Ответ на Константин IV Погонат живет дольше

Автор: Georg,
Ну на момент 680 года перевес ромеев над болгарами очевиден - Константин осаждал Аспаруха, а не наоборот. "В 680 г. о разорительных набегах болгар стало известно в Константинополе. Самоуверенный из-за своих выдающихся побед, император Константин решил, наконец, сам двинуться с войском во Фракию. Экспедиция затевалась масштабная. В Европу перебросили тяжеловооруженные войска из Азии. К дельте Дуная отправился ромейский флот. Отряды болгар, бродившие по придунайским селениям, были ошарашены внезапным приближением огромного императорского войска. Когда оно появилось у Нижнего Дуная в боевом строю, а у берега показалась эскадра, болгары не решились принять бой. Они стремглав отступили в топи дельты, уже неплохо укрепленные Аспарухом. Армия и флот подступили к Певке и осадили болгарского хана. На беду для ромеев, в четвертый день этой осады Константина свалили сильнейшие боли в ногах. Император поспешил отплыть для лечения в город Месемврия с его древними банями. Константин покинул осадный лагерь с ближней свитой и пятью боевыми кораблями. На прощание он приказал своим военачальникам продолжать осаду. Однако отплытие государя скрыть было трудно, и в ромейской коннице зародился слух, будто он бежал. Моментально распространившаяся ложная весть вызвала в среде ромеев суматоху. Первыми бросили осадный лагерь конники, за ними устремилось и остальное войско. Аспарух не преминул воспользоваться нежданным случаем. Болгары бросились вдогонку отступающим в беспорядке врагам, повергнув их в паническое бегство." Так что возможность раздавить болгар в зародыше у империи была. И если бы она была реализована - последствия действительно грандиозные. Что там Киликия и Антиохия. "Хотя восточные романцы и являлись отчасти потомками римлян, Великое Переселение народов превратило часть из них (а затем и почти всех) в кочевников, выбило из государственной системы. Они находились на том же уровне племенного строя, что и окружающие «варвары», с которыми обильно перемешивались. Сирмисиане в пределах Аварского каганата «смешались с булгарами, аварами и другими язычниками». Сохранив «обычаи и стремление рода к земле ромеев», они вместе с тем создали «новый народ». К приходу Кувера, в условиях нестабильности в каганате, они обрели уже статус "полноправных граждан" Аварского каганата. В кочевой империи он был немыслим, скажем, для славян, возможен лишь при глубоком слиянии с кочевниками. Влахам, перешедшим в VII в. Саву, до образования государства предстоял путь более далекий, чем славянам. Правда, многие из них сохраняли интерес к христианству – и принимали при первой возможности крещение. Но цивилизованные ромеи воспринимали сирмисиан (и влахов) не иначе, чем как варваров или полуварваров. При столкновении со славянами на Нижнем Дунае разобщенность кочующих кланов скорее помогала. Союз Семи родов в Мезии оказался не в состоянии противостоять ползучему расселению враждебных влахов. Так и сама Империя веком раньше не смогла остановить собственное проникновение славян в Малую Скифию. Происходившие конфликты с влахами оказывались для славян, как правило, неудачны. По мнению передающего дунайские предания русского летописца, «волохи напали на словен дунайских, и осели среди них, и чинили им насилие». К пришельцам, разумеется, нередко примыкали местные «волохи», данубии. Ведшие оседлую сельскую жизнь, они вместе с тем ощущали сродство с кочевыми влахами с запада. Ощущали это родство и не успевшие еще раствориться среди новых соседей римо-фракийцы. В такой ситуации быстро перемещавшиеся влашские кочевья могли просто вселяться в отдельные смешанные села и через некоторое время начинать притеснения славян. В случае же возникновения реальной угрозы (в лице, допустим, княжеской дружины или племенного ополчения) кочевье могло столь же быстро перейти в новые места. Учитывая большую и возраставшую численность влахов, возможность присоединения к ним местных сородичей, борьба с ними для дунайского племенного союза оказалась весьма трудной задачей. Разрозненные влахи, впрочем, не сумели бы добиться решающих успехов без внешней поддержки. «Стремление рода к земле ромеев» двигало многими из них в расселении. Поэтому они обращались за помощью в утверждении на новых землях в Константинополь. Император Константин, конечно, с радостью ухватился за подобную возможность. Он вмешался в события не как полководец – о военных действиях во Фракии ничего не известно – а как высший судья, арбитр в межплеменных распрях. Семь родов в новой обстановке были жизненно заинтересованы в подобном посредничестве, которое хоть отчасти упорядочило бы отношения их с влахами. Результат был предсказуем. К концу 670-х гг. земли Нижней Мезии «удерживались христианами» и находились как бы под покровительством Империи. Под «христианами» следует понимать местных влахов, которые потеснили и частично подчинили славян. Влахи старались удерживать дунайскую границу и платили дань в Константинополь. Неясно, как развивались бы отношения между жителями Нижнего Подунавья в дальнейшем. Вернее всего, союз Семи родов ждала бы в итоге судьба славиний Эллады или, в лучшем случае, Македонии. Впрочем, и нижнедунайские влахи в этом случае едва ли превзошли бы своих южных и западных кочевых сородичей, подчинившись государственному организму возрождающейся Империи. Но как раз в эти годы в регион вступила новая сила. Болгарская орда хана Аспаруха перешла Днестр и вышла на подступы к дунайской дельте." Вмире Германа мы с коллегой Герой обсуждали эту ситуацию, и пришли к выводу что без болгарского завоевания славян "Попинской культуры" ожидала бы ползучая романизация. Опираясь на влахов Ромейская империя вновь стала бы твердой ногой на нижнем Дунае, после чего, в отсутствии конкурирующей силы, беспрепятственно бы покорила и инкорпорировала склавинии Македонии, сомкнув границы с рубежами аварского каганата на Западной Мораве и удерживая под своим сюзеренитетом сербов и хорватов. Собственно македонские склавинии в РИ покорил Константин V, но из-за болгарских войн не сумел установить над Македонией реальный административный контроль, поставив лишь гарнизоны в ключевых крепостях. В мире без Болгарии ничто не помешает организовать там фемы. Иными словами - в Европе вместо обрывков былых провинций получается мощный плацдарм, сопоставимый с Малой Азией. В такой ситуации действительно не будет иконоборческого кризиса - иконоборческое движение в РИ имело опору в Азии, а его богословские идеи происходили из Армении, в данном же мире значение армян в империи куда ниже. Я тоже не верю в возможность прочно отвоевать Антиохию (Киликию и Милитену пожалуй реально) - так как Аббасидский халифат слишком силен. Но, удерживая оборону в Азии, Ромейская империя в отсутствии Болгарии может беспрепятственно расти в Европе. Без иконоборцев не будет отпадения римского патриархата, а усиление военных сил европейских фем славянами позволит перейти в контрнаступление против лангобардов в Италии, удержав Равенну и покончив с Беневентом и Сполето. Папы останутся лояльными имперскими патриархами и не призовут Каролингов в Италию. Арабы не получат Сицилии, хотя удержать Римскую Африку не удастся - на момент нашествия на нее арабов благопроятные для Византии последствия развилки еще не успеют сказаться.