – Англия и Франция – нейтралы, причем если Франция сочувствует СССР, и сама потихоньку активно готовится к оборонительной войне (т.к. понимает, что после СССР наступит её очередь), то в Англии Чемберлен торжествует – т.к. удалось натравить Германию на СССР. «Чтобы жила Британия – большевизм должен умереть!» (с). Так что война идет только на Востоке, но НЕ на Западе. А Польша, как уже сказано – тут один из ключевых союзников Рейха. А поскольку техника Рейха и так всем хорошо известна, то здесь мы будем разбирать именно ПОЛЬСКИХ «рабочих лошадок» этой войны – а именно армейский транспорт.

 

Сперва поговорим о тех лошадках, которые без кавычек, а с копытами и гривой – их в этой кампании будет более чем много – даже в Вермахте конной тяги было очень много, а уж у поляков – и подавно.

По штату на каждую пехотную дивизию польской армии приходилось 6939 лошадей, на кавалерийскую бригаду – 5911 лошадей для 3-полковой и 6911 для 4-полковой

 

«Эквестрийская сила» Войска Польского имела следующую классификацию:

Тип лошади по армейской классификации

Предназначение

Общие требования

Дополнительные требования (как по инструкции)

W-1

Под седло для высшего командования кавалерии, под седло для офицеров артиллерии, вьючные в кавалерии

Трехлетки и старше не ниже 150 см, пятилетки и старше не ниже 153 см

«Благородные, живого темперамента, но спокойного нрава», также большое значение уделялось внешнему виду

W-2

Под седло для офицеров пехоты, унтер-офицеров и рядовых артиллерии, а также других войск и служб

Трехлетки и старше не ниже 146 см, пятилетки и старше не ниже 149 см

«Должные удовлетворять тем же требования, что и категория W-1» но в плане внешнего вида требования были не столь строгими

A-K

Упряжные для конной артиллерии и под седло для обслуживающего персонала

Трехлетки и старше не ниже 153 см, пятилетки и старше не ниже 156 см

Главные требования были к способности держать темп марша кавалерийских соединений

A-C

Упряжные для транспортировки тяжелой артиллерии и понтонных колонн

Трехлетки и старше не ниже 153 см, пятилетки и старше не ниже 156 см

Тяжеловозы, главные требования были по выносливости

A-L

Упряжные для транспортировки легкой артиллерии

Трехлетки и старше не ниже 151 см, пятилетки и старше не ниже 154 см

Требования по выносливости, а также по возможности, если надо, временно переводить под седло

A-LO

Упряжные для полковой и противотанковой артиллерии, отделов связи, саперов и армейских обозов

Трехлетки и старше не ниже 145 см, пятилетки и старше не ниже 148 см

Те-же самые требования, что к предыдущему типу

M

Вьючные, а также для транспортировки пулеметов

Трехлетки и старше не ниже 132 см, пятилетки и старше не ниже 135 см

Главным требованием была способность преодолевать любые типы местности, включая горную

 

Инструкции регулировали и вопрос предоставления лошадиных кличек. Так, например, в случае покупки или реквизиции армией кличка лошади, если её кличка не соответствовала требованиям инструкции, она должна была быть изменена в соответствии с её требованиями. Требования были следующими:

- 1) быть простой, легко запоминающейся, состоять не более чем из одного слова

- 2) избегать иностранных слов и имен

- 3) не должна повторять армейских команд

- 4) по возможности должна соответствовать внешности, характеру или иным другим отличительным чертам конкретной лошади

- 5) первая буква в обязательном порядке должна указывать на возраст лошади, согласно инструкции, устанавливалось:

 - для лошадей 1926 года рождения: первая буква клички W

- 1927 года рождения: Z или Ż

- 1928 года рождения: А

- 1929 года рождения: В

- 1930 года рождения: С

- 1931 года рождения: D

- 1932 года рождения: Е

- 1933 года рождения: F

- 1934 года рождения: G

- 1935 года рождения: Н

- 1936 года рождения: I или J

- 1937 года рождения: К

- 1938 года рождения: L

 

Понятное дело, что «эквестрийское оборудование» (с) армии также было стандартизировано. Конечно, самым распространенным его типом будет проверенный на надежность еще во время советско-польской 1919-21 годов

Wóz taborowy wz.19

Без имени-2.jpg

Но и специализированных повозок в польской армии было тоже не мало, так, например, в войсках связи активно внедрялись:

Wóz telefonicno-drużynowy wz.37Ł

И, уже после начала войны также и

Wóz telefoniczny kawaleryjski wz.39K

26010fb9fb6dae09f44b8fae7581c65e,860,0,0,0.jpg

 

 

А вот теперь от няшных гривастых лошадок с копытами переходим к «железным коням»

 

Как я говорил неоднократно в разных темах – в РЕИ индустриализация Польши началась довольно поздно – первые «зайчатки» появились на рубеже 20-х/30-х – но полноценная программа индустриализации развернулась только в 1936 году по инициативе Квятковского. И именно тогда-же руководство польской армии озаботилось и проблемой масштабной моторизации.

Собственно, к этому подтолкнула как начавшаяся масштабная индустриализация, так и крайне неутешительные результаты инвентаризации автотранспорта Войска Польского, проведенной летом 1936 года. Результаты этой инвентаризации, проведенной в июле 1936 года, были, прямо скажем, удручающими. Пожалуй, сию безрадостную картину стоит привести целиком:

Грузовые автомобили – 1361 машина, из них:

- идущих на списание машин времен ПМВ и советско-польской войны 1919-1921 гг. – 134 машины

- SPA 25 Polonia и Ursus A – 384 машины

- новеньких Polski Fiat 621L – 454 машины

Грузовые автомобили повышенной проходимости – 79 машин, из них:

- идущих на списание Renault OX – 20 машин

- Renault MH – 52 машины

- новеньких польских «полугусей» wz.34 – 7 машин

Санитарные автомобили – 124 машины, из них:

- идущих на списание машин времен ПМВ и советско-польской войны 1919-1921 гг. – 54 машины

- Fiat 614 – 24 машины

- новеньких Polski Fiat 621L в санитарной версии – 46 машин

Самоходные мастерские – 144, из них:

 - идущих на списание прицепов Polsen – 57

 - машин устаревших образцов – 46 машин

- на шасси Ursus A – 14 машин

- на шасси Polski Fiat 621L – 27 машин

Цистерны – 49 машин, из них:

- идущих на списание Packard и Pierce времен ПМВ – 48 машин

- на шасси Ursus A – 1 машина

Легковые автомобили разных марок – 202 машины, все в нормальном техническом состоянии (ну оно и не удивительно, т.к. использовались в основном командным составом)

Мотоциклы – 646 штук, из них:

 - идущих на списание времен ПМВ – 30 мотоциклов

- Sokol M-111 – 616 штук

ВСЕГО: 2605 автомобилей и мотоциклов

 

Собственно, первые плоды начавшаяся моторизация начала давать довольно быстро. К концу 1938 года количество автомобилей в польской армии уже перевалило за 13 тысяч (причем из них не менее 2/3 составляли отечественные грузовики Polski Fiat 621L). Полностью завершить моторизацию Войска Польского планировалось к 1942 году. Причем решающий её этап был запланирован на период с 1939 по 1942 годы, т.к. к этому времени должны были быть решены две главные задачи – финансы и производственные мощности.

Сперва к финансам – понятное дело, что на одну только моторизацию уйдут многие миллионы, а на реформу армии в целом – миллиарды злотых. И одними только налоговыми поступлениями и кредитами это дело не решить. И выход был ровно один – денежная эмиссия. В РЕИ поляки включили печатный станок в феврале 1939 года, запланировав только в одном 1939 году дополнительно напечатать 4 миллиарда злотых (просто для сравнения – ВЕСЬ польский госбюджет за предыдущий, 1938 год, был чуть более 2 миллиардов) – правда в РЕИ к сентябрю 1939 году спели вбросить из свеженапечатанных денежек только миллиарда полтора, но это в РЕИ. В ЭАИ печатный станок включат даже раньше – вскоре после начала войны, т.е. никак не позднее декабря 1938. Так что проблема «где взать деньги на армию» решается пусть весьма болезненным для населения (ибо это неизбежный виток инфляции и обесценивания злотого) но довольно таки простым способом «бери все, я еще нарисую» (с). Справедливости ради следует сказать, что по тому-же пути шли не только поляки, например, югославы за 1940 и начало 1941 года вбросили на нужды армии свеженапечатанных денег в 10 раз (в 10 раз, Карл!) больше, чем весь госбюджет Югославии за 1939.

 

 

 

 

Теперь к производственным мощностям

PRIMO:

В 1937-1938 годах была проведена масштабная реконструкция варшавского завода Ursus (завершена к декабрю 1938 года) – в ходе которой существенно возросли его производственные мощности – были выделены в отдельные линии производство танков (к слову – по оценке комиссии от 1938 года мощность оценивалась до 24 танков ежемесячно при работе в одну смену), по производству артиллерийских тягачей, и существенно было расширены мощности для производства грузовиков (по оценке все той-же комиссии – до 12 тысяч машин в год при работе в одну смену и до 20 тысяч в две смены).

SECUNDO:

В 1938 году было начато строительство нового крупного автозавода в Люблине, который должен был быть введен в строй весной 1940 года, производительность около 12 тысяч машин в год при работе в одну смену

Без имени (2).jpg

 

 

Теперь по производителям.

PZinż

В составе концерна выпуском автомобилей занимались два завода:

- фабрика грузовых автомобилей «Урсус», уже опоминавшаяся выше

- фабрика легковых автомобилей в Варшаве

LRL

- старый завод LRL в Варшаве – выдавал примерно 1500 машин в год при работе в одну смену, но неполным циклом – кузова были отечественными, а вот двигатели и комплектующие поставлялись из США (легковые автомобили Швероле и Бьюик, грузовики Шевроле) и Германии (малолитражки Опель)

- строящийся завод в Люблине, который должен был полностью локализовать производство грузовиков (а варшавский завод должен был после ввода в строй люблинского перейти к выпуску только легковушек по старой схеме)

 

Освенцим-Прага

«Дочка» ЧКД. Автосборочный, выпускал машины из чешских комплектующих (думаю, с поставками их из Богемии и Моравии проблем не будет). Выдавал около 1000 машин в год при работе в одну смену.

 

Плюс несколько мелких предприятий, до войны занимавшихся мелкосерийной отверточной сборкой немецких и французских машин

 

 

Помимо производственных мощностей, не будем забывать и о дополнительных источниках пополнения автомобильного парка польской армии:

1) реквизированная гражданская техника

2) трофейная техника

3) поставки союзников

 

сперва о реквизируемой технике, данных конкретно за НОЯБРЬ 1938 года у меня нет, но есть РЕИ весьма и весьма близкие цифры по данным на 1 января 1939 года по зарегистрированной гражданской технике:

общее количество зарегистрированных гражданских автомобилей: 41.948, из них легковых и автобусов 31.804 (в т.ч. 5216 такси и 2038 автобусов) и 8609 грузовых; зарегистрированных мотоциклов 12.061 (однако, следует отметить, что в Польше регистрации подлежали только мотоциклы с рабочий объемом двигателя от 100 см³ и выше)

разбивка по регионам:

 - Варшава: 9747 автомобилей (7266 легковых, 310 автобусов, 1932 грузовика)

- Варшавское воеводство: 1762 автомобиля (1145 легковых, 97 автобусов, 436 грузовиков)

- Лодзьское воеводство: 3168 автомобилей (2090 легковых, 203 автобуса, 722 грузовика)

- Кельцкое воеводство: 2164 автомобиля (1410 легковых, 145 автобусов, 508 грузовиков)

- Люблинское воеводство: 1152 автомобиля (717 легковых, 146 автобусов, 220 грузовиков)

- Белостокское воеводство: 762 автомобиля (445 легковых, 67 автобусов, 213 грузовиков)

- Виленское воеводство: 546 автомобилей (328 легковых, 56 автобусов, 97 грузовиков)

- Новогрудское воеводство: 420 автомобилей (225 легковых, 68 автобусов, 95 грузовиков)

- Полесское воеводство: 358 автомобилей (233 легковых, 35 автобусов, 62 грузовика)

- Волынское воеводство: 567 автомобилей (351 легковой, 82 автобуса, 97 грузовиков)

- Познаньское воеводство: 5167 автомобилей (3881 легковой, 215 автобусов, 955 грузовиков)

- Поморское воеводство: 5085 автомобилей (3551 легковой, 181 автобус, 1222 грузовика)

- Силезское воеводство: 4821 автомобиль (3549 легковых, 142 автобуса, 983 грузовика)

- Краковское воеводство: 2923 автомобиля (2143 легковых, 100 автобусов, 554 грузовика)

- Львовское воеводство: 2461 автомобиль (1794 легковых, 124 автобуса, 412 грузовиков)

- Станиславовское воеводство: 495 автомобилей (383 легковых, 30 автобусов, 55 грузовиков)

- Тернопольское воеводство: 350 автомобилей (255 легковых, 37 автобусов, 46 грузовиков)

 

т.е. с учетом потерь машин в восточных регионах, а также того, что кое-какие машины таки придется оставить у наиболее важных владельцев (например, те, что в собственности того или иного оборонного завода) – реквизировать для армейских нужд около 7 тысяч грузовиков и около тысячи автобусов – вполне реально. Сколько реквизируют легковушек – вот тут затрудняюсь сказать, сильно зависит от желания конкретных офицеров.

 

Весьма солидным подспорьем будет трофейная техника – по опыту как РЕИ финской, так и РЕИ начального этапа ВОВ, РККА свои машины весьма активно бросала (причем как в ситуации – «не удалось вывести из котла» так и в ситуациях – сломалась/закончилось горючее, причем последние две причины были доминирующими), а значит, как в котлах зимы 1939 года, так и во время последующего контрнаступления количество трофейных «полуторок» и ЗИС-ов составит многие и многие тысячи машин. И, вестимо, рачительные поляки все что только можно будет починить и поставить на ход – будут чинить и передавать в войска. Что, к слову – довольно быстро породит одну бюрократическую проблему, связанную с регистрацией машин. Впрочим, поляки её быстро решат.

 

Итак, старых номерных знаков, стандарта 1928 года мы касаться не будем, упомянем лишь общие принипы:

- с армейскими образца 1928 года все было просто – просто черный номер с белыми цифрами без каких-либо букв или привязки к региону

621tur.jpg

- у гражданских образцы 1922 и 1928 годов друг от друга отличались не сильно (в 1928 году были стандартизированы размеры и шрифт) – одна или две буквы и от 1 до 5 цифр, номера белые, буквы и цифры черные. Причем регион одновременно кодировался как буквами, так и цифрами номера.

Polski_Fiat_508-I.jpg

В 1937 году были введены номерные знаки нового стандарта «буква и две цифры – тире – три цифры» - номера черные, буква и цифры – белые. С 1938 года эта система была распространена и на армейские автомобили (отличавшиеся от гражданских только литерой) – при этом замена старых номеров на новые не производилась если не было перерегистрации самого автомобиля – т.е. на старых номерах можно было продолжать спокойно ездить

Rally_Poland_1938_-_Witold_Rychter,_Aleksander_Mazurek.jpg

В номере буква обозначала тип машины, первые две цифры до тире – регион, а последние три цифры – после тире – собственно уже сам порядковый номер.

Положение предусматривало следующую кодировку:

- по литерам:

- Ттакси

- A, B, C, D, E, H, K, L, X, Y, Z – автомобили

- M, N, P, R, S, U – мотоциклы

- W – армейский транспорт

Цифровая кодировка регионов:

Варшава: 00 – 19

Белостокское воеводство: 20 – 24

Кельцкое воеводство: 25 – 29

Краковское воеводство: 30 – 34

Люблинское воеводство: 35 – 39

Львовское воеводство: 40 – 44

Лодзьское воеводство: 45 – 49

Новогрудское воеводство: 50 – 54

Полесское воеводство: 55 – 59

Поморское воеводство: 60 – 64

Познаньское воеводство: 65 – 69

Станиславовское воеводство: 70 – 74

Силезское воеводство: 75 – 79

Тернопольское воеводство: 80 – 84

Варшавское воеводство: 85 – 89

Виленское воеводство: 90 – 94

Волынское воеводство: 95 – 99

 

Т.е. на каждую литеру можно было зарегистрировать:

В Варшаве – до 20.000 автомобилей

В каждом из воеводств – до 5000 автомобилей

 

И если гражданская регистрация в номерах образца 1937 года к началу войны не исчерпала даже литеры «А», то за армейским транспортом была зарезервирована только одна-единственная литера «W», причем распространявшиеся как на автомобили, так и на мотоциклы. И с учетом как усиленного выпуска машин для армии, так и большого количества трофейной техники – перспектива её исчерпания в отдельных регионах уже не была столь иллюзорной. Поэтому будут внесены изменения в соответствующие постановления министерств коммуникации, внутренних дел и обороны, согласно которым, в случае исчерпания «армейской» литеры «W» армейский транспорт будет получать свободные гражданские автомобильные и мотоциклетные литеры по принципу «начиная с конца» (т.е. по исчерпании W армейские авто получат сперва свободную «Z», потом «Y» и т.д.; а мотоциклы, соответственно, после исчерпания армейской «W» получат свободную «U», потом свободную «S» и т.д.)

 

В польской зоне оккупации будут внедрены номера польского образца 1937 года, но с неиспользуемой на номерах в самой Польше литерой «V» (по-польски она, как и по-немецки, называется «фау» и она считается «иностранной» т.к. есть только в заимствованных словах, поэтому её как «непатриотичную» в национальный стандарт номеров и не включили в 1937 году). И коды регионов уже не будут совпадать с польскими (т.е. допустим, если номер А01-123 обозначает варшавскую регистрацию, то скажем номер V01-123 может вполне может достаться авто, перерегистрированному польскими оккупантами, скажем, в Минске, причем, скорее всего, будет играть роль и принадлежность к армии/оккупационной администрации, т.е., например, у армейского транспорта в Минске может вполне оказаться код V01, а у транспорта польской оккупационной администрации, допустим, уже V21)

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 

Теперь к моделям (мотоциклы пока что опустим – к ним мы еще вернемся)

 

Итак

PZInż

 

Polski Fiat 508-III

Годы выпуска: с 1936

Двигатель PZInż 117 (Fiat 108), бензиновый, R-4, нижнеклапанный, 995 см³, 24 л. с. при 3600 об/мин

Коробка передач: 4 передачи + обратный ход

Масса пустого: 760 кг

Максимальная скорость: 95 км/ч

Расход топлива: 8 л/100 км

 

Ну, чисто «гражданская» версия машины нас не интересует, но и армейских модификаций он имел не мало

 

Перво-наперво армейский внедорожник Polski Fiat 508-III/W

001_big.jpg

От гражданской версии отличался не только упрощенным кузовом, но и следующими элементами конструкции:

- внедорожные шины

- блокировка дифференциала

- внедорожные числа главной передачи (на подних сериях и вовсе внедорожную коробку передач)

- на поздних сериях также имелся редуктор

 

Также он выпускался в виде армейского пикапа:

508pickup.jpg

 

Армейского санитарного автомобиля:

polski fiat 1937 508_pu.jpg

 

И легкого тягача:

508_518 img_47-9.jpg

 

Polski Fiat 518

Годы выпуска: с 1937

Двигатель PZInż 157 (Fiat 118A), бензиновый, R-4, нижнеклапанный, 1944 см³, 45 л. с. при 3600 об/мин

 

Опять-таки гражданская версия нас не интересует, но было целых две версии армейского внедорожника на этом шасси (образца 1937 и 1938 годов)

Polski-Fiat_518_Kubel_WH-2345__Hoppe.jpg

polski fiat 1936 518-1.jpg

 

Polski Fiat 618

618 Без имени.jpg

Годы выпуска: с 1937

Двигатель все тот же PZInż 157 (Fiat 118A), бензиновый, R-4, нижнеклапанный, 1944 см³, 45 л. с. при 3600 об/мин

Максимальная скорость: 60 км/ч

Расход топлива: 15 л/100 км

Тормоза: гидравлические

Коробка передач: 4 передачи + обратный ход

Масса пустого: 1850 кг

Длина рамы 4517 мм

60-литровый бак позволял проехать 400 км без дозаправки

 

Базовый вариант – «полуторка» с грузоподъемностью 1,2 тонны

 

Также выпускался в виде специализированного «кавалерийского автомобиля тип 618»

Отличался складными скамьями, складной подставкой для установки как ручного, так и станкового пулемета, и был предназначен для перевозки:

- 12 солдат в полном снаряжении

- 8 солдат + станковый пулемет с одной единицей огня

- 10 солдат + ручной пулемет с 4 единицами огня

 

Также выпускался в варианте легкого автобуса (в гражданском и армейском варианта):

Фургона

И санитарного автомобиля повышенной проходимости:

618 13156_94908.jpg

 

Polski Fiat 621

621tur.jpg

Годы выпуска: с 1935

Двигатель PZInż 367 (Fiat 122B), бензиновый, R-6, нижнеклапанный, 2952 см³, 46 л. с. при 2600 об/мин

Максимальная скорость 50 км/ч

Расход топлива 24 л/100 км

80-литровый бак позволял проехать без дозаправки 300 км

Коробка передач: 4 передачи + обратный ход

Тормоза механические

Масса пустого (в варианте L) – 2350 кг

Грузоподъемность: 2,5 тонны

В отличие от более новой «полуторки» 618-й модели, имевшей уже новую цельнометаллическую кабину, 621-я модель сохраняла более архаичную металлодеревянную кабину

Основных вариантов было два – обычный Polski Fiat 621L и длиннобазный Polski Fiat 621R, но в целом он выпускался в очень широком спектре вариантов, среди которых были два варианта автобуса, пожарный автомобиль 9как обычный, так и «полугусь»), цистерна, два варианте седельного тягача (обычный и «дальнобой» со спальным местом), несколько вариантов «полугуся», в т.ч. два варианта арттягача С4Р и т.д.

 

 

 

Ранний вариант арттягача С4Р

c4p_earl.jpg

 

Поздний вариант арттягача С4Р

c4p_late.jpg

 

 «полугусь» - передвижная мастерская

c4p_wz34_workshop.jpg

 

Санитарный «полугусь»

wz34amb.jpg

 

И «полугусь стандартный армейский»

c4p_wz34.jpg

 

PZInż Żubr

12669_76617.jpg

Годы выпуска: с 1932

Лицензионная копия Saurer BLD

В отличие от «фиатов», в его конструкции поляки ничего не поменяли, разве что сделав кабину чуть попроще

104798071.jpg

Тот-же 6-цилиндровый 8-литровый дизель в 110 лошадок, те-же 5 тонн грузоподъемности

 

Так что единственное отличие «поляка» от «швейцарца» по сути было в шильдике завода-производителя и несколько более простом дизайне кабины

 

Ну еще также поляки на его шасси мелкосерийно выпускали автобус PZInż Zawrat но в серии тот не прижился ибо пассажиры жаловались на шумный движок, а водители – на неповоротливость этой махины и в 1938 году (в отличие от исходного грузовика, чей выпуск продолжался) выпуск автобуса на его шасси поляки прекратили

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Но все эти машины были машинами «предыдущего поколения» и к 1938 году поляки вплотную подошли к смене их машинами «нового поколения», которая должна была произойти в 1940 году

 

508-ю и 518-ю модели должны были сменить лицензионные «Тополино» и 1100-я модель Фиата, причем с самого начала прорабатывался и внедорожник на базе «Тополино» (который даже успел получить наименование PZiInż 627 – правда, что в РЕИ, что в ЭАИ не выйдя за стадию чертежей):

20190921_000124.jpg

 

В люксовой категории с 1940 года должен был пойти в серию

PZInż 403 Lux-Sport

510.jpg

Прототипы этого роскошного авто с 95-сильным движком V-8 выпускались с 1936 года, в серию, как я уже сказал, планировали запустить с 1940 года, но вестимо в ЭАИ этим планам также не суждено будет сбыться – хотя несколько штук для высшего командования во время войны вручную-таки соберут. Плюс еще одну – в самой роскошной из всех возможных комплектаций, и, вестимо, бронированную – как персональный подарок фюреру от Рыдз-Смиглы

 

Но не легковушками едиными

Новое поколение «рабочих лошадок» тоже планировалось

Ко второй половине 1938 года были готовы прототипы новых машин:

 

PZInż 303

PZInz.-303.jpg

Армейский внедорожник 4х4

Двигатель PZInż 157 (Fiat 118A), бензиновый, R-4, нижнеклапанный, 1944 см³, 45 л. с. при 3600 об/мин

Максимальная скорость 60 км/ч

Расход топлива 22 л/100 км

Помимо базовой версии планировался также в варианте пикапа с грузоподъемностью 800 кг, легкого арттягача и разведывательного бронеавтомобиля

 

PZInż 222

222.jpg

Легкобронированный полугусеничный транспортер, по узлам максимально унифицированный с 618-м Фиатом

Двигатель PZInż 157 (Fiat 118A), бензиновый, R-4, нижнеклапанный, 1944 см³, 45 л. с. при 3600 об/мин

Первые 12 серийных экземпляров, что в РЕИ, что в ЭАИ будут выпущены уже летом 1939 года и поступят в 10-ю кавбригаду

 

 

Также была разработана линейка из двух капотных грузовиков (603-я и 703-я) модели, а также бескапотных грузовика (713-я модель) и автобуса (723-я модель), под которые также были разработаны и новые двигатели:

PZInż 705 – на основе конструкции Maybach HL42 – но польский движок не был его точной копией, поляки его существенно доработали. Характеристики:

Бензиновый, R-6, степень сжатия 6,1:1, верхнеклапанный, 4670 см³

Цилиндры 95х110 мм

Корпус алюминиевый, ГБЦ и сами цилиндры чугунные

75 л. с. при 2400 об/мин

PZInż 625

Бензиновый, R-4, степень сжатия 6,1:1, верхнеклапанный, 3450 см³

Цилиндры 100х110 мм

Корпус алюминиевый, ГБЦ и сами цилиндры чугунные

60 л. с. при 2800 об/мин

PZInż 725G

Газогенераторный, R-6, степень сжатия 9,5:1, объем 5180 см³

65 л. с. при 2800 об/мин

PZInż 135

Лицензионная копия Saurer CR1D

Дизельный, R-6, степень сжатия 16:1, объемом 5320 см³

65 л. с. при 1800 об/мин

 

PZInż 603

pzinz603widok.jpg

Грузоподъемность 2,5 тонны

В двух вариантах:

PZInż 603: обычный с двигателем PZinż 705

PZInż 603W: 4х4 + внедорожные шины с заменой сдвоенных задних колес на односкатные «колея в колею», с двигателем PZinż 625

 

PZI703

PZInz_703_przeprawa.jpg

Грузоподъемность 3,5 тонны

В трех вариантах в зависимости от двигателя:

PZInż 703BC – с бензиновым двигателем PZInż 705

PZInż 703DC – с дизельным двигателем PZInż 135

PZIinż 703GC – с газогенераторным двигателем PZInż 725G

 

PZI713

PZInz_713.jpg

Грузоподъемность 4 тонны

Также 3 варианта – под бензиновый, дизельный и газогенераторный движок

 

 

И автобус

PZI723

Также 3 варианта – под бензиновый, дизельный и газогенераторный движок

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Понятное дело, что война, которая, напомню, в ЭАИ начинается 20 ноября 1938 года, отложит полное обновление модельного ряда в долгий ящик

 

Из новых моделей в серию запустят только внедорожник PZInż 303 (с начала 1940) и полугусеничный транспортер PZInż 222 (с лета 1939)

 

А по остальным моделям PZInż картина будет следующей:

Конечно, выпуск гражданских модификаций 508-й и 518-й моделей будет свернут, НО вот выпуск их армейских вариантов, наоборот, расширен (хотя в случае с 518-й хронологически ненадолго – т.к. уже в 1940 году её сменит уже упоминавшийся ранее внедорожник 303-й модели, а вот сменщика у 508-й нет и её продолжат выпускать всю войну)

 

В конструкцию тяжелого «Зубра» каких-либо изменений вносить всю войну не будут

 

У 618-й «полуторки» единственное что только примерно с конца 1939/начала 1940 упростят кабину, заменив её с довоенной цельнометаллической на металлодеревянную, максимально унифицированную с 621-й моделью, а также уберут задние крылья.

 

А вот 621-й ждет довольно серьехное обновление в районе 1940 года. Ибо уже к концу 30-х машинка, прямо скажем, устарела, и главная претензия та, что 46-сильный движок PZInż 367 – слишком слаб для «трехтонки» - в то время как поляками в 1938 году вполне разработан новый 60-сильный движок PZInż 625 и ничто не мешает его запустить в серию года этак с 1940-го. При этом, за счет нового движка это будет уже, собственно, новая модель, которая вместо прежнего наименования «Polski Fiat 621» получит новое наименование

PZInż 623

Однако, при этом, конструкция машины останется максимально унифицированной с 621-й моделью, изменения коснутся только следующего

PRIMO: 46-сильная шестерка PZInż 367 с объемом 2952 см³ будет заменена новой 60-сильной четверкой PZInż 625 с объемом 3450 см³

SECUNDO: с целью увеличения проходимости будет установлена внедорожная резина, а задние двускатные колеса заменены на односкатные «колея в колею» (собственно именно новые колеса и станут главным визуальным отличием 623-й модели от 621-й)

На прототипе 1939 года также будет запланирована и замена архаичных механических тормозов на новые гидравлические, но в условиях военного времени сие новшество не внедрят – и серийная 623-я модель унаследует от 621-й её архаичные механические тормоза

Серийный выпуск освоят с 1940 года.

 

Как и в случае с 621-й моделью, будет вся армейская линейка (обычный и длиннобазный вариант, различные варианты «полугусей»)

 

LRL

 

Из всей линейки легковушек и грузовиков этого завода польскую армию интересовала только одна модель, собственно именно её и планировалось в первую очередь локализовать после ввода в строй люблинского автозавода:

 

Chevrolet 157

157.jpg

Двигатель бензиновый, R-6, объемом 3547 см³ и мощностью 85 л. с.

Грузоподъемность 3 тонны

 

В РЕИ в 1939-м её сменила более новая 158-я модель, но в ЭАИ до этого не дойдет

 

После начала войны поставки американских комплектующих сходят на нет, и выпуск машин (в т.ч. и этой) будет невозможен, а завод полного цикла запускается только в 1940-м в Люблине. Но не простаивать же варшавскому заводу год с лишним. Поэтому, в 1939-м на нем временно будет освоена (по договору субподряда) сборка уже хорошо известных нам 621-х Фиатов

 

Весной 1940 года вступает в строй Люблинский автозавод, и, на первых порах только на нем, будет возобновлен выпуск Шевроле-157, но, понятное дело, конструкцию кабины сильно упростят по сравнению с довоенной

Варшавский же завод (т.к. на первых порах мощностей люблинского будет хватать только на себя) примерно до начала 1941-го временно продолжит собирать 621-е Фиаты, а вот когда завод в Люблине выйдет на полную мощность и сможет снабжать деталями и своего варшавского «старичка» - то выпуск 157-го Шевроле наладят и в Варшаве (из люблинских комплектующих)

 

Освенцим-Прага

 

Ну тут все просто, из всего довоенного разнообразия сохранится только одна-единственная модель:

Praga RN

praga_rn_1938.jpg

Двигатель бензиновый, R-6, объемом 3468 см³ и мощностью 67 л. с.

Грузоподъемность 2,5 тонны

Конструктивно машины, которые будет строить польская дочка Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (бывшего ЧКД) для Войска Польского из богемских комплектующих ничем от машин, выпускаемых материнским заводом в Богемии для Вермахта отличаться не будет.

При работе в две смены вполне себе сможет выдавать до 2000 машин в год.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 

Тягачи и иже с ними

 

Не автомобилями едиными

Понятное дело, что будет продолжен выпуск хорошо известных нам тягачей

 

С2Р

C2P_(4).jpg

Выпуск, вестимо, будет продолжатся, причем очень и очень активно. Поскольку в 1940 году движок PZInż 367 снимается с производства с заменой на PZInż 625, то, соответственно, получится и новая модификация

С2Р wz.40

У которой 46-сильную шестерку PZInż 367 заменит новая 60-сильная четверка PZInż 625

Понятное дело, что на характеристиках машины это скажется только самым положительным образом

 

С7Р

C7P.jpg

 

Также продолжат выпускать, причем появится и запланированная саперная версия с бульдозерным отвалом (в РЕИ выпустить не успели)

Ну а ближе к концу 1940 года и у С7Р произойдет замена движка – с одной стороны пять лошадок в мощности он таки потеряет (новый дизельный PZInż 155 был 105 л. с. вместо 110 л. с. у старой версии Заурера) но и сам движок почти на полтонны легче старого, так что на качестве машины это скажется только в положительную сторону.

 

 

Запустят в серию и разработанную в 1939 году на шасси «семерки» БРЭМ (в РЕИ так и осталась в виде двух построенных прототипов), которая получит наименование

W7P

1650321_original.jpg

 

С 1941 года в серию пойдет также и колесный артиллерийский тягач С5Р (он же PZInż 342), разработанный в конце 1937 года

342.jpg

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

 

Мотоциклы

Производителей было много, но полностью локализованными были следующие три модели:

 

Sokół 600 RT M211

600 img_1.jpg

Производитель: PZInż

Годы выпуска: с 1935

Предназначался и для гражданского рынка, и для армии

 

Двигатель PZInż M211, одноцилиндровый, 4-тактный, 579 см³

Цилиндр 83х106 мм

Степень сжатия 4,75:1

16 л. с. при 3800 об/мин

Выпускался в варианте без коляски (базовый) и с коляской

Масса мотоцикла: 170 кг + коляска 85 кг

Расход топлива: 4 л/100 км (с коляской 5,6 л/100 км)

Максимальная скорость: 110 км/ч (с коляской 90 км/ч)

 

Sokół 1000 M111

_Motocykl_CWS_M111_Sok_l_1000_M111_w_Wojsku_Polskim._Lata_30_z.jpg

Производитель: PZInż

Годы выпуска: с 1932

Задумывался как чисто армейский мотоцикл, но помимо армии закупался также полицией и почтой, небольшое количество машин также продавалось и на гражданском рынке

 

Двигатель: CWS M111, 2-цилиндровый, 4-тактный, 995 см³

Цилиндры 83х92 мм

Степень сжатия 5:1

Мощность: 18 л. с. при 3000 об/мин, 22 л. с. при 4000 об/мин

Масса вместе с коляской: 375 кг

Объем топливного бака: 20 л

Расход топлива: 7,5 л/100 км

Максимальная скорость: 100 км/ч

 

SHL 98

1.jpg

Производитель: SHL

Годы выпуска: с 1938

 

Двигатель SHL 98, одноцилиндровый, 2-тактный, 98 см³

Степень сжатия: 5:1

Мощность: 3 л. с. при 3000 об/мин

Масса: 78 кг

Расход топлива: 2 л/100 км

Максимальная скорость: 65 км/ч

 

 

Остальные модели мотоциклов (в основном легких) различных производителей имели большую долю импортных комплектующих, и, как правило, импортные двигатели

 

 

Ну, и, на десерт – велосипеды

 

Вот такая вот няшнота – армейский велосипед wz.35

28af0287deb125b2534909283e949347,860,0,0,0.jpg

0e2bdf36a2f70323021a445fb969299b,860,0,0,0.jpg

они же в самом конце видео:

 

 

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

ну и поставки от союзников по Антикоминтерновскому пакту тоже не забудем

на начальном этапе войны

от Германии - 780 опель-блиц

от Италии - 1560 фиат-621

на протяжении 1940-41 годов

от немцев еще тысячи полторы опель-блиц

от итальянцев - столько же фиат 626

 

на фоне развернутого собственно польского производства

в 1939 - не менее 20 тысяч грузовиков

с 1940  (после ввода в строй люблинского автозавода) - не менее 35 - 40 тысяч в год

это конечно будет смотреться бледновато

но на НАЧАЛЬНОМ этапе войны и эти пара тысяч машин от союзников будут очень важны

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано: (изменено)

на фоне развернутого собственно польского производства в 1939 - не менее 20 тысяч грузовиков с 1940 (после ввода в строй люблинского автозавода) - не менее 35 - 40 тысяч в год

собственно объемы - расчет

Ursus - при работе в 2 смены - 20 тысяч грузовых автомобилей в год

LRL-Люблин - в первый год работы при работе в две смены- 12 - 15 тысяч грузовых автомобилей, начиная с 1941 - 20 тысяч грузовых автомобилей в год

LRL-Варшава - 3000 грузовых автомобилей в год при работе в 2 смены

Освенцим-Прага - 2000 грузовых автомобилей в год при работе в 2 смены

PZInz-Варшава - 5000 мотоциклов и военных внедорожников в год при работе в 2 смены

итого выходит после выхода на все мощности (т.е. с 1941) - 45 тысяч грузовиков и 5 тысяч мотоциклов и военных внедорожников в год

Изменено пользователем Рюрик

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

и, соответственно, расчет количества военных авто на момент начала войны

штатно в войске польском по состоянию на 1938 - 13 тысяч

мобилизовано - 8 тысяч (7 тысяч грузовиков + тысяча автобусов)

поставлено союзниками - чуть менее 2 с половиной тысяч

итого, без учета трофейных - чуть менее 23 с половиной тысяч

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

видео в тему

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

Предназначался и для гражданского рынка, и для армии

в армии эту модель получали в первую очередь саперные подразделения

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

двигатели и комплектующие поставлялись из США (легковые автомобили Швероле и Бьюик, грузовики Шевроле) и Германии (малолитражки Опель)

То есть Дженерал Моторс Корп.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Опубликовано:

То есть Дженерал Моторс Корп.

оно самое

лицензионный договор между польским LRL и Дженерал Моторс был заключен в 1936 году

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте учётную запись или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учётную запись

Зарегистрируйтесь для создания учётной записи. Это просто!


Зарегистрировать учётную запись

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас